Как воспитать в себе лидера: 5 советов

Думаешь, что у тебя есть задатки лидера, и хочешь развивать их дальше? А может наоборот считаешь, что тебе не хватает некоторых качеств? Даже если ты вовсе об этом не задумывался, читай советы Адукара, как обнаружить в себе лидерские качества, что делать для их развития и где они пригодятся.

Есть лидеры формальные и неформальные. Первые чаще занимают соответствующую должность (староста, начальник). Неформальным лидер становится благодаря своим способностям и авторитету. В коллективе формальный и неформальный лидер не обязательно один человек.

Как определить в себе лидерские качества

Приведём ниже десять признаков лидера. Оцени себя исходя из этих характеристик. Вдруг ты всегда был лидером, не осознавая этого! Загибай палец каждый раз, когда описание соответствует твоему характеру.

1) Открытый: ты непредвзят и умеешь слушать чужое мнение.

2) Советчик: окружающие часто просят помощи и твоя точка зрения ценна для них.

3) Ответственный: умеешь держать слово, поэтому люди доверяют тебе.

4) Порядочный: друзья легко рассказывают тебе свои секреты, без опасений, что ты их выдашь.

5) Трудолюбивый: показываешь своим примером, что работать нужно не покладая рук.

6) Целеустремлённый: предпочитаешь действовать, нежели обещать.

7) Оптимист: умеешь вселять в других уверенность, мотивировать к действию.

8) Уважительный: принимаешь людей такими, какие они есть. Умеешь находить в других хорошие стороны и ценить их.

9) Заботливый: беспокоишься не только о своём благополучии, но и помогаешь достичь успеха другим.

10) Энтузиаст: ведёшь себя уверенно и предлагаешь решение проблемы первым.

Если хотя бы восемь пунктов про тебя, то ты можешь считать себя прирождённым лидером. Если меньше, не расстраивайся. Лидерские качества можно развить.

Дайнерис Таргариан из «Игры престолов» пример ярко выраженного лидера, который стремится к роли управленца. Джон Сноу обладает лидерскими качествами, но не хочет их замечать. А окружающие, напротив, видят в нём предводителя

Как развивать лидерские качества

Каждый человек имеет тот или иной набор лидерских качеств. Многие из них могут дремать. Если ты поставил себе цель быть настоящим лидером, то пора начинать развиваться в этом направлении.

Быть проактивным

Приучи себя к мысли, что никто кроме тебя не ответственен за события в твоей жизни. Главное правило — перестать жаловаться на проблемы и искать пути их решения. Например, если тебе не хватает культурного досуга, предложи помощь педагогу-организатору в подготовке школьной вечеринки.

Сразу стать Маргарет Тетчер (премьер-министр Великобритании а 1979−1990 годах) или Сергеем Брином (сооснователь Google) не выйдет. Сперва научись быть лидером в маленьком коллективе

Брать на себя ответственность

Цитата «мы в ответственности за тех, кого приручили» должна стать твоим девизом. Чаще бери инициативу в свои руки. Задача лидера контролировать собственные затеи. Если организовываешь мероприятие, продумай всё до мелочей: привлеки помощников, найди место проведения, договорись о необходимом оборудовании. И не отказывайся от помощи. А поручая кому-то задание, всё равно будь готов отвечать за результат сам.

Слушать и принимать критику

Придётся привыкнуть к критическим замечаниям в свой адрес и научиться адекватно на них реагировать. Лидер всегда готов к изменениям, даже если они идут вразрез с его эго.

Не бояться нового

Лидеру постоянно нужно выходить из зоны комфорта. Не бойся делать что-то новое. Если у тебя, к примеру, нет опыта в декорировании зала, попытайся разузнать всё об этом в интернете. Спрашивай совета у людей, которые занимаются подобным дольше тебя. Кто-то просит помощи и совета — не отказывай. Хоть это и потребует времени, но взамен получишь благодарность и лояльность.

Думать о других

Прислушивайся к настроениям и сомнениям окружающих, не забывай интересоваться у знакомых и друзей их делами. Ставь интересы других людей на уровень со своими. Постарайся, чтобы все в компании чувствовали себя нужными. Так коллектив сплотится вокруг тебя. А ты сможешь реализовать свои амбиции лидера.

В каких профессиях лидерские качества необходимы

Есть ряд профессий, где лидерские качества — это основа успешной работы. Среди них адвокат, судья, преподаватель, специалист по кадрам, проектный менеджер, режиссёр и др. Во многих других профессиях есть возможность вертикального роста карьеры. Верхушка — это и есть лидеры, управленцы. Любой руководитель команды, отдела, предприятия должен стараться быть одновременно формальным и неформальным лидером.

Лидерские качества помогут тебе и в студенческие годы, если ты решишь быть старостой или членом студсовета

Если хочешь углубиться в изучение темы лидерства, прочти книги «21 неопровержимый закон лидерства» Джона Максвелла, «Как становятся лидерами» Уоррена Бенниса или «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниела Гоулмана.

Даже если не планируешь брать на себя роль лидера, отдельные его качества помогут тебе расширить горизонты. Так ты сможешь лучше справляться с негативными обстоятельствами, совершать решительные поступки, когда это необходимо, и отстаивать свои права.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

список и как их развивать

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

В группе лидер – лицо, обладающее авторитетом у большей части ее членов. В большом сообществе, например, в студенческой группе, производственном коллективе всегда несколько лидеров. Проанализируйте, каким лидером вы можете быть:

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

  • запишитесь на специальные курсы;
  • прочитайте маленький текст и запишите его на диктофон, ошибки речи будут видны – неправильные склонения слов, нечеткое проговаривание окончаний, употребление слов-паразитов;
  • старайтесь больше читать классической литературы, и словарный запас увеличится;
  • помогает развить речь простая игра, суть которой в том, что игроки в 5 предложениях описывают предмет, который не видят окружающие, а затем они угадывают название по описанию;
  • следует в течении 5-10 минут произносить речь перед зеркалом или запишите себя на видео. Так видно себя со стороны;
  • старайтесь структурировать речь, выделять голосом и интонацией ключевые моменты, тогда речь будет захватывать собеседника.

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

headlife.ru

Выявление, развитие и защита лидерства


 

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

  1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
  2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
  3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Помимо названных, в управлении персоналом нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

  1. «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;
  2. «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
  3. «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
  4. «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо.

Для эффективности управления персоналом обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию.

В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности. В целом полноценное лидерство позволяет управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказаний. Как стать авторитетом.

По мнению многих ученых, лидерами «рождаются», однако в еще большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, освещенного знаниями практического опыта и приобретаемых в нем навыков.

Опираясь на все это, в принципе практически каждый компетентный руководитель может стать деловым, а во многом и эмоциональным (правда, это требуется далеко не всегда) лидером.

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого деструктивного лидерства возможны различные способы действий.

  • Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д. Административное устранение негативного лидерства — крайний способ. Часто оно невозможно без нарушения законодательства. Кроме того, подобного рода меры, особенно когда они осуществляются без должной разъяснительной работы и воспринимаются как несправедливые, вызывают явный или скрытый протест со стороны членов группы, подрывают доверие к руководству, вызывают деструктивные конфликты.
  • Все это делает гораздо более предпочтительным второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
  • Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Например, если неформальная группа возникла из опасения работников в утрате стабильности своих рабочих мест, в результате дефицита человеческого общения в коллективе, если роль неформального лидера основывается на передаче различного рода информации, в том числе слухов и сплетен, подрывающих авторитет руководителя, то такого рода лидерство может быть устранено, в частности, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию их необоснованных опасений, скажем, о грядущем резком сокращении штата организации.
  • Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, бесперспективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.

Управление лидерством в организации

Лидерами становятся или рождаются? Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить об управлении лидерством. Сомнения могут возникнуть лишь в вопросе о границах или пределах управляемости. Проблема управления лидерством в организации включает, по меньшей мере, пять аспектов.

1. Выявление лидеров. Выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих позиций, постов. Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д. В реальной политике государства и корпораций ориентация на лиц с уже имеющимися лидерскими качествами находит свое выражение в том, что система подготовки руководящих кадров среднего и высшего звена принимает лиц, уже доказавших свои лидерские способности преимущественно на низовых, первичных руководящих должностях.

Известный американский исследователь Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие». Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:

  1. Непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самоусовершенствования: читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению Кови, для большинства людей характерна тенденция ограничиваться вчерашними знаниями, а не воспитывать в себе дух непрерывного самоусовершенствования. Однако «если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим».
  2. Ориентация на служение другим. Вы ориентированы на предоставление услуг, независимо от того, как вы зарабатываете себе на жизнь. Иными словами, вы спрашиваете себя, что нужно другим, а не только что нужно вам.
  3. Излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов.
  4. Вера в других. Вы защищаете их, видите ценность, доброту и потенциальные возможности.
  5. Рациональное распределение времени и усилий. Вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом.
  6. Внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения.
  7. Самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение. Вы цените различия. Вы понимаете, что ваш метод не является «единственно правильным», и рассматриваете новые альтернативы как захватывающие, а не как угрожающие вам;
  8. Забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Вы следите за собой: за своим физическим состоянием — с помощью упражнений, чтобы сохранить здоровье; за интеллектуальным — с помощью чтения; за духовным — с помощью молитвы или просто медитирования (умственного сосредоточения и психологического настроя на что-либо при полном отрешении от всего остального) о вещах, способных вызвать вдохновение.

2. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность; порядочность (честность, соблюдение нравственных норм), без которой трудно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;
  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
  • приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной Организации Женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать и «избавляетесь» от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!». Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим.

3. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.

4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках.

В реальной жизни организации существует тесное взаимопереплетение формальных и неформальных моментов. Живое общение с людьми, уважение в них личностей, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношениях к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «заражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т.п. — все это позволяет руководителю совмещать роли формального и неформального лидера и повышает эффективность руководства.

5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. В силу различных причин (индивидуальных способностей, занятости производственными задачами, большого количества подчиненных и др.) даже в первичных организациях далеко не каждый руководитель способен одновременно выполнять все функции неформального лидерства. Очень часто для одного человека это просто физически невозможно.

Вот почему для эффективного руководства важно управлять процессом формирования и развития лидерства или контролировать его главные моментах, не допуская появления лидеров и групп, разрушающих организацию или негативно влияющих на результаты ее деятельности.

Интеграция лидеров предполагает обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Профессия тренер — профессия для лидеров

Профессия бизнес-тренера — относительно молодая профессия, но в своей истории уже имеет много примеров  взлетов и падений. Одни тренеры имеют огромную популярность,  другие  разочаровываются в работе и уходят из профессии.

Как и в любой профессии, где ставка делается на личность, в профессии тренер  есть особые  требования к качествам самого человека.

Успешный бизнес-тренер Игорь Вагин так рассказывает о требованиях к тренеру:

 «Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений. Личностные качества, необходимые тренеру: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, чувство юмора. Тренеру необходим определенный профессиональный и жизненный опыт. И достаточно глубокие знания по теме тренинга».

 

Профессия тренер тем и привлекательна, что в ней можно реализовать свой потенциал, заниматься любимым делом, стать успешным, востребованным и принести реальную пользу многим людям.

Привлекательные стороны профессии бизнес-тренера:

1. Самореализация — максимально использовать свои знания и умения.

2. Высокооплачиваемый труд.

3. Постоянное саморазвитие и совершенствование.

4. Креативность и творческий подход.

5. Общение с интересными людьми.

6. Лидерская позиция.

7. Получение обратной связи.

8. Необходимость постоянно быть в хорошей физической и эмоциональной форме.

9. Возможность путешествовать.

10. Возможность быстро найти работу.

Ну и ложка дегтя — перечислю непривлекательные стороны профессии тренера:

1. Ответственность,  соблюдение правил работы с группой и техники безопасности для себя и для участников тренинга.

2. Запрет на бесконтрольные эмоции, раздражительность, усталость.

3. Необходимость  постоянно получать новую информацию, расти и совершенствоваться, посещать тренинги коллег.

4. Каждая новая группа- это неизвестность, как пройдет тренинг зависит не только от тренера.

5. Быстрая реакция: готовность менять сценарий тренинга в зависимости от ситуации.

6. Хроническая нехватка времени.

7. Сложные участники тренингов.

8. Профессиональные болезни — болезни связок, нервное напряжение, опорно-двигательной системы и другие.

9. Необходимость путешествовать.

Я перечислила почти поровну плюсов и минусов профессии, да и по значимости они равны. А чтобы положительные факторы преобладали, чтобы профессия доставляла только радость и удовлетворение, надо просто стать профессионалом.

Если вы отвечаете всем профессиональным требованиям и  готовы справляться с  непростыми задачами, значит, вы правильно выбрали профессию. Вас ждет успех, интересная работа и хорошая зарплата. Ну а если вам не нравится перспектива постоянно работать над собой, то надо это понять и не теряя даром время найти профессию по душе.

Роль тренера  на тренинге очень многообразна:  он  и педагог, и методист, и актер.  Тренер  — психолог и эксперт, но главное,  тренер  — это личность.

Хорошо об этом сказала профессиональный бизнес-тренер Ольга Паратнова: «Тренер — «боевая» профессия, в ней важно «понюхать пороху», «примерить» на себя множество профессиональных приемов и выбрать то, что подходит именно вам. Важно не поучиться «на тренера», а сделать шаг к тому, чтобы тренером СТАТЬ. Это искусство, это знания, это серьезный труд».

Автор статьи:   Галина Богданова – талантливый  бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

 

 

Если вы ищете работу тренера — разместите свое резюме на сайте Тренерская.ру.  
Для размещения объявления о вакансии тренера пройдите сюда.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Уникальное упражнение «Колесо жизни»

    Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

  • Уникальное упражнение «Внутренний переводчик»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Упражнение «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • trenerskaya.ru

    Люди-лидеры и люди-последователи, кому какие профессии больше подходят

    http://7×7-journal.ru/post/43318

    Воронежская область
    • Регион
      • А
      • Архангельская область
      • Б
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • В
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • И
      • Ивановская область
      • К
      • Калининградская область
      • Калужская область
      • Республика Карелия
      • Кировская область
      • Республика Коми
      • Костромская область
      • Курганская область
      • Курская область
      • Л
      • Липецкая область
      • М
      • Республика Марий Эл
      • Республика Мордовия
      • Мурманская область
      • Н
      • Новгородская область
      • О
      • Орловская область
      • Оренбургская область
      • П
      • Пензенская область
      • Псковская область
      • Р
      • Рязанская область
      • С
      • Смоленская область
      • Т
      • Тамбовская область
      • Тверская область
      • Тульская область
      • Тюменская область
      • У
      • Республика Удмуртия
      • Ульяновская область
      • Город Усинск
      • Город Ухта
      • Х
      • Ханты-Мансийский АО
      • Ч
      • Республика Чувашия
      • Я
      • Ямало-Ненецкий АО
      • Ярославская область
      • Права человека
      • Горизонтальная Р

    7×7-journal.ru

    Факты и аргументы: Какую профессию выбрать?!

    Более трети жизни мы проводим на работе, и от того, нравится она нам или нет, зависит наше благополучие, удовлетворенность жизнью в целом. Если профессия не соответствует способностям и интересам человека, со временем появится скука или чрезмерное эмоциональное напряжение. Согласно проведенным исследованиям, те, кому работа не по душе, чаще болеют и даже имеют меньшую продолжительность жизни, чем люди, которые работают с удовольствием. Если профессия выбрана правильно, работа становится средством самовыражения. Человек трудится с энтузиазмом, выполняя свои обязанности легко и без сильного напряжения, его карьера складывается успешно, и в конечном итоге он имеет больше шансов достичь финансового благополучия.

    Данная статья адресована как подросткам, перед которыми встала задача выбора своего дела, так и родителям, которые хотят помочь ребенку выбрать профессию. Мы рассмотрим основные ошибки, совершаемые на этом пути, подскажем, каким должен быть грамотный выбор профессии.


    Ошибки, чаще всего совершаемые при выборе профессии:


    Выбор «высокооплачиваемой» или престижной профессии. В каждый период времени существует мода на те или иные профессии, которые считаются высокооплачиваемыми. Здесь важно помнить, что, во-первых, если профессия популярна, желающих ее освоить бывает больше, чем требуется на рынке. Среди специалистов данного направления возрастает конкуренция, и найти работу становится сложнее. Во-вторых, доходы человека зависят не от профессии как таковой (хотя потенциальные возможности могут, конечно же, различаться), а от места, где человек работает, должности, опыта и уровня профессионализма.

    Выбор профессии из-за симпатии к человеку, который является ее представителем. Подростки нередко выбирают профессию из-за того, что симпатизируют людям, которые ее представляют. В этом случае они переносят те чувства, которые испытывают к конкретному человеку, на профессию в целом. Часто это родственники, учителя или знакомые. Но здесь важно помнить, что обычно мы симпатизируем людям за их личные, а отнюдь не профессиональные качества. Выбирая профессию из желания быть похожим на кого-то, подросток часто забывает подумать о том, обладает ли он способностями, необходимыми для успешного занятия данным делом. Отдельного рассмотрения требует случай, когда подросток выбирает профессию родителей. С одной стороны, дети обычно хорошо представляют себе данное дело, знают не только о его достоинствах, но и о недостатках. С другой стороны, они иногда следуют семейным традициям потому, что мало осведомлены о других профессиях или просто по инерции. По сути, таким образом они стремятся избежать ответственности за принятие собственных решений.

    Выбор профессии по принципу: «вместе с другом». Не секрет, что мнение друзей для подростка является очень важным, иногда оно даже важнее мнения родителей. Часто молодые люди могут заинтересоваться той профессией, к которой склоняются их товарищи. Как и в предыдущем случае, за этим стоит нежелание или неготовность сделать настоящий выбор. Но иногда, как ни странно, такой выбор оказывается удачным потому, что друзья часто имеют похожие интересы и черты характера. Однако здесь, скорее, срабатывает элемент везения, а не разумного и взвешенного решения.

    Выбор профессии по тому предмету, который нравился в школе. Нередко учащиеся не понимают разницы между предметом, изучаемым в школе, и профессией. Они не учитывают тот факт, что освоение какой-либо области знаний и работа по специальности – это совершенно разные вещи. Для успешной работы, помимо интереса к предмету, требуется много других качеств.


    Выбор учебного заведения, а не профессии. Иногда выпускники, а также родители, помогая ребенку выбрать профессию, отдают предпочтение не специальности, а вузу. Часто они руководствуются мнением, что «выпускники такого-то вуза точно не останутся без работы». В итоге после нескольких лет учебы молодой человек либо вынужден заниматься неинтересным ему делом, либо думать о получении нового образования.

    Итак, мы рассмотрели основные ошибки, совершаемые при выборе профессии. Объединяет все эти ошибочные стратегии то, что в своем выборе подростки часто ориентируются, в основном, на внешнюю информацию, забывая принять во внимание свою индивидуальность: характер, темперамент, интересы и способности.


    Из каких этапов состоит осознанный выбор профессии?

    Первый этап. Чтобы понять, какое дело будет по душе, нужно, прежде всего, разобраться в своей личности. Это можно сделать, ответив себе на вопросы: какой я? чего я хочу добиться в жизни? что я люблю делать? что не люблю? каким видят меня другие люди?
    Каждая профессия требует от человека определенных способностей. Например, профессия продавца-консультанта требует умения, а главное, желания ежедневно общаться с большим количеством людей, профессия инженера – присутствия технических и математических способностей, хорошей памяти и умения подолгу концентрироваться на занятии одним делом. Люди обычно добиваются наибольших успехов в тех областях, которые позволяют максимально раскрыться их способностям.

    Второй этап. Кроме того, профессия должна быть интересна. Все люди разные, одних интересует космос, других – искусство, мода или насекомые. Это также важно учитывать при выборе профессии.

    Третий этап. И наконец, чтобы выбрать дело по душе, важно получить как можно более полную информацию о том, какие профессии из тех, что соответствуют вашим способностям, интересам и личностным особенностям, являются востребованными в настоящее время на рынке труда. Здесь важно не только знать формальные требования к профессии, но и то, где и в каких условиях нужно работать, из каких занятий состоит рабочий день и другие особенности.

    Самые востребованные профессии в Беларуси
    Экономическая ситуация, которая сложилась сегодня в нашей стране, значительно подкорректировала список самых востребованных профессий. Кем же нужно работать сегодня, чтобы оставаться на гребне волны?

    1.Специалисты по продажам. Теоретически это должен быть человек с высшим образованием, но на практике ваш диплом скорее всего окажется просто бонусом к резюме. Гораздо важнее для специалиста по продажам иметь навыки убеждения и аргументации, владеть техникой работы с возражениями и умением проводить презентации.
    Работа специалиста по продажам предполагает постоянное активное общение, поэтому хороший специалист по продажам – это своего рода психолог, умеющий находить общий язык с людьми разного типа.
    Также специалист по продажам, являясь посредником между производителем продукта и клиентом, должен обладать хорошими организаторскими способностями.

    2. Строители. Речь здесь идет в первую очередь о специалистах высшего звена: главный инженер проекта, главный архитектор проекта, директор строительной компании и т.п. Повышенный спрос объясняется тем, что, несмотря на кризис, в отрасль продолжают поступать крупные инвестиции. Следовательно, требуются специалисты, разбирающиеся в системе и умеющие руководить.

    3. Главные бухгалтеры. Спрос на этих специалистов часто носит сезонный характер: всплеск востребованности, как правило, приходиться на период с декабря по апрель. Основная причина — 1 апреля сдается годовой баланс.
    Кроме того, большинство руководителей сталкивается с тем, что сложно найти квалифицированного бухгалтера, которого устраивает предлагаемая компанией зарплата.

    4. Маркетологи. Сегодня основное умение, за которое цениться маркетолог – способность быстро реагировать на любые изменения, происходящие на рынке. Вы должны использовать любой шанс и предлагать новые, реально работающие идеи. Компании хотят видеть у себя в штате универсального специалиста. Это значит маркетолога, который разбирается сразу в нескольких областях: от проведения исследований и брендирования до разработки стратегии продвижения и ценообразования. Как правило, такой специалист должен уметь работать с большими объемами информации, а также обладать аналитическим складом ума и видеть перспективу.

    5. Руководители в области производства. Начальник производственного отдела, заведующий производством и т.п. Подбором этих специалистов зачастую занимаются “хедхантеры”. Достойному соискателю возможно даже не придется размещать резюме. Но для того, чтобы считаться профессионалом в этой области, вам потребуется доскональное знание технологических процессов в своей сфере, осведомленность о современном состоянии дел в отрасли, целеустремленность и невероятная работоспособность.


    Пройдите тест на профориентацию

    Источники:
    http://para.by
    http://www.psysolo.ru

    oknoiokno.blogspot.com

    Лидерство в вопросах и ответах

    Автор: Кларисса Пульсон, Марина Тимофеева  |   Источник: Карьера

    О феномене лидерства говорят, пишут и спорят. Редкая бизнес-школа не включает курсы по лидерству в свою программу. «Нам нужны лидеры!» — ответственно заявляют руководители компаний. Однако сколько людей — столько мнений, трактовок и определений. Немудрено и запутаться… Пообщавшись с читателями «Карьеры» и представителями бизнес-сообщества, мы выделили наиболее актуальные вопросы о лидерстве. А ответы на них нашли в самых разных книгах. По многим проблемам «в товарищах (авторах) согласья нет». А мало-мальски интересной книги «российского происхождения», в которой лидерство заявлено как основная тема, найти не удалось.

     — Лидерами рождаются или становятся?

     — Человек может таить в себе величайшие таланты и возможности (лидерский капитал), однако без надлежащих условий он будет прозябать в неизвестности. Лидерский капитал можно увеличить, но условия лидерства во многом не зависят от личности лидера. Это базовые социологические условия, служащие катализатором, под влиянием которого лидер попадает под свет софитов.

     (Ларри Стаут. «Лидерство: от загадок к практике»)

     — Можно ли считать лидерами Сталина, Гитлера и прочих диктаторов?

     — Любой человек, наделенный властью, может прибегнуть к силе, но это не означает, что он поведет за собой. Лидерство имеет место тогда, когда последователи идут за лидером по доброй воле. Сила вынуждает последователей идти в указанном направлении, хотят они того или нет. По этой причине Гитлер и Сталин не могут считаться лидерами. Тех, кто использует неоправданные управленческие меры для своей властной позиции, нельзя признать лидерами в истинном смысле этого слова.

     (Ларри Стаут. «Лидерство: от загадок к практике»)

     — Отрицательные личности также обладают способностями эффективно преобразовывать окружающий мир, убеждать; они, без сомнения, компетентны. Разве Адольф Гитлер не был лидером? А Усама Бен

     Ладен? А Джим Джоунс из Джоунстауна? Или все эти личности принадлежат к другой категории? Несомненно, они повлияли на многие судьбы. Как нам называть их: деспотами, шарлатанами, преступниками, но не лидерами? Даже несмотря

     на то, что тысячи преданных последователей боготворили их и даже добровольно отдавали за них свои жизни? В Джоунстауне число мужчин, женщин и детей, готовых по призыву Джоунса совершить самоубийство, превысило девятьсот человек! Вероятно, это не тот тип лидера, которым вы бы хотели стать, но разве Джоунс не лидер?

     (Гарольд Ливитт. «Сверху вниз. Почему не умирают иерархии и как руководить ими более эффективно»)

     — Я перестану быть лидером, совершив ошибку? Важно ли для лидера умение признавать ошибки?

     — Признавая свои ошибки, руководитель показывает, что он такой же человек, как и все остальные. Это помогает ему руководить. Поскольку ошибаться свойственно всем, люди тянутся к лидерам, которые тоже терпели неудачи.

     (Ричард Фарсон и Ральф Кейес. «Парадоксы лидерства: выигрывает тот, кто делает больше ошибок»)

     — Лидер — это человек, лишенный права на эмоции? Или он имеет право на слабость?

     — Менеджеры обычно считают, что люди, с которыми они работают, ожидают последовательности, настойчивости и самоконтроля. В некоторой степени так и есть. Но иногда от них требуется нечто прямо противоположное. Тем, с кем мы общаемся, нужно время от времени видеть сквозь внешний лоск и защитную оболочку истинную человеческую уязвимую сущность… В какой-то степени лидер как личность должен оставаться загадкой для своих подчиненных. Им хочется верить, что их руководитель — человек исключительный, но иногда они должны убеждаться в том, что он не лишен обычных человеческих слабостей. Управлять с непроницаемым лицом сложно.

     (Ричард Фарсон и Ральф Кейес. «Парадоксы лидерства: выигрывает тот, кто делает больше ошибок»)

     — Как выяснить, является ли человек лидером?

     — Посмотреть, как он использует свое время, а также — как зарабатывает и тратит деньги. Человек, умеющий грамотно распорядиться временем, делает больше, чем другие, причем в более короткие сроки. Питер Друкер сказал однажды: «Если вы умеете управлять временем, вы можете больше ничем не управлять».

     (Ларри Стаут. «Лидерство: от загадок к практике»)

     — Большинство руководителей компаний говорят, что главное — результаты. На самом деле для проверки лидера есть два вопроса. Добивается ли он нужных результатов? И есть ли у него последователи? Кстати, если последователей нет, то весьма затруднительно в течение длительного времени получать хорошие результаты.

     (Кен Бланшар и Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»)

     — Лидер и «просто менеджер» — в чем отличие?

     — Менеджер администрирует — лидер обновляет. Менеджер поддерживает — лидер развивает. Менеджер сосредоточен на системах и структуре — лидер сосредоточен на людях. Менеджер полагается на контроль — лидер внушает доверие. Менеджер спрашивает, как и когда, — лидер спрашивает, что и почему. Менеджер смотрит на прибыль — лидер смотрит в будущее. Менеджер делает вещи правильно — лидер делает правильные вещи.

     (Уоррен Беннис. «Как стать лидером»)

     — Лидерство — это работа с направлением. Менеджмент — это работа со сроками, координацией и логистикой на пути в указанном направлении. Лидеры — это «агенты перемен», им не дает покоя тяга к прогрессу и совершенствованию. Они жаждут преобразований. Они способны выявить потенциальные проблемы, пока все еще идет хорошо. Менеджеры, напротив, удовлетворены существующим положением вещей. Они чувствуют себя комфортно в знакомых условиях и не хотят «поднимать волну», особенно, если все выглядит благополучно. Они реагируют на события, а не готовятся к ним.

     (Ларри Стаут. «Лидерство: от загадок к практике»)

     — Умение быть лидером не имеет никакого отношения к вашей должности. В мире есть много людей, которые вовсе не начальники, но постоянно направляют других людей, а многие из тех, кто занимает высокую должность, руководить не умеют совсем.

     (Кен Бланшар и Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»)

     — Можно ли выучиться на лидера?

     — Многие уверены, что успех лидера зависит от его знаний и опыта. Тем не менее лидеров-экспертов не существует. Есть хорошие лидеры, есть великие лидеры, но среди них нет ни одного «эксперта». То есть лидеры попросту не знают, почему именно они лидируют и какие действия позволяют им занимать лидирующие позиции. Спросите у наиболее успешных руководителей высшего звена, какова основа их лидерства. Полученные вами ответы будут настолько банальными, что у вас не останется сомнений — эти люди весьма слабо представляют себе, чем их действия отличаются от действий других руководителей. Но если лидерство не является следствием компетентности, присущей экспертам, если менеджмент человеческих отношений нельзя свести к техническим навыкам, значит, научить человека быть лидером невозможно. Что делать в такой ситуации?

     Ответ, как всегда, парадоксален: дать образование.

     (Ричард Фарсон. «Менеджмент абсурда: аспекты лидерства, которые часто остаются незамеченными»)

     — Каждый может многому научиться или развить свои способности. И это необязательно какие-то сверхъестественные таланты. Именно поэтому мы считаем, что обучение необходимо. Но его цель — не переделывать людей. Много лет назад я услышал прекрасные слова: «Каким бы мощным ни был разбег, свинья все равно не взлетит». Многие руководители тратят огромное количество времени, сил и денег на то, чтобы учить летать людей, для которых это вообще немыслимо. Как лидеры, мы должны уметь принять тот факт, что некоторым вещам некоторые люди не научатся никогда. И это нормально.

     (Кен Бланшар и Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»)

     — Должен ли лидер играть разные роли? Если да, какие наиболее эффективны?

     — Лидерство успешно, когда лидер — это аналитик, архитектор; катализатор, служитель; заступник, посредник; пророк, поэт. Лидерство неуспешно, когда лидер — это мелкий тиран; «тряпка», слабак; мошенник, головорез; фанатик, дурак.

     (Ли Болмэн и Терренс Дил. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство»)

     — Лидер — это герой-одиночка?

     — Эра героического лидерства заканчивается. Настало время постгероического, партнерского лидерства. В чем разница? Лидер-герой уверен: «Я лучше других разбираюсь в том, что происходит. Именно я определяю направления развития, именно я ищу правильные решения, именно я выполняю традиционные менеджерские функции, именно я беру на себя ответственность за все ошибки и неудачи компании. Задача моих подчиненных — контролировать свой участок работы. И не более того». Лидер-партнер придерживается иных взглядов: «Каждый из нас — лидер. Моя задача — создать сильную команду, которая обладает общим ви’дением. Каждый член команды способен влиять на другого и делит со мной ответственность за наши общие решения. Задача сотрудников — стать моими партнерами».

     (David Bradford, Allan Cohen. Power up. Transforming organizations through shared leadership, перевод Елены Куликовой)

     — Чем женщины-лидеры отличаются от лидеров-мужчин?

     — Некоторые ученые убеждены, что современные организации нуждаются в атрибутах лидерства, которые свойственны скорее женщинам, таких как забота о людях, опека и готовность делиться информацией. Но данные исследований половых различий в лидерстве сомнительны. Доступные данные позволяют предположить, что у мужчин и женщин на сопоставимых должностях больше сходств, чем различий, по крайней мере, в глазах их подчиненных. Но если женщины как лидеры, по крайней мере, так же хороши, как мужчины, почему так называемый стеклянный потолок препятствует им занимать высокие должности? Данные указывают на несколько факторов. 1. Стереотипы связывают лидерство с мужским полом.

     2. Женщины должны быть более осмотрительны в ситуации противоречивых ожиданий.

     3. Женщины сталкиваются с дискриминацией. 4. Женщины платят более высокую цену.

     (Ли Болмэн и Терренс Дил. «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство»)

     — Важно ли для лидера умение рисковать?

     — Экстремальный руководитель готов рисковать своим спокойствием и безопасностью, чтобы развивать бизнес и — что не менее важно — развиваться самому как личность. Безопасность — неплохая штука, но мы нередко обретаем ее как раз через опасность, извлекая уроки из каждого падения, царапины и синяка. Безопасность часто приходит через знания, обретенные в ситуации опасности.

     (Cтив Фарбер. «Полный улет: частные уроки экстремального лидерства»)

     — Большинство лидеров просто не берет на себя риск, необходимый для достижения максимальных результатов. Многие испытывают такой стресс и напряжение, что даже и не пытаются достичь максимума. Эффективному лидеру необходимы такие же качества, как и успешному игроку в покер. Он должен обязательно знать свои шансы и интуитивно чувствовать отношение других; иметь достаточно средств, чтобы рисковать; уметь определять правильный баланс риска в сравнении с выигрышем.

     («Стратегии, которые работают. Подход BCG». Сборник статей)

     — Должен ли лидер сохранять дистанцию с подчиненными?

     — Проблема лидеров — удержать равновесие. Они должны устанавливать отношения с людьми и вместе с тем соблюдать дистанцию. Им приходится сохранять объективность. Им нужно видеть картину в целом и в то же время задевать эмоциональные струны каждого из своих подчиненных. Они должны быть одновременно и сторонними людьми, и «своими». Штука в том, чтобы сохранить свежесть взгляда — главное достоинство постороннего человека — и способность понимать и использовать сети и ресурсы, скрытые внутри организации. Один из способов — хранить молчание. Молчание дает возможность говорить другим. Молчание подчеркивает сказанное. Молчание повышает эффективность невербального общения.

     (Джулиан Биркиншоу и Стюарт Крейнер. «Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона»)

     —  Если я ощущаю себя лидером, должен ли я продолжать совершенствоваться?

     — Лидер должен быть готов совершенствоваться по крайней мере на трех уровнях. Первый — личный. Главные вопросы: «Как я учусь и расту, будучи лидером?», «Что я делаю, чтобы вдохновить остальных в группе на постоянное образование и развитие?» Второй уровень — системы и процессы. Нужно спрашивать себя и подчиненных: «Как мы работаем? Как можно работать эффективнее? Какие перемены помогли бы нам лучше служить клиентам и друг другу?» И наконец, третий уровень совершенствования относится к структуре и организации работы. Хороший вопрос: «Какие изменения в структуре компании необходимы, чтобы работать эффективнее?»

     (Кен Бланшар и Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»)

     — Одним из самых серьезных просчетов многих руководителей является то, что они не осознают свои барьеры и потому не могут избавиться от них. Психологические барьеры лидера могут стать ограничением для всей организации. Поэтому каждый лидер должен стараться раздвинуть границы своего сознания. Если племя почувствует, что ты колеблешься, что ты находишься на пределе своих возможностей, тебя очень быстро свергнут. Теперь, когда я заставил тебя преодолеть твой самый большой психологический барьер — хладнокровно уничтожить то, что тебе чрезвычайно дорого — ты станешь очень сильным лидером.

     (Рэй Иммельман. «Boss: бесподобный или бесполезный»)

     Иерархия лидеров

     Превращение способного сотрудника в менеджера, а затем в лидера — процесс непростой и долгий. Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому» утверждает, что иерархия навыков состоит из пяти уровней.

     - Первый уровень. Высокопрофессиональный сотрудник. Активно использует свои способности, знания, опыт, умение организовать свой труд.

     - Второй уровень. Ценный член команды. Вносит личный вклад в общее дело. Эффективно взаимодействует с другими членами команды.

     - Третий уровень. Компетентный менеджер. Организует людей и рационально распределяет ресурсы.

     - Четвертый уровень. Эффективный руководитель. Формирует ви’дение компании и последовательно добивается того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути. Обеспечивает высокие стандарты качества работы.

     - Пятый уровень. Руководитель пятого уровня. Его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов благодаря парадоксальному сочетанию выдающихся качеств и твердой профессиональной воли.

    hr-portal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *