Становление личности. Агенты социализации — урок. Обществознание, 8 класс.

Становление личности человека

Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.

Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.

Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.

Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности — адаптация.

Адаптация (от позднелат. adaptatio — приспособление) — это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.

Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.

 

С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми. В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных. Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности — индивидуализация.

Индивидуализация (от лат. individuum — неделимое) — это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.

 

Третий этап — самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.

Интеграция  (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.

Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.

Дезинтеграция (от лат. de(s) — отмена, устранение \(+\) integratio — восстановление) — нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.

В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.

Деградация (от лат. degradatio — снижение) — обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.

Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.

Агенты социализации

Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.

Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.

Агентов социализации можно разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

 

Обрати внимание!

К агентам первичной социализации относятся те, кто оказывает непосредственное воздействие на человека.

Это в первую очередь семья или лица, её заменяющие, друзья и т. д.

 

Обрати внимание!

К агентам вторичной социализации можно отнести тех, кто влияет на человека через формально-деловые отношения.

К ним относятся: официальные учреждения, администрация школы, например, церковь, армия и т. д.

Очевидно, что в период детства человека, во время этапа адаптации, самой значительной будет роль семьи или лиц, её заменяющих. А вот с возрастом эта роль понижается, и на первый план выходят иные агенты социализации.

 

Обрати внимание!

На разных этапах социализации роль агентов неодинакова.

www.yaklass.ru

Личность

Быть личностью

Что значит быть личностью? Когда человек становится личностью? Что для этого необходимо? На эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.

Вы уже знаете, что человек является существом биосоциальным. С одной стороны, он – часть природы. Как и другие живые существа, человек нуждается в пище и кислороде. Организм человека растет, стареет и умирает, как и все живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат универсальные для всех генетические закономерности.

С другой стороны, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен  усвоить то великое наследие предыдущих поколений, которое называют культурой: язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, верования, знания об окружающем мире. Все это не может быть получено по каналам биологического наследования. Только в обществе себе подобных, социуме, человек может развиваться.

В биологическом плане все люди на Земле похожи: две руки, две ноги, одинаковое строение внутренних органов и систем, способность к прямохождению … Все мы относимся к одному биологическому виду: “Homo sapiens” – «Человек разумный». То есть являемся индивидами. Индивид – человек как представитель биологического вида.

Однако уже при рождении мы отличаемся друг от друга: полом, цветом кожи и волос, типом темперамента, отпечатками пальцев или, например, наличием музыкального слуха. И число этих различий растет вместе с нами. На нас накладывает отпечаток историческая эпоха, в которую мы живем, усвоенные нами нравственные принципы, род занятий, образование и многое другое. Уникальный набор физиологических, психологических и социальных качеств, отличающих одного индивида от другого, называют индивидуальностью.

Для каждого из нас очень важно развивать свою индивидуальность, чтобы самореализоваться. Американский психолог Абрахам Маслоу, который расположил все потребности человека в виде пирамиды,  относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Развиваясь сами, люди способствуют развитию общества, в котором они живут.

Но для социума особое значение имеют те качества человека, которые характеризуют его как общественного деятеля. Кто ты: альтруист или эгоист; герой или трус; этичный, порядочный человек или прожженный циник?

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Так писал виднейший русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Совокупность социально значимых свойств и качеств человека, характеризующих его как члена общества, называют личностью.

Итак, личностью не рождаются, ею становятся.

Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называют социализацией. Можно сказать, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе.

Процесс этот достаточно длительный, он проходит через несколько этапов.

Первый из них называют адаптацией. Маленький человек перенимает, те нормы, образцы поведения, которые приняты в его социальном окружении. То, что он видит, принимается им как данность. Эти образцы дети примеряют на себя во время игр. Да вы и сами, наверняка, играли в дочки-матери или казаки-разбойники.

Второй этап социализации – индивидуализация. Ребенок начинает выделять себя из окружающего его социума, осознавать свою «особость». Существующие в обществе нормы, правила, принципы подвергаются критике: справедливы ли они? подходят ли они для меня? может они уже устарели? Происходит развитие индивидуальных способностей, формируется собственное отношение к миру.

Третий этап – интеграция. Осознавая свое место в социуме, человек учиться координировать свои действия с деятельностью других людей, других индивидуальностей для достижения личного и общего успеха.

На становление личности оказывают влияние многие факторы. Ученые называют их агентами социализации. В первую очередь, это семья. Именно родители воспитывают в детях первоначальные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Нет, конечно, лучше, когда процесс воспитания происходит по-другому.

Большое влияние на формирование социальных качеств оказывают сверстники. В дружеской компании, классе, спортивной команде роли заранее не определены, отношения не заданы. Это в семье с самого начала кто-то родители, кто-то дети, кто-то бабушка с дедушкой. А общаясь со сверстниками, надо самому научиться добиваться лидерства или подчиняться другим, налаживать отношения после ссоры, быть дипломатом и миротворцем, отстаивать свое «Я», то есть быть самостоятельным.

И наконец, на становление личности влияют общественные организации и учреждения. Например, школа, армия, правовая система. Многие нормы, правила поведения, устанавливаемые ими, являются обязательными для всех, часто не подлежащими обсуждению. Например, Министерство образования и науки ввело обязательный деловой стиль одежды для школьников; военнослужащие обязаны выполнять команды вышестоящих офицеров; улицу необходимо переходить на зеленый свет светофора, долги нужно отдавать и так далее.

Что бы действовать и добиваться успеха, человек должен понять, что эти ограничения личной свободы – залог стабильности и порядка в общественных отношениях, и научиться сознательно выполнять эти правила.

В процессе становления человека как личности формируется его мировоззрение, то есть система его взглядов на природу, общество, свое место в окружающем мире. Мировоззрение состоит из важнейших убеждений личности.

Убеждения — это твердые, осознанные и обдуманные взгляды, верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека. Опираясь, на свои убеждения, человек выстраивает отношения с окружающими, определяет смысл своей жизни, выделяет в ней важное и второстепенное, то есть строит собственную иерархию ценностей.

Подведем итоги урока.

Личность – это совокупность социально значимых свойств и качеств человека.

Личностью нельзя родиться. Ею человек становится в процессе социализации, то есть усвоения знаний, норм, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества.

В процессе социализации выделяют три этапа: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Основными агентами социализации (факторами, влияющими на становление личности) являются семья, сверстники, социальные организации.

Развиваясь как личность, человек формирует собственное мировоззрение, состоящее из важнейших убеждений.

Человек, не имеющий собственных убеждений, подобен паруснику без руля и ветрил (парусов), несущемуся туда, куда гонит его ветер, а не туда, куда нужно команде.

 

videouroki.net

§ 5. Как стать личностью. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Методическая разработка по обществознанию для 8 класса «Быть личностью»

Обществознание 8 класс

№ урока — 1

Тема урока: Быть личностью.

Основное содержание урока: Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Дополнительно: агенты социализации

Виды деятельности обучающихся: Коллективная, комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты изучения:

Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности.

Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека

  1. Орг. Момент

  2. Введение. Актуализация знаний.

с.6 – рубрики «вспомни» и «подумай»

Составление кластера «ЛИЧНОСТЬ».

  1. Изучение новой темы

Целепологание

План

    1. Человек, индивид, личность.

    2. Этапы становления личности.

    3. Мировоззрение и жизненные ценности.

  1. Биосоциальная сущность человека

На стр 6-7 найти и выписать определения

Индивид —

Индивидуальность —

Личность –

? Чем различаются понятия «индивид» и «индивидуальность»?

Может ли человек становиться личностью вне общества?

? Какие признаки человека характеризуют человека как индивидуальность, а как личность?

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.

— Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа.

— Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

1) Заполните пропуски в тексте.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп — в значении ________________________ .

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Тесты

  1. Этапы становления личности.

1. Что принято понимать под мировоззрением?

— систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности.

2. Какие виды мировоззрения существуют в обществе?

— научное, религиозное, обыденное(житейское)

(дома поработать со словарём, выписать черты каждого типа мировоззрения)

  1. Фазы становления личности? (стр 11)

Социализация – процесс становления личности.

Прочтите ситуацию на стр 12

Письменно выполните задание 4 со стр 13

Задание
В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы.

  1. Жизненные ценности и ориентиры

1. Какие вопросы ставит перед собой человек в процессе становления личности?

2. Что обычно понимается под жизненными целями?

3. Как связаны жизненные цели личности и выбор профессии?

4. Какие факторы важны при выборе профессии?

Закрепление

Стр. 13 вопросы и задания

Оценивание

Домашнее задание

multiurok.ru

Как стать личностью. Фазы развития личности

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *