Как научиться учиться — Лайфхакер
Совсем недавно я написал статью о том, как я учился на Coursera и что из этого вышло. Этот сервис снова вернул мне любовь к образованию, и я решил разобраться в том, что этому способствовало.
Я приверженец следующего утверждения: всем нам нравится учиться, и, если сделать всё верно, обучение может стать самым любимым занятием в жизни. Но «сделать всё верно» — это достаточно расплывчатое понятие, и его не помешало бы немного конкретизировать.
Я поразмыслил над сложившейся ситуацией и, пожалуй, понял, что поспособствовало тому, что я вновь полюбил учёбу. И вот несколько советов, которые помогут абсолютно любому из вас научиться учиться и полюбить это.
Выберите любимую профессию
По себе знаю: если вы будете учиться тому, что вам не нравится, ничего хорошего не получится. Впервые я почувствовал это в университете, а во второй раз — когда пытался заставить себя научиться программировать. Затею я не бросаю и сейчас, но сделать это трудно. А причина всего одна и очень простая: мне не нравится это занятие.
Если вы сможете найти профессию, которая вам нравится, новые знания будут чем-то сродни небольшому празднику и вам действительно захочется учиться.
Составьте план
Хаотичное движение — это не всегда плохо. Если вы гений или творческая личность, то можете не читать эту статью дальше. Проблема лишь в том, что если вы считаете себя гением или творческой личностью, то вы ни то ни другое.
Без плана практически невозможно правильно построить процесс обучения. Что же должно входить в план? Во-первых, время, которое вы готовы тратить каждый день на обучение. Стоит ли говорить о том, что нет практически никакого смысла учиться по 5 минут в день? Я склоняюсь к тому, чтобы обучение занимало не меньше часа, а более точные сроки вам предстоит определить самостоятельно.
Во-вторых, учебная программа. Если вы учитесь онлайн, составьте список источников, книг, сайтов, блогов, которые вы будете изучать. Главное — следуйте плану. Не пропускайте ни дня, и когда учёба войдёт в привычку, вы поймёте, зачем это было нужно.
Ведите конспект
Я даже не догадывался о том, что вести конспект может быть приятно. Если вы слушаете лекции, то записывайте в него краткий пересказ основных понятий. Если читаете книги, выписывайте цитаты, высказывания и определения, которые считаете нужными.
Составьте планНеобязательно писать конспект от руки. Я пользуюсь Evernote, и он меня абсолютно всем устраивает. С выбором инструмента вам придётся определиться самостоятельно. Мой совет: попробуйте оба способа. Несколько дней записывайте конспект от руки, а после ведите его в каком-нибудь приложении. Какой способ позволяет лучше запомнить материал, удобнее, практичнее и быстрее? Ответив на эти вопросы, вы сможете сделать выбор.
Добавьте практику
Хотите научиться программировать? Программируйте.
Какой бы профессии вы ни решили учиться, вы сможете найти способ практиковаться в ней, даже если у вас нет возможности устроиться на работу. К примеру, в маркетинге — изучайте маркетинговые кейсы, стратегии известных компаний, думайте о том, как можно было бы улучшить маркетинг той или иной фирмы. В дизайне — рисуйте сайты, логотипы, переделывайте внешний вид известных сервисов и сайтов. Если знаете, как можно сделать лучше, делайте!
Я привёл в качестве примера профессии из сферы IT, но, думаю, чем бы вы ни занялись, вы сможете найти способ практиковаться в этой сфере.
Найдите профессионалов
Найдя человека, который разбирается в профессии лучше вас, вы сможете значительно ускорить своё обучение. Причём у вас ведь есть Интернет, а это означает то, что для поиска вам не придётся даже выходить из дома.
Пишите имейлы известным и именитым профессионалам и задавайте им вопросы. Не будьте слишком навязчивым, так как такие люди в большинстве своём очень заняты. Но зачастую они открыты к диалогу и будут рады помочь вам советом.
Ставьте цели
Стать дизайнером.
Но не такие цели. Ваша цель должна способствовать тому, чтобы вам хотелось её достигать. Не стоит ставить глобальные цели, начните с небольших. Добиваясь их, вы всё больше будете желать заниматься и достигать новых целей.
Не переусердствуйте
Достаточно противоречивый совет, однако я не мог его не упомянуть. Я знаю много историй выдающихся личностей, которые занимались по 8 часов в день. Не знаю, как им это удавалось, ведь, занимаясь столько времени, несложно выработать отвращение к учёбе и к тому, чему вы учитесь.
Постарайтесь найти ту тонкую грань, которая позволяет вам заниматься ровно столько, чтобы это было продуктивно и не вызывало скуки.
Какие советы вы могли бы дать человеку, который хочет научиться учиться? Делитесь ими в комментариях!
lifehacker.ru
Как научиться учиться | Блог 4brain
Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий. Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.
Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.
Чего не надо делать
Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить английский язык как быстро научиться скорочтению, как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение — это процесс постоянный.
Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь — либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровываетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.
Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное — проблемы видны наглядно.
Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, кто вы есть и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.
Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.
Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.
Почему одни учатся быстро, другие медленно?
Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь — вот что идеально для изучения чего угодно.
Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяется изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.
А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.
Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.
У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и мотивировать себя живым примером.
Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете — вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны — какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».
Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. Планирование хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.
Моментальная практика
Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, развитию памяти), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж. Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.
Каждодневная практика
Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.
Чему учиться
Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать психологию и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.
Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос — вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.
Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».
Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.
Повышайте свои когнитивные способности
Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.
Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).
Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство — они легче других людей учатся. Правда, много из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои когнитивные способности, это будет иметь для вас цену.
Что прекрасно в когнитивных способностях — повышение одной повышает другую. Одна тренировка памяти способна творить чудеса с вашим мозгом.
21 век идеален для обучения
При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.
Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.
А как вы думаете, как еще можно научиться учиться? Оставляйте свои комментарии.
4brain.ru
Учимся учиться: как лучше усваивать знания?
Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.
Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.
Техническое обслуживание
Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.
Занимайтесь спортом
Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.
Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.
Медитируйте
Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.
Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3
Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.
Высыпайтесь
Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.
Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.
Пейте воду
Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.
Отвлекайтесь от учебы
Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.
Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.
Веселитесь
Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.
Как облегчить сам процесс познания?
Разминка для мозга
Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.
Учиться вместе
Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.
Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.comОбустройте место
Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться.
Метапознание
Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.
Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.
Делайте одну вещь за один раз
Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.
ryantron/flickr.comНе бойтесь неудач
Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.
Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.
Проверьте себя
Не ждите последнего экзамена — почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.
Сокращайте материал
Тим Феррис, автор руководства по быстрому обучению, советует при заучивании материала как можно больше сокращать. Постарайтесь сжать всю информацию до одной-двух страниц с помощь сокращений или рифм.
Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.
Думайте, где это можно применить
Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.
Применяйте разные методы
Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.
Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.
Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.
Связывайте с уже имеющимися знаниями
Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.
У вас всё получится
Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его.
lifehacker.ru
Как учиться быстрее | Блог 4brain
Получение новых знаний и самосовершенствование – ключевой элемент личностного роста и прогресса, жизненного успеха, построения карьеры, достижения счастья и благосостояния. Но обучение каким бы то ни было умениям и усвоение новой информации не всегда происходит с той скоростью, которая нас устраивает. Конечно, это зависит от развития интеллекта и способностей, а также от специфики изучаемого предмета, однако есть немало рекомендаций, которые позволят ускорить процесс обучения любому человеку.
Данная статья посвящена этим рекомендациям. Они подойдут как тем, кто обучается самостоятельно, так и тем, кто получает образование в учебных заведениях. Кроме того, большинство из них влияют не только на процесс обучения, но и на личную продуктивность вообще. Так что берите их на заметку и смело пользуйтесь.
Основные рекомендации по быстрому обучению
Материал мы разбили на несколько небольших разделов, в каждом из которых рассматриваются специфические советы по быстрому обучению. О каждой из них мы рассказываем в общих чертах, но понять смысл того или иного совета не составит никакого труда. Давайте приступим.
Используйте методики быстрого запоминания
Для начала напомним, что полезную информацию по быстрому запоминанию вы можете почерпнуть из нашей статьи «7 правил запоминания» и курса по развитию памяти. Поэтому укажем на специфические приемы.
Во-первых, для быстрого запоминания можно использовать музыку. Исследователи уже давно установили, что спокойная музыка помогает запоминать лучше. Если вы учитесь, включите что-нибудь ненавязчивое, например, музыку в стиле Нью-Эйдж. В нужный момент просто проиграйте знакомую песню в своих мыслях, и вспомнить необходимый материал будет проще.
Во-вторых, запоминание информации облегчают таблицы, благодаря которым данные фильтруются. В таблицах, как правило, находится только самое главное, и их легко по нескольку раз перечитывать, особенно в замедленном темпе. А благодаря медленному чтению внимание фиксируется на основной идее, что тоже упрощает запоминание.
И, в-третьих, не забывайте о мнемотехниках – специальных способах и приемах, которые увеличивают объем памяти и облегчают запоминание посредством образования ассоциаций. Как это работает, посмотрите в статье «Мнемотехника: запоминание иностранных слов».
Берите на вооружение принципы визуализации
В первую очередь отметим, что любая картинка уже является историей. Вы можете начертить или нарисовать то, что вам нужно запомнить или освежить в памяти. Поставив конкретную цель, вы поможете мозгу справиться с задачей.
Если вам необходим какой-то план, можете использовать ментальные карты, позволяющие посмотреть на задачу или проект детально или в целом или же включить в проект новые задания. О том, как это делается, мы писали в статье «Ментальные карты».
Если вам приходится записывать данные, у которых есть внутренняя структура, можете использовать информационный дизайн для представления информации в более структурированной форме. О том, что это такое, рекомендуем дополнительно почитать в Интернете.
Еще одним хорошим методом отображения и запоминания сведений являются всевозможные таблицы и диаграммы. А когда вы точно знаете последовательность задач в процессе своего обучения, составляйте пирамиды заданий и наглядные планы.
Применяйте аудиторные и вербальные техники
Применять вербальные и аудиторные техники очень просто. Для этого в процессе обучения нужно расслабляться и больше смеяться и шутить, т.к. расслабленная психика делает мозг более восприимчивым. Также нужно играть в разные рифмованные игры, например, запоминать что-то, зарифмовывая это, или составляя и зарифмовывая несуществующие слова.
Не пренебрегайте методом мозгового штурма, совмещающем в себе индивидуальную и групповую работу, письменные и вербальные действия. Подробно об этом методе читайте в нашей статье «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения».
Пользуйтесь кинестетическими техниками
Информация запоминается лучше, если человек пишет, а не печатает, т.к. задействуется моторная память и стимулируется творческая активность. Тут же можно упомянуть о наличии блокнота под рукой всегда и везде. Во-первых, в него можно записывать новые идеи, а во-вторых, при желании что-то вспомнить, можно это постепенно фиксировать, создавая целостную картину.
Говоря о письме, нельзя не упомянуть и ведение личного дневника. В него нужно записывать все свои задачи и планы, снабжая это графическими элементами, например, теми же ментальными картами, таблицами и диаграммами.
Для более качественной организации учебного процесса в блокноте и дневнике можно использовать цветные заметки, что позволит структурировать информацию и упростить навигацию. Не менее полезны и цветные стикеры с важными записями. Их можно развешивать на компьютере, зеркалах, дверях и т.д. Информация будет попадать в поле вашего зрения и автоматически фиксироваться и запоминаться.
Мотивируйте себя
Всегда фокусируйтесь на нужном результате. Это будет стимулировать генерацию хороших идей и заставлять ваш мозг отфильтровывать то, что вас мотивирует, от того, что просто отнимает время и вынуждает тратить силы. Кроме того, фокус на результате позволит вам лучше понимать, ради чего вы обучаетесь.
Важно не только концентрироваться на целях, но и сохранять позитивное мышление. Только в бодром расположении духа человек способен сохранять энтузиазм и желание учиться новому. Обязательно почитайте статью «Позитивное мышление», где мы подробно рассказываем о его преимуществах и о том, как его сформировать.
Сохранять мотивацию и успевать делать все вовремя вам поможет тайм-менеджмент. Освоив его, вы научитесь организовывать дела, избегать прокрастинации и находить время и на учебу, и на общение с друзьями, и на отдых, и на романтические отношения и т.д. А порядок во всех делах – это прекрасный способ сохранять позитив и хорошее настроение.
Чтобы быстрее достигать успеха, постарайтесь определить помехи на своем пути и начните хотя бы час-два в день уделять их устранению. Возможно, есть даже люди, которые как-то неадекватно воспринимают вашу занятость своим саморазвитием. Пробуйте проводить меньше времени с теми, кто тянет вас вниз, и больше общаться с успешными и мотивированными личностями.
Двигаться без промедлений поможет и наличие контрольных точек на пути – небольших ограниченных по времени результатов, для достижения которых не требуется больших усилий. Старайтесь двигаться планомерно, не выбиваться из графика и не давайте себе лениться. Иногда полезно даже заставлять себя сделать усилие, чтобы сохранить прогресс.
На этом моменте давайте сделаем небольшой перерыв и посмотрим видео о том, как повысить эффективность обучения. После просмотра продолжайте читать дальше.
Обращайтесь к вспомогательным способам повышения эффективности
Если вы учитесь в учебном заведении или ходите на курсы, не давайте себе скучать во время учебного процесса. Скука убивает мотивацию и желание двигаться дальше, поэтому делайте свои занятия более разнообразными, например, дискутируйте с преподавателем и однокурсниками, выносите на обсуждение то, что интересно вам.
Самостоятельно снабжайте себя дополнительной информацией. Обучение эффективно, когда приходится преодолевать трудности. Если возникают вопросы, ищите на них ответы, если чувствуете, что недопонимаете чего-то, обращайтесь к сторонним источникам. Если есть возможность, проверяйте то, что узнаете, на практике.
В обязательном порядке используйте для повышения скорости и эффективности обучения опыт. Общайтесь с другими людьми, чтобы узнать, в чем вы допускаете ошибки, учитесь использовать себе на пользу критику, проходите всевозможные тесты и экзамены. Чем больше обратной связи вы сможете получать извне, тем меньше прорех будет оставаться в ваших знаниях.
В наше время Интернета можно общаться на форумах, создавать свои собственные FAQ и даже wiki-справочники, в которых содержится все, что известно вам по какому-либо предмету. Также сегодня многие ведут свои блоги и влоги, в которых делятся с людьми идеям и знакомятся с точками зрения окружающих.
Упрощайте свое обучение. Прежде чем приступать к изучению чего-то нового, поищите информацию о том, с чего лучше начинать. Например, иностранный язык проще учить с изучения алфавита и расширения словарного запаса, а знакомиться с грамматикой и правилами построения предложений нужно чуть позже. У каждого предмета есть своя специфика, и вы должны в ней разбираться.
Планируйте свою деятельность. У вас всегда будет два варианта действий: либо работать хаотично и бессистемно, оказываясь там, куда «кривая заведет», либо заранее наметить канву процесса с возможностью внесения корректировок. Системность в обучении является одной из наиболее важных переменных, влияющих на успех.
Вносите изменения
Учиться можно разными способами – используя материал для чтения, видео- или аудиоматериалы. Попробуйте их все, чтобы понять, какой вариант подходит вам больше остальных. Советуем почитать о репрезентативных системах, а также определить свой психотип, а затем выстраивать процесс обучения, исходя из личностных особенностей.
Вносите изменения в свой распорядок. Не нужно безостановочно штудировать учебники – лучше от этого не станет. Поэтому, во-первых, каждый час делайте перерывы на 5-10 минут, чтобы мозг отдохнул. Во-вторых, в течение дня обязательно делайте один-два более продолжительных перерыва на обед и/или прогулку.
В дополнение к обычному отдыху используйте техники релаксации, проводите гимнастику для снятия физического напряжения. Будет очень хорошо, если утром и вечером, а также в течение дня вы будете хотя бы немного времени уделять медитации. Эта практика нормализует психическое состояние, восстанавливает энергию и придает бодрости. К тому же в состоянии медитации высвобождается творчески потенциал и в голову приходят интересные мысли.
Изменения касаются и пространства, в котором вы находитесь. Обязательно держите в порядке свое рабочее место. Обращайте внимание на освещение и наличие в помещении свежего воздуха – это очень влияет на бодрость. Кстати, когда хотите снять напряжение или взбодриться, если есть возможность, примите горячую ванну или прохладный/контрастный душ.
Следите за здоровьем
Здоровый образ жизни еще никому не вредил. Поэтому нужно элементарно заботиться о себе и своем состоянии. Первое – это здоровый сон. Он не только дает отдохнуть вашему телу и мозгу и восполняет силы, но и помогает привлекать хорошие идеи. Многие проблемы и трудности оказываются не такими уж страшными, а дела – не такими утомительными, если банально поспать.
Об отдыхе мы уже говорили, но заметим, что если работать и учиться без отдыха, можно заработать нехилый стресс, не говоря уже о простой усталости. Помимо 5-10-минутных перерывов каждый час, есть еще один метод – 20 минутные паузы каждые полтора часа. Если сильно захотеть, за это время можно и свежим воздухом подышать, и подремать немного.
Меняйте выполняемые задачи. Концентрация на одной и той же деятельности, особенно монотонной, отрицательно сказывается на состоянии организма и психики. Если по какой-то причине не удается отдохнуть, просто меняйте одну деятельность на другую. К примеру, составление отчета можно заменить чтением учебника, а конспектирование заучиванием каких-то правил.
Не забывайте правильно питаться. Ученые говорят, что завтрак служит пищей для ума, т.к. именно утром мозг наиболее активен. А чтобы избежать сонливости и снижения продуктивности, не ешьте много на обед. Сохранить здоровый сон поможет не сильно плотный ужин за 1,5-2 часа до отхода ко сну.
Чтобы помочь своему мозгу осиливать повышенные интеллектуальные нагрузки, ешьте больше фруктов и пейте воду. Но не менее полезно принимать витамины и натуральные усилители мозговых процессов, таких как орехи, шоколад, гинкго билбоа, корень женьшеня и т.д. Мы, конечно, не настаиваем, но для подготовки к экзаменам и когда нужно выучить много информации или выполнить большой проект, многие обращаются к ноотропным средствам.
Старайтесь не доводить себя до стресса и депрессии, т.к. это негативно сказывается на состоянии психического и физического здоровья. Чтобы сохранять бодрость и радость жизни, занимайтесь спортом, посещайте развлекательные мероприятия, смотрите хорошие фильмы и не перегружайте себя делами. В течение недели должен быть хотя бы один полноценный выходной.
В принципе, чтобы повысить эффективность и скорость обучения, вам должно хватить уже озвученных советов. Если же почему-то их вам кажется недостаточно, приводим еще несколько дополнительных рекомендаций.
Дополнительные рекомендации по быстрому обучению
Уровень образованности повышается прямо пропорционально количеству прочитанной литературы. Поэтому если хотите больше знать и лучше разбираться в разных вещах, старайтесь и читать как можно больше. Кроме того, если изучаете какую-то конкретную тему, проводите свои исследования не только в «ширину», но и в «глубину».
Новые перспективы получения и усвоения дополнительных знаний будут открываться, если ваши интересы будут разносторонними. Соприкасаясь с непривычными направлениями, ваш мозг будет обзаводиться новыми нейронными связями, становясь все более податливым и адаптированным к восприятию информации.
Как бы странно ни звучало, но чтобы лучше и быстрее учиться, нужно учиться это делать. На сегодняшний день есть просто невероятное количество методов обучения и усвоения новых знаний и навыков. Желая оптимизировать процесс своего обучения, ищите в Интернете новые техники и приемы. Также советуем почитать нашу статью «Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс».
Никогда не рассчитывайте не «волшебную таблетку». Нет какого-то единого метода повышения эффективности и скорости обучения, который подошел бы всем и каждому. В свой арсенал нужно включать все варианты, создавая тем самым целостную систему. Практика, опыт и постоянная оптимизация – вот что должно стать вашим лучшим инструментом.
Даже усвоенный материал легко забыть в потоке информации. Чтобы этого не допустить, повторяйте то, что уже знаете. Можно проходить тесты или перечитывать что-то. Главное – делать это систематически. К тому же, как говорится, повторенье – мать ученья, так что, повторяя, вы с каждым разом будете лучше понимать материал и разбираться в нем.
Используйте различные онлайн-сервисы для облегчения изучения материала. Такие сервисы как «Википедия», Gramota.ru, College.ru, Translate.ru и другие помогут вам сэкономить время на поиск информации, проверку грамотности, подготовку к ЕГЭ и перевод текстов. Также можно использовать специальный софт, например, разные расширения и аддоны для браузеров, выводящие полезные функции на рабочую панель или рабочий стол, блокирующие рекламу, организующие дела, планирующие занятия и т.д.
Развивайте критическое мышление, чтобы уметь анализировать все, с чем приходится сталкиваться. Аналитические навыки помогут вам научиться быстро определять достоверность источников, выделять главное и второстепенное, находить несоответствия и расхождения. В помощь вам у нас есть целый курс по развитию критического мышления.
Проявляйте настойчивость. Обучение часто кажется сложным, но не нужно воспринимать его как какое-то непосильное или ужасное занятие. Настойчивость в этом деле поможет вам сформировать полезную привычку делать важные дела и доводить их до конца, придаст мотивации и научит преодолевать трудности, лень и нежелание заниматься тем, чем заниматься не хочется.
Не сдавайтесь. Если кто-то говорит вам, что у вас что-то не получится, грош цена таким словам. Ни один человек не должен становиться на вашем пути помехой. То же самое касается и обстоятельств. Поставив перед собой цель, всегда напоминайте себе о ней. Научиться можно чему угодно. Но если вы будете давать слабину, ни о каком развитии не может быть и речи.
Преодолевайте себя. Настоящим врагом на пути к цели можете стать для себя только вы сами. Нетренированный ум, неразвитая сила воли и ленивый мозг всегда будут говорить вам, что «пора отдохнуть», «отложить на завтра», «ты и так уже много сделал», «а давай-ка посмотрим телек» и предлагать прочие отговорки. И в такие моменты нужно показывать свой характер самому себе. Как мышца становится больше и сильнее через преодоление своего первоначального порога, так и человек становится успешным и умным, преодолевая себя и свои слабости.
И, подводя итог нашей статье, хочется сказать, что для того чтобы учиться быстро и лучше, на самом деле вовсе не нужно быть семи пядей во лбу или прибегать к каким-то супертехнологиям. Сила человека, чего бы это ни касалось, кроется в нем и его сознании. Чтобы достичь успеха в любом деле, в том числе и в обучении, достаточно быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению, стараться вести свои дела гармонично и держать их в порядке, не упускать из вида главное, получать новые знания и навыки и постоянно преумножать и совершенствовать уже имеющиеся.
А в довесок к предложенным советам и рекомендациям предлагаем уделить 15 минут этому видео, из которого вы узнаете 37 секретов повышения эффективности обучения.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Как учиться правильно? / Хабр
Я решила затронуть монументальную тему саморазвития и упаковать её в небольшую статью. Понимаю, что на нескольких страничках не удастся раскрыть тему полностью, но дать некоторый толчок к продуктивным раздумьям в правильном направлении — постараюсь.Для этого я рассмотрю, как понять, чему вообще учиться, и как найти наиболее эффективные и подходящие способы обучения?
1. Чему учиться?
Так уж получается, что мы непрерывно развиваемся. За один день можно прочитать книгу о русско-японской войне, опробовать новый рецепт пасты и потренироваться в использовании шаблонов smarty. Но сколь необъятными не были бы наши возможности в развитии, они никогда не будут безграничными. Это как в магазине: вы заходите в супермаркет, обладая ограниченной суммой наличности. Можете позволить себе различные продукты в различных комбинациях, но не можете скупить весь магазин.
То же самое и с знаниями. Вы никогда не будете знать всё! Поэтому, свой план развития надо составлять продуманно.
1.1 Изучать только то, что интересно
Давайте попробуем доказательство от обратного. Вспомните, что происходило в институте на нелюбимых предметах (у меня это была инженерная графика):
— эти предметы «даются» хуже остальных
— приходится искать какие-то искусственные заменители естественной мотивации
— обучение всегда откладывается на последний момент, чаще всего — на бессонные сессионные ночи
Да и врядли вы захотите посвятить жизнь неприятным активностям, так что эти знания вам просто-напросто не пригодятся.
Какой вывод? Бегите от знаний, получение которых не доставляет вам удовольствие. Ищите те, которые наоборот приносят радость.
1.2 Изучать только то, что сможете применить
Применимость знаний может быть различной. Что-то можно применить на работе, что-то дома, что-то в любимом хобби. Но что происходит со знаниями, которые не находят себе применения?
Они «пылятся», не принося ни радости, ни пользы. И постепенно, как и всё, что мы не используем регулярно, забываются.
Конечно, в этом нет ничего плохого. Только помните, что ваш ресурс ограничен? Вы готовы отказаться от других, полезных и приятных знаний, ради пыли?
2. Для кого учиться?
Вопрос звучит странно, да? Конечно, мы учимся для себя!
…
Точно?
2.1 «Родители сказали…»
Высшее образование мы часто выбираем не сами. Иногда оно нам не нужно. Иногда мы хотим другое. Но многие не хотят конфликтовать с родителями, и идут на поводу.
К чему это приводит? Кто в выигрыше? Родители, сделавшие ребёнка несчастным? Врядли.
Ищите себя сами, не идите на поводу!
2.2 Корпоративный план развития
Многие компании внедряют практику создания корпоративного плана развития своих сотрудников. Это благородное занятие, за что им надо пожать руку, сказать «спасибо» и вообще всячески поблагодарить, но… Иногда этот процесс делается не самым лучшим для сотрудника способом. Руководство заинтересовано в эффективном использовании ресурсов компанией, а не в вашей выгоде как сотрудника.
Компании чаще всего выгодно, чтобы сотрудники подолгу работали на одной позиции, достигая максимальной эффективности в выполнении одних и тех же задач. Если вы тоже этого хотите — велкам.
Но если вы хотите роста — то вам надо развиваться и получать знания для ожидаемой позиции, а не для улучшения навыков в текущей.
2.3 На спор!
Недавно на работе коллега небеспочвенно отметил мою невысокую квалификацию по одному никак не связанному с моей областью деятельности вопросу. Моей первой реакцией было: блин! Надо это срочно узнать! На шиномонтаже я тоже недавно почуствовала неловкость: как же так, я не знаю, чем чреват неподходящий вылет дисков!
Первая реакция в таких ситуациях — узнать! Чтобы быть не хуже, знать не меньше… Но «реакция» — это не выбор! Изучать что-то, чтобы кому-то «доказать» — это несерьёзно и бессмысленно.
Оно вам правда надо?
3. Как учиться?
Обучение может быть теоретическим и практическим, эмоциональным и аналитическим, а интерфейсом могут быть книги, коучи, тренинги…
Допустим, есть цель: «хочу освоить С++ за 21 день» 🙂 Это интересно (нравится) и полезно (вписывается в наш карьерный рост).
Что делать дальше? Как учиться?
3.1 Выбираем практику вместо теории
Я даже представить себе не могу, как можно изучать русско-японскую войну на практике, но С++ теории неподвластен, это точно.
Можно прочитать книгу, статьи, но что это даст? Для эффективного получения навыков, вам нужно поставить перед собой конкретную задачу, решение которой будет совместимо с получением нового навыка.
К примеру, сейчас полно книг и статей о менеджменте. И что? Большинство людей их читают, анализируют, и… и всё! А смысл?
Вы бы видели, как я составляла карту мотиваторов своей мамы и как я проводила ситуационные интервью друзей! Результат — опыт, навык, но не бесполезные и безвозвратно забытые знания!
3.2 Эмоции или анализ?
Согласно теории, люди делятся на тех, кто учится через эмоции, и тех, кто учится через анализ информации. Первым важен «заряд», толчок к действиям и познанию на практике. Вторым важен глубокий объём информации для анализа, эдакий стек, после заполнения которого человек становится готов к новым действиям.
Если присмотреться, то авторы книг, ведущие тренингов, тоже делятся на эти категории. Кто-то больше заряжает, а кто-то переполняет информацией. «Эмоциональные» ученики умирают от скуки над книгами, полными теории, и на лекциях, перегруженных информацией. А «анализаторы» считают пустой болтовнёй обощённые высказывания «эмоциональных» тренеров и авторов книг.
Выбирайте подходящих учителей, тренеров, книги. По их описаниям обычно очень легко понять, к какому типу относится автор.
3.3 «Что я сделаю на следующей неделе»
Ну вот, вы прочитали интересную статью, классную книгу или посетили понравившийся тренинг. В отзывах вы написали «уау, спасибо, это было супер!». А что дальше? Что именно супер?
Если ничего — то потраченные деньги и время были выкинуты на ветер. Составьте список конкретных действий, которые вы осуществите в ближайшие 7 дней для закрепления полученной информации.
Ну и напоследок — разбор сложных кейсов
Я решил изучить ***, но не могу себя заставить. Что делать?
«Заставлять» себя что-либо делать — самый страшный грех. Если такое происходит, то новая информация неинтересна, бесполезна, либо нужна вам не для вас. Обо всём этом — см. выше 🙂
А мне всё интересно! Что выбрать?
Правда интересно? Честно-честно интересно?
Круто, не парьтесь и ловите кайф от жизни, полной открытий 🙂
А мне ничего не интересно. Разве развиваться - обязательно?
Если вкратце — то да, обязательно. Наш мир не стоит на месте, он движется, крутится, развивается. Но заставлять себя нельзя, ага. Что делать? Искать, что интересно! Что нравится, что завораживает, что мотивирует. Счастливы те, кто это нашли. И, кстати, судя по моим наблюдениям, таких людей очень много последнее время 🙂
А как понять, что "полезно"?
Это зависит от глобальных целей, смотря в каком контексте говорить о «пользе». С карьерой всё относительно просто, спасибо создателям сайтов о поиске работы! В вакансиях всегда можно проследить корреляции между навыками и заработной платой.
Хотите переехать жить в Европу? Понятно, какие языки пригодятся. Ну и дальше по списку 🙂 «Польза» не бывает абсолютной — она зависит от конкретных жизненных целей.
И самый главный вопрос:Что важнее - польза или удовольствие?
НИКОГДА не выбирайте между пользой и удовольствием. Изучить строение параплана для парапланериста так же полезно, как и освоить новую бухгалтерскую программу для бухгалтера. Наша жизнь предназначена для удовольствия, и чем бы вы ни занимались, вы всегда найдёте то, что доставляет удовольствие.
Если вы выбираете между пользой и удовольствием — значит, что-то где-то не так!
habr.com
Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень
Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? Как научиться учиться самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.
Учат ли нас учиться?
Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, – навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.
Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?
Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.
Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.
Постановка целей
Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.
Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.
Поиск интересного занятия
Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.
Планирование
Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.
Ведение конспекта
Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.
Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.
Расстановка приоритетов
Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.
Качественное выполнение дела до конца
Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.
Контроль над собственным состоянием
Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.
Борьба с прокрастинацией
Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.
Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.
Боязнь задавать вопросы
Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.
Поощрение самого себя
Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.
Соблюдение режима
Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.
Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.
Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.
Развитие памяти
Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.
Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.
Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.
Искоренение лени
Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.
В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.
Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.
Самостоятельное изучение иностранного языка
Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.
В последующем рекомендуется расширять словарный запас, уделять внимание регулярному чтению и написанию англоязычного текста, концентрироваться на правильном произношении во время прослушивания соответствующих аудиозаписей.
Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.
Полезные советы
Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:
- Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
- Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
- При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
- В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
- Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей – это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.
В заключение
Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.
fb.ru
Как научиться учиться: 7 главных правил самообразования
Сегодня учиться самостоятельно не проблема: выбор вариантов онлайн-курсов с лучшими преподавателями почти безграничен. Проблема в самоорганизации и самодисциплине. Как не лениться, не откладывать обучение и получать самообразование с удовольствием? Сооснователь платформы онлайн-курсов Prometheus Иван Примаченко поделился своим опытом и дал пару дельных советов.
Знание — главная движущая сила современного общества, источник силы и конкурентных преимуществ в работе и жизни. Однако традиционная система образования все меньше способна обеспечить возрастающие потребности человека в актуальных знаниях и умениях. Как говорил Камю, школа — это место, где нас готовят к жизни в мире, которого уже не существует. Даже лучший университет больше не может дать студентам знания, которых им хватит на всю жизнь. Каждые 5-10 лет их специальность может видоизменяться до неузнаваемости. Социальные сети, смартфоны, энергетическая революция, большие данные, беспилотные автомобили — вот лишь некоторые явления, которые за последние 10 лет фундаментально изменили многие профессии и породили новые. Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Но для этого вначале придется овладеть навыком, который не преподают в украинских школах и университетах: научиться учиться самостоятельно.
Миф о таланте. Фиксированное мышление и мышление роста
Тема обучения чему-то новому овеяна огромным количеством мифов, самым распространенным и вредным из которых является миф о таланте. Его суть заключается в том, что успех в изучении того или иного дела зависит от врожденных способностей — таланта, который можно развивать или закопать, но нельзя пропить. Талант либо есть, либо его нет.
Современная наука об обучении полностью опровергает этот миф. От пионерских исследований Блюма в 80-е годы XX века до современного фундаментального издания The Cambridge Handbook of Expertise and Expert Performance исследования биографий великих и просто известных людей так и не смогли найти «таланта» (врожденных предрасположенностей) к тем или иным интеллектуальным навыкам. Оказалось, что даже уровень IQ лишь слабо соотносится с профессиональными успехами, что уж говорить о неуловимом таланте. Однако миф о таланте не просто вводит нас в заблуждение: он активно вредит нашей способности учиться и совершенствоваться.
В связи с этим Кэрол Двек, исследовательница и преподаватель Стэнфордского университета, различает два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.
Люди с фиксированным мышлением верят в то, что их успехи предопределяют врожденные способности. Если человеку не хватает таланта или ума, то этого не исправить. Личности с таким типом мышления часто боятся ошибиться, потерпеть поражение, ведь это, на их взгляд, демонстрирует врожденный недостаток способностей. Именно поэтому они избегают сложных задач, в которых существует риск неудачи, и не приемлют любой негативной обратной связи, ведь любая критика может полностью подорвать их самооценку.
Люди с мышлением роста, напротив, уверены, что все, чего достигает человек, он получает благодаря тяжелой работе и настойчивости. Даже проигрыш они расценивают лишь как еще одну возможность сделать выводы и отточить свои навыки. Такие люди не боятся задач за пределами своей зоны комфорта, не падают духом при первых неудачах и всегда рады обратной связи, даже если это означает быть готовым принять критику в свой адрес.
Для эффективного обучения, даже больше чем для достижения успеха в любом другом деле, важно придерживаться мышления роста и избегать фиксированного мышления.
Три стратегии успешного обучения
В уже легендарной статье The Making of an Expert, опубликованной в 2007 году в Harvard Business Review, дается обзор трех основных научно установленных факторов, которые помогут стать выдающимся экспертом в определенной области.
Во-первых, время, потраченное на осознанную практику нового навыка или умения. Речь идет о правиле 10 000 часов (или 10 лет): именно столько нужно сознательно практиковаться, чтобы стать специалистом мирового уровня в чем-то. Ключевое слово тут «осознанность» — любое количество бездумного механического повторения ничем не улучшит ваши навыки. Осознанная практика предполагает постановку перед собой целей для каждого занятия, фиксацию и анализ результатов каждого такого «урока».
Во-вторых, эффективное обучение предполагает постоянный доступ к лучшим учителям и менторам. На разных уровнях обучения вам понадобятся разные наставники. Сначала лучшие местные учителя, впоследствии — национального уровня, а затем уже и эксперты мирового класса. Лучшие учителя ускоряют обучение, структурируют процесс освоения новых знаний, мотивируют и контролируют выполнение самостоятельной работы. Ваша главная и конечная цель — стать лучшим учителем и ментором для самого себя. Именно этим свойством обладают все выдающиеся эксперты.
В-третьих, наилучшему обучению способствует поддержка семьи и окружения. Выдающиеся люди собираются вместе, поддерживают тесные связи и учатся друг у друга. Работа и общение с лучшими помогают вам стать лучшим.
Интересный факт: биографии множества людей, традиционно считающихся выдающимися вундеркиндами, прекрасно соответствуют изложенным выше условиям. Наиболее известен пример Моцарта, которому молва приписывает фантастический врожденный талант. Не стоит, однако, забывать, что обучение Моцарта музыке началось в 4 года, его отец был известным музыкальным учителем и автором одного из первых учебников по игре на скрипке, который вдохновенно мотивировал молодого Вольфганга к постоянным репетициям.
Семь правил успешного обучения
1. Обучение эффективно, когда дается с усилием. Человек должен прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны отпечаткам на песке: очень скоро от них не останется и следа.
2. Мы добиваемся стабильного совершенствования лишь тогда, когда можем измерить свой прогресс. Человек склонен к иллюзиям в оценке эффективности своей учебы. Как правило, мы переоцениваем свои успехи от поверхностного ознакомления с материалом и неправильно оцениваем темпы нашего прогресса. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно контролировать свои успехи с помощью объективного измерения: тесты, разнообразные стандартизированные проверки навыков и даже банальные вопросы для самопроверки в конце книжной главы позволят трезво оценить наш прогресс в обучении.
3. Классические школьно-университетские методы подготовки малоэффективны. Перечитывание текстов и механическая зубрежка ничего не дают. Это легкие методы обучения, которые противоречат первому правилу. Они не заставляют нас напрягать наш разум по-настоящему, а просто утомляют его однообразным повторением.
4. Практики вспоминания — основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Существует две эффективные техники вспоминания.
Первая — это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись — повторить необходимо уже на следующий день. Чем длиннее цепочка успешных припоминаний, тем все больший интервал должен быть перед следующим повторением. Эта система особенно популярна для изучения иностранных слов, и многие из нас сталкивались с ней в сервисах вроде Anki или LinguaLeo. Однако с помощью простейших карточек или даже самого обычного рукописного конспекта систему отложенного вспоминания можно приспособить для изучения практически любого предмета.
Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания — перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим. Если вы решаете разные подтипы математических задач в рамках одной темы, перемешивайте их так, чтобы каждый раз вам приходилось подумать, с каким именно подтипом задачи вы имеете дело.
5. Попробуйте решить проблему до того, как вас научат ее решению. Не стоит спешить читать о том, как очередная легенда менеджмента спасла свою компанию. Вначале подумайте, как на его месте поступили бы вы. Не имеет значения, получится найти правильный ответ или нет. Уже то, что вы приложите усилие, попробуете «придумать свой велосипед» до того, как получите готовый ответ, поможет вам быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.
6. «Стили обучения» вроде «визуального» или «аудиального» — миф. У нас нет серьезных научных подтверждений их существования. Напротив, исследования указывают на то, что лучше всего запоминается та информация, в восприятии которой задействовано максимум органов чувств и различных ассоциаций. И это вполне логично, ведь знания конструируются.
Многие считают, что наша память — это пустая емкость, в которую мы просто заливаем новую информацию до тех пор, пока она не наполнится до краев. Однако эта концепция глубоко ошибочна. В реальной жизни новые знания всегда привязываются к той информации, которая уже хранится в нашей памяти. Новые понятия и идеи могут быть поняты и восприняты нами лишь с помощью уже знакомых понятий и идей. Поэтому стоит усвоить привычку объяснять самому себе новое и сложное через старое и простое. Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, обязательно попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору, которая поможет вам «поймать» суть новой информации.
7. Следует пытаться найти фундаментальные правила и первоосновы решения проблем, а не просто запоминать факты или зазубривать процедуры решения тех или иных задач. Такие первоосновы, которые могут быть использованы для решения множества задач в различных сферах знаний, принято называть ментальными моделями. Классический пример ментальной модели — это эволюция: естественное развитие, движение от простого к сложному, которое происходит медленно, но неотвратимо. Каждый из нас в большей или меньшей степени знаком с понятием биологической эволюции. Но что, если мы столкнемся с термином «звездная эволюция»? Он не знаком нам, но, владея ментальной моделью «эволюция», мы легко можем догадаться, что речь, по-видимому, идет о естественном, медленном и неизбежном изменении состояния звезд. И будем очень недалеки от истины, хоть и услышали этот термин в первый раз. Чем большим количеством ментальных моделей мы владеем, тем быстрее и эффективнее сможем понимать новые идеи и концепции.
Как заставить себя учиться самостоятельно
Книги, массовые бесплатные онлайн-курсы и другие доступные источники качественных знаний сегодня в изобилии доступны всем желающим. Куда более сложный вопрос, как мотивировать себя к самостоятельному обучению и наконец-то закончить те два десятка книг и онлайн-курсов, которые вы уже давным-давно хотите пройти. Попробуйте следовать трем простым, но проверенным на практике советам.
Учиться нужно понемногу, но регулярно. Если вы раздумываете, когда лучше проходить онлайн-курс — на выходных в течение нескольких часов за раз или ежедневно по полчаса, — то последний вариант оптимален. Разбивка учебного процесса на небольшие сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению на следующий день.
Самостоятельно учиться лучше всего в одно и то же время в одних и тех же условиях. Привычка — вторая натура, а регулярность — залог успеха в обучении. Выработав у себя привычку учиться в определенное время, вам будет куда легче придерживаться регулярных занятий.
Самостоятельное чтение книг и прохождение онлайн-курсов лишают вас важного стимула в виде социального давления: если вы забросите обучение, в отличие от традиционного образования, никто об этом не узнает: ни преподаватель, ни другие студенты. Создайте для себя необходимое для самостоятельной учебы социальное давление: публично расскажите о своих планах друзьям, присоединитесь к совместной группе подготовки или сами ее организуйте, обсуждайте и комментируйте процесс вашего обучения в социальных сетях.
Иван Примаченко — аспирант исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Два года назад он проходил известный гарвардский онлайн-курс основ программирования CS50. Обучение в Гарварде, не выходя из киевской квартиры, помогло понять, насколько такой формат самообразования удобен и перспективен. В октябре 2014 года Иван вместе с двумя единомышленниками, Алексеем Молчановским и Викторией Примаченко, создал платформу бесплатных онлайн-курсов Prometheus. На сегодня это самая популярная украинская платформа онлайн-образования, которая включает 29 открытых курсов и объединяет 115 000 слушателей.
Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus
www.liga.net