Содержание

Свобода как условие самореализации личности

Для того, чтобы достичь успехов в современном мире, не достаточно одного лишь желания, придётся действовать! И первое, что необходимо сделать – создать подходящий фон для вашего самосовершенствования. В нём свобода как условие самореализации личности играет значимую роль, ведь без неё невозможно сподвигнуть себя к внутреннему росту и улучшению.

Понятие самореализации и свободы, как единое целое

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Если углубиться в корни значения слов “самореализации” и “свободы”, легко увидеть закономерную связь. Итак, самореализация трактуется в психологии как сильная естественная потребность человека в реализации талантов (врождённых и развитых), а также в проявлении и улучшении своих способностей. Если брать значение по трактовке социологов, то оно будет немного отличаться. Самореализация в понимании социологов – стремление индивида в собственном проявлении на публике, в обществе, путём которого он открывает и показывает свои сильные положительные стороны, что закрепляет за ним авторитет.

Свобода несёт в себе множество значений, но если судить по определению психологов, она представляется, как собственная независимость от внешних факторов и полная самостоятельность. То есть, человек способен распоряжаться собой и своим временем, действиями по собственному усмотрению. С появлением независимости, каждый, без опаски быть осужденным, становится индивидуальностью, и получает право на самоопределение в жизни.

Если смотреть на понятие свободы в философском смысле, то оно превращается в самую настоящую возможность проявления волевых качеств в общественных и природных рамках. Из этого следует, что оба понятия “самореализация” и “свобода” действительно схожи между собой, ведь без свободных условий не получится проявить себя и реализовать в обществе в полной мере. Любые сдерживающие рамки и необоснованные запреты станут преградой на пути вашего самосовершенствования.

Понимание свободы в современном мире

В древнем мире свобода являлась роскошью, так как не все ею могли обладать. Существовало чёткое разделение на людей благородных чистых кровей и рабов, которые не обладали вольностью. За исключением тех личностей, что стали рабами благодаря долгам. Ещё пару веков назад в России существовало крепостное право, при котором свободные действия некоторые жителей страны сильно ограничивались.

Раб не имел возможности проявить себя, а значит, и развиваться тоже. Его основной задачей всегда было выполнять поручения хозяев. Они же несли ответственность за своего подчинённого.

В современном мире всё немного иначе. Здесь, с отменой рабства и крепостного права, понятие воли исказилось и обрело совершенно новый смысл. В реальном времени независимость проявляется в виде способности самостоятельно осуществлять выбор и принимать, выходящие из него последствия. Единственное условие – не выбираться за рамки дозволенного обществом. Проще говоря, людям даётся полное право выбора, но лишь из предложенных вариантов. Но и этого достаточно для эффективной самоактуализации.

Осознание воли выбора и независимости происходит в два этапа:

1. Осознанная необходимость.

Внутренний момент, при котором индивид только задумывается о смысле жизни, окружающих его людях и способности выбирать, как двигаться дальше, с кем общаться.

2. Способность выбирать.

Так плавно первый этап перетекает во второй, где персона уже задумалась о том, что ей придётся либо осуществлять свой выбор, либо создавать новые возможности для этого.

Значение свободы для самореализации человека

Почему же свобода в современном мире выступает самым важным условием для самоактуализации? Дело в том, что независимость приходит вместе с ростом знаний, раскрытием талантов и появлением новых способностей. И чем больше для этого создано условий, тем шире и больше мы сможем раскрыть себя, как индивидуальную личность. Исходя из этой теории, можно сделать вывод, что без общественной независимости и условий свободы нельзя в полной мере реализовать себя в социуме.

Та мера независимости, которую социальная среда в состоянии предоставить для каждой персоны, и станет для него условием для самоактуализации. Свободное развитие человека в открытом социуме несёт в себе залог успешного роста особых человеческих качеств. К ним относятся интеллектуальные, нравственные и творческие способности.

Совершенствованию человеческих черт способствуют возможности, предоставляемые миром для их реализации. Без выполнения данных требований дальнейшее совершенствование человека, как личности попросту невозможно.

Свобода как условие самореализации

Стоит понимать, что для дальнейшего самосовершенствования необходимо приложить не только личные усилия и старания, но и попытаться создать подходящую для этого обстановку. Также важным толчком окажется побуждение к решительным действиям.

Одним из главных правил самоактуализации всегда будет выступать свобода. Она может быть не только личной, и также проявляться в получении пространства для совершенствования своих умений и способностей, а также для творческой и интеллектуальной деятельности.

Роль воли при самосовершенствовании

Порой некоторым не хватает личной независимости для совершения каких-либо поступков. Например, в детском возрасте проявляется жесткий родительский контроль, и право выбора переходит в руки старших. Что касается взрослой жизни, то и здесь нам преграждают дорогу саморазвития многие неприятные факторы. Это может быть отсутствие свободного времени, низкий заработок или же навязывание обществом своего мнения. Если перебороть всё это давление со стороны, то можно многого добиться в жизни, главное не бояться действовать!

Бывают случаи, когда помехой для личной вольности встают внутренние сомнения и переживания. Например, наиболее часто всплывают такие вопросы, как: “А вдруг у меня не получится?”, “Что скажут люди?” и так далее. Именно поэтому необходимо приложить все силы для работы над собой, чтобы разобраться со своими страхами и мыслями, найти таланты, способности и умения, а затем значительно улучшать их.

Ответственность за свой выбор

Свобода несёт за собой последствия, которые лягут на ваши плечи. Поэтому любой ваш выбор – большой груз ответственности за свои действия. В данном случае явление это – осознанная деятельность. Каждое слово, действие или даже реакция, всё это становится началом появления неизбежных последствий, к которым нужно быть готовым.

Пожиная плоды за совершение поступков, мы можем получить как положительные результаты, так и отрицательные. Говоря другими словами, последствия могут быть абсолютно разными. Например, мы решили стать лучше и твёрдо идём к этому, от такого решения, скорее всего, будет положительный результат. В меньшей степени возможен и обратный эффект. К примру, мы не смогли сдержать обещания и не справились с поставленной задачей, тогда результат будет скорее неприятным.


ВАЖНО! Прежде чем совершить какое-либо действие, особенно в обществе, где стоят вольные рамки, стоит не раз обдумать последствия, которые оно принесёт. Только свободная личность, ответственная за свои поступки, может всецело развиться и эффективно раскрыть свой потенциал.

Мы советуем:

1. Создать подходящую обстановку для совершенствования и развития своей натуры. При соблюдении этих правил процесс вашего становления ускорится, и уже совсем скоро вы заметите большой прогресс в работе над собой.

2. Развеять страхи и сомнения. Освободившись от мысленных оков, вы обретёте настоящие просторы для решительных жизненных изменений.

3. Преодолеть внутренние барьеры и ограничения. Только разрушив их можно действовать дальше.

4. Оградить себя от внешнего давления. У каждой личности есть своё мнение, это неизбежно, но не всегда обязательно прислушиваться к нему, ведь оно у вас есть своё личное.

5. Принять ответственность за все свои поступки. Полное осознание чувства ответственности за то, что вы совершаете, делает вас готовым к дальнейшей самореализации.

6. Осмыслить и выявить то, что ограничивает вас на данный момент. И желательно устранить неприятность, чтобы впредь ничего не мешало дальнейшему развитию событий в нужном русле.

7. И наконец – положить старт

своим изменениям. Если уж вы решили прогрессировать, становить совершенней и умнее, то, возможно, именно сейчас для этого самый подходящее время!

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Разработка урока по обществознанию «Свобода – условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности»

ТЕМА: Свобода–условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Цели: Задачи: Знать и осознавать свободу человека. Определять свой выбор и нести ответственность. Знать гражданские права. Уметь: Правильно выбирать свободу своего выбора и нести ответственность План:1. Свобода человека. 2. Мера свободы 3. Ограничение свободы является 4.Свобода и ответственность 5. Гражданские (личные) права человека и гражданина Выводы. Итог урока.

1.Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных.

Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление. Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе. В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов.
Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя. Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает. И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде. Точно так же и мир общественных предписаний, юридических норм, традиций, влияние сложившихся авторитетов ограничивают возможности самореализации человека, заставляя его или отказываться от многих своих намерений, или приспосабливаться к требованиям общества. В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность в широком смысле слова, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствие на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще. С этой точки зрения духовная жизнедеятельность человека развертывается в иных условиях. Здесь нужно обратить внимание еще на одну черту духовности, идеальности. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, она видима, осязаема только внутренним зрением человека. В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы. «В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека определяется его внутренним повелением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (Гегель Г. Но если духовно-идеальный мир человека абсолютно закрыт и защищен от внешнего социального мира, то, стало быть, в этом мире человек не испытывает давления со стороны других людей, социальных связей и зависимостей, социальных норм, традиций, предписаний и привычек. Человеку здесь нечего опасаться возможной реакции общества. Это означает, что в данном случае нет общественного барьера духовной жизнедеятельности, человеку нет нужды оглядываться на возможные запреты и предписания, он может думать, желать, отвергать так, как будто бы этих запретов вообще нет В этом отношении духовная жизнедеятельность человека на несколько порядков более свободна, чем его объективированная социально-предметная деятельность.

Говоря о мере свободы духовной жизнедеятельности человека, было бы ошибочно сводить все дело к чисто механическому сопоставлению духовной и материально-предметной деятельности человека, фиксировать, что в одной области эта мера выше, в другой — ниже. Свобода — это не качество деятельности как таковой, будь то духовно-идеальная или предметная деятельность. Свобода — это глубинное, основополагающее качество человека вообще. Именно в своей духовности, в ее раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек. 2. Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен… Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»

1 «Свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания телесного или страх голода, или даже боязни порицания, если только оно не исходит от друга» 2 «Фермент новизны, творческая устремленность к будущему заложены в глубине индивидуального духа, все новое как бы начинается из ничего в том таинственном глубочайшем центре личности, который мы зовем его свободой 3 «Место свободы в мире определено ее связью с тем, что до человека и без него не существует, — с идеальным как «продуктом» мышления. В способности творить то, чего не было до сознания и не возникло бы без сознания — важнейшая характеристика человека Духовность человека не только не отбрасывает его индивидуальность, не только не сводит ее к некой второстепенной величине, но, напротив, сохраняет, прямо произрастает на этой индивидуальности и ее непосредственно воплощает. Смысло-ценностное самоутверждение человека. Выделяя такие фундаментально-глубинные качества человека, как духовность, творчество, свобода, мы бы, пожалуй, рядом с ними поставили такое качество человеческого бытия, как смысло-ценностное самоутверждение. Суть этого качества заключается в том, что для каждого человека все его деяния, вся его жизнь выступает как определенное утверждение смысла этой жизни, ее ценности. Что бы человек ни делал, какие бы цели ни преследовал — строя ли себе жилище, изобретая новые технологические схемы, сочиняя романы, воспитывая детей, воюя с агрессорами и т.п., — всегда и везде он ищет и утверждает для себя свой собственный смысл, индивидуально-человеческую самоценность.

Хорошо об этом писал Гегель: «Бесконечное право субъекта заключается в том, что сам он находит удовлетворение в своей деятельности, в своем труде. Если люди должны интересоваться чем-либо, они должны сами участвовать в этом, находить в этом удовлетворение для чувства собственного достоинства… Поэтому ничего не происходит и ничего не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворения; это — частные лица, т.е. у них имеются особые, свойственные им потребности, стремления, вообще интересы; в числе этих потребностей у них имеется потребность не только в том, чтобы обладать собственными потребностями и собственной волей, но и в том, чтобы у них имелись собственные разумение, убеждение или, по крайней мере, мнение, соответствующее их личным взглядам, если только пробудилась потребность иметь суждение, рассудок и разум. Затем люди, если они должны действовать для дела, хотят также и того, чтобы оно вообще нравилось им, чтобы они могли принимать в нем участие, руководствуясь своим мнением об его достоинствах, о его правоте, выгодах, полезности» По существу, человек потенциально беспределен, потенциально универсален. Его уникальность, неповторимость, воплощенные в духовном мире, в неизбывном устремлении к творчеству, в глубинном полагании свободы, в жизнедеятельности как смысло-ценностном самоутверждении и обусловливают эту его потенциальную беспредельность Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он не представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается.

1 «Никакой социальности, никакой реальности вне человека и над человеком нет… всякое социальное производио от индивидуального» (Трубников И.Т. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. (Через смерть и время к вечнос-ти)
2 «Вся трудность теоретической стороны вопроса о взаимоотношении личности и общества проистекает именно от того, что они берутся в качестве каких-то самодовлеющих и противостоящих друг другу субстанций.

В процессе своей жизнедеятельности человек созидает общество как некий объективированный системный социальный мир. Он воплощен в материальной и духовной культуре, в преобразованной природной среде, «второй» природе, в техноструктуре, в языке, символах, значениях, смыслах, традициях. «Благодаря закреплению своих достижений в окружающем его предметном мире человек получает возможность безграничного совершенствования как своей родовой человеческой сущности, так и каждого индивида в отдельности. Каждое новое поколение начинает свою деятельность в условиях более развитой действительности, чем его предшественники, его «деятельность усвоения» мира человеческой культуры оказывается более высокой деятельностью, чем деятельность предшествующего поколения, сами «деятельные» индивиды — «иными» индивидами»

3. Ограничение свободы является одним из относительно новых видов наказаний, призванных стать альтернативой лишению свободы.При этом можно говорить об ограничении свободы как уголовной санкции в широком и узком смысле. В широком смысле это понятие включает в себя также фрагментарное заключение и домашний арест как уголовно-правовую меру. В большинстве из указанных стран ограничение свободы является самостоятельным видом наказания. В некоторых государствах (Куба, Мексика, Франция) оно назначается только в качестве замены лишения свободы .В международном праве нет общего определения ограничения свободы как уголовной меры, указываются лишь черты его режима. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года, рекомендуют в числе прочих альтернативных санкций применять «направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием». Единого подхода к определению содержания данного вида наказания не существует даже в рамках СНГ. В большинстве стран ограничение свободы предполагает помещение лица, по общему правилу, в уголовно-исполнительное учреждение при отсутствии изоляции от общества.

Самый дорогой подарок, что получил человек от Бога – это свобода выбора. Души приходят на Землю, имея свое предназначение. Но, в принципе, никто не запрещает нам выбирать любой жизненный путь. У нас есть свобода выбора. Однако, при этом надо осознавать, что это наш личный выбор, и что свобода выбора и ответственность тесно связаны между собой.

 4.Свобода и ответственность

Делая свой выбор, мы всегда ответственны за него. человек волен выбирать, кем стать. Но любой выбор предполагает цену и последствия. Любую мечту можно осуществить. Вопрос только в том, согласен ли человек заплатить за это своими годами или своими усилиями или еще чем-то. А если пожалеешь себя и не предоставишь достойной платы, то, соответственно, твое будущее будет уже иным.

Мы ответственны за свое будущее.

Когда человек вступает в брак, он принимает ответственность за счастье и благополучие своих любимых и свою семью. Совместная жизнь – это не просто постоянный партнер для секса под боком.

Настоящая ответственность за семью предполагает постоянный труд во благо своей второй половинки. Это и изучение психологии партнера, и подстройка к нему, и желание сделать ему хорошо, быть аккуратным, чтобы не причинить боль.

Мы ответственны за свое партнера в браке.

Особая ответственность у нас за будущее наших детей. Если зачатие происходит без любви, то оба партнера ответственны, что у их детей будет поломанный моральный и психический облик. Если ребенок зачат в болезни или по пьянке, то партнеры отвечают за его будущее здоровье и вредные привычки, что возникают как бы на пустом месте. Рожая детей, мы ответственны за их здоровье, воспитание и будущее, мы закладываем их счастливую жизнь.

Мы ответственны за своих детей.

На своем рабочем месте каждый из нас ответственен за любые последствия своей халатности. Ошибка врача и автомеханика может стать причиной человеческой смерти и началом целой цепочки негативных последствий.

Если умрут родители, дети остаются сиротами. Тогда они могут не получить должного образования и воспитания.

Ошибка педагога может и не привести к смерти, но может покалечить жизнь ребенку.

Мы ответственны за свои действия.

Как вы видите, любой самостоятельный шаг предполагает, что человек берет на себя ответственность за свой поступок. Проверьте, готовы ли вы к такому шагу. Ответственность сосредоточена на действиях к ведет к результатам. Она приводит человека к возможностям, к точке, где он может сделать свой новый выбор. Взять на себя ответственность означает принимать решение, действовать и быть готовым к последствиям своих поступков. Самый общий фундаментальный закон Вселенной – это закон Быть ответственным – это значит, осознавать, что ты являешься ПРИЧИНОЙ всего того, что происходит с тобой. Такой человек осознает все последствия своих мыслей, слов, решений, действий и реакций. И если он допускает ошибку, то старается ее исправить. Он знает, что любая ошибка приносит ему опыт.

Отсюда следует два очень важных вывода:

  1. Мы никого не можем винить за то, что происходит с нами. Никто не отвечает за последствие наших решений.

  2. Мы не можем винить себя за решения и выбор других людей. Мы не обязаны отвечать за их действия.

Все, что нас окружает, – люди, ситуации, проблемы и удачи – все это есть отражение нашего внутреннего мира.

Когда мы принимаем на себя ответственность за свою жизнь, то, прежде всего, мы принимаем эту истину. Можно годами изучать закон Отражения, но без понимания личной ответственности мы не сможем изменить свою судьбу.

 5. Гражданские (личные) права человека и гражданина

Гражданские (личные) права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, неувязаны напрямую с принадлежностью к гр-ву РФ, необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни.
1. Право на жизнь, ст. 20 КРФ.
В последние годы в РФ отменена смертная казнь за нарушение правил в валютных операциях, за хищение гос. или общ. имущества в особо крупных размерах, за получение взятки.
2. Право на охрану гос-вом достоинства личности, ст. 21 КРФ.
Эта норма регулирует этику поведения работников гос. органов при обращении с другими людьми, уважительное к ним отношение, особенно к лицам преклонного возраста, инвалидам и участникам войны.
3. Право на неприкосновенность личности, ст. 22.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, ст. 23 и 24.
5. Право на неприкосновенность жилища, ст. 25.
В соответствии с з-ном РСФСР «О милиции» от 18 апр. 1991 г. предусмотрено право милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай и для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
6. Право определять и указывать свою нац. принадлежность, пользоваться родным языком, ст. 26.
7. Право на свободу передвижения, ст. 27(I).
25 июня 1993 г. был принят з-н РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Он отменил прописку и ввел регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и жительства в ее пределах. З-н устанавливает ограничения, кот. касаются местностей, в кот. существ. особый режим (пограничн. зоны, военные городки, зоны экологич. бедствия, территории, где введено ЧП и т.д
8. Право Свободно выезжать за тер-рию РФ и беспрепятственно возвращаться, ст. 27 (I).
Действует з-н РФ «О порядке выезда из РФ и въезде в РФ от 15 августа 1996
9. Свобода совести и свобода вероисповедания, ст. 28.
Действует з-н «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 г.
10. Свобода мысли и слова, массовой ин-ции, ст. 29.
В соответствии с з-ном РФ от 27 дек. 1991 «О СМИ» не допускается использование СМИ:
а) в целях уголовно наказуемых деяний
б) для разглашения сведений, составляющих гос. или иную охраняемую з-ном тайну
в) для призыва к захвату власти, насильственному изменению конст. строя и целостности гос-ва, разжигания национальной, классовой, соц., религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Запрещается использование в теле-, видео-, а также кино скрытых вставок, воздействующих на сознание людей (эффект 25 кадра).
Учредителями СМИ может быть любой гражданин России, достигший 18 лет, кроме лиц, отбывающих заключение в местах лишения свободы и больных душевно. Подлежит суд защите. 

videouroki.net

Свобода как самореализация личности | Познай Себя – современное образование, саморазвитие и успех

Часто доводится слышать выражения типа «стремление к свободе как самореализации личности», «свобода – цель самореализации». Возникает вопрос – является ли свобода самореализацией личности, не происходит ли тут путаницы понятий?

Для того, чтоб разобраться в том имеет ли выражение «свобода как самореализация личности» смысл, имеет смысл разобраться вначале с тем, что являют собой понятия «личность», «самореализация» и «свобода».

Определений понятия «личность» существует немало. Основное значение их сводится к тому, что личность – это некая совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, на которые наложили отпечаток общественный опыт и образование.

Личность формируется в конкретных социальных условиях, которые и определяют в большинстве своем его поведение в различных ситуациях.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это , собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Теперь вернемся к тому, с чего начали – является ли выражение «свобода как самореализация личности» таким, которое имеет смысл, является ли свобода – целью самореализации?

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Свобода нам нужна не просто так, а именно как возможность, как инструмент для самореализации.

Поэтому словосочетание «свобода как самореализация личности» употреблять не стоит правильнее будет «свобода как средство для самореализации личности».

Читайте также

www.poznaysebia.com

Конспект занятия по теме «Свобода человека»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № ___

Дисциплина: обществознание

Тема: Свобода человека

Цель занятия: создать  условия для формирования у обучающихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества  как  важнейших  ценностей  современной цивилизации

Планируемые результаты

Предметные: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные: гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция информационная

План занятия:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Оснащение: учебник, тетрадь.

Литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Обществознание. 10 кл. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. и др. М.: Просвещение, 2014

Преподаватель: Шумская Н.В.

Тема: Свобода человека

План:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Вопрос 1. Свобода как условие самореализации личности.

Часто доводится слышать выражения типа «стремление к свободе как самореализации личности», «свобода – цель самореализации». Возникает вопрос – является ли свобода самореализацией личности, не происходит ли тут путаницы понятий?

Для того, чтоб разобраться в том имеет ли выражение «свобода как самореализация личности» смысл, имеет смысл разобраться вначале с тем, что являют собой понятия «личность», «самореализация» и «свобода».

Определений понятия «личность» существует немало. Основное значение их сводится к тому, что личность – это некая совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, на которые наложили отпечаток общественный опыт и образование.

Личность формируется в конкретных социальных условиях, которые и определяют в большинстве своем его поведение в различных ситуациях.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это, собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Теперь вернемся к тому, с чего начали – является ли выражение «свобода как самореализация личности» таким, которое имеет смысл, является ли свобода – целью самореализации?

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Свобода нам нужна не просто так, а именно как возможность, как инструмент для самореализации.

Поэтому словосочетание «свобода как самореализация личности» употреблять не стоит правильнее будет «свобода как средство для самореализации личности».

Вопрос 2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Рассмотрим ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.

Ответственность – неблагоприятные последствия в случае нарушения установленных правил, это ограничение свободы человека.

Внешние – нормы морали, права, традиции, обычаи, общественное мнение.

Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется.

Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке.

В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей.

Вопрос 3.Выбор и ответственность за его последствия.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

 

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

 

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

 

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

 

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

 

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

 

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Вопрос 4. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности проистекают из личностных качеств, а также находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство.

Воспитание гражданственности личности определяется объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Основная цель гражданского воспитания — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико- ориентированную деятельность.

Патриотизм,уважение к закону,толерантность,высокая нравственность,любовь к Родине,самоотверженность во имя её,небезразличие к судьбе своей страны, активность в жизни своего государства. 

Вопрос 5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Правомерное поведение — поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами.
— правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение.
— правомерное поведение осуществляется на добровольноми осознанном основании.

— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение — высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «свобода».

  2. К чему может привести неограниченная свобода выбора?

  3. Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?

  4. Что такое «гражданские качества личности»?

  5. Назовите виды правомерного поведения.

multiurok.ru

Свобода личности

Свобода – это образ жизни, который каждый для себя вправе выбрать. Сартр – французский мыслитель, сказал, что во внутреннем мире человека царит безграничная свобода, однако относительно наружной свободы, даже в современном, упорядоченном законами, мире, существует много противоречий. Так, в Декларации прав человека, в статьях о свободе личности говориться, что человек волен поступать свободно и единственное, на что он должен обращать внимание при этом – на соблюдение прав других людей. То есть, само понятие нахождения в обществе делает абсолютную свободу невозможной.


Самореализация личности

Свобода как условие самореализации личности возникает тогда, когда человек осознает свои умения, таланты, знания, определяя, в каких отраслях может их применить, а общество предоставляет ему для этого возможности. Но, что собственно, может дать для свободы общество?

Чем выше удовлетворение основных потребностей человека в еде, одежде, науке, пространстве, транспорте, тем выше становится культура и свобода личности, тем нравственней отношения между людьми, тем больше возможности у индивида думать о высоком. Ведь только единицы гении, могут с голодным желудком, без крова и любви, думать о высших материях, что-то открывать, изучать и становится жертвами, будучи гениями. Общество должно функционировать так, чтобы каждый среднестатистический человек имел право на свободу выбора личности, а для этого всего-то его нужно обеспечить условиями для морального роста.

Нами руководит необходимость, именно поэтому свобода и необходимость личности, неразделимые понятия. Один философ сказал, что свобода – это и есть познанная необходимость, ибо нами руководят две разновидности необходимостей: неопознанная, которую мы не осознаем и познанная, тогда возникает воля и человек может выбирать.

А понятие абсолютной свободы – это либо утопия, либо произвол. Ведь безграничная свобода одного, означала бы угнетение прав другого.

 

womanadvice.ru

свобода как условие самореализации личности, обществознание

Mikhail579

31 марта 2016 г., 17:36:30 (2 года назад)

Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. 
Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. 
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

obsestvoznanie.neznaka.ru

Конспект занятия по теме «Свобода человека»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № ___

Дисциплина: обществознание

Тема: Свобода человека

Цель занятия: создать  условия для формирования у обучающихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества  как  важнейших  ценностей  современной цивилизации

Планируемые результаты

Предметные: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные: гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция информационная

План занятия:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Оснащение: учебник, тетрадь.

Литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Обществознание. 10 кл. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. и др. М.: Просвещение, 2014

Преподаватель: Шумская Н.В.

Тема: Свобода человека

План:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Вопрос 1. Свобода как условие самореализации личности.

Часто доводится слышать выражения типа «стремление к свободе как самореализации личности», «свобода – цель самореализации». Возникает вопрос – является ли свобода самореализацией личности, не происходит ли тут путаницы понятий?

Для того, чтоб разобраться в том имеет ли выражение «свобода как самореализация личности» смысл, имеет смысл разобраться вначале с тем, что являют собой понятия «личность», «самореализация» и «свобода».

Определений понятия «личность» существует немало. Основное значение их сводится к тому, что личность – это некая совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, на которые наложили отпечаток общественный опыт и образование.

Личность формируется в конкретных социальных условиях, которые и определяют в большинстве своем его поведение в различных ситуациях.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это, собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Теперь вернемся к тому, с чего начали – является ли выражение «свобода как самореализация личности» таким, которое имеет смысл, является ли свобода – целью самореализации?

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Свобода нам нужна не просто так, а именно как возможность, как инструмент для самореализации.

Поэтому словосочетание «свобода как самореализация личности» употреблять не стоит правильнее будет «свобода как средство для самореализации личности».

Вопрос 2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Рассмотрим ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.

Ответственность – неблагоприятные последствия в случае нарушения установленных правил, это ограничение свободы человека.

Внешние – нормы морали, права, традиции, обычаи, общественное мнение.

Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется.

Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке.

В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей.

Вопрос 3.Выбор и ответственность за его последствия.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

 

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

 

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

 

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

 

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

 

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

 

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Вопрос 4. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности проистекают из личностных качеств, а также находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство.

Воспитание гражданственности личности определяется объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Основная цель гражданского воспитания — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико- ориентированную деятельность.

Патриотизм,уважение к закону,толерантность,высокая нравственность,любовь к Родине,самоотверженность во имя её,небезразличие к судьбе своей страны, активность в жизни своего государства. 

Вопрос 5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Правомерное поведение — поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами.
— правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение.
— правомерное поведение осуществляется на добровольноми осознанном основании.

— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение — высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «свобода».

  2. К чему может привести неограниченная свобода выбора?

  3. Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?

  4. Что такое «гражданские качества личности»?

  5. Назовите виды правомерного поведения.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *