Ответы@Mail.Ru: ПОНЯТИЯ ПАЦАНА! знать всем

пацан у психиатра был? не много ли нынешний пацан на себя берет ?

хахаха))) ) интересно 🙂 а насчет много на себя берет еще более интересно ;))

Мальчики, может вам книжку какую почитать ? А?

это все от безделия и недостатка мозгов, и правда почитайте книжку

Пацан не защищает мусаров. Он их презирает — л. х. в. с

Разрешите внести правки: * пацан если и дрочит, то об этом не распространяется * не спит пацан с девченками — он их для других пацанов бережёт)) * пацан НЕ ПРИЕМЛЕТ всех голубых, геев, пидаров и лезби * пацана НЕ ВОЛНУЕТ, что движется, и, что не движется, — тоже * пацан должен быть пацаном * не все пацаны курят — это уже не понтово * пацану не нужны наколочки * лицо пацан бреет, а не затылок… * пацан может все, потому что пацан для других пацанов — пацан * пацану по фиг армия, флот, авиация * пацан не косит от армии — там тоже пацаны * не каждый пацан скин * ЕСЛИ НАДО, то пацан махается с другими стаями * пацан не объедет весь мир — пацан там где он нужен, а не там, где хочет… *** Пацан работает с пацанами и на пацанов. *** … Что не так — поправьте.

touch.otvet.mail.ru

Журнальный зал: Неприкосновенный запас, 2015 №5(103) —

Документ без названия

 

Светлана Абрамовна Стивенсон (р. 1962) – социолог, доцент Университета Лондон Метрополитен. Автор монографий «Crossing the Line. Vagrancy, Homelessness and Social Displacement in Russia» (2006) и «Gangs of Russia. From the Streets to the Corridors of Power» (2015).

Хотя время «реальных пацанов» – членов бандитских группировок, казалось бы, ушло в прошлое и сейчас в России на авансцену низового насилия вышли новые агенты, будь то бойцы Новороссии или часть сторонников «Антимайдана», след 1990-х – времени пацанов – остался в культуре и общественном дискурсе. Популярная культура все больше романтизирует уходящую натуру (особенно это проявилось в недавнем массовом успехе сериала «Физрук», повествующем о бывшем бандите, устроившемся на работу в школу, вызывающем уважение и даже восхищение у учителей и учеников своей брутальной маскулинностью и «естественным» чувством справедливости). В комментариях представителей либеральной интеллигенции о происходящем в стране мы встречаем частые ссылки на пацанов и их понятия, особенно, когда говорящие указывают на поведение властей, связанное с агрессией, пренебрежением формальным правом, откровенным обманом, преследованием тех, кто определяется как враг, и безусловной верностью «своим», страху потерять лицо и, как следствие, эскалацией насилия. Власти, как утверждают комментаторы, ведут себя «по-пацански». Вот, например, цитата из Леонида Радзиховского по поводу кризиса в отношениях России и Запада:

«Главный просчет Путина – это неумение предвидеть реакцию Запада, конечно. Он был уверен, что Запад – это слабаки, это трусы, это жадные и жалкие ничтожества, ни на что не годные, которые при малейшем на них напоре тут же сложат лапки и уползут под стол. Ну, короче говоря, жалкие беспомощные ботаны, которые при появлении реального пацана будут только очки протирать, извиняться и просить пардону»[1].

Или мнение Станислава Белковского по тому же поводу:

«Но можно ли было не проучить этих высокомерных людей, западные элиты, думающие, что им позволено все, а народам второго сорта (которыми они считают русских и еще много кого) – ничего? Так было, но так не будет. Потому что пацан»[2].

Нередко можно прочесть и утверждения о том, что «нами правит шпана».

Из этих и многих других сходных комментариев очевидно, что, по мнению их авторов, образованному слою и его «цивилизованному» поведению противостоят представители слоев с фундаментально другими правилами и принципами поведения, обозначаемыми ими как «пацанские». Эти слои находятся как на самом низу, так и на самом верху российской социальной структуры.

Но что в действительности представляют собой моральные понятия «реальных («правильных», «конкретных») пацанов»? И какого рода тип властных отношений создается на их основе? В настоящей статье я анализирую данные исследования организованных преступных группировок, проведенного в Казани в 2005 году совместно с казанским социологом Александром Салагаевым и его учениками Александром Шашкиным и Рустемом Сафиным[3]. В рамках исследования мы опросили 32 членов различных казанских группировок в возрасте от 17-ти до 35 лет. В числе тем, поднимаемых в ходе углубленных интервью, были понятия. Мы спрашивали респондентов о понятиях, как они применяются, а также просили рассказать о том, в каких ситуациях насилие является допустимым, а в каких нет.

Казанские группировки как патримониальные кланы

Казанские группировки зародились в конце 1960-х годов и обрели всесоюзную известность в связи с судом над группировкой «Тяп-Ляп», состоявшимся в 1978–1980 годах. Эта банда, выросшая из дворовых групп молодежи, проживавших в районе местного предприятия «Теплоконтроль», занималась уличным насилием, кражами, грабежами, вымогательством у работников сферы обслуживания, охраной деятельности советских теневых предпринимателей. В конце 1980-х – начале 1990-х годов многочисленные казанские группировки трансформировалась в бандитские формирования, занимавшиеся преимущественно рэкетом. Сходные структуры возникли в других городах Татарстана, Поволжья и по всей России. Лидеры группировок и подчиненные им группы очень быстро оторвались от своих территориальных корней и уже в начале 1990-х стали распространять свою деятельность на близлежащие регионы, на Москву и Санкт-Петербург, создали форпосты за рубежом. Они предоставляли «крыши» для крупного бизнеса, участвовали в различных нелегальных схемах по уходу от налогов и отмыванию денег, действуя нередко по заказу государственных структур, и постепенно вросли в легальный бизнес. Однако местные молодежные структуры, «улицы» и их союзы продолжали существовать на территориях, ставя «крыши» мелким и средним предпринимателям, занимаясь разнообразной преступной деятельностью (мошенничеством, грабежами, кражами и уличной преступностью).

К моменту исследования прежняя власть группировок уже сильно ослабла. После ряда процессов над организованными преступными сообществами Татарстана, происходившими в 2000-х – первой половине 2010-х годов, группировки потеряли значительную часть своих лидеров и влияния. Те же из лидеров, кто не пал жертвой попыток государства ликвидировать организованную преступность, сделались известными предпринимателями, депутатами Государственной Думы, руководителями крупных общественных фондов как в Татарстане, так и в Москве. Тем не менее основные группировки – «Хади Такташ», «Перваки», «Соцгород», «Мирновские», «Борисковские», «Шатуровские» и многие другие – по-прежнему существовали и существуют до сих пор, действуя главным образом на окраинах города. Территориальные формирования группировок занимаются разными видами силового предпринимательства[4]: «крышуют» игровые салоны, фирмы по обналичке, таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродают мобильные телефоны, контролируют проституцию, организуют нелегальные уличные парковки, занимаются продажей наркотиков. Группировкам на законных основаниях принадлежат авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены по-прежнему вымогают деньги у так называемых «лохов» (в основном своих ровесников,

непацанов), занимаются квартирными грабежами и кражами.

Казанские группировки многоэтничны, они включают в себя представителей всех автохтонных этнических групп, живущих в городе (в основном это русские и татары), но исключают участие девушек и женщин. Членство в них начинается в 16–17 лет, но после 25–30 лет многие пацаны отходят от активной жизни группы и встречаются со своими товарищами лишь эпизодически. При этом статус члена группировки дает им возможность пользоваться поддержкой последней до конца жизни. Из группировки можно выйти официально, но это сопровождается ритуальным насилием (жестоким коллективным избиением), а иногда и финансовым штрафом. Молодежь в группировках разделена на возрастные когорты, руководимые так называемыми «смотрящими за возрастом». Общее руководство в группировке осуществляют старшие члены, авторитеты, а во главе всей группировки стоит лидер.

Территориальные структуры группировки и внетерриториальные формирования, находящиеся в непосредственном подчинении у лидеров, образовывают разветвленные сети. Они связаны, несмотря на все разнообразие входящих в них форм, общими корнями, уходящими во многих случаях в позднесоветский период – время образования большинства группировок. Эта связь обеспечивается не только обязательными отчислениями в центральный «общак», которые делают территориальные группы, но и общей идентичностью, преданиями об отцах-основателях, славном прошлом группировки и представлениями об узах «пацанского братства», скрепляющих всю группировку снизу доверху. И, хотя интересы верхушки группировки, лидеров и авторитетов, давно не связаны исключительно с Казанью и Татарстаном, они могут сохранять заинтересованность в воспроизводстве территориальных молодежных объединений как ресурса насилия. «Авторитеты» время от времени посещают сходки местной молодежи, принимают участие в организации ритуальных «войн» между улицами и следят, чтобы территориальные группировки воспроизводились как мобилизованные структуры, обладающие определенной неформальной властью на территории. Они оказывают им помощь в организации нелегального бизнеса (используя связи с местными властями и полицией), помогают освобождать из полиции задержанных членов группировок или разваливать уголовные дела.

В целом группировка, экономика которой держится на силовом предпринимательстве и других видах как криминальной, так и легальной деятельности, это не бизнес-структура, а патримониальный клан. Понятие патримониализма было предложено Вебером для описания отношений традиционного господства, основывающегося на личной власти патриарха и преданности ему со стороны членов расширенного домохозяйства или племенного альянса[5]. Лидеры группировок (в большинстве случаев сами вышедшие из молодых «пацанов» в конце 1980-х – начале 1990-х), не главы корпораций, а скорее вожди кланов, в которых экономические, социальные и властные отношения находятся в неразрывном единстве. Лидер группировки – это сильный и расчетливый правитель, обладающий безусловной властью. Как говорили опрошенные пацаны, главное качество лидера – это умение демонстрировать силу. При этом сила лидера должна признаваться как внутри группировки, так и за ее пределами:

«Лидер не выбирается, он выдвигается, то есть показывает свою силу и держит власть в своих руках. Сила – это главное качество лидера, сила во всем: в здоровье, в мышцах, в уме, в связях» (Ильсур, 26 лет).

В глазах пацанов лидер по-отечески направляет и защищает членов группировки, организуя при этом связи с внешним миром и не давая группировке ослабнуть.

Клановое единство было крайне важным для группировщиков. Они часто называли свои организации «школой жизни», идеальным сообществом, морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут вне правил, вне закона (понятий), думая только о собственных шкурных интересах. При этом для них группировка – это не только место зарабатывания денег, не только возможность сделать «ход конем» на шахматной доске социальной мобильности с помощью криминального насилия. Это особый мир, в котором материальное и эмоциональное, трудовые будни и героические подвиги, подчинение авторитетам и осознание себя в качестве «братвы», мужского братства, тесно переплетены.

Система понятий

Понятия создают основу социального порядка в группировке, будучи при этом не сводом инструментальных норм, делающих возможным эффективное осуществление силового бизнеса, а целостным мировоззрением. В них воплощен взгляд на мир и поведение в нем, который возникает у членов сообщества в процессе сосуществования в одной социальной среде. Члены группы говорили о том, что они живут по понятиям. Понятия (которые я рассматриваю в рамках этнометодологической традиции), как любые другие моральные правила, создают общее мировоззрение сообщества, культурное единство его членов[6]. При этом моральные правила не передаются в рамках устной традиции (хотя конкретные формулировки понятий, как, например, «пацан сказал, пацан сделал» или «пацан всегда прав» называются в виде моральных максим). Их нельзя вывести из так называемого воровского или тюремного закона. Им обучаются в процессе повседневной совместной жизни. Не представляют собой понятия и некие непреложные законы. Скорее они отражают интуитивно угадываемые принципы группового поведения. Понятия, используя выражение этнометодолога Лоуренса Видера, представляют собой не свод конкретных предписаний, а «схему, которая производит реальность»[7]. Но эта схема не видна самим членам сообщества, ее, по мнению Видера, должен выявлять исследователь, трактуя изложения правил участниками группы и их поведение, которому они сами дают моральные оценки.

Когда мы спрашивали пацанов о понятиях, многие с готовностью их перечисляли, но подчеркивали при этом, что все понятия назвать в принципе невозможно:

«Я бы мог попробовать разложить по полкам, в чем заключаются пацановские понятия, но боюсь, это просто невозможно. Лично у меня ушел не один год, чтобы разобраться во всем этом, и для этого нужно вести такую же жизнь, как и мы» (Женя, 24 года).

По словам Цыгана (24 года), «невозможно описать в двух словах то, чему учишься годами». Понятия применяются членами группы творчески, в зависимости от ситуации. Считается, что практически любое поведение, любую точку зрения можно защитить, если уметь обосновать свое мнение ссылками на понятия, «уметь правильно говорить». При этом, когда участники исследования перечисляли понятия, они ссылались на них как на моральные максимы (как, например, вышеназванная формула «пацан сказал, пацан сделал»), не истолковывая, откуда берутся и на что направлены различные предписания. Такого рода максим очень много, но в их основе лежит фундаментальная схема восприятия жизни и поведения, которая скрыта от самих участников, но которую может попытаться выявить исследователь.

Без понимания основополагающих принципов невозможно понять роль отдельных предписаний в мировоззрении членов группы. Например, в числе понятий назывались такие предписания, как запрет для пацана работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи и обязанность драться, если его назовут торговцем (барыгой). На что указывают эти максимы? Может быть, они связаны с тем, что пацан не может признать материальную нужду, соглашаясь на низкооплачиваемую работу кондуктора или продавая старые вещи? А почему группировщик должен драться, если его назовут барыгой? Связано ли это с культурным наследием воровских норм, по которым торговля считалась недостойным занятием? А на что указывают требования к пацанам быть физически сильными, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики? Является ли это отражением потребностей их силового бизнеса, необходимостью физически защищать свою часть рынка нелегальных услуг?

Из разговоров с членами группировок, из описаний ими понятий и ситуаций, в которых они применялись, стали понятны другие принципы их мировоззрения, лежащие в основе этих конкретных моральных максим. Запрет работать кондуктором, продавать старые вещи и необходимость драться, если тебя назовут барыгой связан, как представляется, с действием фундаментального принципа поведения в качестве представителя аристократической группы и неотождествляемости с доминируемым населением. Статус члена элитного сословия воинов (к которому относят себя пацаны) запрещает продавать старые вещи и работать в сфере обслуживания. Необходимость быть физически сильным и избегать употребления алкоголя и наркотиков соответствуют фундаментальному принципу контроля над телом и речью этого воинского клана.

Итак, вот моя собственная реконструкция фундаментальных принципов группировки и ряда соответствующих им понятий.

Поведение в качестве представителя аристократической группы, неотождествляемость с доминируемым населением. При встрече с пацанами из других группировок пацан всегда должен назвать себя и свою группировку. Если его спросят, с какой он улицы, он не может сказать: «Я не с улицы». Пацан не может потерять лицо, убежать от тех, кто на него нападает, он не может подвести свою улицу. Пацаны не могут драться с группойнепацанов, извиняться перед ними, даже если сами не правы. Пацан всегда прав. Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на понятия.

Пацан не может совершить ничего, что бы приравняло его к представителям доминируемых категорий, сверстникам непацанам (лохам) или торговцам и бизнесменам (барыгам, комерсам). Он не может показать, что он боится драки, не может быть жертвой вымогательства; если он испытал унижение, он должен отомстить. Если кто-то назовет его лохом, барыгой или комерсом, он должен ответить на это насилием.

Контроль над телом и речью. Пацан не может употреблять наркотики или неумеренно употреблять алкоголь. Молодежь не должна курить. Пацан должен следить за своим внешним видом, иметь опрятную и практичную одежду. В некоторых группировках наказываются молодые пацаны, не чистящие свою обувь.

Пацан должен отвечать за свои слова, «следить за базаром». Он не должен бросаться словами. Все намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Достав оружие, пацан должен быть готов его применить. Если пацану задают вопрос, он должен отвечать на него прямо, не задумываясь и не отвечать вопросом на вопрос.

Верность группировке. Пацан должен всегда поддерживать других членов группировки, помогать попавшим в беду товарищам. Он никогда не должен подвергать своих друзей опасности и доносить на них в полицию. Он должен стремиться предотвратить любой личный конфликт в группе, помогать разрешать споры между товарищами и не вступать в драку с ними (за исключение игровых, несерьезных драк). Он не может врать или красть у своих. Он должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.

Подчиненное положение женщин. Девушки и женщины не могут быть членами группировки. На территории, контролируемой группировкой, не должно быть женских преступных групп. Подруги пацанов не могут присутствовать на сходках. Дела группировки всегда имеют приоритет над личной жизнью. Пацаны не могут вступать в конфликт с другими пацанами из-за женщин (за исключением защиты близких родственников, таких, как мать, сестра или жена). Если пацан заигрывает с девушкой другого пацана, тот может только попросить его этого не делать, но не может вступать с ним из-за этого в драку. Пацану нельзя заниматься оральным сексом со своей женщиной: если его товарищи узнают об этом, то могут исключить из группы.

Помимо представлений о содержательных сторонах морали и справедливости, пацаны называли процедурные нормы группировки. Об этих нормах тоже говорилось как о понятиях, имеющих статус совместно выработанных моральных правил, поэтому я так же отношу их к фундаментальным принципам.

Внутригрупповая демократия и справедливость. Пацаны должны уважать старших пацанов и подчиняться смотрящим и авторитетам. Спорные ситуации должны разрешаться демократически: всеми членами группировки на сходняке или авторитетами. Решения должны приниматься на основе понятий. Запрещено унижать или наказывать младшего «по произволу и беспределу». Нельзя наказывать пацана за одно правонарушение больше одного раза. Старшие члены не могут использовать общак младших возрастов.

Социальная и этническая инклюзивность группировки. Группировка должна принимать всех молодых людей, которые хотят в нее войти, если они готовы жить по понятиям и не имеют в прошлом правонарушений – зихеров (как, например, трусость в драке или несопротивление вымогательству). Нельзя отказывать в приеме по любым другим основаниям, включая этническое или семейное происхождение. Любой человек, включая молодых людей из семей полицейских, может войти в группировку. (Отмечу, что прием в группировку не сопровождается особыми ритуалами, клятвами или целованием кольца, а производится на основе местной уличной репутации.)

Автономия вне организации. Пацан может и должен иметь широкие социальные связи вне группировки и использовать их во благо группировки. У него есть право на частную жизнь, он может иметь семью, собственность и проводить свое свободное время так, как хочет. Он может работать там, где хочет (за исключением правоохранительных органов, торговли и сферы обслуживания) и общаться, с кем хочет, за пределами группировки, включая членов других группировок – если те не враждебны его группировке. Он может вступать в политические партии и движения. Пацан может также зарабатывать на жизнь любой преступной деятельностью, не связанной с бизнесом группировки.

Квазиплеменная моральная система

Понятия поддерживают социальный порядок группировки – но какой именно? На что указывают те фундаментальные принципы, которые были выделены как лежащие в основе конкретных правил?

Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных шаек веберовское понятие патримониальных альянсов[8]. Это тип социальной организации, который можно найти в отрядах греческих воинов, в античные времена объединявшихся для совершения набегов на городские поселения Средиземноморского бассейна. Другой пример – отряды викингов-завоевателей в раннем Средневековье. В современном государстве такие альянсы до сих пор существуют в тех областях, где либо государственные институты не действуют совсем, либо их действие неэффективно. Таким является пространство улицы, на которой в основном и действуют молодежные группировки.

Действительно, социальный порядок группировки – это порядок мужского воинского альянса. Члены группы должны быть верными ей, демонстрировать доблесть и личную ответственность, их отношения основываются на примитивной демократии и принципиальном равенстве статусов среди братьев-воинов. Любые различия между ними (будь то этнические или социальные) не признаются, за исключением возрастных статусов.

В отношении подчиненного населения (а к нему относятся как сверстники непацаны, так и предприниматели) члены клана становятся в позу аристократического превосходства. По праву сильного и опираясь на собственные представления о должном, они взимают с них дань. По выражению пацанов, очень точно характеризующем природу властных отношений (и не только в бандитской группировке!), это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Требования пацанов не основываются на гипотетическом социальном договоре, контракте. Власть группировки держится в первую очередь на насилии. Это тип власти как насилия, власти, которая требует безусловного подчинения, а не согласия[9]. В отношениях с окружающим населением понятия используются главным образом для оправдания взимания дани («Х должен нам платить, поскольку это наша территория», или «Х должен нам платить, если он хочет успешно работать», или «Х должен нам платить, потому что он нарушил наши правила»). При этом такое осуществление власти не исключает, что подчиненные группы могут также использовать властные и социальные ресурсы группировки в своих прагматических целях: например, для того, чтобы с помощью «крыши» уходить от налогов или избавляться от конкурентов. Не противоречит это и интересам пацанов: для них важно стабильное экономическое существование компаний или отдельных предпринимателей, за счет которых они живут и которому они готовы содействовать.

Пределы беспредела

Понятия пацанских племен не распространяются на чужаков. Лишь крайние проявления насилия против лохов или барыг, как и насилие против женщин, детей и стариков, осуждаются группировкой как беспредел. Такой беспредел подрывает аристократический статус членов группы. Тем не менее мы не раз слышали о случаях беспредела, оправдываемых группировщиками как эксцессы, связанные с так называемым «адреналином», мешающим вовремя остановиться, или тем, что жертвы так или иначе нарушили «пацанские понятия». Некоторые группировщики были более склонны к насилию, некоторые менее, но возможность его применения всегда подразумевалась в качестве аргумента. Отношение бандитов к беспределу, на мой взгляд, слишком романтизируется и в массовой культуре, и в академической литературе о криминальных организациях. Мир бандитов часто представляется областью некоей естественной народной справедливости. На самом деле моральные представления этого сообщества, по крайней мере когда речь идет об отношении к непацанам, весьма растяжимы. Мир пацанов, с его брутальной маскулинностью и признанием обязательств исключительно перед своими, – это не мир универсальной или даже традиционной патриархальной морали.

Ильнар (35 лет) выразил свои весьма гибкие представления о допустимости насилия следующим образом:

«Бить можно всех, но это уже беспредел. Если ты не отморозок [человек, нарушающий понятия. – С.С.], то на крайняк, детей и баб бить не станешь, хотя бабы сами ведут себя так, что приходится прикладываться. Насилие меняет поведение человека, заставляет его думать о том, что он делает. Наш человек, пока его не от… плохо понимает. Сам я к битью прибегаю часто, и до чужого мнения мне по … кого хочу, того и бью».

Похожие взгляды высказал Богдан (23 года):

«Так вот однозначно сказать нельзя, что вот его бить можно, а его – нельзя, все зависит от ситуации, в которой ты оказался… Я насилие применял по отношению к тем, кто меня старше, и кто младше, и к женщинам, но всегда было, за что их наказывать, поэтому я себя отморозком не считаю».

Кирилл (25 лет) высказал несколько менее кровожадные, но тоже достаточно гибкие взгляды на возможность применения насилия и способы улаживания конфликтов:

«Я предпочитаю решать вопросы мирно, без кровопролития, хотя мы в любой момент можем приехать и покрошить всех в мелкий винегрет. Надо уметь находить верное решение, идти на взаимные уступки. Но больше я предпочитаю ставить человека в ситуацию, в которой он, по понятиям, не прав, таким образом можно улаживать многие конфликты».

В конечном счете ограничения на применение насилия не являются внешними, а признаются самой группировкой. При этом любое насилие, по-видимому, нуждается в некоем моральном обосновании, и в насилии пацанов, как правило, оказывается виновата сама жертва, якобы провоцирующая их неправильным поведением, своим непониманием или сознательным нарушением понятий.

В отношениях с внешним миром моральные правила членов группировки всегда должны работать в их пользу. Группировщики, как воины из гомеровского эпоса или герои античной трагедии, не испытывают вины за то, что они делают по отношению к чужакам. Как показал Виктор Ярхо в работе «Была ли у древних греков совесть?», только бесчестие или публичное унижение могут вызвать у героев моральные мучения[10]. У них нет универсальных представлений о морали, возникших позднее в христианской культуре. Нет ее и у современных городских воинов – пацанов.

Пацаны могут лгать, обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями. Тем не менее они считают, что без них общество погрузилось бы в полный хаос, беспредел. Вот что в этой связи сказал один из опрошенных – Гарик (24 года), – отвечая на вопрос, нравится ли ему Казань:

«Город мне нравится в основном потому, что здесь живут правильные люди [то есть люди, живущие по понятиям. – С.С.]. Сравнивая с Москвой, где очень много беспредельщиков, которым все по барабану, у нас в Казани многие придерживаются понятий, и поэтому у нас нет такого бардака, как в других городах».

Прагматика жизни, прагматика насилия

Ощущение морального превосходства над окружающими, возникающее за счет чувства принадлежности к консолидированной группе, соединяется у «реальных пацанов» с прагматическим индивидуалистическим мировоззрением. С одной стороны, они являются членами боевого клана, мобилизованного и дисциплинированного, а с другой стороны, каждый из них имеет массу различных интересов, простирающихся далеко за пределы группировки. Пацаны нацелены на индивидуальный успех, который они готовы достигать любыми способами, включая участие в легальных (учеба, работа) и нелегальных структурах. В их двойной, как в ДНК, спирали мобильности криминальное и легальное тесно переплетены. Они верят, что членство в преступных группах не мешает, а напротив, помогает социальному успеху, предоставляя исключительно полезные связи и возможности.

Группировщики были крайне прагматичными в том, что касалось поведения в сферах, где речь не шла о жизни группировки. Они были готовы играть по правилам, определяемым институтами школы, университета, места работы. Большинство опрошенных нами пацанов учились или работали. Некоторые из них работали на стройках и заводах, другие трудились в качестве менеджеров, а один из опрошенных был детским врачом. Пацаны рассказывали о том, как они сами или их знакомые пацаны пытались сделать политическую карьеру, ходили на собрания «Партии жизни» (в то время, когда мы проводили наше исследование, у нее, как казалось, были хорошие электоральные перспективы). Некоторые говорили, что хотели бы войти в «Единую Россию». В интервью они часто высказывали патриотические взгляды, осуждали те нации, которые были, по их мнению, враждебны России – в то время основными врагами считались прибалты и американцы. Некоторые из них высоко отзывались о деятельности Владимира Путина, особенно поддерживая его непримиримую позицию по отношению к тем, кто бросает вызов российским интересам. Незадолго до наших интервью произошел инцидент с детьми российских посольских работников в Польше, избитых неизвестными в варшавском парке. Путин немедленно выступил с осуждением этого акта как недружественного по отношению к России, после чего в Москве произошли несколько нападений на поляков (организованных, как многие полагают, членами движения «Наши»). Один из наших респондентов, Ильсур (26 лет), заметил в этой связи:

«Мне нравится Путин, потому что нравится, как он проводит жесткую политику по повышению имиджа России. Случай с избиением посольских детей в Польше и ответные меры – это просто классика уличных ответок. Путин показал, что он обид терпеть не будет, а таких везде уважают: и на уровне улиц, и на уровне мировых отношений».

Такое одобрение власти невозможно было бы услышать из уст представителей воровского сообщества, определявшего себя через полное противостояние государству. Но пацаны нисколько не отчуждены от власти – напротив, они ориентированы на поддержание широких социальных связей с людьми, которые имеют формальную власть. Группировщики гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции, ГИБДД, местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Неформальные связи могли помочь в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить группировщиков в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь пацану выйти из группировки без того, чтобы, как это принято, его ритуально избили бывшие товарищи. Обращение за такой помощью не считалось противоречащим понятиям.

Поведение пацанов там, где они сталкиваются с людьми, «имеющими за собой какую-то силу», прагматично. Сталкиваясь с человеком, который является родственником или другом полицейского или прокурора, с представителем воровского сообщества или с любым другим человеком, обладающим властным ресурсом, группировщик скорее всего будет пытаться предотвратить конфликт (если только это не грозит потерей лица). Пацаны никогда не будут вымогать деньги у такого человека.

Осуществляя насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам (насилие, минимально ограниченное представлениями о беспределе), пацаны с уважением относились ко всем, кто обладал силой. Рассказы пацанов о драках и попытках вымогательства часто сопровождаются описанием того, как они пытаются сначала выяснить положение человека в местной системе формального и неформального насилия. Встречая потенциальную жертву, например, на улице, пацаны могут начать разговор с выяснения того, откуда этот человек, кого из влиятельных местных персонажей он знает и даже занимается ли он спортом.

Но во всех случаях – и когда сила за ними, и когда она оказывается не на их стороне – они пытаются использовать понятия для подкрепления собственной позиции. Например, напав по ошибке не на того человека (например, избив безо всякого повода пацана из другой группировки, что, по понятиям, запрещено), они могут пытаться объяснить дело тем, что тот якобы их оскорбил. Вымогая деньги у беззащитной жертвы и сталкиваясь с тем, что та неожиданно обретает защиту (в одном из описанных случаев у лоха оказался в родственниках криминальный авторитет), они могут настаивать на несуществующем долге, который они якобы пришли получить и который тот, кого они сочли лохом, в нарушение понятий отказывался платить. Пацаны никогда не видели в прямом обмане ничего предосудительного – более того, гордились им. Главным для них было выйти из любой ситуации победителями, и истории об успешном «разводе по понятиям» всегда излагались ими с большим воодушевлением.

При этом, как уже отмечалось, пацаны считали собственное общество высоко моральным, а лохов и барыг – слабыми, неорганизованными, неспособными на реальное сопротивление и не имеющими, в отличие от самих пацанов, никакой морали.

Заключение

Подводя итоги анализу мировоззрения пацанов и принципов осуществления насилия в их сообществах, мы можем сказать, что пацаны образуют на тех территориях, где действуют их группировки, властные кланы. В отношениях со сверстниками, непацанами и предпринимателями, пацаны стремятся установить власть, осуществляемую не по консенсусу и не на основе некоего гипотетического социального договора, – это власть сильного, предлагающая слабому подчиняться собственному, весьма широко трактуемому, закону.

Мировоззрение пацанов предполагает осознание себя в качестве члена аристократической группы и создает ощущение морального превосходства по отношению к слабому, неорганизованному противнику или оппоненту при возможности всегда поступать в соответствии с собственными прагматическими интересами. Оно включает обязанность защищать своих – даже тех, кто находится на низших уровнях иерархии. Оно подразумевает веру в то, что все отношения строятся на силе, и требует постоянной ее демонстрации. Оно предполагает отсутствие моральных обязательств перед теми, кто считается чужаком, успешный обман которых является предметом особой гордости. Оно оправдывает стремление к выгоде без разделения криминальных и легальных средств ее получения. Таковы пацанские правила – и, похоже, их действительно разделяют не только «реальные пацаны». Моральные претензии, предъявляемые правящей элите, ведущей себя по-пацански, указывают на сходные черты осуществления криминальной и легальной власти в России, базирующихся не на универсальном праве, а на патримониальных, частных основаниях осуществления господства и насилия.


[3] Подробно об исследовании см.: Stephenson S. Gangs of Russia. From the Streets to the Corridors of Power. Ithaca: Cornell University Press, 2015 [в печати]. Я выражаю признательность фонду «Harry Frank Guggenheim Foundation», оказавшему финансовую поддержку исследованию.

[4] О понятии силового предпринимательства см.: Волков В. Силовое предпринимательство, ХХI век. Экономико-социологический анализ. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012.

[5] См.: Weber M. Economy and Society [1922]. Berkeley; Los Angeles, CA: University of California Press, 1978.

[6] См.: Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1967.

[7] Wieder D.L. Language and Social Reality. The Case of Telling the Convict Code. The Hague; Paris: Mouton, 1974. P. 198.

[8] Collins R. Patrimonial Alliances and Failures of State Penetration // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2009. Vol. 636. № 1. P. 16–31.

[9] Arendt H. On Violence // Idem. Crises of the Republic; Lying in Politics, Civil Disobedience, on Violence, Thoughts on Politics, and Revolution. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. P. 140.

[10] Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? К изображению человека в аттической трагедии // Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972.

www.zh-zal.ru

Что такое Людское и Воровское понятие??? И вообще что такое…

дык просто, отошли, начали базарить, ебнул ему по роже и пошел себе своей дорогой дальше. ибо нех выебывацца

Брательник то её по ходу быдло ещё то.

Мне кажется, что он просто «брал на испуг» в той манере, какая принята в его среде обитания. Как вел себя, так и вел, и не морочьте себе голову. Ему полезнее о своем поведении подумать, а ей расскажите и посмотрите, какие будут реакции и оценки. Возможно, Вы и ее мало еще понимаете, ведь воспитывались они в одной семье. А «жить по понятиям» — термин начала 20 века, когда был разгул преступности. Он всего лишь позирует, подражая не лучшим образцам из сериалов и в своем кругу. А как с ним общаться, должна подсказать сама девушка, если не будет его стыдиться. Или догадаетесь по ее реакциям

Яблоко от яблоньки. . присмотритесь к девушке

…не пацан, но отвечу)) ) оооспидя, этот брательник в силу своего старшенства по возрасту просто решил корявые понты перед тобой разыграть)) ) что касается людского и воровского понятия: людское понятие у тех, кто не входит в круг братвы, а вот по воровским понятиям живут вот такие вот поцики… к сожалению, в наши времена они неправильно понимают эти сами понятия — стрелять сотку у кого-то в виде наезда — это бычество) ) воровские понятия — это своего рода кодекс действий в тех или иных ситуациях, от которого нельзя уйти в сторону — не так поступил, значит, не по понятиям поступил))) ) не советую тебе с его сестрой общаться, потому как ненужных проблем себе наживёшь, потому как у него нет никаких понятий.. ей объясни, что тебе её брательник не по нраву пришёлся) ) впрочем, уж, если у тебя такая сильная любовь, то тогда поступи как правильный пацан — она будет со мной и всё тут… но приготовься быть битым толпой. Вообщем, принимай решение сам.

че заднего то сдал !? иди на пролом!!! такие пацики рано или поздно сдаются а скорее всего после первого боя! но решения остается за брательником выносить тебе мозги дальше или сказать что ты ровный пацик! там делов то на три копейки. Удачи

Изначально, не надо было врать якобы что то знаешь, перетереть можно спокойней) ведь агрессия без причины наезд. Наезд без причины беспредел, вот и всё. (понятия на твой стороне) а люди вроде него обязуются не нарушать их раз уж живут по ним.

Мой совет если в 25 лет ты не имеешь понимания что такое понятия, то наверно и не стоит интересоваться. живи как живётся защищай себя и свою семью. На это ты имеешь право по любым понятиям, а вообще как по людски так и по воровски.

Я живу в Сургуте, тут очень сильно развита такая «уличная жизнь», людское по сути — это в ситуациях оставаться человеком, вести себя достойно, выручать если человек нуждающиеся и если есть возможность. У нас такая тема это тип людская просьба, не хочешь выручать будешь должен- или отпиздят. Толпой — это беспредел. С гадом по гадски, тоже беспределом по одному берут. Тип людская — это есть возможность, просто нету желания. Надо было сказать ему, что любишь её и научиться общаться и пиздиться. Ты сглупил, что в свои года не учился всему. Мне 13 лет, но я уже многому научился, меня уже заметили люди выше. Крч просто придерживаешься людскому и всё. Ты сморосил. С братом её повтори диалог — объясни всё. Там ещё много тем- если нужна помощь- можем как-то созвониться. Я могу помочь- это уже по людски считай помогу- рас есть возможность. Сейчас всякая такая тема должна развиваться по русскому языку. Хочешь что-то за людское узнать- почитай Даля.

Воровские, а Также (гадские и ментовские), Людские понятия это Основа Порядочности, это Понимание и восприятие Жизни и его Явлений По Совести и Чести! Основа идёт от Традиций Предков отцов, откуда шла Мудрость на жизненном опыте! Людское объединяет мировозрение Общности Людского восприятия на Добро и справедливость, Совесть и Благоразумие на созидание и духовную чистоту Души! Людское всегда идет против Гадских понятий, но не ментовских, как Воровское Воровские, основой которых Является Людские это Свобода и жизнь в понимании как главное мерило и более сфокусировано на четком и Ясном подходе по образу жизни против Гадского и ментовского понятий! Воровские понятия охватывают прежде всего общность Воровского Единства на Воровской Идее Жить Свободой По Совести и Чести в противовес Гадского и Ментовского понятий! Воровское отличается четким отношением к жизненным Явлениям как Совесть, Честь, достоинство и самое важное это СВОБОДА ЖИТЬ ЭТИМ НАПЕРЕКОР ВСЕМ ВОПРЯКИ СТРАДАНИЯМ И НАСИЛИЮ! Там где людское прощает Воровское Нет! Гадское это все блядское! Можно сказать что разница слов не существенно отличается смысл! Там где нет Совести и попирается честь нет и души! Ментовские понятия это Слуги государства — аппарата подавления Свободы классом жалкой кучки имущих над всей другой массой работающей на них! Менты есть псы этой своры паразитов, кто разделяет и правит и манипулирует Людским сознанием в личных целях -Богатсва и Власти что охраняет Их суть маргиналов! Людские направлены против Гадских понятий! Воровские основой которой являются Людскиие понятия Против Гадских и Ментовских ( ментовской Беспредел) Вот вам и весь сказ! Это Истина! Эти слова Вам тем кто интересуется Да познаёт Берите и доводите До младших!! Храни Вас Бог Достойных и Порядочных! Воровское это носитель Благоразумия, откуда и пошла Идея Жить Свободой по Совести и Чести, вот это и Есть то что не согласно ни с какой системой маргиналов, что было на протяжении долгого времени когда Неравенство Порадило блядское ( гадское), когда Общее переросло в личное!

Людское это. Взаимопонимание и взаимопомощь .

АУЕ всем присутствующим! Жизнь людскому, процветать и крепнуть воровскому!!! Если человек придерживаешься людских понятий он называется порядочным арестантом, к которым могут быть причислены и мужики, и братва! Эту всю систему очень сложно понять!! Не лезь куда не надо… Соберутся умники и начинают не знаю нифига объяснять тебе Че да по чем! Не лезь! И забудь эту девушку, если у вас там не любовь до гроба… А ему ответить надо было так и обосновать так!!!. Пацан порядочный. в чём закл. твоя порядочность… честь искренность достоинство. честь не запятнана искренность единая мысль достоинство ниже своего достоинства не опускался…. если ты ведешь жизнь мужика можно сказать далёк от уголовного я мужик (опора блатных) ну что в скобках за это тоже надо раскидать мужики не мурчат не блатуют…. мужик сразу бьёт не более. А да спрашивают с лохов и тд. нужно им сказать вы кого во мне увидели. они начнут искать форточки то есть отпираться. Вы им говорите как за свой косяк раскидаете. но слишком не блатуйте ситуация может быть направлена против вас. Есть выражение против массы не попрешь вот их масса а вы один. Всегда будте готовы бить…. Не повышайте голос. объясняйте ясно и понятно в первую очередь для себя. ах да если спросят по какому ходу двигаешся отвечайте по чёрному так как красный это мусора стукачи суки и тд… канает это что не ниже твоего достоинство это твоё я…. изв за ошибки Всем фарты

Понимаю что прошло немного времени с момента создания вопроса, но похеру. Он по сути не по-пацански поступает. Заливать по поводу понятий человеку который с этим не знаком, так не делают. Когда тебе грубят то трудно в такой ситуации сориентироваться, но если ты будешь с такими людьми глаз на глаз спокойно разговаривать и не показывать страх, то они тоже снизят тон. А вообще разъяснить по поводу понятий легко. Живу в свое удовольствие, не косячу, а если косяк за мной то отвечаю за него, за родных тоже отвечаю и т. д. Ты главное не очкуй, за наезд его можно под условие какое-нибудь поставить если у тебя в знакомых авторитеты смотрящие или кто-нибудь в этом роде имеются

Вся суть общения по моему- на лоха, не обесудь конечно. Так как я понимаю он просто жути нагнал а ты струсил и просто ушёл, а надо было в ебало бить таким как он за такие вопросы, на грубость отвечай грубо, и сразу понял бы по каким понятиям живёшь, так как если языком не подвешен, по другому можно только так, если дух позволяет, потому что и не факт что потом тебя не отметелят.. ну это уже исходя из ситуации… И насчёт девушки ты зря так если любишь её хочешь быть с ней, он не вправе тебе запрещать что либо кто он такой вообще тебе??? Тут уже роль играет она сама, так как она сестра его, то запретить что либо или ограничить от чего либо он может только, а это уже на её усмотрение, либо она послушная сестричка для которой важней будет мнение брата, или больше будет волновать своя судьба. Хотя он должен проявлять вообще уважение к сестре к её выбору и тому с кем хочет связать свою судьбу, а не решать её за неё а уж тем более твою, пусть вором сначала станет что че то за кого то решать. А вообще таких просто надо физически разматывать чтоб пузыри не пускали, а ты братан главное не очкуй будь мужиком, а то до хера щас такие подснежных блатных, тяжко тебе будет с твоими возможностями, держи себя в крепких руках

Про воровские тебе знать и не надо и по какому ходу двигаешься тоже не надо т. к. ты не двигаешься. Двигаются от группировок. Людское это можно сказать мирное и не обязательно чтоб по ним жили арестанты Любой человек может жить по понятиям, но вот по каким это уж сам. Поступил ты как пиздабол т. к у тебя было 100р ты уже не по людским живёшь и если ты кидаешься тем, что ты живёшь по людским хотя-бы знай что-такое людскоею

Ложил я большой и толстый на все существующие понятия! Я человек свободный и не заморачиваюсь подобной требухой и всем советую!!!

школота ауебищная тут снорковалась, я вижу ))) убогие вы такие 🙂

Воровские понятия штука тонкая. Тут в ответах я читаю: одни эмоции и шелуха галимая, не отражающие суть понятия. Циолковский совсем не по теме двинул. Да и вопрос твой был, как бы тебе попроще сказать… как год 2017… дырявая (мусорская) рашка стала совсем…

Людское это взаимопонимание, взаимоуважение, братская теплота. Живу чисто по людскому воровские понятия не знаю помочь не могу.

Всех приветствую, во первых обман это не людское, надо всегда сопутствовать людскому, а что косаемое девушки не надо была от неё отказываться, я её братана понимаю ему просто не пофиг на свою сестру, он просто проявил интерес, что ты за человек, так сказать проверка на лоха, и не слушай точто пишут надо была дать в морду, я одно скажу кто так делает ему самому набьют лицо, и поставят на лавандос, так что все надо решать мирным путём, и не быкавать без надобности, надо уделять, и люди будут уважать, а уважение прежде всего!

:Жить по людским понятиям — это стремление к взаимопомощи, взаимопониманию, сочувствию, самопожертвованию

если с тебя начали спрашивать по каким понятиям живёшь. отвечай по людским с тебя начнуть спрашивать ты знаешь за людское ( с таком образе) ты отвечай людское это когда идёшь на срез мусорскому или людское это взаимопомощь взаимопонимания ( за мусорское достойные пацаны или мужики не будут спрашивать ). дам тебе такой совет если ты хочешь быть с этой девчонкой то ты будь, и в следующий раз возьми с собой пару пацанов понимающих и пусть они с ним решают, если норм поговорите то можешь его поставить на достойного, на бабки и можешь с него здоровьем взять ( отпиздить его). он по беспределу двинулся. УДАЧИ

Запишись в качалку например, каким другим видом спорта займись, который вырабатывает силу воли и мужество, и сам через несколько месяцев ответишь на свой вопрос и будешь смеяться над тем, что его задавал. Удачи!

Людское будет до тех пор, пока последнему человеку не будет безразлично есть ли в соседней камере закурить, или заварка чаю заварить.

Людское-все самые лучшие качетсва человека, без гадского и блядского. Все самые лучшие качества-взаимовыручка, взаимопонимание, и взаимоуважениеГадское-все, что идет в разрез людскому. Блядское-все, что идут в разрез воровскому. Пример людского поступка: уступить бабушке место в трамвае, перевести ее через дорогу, не въебывать с ноги. Если ты живешь людским, значит когда у тебя интересуются дрался ты хоть раз, ты должен отвечать нет, так-как ты не дрался, ты отстаивал честь свою. Если скажут ты воровал-скажи, я, не вор, чтобы воровать. Спрашивают у лохов, интересуются у пацанов. Если интересуются, ты пацан? Говоришь да, если говорят поясни за пацана, въебывай. Так-как он посомневался в твоих словах. Я научил тебя не всему, что знал мой юный ученик. Обращайся.

По каким же людским понятиям он живёт, если не зная тебя грубо разговаривает да ещё и пытается отжать деньги. Дура это беспредельная, мог бы ему смело в жбан дать и был бы прав.

Людское это- общее, единое взаимопонимание_ Допустим, человек упал в яму а ты мимо проходя подал ему руку. А то что ты насчет сотни про балоболился, то это уже не правильно. По моему мнению, людское должно быть в каждом, главное жить по совести.

противостоять ты ему никак не можешь, потому что на общении не вывез, и на счёт сестры его ты втерпел, а так не надо было.

Не советовал бы связываться с девушкой — вероятно, не только брат но и родители у неё на всю голову отбитые. А пока за все эти «по понятиям» не начнут штрафовать — так у нас и будет дурдом.

love.ques.ru

Вначале было понятие — Саша Кругосветов

Ты цацки любишь, любишь лесть,

Пацан, ты помни, кто ты есть.

Не надо о пахане плохо,

И не считай пахана лохом.

Не забывай – смотрящий бдит,

Ты сам лишь лох, а не бандит.

Из Дижа Быжа

И вот, в который уже раз, Ганс снова становится Гансиком. Для той новой жизни, которую он теперь узнавал, был он пока еще просто птенчиком желторотым. Маленьким испуганным мальчиком. Учился Гансик в универе. В соревнованиях участвовал. На стройки ездил. Подрабатывал помаленьку. Все ждал, позовут ли его тайно из Тайного Писка. И окунался все больше и больше в настоящую пацанскую жизнь. Серденько не любил поучать, да объяснять подолгу. Но из их дружеских бесед складывалась у Ганса картина реального мира, так необходимая человеку, если он хочет жить в этом, действительно реальном мире, а не в том иллюзорном, о котором говорят в семье, в универе, говорят учителя, препы, студенты у костра, о чем в «вумных» книжках пишут.

Узнал Гансик, почему бытие морийского человека и его речь так обильно украшены символами Матери и Отца. Да почему-ж морийского только человека? Везде и всегда. Пришло это из древних языческих верований, задолго до христианства появившихся. Ты, Гансик, на Илию-то не серчай. Ну, недалекий он человек. Все знают, как дети получаются, десятки тысяч лет ужо. Дети только этого не знают, поди, пока совсем ещё малые и неразумные. Да и те знают: у мальчиков перчик есть, а у девочек нет… А он, Илюша наш, всё про то и талдычит, и талдычит через слово, никак забыть не может. Конечно, очень важная сторона жизни. Никак нельзя забывать об этом. Вон я, немолодой, поди. Правильной жизнью живу. Потому и торчу орлом без передыха от зари до зари. Но чё-ж об ентом говорить-то всё? А бояться слов таких тоже не надобно. На енто язык. И образы материнского плодородия и мужеской силы натуральной имеют место быть в жизни нашей. Ан и утонченные-то, интеллигенция всяка. Туда же. В Лондоне-он построили башню саму высокую в виде огромного огурца фаллического. В России, грят, поэт-то Барков Иван чем прославился, только об ентом и писал. Таки классиком стал. Луку Мудищева, его пера книгу, грят, на морийский перевели. Да собираются памятник Болту его, Луки то бишь, плешивому, да краснорожему, в Петромории поставить. Как символ мужеского творческого начала и силы созидательной. Не западло нам будет. А и то. Есть ли на свете что, лучше и естественней, чем муждщины с жентсчиной отношения, чем соединение любовное, соитие, так сказать? Кому не вжилу, это их дело, пусть на Миконас, остров грецский, катят, там и мужескую любовь пидарскую подадут, и козочек для утех. Никаких секретов. Ни у нас, ни у их пидарского сословия. А и такие есть, что жизнь посвящают богу плодородия, Приапу уродскому, сыну Диониса и нимфы, Елде греческой: жрицы шоссейные дурнопахнущие, стриптизерши и стриптизеры гламурные клубные, модели драные, девушки и юноши по вызову безмозглые, сутенеры безбашенные. Ну, а нам шарманку крутить «мать-перемать», как Илюша-то, достойно ли? Нам с тобой думать следует, как мир устроён, и откуда лавэ происходит.

А мир как устроён – от офеней мы узнали. А они откуда? Дык, важно ли, что до появления Мории было? Морийцы мы. А что до того было, пусть другие думают. «Вначале было слово», – писано. Так-то оно так. Да не совсем.

Вначале было понятие. А не слово. Пацанский быт существует в правильном мире высокой четкости. Этот мир пронизан вечным сиянием Абсолюта. И правит там, в этом вечном сиянии, Вечный и Справедливый Пахан. Живущий по законам непреложных Понятий. Здесь и сейчас (эти «здесь и сейчас» ничего тебе не напоминают из эпохи Кифы Великого?). Ниспадающие потоки Вечного Ништяка услаждают там путь. В союзе и на пересечении этих могущественных сил и существует пацанчик, реальный, четкий, ровный и здравый.

Слово большую силу имеет. Слово – камень в руке. Может бить, наказывать, уничтожать, мять, кромсать, резать. Однако, слово – это всего лишь слово, звук.

Понятие – это совсем другое дело, оно тяжелое, неподвижное. Понятия непреложны – они всегда есть, были и будут быть. Понятия идут от Верховного Пахана. Понятия – грубая основа мира, сермяга. Слово – лишь средство для выражения сермяги. Понятие – палец, нажимающий на курок. Рука, бросающая камень. Сила, управляющая миром. Инстинкт. Животные не знают слов. Но знают, что такое инстинкт. Живут по понятиям. Пацан знает правильный язык, феню, и понятия знает.

Мудрецу даны знания, мужику[i] – умения, пацану – понятия.

Понятия пришли от блатных. При Диктатуре до четверти морийцев на зоне были. Блатные говорили «по фене». В стародавние времена офени говорили на фене, чтобы скрыть содержание разговора. Блатным это не нужно. Феня выдаёт блатных. Феню, наоборот, используют, чтобы показать своим, кто ты. Феня подтверждает статус блатного.

Тебе, наверное, известно, что в стародавние времена люди делились на группы, занимающиеся разными видами деятельности. Касты. По индусски – варны. Вона я – простой человек – а слова ваши ученые очень-на хорошо знаю и понимаю. Шаг за шагом, много нового узнает Гансик от Серденько. «Варна» переводится как «цвет». На западнославянских языках – «барва» (краска, цвет). Высшая каста в Индии – брахманы, ученые, мыслители. Говорят, что делать, куда идти. Потом – кшатрии (воины, управленцы), они говорят, как делать, как двигаться по этому пути. Третья каста – шудры (работяги). Эти и идут, и делают, и кормят всех. Кто не входил ни в одну из каст – неприкасаемые, изгои.

У блатных, что захватили Морию в мутной воде перемен, такое же деление. Брахманам, высшей касте, соответствуют воры в законе, паханы. Среди них авторитеты, свояки, смотрящие, положенцы. Их авторитет непререкаем. Они неподсудны, вечны на своих местах и в своей правоте. Их масть – черная.

Кшатриям, воинам, соответствуют обычные блатные – пацаны, братаны (козырные фраеры), приблатненые (фраеры), а также всякая мелкая шушера – бойцы, быки, которых паханы не очень-то жалуют. Тоже черной масти.

Кшатриев отличает кодекс чести. Их интересует просто жизнь, воинская честь, им не нужна сытая, безбедная старость, не нужны сомнительные способы удовлетворения сиюминутной похоти. Из них вышли аферисты, преступники, авантюристы, наемники; в их характере – пренебрежение всем материальным, достатком, комфортом, стремление к лихой удаче, безрассудство, обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Правильные пацаны, в основном, унаследовали подобные ценности.

Шудрам соответствуют мужики. Честные работяги, врачи, учителя. Синей масти. Низшая группа мужиков – черти, неавторитетные, неуважаемые мужики. Так же, как от шудров отделились вайшьи, торговцы, так от мужиков отделились барыги. Вначале это были цыгане, врожденные барыги, обманщики, воры, кидалы. Наихудшие из них – обычные бродяги. Их место – между пацанами и мужиками. Основной ценностью для них становятся деньги. Барыги поднимаются фактически с самого низа, проходя путь от неприкасаемых, изгоев до самого верха, захватывая лучшие места в обществе, в морийском обществе времен посещения Мории капитаном Александром. Лавэ, золотой телец – вот их царь и бог.

Неприкасаемым соответствуют серый и красный цвета. Серые – чушки, морально опустившиеся, безвольные, потерявшие человеческий облик. Пенсы, учителя, врачи, интеллигенция. Шестерки на побегушках. Красные – петухи, обиженные, опущенные. Между синими и красными – козлы, ссучившиеся, сотрудничающие с администрацией, стукачи, докладывающие все начальству, доносящие куму на мужиков и братву.

Так видел устройство общества мудрец мира братанов, тайный агент Тайного Писка, профессор по распоняткам, пахан, братан, барыга и козел, Большого дома стукачок, всё в одном лице. Четырех-ликий Янус, показывающий каждому только одно лицо, то лицо, которое нужно показать соответственно обстоятельствам здесь и сейчас. Да четырех-ликий-ли только? Он и государей, что правили до Диктатуры, поклонник, и святой христианской церкви послушник, так, во всяком случае, говорить любит, и нравственности да чистой жизни блюститель, и любитель женскими прелестями лакомиться без разбора, павший ниц пред золотого тельца и воинствующего лавэ алтарем. Он и блюститель правильной открытой жизни в честном «коллективе», проповедник «тихой жизни», и мастер бесконтактного боя, уничтожающий противников неизвестно почему сваливающимися на них несчастьями разными, проблемами, неизвестно откуда прилетающими шальными пулями. Красивый человек, сложная личность. Какая глубина. Мыслитель с тяжелыми кулаками, которых никто не видел. Восточный мудрец. Который будет ласково улыбаться заклятому врагу. Все сделает, чтобы похоронить его. Дождется, когда тело врага земле предадут. Бросит вслед ему последнюю горсть земли. Скажет слова скорбные и проронит слезу скупую, провожая в последний путь, ни разу так и не высказав своего настоящего к нему отношения.

Воровские понятия, объяснял он Гансу, базируются на людских. Людские – на понятиях благородства. Многие любят говорить, что блатные и братва живут не по людским понятиям. Братва не меньше вашего о чести и о людских понятиях печется, не дает сердцу зачерстветь. Братанские понятия – закон и моральная сила. Они направлены против господствующей в обществе «правильной морали». Морали тех, кто лучше вылижет начальнику одно место и достигнет в результате вершины общественной пирамиды. Морали общества, в котором за бортом оказываются говорящие правду. Понятия братанов – против общества, где властвуют хитрые, беспринципные, подлые.

Понятия, как воровские, так и людские, бывают положительные и отрицательные. Порядочные и гадские. Порядочные понятия, отношения – порядочные люди. Мужики и братва. Барыги. Непорядочные понятия, ментовские и гадские – чушки (морально опустившиеся), петухи (обиженные) менты, козлы. Гады против людских понятий – это крысы, крадущие у своих братанов, курицы, что стучат клювиком, беспредельщики. Гадский поступок – красть у членов коллектива, воровать у мужиков, стучать, провоцировать ментов на пресс всей хаты, беспредельничать – отнимать, бить без основания, насиловать женщин, детей. Гадский, нелюдской поступок – такой, который причиняет вред кому-либо или коллективу. То, что положительно для ментов, отрицательно для братанов. За гадский поступок могут опустить символически или реально. Могут спросить. Это предъява. Обвиняемый, как и в людском суде, имеет право на защиту, может пригласить очевидцев.

Короче, Гансик. Людское – взаимопомощь, взаимопонимание, сочувствие, самопожертвование. Гадское – поставить личные интересы выше общественных, желание получить что-то за счет и в ущерб другим. Сердёня рассказывал все так, чтобы создать иллюзию благородства братанской жизни и братанских понятий. Братаны, мол, не хотят душу погубить. Но жестокость братанов проступала из рассказов. По людским понятиям можно простить человека. По блатным – нет. Отказал в просьбе авторитету, взял без спросу конфету, хоть ты мужик, хоть пацан – пятнадцать лет тебе парашу мыть, ни садиться за стол со всеми, ни словом перечить, с тобой нельзя ни разговаривать, ни здороваться за руку, к тебе нельзя прикасаться, – гадом становишься навсегда, бесповоротно, без права возвращения. Это называется «опустить». В касту презираемых. А то и опустить всамделе, петухом сделать. Презираемым существом. Перевести в камеру в самом нижнем трюме. Без права возврата. Это как решат. С пацана, братана могут спросить не по гадски, а «по-братски». Не будет впоследствии «косяков»[ii] – восстановят обычные «отношения».

Понятия блатные, воровские принимаются добровольно. Понятия ментовские – тоже.

Надобно по понятиям жить, чтобы стать правильным пацаном, конкретным пацаном. Правильный пацан поступает правильно. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу», – правильный пацан не любит трепаться. Пацану трудиться западло. Пацан слово держит. Знаменитое правило ПСПС – Пацан Сказал, Пацан Сделал. Нарушил закон – придется проотвечаться. По понятиям – нельзя забирать последнее. Бить по лицу – беспредел. Нарушишь – даже маститого опустят. Братан – от слова братство. Коллектив – превыше всего. Помогай общаку. Сдавай деньги в общак. Для помощи авторитетам и братанам в беде. Для подкупа ментов. Мужики тоже должны деньги сдавать. Пацан справедлив. Не оскорбляет, не отнимает. Продуманно говорит. Осторожен в словах. Пацан не будет шерстяным (шестеркой), не будет выдавать себя за авторитета. Если поручено верховодить – будет держать масть.

Пацан знает, как держать базар. Базар может продолжаться до истощения гнилых пацанов, если есть такие, или до прихода поддержки (мазы). В случае косяка – базар, терки. За базар могут притянуть по понятиям. Если виноват, пацан признает косяк, признает себя неправым. Судьи на терках – опытные пацаны, «смотрящие», положенцы.

Пацан знает, как разложить по понятиям.

Как залечить тему.

Как задвинуть постановку.

Не верь, не бойся, не проси.

Фильтруй базар.

Подумай, прежде чем подумать.

Не оправдывайся.

Не жалуйся.

Не хвастай.

Не обсуждай других.

Не ври самому себе.

Оставайся самим собой, не подстраивайся ни под кого: «Да я такой!».

Пацана узнаешь по наколкам, по одежде, по походке, по жестикуляции, по корточной позе. По речи. Речь изобличает «своего». Позорно сказать что-нибудь неправильно. Феню-то щас все знают. Правильный пацан и говорит, и думает на фене. Многие слова фени пришли из других языков.

Греческий: кимальница – кровать, манатка – рубашка, травьяк – обед, хирки – руки, декан – десятка.

Польский: шпаргалка – исписанная бумага, коцать – бить, резать.

Тюркские языки: бирять – платить, сарынь – деньги, яман – плохо, башлять – выплачивать (баш – голова скота)

Немецкий, идиш: фраер – свободный, вольный.

Талмуд: мусор – предатель, доносчик (мосер)

Многим обычным словам феня дала расширительное, измененное толкование. Решка – решетка; акула – ножовочное полотно; барыга – скупщик, коммерсант; беспредел – беззаконие; западло – стыдно, унизительно; заточка – тюремный нож; следить за базаром – следить за словами; подмотать вату – собрать вещи; гнать – переживать; не в тему – невпопад; опустить, обидеть – изнасиловать; мацан – мужик; общак – воровская касса, котел; кум – опер; дермоха – драка; солоха – баба; хилять – течь, идти; монастырить – строить, делать; ботать – болтать; бухать – пить спиртное; клево – удачно, здорово; паханя – хозяин.

Феня широко использует имена животных: козел (рогатый), олень, петух, курица, наседка (стучат), бык, конь, конячить, кобыла, крыса (ворующий у своих), гад.

Пацан живет по понятиям.

А если кто не понимает? Да, лохи они, те, кто не понимает. Для них есть Понты. Кто это лохи? Что это Понты? Да не что это Понты, а для чего Понты.

[i] Стр.99 Мужик – честно работающий человек, блатное.

[ii] Стр.101 Нарушение правил тюремного закона, блатное.

krugo-svetov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *