Содержание

Как развить коммуникативные навыки у детей и взрослых

Под улучшением коммуникативных навыков подразумевается развитие такой деятельности, как общение, которое направлено как на самопознание, так и на формирование оценки личности со стороны окружающих членов социума.

В.А. Сухомлинский считал, что обучение ребенка особенностям человеческих взаимоотношений является одной из наиважнейших задач, играющих роль в дальнейшем становлении личности.

О том, как развить и сформировать коммуникативные навыки у детей, будет детально рассказано в следующем ниже тексте.

Содержание статьи:

Для чего необходимо развитие коммуникативных навыков

Каждому члену общества приходится так или иначе взаимодействовать с другими людьми. Многие родители отдают ребенка в различные кружки исходя из того расчета, что подобные занятия в будущем дадут свои плоды, облегчив ребенку вхождение во взрослую жизнь.

Однако развитие коммуникативных навыков у детей позволяет улучшить красноречие, что пригодится как в общении со сверстниками и преподавателями, так и, к примеру, во время собеседования на престижное вакантное место.

Человеку, обладающему коммуникативными способностями, будет значительно проще рассказать потенциальному работодателю обо всех своих талантах и профессиональных навыках.

Благодаря развитию подобных навыков в детском возрасте человек будет обладать следующими преимуществами, которые пригодятся ему как в личной жизни, так и в восхождении по карьерной лестнице:

  1. Окружающие люди с большим интересом прислушиваются к грамотной и «поставленной» речи без неуклюже подобранных слов, длинных пауз и слов-паразитов.
  2. Развитый коммуникативный навык значительно упрощает обмен информацией, передачу, получение знаний и социальное взаимодействие между членами коллектива.
  3. Неразговорчивый стеснительный ребенок испытывает ряд трудностей при общении со сверстниками и рискует стать изгоем в детском саду или школе. Подобное эмоциональное неблагополучие зачастую приводит к излишней замкнутости, которая препятствует нормальному контакту с противоположным полом, друзьями, коллегами и начальством.

Формирование коммуникативных навыков у детей должно начинаться с самых ранних лет и проходить под внимательным надзором родителей.

В противном случае ребенок вырастет и пополнит ряды закомплексованных взрослых людей, не способных к принятию ответственных решений и предпочитающих эскапизм здоровой конкурентной борьбе.

Подобные навыки позволяют успешно адаптироваться в любой команде и достичь наилучших результатов совместного труда.

Способы определения потенциала развития коммуникативных способностей

Люди, обладающие коммуникативным талантом, являются великолепными собеседниками и вызывают чувство симпатии со стороны окружающих. При этом подобный дар может проявляться не только в устной, но и в письменной форме.

Следующие особенности характера ребенка должны насторожить родителей, поскольку их наличие может самым негативным образом сказаться на дальнейшем развитии коммуникативных навыков малыша:

  • сложности с вербальным выражением эмоций и переживаний;
  • стеснение и неуверенность в обществе взрослых людей;
  • игнорирование ребенком различных коллективных детских игр и забав.

Воспитателям и учителям не под силу развить в ребенке коммуникативные навыки, поэтому подобная работа должна проводиться при непосредственном участии родителей.

В ситуации, когда ребенок растет не один, а в окружении сестер или братьев, задача развития коммуникативных навыков облегчается.

У взрослых способности к коммуникации определяются по таким показателям:

  • адекватная реакция на критику со стороны;
  • способность вовлечь в оживленную дискуссию практически любого человека;
  • возможность к аргументированному высказыванию собственной точки зрения;
  • умение ответить отказом на неприемлемое или заведомо невыгодное предложение;
  • отсутствие категоричности в суждениях и отрицательных оценок, касающихся чьего-либо поведения.

Поскольку коммуникативные способности предполагают овладение навыками разговорной и письменной речи, в ней не должно быть слов-паразитов и обилия пустых оборотов, не несущих смысловой нагрузки.

Основы развития коммуникативных способностей у детей

На сегодняшний день существует масса самых разных способов, позволяющих улучшить коммуникативные навыки.

Как показывает практика, при работе с детьми наиболее эффективной является игровая форма обучения, позволяющая не только заинтересовать ребенка, но и вовлечь его в процесс. Подобная форма воспринимается малышом с энтузиазмом, поскольку она больше напоминает ему занимательную игру, нежели нудную зубрежку.

Именно игра позволяет ребенку легко и непринужденно овладеть базовыми правилами этикета и нормами общественного поведения, а также развить высокие моральные качества.

Наработка коммуникативных навыков происходит в ходе повышения социального опыта человека, а также в результате изучения истории, фольклора и традиций, лежащих в основе общественного уклада.

Родителям следует взять на вооружение следующие действия, которые будут весьма полезными для развития коммуникативных способностей у ребенка:

  1. Детям необходим широкий круг общения, который включает не только членов семьи и родственников, но и сверстников.
  2. Важно привить ребенку базовые правила этикета.
  3. Во время острых моментов и конфликтов, возникающих в детском коллективе, немедленно вмешиваться в их разрешение не стоит, разводя спорящих в разные стороны. Беседу тет-а-тет с ребенком лучше всего проводить позднее, позволив ему научиться самостоятельно отстаивать собственную точку зрения и достоинство в дебатах.

Многие упражнения, предназначенные для развития коммуникативных способностей у детей, предназначены для того, чтобы преодолеть замкнутость, побороть стеснение выступлений на публике и избежать социальной пассивности.

Как утверждают профессиональные психологи, даже из самого флегматичного ребенка может получиться весьма достойный собеседник, способный мастерски поддерживать диалог и располагать к себе окружающих людей. Причем для этого ему не придется делать над собой усилие, изменяя черты своего характера.

Что такое коммуникативные способности и компетенция

Под коммуникативной компетенцией подразумевается область познаний и умений, которые требуются для ведения конструктивных переговоров, обработки информации, электронной корреспонденции, эффективного делового планирования, совершения звонков и решения различных задач, связанных с общением.

Умение поднять мотивацию других сотрудников, добиться оптимального взаимодействия и контролировать рабочий процесс аналогичным образом связаны с коммуникативными способностями. Для их полноценного развития важно:

  • знать обычаи и традиции как своего социума, так и зарубежных стран;
  • владеть основами этикета и правилами культурного поведения в обществе;
  • демонстрировать собственную воспитанность;
  • уметь применять коммуникативные навыки на практике.

Благодаря развитым коммуникативным навыкам можно умело прогнозировать исход предстоящих деловых переговоров. Человеку, обладающему начальными познаниями в области практической психологии, под силу смоделировать различные варианты окончания важной встречи, а также сориентироваться в условиях ситуации, внезапно вышедшей из-под контроля.

Личность с развитыми коммуникативными навыками может программировать процесс общения, «вынуждая» собеседника прийти к решению, которое было бы выгодно для нее, и для компании, чьи интересы она представляет.

Базовые правила овладения коммуникативными навыками

Следующий список представляет собой свод универсальных правил, придерживаясь которых можно пользоваться успехом у собеседников и добиваться поставленных целей:

  1. Важно, чтобы произносимые фразы были сформулированы грамотно и не подразумевали наличие нескольких смыслов.
  2. Стоит уважительно относиться к точке зрения собеседника, даже если она кажется абсолютно лишенной смысла.
  3. Необходимо строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна конкретному человеку, с которым идет непосредственный диалог. Говоря другими словами, к каждому нужно искать индивидуальный подход.

Важную роль играет создание располагающей и уютной атмосферы во время беседы. Не стоит открыто или в саркастической форме подвергать сомнению политические либо религиозные взгляды собеседника, также как и те традиции и обычаи, которых он предпочитает придерживаться.

Не менее важной составляющей развитых коммуникативных способностей является умение не только красиво говорить, но и выслушивать собственного оппонента. Искренний интерес к проблемам другого человека может вызвать чувство глубокой ответной эмпатии.

Важно не избегать общения с коллегами, соседями или случайно повстречавшимися школьными приятелями. Стоит помнить, что каждый человек в подобном случае является потенциальным учителем, от которого всегда можно взять что-то полезное.

Однако общение должно приносить удовольствие, а не быть вынужденной мерой, что сразу будет отмечено собеседниками на невербальном уровне. Излишняя формальность зачастую настораживает, поскольку большинству людей не по нраву односложные сухие ответы.

Другая крайность, которая выражается в навязывании общения человеку, не желающему поддерживать беседу, аналогичным образом не принесет положительных результатов.

Самые эффективные методики по развитию коммуникативных навыков

Одним из наиважнейших навыков коммуникабельного человека является артистизм. Чувство юмора, способность сделать умелую и при этом незлобную пародию на шефа или несговорчивого компаньона значительно поднимет статус шутника в глазах коллег.

Артистизм позволяет быть непредсказуемым и держаться без лишнего пафоса, но с достоинством, что также располагает к себе окружающих людей.

Среди прочих рекомендаций, которые пригодятся в повышении коммуникативных способностей, стоит выделить следующие наиболее эффективные методики:

  1. Отбросить пессимизм. Грустные личности, склонные к самобичеванию и вечному недовольству, пользуются славой не самых приятных собеседников, поэтому с подобным настроем найти себе друзей и завоевать расположение коллег будет очень трудно.
  2. Не нужно скрывать свою точку зрения от окружающих из страха, что она не будет принята или вообще станет поводом для насмешек. Главное – грамотно сформулировать мысли и деликатно подать их на суд собеседников. Всегда найдется человек, который подвергнет критике или поднимет на смех любую точку зрения, отличную от его собственной, однако это не является поводом не высказывать мысли вслух.
  3. Поддержание зрительного контакта с собеседником – важная часть развития эффективных коммуникативных навыков. Благодаря визуальному контакту собеседник будет уверен в том, что к его словам внимательно прислушиваются.
  4. Жесты и мимика считаются неотъемлемыми компонентами эффективного делового и межличностного общения. Противоречивые сигналы могут быть истолкованы как агрессия и недовольство по отношению к оппоненту. Поэтому стоит следить за тем, чтобы жестикуляция максимально отражала текущий посыл.

Язык тела также относится к искусству коммуникации. Человек, который ведет переговоры в позе со скрещенными на груди руками, демонстрирует невербальный сигнал о том, что он не расположен к общению либо испытывает чувство неприязни по отношению к собеседнику.

Ровная осанка в сочетании с открытой позой, напротив, облегчает проведение даже самых сложных деловых переговоров.

Привычка не придавать значения чужим словам, пропуская их мимо собственных ушей, весьма негативно отразится на результатах важной встречи.

Как развить коммуникативные навыки: практические рекомендации и советы

Для формирования коммуникативных навыков как у детей, так и у взрослых используется огромное количество самых разных методик.

Следующие практические рекомендации пригодятся тем, кто хотел бы развить в себе подобные способности:

  1. Принцип Франклина гласит, что для того, чтобы расположить конкретного человека к собственной персоне, стоит не сделать ему одолжение, а наоборот, попросить его об услуге. Благодаря особенностям психики, люди склонны относиться с почтением и уважением к продуктам своего труда. Поэтому взяв почитать книгу у коллеги, можно не только хорошо провести время за увлекательным чтением, но и заручиться симпатией с его стороны.
  2. Поскольку имя является неотъемлемой частью личности, любому человеку приятно лишний раз услышать его от окружающих. Зная об этом феномене, стоит чаще обращаться к коллеге, соседу или товарищу по имени. Слишком фамильярничать при этом не рекомендуется.
  3. Техника мимикрии заключается в отражении жестов, манеры поведения и речи собеседника для установления тесного контакта с ним. Большинство людей пользуется этой тактикой на бессознательном уровне. Однако применение подобного метода осознанно дает возможность использовать в своих целях тот факт, что люди всегда симпатизируют окружающим, в которых отражаются черты их собственного характера.

Когда собеседник утомлен рабочим процессом либо обилием поступившей информации, это не является поводом для прекращения диалога с ним.

Напротив, уставшему человеку зачастую гораздо проще донести тот или иной тезис, поскольку механизмы его психологической защиты находятся в «дремлющем» состоянии. По этой же причине ему будет легче согласиться с точкой зрения собеседника и прийти к ним к компромиссному решению.

На сегодняшний день существует множество различных тренингов для развития и формирования коммуникативных способностей. Занятия на них предполагаются как в группах, так и в индивидуальном порядке.

Однако если возможность записаться на один из подобных специализированных тренингов отсутствует, стоит заняться изучением основ психологии и взять на вооружение приведенные выше рекомендации и советы.

Лучше всего составить ежедневный план развития коммуникативных способностей, который будет включать в себя такие задания, как необходимость заговорить с тремя-четырьмя незнакомыми людьми в понедельник, выступить с докладом на публике во вторник, и так далее.

Важно не забывать о том, что к любому собеседнику необходимо относиться с уважением и заинтересованностью, и он с большой долей вероятности ответит взаимностью.

О развитии коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями смотрите в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.