Содержание

Ребёнок при чтении путает буквы: причины и что делать

Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Содержание статьи:

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.

Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

ourkids.ru

Ребенок путает буквы: повод насторожиться?

Второклассник меняет слова местами, путает буквы, а его почерк учитель разбирает с лупой… Что это: лень, нежелание учиться, протест? Учёные уверяют: чаще всего речь идёт о дисграфии. Эту проблему мы обсудили с логопедом-дефектологом Натальей Чернавиной. 

Что это вообще такое — дисграфия — с медицинской точки зрения?

Коротко говоря, это частичное нарушение процессов письма, обусловленных несформированностью зон головного мозга, отвечающих за речь, чтение, письмо.

Как часто эта проблема встречается?

У каждого второго ребёнка, но в разной степени. У кого-то это единичные ошибки (постоянно меняет «б» на «д»), а кто-то вообще не может написать слово.

Какие основные симптомы дисграфии, что должно насторожить маму?

Нужно ли к логопеду: как оценить речь ребёнка

Речь ребёнка – это важный показатель того, как идёт его развитие. На что и когда обратить внимание, чтобы в дальнейшем избежать проблем?

Прежде всего это повторяющиеся ошибки. У школьников – замены, пропуски букв, перестановка букв, добавление лишних букв или их элементов. Первые признаки дисграфии заметны еще у дошкольников – такие детки испытывают сложность в овладении алфавитом, плохо воспринимают печатные и письменные буквы…

Дисграфия и дислексия — в чем разница?

При дисграфии нарушено письма, при дислексии — чтения. Часто эти диагнозы идут вместе, поскольку в целом нарушен звукобуквенный анализ, за это отвечают одни и те же зоны мозга. 

В каком возрасте ребёнку могут поставить этот диагноз?

Не раньше 7-8 лет, когда ребенок овладеет техникой письма. Но лучше сразу в первом классе, если есть симптомы, сводить к логопеду на диагностику.

Связана ли дисграфия с плохим почерком?

Да, связана. Почерк обычно неразборчивый, буквы прыгают: одна больше, другая меньше. Строчки не соблюдаются.

Дисграфия вообще не лечится медикаментозно, только педагогическими методами.

Может ли ребёнок «перерасти» проблему самостоятельно и к какому возрасту?

Скорей бы он заговорил: 5 способов развить речь ребёнка

О нормах развития речи психологи и логопеды до сих пор не договорились. Но в любом случае, чем больше времени вы будете уделять этому процессу, тем лучше, чище и красивее будет говорить малыш.

Нет, не может! Если не исправлять это нарушение, оно может перерасти в дизорфографию: ему будет сложно читать, понимать прочитанное. Необходимо понимать, что это нарушение не исправляется без коррекции логопеда.

Куда обращаться для лечения дисграфии: к логопеду или психологу?

К логопеду. Но если есть сопутствующие диагнозы: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), дизартрия, – нужна также работа невролога. 

Сколько нужно заниматься для преодоления дисграфии?

С логопедом надо заниматься 2–3 раза в неделю не меньше года. Первые результаты, в зависимости от тяжести диагноза и квалификации специалиста, появятся через в среднем через 3 месяца. Обычно с логопедом занимаются всю начальную школу, чтобы не было проблем. Диагноз пожизненный: к сожалению, совсем без ошибок человек с дисграфией не будет писать никогда. Но всё можно скорректировать.

Мешает ли дисграфия обучению в школе?

В идеале таким детям нужен коррекционный, логопедический класс. Но в целом занятий с логопедом достаточно, чтобы ребёнок учился с обычными детьми. Учителей надо обязательно ставить в известность, как и о других логопедических и неврологических диагнозах. Оценивать таких детей очень сложно, потому что глаза на ошибки закрывать не будешь, приходится ставить оценки хуже. Если школьник из-за низких оценок закрывается в себе, переживает, нужна работа психолога и поддержка родителей – объяснить, что при желании эти ошибки исправляются.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Что делать, если ребенок путает или пропускает буквы на письме?

Родители часто беспокоятся, что ребенок даже с хорошим звукопроизношением, при овладении письменной речью допускает много нелепых ошибок. Путает буквы «у» и «и», «б» и «д», «с» и «з», мягкие согласные с твердыми, а мягкий знак вообще выпускает. Некоторые учителя считают, что эти глупые ошибки ребенок совершил из-за невнимательности, но на самом деле, их причина логопедическая – недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Называются такие стойкие повторяющиеся ошибки на письме дисграфией, о которой и поговорим в этой статье.

Что такое дисграфия.

Механизм овладения письменной речью – сложная мыслительная операции, в процессе которой участвуют сразу несколько анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, моторный, кинестетический. Сначала мы слышим звуки, затем проговариваем про себя, затем переводим акустический образ в символ, обозначающий ту или иную букву, и только потом движем рукой по листу бумаги в разных направлениях, чтобы передать услышанное на письме. Если ребенок допускает в тетради одни и те же ошибки: пропуски букв, замены, перестановки, добавление новых букв или слогов, это нарушение навряд ли можно назвать безграмотностью. «Трва» вместо трава, «етс» вместо «ест», «в гону» вместо «в году», «тясы» вместо «часы», «гупы» вместо «губы» или ошибки в построении грамматической конструкции: нет зеленая платий, пять стеклянный окна и т.п. Если эти ошибки имеют стойкий характер, то речь идет о нарушении работы зрительного, слухового или других анализаторов. В связи с этим дисграфия делится на несколько видов:

  • Акустическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
  • Оптическая дисграфия.
  • Аграмматическая дисграфия.

Акустическая дисграфия.

Это как раз тот случай, когда ребенок путает звуки именно потому, что он их недослышит. На почве нарушения распознавания затруднена слуховая дифференциация акустически близких звуков: С-Сь, Т-Ть, Л-Ль, П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Ч-Ц, Ч-Щ и других. Подобные нарушения приводят к заменам звуков сначала в устной речи, а затем и буквенным – на письме. Ребенок пишет так же, как и произносит: «калман» вместо «карман», «патка» вместо «пятка», «зказал» вместо «сказал», «чётка» вместо «щётка» и т.п.  В моей практике был мальчик, который говорил в нос, поэтому многие ротовые звуки были с носовым оттенком, он писал «на бену» вместо «на беду», потому что так слышал эти звуки.

Коррекция акустической дисграфии ведется с опорой на сохранные анализаторы: зрительный и кинестетический. Перед написанием буквы ребенок произносит соответствующий звук вслух, проверяя кинестетические ощущения, то есть положение языка, губ, зубов, участие голоса и шума при воспроизводстве конкретной фонемы. Поскольку все звуки речи отличаются друг от друга местом, способом образования, наличием или отсутствием голоса и шума, то отличить одну артикуляторную позу от другой не составит большого труда. Позже, переводя фонему в графему, закрепляем полученный кинестетический образ зрительно.

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Суть этого нарушения – отсутствие правильного произношения некоторых звуков. Проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. «Сапка» вместо «шапка», «шапоги» вместо «сапоги», «сапля» вместо «цапля» и т.п. В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежат не только трудности слуховой дифференциации звуков, но и неправильное удержание артикуляторной позы при произнесении звука. Например, ребенок не различает на слух звуки «с» и «ш», но ему надо на что-то опереться при овладении их артикуляцией, и он удерживает язык, губы, зубы в одном и том же положении при произнесении и свистящего, и шипящего звука.

Коррекционная работа заключается в своевременной помощи по воспитанию слуховой дифференциации фонем. Необходима постановка и автоматизация отсутствующего звука. Основной задачей является – научить ребенка удерживать правильную артикуляционную позу для каждого дефектного звука. Таким образом, первоначально работа ведется с устной речью, позже с письменной.

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Нарушение языкового анализа и синтеза может наблюдаться при ОНР (общем недоразвитие речи) как несформированное умственное действие, не сочетающееся с акустической дисграфией. Данный вид нарушения включает в себя:

  • Анализ предложения на слова;
  • Слоговой анализ;
  • Фонетический анализ.

Ребенок не умеет делить предложения на отдельные слова, пишет слитно два-три слова, предлоги с существительными («пасматрелнаниво»), застревает на одном звуке («МагазиМ»), предвосхищает один звук в пределах слова (на деВеВьях»), в пределах предложения (« жуКчат ручейКи»), смешивает звуки («лептбау» — лепят бабу) и т.п. Для этого вида дисграфии свойственна полная непредсказуемость ошибок.

Для коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза необходимо научить ребенка вычленять из речи предложение, из предложения – слово, делить слово на слоги, четко очерчивая границы слога, и, наконец, вычленять фонему в слоге. Для этого используются специальные упражнения, а также отхлопывание слов при делении их на слоги, нахождение местоположения звука в слове. Фиксируется последовательность соединения букв в слово. Работа ведется в направлении выравнивания западающего звена.

Оптическая дисграфия.

Этот вид дисграфии не зависит от состояния устной речи и проявляется даже у тех детей, которые чисто говорят. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений. Ребенок путает написание элементов букв. Вместо «в» пишет «д», вместо «а» — «о», вместо «ш» — «и», вместо «щ» — «ш», то есть путает похожие буквы. Все буквы в русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов: палочки, овалы, крючочки, загогулинки, полукруги. По-разному комбинируясь по количеству и пространственному расположению, эти элементы образуют буквенные символы. Недописывание элементов букв свидетельствует о недоучете их количества. Зеркальное изображение букв говорит о неверной ориентированности в пространстве.

Работа по устранению оптической дисграфии начинается с уточнения ориентации в пространстве и на плоскости, верно ли ребенок ориентируется в собственном теле: правая-левая рука, верх-низ, спереди-сзади. Ребенка просят поставить точку в правом верхнем углу бумаги, провести линию вниз в правый нижний угол, затем в левый верхний и т.п. Нужно также лепить буквы из пластилина, выкладывать из веревочки, чтобы понять, какими элементами они отличаются. Затем навыки написания букв закрепляются в тетради сначала изолированно, затем в составе слогов, слов, предложений и, наконец, в тексте.

Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии стоит особняком, поскольку появляется только при изучении грамматических правил, примерно с 3 класса. Например, ученик пишет «много палец» вместо пальцев, «серый кошка» и т.п. Это обусловлено недоразвитием лексико-грамматического строя устной речи. Письменная речь требует анализа структуры слов и их синтаксических связей: изменения слов по родам, числам и падежам, навыка словообразования с помощью приставок и суффиксов, умения согласовывать существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже и т.д. На письме аграмматическая дисграфия проявляется искажением структуры слов, замены суффикса падежными окончаниями, нарушением предложных конструкций, согласований, неумением конструировать предложения.

Для устранения аграмматической дисграфии очень важна профилактика этого нарушения. Родители еще в дошкольном возрасте должны учить детей грамотно оформлять свою речь. Если же ребенок неправильно употребляет грамматическую форму каких-либо слов, например, говорит «мама заходит из дома», нужно объяснить ему смысловое значение этой конструкции. Далее необходимо учить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии, например, сахар – сахарница, перец-перечница, суп-супница, хлеб-хлебница, конфеты – конфетница и т.д. Если же у ребенка наблюдаются стойкие грамматические нарушения в школьном возрасте, стоит вести коррекционную работу по формированию грамотной устной речи и изучать правила русского языка. При затруднении используют схемы.

Скудость словарного запаса, неумение грамотно выразить свою мысль и правильно записать ее в виде распространенного предложения, недоразвитие причинно-следственных связей приводят к тому, что школьники в старших классах не умеют грамотно писать сочинения и изложения. При обнаружении у ребенка подобного рода ошибок следует обратиться за помощью к логопеду для выявления предпосылок возникновения того или иного вида дисграфий и определения направления коррекционной работы

cpc.tomsk.ru

Ребёнок при чтении путает буквы — Логопедия

То, что Вы описываете-называется оптическая дислексия. Но, видимо, есть еще нарушения, это нужна более доверительная и детальная беседе, нужна сама девочка, посмотреть, что и как. Это не смертельно, но, как Вы видите, вызывает проблемы в обучении, и перерастет в дисграфию.У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием анализа и синтеза слова, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( и т.п.) При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается. Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга. При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Педагог выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг — месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: 1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. 2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других. 4. Игра «Что изменилось?» Педагог раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. 5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности . При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем — левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе. 2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. 3. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции педагога: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради— справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним: 1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку. 3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок. 4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции. 3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). 4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв. 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. 6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению. 8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л — Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б. 9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н —п, г — т. 10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В. 11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н. При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий. Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание. Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте. Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Выводы и проблемы Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Коррекционно-развивающая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздействия. На расстоянии я Вам больше помочь ничем не смогу, к сожалению. И логопеда у Вас нет…Посмотрите задания в интернете по заданным темам-там много чего есть. Скачайте рабочие тетради по устраненю дисграфии и постоянно понемногу занимайтесь! Все получится!

health.mail.ru

10 слов, в которых часто путают буквы.

1. дуршлаг. Слышится то ли «Дуршлаг», то ли «друшлаг», поэтому довольно многие делают ошибку. Проверить, как правильно, очень легко: достаточно вспомнить, что это немецкое слово, образованное от предлога Durch, что значит «Через, Насквозь», и Schlagen — «пробивать».


2. скрупулезно. Это слово действительно многим хочется написать или произнести иначе — «Скурпулезно». Оно образовано от латинского Scrupus — острый камень. А Scrupulosus соответственно значит «Каменистый, Острый». Первый слог — скруп — похож на звук, как будто кто-то продирается через что-то. Так и можно запомнить написание этого слова — вспомните о человеке, который продирается через все мелочи, через все камешки.

3. конфорка. Этой всем знакомой кухонной детали достается больше всего. «Яндекс» показывает 2 млн случаев неверного написания этого слова — «комфорка», вероятно, от слова «комфорт». Что самое интересное, оно действительно вначале так и писалось. Слово было заимствовано в Xviii веке из голландского языка. Там Komfor означало жаровню. Но потом написание изменилось.

4. гастарбайтер. Можно встретить два ошибочных варианта написания этого слова: «Гастрабайтер» и «гастробайтер». Никакого отношения к гастриту или к гастрономии это существительное не имеет. Оно образовано от сложного немецкого слова Gastarbeiter, что значит «Гость — Работник». Слово было заимствовано в 90-е годы. И вначале появилось в словарях с немецким вариантом ударения — «Гастарбайтер». Но потом тенденция к ритмическому равновесию сместила ударение на третий слог.

5. винегрет. Тут постоянно путаются две гласные — «и» и «е». В каком порядке они должны идти? Чтобы не путаться, запомните французское слово Vinaigre — «Уксус», и все станет на свои места.

6. прецедент. В этом слове часто пишут и произносят лишнюю букву — «н» перед «д». Получается «Прецендент», что неправильно. Вероятно, так пишут по аналогии со словом «Претендент», но на самом деле ничего общего у них нет. Запомните французское слово pr? c? Dent, что значит «Предшествующий». То есть если меры беспрецедентны, это значит, что до них подобных мер не было.

7. дерматин. В это существительное тоже то и дело влезает лишняя «н» — «дермантин». Первоисточник слова — греческое Derma — выделанная кожа, шкура, пленка.

8. почерк. Тут часто бывает проблема с лишней буквой «д». Но следует запомнить, что «Почерк» — не от глагола «подчеркивать», он от глагола «почеркать», то есть написать.

9. наперсник. Это книжное, поэтическое существительное используется редко, но если и используется, то зачастую ошибочно. После «с» некоторые ставят «т», указывая таким образом на том, что существительное образовано от слова «перст». То есть наперстник — тот, кто наставляет и направляет. К перстам это слово не имеет никакого отношения. Здесь в основе лежит другая часть тела — перси, то есть грудь. Наперсник — тот, кому доверяют сокровенные тайны, доверенное лицо, то есть тот, у кого можно поплакать на груди.

10. преемник. Его постоянно обзывают приёмником. Такое слово тоже есть, но это прибор, а не последователь. Преемник — это тот, кто перенимает, поэтому и приставка «пре-«.

Так что будьте особенно осторожны, когда пишете о преемниках!

interesnyefakty.com

Анаграммы, перепутанные буквы и слова по стрелочкам

Анаграммы, перепутанные буквы и слова по стрелочкам

Автор:  Женя Кац | 21.05.2014 02:51:51 |

Версия для печати

Есть такой изветсный экспемирент: в каокм-инбудь длинонм тескте осталвяют на своих метсах тоьлко певрые и полседние буквы в кжадом слове, но эти очепятки не меашют вам поинмать смысл протичанного.

А вот дети на таких «перепутанных текстах» сразу же теряются, тормозят и страдают. Как быть?


Можно в качестве игры предложить им самим придумать свои «перепутанные тексты», желательно — с длинными словами. А ещё можно предложить детям придумывать свои анаграммы — слова с перепутанными буквами.

Можно начать с простых анаграмм, где просто переставлены слоги.
Впрочем, совсем не обязательно подсказывать детям, какие из анаграмм решаются именно так:

Переставь буквы, и собери из них другое слово:

ТКАНИ

ЦОКОЛЬ

КАБАН

Из таких букв составь 2 разных слова
ВАНЕС

А теперь придумай два разных слова из этих букв:
СНАОС

А теперь прочитай слова по стрелочкам.
Если ты сможешь найти первую букву, на которую не показывает ни одна стрелочка, то дальше будет уже проще — стрелки сами приведут тебя!

А теперь отгадай эти два слова!


Что из этого ты видишь чаще?

Еще способ записать слова со стрелочками:

Прочитай эти 4 слова из одинакового набора букв:

Придумай свои анаграммы и слова, из букв которых можно собрать новые слова.
И напоследок — сложная задача: из всех этих букв можно собрать 2 разных слова

АКРОАМШ

pgbooks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *