Содержание

Формирование и воспитание личности, 🎩процесс становления индивидуальности

Педагогика – это наука, которая исполняет фундаментальную роль в процессе формирования и воспитания личности. Во время педагогической деятельности осуществляется передача знаний, навыков и опыта более младшему поколению, то есть, пошагово выполняется подготовка обучающихся к независимой, автономной жизнедеятельности.

Помимо воспитания и развития личности, в термин «педагогика» включают следующие аспекты:

  • поиск, разработка, усовершенствование новых методов обучения;
  • анализ, характеристика, прогнозирование, создание современных систем для развития и формирования личности;
  • подготовка индивида к взрослой, независимой жизни в обществе;
  • выявление определенных правомерных повторений;
  • создание перспектив в период обучения.

Педагогика тесно связана с такими дисциплинами, как психология, педиатрия, философия, этика, физиология, социология и социальная педагогика.

Процесс воспитания личности по средствам педагогики невозможен без знания, четкого владения всех перечисленных ученых областей, так как любой педагог обязан учитывать физиологические особенности (темперамент, телосложение, наследственность), личные качества, психотипы, присутствующие социальные факторы, манеры поведения учеников.

Для продуктивного воспитания детей подросткового и младшего возраста важно найти персонализированный подход к каждому обучающемуся. А незнание вышеизложенных основ может привести к психологическому, либо физиологическому нанесению вреда здоровью у школьников/дошкольников.

Развитие индивидуальности

Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:

  • индивидуального — персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
  • социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.

Важно

Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.

Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:

  1. Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
  2. Внешняя (социальная) концепция — если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.

Как воспитание влияет на формирование личности?

Человек формируется в результате непосредственного влияния бесчисленных факторов – суб-, объективных, внешних — внутренних, естественных — общественных, сознательных — несознательных, контролируемых — возникающих непредсказуемо/мгновенно.

При этом, каждый отдельный индивид выступает, как субъект своего персонального формирования, развития, образования. То есть вне зависимости от происходящих вокруг событий, он не отображает их и не воспринимает фотографически. Он формирует на их основе собственное мнение, понятия. Определяет со своей точки зрения их необходимость, правильность и целесообразность.

Процесс целенаправленного формирования личности младшего школьника обеспечивает организованность во время его воспитания. Основной целью этой модели управления является усмирение его необузданности в обществе. Таким способом педагог добивается от обучающего дисциплины, упорядочивания действий, целостного поведения.

В процессе обучения между педагогом и учеником развиваются взаимоотношения социального типа. Педагогической целью является итог взаимодействия учителя — ученика, или иначе продукт их общей деятельности. Последний показатель служит оценкой к работе педагога, качества организации им учебного курса, получить которую возможно только при воспроизведении анализа интеллектуального/социального совершенствования обучающегося, сдвигов в его развитии, непосредственно личностном становлении.

Воспитание – это дуальное действие, в котором ученик должен принимать активное участие. При этом координирующая роль всегда закреплена за педагогом. Обучающийся же выступает непосредственным участником воспитательных мероприятий, проходя которые он вправе выражать свое мнение, подчиняться или наоборот противостоять рассматриваемым стереотипам и нормам.

Воспитание, как средство к становлению индивидуальности

Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.

Составляющие компоненты воспитания

  1. Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.

Обратите внимание!

Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды. Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!

  1. Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
  2. Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
  3. Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.

Роль игры в воспитании личности

Для детей, посещающих ДДУ или школы, в процессе формирования и воспитания личности большое значение имеют игры. В игровой форме легче усваивается информация, дети проявляют свои личные качества, у них развивается стратегическое, образное мышление.

Как игра воздействует на развитие индивида?

  • В период игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки общения и поведения в социуме.
  • Развиваются лидерские качества, способность к самостоятельному осуществлению выбора, принятию решений.
  • Кроме того, логические/ролевые игры позитивно влияют на умственное мышление, память. Ребенок учится соответствовать определенной роли, начинает понимать значение установленных норм, правил, старается придерживаться их.
  • Зарождаются такие характерные черты, как – целеустремленность, ответственность, внимательность, дети учатся просчитывать исход жизненных ситуаций.

Анализируя поведение ребенка в игровой деятельности можно определить недочеты его обучения и развития, чтобы затем скорректировать персонализированный подход к нему для поправки данных нюансов.

vospitanie.guru

Формирование личности – процесс целенаправленного ее становления под влиянием различных объективных факторов

Для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы (причины) этого развития.

 

2. Освещение проблемы развития личности в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.

В зарубежной педагогике и психологии в связи с решением проблемы личности и ее развития выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом и все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску», или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству.

Представители социологического направления утверждают, что человек рождается как существо биологическое. Однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Этот фактор они считают решающим в развитии человека.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое искусственное деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на всём образе её жизни.



В свою очередь, мотивы, интересы, цели как результаты социальной жизни личности придают ей силы для преодоления физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивости, стеснительности т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании личности очень сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека.

Личность, по определению Л. С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Процесс развития личности – сложный, противоречивый процесс. Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким конкретным противоречиям относятся, например: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.

Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

 

3. Биологические факторы формирования личности.

Человек является природным существом. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на его формирование как личности. В чём же заключаются эти влияния?

Первое. Биологическое сказывается в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (имеются задатки способностей). Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, влияют на их личностное формирование.

Речь идёт о факторе наследственности. Наследственным является то, что передаётся от родителей детям через зародышевое вещество. Носителями наследственности являются гены. Задатки способностей человека передаются по наследству. Так, изучение родословной И.С. Баха показало, что на протяжении 300 лет в его роду было свыше 20-ти выдающихся музыкантов.

Но процесс развития личности – не простое повторение наследственных фондов. Развитие идёт через борьбу наследственности и приспособления к условиям жизни. Этим объясняется то, что не все задатки способностей человека развиваются.

Благодаря фактору наследственности человеку может передаваться предрасположенность к отдельным заболеваниям (таким, как сахарный диабет, болезни сердца и т.п.). Причём, она может проявиться через 20-30 лет после рождения человека.

Второе. Многие индивидуальные особенности человека как личности определяются врождённым биологическим фактором. Для человека важно то, как шло его формирование во внутриутробном периоде. Инфекции, перенесённые матерью, применение ею сильных лекарственных средств, употребление спиртных напитков, курение, травмы могут привести к определённым дефектам в развитии человека, что сказывается на становлении его как личности.

Третье. Биологическим фактором развития личности является состояние здоровья человека. Приобретённые болезни (слепота, глухота, полиомиелит), травмы негативно сказываются на развитии человека как личности.

Установлено, что биологически человек имеет весьма большие возможности. Но свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 процентов.

Поэтому в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С.Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.

Педагогу следует помнить и о том, что роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Таким образом, наука не отрицает влияния биологического на развитие личности. Однако это влияние нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве.

Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу К.К.Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре.

 

4. Влияние окружающей среды на развитие человека

В понятие «среда» в широком значении входит вся совокупность внешних условий, необходимых для жизни и развития человека, личности. К ним относятся как естественные (природные), так и общественные (социальные) условия жизни.

Естественные условия жизни человека являются источником необходимых для него веществ – воды, воздуха, пищи. При этом сам человек воздействует (положительно или отрицательно) на окружающую природную среду. Например, в результате Чернобыльской трагедии загрязнены 39 районов России, Украины, Белоруссии.

На формирование человека как личности сильное воздействие оказывает социальная среда. Это: система общественных отношений, деятельность государственных органов, политические события, культура, созданная данным обществом. Названное относится к макро социальной среде (к макро социальному фактору).

Мезо социальный фактор – тип поселения, в котором живёт человек, этнокультурные условия жизни людей. (Этнический – принадлежащий к тому или иному народу)

Микро социальная среда – окружающие человека люди (друзья, семья, учителя), материальные условия жизни, обстановка, в которой живёт человек и пр. При этом самым главным формирующим элементом непосредственно окружающей ребёнка среды являются люди. Но не всякий человек занимает в жизни формирующейся личности значительное место, а только тот, в общении с которым ребёнок испытывает жизненную необходимость.

Из среды ребёнок берёт тот строительный материал, который отвечает его потребностям. При этом благодаря личному опыту, собственной активности и правильному воспитанию, даже в самых трудных условиях вырастают хорошие люди.

 

5.. Воспитание как важный фактор развития личности.

Социальная среда может влиять на развитие человека как стихийно, так целенаправленно Целенаправленные воздействия социальной среды носят название «воспитание». Его роль постоянно возрастает. В современных условиях трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Посредством воспитания человек овладевает наукой, способами профессиональной деятельности, формирует в себе необходимые моральные и эстетические качества.

Но при этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе педагогическая наука придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

Понимание этого явления привело к тому, что все факторы развития и формирования личности, стали делить на две группы — внешние и внутренние. Факторы среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Биологические факторы и активность личности (самовоспитание) относятся к внутренним факторам.

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих факторов. При этом воспитание играет важную роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию, его активная деятельность в конечном итоге определяют его развитие.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, с соответствующей поправкой на природные задатки.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной творческой деятельности. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной, гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания и взаимопомощи совместно действующих людей осуществляется эмоциональное развитие каждой личности.

Л Н Толстой сравнивал процесс развития человека с тем, как растет плодовое дерево: в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Человек только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его росту.

. То же самое можно сказать по поводу развития личности: внешние факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название «персонификация воспитания».

Сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета воспитателями воздействий всех его факторов. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, привлекая их к активной деятельности и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определяющую роль в формировании личности.

2. Воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» в личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей.

3. В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

 

megaobuchalka.ru

Развитие личности | Уроки успеха

Содержание статьи

Последнее обновление:6/02/17

Развитие личности – часть общего развития человека.

 Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование.

Созревание происходит с учетом возрастных периодов, независимо от нас.

Формирование личности происходит под влиянием внешних воздействий — окружающей социальной среды, воспитания и обучения, саморазвития.

Развитие личности – это процесс изменения унаследованных качеств, приобретение новых качеств и их усовершенствование.

Факторы развития личности.

Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.

  •  Наследственность (врожденные задатки).
  •  Среда.
  •  Воспитание и обучение.
  •  Собственная активность — самовоспитание и самообразование.

Наследственность и врожденные задатки выступают как предпосылки для развития личности.
А вот среда, условия жизни, воспитание и обучение играют решающую роль в развитии и становлении личности.

Этапы развития личности.

В развитии человека различают отдельные стадии.
Например, теория психосоциального развития личности Эрика Эриксона описывает 8 этапов развития.

  •  Раннее младенчество от рождения до 1 года.
  •  Позднее младенчество от 1 года до 3 лет.
  •  Раннее детство около 3— 5 лет.
  •  Среднее детство от 5 до 11 лет.
  •  Юность — Половое созревание от 11 до 20 лет.
  •  Ранняя взрослость от 20 до 45 лет.
  •  Взрослость от 40—45 до 60 лет.
  •  Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Эти этапы развития не только непрерывно следуют друг за другом.

Каждый возрастной этап вытекает из предыдущего и подготавливает предпосылки и условия для перехода к следующему этапу.

Каждый из этапов необходим для полноценного развития личности человека, так как на каждом этапе формируются определенные свойства, присущие развивающейся личности, а также формируются определенные психические функции.

По окончании этапа личность приобретает новые знания и опыт, характерные именно для данного этапа развития и сохраняет их в течение всей жизни.

Следующее очень важное свойство развития личности заключается в необратимости.
Невозможно еще раз пережить какой-то возрастной период. Каждый период жизни имеет собственное значение.

На каждом этапе происходят определенные изменения внутреннего мира человека, и изменение его отношений с окружающими людьми.

При этом окружающие люди или жизненные обстоятельства могут как ускорять, так и тормозить процесс развития личности.

Скачкообразный характер развития личности.

Развитие личности человека носит скачкообразный характер.
Что это означает?
В развитии личности существуют достаточно продолжительные периоды спокойного и равномерного развития, продолжающиеся по несколько лет.

Затем это относительное спокойствие сменяется периодом резкого личностного изменения, похожего на скачок.
Эти изменения очень важны по своим психологическим последствиям для личности, потому их и называют кризисами возраста.

Скачкообразное развитие можно представить, как чередование движения по горизонтали и движение по вертикали.

Во время продолжительного горизонтального движения идет количественное накопление знаний и опыта.

Затем происходит качественное преобразование знаний, или переход на более высокий уровень — движение по вертикали.

И  снова горизонтальное развитие, но уже на новом уровне — освоение нового уровня развития личности, приобретение новых знаний и качеств.

Наиболее интенсивно, как известно, процессы развития идут в детстве.

С возрастом процессы роста и развития замедляются.

С определенного возраста процесс развития может даже пойти в обратную сторону.

В пожилом возрасте слабеют мышцы, подводит память.

Однако развитие личности и в этом случае может продолжаться, так как решающую роль в процессе развития личности играет собственная активность человека, и саморазвитие.

www.urokyuspeha.ru

Развитие, воспитание и формирование личности

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными сила­ми. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наи­более эффективного развития личности ребенка в спе­циально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологи­ческих характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоци­ональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Если целью педагогики является, согласно класси­ческой формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспи­тывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти вза­имосвязаны, дополняют друг друга.

Под развитием личности понимается качествен­ное изменение ее свойств, переход от одного каче­ственного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Выше говорилось о том, что воспитание есть про­цесс целенаправленного формирования личности.

16

В свою очередь формирование личности – это про­цесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны пре­одолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с по­мощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь – познать законы действия ре­шающих факторов формирования человеческой лич­ности, научиться управлять теми из них, которые за­висят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, дей­ствуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, кото­рые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между пове­дением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.

17

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологичес­ких и социальных закономерностях развития челове­ка. Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка: биологи­ческие и социальные.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, кон­струкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителя­ми: цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты. Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека. Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те, приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство.

Гены человека могут реализовать закодированную в них биологическую программу развития только в том случае, если человек здоров морально и физически. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вни­манием и заботой их друг о друге.

18

В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­ния ребенка может быть характер внутриутробного развития.

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. Окру­жающая среда способствует развитию и формирова­нию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка.

В понятие «среда» входит сложная система внеш­них обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам от­носятся как естественные, так и общественные усло­вия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учиты­вать два решающих момента: 1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью; 2) актив­ность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

19

Далее, не все, что окружает ребенка, является дей­ствительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуаль­ная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.

Среда ближайшего окружения, или микросреда, – это часть социальной среды, состоящая из таких эле­ментов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д. В окружающей ребенка среде есть явле­ния положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивля­ясь им. В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, со­противляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающие­ся контролю влияния среды.

Условия развития оказывают или не оказывают вли­яния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как склады­ваются его личные отношения в этих условиях. Установ­лено, например, что, если ребенок пользуется уважени­ем среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него увереннос­ти в себе, активности, общительности, и наоборот.

 

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизо­ванные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формиро­вания человека, – значит рассчитывать на успех весь­ма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это при­вело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень, в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми.

20

Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направлен­ное развитие.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощ­ность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть вос­питание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, се­мья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается спо­собным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится со­участником воспитания и развития себя как личности.

Воспитание «проектирует» личность, преднамерен­но и планомерно поднимает ее на новую ступень, дви­жет ее в заданном направлении. Воспитание ориенти­руется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспита­ние приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Развитие личности идет через собственную деятель­ность ребенка по освоению окружающей действитель­ности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учеб­но-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровитель­ной, художественно-эстетической, технической и дру­гих видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.

По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность раз­вития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.

21

Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребе­нок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Какие основные закономерности вытекают из анализа факторов развития и формирования лично­сти?

В самом общем виде формирование личности ре­бенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение социального опыта. Человек на основе соци­ального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из все­го социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способнос­тью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.

Оставаясь общественным существом, человек вме­сте с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уров­не своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отноше­ний, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знания­ми, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности – есть расширение круга отношений ребенка с действи­тельностью, постепенное усложнение форм деятельно­сти и общения с людьми.

Во взаимодействии ребенка со все более усложня­ющимися условиями его существования внешние тре­бования постепенно становятся внутренними детерми­нантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осо­знавая внешние требования общества, детского коллек­тива, принимая их, он делает их внутренними требова­ниями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как само­регуляция, самосознание,самовоспитание.

23

 

Задания для самостоятельной работы

1. Как вы понимаете термины «воспитание», «разви­тие», «формирование»?

2. Раскройте влияние биологических факторов на развитие и формирование личности ребенка.

3. Можно ли утверждать, что наследственность не зависит от социальных условий жизни ребенка?

4. Что понимается под врожденным фактором разви­тия ребенка?

5. Чем вредно воздействие алкоголя и курения на развитие ребенка?

6. Назовите социальные факторы формирования лич­ности ребенка. Всегда ли социальные условия жиз­ни ведут к формированию желательных для роди­телей и воспитателей качеств личности?

7. На основе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке покажите влияние общения на развитие качеств личности ребенка.

8. Какова взаимосвязь воздействия на ребенка био­логических и социальных факторов? Приведите примеры такого взаимодействия из личных наблю­дений или литературных источников.

 

doshkolnuk.com

основная характеристика, условия и проблемы

Статья расскажет о процессе формирования личности. Несмотря на то что человек совершенствуется всю жизнь, в одинаковых условиях все будут развиваться по-разному из-за влияния различных факторов, о которых узнаем позже. Поэтому важно заложить ребенку фундаментальную основу лучших личностных качеств в детстве.

Личностью не рождаются, а становятся

Личность – это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия.

Для родителей важно знать о процессе формирования личности детей. Потому что начальный этап становления ребенка будет являться отправной точкой социального развития. Именно в этот момент необходимо выстраивать иные воспитательные взаимоотношения с чадом, создавать оптимальные условия для физического и умственного развития.

Итак, о процессе формирования личности ребенка

Рассмотрим его поэтапно:

  1. Уже после первого года жизни малыша можно смело приобщать к определенным нормам (социальным, этическим), но ни в коем случае нельзя требовать сиюминутного исполнения.
  2. От одного (первый возрастной кризис) до двух лет жизни многие детки демонстрируют непослушание. Появляется самосознание, а вместе с ним зарождается способность к эмпатии.
  3. От полутора до двух лет происходит усвоение норм поведения.
  4. После двух лет можно более активно знакомить его с моральными нормами, а после трех требовать их соблюдения.

Теперь поговорим об усвоении нравственных норм. Период развития от 3 до 6 лет можно разделить условно на три этапа. Итак:

  • 3–4 года. Укрепляется эмоциональная саморегуляция.
  • 4–5 лет. Нравственная.
  • 5–6 лет. Формируются деловые качества ребенка.

Дети дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно разбираться в своих действиях и поступках (поведении), определенных нравственных нормах, оценивать себя и окружающих. Они уже имеют определенные моральные представления и способны к самоконтролю. Огромную роль в формировании ценностного багажа, самооценки ребенка играют родители и взрослые, которые принимают участие в его воспитании.

Узнаем, что влияет на развитие ребенка

Несомненно, главенствующую роль в процессе формирования личности чада играют родители, но не стоит пренебрегать влиянием со стороны. Итак, это:

  • Биологический фактор – наследственность. Чадо может унаследовать родительский темперамент, повадки, таланты и, к сожалению, болезни.
  • Социальный. Это окружение, в котором живет ребенок. Не только семья, школа, друзья, это и СМИ. Он смотрит новости по телевизору, читает газеты и журналы, которые может найти дома. В раннем возрасте он не способен фильтровать информацию и все воспринимает на веру. Поэтому оградить чадо от негативного контента очень трудно, лучше старайтесь объяснять, что это плохо и не нужно ему.
  • И экологический. Климатические условия влияют как на физиологическое, так и личностное развитие ребенка.

Важно уметь распознать отклонения в развитии. Это, к примеру, может проявляться в тревожности ребенка. Взволнованность и испуг должны насторожить родителей.

Памятка родителям

Дадим несколько полезных советов:

  • Формируйте правильную самооценку. Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Это можно делать только на примере личностных достижений самого малыша. Допустим, сказать, какой он стал взрослый и усидчивый по сравнению с первым полугодием.
  • Поощряйте общение. Так малыш быстрее социализируется и на личном опыте усвоит правила и нормы поведения в социуме.
  • Не пренебрегайте гендерным аспектом воспитания. В период с 2,5 до 6 лет ребенку необходимо помочь в формировании правильной половой самоидентификации, а также получить представление о взаимоотношении полов. Ребенок должен видеть на вашем примере, как нужно любить, уважать вторую половинку.
  • Обучайте морали и этике. Объясняйте, что такое «хорошо», «плохо», «честно», «справедливо». Его необходимо научить соизмерять свое поведение с общепринятыми социальными нормами.

С 5 до 12 лет нравственные представления меняются. Осуществляется переход от нравственного реализма (ребенок четко разграничивает понятия добра и зла) к релятивизму (более старшие дети уже могут пренебречь мнением взрослого, руководствуясь другими нормами морали). А теперь рассмотрим подробнее процесс формирования личности человека взрослого.

Возрастные этапы развития личности

Итак, рассмотрим следующие стадии:

  • 12–19 лет. Юность. Важный период становления и развития индивида. Процесс формирования личности характеризуется самоопределением и поиском себя в жизни. Происходит переосмысление и переоценка бытия. Именно на этом отрезке выявляются допущенные ошибки в воспитании, которые могут стать причиной негативной самоидентификации: вступления в неформальную общность, склонности к алкоголизму, наркомании, нарушения общественного порядка и закона и так далее. Наблюдается тенденция поклонения кумиру. Подростки пытаются походить на него. Если процесс формирования и развития личности проходит правильно, прививаются такие качества, как верность, самостоятельность в принятии решения, определение с жизненной ролью.
  • 20–25 лет. Молодость. Именуется началом взрослой жизни.
  • 26–64. Зрелость. Процесс формирования личности характеризуется заботой о подрастающем поколении. Если же детей нет, человек концентрируется на помощи окружающим. В противном случае индивид испытывает кризис среднего возраста, будучи одиноким и без смысла в жизни. На данном этапе, как правило, личность уже достигла определенного статуса, имеет потребность в передаче опыта и знаний детям и внукам. Хотя не останавливается в саморазвитии.
  • От 65 лет – старость. Завершающая стадия в развитии личности. Вновь наступает переосмысление жизни.

Поэтому очень важно пребывать в спокойствии, удовлетворении. Для этого необходимо жить достойно, достигать поставленных целей, самореализовываться, чтобы старость была в радость. Стадии развития личности можно рассматривать по разным критериям, но важно лишь одно – всегда есть возможность развиваться и двигаться вперед.

Поговорим о социализации

Социализацией называется процесс формирования личности. При нем индивид входит в социум, усваивает социальные нормы, опыт, ценности, идеалы и роли. Человек может социализироваться в условиях целенаправленного процесса формирования личности, а также в любых нерегулируемых жизненных ситуациях, под воздействием разных факторов. И процесс формирования устойчивых черт личности называется социализацией.

Этапы социализации

Формирование личности включает:

  1. Адаптацию. Индивид от рождения до подросткового возраста осваивает сложившиеся нормы и правила, способы, действия в обществе. Приспосабливается и подражает.
  2. Индивидуализацию. Период длится от подросткового до раннего юношеского возраста. Человек ищет способы, чтобы выделиться, критически относится к общественным нормам поведения.
  3. Интеграцию. Стремится к лучшей реализации способностей.

Человек развивается как личность до конца своих дней. Живя в обществе, приобретает устойчивые черты личности (характер), обуславливающие типичные для него способы поведения.

Когда зарождается характер?

Процесс формирования общих устойчивых черт личности начинается с первых дней жизни малыша. На этом этапе для ребенка очень важен эмоциональный контакт с родителями, благодаря чему развиваются все психологические процессы (познавательные, эмоционально-волевые) и свойства (характер). Поэтому для него так важны любовь и ласка.

В раннем и дошкольном возрасте ребенок познает мир за счет подражания взрослым. В связи с этим характер формируется не только на основе врожденных особенностей, но и при помощи обучения (посредством игры) с последующим эмоциональным подкреплением результата (похвала, одобрение). Процесс формирования общих устойчивых черт личности ребенка должен протекать в социальной среде. Это главное условие.

Первичные черты характера зарождаются в дошкольном возрасте. Поэтому задача родителей — быть с ребенком максимально открытыми, честными, добрыми, справедливыми. Ведь чадо копирует взрослых, примеряя их модели поведения на себя.

Первые черты, закладываемые в детстве

Это доброта, отзывчивость, аккуратность, трудолюбие, общительность и другие. Тут нужно понимать, что процесс формирования устойчивых черт личности неотъемлемый и жизненно важный для малыша. Необходимо помочь ребенку, ведь наравне с положительными чертами характера он может унаследовать негативные, такие как лень, неряшливость, замкнутость, безразличие, эгоистичность, бездушие и так далее. Процесс формирования общих черт личности называется обучением.

Зарождение самооценки

Происходит в младшем школьном возрасте. Тут процесс формирования устойчивых черт личности продолжается. Ребенок приобретает новые черты характера, причем привитые ранее поддаются корректировке. В этом случае важны уровень и условия обучения.

Волевые черты

Формируются в подростковом возрасте. Здесь наблюдается активное морально-нравственное развитие, что имеет существенное значение в становлении характера. В раннем юношеском возрасте на формирование нрава оказывают влияние:

  • Отношение индивида к себе и окружающим.
  • Уровень самооценки и уверенности в своих силах.
  • СМИ, Интернет.

На данном этапе физического развития основные черты характера уже сформированы, могут только закрепляться, замещаться и частично изменяться. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется социализацией. Человек самообразовывается в течение всей жизни. Независимо от того, на каком этапе развития нрава находится характер человека, на процесс оказывают влияние:

  • Мнение и высказывания окружающих.
  • Опыт и пример авторитетных людей.
  • Сюжетные линии героев (действия, поступки) книг и кинолент.
  • Телевидение, СМИ.
  • Идеология и уровень культурного развития общества, государства.

Процесс социального формирования личности не прекращается и во взрослой жизни. Он просто переходит на новый, более высокий уровень, осознанный. Закрепляются рациональные характеристики и приобретаются иные, которые необходимы для достижения успешного результата в профессиональной сфере, семейной. Это такие черты, как выдержка, целеустремленность, настойчивость, выносливость, упорство и так далее. Индивид в состоянии изменить характер самостоятельно, главное — иметь желание и быть ответственным за совершенные поступки и сказанные слова.

Развитие личности в педагогике

К основным понятиям науки относятся:

  • Воспитание.
  • Образование.
  • Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие.
  • Развитие.
  • И самосовершенствование.

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе.

Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания.

Воспитание – это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, аффилиации, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов детей, их развитии в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Взращивание личности происходит на основе формирования:

  • Определенного отношения к окружающему миру.
  • Мировоззрения.
  • Поведения.

Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. Она у подростков и детей проявляется посредством игры, учения и труда.

По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. А также она может быть:

  • Активной. К примеру, познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию.
  • И пассивной.

Все проявления активности имеют единый источник – потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам.

Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить следующими этапами:

  • Стадия первичного формирования.
  • Становление личности (от рождения до фазы взросления).
  • Последующее формирование.

Последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. Теперь дадим несколько рекомендаций родителям, как воспитать в ребенке личность. Следует придерживаться таких принципов:

  1. Принятие. Нужно принимать своего ребенка таким, каков он есть, не пытаться переделать и не сравнивать с другими детьми. К примеру, если малыш спокоен, не нужно отдавать его в динамичный вид спорта и заставлять заниматься нелюбимым делом. Он индивидуален, и во многом его поведение будет зависеть от темперамента.
  2. Терпение. Многие дети в период возрастного кризиса непослушны, капризны и упрямы. Здесь главное — деликатно, спокойно, без агрессии направлять малыша в нужное русло. Воспитательные приемы должны выступать в мягкой и ненавязчивой форме. Порой эти качества являются переходными и со временем пройдут.
  3. Личный пример. В раннем детстве дети копируют поведение родителей. Поэтому стоит не только на словах, но и на деле показывать добрые, искренние отношения в семье.
  4. Комфортная атмосфера. Малыш должен чувствовать себя дома спокойно и легко. Только здоровая эмоциональная и психологическая среда позволит сформироваться личности.
  5. Развитие самостоятельности. Это очень важно. Давайте ребенку право выбора. Занимайтесь с ним любой совместной деятельностью, предоставляйте возможность для самовыражения, разрешайте делать малышу то, что ему нравится. Давайте мелкие поручения и хвалите за выполнение.

Чтобы сформировать настоящую личность, необходимо воспитывать ребенка в любви и заботе. Не кричите на него, не причиняйте физическую боль, ведь при помощи диалога можно решить любую проблему, главное — ценить и уважать малыша, и тогда он не закроется от вас, а станет вашим другом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *