Содержание

Лидерские качества и личность

Одними из главных тем для исследования современными науками, касающимися социальной психологии, являются лидерство и личность. По мнению ученых, формирование лидерства напрямую связано с поиском определенных черт личности, позволяющих обладать преимуществом ввиду своих психологических и физических характеристик. Лидер имеет главную роль в организации деятельности группы, к которой он относится, а также формирует и регулирует межличностные отношения ее участников.

Характеристика

Кто такой лидер? Существует множество определений, из которых можно сделать вывод: лидер — это человек, ведущий за собой других, имеющий авторитет и умеющий организовать и распределить деятельность группы. Определение лидерства означает еще и наличие у индивида определенных способностей, которые помогают ему вести за собой остальных. Эти способности формируются из психологических качеств личности, представляющих собой единение знаний, ценностей, умений и навыков, норм поведения. Лидер всегда видит общую картину и знает, как достичь цели, куда идти. Даже при неблагоприятных обстоятельствах он не опускает руки и целенаправленно движется вперед. Он всегда дисциплинирован, способен аналитически мыслить и помогает остальным достичь желаемого результата.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера. Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах.

Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы.

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Демонстрация качеств

Чтобы стать авторитетом и примером для подражания кому-либо, нужно уметь «показать себя» с помощью своих умений и характеристик:

  • гордая осанка показывает уверенность;
  • спокойный и твердый взгляд, направленный прямо в глаза оппонента, указывает на сильную личность;
  • уместная и нечастая улыбка;
  • уважительные и располагающие манеры;
  • имидж должен производить хорошее впечатление.

При разговоре следует верить в собственную правоту и демонстрировать собеседнику преданность выбранному пути. Личность, характеризующая лидера, обладает уверенностью в себе и твердой волей, которые помогают в преодолении проблем и трудностей. Но что делать, если таковых качеств не наблюдается? Можно ли их развить? Изучение данного вопроса актуально и по сей день. Многие исследователи считают, что лидерские качества развить реально, стоит только долго и упорно работать над собой.

Формирование необходимых качеств

Развитие личности лидера необходимо начинать с детства, но, если момент уже упущен, не стоит расстраиваться, т. к. заняться саморазвитием никогда не поздно. Существует множество различных тренингов по формированию лидерских качеств, цель которых — создать четкий план по самостоятельному развитию, состоящий из конкретных шагов.

Для начала необходимо разделить свой план на несколько разделов для постепенного становления личности как лидера:

  • краткосрочные цели, достигаемые в ближайшее время;
  • цели среднего срока, которые нужно достигнуть за несколько месяцев;
  • долгосрочные цели, требующие года на самосовершенствование.

Далее, в каждом разделе должны быть пункты — четкие и реалистичные задачи по саморазвитию, требующие полной отдачи и мобилизующие все способности.

Говорят, что практика важнее теории, что в корне неверно. Без теоретического фундамента не получится стать лидером, а лишь сформируется умение копировать слова и поступки других людей с более выдающимися способностями. Для успеха на данном поприще необходимо научиться наблюдать и анализировать их деятельность и поведение, творчески применяя полученный опыт для решения собственных задач.

Для развития лидерских навыков в начале целенаправленного пути специалист по лидерству Д. Эдайр придумал упражнение, которое поможет достичь успеха. Оно заключается в списке ключевых целей, из которых необходимо выделить для себя некоторые и следовать им:

  • За год пройти несколько тренингов по самосовершенствованию.
  • Беседа с признанными лидерами для понимания идей лидерства.
  • Беседа с сотрудниками о том, за что они ценят лидера. Ответы нужно записать и обдумать.
  • За год прочитать несколько пособий по саморазвитию и определить на ее основе 5 практических шагов.
  • Выяснить точную информацию про мнение компании о себе, свой потенциал в ней.
  • Если на работе нет возможности для развития лидерских качеств, нужно сменить ее.
  • Выбрать длительный курс обучения по расширению знаний в определенной области.

Данное упражнение является очень действенным при условии полного погружения в самосовершенствование. При создании плана необходимо учитывать развитие в себе лидерских качеств. Это очень трудоемкая работа, но в результате успех не заставит себя долго ждать. Психологи, изучив биографии наиболее известных личностей, определили 10 качеств, необходимых для успеха на поприще саморазвития.

Движение к результату

Лидер всегда видит свою цель, знает, куда двигаться и что предпринимать для ее достижения. Для того чтобы научиться этому, можно читать истории успешных людей, книги по саморазвитию и мотивации.

Принятие решений

Человек с сильным, волевым характером боится принимать нелегкие решения. Для развития навыков принятия решений необходимо научиться принимать их в областях, где отказ не будет серьезным промахом. Его нужно проанализировать и не останавливаться на этом.

Риск

Настоящий лидер действует, несмотря на отсутствие гарантий положительного результата. Чтобы научиться рисковать, нужно анализировать задачу и составлять несколько вариантов ее решения, назначая шкалу для каждого от 1 до 5. Затем нужно продумать, пройдет ли все так, как задумано потом предпринимать соответствующие меры. Не стоит отчаиваться в случае проигрыша. Совершая ошибки и понимая их суть, лидеры «растут».

Мотивация людей

Лидер умеет четко изъяснять свои мысли и цели другим, внушает доверие и стремление к вершинам, о которых они и подумать ранее не могли. Под его руководством остальные члены группы пытаются совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Как мотивировать других: нужно изучить потребности всех участников группы, побуждающие к активным действиям. Каждый из них должен понимать значимость своей работы в команде.

Создание команды

У лидера команда состоит из сильных и продуктивных личностей, где царит корпоративный дух и взаимопонимание. Для создания своей команды необходимо концентрироваться на мнениях других во время дискуссий, на их лучших качествах.

Самопознание

Хорошие лидеры стремятся к совершенству, осознавая недостатки и достоинства. Они открыты к критике и охотно меняют свои качества при необходимости. Для расширения познания нужно проводить анализ собственных действий и последствий. Можно спросить мнение других о том, какие изменения необходимы для улучшения лидерских качеств. Отличным опытом для самопознания будет ведения дневника с наиболее важными событиями. С его помощью можно отслеживать прогресс в совершенствовании навыков.

Личностная целостность

Целостность помогает не отступать от своих принципов, даже если другой путь более легкий и выгодный. Человека с такой чертой характера все считают надежным и примером для подражания. Активный поиск общения с друзьями, коллегами позволит трезво оценить целостность, сопоставляя свои представления о цели и ответственности с их мнением.

Самосовершенствование

Для этого необходимо часто общаться с людьми для обмена новыми идеями, анализировать поступки и слова как свои, так и опытных сильных личностей, читать литературу по теме лидерства.

Продуктивное общение

Хорошие лидеры могут с легкостью четко представить свои мысли, цели и идеи так, чтобы за ними шли последователи. Чтобы научиться подобному, нужно практиковать активное слушание, уметь видеть невербальные послания тела, доносить наиболее нужную информацию и просить ее повторить, важно научиться читать между строк в разговоре.

Активная взаимопомощь

Поощрение даже небольших успехов каждого из команды позволяет им раскрыть собственный потенциал, можно поручить некоторым свои обязанности. При развитии данных качеств успех в различных областях жизни не заставит ждать, главное — терпение и упорство, а также огромное желание изменить себя к лучшему.

urazuma.ru

Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие?

Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.

Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.

Кто такой лидер

Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.

Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.

Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.

Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:

Категория качествХарактеристика
Физиологическая группаПриятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность.
Психологическая группаПо типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество.
Интеллектуальная группаВысокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением.
Деловая и личностная группаСогласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.

Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:

  1. Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
  2. Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
  3. Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Как помочь ребенку стать лидером

Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.

Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.

Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:

  1. Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
  2. Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.

Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.

Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:

  1. Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
  2. Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
  3. Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
  4. Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
  5. Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.

Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

  1. Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
  2. Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
  3. Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Лидер и руководитель

Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.

Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.

Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:

Признаки лидера в коллективеПризнаки руководителя
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе.Регулирует официальные связи группы.
Лидерство — это субъект микросреды.Руководство — это субъект макросреды.
Лидерское поведение возникает само собой.Назначение руководства происходит целенаправленно.
Лидерство нестабильно.Существует некая стабильность.
Нет системы санкций.Есть система санкций.
Лидер решает более насущные задачи.Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия.
Сфера влияния — малая группа.Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе.

Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.

Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:

  1. Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
  2. Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
  3. Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
  4. Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
  5. Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
  6. Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.

Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.

mypsihologiya.ru

Лидерские качества: топ-10

Лидерство — широко применяемый в менеджменте термин, который характеризует позицию того или иного лица в коллективе. Лидером принято считать того, кто пользуется в определенной группе авторитетом, способен вести массы за собой, влиять на принимаемые членами группы решения. Изначально термин использовался в политике и политологии, его применяли к главам государств, общественных и политических движений. Позже он стал применяться в управлении организациями.

Основные черты лидеров

Среди современных менеджеров бытует мнение, что у всех без исключения лидеров, вне зависимости от размеров и типов возглавляемых ими групп лиц, присутствуют в большей или меньшей степени определенные качества. Несмотря на то что понимание этого факта плотно вошло в сознание общества, по-прежнему присутствуют различные трактовки этих способностей, разное их количество.

Ниже представлен топ-10 самых основных свойств настоящего лидера:

  1. Честность и высокие этические качества.
  2. Активная жизненная позиция, оптимизм.
  3. Целеустремленность.
  4. Амбициозность.
  5. Коммуникабельность.
  6. Уверенность в себе и своих силах.
  7. Инициативность.
  8. Харизматичность, умение вести за собой людей.
  9. Высокий уровень личной организации и ответственности.
  10. Рассудительность и последовательность действий.

Сюда же можно отнести умение оперативно принимать взвешенные решения. Ниже мы ознакомимся с некоторыми этими качествами подробнее.

Откуда берутся подобные качества

Разные источники говорят о лидерских качествах по-разному. Кто-то пропагандирует теорию о том, что лидером можно только родиться, а кто-то — что им можно стать.

На самом деле развитие сектора бизнес-образования доказало, что лидера можно вырастить, и на развитие лидерских качеств влияет большое количество факторов, от детского опыта до необходимости отстаивать свои интересы во взрослой жизни.

Можно ли обойтись без этих качеств

Чтобы стать лидером, не обязательно обладать качествами, развитыми максимально, в начале пути они могут быть только задатками, при этом их базовое наличие обязательно. В некоторых случаях максимально развитая одна черта способна замещать отсутствие другой. Но это скорее исключение, чем правило.

Каждое из личных качеств необходимо человеку, чтобы не только вести за собой людей, но и отстаивать свою позицию в обществе.

В детстве и юности

Выявить лидерские качества можно у ребенка еще с самого детства по тому, какую линию поведения он использует с родителями, как отстаивает свои интересы, что готов сделать, чтобы получить желаемое и, самое главное, то, как он ведет себя со сверстниками.

Проявление этих черт во многом зависит от воспитания и условий жизни, однако оспорить тот факт, что есть черты, полученные от рождения, невозможно, т. к. двое детей выросших в идентичных условиях, могут оказаться абсолютно разными людьми: кто-то будет лидером, а кто-то — одним из ведомых.

Наибольшее влияние на дальнейшее становление оказывают лидерские качества подростков. Если дать им развиваться, а не пытаться подавить нрав взбунтовавшегося чада силой, то вырастить успешного человека шансы значительно увеличиваются.

Как развивать лидерство в ребенке

Дети наиболее податливы для формирования лидерских качеств. Сформировать у ребенка такие задатки можно без особых сложностей, прорабатывая каждый из указанных пунктов, формируя его поведение так, чтобы вырабатывались именно положительные свойства:

  • Научить ребенка честности можно, поощряя правду и не наказывая за допущенные ошибки, а объясняя, почему то или иное действие неправильно, чтобы малыш не хотел лгать.
  • Этические представления о жизни можно получить, только если рядом есть такой пример, поэтому у родителей, которые не уважают других людей и не имеют чувства сострадания, в первую очередь должен стать вопрос о развитии этого качества у себя.
  • Активная жизненная позиция и инициативность должны постоянно поощряться, дети сами по себе от рождения активны и проявляют инициативу, нужно только не препятствовать этому.
  • Целеустремленность в ребенке нужно все время поощрять. Любой успех нужно поддерживать, тем самым усиливая веру в достижение поставленных целей. Причем не важно, что это будет — письмо каллиграфическим почерком, забег на 100 метров, попытка залезть на дерево или что-то другое.
  • Амбициозность. Научите ребенка все время повышать планку: смог сегодня пробежать стометровку, помогите понять, что пора увеличивать цель и расти до дистанции в 500 метров. Пусть пока он мал и победа была скорее случайностью, нежели закономерностью, но амбициозная цель ведет к таким же результатам.
  • Коммуникабельность. Все время ребенка должно сопровождать живое общение, чем больше людей он видит, чем с большими способен завести разговор с первой минуты, тем лучше. Коммуникабельность, пожалуй, одна из ключевых характеристик, позволяющих лидеру быть таковым.
  • Харизматичность. Многие родители часто жалуются на бурную фантазию и рассказы своих детей. Не стоит спешить с выводами. Умение красочно рассказать историю во взрослой жизни сыграет свою роль, у взрослых такой навык ценится куда выше, все любят личностей, которые красиво говорят.

Таким образом, почти все, что запрещается в детстве и юности, в итоге губит качества истинного лидера, вот почему их так мало сейчас. О том, как развить лидерские качества у ребенка родители должны заботиться с его раннего детства, тогда вырастить сильную личность не составит труда.

Можно ли научиться?

Если с детьми все понятно, то что делать тем, кто уже вырос и осознал необходимость быть лидером? Развить в себе лидерские черты можно. Делать это нужно, двигаясь поэтапно по всем описанным чертам и прокачивая каждую из них в отдельности.

Принудительно заставить взрослого человека развиваться в этой стезе невозможно, лидерские качества требуют высокой ответственности и в большинстве своем указывают на сильный характер, тогда как многие люди желает жить в положении жертвы и перекладывать ответственность на других. При этом если решение принимается лично и есть понимание своих недостатков, то дорасти до лидера реально.

Какие качества можно развить самостоятельно

Все описанные черты человек способен развить самостоятельно, для этого достаточно четко понимать, каких качеств не хватает и какие из них слабо развиты и требуют работы над собой.

Для быстрого результата лучше всего составлять план своего развития с определением слабых сторон и методов их улучшения. Ниже приведены базовые ежедневные действия, которые помогут заложить фундамент для развития лидерских качеств.

Честность во всем

Банальный принцип, но он имеет большой вес для настоящего лидера. Люди не будут идти за тем, кому не могут доверять. Одна единственная ложь может погубить все приложенные усилия.

Утаивание правды тоже относится к формам лжи, поэтому нельзя скрывать от членов группы важную для ее функционирования информацию. Рано или поздно любой факт становится общедоступным, и репутация лидера страдает.

Самоконтроль и умение держать себя в руках

Еще один базовый принцип. Нервный, озлобленный и агрессивный человек не может вести за собой других. Учиться контролировать себя всегда непросто, особенно когда кругом много раздражителей. Но делать это необходимо, просто проявляя к людям терпимость и лояльность.

Высокий уровень ответственности

За все принятые решения, выполненные действия и их последствия нужно брать ответственность на себя. Лидер не имеет права винить других или обстоятельства, всегда и во всем ответственность лежит именно на нем.

Безусловно, проще обвинить внешние факторы, нежели признать свои ошибки, но постепенно увеличивая свою ответственность, человек может улучшить и качество своей жизни. Высокий уровень собственной обязательности не позволяет сдаваться перед трудностями и сворачивать с намеченного пути.

Решительные, но при этом взвешенные действия

Принимать все решения нужно быстро, действовать безотлагательно, однако стоит обдумывать то, к чему они могут привести, неоправданный риск редко служит источником удачи.

Вера

Лидер должен верить в себя, свой проект и успех начинаний. Если у лидера нет веры, у окружения ее также не будет. Чтобы вера не гасла, а только росла, ежедневно нужно выделять пусть незначительную, но победу или свое собственное достижение, и хвалить себя за достигнутый результат.

Планирование своего времени

Отсутствие четкого плана неминуемо ведет к дефициту времени, сил и энергии, а также к непониманию, что нужно делать. Результатом станут стрессы и недостигнутые цели. Лидер должен все планировать, если планы реализовать по каким-либо причинам не удается, их нужно либо пересмотреть, либо перенести.

Развитие

Помимо компетенций лидера, развивать нужно личность, полностью и постоянно совершенствуя себя. Интересным людям будет только тот, кто знает больше, чем они, которого можно назвать экспертом. Больше читать, чаще посещать культурные мероприятия, и качество разовьется.

Работа над налаживанием связей и повышением качества общения

Лидер, как правило, вынужден постоянно контактировать с большим количеством людей. Именно совершенствование навыков общения способно привести к быстрому росту.

Методики развития личности

Для развития лидерских качеств человека (как и любых других) можно использовать следующие методы:

  1. Саморазвитие – с самостоятельным поиском нужных материалов, их изучением и оттачиванием. Однозначный плюс метода в доступности, при этом не менее значим и минус, отсутствует обратная связь, что также занимает много времени.
  2. Пройти тренинг лидерских качеств. Рынок образовательных программ для взрослых имеет обширное предложение по указанной теме. Преимущества такого обучения – получение информации от экспертов и профессионалов, обратная связь в ходе обучения, проработка слабых мест. Недостатки – шанс нарваться на откровенных шарлатанов и не получить нужного результата, а у признанных экспертов стоимость обучения довольно высокая.
  3. Обучение онлайн. Много образовательных ресурсов предлагают интернет-версии своих программ, которые дают практически те же преимущества, что и тренинги, при этом значительно дешевле, и не имеют временной привязки.

Лидер и начальник — одно и то же?

Только в идеальной модели управления начальник выступает истинным лидером. Как правило, руководитель только управляет подчиненными силой искусственного авторитета, вызванного должностным рангом. Лидер же имеет у сотрудников авторитет действительный, который вызван его лидерскими качествами личности, ему доверяют, за ним готовы следовать. Нередко в коллективе встречается 2 отдельных управляющих лица — начальник и лидер группы.

Компании, которые переходят на современные модели менеджмента, все чаще основным требованием к вновь нанимаемым сотрудникам выставляют наличие лидерских качеств руководителя, т. к. подавление подчиненных уже не приносит нужного результата.

fb.ru

психологические, профессиональные и личностные факторы успеха

Как часто вам приходилось слышать о ком-то: «Он (или она) – прирожденный лидер»? Пожалуй, не так уж и много людей, обладающих особыми качествами, которые вполне естественно выводят их на ведущие позиции. А что именно делает этих людей такими? Каковы личностные качества лидера, и действительно ли эти качества даются кому-то от природы? И если это так, означает ли это, что обычный, средний человек никогда не сможет стать лидером?

Вряд ли это так. Взять, хотя бы, любую руководящую должность – вы согласны, что хороший руководитель обязательно должен иметь задатки вожака, ведь он «ведет» за собой коллектив? Значит, его основные профессиональные навыки имеют не настолько важное значение, как качества лидеров групп. И что же, руководителем коллектива может стать только тот, кто родился «готовым» лидером? Конечно, это не так. И если вы устремлены к карьерному росту и хотите стать хорошим руководителем, или просто хотите добиться успеха в жизни, то вам стоит подумать о том, чтобы развить в себе качества, присущие лидеру.

Кто такой лидер?

Лидер – это тот, кто помогает другим сделать намного больше, чем они когда-либо считали возможным. Лидерство одного человека помогает разблокировать потенциал остальных, будь то индивидуальные возможности или же потенциал группы, компании или организации. Он не рассказывает другим, что делать, но вдохновляет людей и позволяет им увидеть то, на что они способны, а затем помогает туда «добраться».

Лидерство может быть определено как способность одного человека побудить других добровольно следовать за ним. Это психологические качества, которые представляют собой сочетание знаний, ценностей, навыков и особенностей поведения. Лидерство – это процесс, который помогает группе людей в достижении их целей.

Лидер всегда видит четкую картину конечной цели, поэтому он всегда знает, куда идти. Для него характерно твердое понимание того, как выглядит успех и как его можно достичь. Мало того, человек с задатками лидера способен сохранить свое видение цели даже в неблагоприятных условиях, и при этом продолжает действовать целеустремленно, сохраняя страстную веру в успех и заражая этой страстью своих последователей.

Хороший руководитель достаточно дисциплинирован, чтобы работать над своим видением конечного итога и направлять свои действия и действия команды к достижению цели. Лидер не страдает «аналитическим параличом», зато способен стать источником вдохновения и умеет других заставить поверить в успех. Какие еще качества личности лидера стоит отметить?

Качества, присущие настоящему лидеру

Действительно ли человек рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения и навыки может любой человек – вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что истинного лидера отличают от других основные психологические и личностные качества, которые и делают их таковыми – это непреложный факт. Давайте изучим эти качества подробнее.

  • Честность. Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, и честность в этом главная его помощница. Человек, претендующий на веру других людей в его слова и поступки, никогда не станет кривить душой и выдавать желаемое за действительное.
  • Открытость, которая означает возможность услышать новые идеи, даже если они не соответствуют общепринятым способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже сами могут придумать и ввести новые способы ведения дел, которые до него еще никто не пробовал вводить. Открытость приводит к взаимному уважению и доверию между ведущим и его последователями, и позволяет одним свободно высказывать новые личные идеи, а другим – услышать их. Открытый лидер не станет отстаивать преимущество своего видения путей к достижению цели; наоборот, мысли других он рассматривает, как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассмотреть альтернативы собственному решению является важным навыком для настоящего лидера.
  • Творческий подход к любой проблеме, который на деле является результатом способности думать иначе, чем это принято. Очень часто так бывает, что «замыленный» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, что другие увидеть не способны, и он ведет своих последователей в новом направлении. Чаще всего лидер говорит: «А что, если…?», и вряд ли вы от него услышите: «Я знаю, что это глупый вопрос…».
  • Уверенность, которую ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как надо действовать и чего от этих действий следует ожидать. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Наряду с уверенностью приходит ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия команды для решения поставленной задачи.
  • Нельзя не упомянуть чувство юмора, отмечая личные качества любого лидера. Это жизненно важное чувство (в данном случае), ведь оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить враждебность, которая может возникнуть между членами команды. Юмор является своеобразной формой власти, которая обеспечивает контроль над рабочей обстановкой. А если сказать проще, то юмор способствует установлению духа товарищества в группе.
  • Энтузиазм. Люди будут охотнее верить человеку, который страстно и преданно относится к своему делу. Лидер должен стать источником вдохновения и быть мотиватором для остальных. Несмотря на то, что личные обязанности руководителя могут отличаться от обязанностей других членов команды, истинного лидера все воспринимают как часть команды, работающей для достижения цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу.
  • Лидер должен действовать организованно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные моменты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.
  • Умение мыслить аналитически. Мало того, что хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.
  • Готовность к переменам. Перемены являются одним из наиболее очевидных факторов жизни, но именно они всегда встречают наибольшее сопротивление. Эффективные лидеры, наоборот, понимают важность изменений, хотя игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они всегда были, другим кажется проще. Кроме того, лидер не только принимает, но и предвидит нововведения.

Это лишь некоторые, самые главные, на наш взгляд, личностные качества современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности руководителя, но, тем не менее, каждую из этих характеристик можно развивать и укреплять. Так же, как мы развиваем свои профессиональные навыки. Об этом, пожалуй, стоит поговорить подробнее.

Как развить в себе лидерские качества

Вы должны понимать, что лидерами не становятся в одночасье. Даже рожденные с лидерскими задатками должны работать над собой, чтобы повысить свои шансы достичь высоких результатов в качестве человека, ведущего за собой команду. Можно было бы перечислить много черт характера, которые, несомненно, являются важными. Но психологи, изучив истории наиболее известных людей, составили список из десяти качеств, которые необходимо развивать в себе в первую очередь, если вы хотите достичь успеха на этом поприще. Чтобы выйти на новый уровень, вам необходимо развивать следующие качества, присущие лидеру:

  1. Видение цели

    Лидеры имеют четкое представление о том, куда они хотят идти и чего они намерены добиться. Они видят четкую картину и создают стратегический план для достижения своих целей.

    Как разработать свое видение цели: изучайте биографии великих вождей и успешных людей, читайте новые и классические мотивационные книги по ведению бизнеса, общайтесь с людьми, которые обладают развитыми лидерскими навыками. Формулируйте какую-то цель на каждый день, и наблюдайте за тем, насколько она была точной и эффективны ли были принятые для ее достижения меры. Постепенно ставьте перед собой все более отдаленные личные цели.

  2. Способность принимать решения

    Лидеры не боятся принять сложное и непопулярное решение, потому что они уверены в себе и в своих силах. Они знают, что нерешительность убивает ресурсы и возможности.

    Как отточить свои навыки принятия решений: начинайте принимать решения в тех областях, где отказ или неудача не станет критичной для вашей уверенности в себе. Если решение окажется неправильным, извлеките для себя урок и двигайтесь дальше.

  3. Принятие риска

    Лидеры должны иметь мужество действовать в ситуациях, когда положительный результат не гарантирован. Они готовы рисковать неудачей.

    Как научиться идти на риск: анализируйте ситуацию, перечисляя достоинства и недостатки каждого варианта, а затем назначьте каждому выбору рейтинг факторов риска от одного до пяти. Далее определите вероятность того, что каждый вариант будет происходить именно так, как вы задумали. Все это поможет вам определиться, на какой риск вы готовы пойти и какой вариант захотите предпочесть.

    Совет: не ожидайте совершенства. Никто не может постоянно выигрывать. Совершая ошибки, лидеры растут.

  4. Мотивация других

    Лидеры могут изложить свое видение цели и средств ее достижения, убеждая других в ценности своих идей. Они умеют вдохновлять людей работать для достижения общих целей и устремления к таким высотам, о которых эти люди даже не думали, что способны их достигнуть. Под влиянием лидера члены команды стремятся повысить свои профессиональные и личностные качества.

    Как мотивировать людей: изучите потребности, которые могут мотивировать людей к действию. Только обратите внимание на то, что одинаковый результат мотивирует не каждого человека. Внимательно слушайте других, чтобы узнать, что ими движет.

    Совет: мотивируйте сотрудников, только убедившись, что каждый из них понимает, как его работа способствует достижению общей цели.

  5. Умение создать команду

    Лидеры создают продуктивно действующие группы, которые складываются из лучших людей. В команде успешно развивается дух сотрудничества, члены группы легко приходят к консенсусу и разрешению конфликтов.

    Как улучшить свои навыки образования команды: избегайте предвзятых ответов на каждый вопрос. Сконцентрируйтесь на оценивании различных точек зрения в ходе дискуссий, вместо того, чтобы пытаться доказать свою точку зрения. Учитесь видеть и использовать лучшие качества остальных членов команды.

  6. Стремление к самопознанию

    Лидеры знают свои сильные и слабые стороны и объективно оценивают свое поведение. Они признают свои недостатки, открыты для обратной связи и готовы вносить изменения в свои личностные качества, если в этом есть необходимость. Хороший лидер стремится к совершенству. Он не только придерживается высоких стандартов, но и активно поднимает планку, чтобы достичь совершенства в разных областях своей деятельности.

    Как расширить свое самопознание: анализируйте свои действия и их последствия. Спрашивайте мнение других о том, что вам стоило бы сделать, чтобы улучшить свои качества руководителя.

    Совет: ведите дневник, в который записывайте наиболее значимые события и инциденты. Так вы всегда сможете оглянуться назад и проанализировать, что вы сделали хорошо, а что могли бы сделать и лучше.

  7. Сохранение целостности личности

    Лидеры должны быть надежными, только тогда другие станут следовать за ними. Честные отношения, хорошо контролируемые эмоции, предсказуемые реакции, отсутствие истеричного поведения и вспышек ярости – все это признаки целостности. Целостность позволяет придерживаться своих ценностей, даже если альтернативный путь может показаться более простым и сулящим большие выгоды. Лидер, который обладает этой чертой характера, кажется своим последователям понятным и надежным, что делает его более доступным для них. Кроме того, он может послужить своеобразной моделью для людей, которые захотели бы ему подражать.

    Как оценить свою целостность: активно искать обратную связь с друзьями, коллегами, даже с подчиненными. Это поможет более четко определить свои ценности и меру своей ответственности, и вы сможете проверить, насколько ваши представления о цели и о вашей роли в коллективе совпадают с представлениями об этом других людей.

  8. Работа над собой на протяжении всей жизни

    Лидерам присуще стремление постоянно учиться, расти и быть открытыми для новых идей.

    Как расширить свои знания: повышайте свои профессиональные качества, общайтесь с коллегами для обмена новыми идеями и вдохновением, перенимайте опыт более опытных лидеров, читайте книги по теории управления людьми.Совет: Мудрые лидеры ищут партнеров, которые могли бы дополнить их собственные слабые стороны.

  9. Эффективное общение

    Лидеры могут передать свои идеи совершенно разным людям, и умеют корректировать стиль общения для того, чтобы найти подход к любому и взаимопонимание с каждым отдельным человеком.

    Как улучшить навыки общения: практикуйте активное слушание и изучайте невербальные сигналы тела. «Читайте между строк» во время разговора, особенно при работе с ведомыми членами группы или с подчиненными, которые могут быть иногда не заинтересованы в том, чтобы сказать все, о чем они думают. Излагайте наиболее важную информацию, несколько повторяясь, но при этом каждый раз преподнося ее по-разному – чтобы каждый мог хорошо понять, о чем идет речь. Просите слушателей повторить сказанное, чтобы убедиться, что им полностью понятен предмет разговора.

  10. Активная помощь другим в достижении успеха

    Грамотный лидер дает возможность остальным полностью реализовать свой потенциал, понимая, что тем самым только укрепит команду и принесет пользу организации.

    Как дать другим толчок к развитию: поощряйте даже самый маленький успех каждого члена команды. Делегируйте некоторые свои обязанности и полномочия своим последователям, если чувствуете, что они способны взять на себя руководящую роль.

Мы обрисовали вам «фронт работ», то есть дали представление о том, что вам надо изменить и развить в себе, чтобы действительно стать лидером, способным вести за собой людей. Вам, если вы действительно хотите добиться настоящего успеха, предстоит следовать нашим советам пункт за пунктом. Ну, а мы хотим дать вам еще одну небольшую памятку – своеобразное руководство к действию.

Как должен себя вести настоящий лидер

  • Выслушайте другого, прежде чем начнете говорить сама;
  • Используйте «волшебные» слова – «пожалуйста» и «спасибо»;
  • Будучи целеустремленной, не забывайте помогать и другим каждый день находить решение проблем;
  • Выполняйте все свои обещания;
  • Будьте готовы сами соответствовать тем требованиям, которые предъявляете к своим подопечным;
  • Не скупитесь на благодарность за хорошо выполненную работу;
  • Сообща празднуйте все победы, большие и малые;
  • Показывайте пример во всем;
  • Будьте по-настоящему заинтересованы в своих последователях;
  • Будьте готовы взять на себя ответственность за плохую работу команды;
  • Сосредоточьтесь на главной цели.

После того, как вы освоите базовые личностные навыки, о которых мы вам рассказали, каждый следующий шаг вам будет делать все легче и легче. Очень надеемся, что смогли помочь вам разобраться, как вести за собой людей.

Главное, вы должны понять, что становление настоящего лидера – это процесс, который никогда не заканчивается. Получайте удовольствие от самосовершенствования и ищите новые способы, чтобы мотивировать других! Миру не хватает настоящих лидеров, и хочется верить, что вы решитесь взять на себя ответственность и поможете другим людям найти свой путь в жизни.

jlady.ru

это кто? Психология лидерства. Лидер команды

Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — «ведущий, первый, идущий впереди») — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера — человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер — это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна — будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, — нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, — психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, — лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные человеческие качества, согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли — уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои — это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер — это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства — быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция — толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким «сырым материалом».

Лидер и руководитель — одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. «Зверь» он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще — если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали «лидера» сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, неформальный лидер — это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер — это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя профсоюзной организации, назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес — его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше «мотать на ус» и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию личностных качеств человека предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер — это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

fb.ru

кто это, лидерские качества, как стать

Он может быть вдохновителем, духовным наставником и отличным руководителем. Настоящий лидер – это человек, который благоприятно влияет на действия других.

Основные черты

Быть лидером значит всегда находиться впереди. Он ведет за собой других ради достижения общих целей. Способен быстро навести порядок вокруг себя.

Сила лидера в том, что он всегда придерживается своих принципов, позиции, несмотря на обстоятельства.

Перед тем как стать лидером, нужно понять, что им может быть человек, преданный своим идеям и мыслям, и в иерархии потребностей они находятся выше, чем обычные желания и побуждения. Отказ от своих ценностей для лидера равноценен отказу от собственной индивидуальности.

Чтобы понять, кто такой лидер, необходимо ознакомиться со списком специфических черт. Их существует более 30, но основные качества лидера таковы:

КачествоОписание
ОтветственностьПонятие лидерства предполагает ответственность за свои действия. Он не ищет причин, отговорок. Лидер знает, когда был неправ или сделал что-то не так, поэтому просто признает свое поражение.
КоммуникабельностьЛидеры должны уметь общаться с людьми. Они легко находят подход к разным, даже проблематичным, личностям. Общение нужно, чтобы легко и быстро передавать свои размышления другим, искать единомышленников, организовывать работу. Настоящее, качественное общение – обмен идеями, интересными мыслями, а не односторонний поток информации.
Организаторские навыкиЭто умение доводить все начатые дела и проекты до конца. Такой человек никогда не откладывает ничего на потом, особенно если появилась возможность завершить задание прямо сейчас. Лидер при успешном окончании дел ощущает мощный прилив жизненной энергии для реализации новых планов и замыслов.
ИнициативностьНастоящие лидеры не ждут, что кто-то заставит их работать. Они занимаются активной самомотивацией и не боятся выйти из зоны комфорта.
Готовность к рискуТакие личности не боятся изменить свою жизнь. Им не страшен риск, страх неудачи, им важна лишь самореализация. Они понимают, что лучше раз попробовать и ошибиться, чем потом жалеть об утраченной возможности.
Уверенность в себеХорошая самооценка в лидерстве – очень важное качество, т. к. чтобы чего-то достичь, нужно быть уверенными в своих действиях. В определенных случаях уметь притормозить, в других – становится смелее и решительнее.
ГибкостьБольшинство лидеров используют ситуативный подход, когда их поведение и действия меняются в зависимости от конкретной ситуации. Они знают, когда можно применить демократический стиль управления, а когда необходимо авторитарное давление.
Перспективность взглядаЛидер никогда не возьмется за исполнение дела, если изначально не видит в нем перспектив. Он понимает уровень ответственности, поэтому должен знать, куда ведет свою команду.

Важны и другие смежные качества лидерства – наблюдательность, способность к анализу информации, умение выделять главное и второстепенное, расставлять приоритеты.

Лидер умеет поддержать других. Для него важен человеческий фактор. Он не забывает об интересах своих подчиненных. За хорошую работу всегда поощряет морально или материально. В трудную минуту способен подобрать удачные слова и оказать поддержку. Если видит, что команда потеряла былой энтузиазм, задает мотивацию и вдохновляет.

Виды

Если говорить кратко, то лидер – тот, кто способен к анализу. Он быстро оценивает ситуацию, обдумывает ее и принимает определенные решения. Этот общий признак, который присущ каждому управленцу. Лидеров классифицируют по 2 основным признакам: по характеру действий и функциям.

По характеру действий

Эту типологию разработал американский ученый Э. де Боне. Он выделяет 9 видов лидерства.

Основная характеристикаДетальное описание
Ведущие за собойЭто вдохновители, духовные наставники. Некоторые члены команды становятся их последователями. Часто принимают рискованные решения, но всегда просчитывают возможные негативные последствия. Несут ответственность за деятельность всей команды.
Генераторы идейОсновные лидерские качества – креативность, энтузиазм. Их подход к работе неординарен. Не ищут легких путей решения проблемы, всегда идут вопреки стандартам. Их ориентир – личные и командные цели. Принимая решения, полагаются на интуицию.
Продавцы идейОтличаются предприимчивостью. Обладают навыками убеждения и манипуляции. Не идут на сделку, если условия их не устраивают. Имеют креативное мышление, но полностью новые задания даются им с трудом. При принятии окончательного решения взвешивают все за и против, руководствуясь чужим опытом.
СинтезаторыСпособны выделять основное среди второстепенного. Чтобы принять решение, им необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Но даже имея сомнения, к другим людям за советом обращаться не будут. Постоянно улучшают навык ведения переговоров.
РазъяснителиУмеют доступным языком объяснять сложные вещи, термины. Это позволяет им быстро доносить необходимую информацию до членов команды. В докладах приводят множество примеров, чтобы сделать его максимально полезным.
РеакторыИх главный плюс – способность быстро подстраиваться под новые условия рынка, изменения в выбранной сфере деятельности. В управлении объединяют авторитарный, ситуативный, демократический подходы. Умеют за короткий промежуток времени составлять отличные, перспективные планы действий. Могут критиковать других людей, но делают это аккуратно, конструктивно и только при надобности.
СледопытыПостоянно следят за рынком. Вынося решения, принимают во внимание действия и реакцию конкурентов. Прислушиваются к советам других. Не любят, когда им указывают, действуют только самостоятельно, как считают нужным.
ИсследователиБыстро обрабатывают полученную информацию. Всегда следят за тенденциями рынка. От других перенимают только удачный опыт, но изучают и негативный, чтобы предотвратить возможные ошибки. Любят проводить эксперименты и улучшать методику управления людьми. Их минус – не всегда наперед продумывают возможные негативные последствия.
КоммуникаторыИмеют общие черты с продавцами идей. Любят общение, всегда готовы выслушать подчиненного. Умеют находить подход даже к очень трудным и вредным людям. Но главное – они не просто слушают, они реально слышат и помогают что-либо предпринять. Часто устраивают для подчиненных коучинг-сессии для поднятия духа.

По функциям

Согласно этой концепции классификации, лидеров разделяют по функциям, т. е. по профессиональным навыкам, которые преобладают в их деятельности.

Также учитываются лидерские качества.

Классификация лидеров по функциям представлена ниже.

  1. Организаторы. Лучше всего распределяют обязанности между сотрудниками. Точно знают, кто и что делает лучше и быстрее других. Способны даже не очень энергичных подчиненных буквально заразить своими идеями и мотивировать их работать. Любят составлять планы, но всегда учитывают возможные форс-мажоры. В проблемной ситуации видят много способов выхода из нее и выбирают только самые выгодные для команды, за что их особенно ценят.
  2. Исполнители. Достоинство этих личностей – они точно знают, чего хотят и как этого добиться. Имеют высокие требования к подчиненным, т. к. для них важно качество проделанной работы и психологическая атмосфера в команде. Им не страшны барьеры. Энергичны, всегда радостно и оптимистично настроены, они легко поднимают дух в коллективе.
  3. Борцы. Несмотря на преграды, никогда не отступают. Есть цель, они к ней идут. Хорошо мотивированы, преданы своему делу, чего требуют и от сотрудников. В любой момент готовы к атакам.
  4. Дипломаты. Отлично знают модели манипулирования, часто применяют их в работе. В управлении отдают предпочтение демократическому стилю лидерства. Их главное достоинство – ведение переговоров. Однако о своих намерениях они не рассказывают до тех пор, пока те не реализуются.
  5. Утешители. Вежливые, обходительные, добрые и дружелюбные. Умеют выстраивать конструктивные диалоги. Всегда готовы выслушать, поддержать, утешить, при необходимости дать совет. Считают, если в команде будет отличный психологический климат, то и результаты деятельности будут такими же.

Лидер и руководитель

Лидер отличается от руководства тем, что он неформален, а начальники – это официально назначенные на должность люди. Личность с лидерскими качествами вдохновляет и заряжает положительной энергетикой, тогда как руководитель задает направление работы и несет ответственность за действия сотрудников.

Природа руководителей такова: они ориентируются на цели, поставленные кем-то выше по званию. Лидеры сами ставят задачи и мотивируют работников их осуществлять.

Начальник и человек с лидерскими качествами отличаются и подходом к контролю рабочего процесса. Руководитель всегда следит за тем, что и как делают его подчиненные. Лидер же строит доверительные отношения.

Сущность руководителей – опора на свой опыт при принятии решений. Лидеры же могут учитывать и чужие навыки, что помогает им изобретать необычные решения.

Способы развития лидерских качеств

Чтобы стать лидером, нужна регулярная работа над собой: расширение мировоззрения, изучение чужого опыта, обучение у лучших коучеров, спикеров. Лидеры не ждут счастливого стечения обстоятельств. Они действуют.

Первое, что нужно сделать, чтобы стать лидером, – понять, какой стиль руководства будет использоваться. Лучшим является ситуативный, т. к. он подразумевает смену модели управления в зависимости от ситуации. В моменты, когда работа идет хорошо, сотрудники – настоящие профессионалы, форс-мажоров не возникло, подойдет демократический стиль. Если же в компании кризисная ситуация, работники имеют небольшой опыт, команда еще не сплотилась, лучшим решением будет авторитарная модель.

Второе – составить схему действий. Некоторые лидеры принимают решение интуитивно, но обычно они не пренебрегают планированием. Схема состоит из цели, к которой нужно прийти, и описания задач, что помогут этого достичь. Научитесь расставлять приоритеты, чтобы не погрязнуть в большом количестве заданий.

Современный мир очень динамичен, поэтому следует развивать умение принимать решения быстро и четко, без длительных раздумий. Настоящие лидеры сразу видят в возможном варианте перспективу или провал. Сначала будет сложно, но позже схема действий будет автоматически прорисовываться в голове.

Необходимо постоянно работать над собой.

  1. Развивайте в себе твердость характера. Умение говорить «нет» в определенных ситуациях поможет избежать провалов. Особенно это касается предложений о реализации проекта. Если в нем не будет заинтересованности лидера, то вероятность его успеха близка к нулю.
  2. Будьте выносливыми. Стрессоустойчивость – важное лидерское качество. Человек должен быть готов к любому напряжению. Нельзя показывать другим страхи, поэтому важно развивать эмоциональный интеллект.
  3. Становитесь ответственным. Это то, без чего личность нельзя считать лидером. Нужно уметь вовремя признавать свои ошибки.
  4. Развивайте организаторские качества. Ссоры в коллективе, отсутствие мотивации или сплоченности, низкая продуктивность – то, что лидер должен уметь устранять. Сделать это можно, задав общую цель. Для этого нужно научиться навыкам убеждения и манипулирования.
  5. Займитесь саморазвитием. Лидер, который имеет познания лишь в некоторых сферах, не будет вызывать чувств гордости и уважения у подчиненных. Важно, чтобы помимо профессиональных вопросов, личность разбиралась в бытовых темах или тех, что связаны с интересами и хобби, творчеством сотрудников. Необходимы знания в области психологии, менеджмента, маркетинга и сферах, что связаны со специализацией компании.
  6. Научитесь не винить в своих неудачах других. Тот, кто ищет оправдания в чужих поступках – не лидер. Забудьте фразы «А вот если бы…», «Я не виноват, это все они…», «Это всё из-за власти, погоды…». Лидер способен даже плохую ситуацию превратить в хорошую и обустроить все так, чтобы получить максимальную пользу для себя и команды.

Знания можно получать из тематических книг. Лучше всего подбирать книги-тренинги, которые написаны практиками и настоящими лидерами мнений.

Тем, кто имеет трудности в налаживании контактов, обязательны к посещению курсы по ораторскому искусству. Помимо теории, человек сможет получить практические навыки и опыт общения с аудиторией.

Помните, процесс формирования личности долог и сложен.

Заключение

Лидеры – это те, кто вдохновляют на рабочий процесс, заряжают положительной энергией, задают ритм в деятельности всей команды. Они обладают широким кругозором, высоким уровнем интеллекта, отличными организаторскими навыками и умением договариваться даже с проблематичными людьми. В отличие от руководителя, они строят доверительные отношения в коллективе, способны к риску и любят ставить цели самостоятельно.

urazuma.ru

Лидерские качества и личность

Поведение человека и лидерские качества личности определяют лидера. Такой человек способен организовать деятельность коллектива: принимать решения от лица всей группы, организовать работу, показать пример. Он доказал, что выбор его для управления целесообразен и оправдан. Он не пасует перед решением задач, которые могут показаться неразрешимыми. Лидерство и личность — понятия взаимосвязанные.

Лидер организовывает деятельность сотрудников

Основные черты характера лидера

К основным чертам характера лидера относят:

  • контроль над поведением и эмоциями;
  • позитивное видение;
  • устойчивость к стрессам;
  • готовность к переменам;
  • уверенность в успехе;
  • четкость в выражении мыслей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение грамотно распоряжаться временем;
  • способность к убеждению;
  • умение вести конструктивный диалог.

Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.

Формальное и неформальное лидерство

Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальным лидером является официальный руководитель коллектива. В редких случаях он вызывает симпатии сотрудников, максимум — уважение. Неформальный – это лидер, неофициально признанный большей частью группы. Ему больше симпатизируют. Но его принятие решений контролируется и руководителем.

Неофициальный лидер часто появляется в коллективе при авторитарном стиле управлении. При таком стиле официального руководителя воспринимают тираном, а социально-психологический процесс в коллективе — неблагоприятным, нуждающимся в сильном лидере. При либеральном или демократическом стилях управления неформальный лидер появляется крайне редко. Руководителя никто не боится, и для отстаивания своих интересов помощь не нужна.

Решение неформального лидера контролируются официальным руководителем

Качества руководителя

Деловой лидер должен быть настойчивым, решительным и способным отдавать приказы, принимать решения, контролировать и направлять деятельность коллектива. Лидер на работе должен уметь:

  • определять постановление задач группы, которой он руководит;
  • конструктивно доносить их до служащих;
  • убеждать в необходимости поставной цели;
  • мотивировать максимум сотрудников на быстрое выполнение задач;
  • поддерживать авторитет в коллективе;
  • сохранять спокойствие независимо от ситуации;
  • оперативно реагировать на любую смену обстановки;
  • широко и позитивно мыслить;
  • достигать поставленных целей, несмотря на препятствия;
  • прислушиваться к мнению других;
  • строить правильные вопросы;
  • идти на риск;
  • строить долгосрочные планы и достигать результата;
  • сбрасывать балласт.

Проблема лидерства и руководства состоит в том, что не всегда руководитель наделен качествами лидера. Помимо качеств, руководитель должен уметь вести себя по-лидерски.

Демонстрация качеств

Качества лидера демонстрируются словами, интонацией, способом ведения беседы, мимикой и жестами, уверенностью и твердостью во взглядах.

  1. Уверенный человек соблюдает осанку.
  2. Не отводит взгляда от глаз собеседника.
  3. Улыбается только в соответствующих ситуациях.
  4. Уважительно относится к собеседнику.
  5. Одевается соответственно занимаемой должности.

Основные виды

Стремление к лидерству — это желание занять достойное место в обществе. И оно свойственно всем людям. Согласно стилю принятия решений в коллективе и методов подхода к разрешению задач, определяются виды лидерства: авторитарное, либеральное или демократическое.

Авторитарный лидер

Авторитарное лидерство предоставляет руководителю возможности автономно принимать решения, а также подразумевает подчинение всех членов коллектива руководству. Выполнение принятых решений контролируется. Руководитель имеет право критиковать и без объяснения причин применять меры для наказания подчиненных, что вызывает массовое недовольство в коллективе.

Недостатки авторитарного вида лидерства:

  • высокая вероятность принятия ошибочных решений;
  • безынициативность и пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность коллектива;
  • тяжелая моральная обстановка.

Такой стиль целесообразен только в критических ситуациях: авария или угроза жизни. Авторитарный стиль способен подавить массовые недовольства.

Либеральный лидер

Либеральному виду присуще отсутствие контроля, четкости в требованиях. Существует возможность непредсказуемых мер наказания.

Такая личность проявляет тенденцию регрессии, характеризуется отсутствием стимула работать, недовольством сотрудников руководством и всей работой. Климат в коллективе неблагоприятный. Негативное влияние людей друг на друга выражается скрытыми конфликтами.

Демократический лидер

При демократическом виде человек привлекает коллектив к обсуждению наиболее важных задач и целей, принятию решений. Группе предоставляется определенный уровень свободы в обсуждении и стимулировании рабочей активности.

Такой лидер является наиболее эффективным. Высокая вероятность принятия верных решений, хорошие показатели производительности труда, благоприятная психологическая обстановка. Такой вид лидерства — показатель профессионализма руководителя и хорошего лидера.

Лидерство и руководство

Довольно часто путают лидерство и руководство. Но это не слова-синонимы. Для того чтобы понять, что такое лидерство и руководство, необходимо рассмотреть их различия.

Основные различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

неофициальные отношенияофициальные отношения
психологическая основасоциальная основа
может быть руководителемможет не быть лидерским
ставит и реализует цели самостоятельноставит цели и способы их достижения посредством усилий подчиненных
лидерство основано на доверии, ведет за собой последователейподчинение коллектива обязательно, применяются меры наград и наказания

Основные сходства:

  • лидер и руководитель могут быть одновременно и тем, и другим;
  • являются представителями власти;
  • могут оказывать влияние на окружение.

Можно сделать вывод, что лидерство — это влияние на своих последователей без использования мер принуждения и наказания. Авторитет лидера зависит от его личностных качеств и способности защиты интересов группы.

Руководство оказывает влияние посредством применения официальных полномочий. Занимаемая должность наделяет руководящими полномочиями, но не лидерскими качествами.

Признаки лидера

Определить такого человека в группе довольно легко, его основными признаками являются:

  • высокая активность и инициативность при решении задач коллектива;
  • умение влиять на членов коллектива;
  • высокая информированность;
  • присущи личные качества лидера;
  • способность видеть ситуацию вне рамок признанных норм.

Функции лидера

Лидер должен не только уметь убеждать и быть активным, но и выполнять определенные функции. Функции лидера заключаются в следующем:

  • организовывать жизнедеятельность коллектива во всех сферах деятельности;
  • устанавливать правила и следить за их соблюдением группой;
  • официально представлять группу в своем лице;
  • нести ответственность за результаты деятельности коллектива;
  • координировать отношения внутри группы.

Заключение

Для того чтобы быть лидером, необходимо обладать не только определенными личностными качествами лидера, но и постоянно работать над собой, обоснованно верить в свою правоту. Уверенность в себе помогает преодолевать трудности и не пасовать перед проблемами. Развивайте такие лидерские качества, как спокойствие, логичность, способность взгляда со стороны. Развитие силы лидерских качеств непременно поможет вам заслужить уважение и признание среди сотрудников, родных и друзей.

psyhoday.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *