Разработка урока по экономике 5 класс по теме «Потребности»

МБОУ Глуховская СОШ

Конспект урока

по экономике

в 5 классе

Тема «Потребности, их многообразие и неограниченность»

Тип урока: изучение нового материала

Выполнила

учитель экономики

Тимохина В.А.

с. Глухово 2014г

Тема «Потребности, их многообразие и неограниченность ».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемно – развивающий, частично – поисковый.

Форма урока: урок – игра: использование групповых, индивидуаль-

ных, а также фронтальной формы работ учащихся на уроке.

Цели урока:

формирование представления о потребностях и их видах, научиться классифицировать потребности и осознавать их безграничность

Задачи урока:

1. Образовательные:

— сформировать представление учащихся «потребностях» и их видах;

— умения выделять духовные, социальные, физиологические потребности;

— классифицировать потребности

2. Развивающие:

— развивать критическое мышление , навыки анализа, сравнения, обобщения, рассуждения;

— развивать навыки устанавливать и выделять главное;

— прививать умения руководствоваться полученными знаниями в конкретных ситуациях повседневной жизни;

— развивать навыки работать с кластером, в группах.

3. Воспитательные:

— воспитывать у учащихся активность, самостоятельность, любознательность на уроке;

— формировать эстетические качества личности;

— воспитывать у учащихся бережное отношение к вещам.

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, лист настроения

План урока

1

Организационный момент.

  1. минута

Сообщение темы и цели урока.

3 минуты

Формирование новых знаний:

17 минут

Физкультминутка

2 минуты

Применение новых знаний.

16 минут

Итоги урока и выставление оценок.

4 минуты

Домашнее задание .

1 минута

Рефлексия

1 минута

Ход урока

Этап

урока

Содержание урока

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.

2.

3.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы с вами познакомимся с новым предметом-экономикой. Познавать курс экономики нам поможет гном Эконом.(презентация слайд1-3)

Тему сегодняшнего урока, над которой нам предстоит работать, вы узнаете, составив синквейн.

Групповая форма работы.

Работаем в группе по четыре человека.

Ребята от каждой группы зачитывают синквейны, сравнивают свои ответы с ответами товарищей и выбирают лучший).

(Оценка учителя).

(презентация слайд4)

Вопрос: Назовите ключевое слово.

Ответ: Потребность

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема урока «Потребности, их многообразие и неограниченность». Сегодня на уроке мы познакомимся с видами потребностей, научимся классифицировать потребности, выяснить, в главная особенность потребностей.

Работа в тетради (записываем число и тему).

Формирование новых знаний.

(составление кластера)

Вопрос: Что означает, на ваш взгляд слово потребность?

Ответ:

— желание,

— нужда,

— необходимость в чём-либо,

Учитель: Прочитайте определение.

Ученик: Потребность – это нужда в чём-либо требующая удовлетворения (запись в тетради).

Вопрос: Назовите ваши потребности

Ответ: Еда, одежда, воздух, жильё, книги.

Учитель: Различают два вида потребностей- первичные и вторичные.(презентация слайд5-7)

(запись в тетради).

Назовите мне их главную черту.

Ученик: Безграничны (слайд 8)

Учитель: До сих пор говорилось о личных потребностях , но есть большая группа людей- общество. Как будут называться потребности общества?(слайд9)

Ученик: Общественные

Учитель: Как будут называться потребности производственного коллектива (предприятия)

Ученик: Производственные

Индивидуальная форма работы.

Учитель:

Закончи предложение ( рабочая тетрадь задание 2 с.6).

Вопрос: Какие слова пропущены?

Ответ: Потребность, желания.

Учитель: Выполнить задание 6

(Оцени себя сам . Презентация слайд3)

Физкультминутка.(слайд10)

Я буду называть потребности, а вы будьте внимательны .Если я назову первичные потребности-руки вверх, вторичные –руки в стороны, общественные –руки опустили.

Организация внимания учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм.

Вступительное слово учителя способствует включению в процесс обучения.

Составление синквейна позволяет вызвать интерес учащихся к теме урока, стимулирует их познавательную активность.

Постановка задач способствует актуализации внимания на основных проблемах урока.

Учащиеся организуются, эмоционально настраиваются на работу.

Включение учащихся в активную работу.

Активизация внимания.

Объяснение и постановка вопросов способствует формированию новых знаний.

Самостоятельная работа учащихся, самоконтроль и оценка

Восстановление сил, развитие внимательности,

закрепление знаний

.Задание 1. Прочитайте отрывок из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и устно ответьте на вопросы.(слайд 11)

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Жил – был богатый купец, было у него три дочери. Вот собрался раз купец, по своим торговым делам за море. Попросили его дочери привести подарки. Продал купец свой товар дорого, купил дёшево, менял товар с прибылью. Доволен он торговлею, старшей дочери купил венец из каменьев самоцветных, средней – туалет хрустальный. Одна печаль: никак не может найти цветочек аленький для младшей дочери. Вот пришёл во дворец богатый…

Вопросы:

  1. О каких потребностях идёт речь в этом отрывке?

  2. Назовите эти потребности?

  3. О какой экономической проблеме идёт речь в этом отрывке

Применение новых знаний.

Устная работа.(задание3 с.7)

Вопрос:

1. Перечислите потребности старухи.

Ответ: корыто, изба, столбовая дворянка, царица, владычица морская

Вопрос:

2. Что сделала старуха для удовлетворения потребностей

Ответ: Требовала исполнения потребностей стариком

Групповая форма работы.

Работа в тетради

а)(задание 6 с.8)

Распредели по столбикам виды потребностей

1.Личные (1ряд)

2.прозводственные (2ряд)

3.общественные (3ряд)

б) Разгадай шараду (задание5.)

Итоги урока и выставление оценок.(слайд12)

Вопросы:

— Какова была тема урока?

— Какие бывают потребности?

— Какая главная особенность потребностей?

 Домашнее задание.

Нарисовать потребности, которые испытывает ваша семья.

8. Рефлексия.(слайд13)

— Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова, на полях поставьте кружочек и закрасьте зелёным цветом.

— Задание, которое вызвало у вас затруднение, поставьте напротив знак восклицания.

— Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.

— Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.

— Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.

— Спасибо всем за работу на уроке.

до свидания!

 

Обращение к сказке способствует формированию логического мышления, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Это задание направлено на обобщение и закрепление полученных знаний, на развитие внимания, мышления, творческих способностей.

Работа по группам помогает глубже усвоить знания по заданной теме. Это задание направлено на обобщение и закрепление полученных знаний, на развитие внимания, мышления, творческих способностей.

Используя полученные знания, учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Этап подведения итогов способствует выявлению основных моментов урока с целью подвести конечный результат, сохранению целостности и завершённости урока, усвоению содержания учебного материала. Вопросно – ответная форма беседы

Нацеливаю учащихся на сознательное и самостоятельное выполнение домашнего задания.

Литература

  1. Р.С.Лукьянова. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. Учебное пособие. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

  2. А.А.Смоленцева. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. — М: АРКТИ, 2006.

  3. Е.Н.Гордеева, Р.С.Лукьянова, А.Н.Корнева. Экономика: Рабочая тетрадь.

5 класс. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2010.

infourok.ru

Контрольная работа по экономике в 5 классе по теме «Что изучает экономика»

Контрольная работа по экономике в 5 классе

по теме «Что изучает экономика»

  1. 1.Продолжи…

Потребность — …

Благо -…

Ресурсы — …

Выбор -…

Экономика -…

   2.Тест

1.Проблема выбора существует…

А) только в бедных странах

Б) есть только у бедных людей

В) есть у всех людей

2.К капитальным ресурсам относятся…

А) станок и инструмент

Б) автобус и водитель

В) нефть и грузовик

3.К природным ресурсам относятся…

А) уголь и шахтер

Б) нефть и тайга

В) транспорт и  нефтепровод

4.Ограниченность ресурсов…

А) проблема бедных стран

Б) проблема богатых стран

В) все перечисленное выше

5.К благам, удовлетворяющим личные потребности, можно отнести

А) книгу, билет в кино, обед в ресторане

Б) подъемный кран, печенье, кирпич

В) общественный транспорт, услуги парикмахера.

3. Найди и исправь ошибки в тексте:

Большинство людей имеют ограниченные потребности. Для их удовлетворения они не могут использовать разные блага. Чтобы изготовить блага люди используют ресурсы, которые безграничны. Поэтому все потребности всех людей можно удовлетворить. Не приходится выбирать, как лучше и полнее удовлетворить потребности людей.

Ответы

1.

Потребность – надобность, нужда в чем – либо, требующая удовлетворения.

Благо – средство удовлетворения потребностей.

Ресурсы – то, что люди могут использовать для изготовления благ.

Выбор – отказ от чего – либо в пользу другого.

Экономика – наука об ограниченности и выборе.

2.

 

3. Большинство людей имеют (ограниченные) безграничные потребности. Для их удовлетворения они (не) могут использовать разные блага. Чтобы изготовить блага люди используют ресурсы, которые (безграничны) ограничены. Поэтому не все потребности всех людей можно удовлетворить. (Не) приходится выбирать, как лучше и полнее удовлетворить потребности людей.

obrazbase.ru

Потребности человека: материальные, социальные и духовые



1. Даём полезные советы. Пятиклассник Никита часто мечтает о том, что он станет самым сильным и умным в классе. Но ему никак не удаётся сделать эти мечты реальностью. Дело в том, что он любит поспать, много играет в компьютерные игры, не может отказаться от просмотра развлекательных телепередач.

Что можно посоветовать Никите, чтобы его мечты сбылись?

Если Никита хочет стать самым сильным и умным в классе, ему следует изменить свои привычки. Для начала следует составить распорядок дня. Для того, чтобы стать умнее, необходимо больше заниматься, больше читать. Для этого можно определить время в течение дня для занятий с перерывами на отдых. Для того, чтобы стать сильнее необходимы ежедневные физические упражнения, для которых тоже нужно выделить определенное время. Также следует определить время, когда он будет просыпаться и время отдыха в течение дня. Для просмотра телепередач и игр в компьютерные игры также следует отвести определенное время в течение дня.

2. Верны или нет следующие высказывания о потребностях? Напишите «да» или «нет».

3. Составьте перечень десяти своих основных потребностей и выполните задания.

1) Потребность в еде и воде.

2) Потребность в отдыхе.

3)Потребность в жилье.

4)Потребность в одежде.

5)Потребность в общении.

6)Потребность в семье.

7)Потребность друзьях.

8)Потребность в образовании.

9)Потребность в самовыражении.

10)Потребность в уважении и признании.

А. Какие из ваших потребностей относятся к материальным (отметьте в списке буквой «М»), социальным (отметьте буквой «С»), духовным («Д»)?

Б. Какие выводы можно сделать из получившегося списка

А. Материальные потребности: 1, 2, 3, 4.

Социальные потребности: 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Б. Выводы: человек – существо биологическое и социальное одновременно. Ему необходимо удовлетворять как материальные, так и социальные потребности. Без еды человек умрет, без жилья и одежды – замерзнет. Социальные потребности отражают общественную природу человека. И удовлетворение этих потребностей необходимо каждому человеку как социальному существу.

4.Сформулируйте основные потребности героев сказок.

Потребности Винни-Пуха:

1. мед

2. дом

3. друзья

4. ходить в гости

5. общение

6. весело проводить время

Потребности Буратино:

1. одежда

2. всеобщее признание

3. самовыражение

4. друзья

5. справедливость

5. Любая потребность возникает по какой-то причине, а её осуществление приводит к определённым последствиям. Подумайте над причинами и последствиями следующих потребностей.

6. Работаем с историческими фактами. Известно, что российская императрица Елизавета Петровна, которая правила в XVIII веке, являлась законодательницей моды и очень любила устраивать балы-маскарады. После её смерти осталось более 15 тыс. платьев.

Как вы считаете, можно ли назвать эту потребность императрицы разумной? Объясните свой ответ.

Потребности человека постоянно меняются и расширяются. Однако очень часто материальные потребности люди ставят выше духовных. С одной стороны потребность императрицы в общении и признании является разумной. Однако способ удовлетворения этих потребностей неразумен. Средства, потраченные на удовлетворение собственных интересов можно было бы использовать в интересах государства.

resheba.me

Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина

Потребности человека.

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

— ориентировки,

— любопытства,

— направленного интереса,

— склонности,

— осознанного самообразования,

— творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

 

historyteacher.ru

Урок экономики 5 класс

Тема урока № 1 Участники экономики. Ресурсы Казахстана. Экономия ресурсов. 

Целеполагание:

На уроке мы вспомним об экономической сфере жизни общества, поговорим о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, научимся анализировать данный текст 

Запишите тему урока в тетрадь.

 

1. Актуализация личного опыта учащихся

Дайте определение понятия экономика. Где и когда вы уже встречались с этим понятием. Связаны ли потребности людей и развитие экономики? Как? Приведите примеры из истории и реальной жизни. (Ответы детей) (

Схема: Экономика =производство—распределение—обмен—потребление.

Итак, экономика – это сфера общественной жизни, где осуществляется производство, распределение, обмен и потребление.

 

2. Групповая работа.

Вы уже отметили, что потребности людей являются движущей силой экономического развития общества.

Опорные понятия записаны на доске:

Ресурсы — запасы, источники чего- либо.

Блага- то, что дает достаток.

  • Назовите пожалуйста, материальные потребности человека (ответы детей) Кроме этого у человека возникают потребности в общении, уважении, самоактуализации.

Экономическая наука в центр своего исследования ставит проблему удовлетворения материальных потребностей. Однако, материальные потребности человек удовлетворяет на некоторое время, вскоре они заявляют о себе на новом более высоком уровне.

Потребности расширяются и они безграничны – это закон возвышения потребностей. Записать в тетрадь.

Возвышения потребностей выступает одна из важнейших движущих сил истории.

Но, люди не могут удовлетворить все потребности, потому что блага, которыми они располагают, не безграничны (показ слайда №  ).

Все блага можно разделить на 2 группы. Блага природы. Что мы отнесем к ним? (ответы детей) и экономические блага (результаты производственной деятельности людей).

Блага природы свободны, они даны, а экономические блага создаются людьми и для их создания требуется определенные ресурсы, которые называются факторы производства.

 

Самостоятельная работа.

Читаем и заполняем таблицу.

(Проверка)

Давайте представим схематично связь между понятиями.

 

4. Самостоятельное выведение определения

Куда бы вы отнесли такое понятие как предпринимательская деятельность?

Прежде чем ответить на этот вопрос посмотрим видео и послушаем комментарий юриста и экономиста по поводу предпринимательской деятельности.

(Предоставить сообщение учащихся (опережающее задание) и процитировать учителю.)

Комментарий юриста.

Право на свободное ведение предпринимательской деятельности является конституционным правом. По закону каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность или участвуют в ней. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Соответствующей деятельностью могут заниматься не только юридические лица, но и отдельные граждане. Для тех и других является обязательным закрепленный Гражданским кодексом формальный признак: они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность может осуществляться как без образования юридического лица, так и через созданное предприятие. При этом на осуществление предпринимательской деятельности, нуждающейся в лицензировании, необходимо получить специальное государственное разрешение – лицензию.

Комментарий экономиста.

Людей, которые управляют собственным делом в надежде получить прибыль, называют предпринимателями. Любой предприниматель рискует, начиная бизнес. Для того чтобы получить прибыль, ему нужно найти (создать) продукт, нужный потребителям, разработать технологию производства, найти деньги для финансирования производства, произвести продукт и продать его по цене, превышающей затраты на производство.

Владелец ресторана или кафе – это предприниматель, оказывающий услуги, связанные с питанием людей. Недоброкачественные продукты, плохое обслуживание приводят к потере клиентов, снижению прибыли. Предприниматель должен заботиться о своих клиентах. Успех и получение прибыли не гарантированы, и вполне вероятно, что, затратив усилия, время, деньги, придется считать не прибыль, а убытки. Но есть у предпринимателя и важные стимулы: независимость, возможность заниматься любимым делом и надежда, которая греет любого предпринимателя, – получить прибыль. Известный американский экономист Поль Самуэльсон написал: «…люди всегда хотят начать свое дело.…  Если даже им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность…»

Вопрос учителя:

Что такое предпринимательская деятельность? Запишем определение

Предпринимательство – это способности населения, которые служат развитию производства и экономики, самостоятельный фактор производства, приносящий доход в форме предпринимательской прибыли.

  

Закрепление изученного материала

  • Что такое экономика?

  • Перечислите факторы      производства.

  • Почему      предпринимательские способности так же относят к факторам производства?

  • Какое отношение к      экономической сфере имеют данные пословицы и поговорки?

Какое отношение к экономической сфере жизни общества имеют данные пословицы и поговорки.

  • Горька работа, да      сладок хлеб.

  • Под лежачий камень      вода не течет.

  • За один раз дерева      не срубишь.

Где и когда вы сможете использовать полученные знания? (при выборе профессии, в случае занятия предпринимательской деятельностью, при решении экономических задач).

 

Домашнее задание: Повторить типы экономических систем.

 

infourok.ru

Планирование по экономике 5 класс

урока

Тема урока

Тип урока

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Домашнее задание

Дата

Пл.

факт

1

Что такое экономика

изучение нового материала

Экономика, хозяйства

Давать определения экономике как «законам домашнего хозяйства» и как науке

урок 1, вопросы

1 неделя сентября

2-3

Безграничные потребности людей и ограниченность ресурсов

комбинированный

Потребности, классификация потребностей, ресурсы и их ограниченность

Объяснять понятие «потребности», как они формируются и от чего зависят

урок 2, раб. тетрадь с. 5, зад. 6

2-3 неделя сентября

4

урок-игра

урок 3, раб. тетрадь с. 7, зад. 2

4 неделя сентября

5-6

Проблема выбора в экономике

комбинированный

Выбор, «хочу» и «могу», вещи первой необходимости

Осознавать необходимость выбора, определять основные его критерии

урок 4, раб. тетрадь с. 11, зад. 5

1-2 неделя октября

7-8

Кто такие потребители

урок-игра

Товары, услуги

Объяснять понятия «товар» и «услуга», кто такое потребитель

урок 5, раб. тетрадь с. 12, зад. 1

3-4 неделя октября

9

Повторение темы «Что такое экономика»

учет и оценка знаний, умений и навыков

2 неделя ноября

10-11

Домашний труд и натуральное хозяйство

изучение нового материала

Натуральное хозяйство, управление домашним хозяйством

Объяснять, что некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому

урок 7, раб. тетрадь с. 18, зад. 2

3-4 неделя ноября

12-13

Семейная экономика

урок-игра

Распределение обязанностей, экономность

Объяснять, что распределение обязанностей в семье позволяет реализовать больше дел по сравнению с ситуацией, когда всю работу выполняет один человек

урок 8, раб. тетрадь с. 19, зад. 2

1-2 неделя декабря

14-15

Как натуральное хозяйство превратилось в товарное

комбинированный

Товарное хозяйство, его отличия от натурального хозяйства

Объяснять, что если человек попытается произвести все для себя сам, то он мало что сможет сделать, понимать, что обмен товарами и услугами необходим и выгоден

урок 9, вопросы

3-4 неделя декабря

комбинированный

урок 9, вопросы

16-17

Что такое специализация

комбинированный

Специализация, разделение труда

Объяснять выгоды добровольного обмена для всех его участников, понимать, что в результате специализации появляется многих разных профессий и усиливается зависимость людей друг от друга

урок 10-11, раб. тетрадь с. 21, зад. 1

3-4 неделя января

18

Повторение темы «Натуральное и товарное хозяйство»

учет и оценка знаний, умений и навыков

1 неделя февраля

19-20

Что такое бартер?

изучение нового материала

Бартер, его недостатки

Объяснять, что такое бартер и почему бартерный обмен трудно осуществить

урок 13, раб. тетрадь с. 27, зад. 4

2-3 неделя февраля

21-22

Деньги: причины возникновения, формы и функции

комбинированный

Первые деньги, золото, монеты, банкноты, функции денег

Объяснять, что такое деньги, каковы причины их появления, их функции, использовать понятия «продажа», «покупка», объяснять, что такое «цена»

урок 14, раб. тетрадь с. 29, зад. 3

4 /1 неделя февраля марта

23

урок-игра

урок 15, раб. тетрадь с. 32, зад. 4-5

2 неделя марта

24-25

Из истории российских денег

комбинированный

гривна, алтын, грош, гривенник, копейка, рубль, полтина, денежка

Рассказывать об основных денежных единицах России

урок 16-17, раб. тетрадь с. 33, зад. 3

3 неделя марта, 1 неделя апреля

26

Творческо-исследовательские работы «История возникновения денег»

2 неделя апреля

27

Способы защиты денег от подделки

Урок-исследование

3 неделя апреля

28

Повторения темы «Бартер и деньги»

учет и оценка знаний, умений и навыков

4 неделя апреля

29

Богатство и имущество

изучение нового материала

Богатство, источники богатства человека, движимое и недвижимое имущество

Понимать богатство как ценность всего имущества (включая деньги), которым владеет семья, объяснять, как можно увеличить богатство, различать понятия «движимое» и «недвижимое имущество»

урок 19, раб. тетрадь с. 37, зад. 3

1 неделя мая

30-31

Что такое заработная плата

урок-игра

Размер зарплаты, верхняя и нижняя граница зарплаты, прожиточный минимум

Объяснять роль заработной платы как основного источника дохода семьи, понимать причины различий в размере заработной платы

урок 20-21, вопросы

2-3 неделя мая

32-33

Сдельная и повременная заработная плата

комбинированный

Сдельная и повременная заработная плата

Объяснять, что такое повременная и сдельная заработная плата, показывать различия в форме оплаты труда в зависимости от вида работы

урок 22, раб. тетрадь с. 39, зад. 2

4 неделя мая

34

Повторение темы «Доходы и собственность»

учет и оценка знаний, умений и навыков

infourok.ru

§ 2. Потребности человека — 5 КЛАСС — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — Каталог статей

  • Что такое потребности человека?
  • Какими они бывают?
  • Что такое разумные и неразумные потребности?
  • Бывает ли потребностей слишком много?

Разнообразный мир потребностей

К 5 классу вы уже много знаете и умеете. Наверняка кто-то из вас занимается музыкой, спортом или танцами, интересуется жизнью выдающихся людей, ходит в театры, музеи, на концерты, путешествует вместе с родителями по разным городам. И, конечно, у вас есть потребность почитать книгу, помочь взрослым по хозяйству, защитить слабого. Во всём этом проявляется ваше «я», ваш внутренний мир.

Потребности играют важную роль в нашей жизни, не будь потребностей, не было бы ничего, что нас сейчас окружает, — домов, мостов, картин, храмов, самолётов и компьютеров. (Людям просто незачем было бы всё это создавать.)

    Советуем запомнить!
    Потребности — это различные полезные блага, которые необходимы людям. Например, пища и одежда, забота и любовь, дружба и взаимопомощь, музыка и спорт, учёба и общение, путешествия и многое другое.

Потребности человека очень разнообразны. Это и самые простые нужды: есть, пить, иметь крышу над головой. И более сложные: потребность в безопасности, в любви и дружбе, в самоуважении и уважении других, в познании и понимании, в красоте, гармонии и справедливости…

Потребности бывают разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.

    Интересные факты
    Курение убивает шесть человек в минуту. На 20 лет в среднем сократилась жизнь россиян в возрасте от 35 до 69 лет в связи с курением. Курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Число курящих подростков в возрасте от 13 до 15 лет по всему миру достигает 14%, однако две трети из них хотят избавиться от этой вредной привычки.

Сегодня во многих странах практически повсеместно запрещено курить в общественных местах. Борются с этой вредной привычкой и в России.

Неразумные потребности не способствуют совершенствованию и развитию человека, наносят ущерб обществу.

Какие неразумные потребности человека обличают плакаты? Почему с ними необходимо бороться?

К примеру, наркомания превратилась в бедствие для всего человечества. Тысячи молодых людей, полных сил и здоровья, смертельно заболевают, многие погибают.

Потребности подразделяют также на материальные (потребности в вещах и предметах): в пище, жилище, одежде, ноутбуке и др.; социальные (связаны с тем, что человек живёт в обществе среди людей): потребность общения и коллективизма, дружбы, любви, защиты слабого, взаимопомощи, потребность в заботе, уважении и др.; духовные (связаны с познанием окружающего мира и самого себя): потребность в познании смысла своего существования, в новых знаниях и впечатлениях, в путешествиях, в творчестве, в занятиях живописью, музыкой, спортом, танцами, в стремлении к самосовершенствованию.

К какому виду относится данная потребность? Является ли она материальной или духовной? Обоснуйте свой ответ.

Возникновение потребностей

Ранее всех возникли материальные потребности, так как людям приходилось бороться за выживание прежде, чем проявлять милосердие или изучать окружающий мир.

Духовные и социальные потребности возникли, по всей видимости, одновременно. Наскальные рисунки первобытного человека, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы появились одновременно с древними погребениями, обменом дарами, проявлением заботы о детях, стариках и инвалидах.

Бывает ли потребностей много?

Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.

Но не всегда. Бывает, что у человека возрастают потребности сверх меры. Человек не успел удовлетворить одни потребности, помогающие ему устроить свою жизнь более комфортно, как возникают новые, ещё более настоятельные. Вспомните сказку про золотую рыбку. Сначала старуха захотела новое корыто, а когда оно появилось, потребности стали расти сверх меры — новая изба вместо землянки, затем — столбовая дворянка с поместьем, вольная царица с дворцом. Под конец старухе захотелось быть владычицей морского. Тут и сказке конец. Вернулся старик, а старуха у разбитого корыта сидит. Выходит, замахнулась она на то, что ей на самом деле было не нужно!

Расширение и возвышение потребностей

Материальные потребности — это низшие потребности, а социальные и духовные — высшие. В своей жизни нужно стремиться удовлетворять высшие потребности. Это называется возвышение потребностей.

    Советуем запомнить!
    Возвышение потребностей — переход человека от удовлетворения низших потребностей (материальных) к высшим (духовным, социальным).

Например, сначала надо покушать (материальная потребность), а потом почитать книгу (духовная потребность).

Потребности не только возвышаются, но и расширяются. В отличие от животных, имеющих постоянный круг потребностей, человеческие потребности постоянно расширяются. В каждую следующую историческую эпоху потребности человека становились всё более разнообразными. Первобытный человек довольствовался дичью, грубо обжаренной на костре. Современные любители вкусно поесть могут употреблять ту же птицу, но приготовленную на гриле и приправленную множеством специй и соусов.

Нужно стремиться расширять свои потребности: читать книги, слушать музыку, заниматься спортом, ходить в театры и музеи…

    Подведём итоги
    Потребности — это различные блага, к которым стремятся люди. Потребности человека очень разнообразны, они характеризуют его внутренний мир. Человеку присуще возвышение и расширение потребностей.

    Основные термины и понятия
    Потребности, возвышение потребностей.

Проверьте свои знания

  1. Что такое потребности? Подберите слова-синонимы к слову «потребности».
  2. Какие бывают потребности? Приведите примеры разных видов потребностей.
  3. Объясните, что значит «потребности расширяются и возвышаются». Как изменялись с возрастом ваши потребности?
  4. Подумайте: к какому типу относится альтруизм — потребность жертвовать собой во имя другого?
  5. Можно ли управлять своими потребностями? Как именно?

Практикум

  1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что материальные потребности возникли первыми.
  2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются материальными, социальными, духовными?
  3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
  4. Герои книги Николая Носова «Незнайка на Луне» попадают на Дурацкий остров. Жители этого острова занимались только тем, что ели, спали, катались на аттракционах и смотрели фильмы ужасов и постепенно превращались в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?

xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *