Содержание

Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется? Как называется процесс становления личности


Процесс становления личности

Стадия развития

Характеристика стадии

1

Потенциальная личность

2

Человек, обладающий общими с людьми качествами

3

Индивидуальность

4

Самостоятельно действующий человек

Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присущие только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение мотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых82.

Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер83. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь – деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.

2. Теоретико–методологические подходы к личности

Теории личности объясняют взаимоотношения личности и общества, личности и социальной группы. Наиболее известные теории:

  • психоаналистические

  • интеракционистские

  • когнитивистские

Рассмотрим подробнее эти три направления научной мысли с описанием того, как идеи ученых реализовывались в практике жизнедеятельности общества.

Психоаналитический подход к личности

Психоаналитики рассматривали личность «изнутри», с точки зрения ее психических структур. Однако их идеи оказались полезны и для социологических исследований. В случае психоаналитического объяснения природы личности рассматриваются личностные конфликты, и делается вывод о том, что человек всегда находится в конфликте с обществом. З. Фрейд – основатель психоанализа, полагал, что внутренняя структура личности состоит из трех элементов, у каждого из которых разные задачи. Биологическое по природе «Ид» ослабляет состояние напряжения и усиливает удовольствие. Это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, ее строительный материал, сфера бессознательного. Задача «Эго» – сферы сознательного – заключается в обеспечении жизнеспособности и самосохранения личности. «Суперэго» – сфера обитания нравственных чувств – служит судьей или цензором поступков «Эго». Таким образом, в личности общественные запреты препятствуют биологическим побуждениям, что приводит и к внутренним конфликтам, и к конфликтам человека с общественной системой. Инстинктивные страсти индивидов, по Фрейду, сильнее рациональных интересов, следовательно, требуется контроль общества над агрессивными устремлениями людей.

Для социологического объяснения важна идея об аффективных переживаниях человека, которые не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на социальное поведение.

В 1950–х гг. один из последователей З. Фрейда Т. Адорно исследовал личность «фашистского» типа среди средних американцев84. Он выявил набор характеристик «авторитарной личности», который не утерял актуальности и в современных условиях. См., табл. 3.

Таблица 3.

studfiles.net

Особенности процесса становления и развития человека

Основное влияние на формирование личности оказывают следующие биологические факторы:

  • образ жизни,
  • наследственность,
  • физиологические особенности пребывания в среде обитания.

Основные не физиологические факторы развития личности

Однако не стоит забывать тот факт, что человек не рождается личностью, а становится ей, приобретая разнообразный жизненный опыт. В качестве примера можно привести Михаила Ломоносова, сделавшего свой огромный вклад в науку. Если бы он был рожден, например, в семнадцатом веке до нашей эры, то, с большой вероятностью, не приобрел ту известность, какой обладает в наше время. Возможно, в такой ситуации Ломоносов был бы обыкновенным простолюдином, занимался земледелием или же рыболовством и не смог оставить своего следа в истории. И наоборот, нельзя отрицать возможности того, что не обладающий сейчас даже малейшей известностью человек, в условиях другого времени получил бы возможность совершить нечто великое, кардинально изменяющее ход развития всего человечества. Исходя из данных размышлений, можно сделать вывод, что личностью нас делает, в основном, наш жизненный путь, а не данные с рождения качества.

С таким высказыванием согласны большинство психологов современности. Однако, в вопросе формирования и развития личности мнения разных психологов расходятся, зачастую, кардинально. Факт подобного расхождения во мнениях может быть объяс

madamvong.ru

Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется?

Социализация – это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Этапы социализации личности

Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности – социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа – это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

Sdílet na sociálních sítích:

Podobné

che.wikienx.ru

Формирование личности человека — этапы, особенности становления личности

Каждый человек является личностью. С разных точек зрения и ракурсов восприятия действительности человек может рассматриваться по-разному. Он может быть охарактеризован как единица труда, боеспособная единица, потребитель и так далее. Но в первую очередь человек – это личность.

Возможно, некоторые полагают, что личность человека, его состояние и характер формируются сразу же. То есть, человек еще при рождении уже наделен определенными чертами характера, которые впоследствии развиваются. В пользу такого утверждения адепты данной точки зрения могут привести следующие аргументы: черты родителей формируют будущую личность ребенка, так звезды на небе сошлись, назвали конкретным именем, так решил Господь и так далее.

На самом деле личность человека переживает определенные фазы своего становления. Процесс формирования человеческой личности – сложный и весьма интересный алгоритм создания единой конструкции из различных материалов с использованием самых разных инструментов и рычагов воздействия на общее состояние личностной композиции индивидуума.

Именно об этом и пойдет речь далее. Будут рассмотрены основные этапы формирования личности человека, а также отдельные факторы, влияющие на процесс личностного становления индивида.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых

разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Этапы

Теперь стоит перейти к описанию имеющихся этапов в формировании личности индивида. Будут рассмотрены главные и существенные фазы становления личности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Для начала стоит обратиться к разделению по А. Н. Леонтьеву, согласно которому человеческая личность в процессе своего становления переживает два рождения:

  1. Первое рождение личности происходит в период дошкольного возраста индивида. Он знаменуется появлением первых иерархических отношений. В этот период социальные нормы впервые подчиняют себе непосредственное побуждение. Психолог и философ А. Н. Леонтьев приводит пример, который очень хорошо описывает процесс, происходящий в данном случае. Называется это «эффектом горькой конфеты». Ситуация такова: ребенок дошкольного возраста получает следующее задание экспериментатора – взять со стола конфету, но при этом не вставая со стула. Конечно, задание является по сути невыполнимым, но при этом демонстрирует весьма важный момент в процессе формирования личности. Ребенок садится на стул, который находится напротив стола с лежащей на нем конфетой. Экспериментатор на время покидает помещение, но имеет возможность при этом наблюдать за испытуемым удаленно. Ребенок не имеет возможности покинуть свое место, но при этом, когда взрослый выходит из помещения, получает свободу, встает и берет конфету, затем спокойно садится обратно на стул. В этот момент возвращается экспериментатор. Он обязательно хвалит ребенка за проявленное терпение и послушание, а затем предлагает ему в качестве приза конфету. Ребенок, чувствуя свою вину, сразу же отказывается, а потом, после предложений взять призовую конфету, начинает плакать. Взятая им конфета стала для него «горькой». Теперь стоит детально проанализировать ситуацию. Ребенок был помещен в довольно сложную для него ситуацию. Задача и условие ее выполнения создали в детской голове конфликт мотивов. То есть, ребенок одновременно хочет взять конфету со стола (непосредственное побуждение), но в то же время и выполнить указ взрослого (социальный мотив). Когда взрослый вышел из помещения, то непосредственное побуждение взяло верх в этом конфликте мотивов. Но когда экспериментатор вернулся, а затем похвалил и предложил конфету, в сознании ребенка актуализировался социальный мотив. Конфликт мотивов спровоцировал переживание ребенка, что уже свидетельствует о формировании в его мышлении определенных личностных качеств.
  2. Второе рождение личности по А. Н. Леонтьеву происходит уже в подростковом возрасте. На этом этапе человек активно пытается осознать свои мотивы, переосмыслить цели и задачи, а также прикладывает усилия по подчинению и переподчинению мотивов. Второй критерий сформированности личности, который был указан в начале статьи, как раз обозначает склонность индивида к самопознанию и самосовершенствованию. В этот период подросток проявляет высокую активность в обществе, пытаясь в нем реализоваться. Организованные социумом специальные активности все чаще пересекаются с активностью индивида.

Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Л. И. Божович предлагает другую точку зрения на процесс формирования личности индивида. По его мнению, переломные фазы в процессе развития человеческой личности представляют собой кризисы, возникающие на стыке двух возрастов. Анализ этих кризисов позволяет лучше исследовать психологическую сущность процесса личностного формирования. Каждый возраст несет в себе центральное системное новообразование. Такие новообразования возникают в ответ на потребности ребенка. Следует отметить тот факт, что они несут побудительную силу из-за наличия в себе аффективного компонента.

Л. И. Божович выделил следующие основные этапы:

  1. Новорожденный ребенок не может называться личностью и развиваться в этом направлении, поскольку просто не имеет такой возможности. В этот период своей жизни ребенок представляет собой просто организм, имеющий свои обычные биологические потребности;
  2. Уже на втором году жизни у ребенка формируется первое личностное новообразование. Заключается оно в появлении мотивирующих представлений, которые обозначают способность ребенка действовать уже в соответствии с имеющимися у него внутренними побуждениями. Становление на путь формирования личности можно проследить по поведению ребенку в ситуациях, когда делают не так, как он этого хочет. Стремление все делать согласно своим внутренним побуждениям могут вызвать у ребенка протест;
  3. Кризис трех лет знаменует собой появление у ребенка стремления воздействовать на процессы, происходящие вокруг. В этом возрасте ребенок пытается совершать некоторые действия самостоятельно, что свидетельствует о формировании у него стремления влиять на окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей и желаний;
  4. Третий этап и кризис семи лет характеризуется возникновением у ребенка сознания себя как части общества. Тут ребенок пытается оценить свое место в системе общественных отношений. На этом этапе формирования личности наблюдается становление внутренней позиции ребенка. Также имеет место протест, возникающий в том случае, если ребенок не получает того, чего хочет;
  5. Подростковый возраст является самым насыщенным периодом, влияющим на формирование личности индивида. Подросток погружается в сложный мир переживаний, проходит через «жернова» общества. У него формируется самосознание, появляется сильное стремление к самореализации, самоутверждению и самовоспитанию.

psiho.guru

Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется?

Социализация – это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Этапы социализации личности

Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности – социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа – это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

Падзяліся ў сацыяльных сетках:

Падобныя

be.wikienx.ru

Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется?

Образование 4 октября 2015

Социализация – это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Видео по теме

Этапы социализации личности

Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности – социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа – это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

Источник: fb.ru

monateka.com

Какие этапы проходит личность в процессе становления???, обществознание

899898

12 авг. 2016 г., 19:36:31 (2 года назад)

 Первого этапа заключается в закладке фундамента социального доверия к внешнему миру.информация способна оказывать воздействие на формирование характера.

 

Развитие во втором периоде (от рождения до, приблизительно, 2-х лет) личность обретает чувство автономии и личной ценности, но в то же время и стыда, сомнения; что очень важно, чувство любви, а по своим итогам определяет то, что ранее было названо «доверием к миру». Важность социальных условий здесь трудно переоценить. Их эффект в данном возрастном периоде становится основой успеха или неуспеха дальнейшего развития личности, освоения ею многообразных социальных ролей.

 

Третий период — от 2-х до 7 лет, в котором формируется чувство инициативы, желание сделать что-то. Этому периоду свойственны две основные функции:

 Во-первых, освоение основных понятий мира и постижение их смысла: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своих прав и обязанностей, свободы и необходимости, Родины и т.д. А вместе с ними и усвоение основных общецивилизационных понятий, норм, правил, по которым живут люди.

Во-вторых, данному периоду присуща функция обучения базовым основам: чтению, письму, счету.

 

Четвертый этап — отрочество — связан с накоплением массы информации, закреплением полученных навыков и норм и, в сущности, количественно и качественно подводит итоги формирования и развития личности в детском возрасте. Здесь возможен достаточно точный прогноз дальнейшего развития молодого человека. Однако по своим возможностям данный этап не является сколько-нибудь определяющим для основной массы подростков.

Пятый этап — юность (от 14 до 18 лет). По данному периоду существует весьма обширная литература.Во-первых, в этом периоде кардинально изменяется способ мировосприятия.Во-вторых, совершенно иной становится роль практической (прежде всего, трудовой) деятельности.

В-третьих, молодой человек становится все более реальным субъектом взрослой ролевой композиции.В-четвертых, резко возрастает роль самоотдачи и отдачи результатов своей деятельности другим, обществу.

 

 

obsestvoznanie.neznaka.ru

Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется?

Социализация – это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую социально-психологическую социализацию.

Этапы социализации личности

Есть три этапа социализации личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям гуманистической психологии). Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. Процесс становления личности достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности – социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа – это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

Споделяне в социалните мрежи:

сроден

bg.wikienx.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *