Содержание

Невербальная коммуникация

Каждый день человек принимает участие в социальной жизни окружающих его людей. Любая попытка коммуникации способна привести к достижению определенной цели, наладить контакт с собеседником, найти точки соприкосновения, удовлетворить потребность в коммуникации и пр. Всем известно, что коммуникация — это процесс, во время которого происходит обмен информации, способствующий повышению эффективности общения.

Существует вербальная и невербальная коммуникация. Рассмотрим более подробно последний вид.

Итак, невербальная коммуникация представляет собой личностное поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональном состоянии обоих собеседников. Невербальные средства коммуникации находят свое выражение в прическе, походке, предметах, которые окружают человека и т.п. Все это способствует наилучшему пониманию внутреннего состояния вашего собеседника, его настроения, чувств и намерений.

Виды невербальной коммуникации

Данный тип общения включает в себя пять систем:

  1. Взгляд.
  2. Межличностное пространство.
  3. Оптико-кинестическая (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика).
  4. Околоречевая (голосовой диапазон, вокальные качества, тембр).
  5. Внеречевая (смех, речевой темп, паузы).

Стоит отметить, что к невербальным видам коммуникации относятся:

  1. Тактильное поведение собеседника. Учеными установлено, что каждый человек во время общения использует различные типы прикосновений к своим собеседникам. Так, каждый вид прикосновений носит в себе определенный характер, значимость. Условно данное поведение подразделяется на: ритуальные, любовные, профессиональные и дружеские прикосновения. Человек использует определенный вид прикосновений с целью усиления или же ослабления коммуникативного процесса связи.
  2. Кинесика являет собой ряд поз, телодвижений, жестов, которые применяются как более выразительное средство языка телодвижений. Ее главным элементом является совокупность взглядов, мимики, позы, жестов, которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение.
  3. Сенсорика. В ее основе лежит чувственное восприятие реальности каждым человеком. Его отношение к собеседнику основывается на ощущениях органов чувств (восприятии звуковых сочетаний, ощущение вкуса, тепла, исходящего от собеседника и пр.).
  4. Хронемика — это использование времени во время невербального общения.
  5. Невербальные способы коммуникации также включают и проксемику. Этот вид основан на использовании отношений пространственности. То есть влияние расстояний, территории на процесс межличностных отношений. Существуют социальная, интимная, личная, публичная зоны невербальной коммуникации.
  6. Паравербальное общение зависит от голосового тембра, его ритма, интонации, с которым собеседник сообщает данную информацию и пр.

Особенности невербальной коммуникации

Особенным в бодиленгвидже является то, что невербальное поведение характеризуется своей спонтанностью, преобладанием неосознаваемых движений, непроизвольных над осознаваемыми, произвольными. Ситуативность, непроизвольность, синтетичность (экспрессивность в поведении собеседника сложно разложить на отдельные элементы) – все это составляет особенности в невербальной коммуникации.

Примеры невербальной коммуникации

Так уж сложилось, что, если француз или же итальянец считает, что определенная идея бессмысленна, глупа, то он стукнет себя ладонью по лбу. Этим он как бы говорит, что его собеседник сошел с ума, предлагая такое. А испанец или британец, в свою очередь, этим жестом символизирует удовлетворение собой как личностью.

Упражнения на невербальную коммуникацию

  1. Первое упражнение выполняется в группе или паре. Один участник – это «скульптор». Он устанавливает покорный, молчаливый «материал» (тело человека должно занять такую позицию, чтобы его положение было типичным для человека, который это изображает). Ваш партнер приказывает вам принять конкретное положение. Во время этого «творчества» положение изменяется до тех пор, пока «скульптор» не будет удовлетворен результатом.
  2. Ваша задача определить, как вы чувствовали себя в обеих ролях, что узнали о себе, своем собеседнике. В каких целях вы можете использовать полученную информацию
  3. Вам нужна помощь одного человека. Возьмите толстый лист бумаги, два фломастера. Не разговаривайте. Каждый участник на бумаге рисует цветную точку, с которой начинается беседа. Попеременно вы и ваш собеседник рисуете точки.
  4. Это упражнение дает вам возможность понять пережитые эмоции, ощущения, настроение, взаимопонимании с партнером без использования слов.
  5. Участвуют минимум два человека. Задания записываются на листах (к примеру, «посмейся над чем-то..», «откажись от чего-то..» и пр.). Участники вытягивают по очереди задания. Не нужно обдумывать решение написанного. Участвующие используют все, кроме вербального общения. Таким образом, это упражнение дает возможность ярко выражать свои эмоции.

Итак, невербальные средства коммуникации несут в себе особый смысл в сравнении со словесным общением. Благодаря изучению этого языка, вы сможете узнавать более детальную информацию о своем собеседнике.

 

womanadvice.ru

Невербальная коммуникация — виды и примеры

Что мы обычно понимаем под словом «общение»? Контакт с приятными нам людьми, обмен информацией, взаимодействие. Во времена, когда всякое действие должно приносить пользу и выгоду, все чаще говорят о том, что общение должно быть «результативным». Это подразумевает, что всякий акт коммуникации имеет цель, и для ее достижения при подготовке к важному разговору следует продумать не только то, о чем вы будете говорить, но и невербальную составляющую, то есть вашу жестикуляцию, позу, одежду и расположение относительно собеседника. Ниже мы рассмотрим, из чего складывается неречевое общение и из каких знаковых систем оно состоит.

Невербальная коммуникация – это неречевое поведение, общение, в котором используются жесты и другие знаки. Это способ «сказать без слов», а иногда наше тело «говорит» за нас, чего мы, возможно, не осознаем в полной мере. Такая коммуникация происходит, даже когда нет словесного обмена. Существуют различные способы, по которым классифицируются виды невербальной коммуникации. Один из них выделяет следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая система. Сюда относятся выражения нашего лица и жестикуляция. Очевидно, что общая моторика отдельных частей тела (рук, лица) передает эмоциональные реакции собеседника и обычно подкрепляет и дополняет полученную нами из его слов информацию. Широко описаны недоразумения, возникающие из-за неправильной трактовки жестов, например, представителями разных культур. Распространено и мнение, что именно по жестам можно понять, что на самом деле на уме у вашего «визави», на эту тему издано и немало книг. И хотя нос может чесаться не у лгуна, а аллергика, наблюдательный собеседник не упускает эту составляющую из внимания. Главная ошибка, которую допускают многие, кто только начинает постигать науку «чтения» жестов – трактовать каждый из них, взятый в отдельности. Как и прочие знаковые системы, из которых складывается невербальная коммуникация, система знаков и жестов способна и, наоборот, ослаблять действие слов.

2. Паралингвистическая, экстралингвистическая системы. Они дополняют речь путем использования таких средств, как тембр голоса, высота, темп речи, смех, паузы в разговоре. В письменных сообщениях, например, в сети Интернет, где набор этих средств ограничен, используются так называемые смайлы. Речевыми единицами они не являются, но уточняют смысл передаваемого сообщения; важно и то, что они интернациональны.

3. Организация таких условий коммуникативного процесса, как пространство и время. Это тоже важная составляющая ситуации общения. То, как собеседники расположены друг относительно друга, выражает их степень доверия и внимания друг к другу, а в начале разговора может задать тон всей беседы. Поэтому такое внимание уделяется тому, где расположен стол руководителя, а где организовано место для посетителей; как сидят участники на переговорах. Невербальная коммуникация складывается и из таких моментов, как соблюдение принятых в конкретной культуре норм расстояния между собеседниками. Во многих странах для не слишком близких знакомых это расстояние не должно сокращаться до 40 см, иначе вместо доверия собеседник почувствует лишь неприязнь. Выделена и специальная область знания, занимающаяся вопросами временной и пространственной организации общения – это проксемика. Она выделяет, в том числе, и специфические пространственно-временные характеристики определенных ситуаций (хронотопы – термин А.А. Ухтомоского). К примеру, это всем известный эффект «вагонного попутчика», когда малознакомые люди становятся особенно откровенными друг с другом.

4. Зрительный контакт. То, насколько успешно складывается невербальная коммуникация, в немалой мере зависит и от того, насколько часто и как долго собеседники смотрят друг другу в глаза. Именно зрительный контакт (или его отсутствие) помогает нам понять, заинтересован ли партнер в разговоре, насколько он открыт для общения.

Можно сказать, что невербальная коммуникация, обладая перечисленными знаковыми системами, способна наиболее полно передать смысл речевого сообщения. Однако существует важное условие: все участники общения должны использовать единый «язык», код. Но выделение знаков, единиц, наподобие слов в речи, представляет собой сложную задачу. Ее неоднократно пытались решать, например, К. Бёрдвистл или П. Экман. Тем не менее, неречевое общение неразрывно связано с речевым, дополняет и даже заменяет его, а знание его составляющих помогает грамотно выстроить коммуникацию для решения повседневных и рабочих задач.

fb.ru

Невербальная коммуникация: функции, средства, виды

Мы составная часть общества. Ежедневно люди во всех странах взаимодействуют друг с другом с помощью языкового общения и средств знаковой (невербальной) коммуникации. Это явление происходит в социуме с целью достижения разных намерений.

Наладить общение помогают невербальные компоненты коммуникации. Данное понятие характеризуется отсутствием речевых средств и использованием тела человека как инструмента коммуникационного взаимодействия.

Невербальная коммуникация и ее виды

Невербальное общение подразделяется на виды. Типология связана с тем, что, имея понятие о знаковых формах общения и их видах, гораздо проще понять себя и окружающих людей.

Знаковые коммуникации делятся на виды:

  • Кинесика. К ней относятся жесты, телодвижения и позы. Их роль заключается в дополнении разных средств общения. Для системы невербальной коммуникации значение имеют позы, жесты, мимика и взгляд – главные кинесические элементы.
  • Сенсорика – чувственное восприятие с помощью осязательных органов.
  • Хронемика. Она подразумевает использование времени при невербальном общении.
  • Проксемика. Она базируется на использовании межличностных отношений. Она делится на следующие виды:
  1. Личная.
  2. Интимная.
  3. Публичная.
  4. Социальная.

Невербальная коммуникация и ее средства

Невербальные средства коммуникации классифицируются в зависимости от использования разных каналов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного чувства. Типология делит их на основные типы невербальной коммуникации, для которых характерны свои средства.

Акустическая система невербального поведения.

Для акустической системы невербального общения природа предусмотрела использование слуха оппонента и восприятие им звуковых колебаний. При этом речевой компонент общения не используется. Акустическая система включает в себя следующие виды общения:

  • Паузы. Пауза – составляющая часть речи. Невербальная коммуникация использует ее для улучшения понимания речевой смысловой нагрузки, подчеркивая аспекты сказанного ранее. Во время беседы важно уметь пользоваться кратковременным молчанием, что позволит акцентировать внимание на высказывании и дать право выговориться оппоненту.
  • Вздох. Смех. Плач. Кашель. Используются данные средства для выражения состояний и эмоций. Например: волнения, радости, обиды или сомнения.

Оптическая система невербального поведения

Кинесика – оптический канал восприятия. Общение происходит за счет зрительного контакта собеседников и передачи информации через органы зрения. Внутреннее состояние человека описывают жесты, поза и мимика. Типология оптической системы:

  • Мимика. Мимикой называется комплексное движение лицевых мышц. Это происходит естественно под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности.
  • Жесты. Это проявления состояния человека, демонстрирующие интенсивность переживаний. При эмоциональном перевозбуждении увеличивается количество разных непроизвольных движений рук и ног. Жесты делятся на самопроизвольные и искусственные. Первые выражают эмоции. Искусственные жесты иногда называют профессиональными, поскольку ими владеют люди разных специфических специальностей. Например: движение кисти дирижера, «язык глухонемых», жесты моряков.
  • Поза. Презентация позиции тела характеризует состояние психики человека. Голова, тело и конечности одновременно подчинены скоординированным движениям. Причем человек принимает позу надолго, изредка корректируя ее. Люди, находящиеся в смятении, смущении или обиде, принимают закрытую позу. Подсознательно она помогает человеку защититься и скрыться от факторов, вызывающих отрицательные чувства. Открытая поза возникает у человека с оптимистичным настроем и бодрым настроением.
  • Походка. Походкой называется привычный стиль и способ ходьбы. Зажатость или, наоборот, открытость сильно меняет походку. Уверенная энергичная походка указывает на человека с адекватной самооценкой. А зажато ковыляющий прохожий наверняка окажется закомплексованным и неуверенным в себе.

  • Зрительный контакт. Во время разговора между людьми поддерживается контакт глазами. Таким образом, умение устанавливать зрительный контакт – главный навык, необходимый для разных ситуаций общественной жизни. Глаза дают человеку получать знания сразу из 5 источников:
  1. Изменение формы глаз из-за сокращения мышц. Определение изменений внешнего вида глаза, его строения, формы и выражения лица, создающего представление о человеке.
  2. Направление взгляда. Люди отводят взгляд в сторону, когда испытывают некоторые эмоции. Например: взгляд направлен вниз из-за обиды, огорчения или стыда.
  3. Моргание. Этот процесс становится интенсивнее при напряжении и чрезмерном переживании. Невербальная коммуникация позволяет это заметить.
  4. Размер зрачков. При возбуждении зрачки расширяются. Происходит это независимо от желания и воли человека. Сужение и расширение зрачков регулируется вегетативной нервной системой человека.
  5. Слезы. Иногда их также относят к функции вегетативной нервной системы. Однако у некоторых людей есть навык искусственного вызывания слез.
  • Физиогномика. Физиогномикой называется метод определения типа личности человека, состояния его физического, психического здоровья и душевных качеств. Идентификация происходит благодаря анализу черт, понятию особенностей внешности и выражения лица. До сих пор доподлинно не известна природа появления физиогномики, но ученые со всего света доказывают или опровергают зависимость характера человека от типа его лица. Физиогномика включает в себя следующие формы:
  • Этнологическая. Взаимосвязь внешности человека со временем года и окружающей средой.
  • Геометрическая. Основные типажи лица делятся на 5 типов и 15 классов. Каждому из них присущи особенности характера.
  • Мимическая. Физиогномическим признаком являются внешние выражения чувств. Жесты и мимика указывают на соответствующий тип личности.
  • Астрологическая. Предписывает связь между чертами лица и небесными светилами.

Тактильно-кинетическая система невербального поведения

Такесикой называется коммуникативное общение посредством осязательных ощущений.

  • Рукопожатие. Пожатие людьми рук друг друга – своеобразный жест, применяемый в момент приветствия или прощания. Рукопожатие выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Отказ от пожимания руки расценивается признаком неприязни и агрессии.
  • Поцелуй. Это понятие охватывает семью и общество в целом. Поцелуй выражает искреннее чувство любви и приязни между людьми. Он возникает между влюбленными. Такой поцелуй называется романтическим, он нежен и трепетен, а иногда страстен. Поцелуй между приятелями, друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность.
  • Поглаживание. Поглаживания доставляют человеку приятные ощущения. Поэтому люди, дарящие поглаживания близким, выражают таким образом любовь и заботу.
  • Похлопывание. Это жест, демонстрирующий одобрение или поддержку.

Ольфакторная система невербального поведения

Ольфакторная система базируется на человеческом обонянии. Анализу подвергаются все окружающие запахи.

К ольфакторной системе относятся:

  • Запах тела. Определение запаха служит индикатором образа индивида. Об этом позаботилась сама природа. Понятие о человеке складывается исходя из особенностей запаха его тела. Благодаря природному обонянию людям удается жить социальной жизнью гораздо проще.
  • Запах парфюмерии или косметики. Этот аспект касается исключительно женского пола. По выбранному аромату появляется понятие о вкусе, настроении и даже материальном достатке женщины.

Невербальная коммуникация и ее функции

Люди, беседуя друг с другом, утоляют свои потребности или достигают поставленных целей. Главная цель общения – коммуникативное взаимодействие человека с другим человеком. Для этого используются знаковые и языковые способы передачи и получения информации.

Функции невербального общения:

  • Дополнение речевой коммуникации. Илья Наумович Горелов, российский филолог и психолингвист, утверждал, что знаковые средства общения тесно взаимосвязаны с речевой составляющей. Для составления полного впечатления о состоянии собеседника учитываются несловесные проявления общения. Поэтому общение с человеком исключительно посредством писем или других письменных носителей, не дает достоверно понять эмоции и чувства собеседника. Специфика невербальной коммуникации, в отличие от речевой, заключается в использование тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных каналов получения информации.
  • Регуляция межличностных отношений. Данная функция относится как к вербальному общению, так и к невербальному.
  • Презентация эмоциональных состояний. Словом трудно выразить спектр возможных состояний и эмоций. Особенности невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика или жесты. Благодаря этому возникает понимание себя и окружающих.
  • Обмен ритуалами. Специфика невербального общения заключается в перенимании национальных особенностей одних народов другими. Благодаря этому развивается терпимость и толерантность в современных странах между различными культурами. Отличительная национальная черта, особенность или жесты удачно воспринимается другими людьми, выросшими и живущими в разных странах.

Специфика невербальной коммуникации дополняет устную речь. Благодаря синтезу речевой и знаковой коммуникации возникает цельная картина эмоционального состояния человека, что нужно для адекватного восприятия действительности.

yourspeech.ru

Происхождение невербальных способов общения

Любая мысль генерируется в мозгу человека. Однако каждая мысль сопровождается чувственной энергией, регулирующей, соответственно, наше психическое и эмоциональное состояние. За «чувственный отдел» отвечает подсознание, в энергетическом плане гораздо более мощное, чем мозг. Если под информацией считать совокупность мысли и чувств, её сопровождающих, то на мысль приходится лишь 3 %! Остальные 97 % – настоящие, искренние чувства, своеобразный отклик сердца на мысль.

Как часто, передавая какую-либо информацию, мы задумываемся о том, какой смысл несут в себе не только наши слова, но и жесты, мимика, позы? Происхождение этих невербальных способов общения и есть те самые 97 % чувств, рождающихся в нашем подсознании.

Общаясь с человеком, мы, сами того не ведая, «выдаём» ему весь набор: как мысль (в разговоре), так и чувства (с помощью невербальных способов общения). Даже Ф. Шаляпин однажды сказал: «Жест – движение души, а не тела».

Почему это важно?

Всё дело в том, что эти чувства неподконтрольны разуму: подсознание нельзя обмануть, оно отражает только истинные, настоящие намерения. Все чувства, которые мы выражаем с помощью мимики и жестов, не могут врать, в отличие от слов. Они запросто могут «выдать» лгуна и недоброжелателя.

Сердце и душу не обманешь! Это настоящая сила, которая движет нашими действиями и способна изменить жизнь.

Однако благодаря многочисленным психологическим исследованиям, учёные смогли выявить характерные поведенческие особенности людей, испытывающих похожие чувства. Так, сегодня невербальные способы общения тщательно исследованы, и каждый имеет возможность понять и объяснить, «что же значила та поза клиента, когда дело дошло до подписания договора».

Таким образом, можно безошибочно утверждать, что для того, чтобы чётко понять, как смотрит на проблему собеседник, что чувствует, что замышляет в действительности, нужно обратить внимание на сигналы его тела.

Не зря сегодня наиболее распространённая сфера деятельности психологов – подбор и развитие персонала в крупных бизнес-компаниях. Не трудно догадаться, что основа их деятельности – анализ того самого подсознательного языка тела собеседника. Однако каждому под силу овладеть его основными параметрами. Тогда вы сможете легко распознавать невербальные способы общения в профессиональной деятельности.

Наверняка у вас больше не осталось сомнений по поводу того, насколько важно владеть «техникой» распознавания полного спектра информации: как мыслей, так и чувств.

В основном, желание овладеть «техникой» распознавания невербальных способов общения возникает у менеджеров компаний, которые непосредственно вовлечены в общение с клиентом.

Рассмотрим наиболее частые проявления языка тела, которые могут быть полезны для вашей более эффективной профессиональной деятельности.

Начнём с наиболее яркого проявления истинных чувств человека – жесты и позы.

Жесты и позы

  1. Собеседник сосредоточен на проблеме. Если ваш собеседник «весь внимание», заинтересован в вопросе и готов принимать решительные действия, то он может как бы машинально, сам того не замечая, тереть или поглаживать рукой подбородок или нос.
  2. Собеседник в напряжении и нервничает. Если клиент грызёт ногти, судорожно отряхивает или одергивает одежду, непроизвольно трясёт ногой, вертит в руках карандаш, то будьте уверены, он чем-то обеспокоен.
  3. Враждебность. Сжатие кулаков, резкие движения, напряженные губы говорят о неодобрении, враждебности собеседника.
  4. Собеседник торопится в принятии решения. Нервное постукивание по столу, потряхивание ногой – невербальные способы общения, при которых собеседник хочет поскорее от вас «отделаться», будто боясь, что вы узнаете или увидите какой-то недочёт в документах.
  5. Собеседник оттягивает принятие решения. Если он неспешно снимает очки, также неспешно протирает стекла, при этом медленно вздыхает, то можно говорить о «вытягивании» времени. Скорее всего, клиент ждёт от вас какого-то компромисса.
  6. Собеседник равнодушен. Если рука вашего собеседника подпирает голову, а взгляд то и дело отвлекается на какие-то внешние раздражители, то разговор у него не вызывает особого интереса, исход дела безразличен.
  7. Властная поза. Руки собеседника сложены в замок за спиной, подбородок немного приподнят, губы поджаты внутрь.
  8. Надменность. Одна рука в кармане, вторая жестикулирует, как бы доказывая: «Вот видишь…?» Движения руки выбрасывающие.
  9. Уважение к собеседнику. Если клиент вас уважает, то он будет сидеть и держаться прямо, плечи расправлены, голова не поднята и не опущена. В сидячем положении такой собеседник не позволит себе развалиться в кресле, закинуть одну ногу на другую, жестикулируя при этом.
  10. Самодовольство. Руки в замке за головой, жестикуляция бровями.
  11. Решительность. Руки собеседника на бёдрах.
  12. Доброе отношение, одобрение. Прикосновение, похлопывание по плечу.

Мимика лица Лицо – наш «второй язык». Один взгляд может рассказать о чувствах красочнее и понятнее, чем слова. Мимика лица – один из самых ярких и заметных невербальных способов общения.

  • Клиент/собеседник открыт к общению и заинтересован. Частое пересечение взглядов, открытый зрительный контакт.
  • Неискренность. «Натянутая» улыбка, при которой задействованы лишь губы, нижнее веко глаз не приподнято, нет отражения радости в глазах.
  • Долгий пристальный взгляд на вас – желание склонить на свою сторону, взять лидирующую позицию в беседе.
  • Гнев и недовольство. Прищуренные глаза, губы поджаты, подбородок чуть приподнят.
  • Удивление. Глаза непроизвольно приоткрыты, ноздри немного расширены, брови приподняты.
  • Грусть и смирение. Уголки губ опущены вниз, брови немного сморщены, также опущены.

Тембр голоса и характер речи

Ещё один из явных невербальных способов общения – тембр голоса. В спешке и попытках уследить за мимикой и жестами, мы нередко забываем о голосовых сигналах. Однако с опытом навык распознавания скрытой информации в тембре голоса обязательно придёт.

  1. Собеседник волнуется и нервничает. Тембр голоса немного ниже естественного. Частые остановки на «эм-м», «кхм» и так далее.
  2. Радость, восторженное состояние. Тембр голоса в этом случае выше естественного, разговор сопровождается частыми восклицаниями типа «ах», «вот это да…». Интенсивная, быстрая речь, желание скорее поделиться мыслями.
  3. Недовольство, граничащее со смирением с ситуацией. Низкий тембр голоса. Частые глубокие вздохи. Речь замедленная.
  4. Неуверенность. Резкая, прерывистая речь, частые остановки на покашливание, кряхтение. Возможны ошибки, запинания в речи, сопровождающиеся судорожными извинениями с обильным жестикулированием.
  5. Надменность. Ровная, неспешная речь, выделение отдельных слов. Будто желание вам, как несообразительному школьнику, что-то разъяснить.

Пример невербального способа общения

Если ваш клиент или сотрудник не имеет скрытых недоброжелательных намерений, уважает вас и заинтересован в общении, его поза будет прямой и открытой, плечи расправлены, спина не сгорблена. Телодвижения спокойные, без излишней торопливости и нервозности. Добродушный, открытый и прямой взгляд. Собеседник не будет судорожно «всхлипывать» носом, зажимать и водить губами. Лицо в целом расслаблено. Если это улыбка, то искренняя: с отражением в глазах, с приподнятыми веками и бровями. Тембр голоса естественный, речь спокойная, непрерывная, но не надменная.

В целом, умение распознавать невербальные сигналы очень полезно для любой деятельности. Если вы непосредственно связаны с клиентом, то, «видя насквозь» его истинные чувства, можно подстроить под его поведение свои действия. Умело распознав, что он боится и не уверен в себе, вы легко сможете «сыграть» на этом, надавливая или манипулируя. Полезно также считывать невербальные способы общения своих подчиненных. С помощью этих навыков вы сможете распознавать ложь, неуважение, равнодушие и безразличие к работе в вашей фирме.

Любой успешный руководитель должен не только уметь общаться с людьми, но и определять их истинные чувства и намерения. Так можно предостеречь себя от ошибок, выстроить правильную тактику действий по отношению к подчинённым. Эти навыки полезны и для остальных работников компании. Вы также достойны уважительного отношения, как со стороны начальства, так и со стороны сотрудников. Знание языка тела поможет увидеть, кто настроен к вам положительно, а от кого лучше отстраниться.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Невербальное общение: особенности, виды, функции, книги

Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.

Что такое невербальное общение, его функции

Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.

Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.

Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.

Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.

Функции невербального общения

  • Дополнение к сказанному.
  • Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
  • Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
  • Корректирование взаимодействий между людьми.
  • Невербальные сигналы заменяют слова.
  • Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.

Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.

Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:

  • Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
  • Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
  • По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.

Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола

  • Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
  • Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
  • Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.

Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.

Типы и виды невербального общения

Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.

  • Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
  • Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
  • Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.

Выделяют несколько типов невербального общения

  1. Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:

  • Точность.
  • Благозвучность.
  • Сжатость высказываний.
  • Ясность.
  • Логичность.
  • Простота.
  • Богатство словарного запаса.
  • Живость.
  • Чистота.
  • Правильность.

Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

  1. Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.

Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.

Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.

  1. Хронемика – время, которое занимает общение.

Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

  1. Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
  2. Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
  3. Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.

Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.

  1. Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.

Особенности невербального общения между представителями разных национальностей

Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.

Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.

Межнациональные различия невербального общения проявляются:

  • В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
  • Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
  • Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
  • Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
  • Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
  • В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
  • Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.

Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.

Развитие навыков общения

Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.

  • Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
  • Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.

Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.

Развивающие упражнения в виде коллективной игры

  • «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
  • «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
  • «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
  • «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
  • «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.

Общение с больным после инсульта

У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.

Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:

  • В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
  • Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
  • При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
  • Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
  • Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.

Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.

Занятия с больным после инсульта

Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.

Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:

  • Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
  • Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
  • Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
  • Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
  • Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.

Логопедические приёмы

После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.

Упражнения, используемые для восстановления речи

Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.

  • Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
  • Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
  • Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
  • Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
  • Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.

Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.

При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.

Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.

В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.

Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.

yourspeech.ru

Невербальное общение

Содержание:
Головной мозг и невербальное общение
Осознание и контроль невербального поведения
Элементы невербального поведения
Проксемика
Движения и положения тела
Жесты
Позы
Прикосновения
Выражения лица
Голосовые характеристики

Определение понятия «невербальное общение»

Большинство людей понимают невербальное общение как общение без использования слов, подразумевая при этом, что слова — это вербальные элементы. Как и большинство определений, это определение в целом полезно, но оно не отражает в полной мере всей сложности этого явления. Однако с учетом соображений, высказанных ниже, такое общее определение имеет право на существование.

Во-первых, нужно понимать, что разделение вербального и невербального поведения на две отдельные, обособленные категории практически невозможно. В качестве примера можно привести движения рук в языке глухих. Эта жестикуляция по существу лингвистична (вербальна), однако движения рук часто воспринимаются как поведение, то есть «что-то, отличное от слов». Макнил (McNeil) продемонстрировал лингвистические свойства ряда жестов, обратив внимание на то, что при разных случаях афазии — нарушении способности использовать или понимать слова — пропадают разные жесты; иными словами, утрата жестов, выполняющих лингвистические функции, равнозначна потери речи. И напротив, не все произносимые нами слова можно назвать определенно или исключительно вербальными; например, звукоподражания, такие как жужжание или мурлыканье, либо неразборчивая речь аукционистов или некоторых больных, страдающих афазией.

Во-вторых, в этом определении остается неясным, относится ли выражение «без использования слов» к типу производимого сигнала, то есть к его кодированию теми, кто его посылает, или к его декодированию теми, кто его воспринимает. Как правило, говоря о невербальном общении, люди имеют в виду отправляемые, то есть кодируемые, сигналы, а не процесс их декодирования. Первый шаг на пути к пониманию того, как происходит декодирование невербального поведения, состоит в том, чтобы понять, как мозг обрабатывает невербальную информацию.

Головной мозг и невербальное общение

В настоящее время многие исследователи, изучающие мозг, считают, что два полушария мозга обрабатывают разную информацию, но при этом функции каждого полушария не ограничиваются обработкой исключительно информации одного типа. Невербальная информация может обрабатываться любым полушарием, однако основная работа, возможно, выполняется правым полушарием. Левое полушарие обрабатывает преимущественно последовательную, упорядоченную цифровую, вербальную и лингвистическую информацию. Невербальные стимулы, обрабатываемые левым полушарием, могут включать символические жесты и выражения лица, тесно связанные с речью, например жесты, замещающие речь. Правому полушарию обычно приписывают обработку визуально-пространственных связей и аналоговой, или гештальт, информации. Не исключено также, что оно является главным «обработчиком» жестов некоторых типов и спонтанных, экспрессивных проявлений эмоций на лице и в голосе (Buck & VanLear; Kelly & Goldsmith). Важно, однако, отметить, что лишь немногие современные ученые считают, что как правое, так и левое полушарие мозга обрабатывают исключительно информацию какого-то одного типа. Действительно, приводимый ниже пример показывает, насколько адаптивным может быть мозг.

Когда Брюсу Липштадту было пять лет, ему удалили левое полушарие мозга (Koutlak). Лишь немногие доктора верили в то, что у мальчика разовьются вербальные способности, а большинство были убеждены, что в результате операции будет парализована часть его тела. Спустя 26 лет коэффициент умственного развития Брюса был равен 126 — выше, чем у девяти из десяти человек! Он плавал, ездил на велосипеде и прослушал курс статистики с оценкой «отлично». Благодаря тому что у него была нормальная речь, специалисты пришли к выводу, что правое полушарие взяло на себя многие из тех функций, которые обычно выполняет левое полушарие. Безусловно, подобная операция не всегда приводит к таким результатам, особенно если человек переносит ее во взрослом состоянии. Однако этот результат позволяет предположить, что, хотя создается впечатление, что правое и левое полушария «специализируются» на обработке информации определенного типа, их возможности ни в коем случае этим не ограничиваются.

Даже тогда, когда информация обрабатывается в основном одним полушарием, мало вероятно, что второе полушарие совершенно неактивно. Когда человек читает роман, правое полушарие может играть особую роль в понимании метафор или в оценке эмоционального содержания, тогда как левое полушарие одновременно активно работает нал пониманием сложных смысловых связей между значением слов и синтаксисом. Есть основания полагать, что у женщин функциональное различие между двумя полушариями выражено не столь ярко, как у мужчин, известно также, что у некоторых левшей функции полушарий прямо противоположны описанным (Andersen, Garrison, & Andersen; Iaccino).

Несмотря на всю очевидную сложность функций мозга, большая часть того, что обрабатывается правым полушарием, относится к тому, что мы называем невербальными явлениями, а большая часть того, что обрабатывается левым полушарием, — к тому, что мы называем вербальными явлениями. Понятно, что в одних случаях невербальное поведение теснее связано с вербальным, чем в других (примером могут служить жесты, замещающие речь), и в этих случаях можно ожидать большей активности левого полушария.

Осознание и контроль

До сих пор мы ничего не говорили об осознанности невербального поведения и о контроле над ним. Невербальное поведение, как и вербальное, кодируется с разной степенью контроля и осознанности (Lakin). Иногда у людей есть время обдумать, спланировать свою реакцию, но в большинстве случаев информация буквально обрушивается на них, на их органы чувств, и тогда чрезвычайно важно отреагировать как можно быстрее. Когда такое случается, люди либо вовсе не осознают, либо осознают чрезвычайно смутно, почему они отреагировали именно так, как отреагировали. Подобные реакции связаны с когнитивной программой, которая дает о себе знать автоматически и незамедлительно вслед за восприятием конкретного стимула (Choi, Gray, & Ambady).

Когда мы используем замещающие речь жесты, позируем перед фотографом или выбираем наряд, уровень осознания и контроля обычно очень высок. Мы знаем, что делаем, нас никто не торопил, и мы ведем себя в соответствии с осознанным планом. Причудливая манерность, расширенные зрачки и копирование поведения партнера — все это примеры неосознанного и неконтролируемого поведения. У нас может быть целый набор вербальных и невербальных действий, которые включаются автоматически, например когда нас представляют незнакомому человеку. В одних случаях одно и то же поведение проявляется почти неосознанно, а в других — весьма осознанно. Так, мы можем не осознавать, что тон нашего голоса выдает негативное отношение к собеседнику, но мы прекрасно отдаем себе отчет в использовании своего голоса, когда делаем какое-либо саркастическое замечание.

Декодирование невербального поведения тоже может быть реализовано с разной степенью осознанности. Иногда мы воспринимаем какой-либо стимул, например мужчину, который выглядит пожилым, и это автоматически запускает механизм восприятия его походки: нам начинает казаться, что он ходит медленно, хотя на самом деле это не так. Когда люди говорят, что им кажется, будто этот человек врет, но не могут объяснить, почему они так думают, это может означать, что в их мозге есть неосознанная программа, связанная с обманом, которая запускается восприятием определенного поведения.

Однако неконтролируемые нашим сознанием реакции необязательно производятся именно таким образом. Обратная связь относительно точности или пользы автоматического процесса может привести к изменению программы или ее удалению.

Структурные элементы невербального поведения

Другой способ определения невербального общения — присмотреться к тому, что становится предметом изучения. Теории и исследования в этой области сосредоточены преимущественно на трех основных вопросах: на структурах окружающей среды и условиях, в которых происходит общение; на физических характеристиках участников коммуникации; наконец, на демонстрируемом ими поведении. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Окружающая среда, в которой происходит общение

Физическая среда.

Хотя в исследованиях, посвященных невербальному общению, основное внимание уделяется внешнему виду и поведению общающихся людей, влиянию на общение факторам, не связанным с людьми. С одной стороны, люди изменяют обстановку, чтобы облепить себе достижение коммуникативных целей, с другой — обстановка может влиять на наше настроение, выбор слов и на наши действия. Следовательно, в эту категорию попадают элементы, вторгающиеся в человеческие отношения, но не являющиеся напрямую их частью. К таким факторам относятся мебель, архитектурный стиль, украшения интерьера, освещение, цветовая гамма, температура, посторонние звуки или музыка и тому подобное. То, как расставлены предметы, материал, из которого они изготовлены, а также их форма и поверхности — все это может оказать большое влияние на результат межличностных отношений. К этим факторам относится также и то, что может быть названо следами  действия. Например, если вы увидите сигаретные окурки, апельсиновую кожуру и канцелярский мусор; оставленные человеком, с которым вам вскоре предстоит общаться, у вас сформируется определенное представление о нем, которое в конце концов повлияет на вашу встречу. Восприятие времени и «временной паттерн» — еще один важный фактор коммуникативной среды. Когда и как часто происходит то или иное действие, его темп или ритм, безусловно, являются частью окружающей среды, пусть и не физической ее частью.

Пространственная среда.

Проксемика — это наука об использовании и восприятии социального и личного пространства. Одним из разделов этой науки является экология малой группы, которая занимается изучением того, как люди выстраивают свое пространственное поведение в условиях формальных и неформальных групп. Предметом подобных исследований является порядок размещения и расположения членов группы в пространстве с учетом социального положения лидера, динамики отношений, поставленной задачи. В более широком контексте изучаются пространственные отношения в толпе и в густо населенных местах. Пространственное поведение человека изучается и с точки зрения соблюдения нм дистанции во время разговора в зависимости от пола, статуса, ролей, принадлежности к той или иной культуре и т. д. В исследованиях проксемики часто встречается слово территориальность; им обозначается склонность людей «помечать» собственную территорию, или «неприкосновенное пространство», во многом точно так же, как это делают животные и птицы.

Физические характеристики коммуникантов

В эту категорию попадают параметры, которые остаются практически неизменными в течение всего периода общения. Помимо видимых движении, к ним относятся такие важные невербальные признаки, как форма тела, общая привлекательность, рост, вес, волосы, цвет или тон кожи и т. д. Запах, исходящий от тела человека или от его дыхания, также воспринимается как составная часть его физической внешности. Кроме того, объекты, ассоциирующиеся с коммуникантами, также относятся к физическому облику. Они называются артефактами и включают одежду, очки, накладки для причесок и парики, накладные ресницы, ювелирные украшения, пирсинг, а также аксессуары, например атташе-кейсы. Понятие «физический облик» включает также и то, как именно люди украшают свою кожу, в частности с помощью татуировок, косметики, шрамов, клейм и грима.

Движения и положения тела

Как правило, к движениям и положениям тела относят жесты, движения ног, рук и головы; выражения лица, например улыбки; движения глаз, включая моргание, направление и продолжительность взгляда, состояние зрачка; а также позы. Наморщенный лоб, опущенные плечи и наклоненная голова — все это тоже относится к движениям и положениям тела. Наибольшее значение имеют жесты, позы, прикосновения, выражения лица и движения глаз.

Жесты.

Существуют самые разнообразные виды жестов и их вариации, но чаще всего изучают следующие жесты.

1. Жесты, замещающие речь. Даже когда эти жесты не сопровождаются речью, они имеют вполне понятный вербальный перевод для тех, кто их использует, как правило, состоящий из одного-двух слов или одной фразы. Примерами таких жестов в культуре Соединенных Штатов могут быть жесты со значением «О’кей» или «Мир» (или знак «Победа»).

2. Жесты, сопровождающие речь. Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают ее и часто служат для иллюстрации того, что сообщается вербально. С их помощью можно подчеркнуть значение какого-то слова или фразы, очертить ход мысли, указать на присутствующие объекты, изобразить пространственные отношения, проиллюстрировать ритм или скорость течения события, изобразить того, на кого ссылаются, проиллюстрировать движения тела. Они могут также выполнять роль комментатора при регулировании и организации процесса взаимодействия.

Позы.

Обычно позы изучают вместе с другими невербальными сигналами как указатели на степень внимания или вовлеченности в коммуникативный  процесс, статусное положение по отношению к партнеру или степень симпатии к нему. Так, наклоненная вперед поза ассоциируется с большей вовлеченностью, большей симпатией и более низким статусом в тех ситуациях, когда коммуниканты не знают друг друга достаточно хорошо. Позы служат также ключевым индикатором интенсивности определенных эмоциональных состояний. Например, поникшая поза ассоциируется с печалью или скованностью, а напряженная поза — с гневом. Степень, в какой позы коммуникантов зеркально отражают друг друга, может свидетельствовать об их вовлеченности в разговор, что нередко приводит к большему взаимопониманию между собеседниками.

Прикосновения.

Собеседники могут прикасаться как к самим себе, так и друг к другу. Прикосновения к самому себе, если они не обусловлены целями беседы, могут отражать сиюминутное состояние человека или его привычку. Многие из таких прикосновений называются нервными привычками (nervous mannerisms). Некоторые из этих действий представляют собой следы более раннего периода жизни, когда человек учился управлять своими эмоциями, развивать социальные контакты или выполнять какие-либо учебные задания. Возможно, мы использовали такие движения в процессе обучения чему-либо, и они дают о себе знать как часть усвоенного ранее движения, когда мы в дальнейшем сталкиваемся с подобными ситуациями. Некоторые исследователи называют подобный тип манипуляций, направленных на самого себя, адапторами (adaptors). Такими адаптерами могут быть разнообразные манипуляции с собственным телом, например облизывание, ковыряние, переступания, щипание и почесывание. Адапторы-объекты — это манипуляции, выполняемые с какими-либо объектами; например, бросивший курить человек лезет в карман за несуществующей пачкой сигарет. Разумеется, не все проявления, отражающие привычки или состояние тревоги, можно объяснить прежними адаптациями, но они действительно представляют собой часть общего паттерна движений тела.

Взаимные прикосновения двух людей — форма невербальной коммуникации, способная вызвать очень сильную реакцию. По своей сути прикосновение может быть волнующим, но оно так же может вызвать раздражение или утешить. Прикосновение — неоднозначная форма поведения, смысл которой определяется скорее контекстом, природой отношений и способом их выражения, нежели характером прикосновений как таковых. Одни исследователи уделяют большее внимание прикосновениям как важному фактору раннего развития ребенка, других больше интересуют прикосновения в общении взрослых.

Выражения лица.

В большинстве работ, изучающих выражения лица, основное внимание уделяется конфигурациям, соответствующим проявлению разных эмоций. Предметом исследования чаще всего становятся шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражения лица могут также выступать в роли регулирующих жестов, предоставляя обратную связь и управляя течением коммуникации. Действительно, некоторые исследователи считают, что основная функция лица — передавать информацию, а не выражать эмоции.

Глаза.

Куда, когда и как долго мы смотрим во время общения — вот, что в первую очередь интересует тех, кто изучает взгляды. Термином взгляд (gaze) обозначается движение глаз, выполняемое нами в направлении лица собеседника. Обмен взглядами происходит тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза. Расширение и сужение зрачков представляет особый интерес для тех, кто изучает невербальное общение, ибо иногда именно состояние зрачков свидетельствует об интересе, внимании или вовлеченности в беседу.

Голосовые характеристики

Голосовые характеристики имеют отношение не к тому, о чем мы говорим, а к тому, как мы говорим, то есть к набору невербальных голосовых признаков, присутствующих в любой речи. Как правило, различают следующие два типа звуков.

  1. Звуковые изменения, производимые голосовыми связками во время речи по таким параметрам, как высота, продолжительность, громкость звука и наличие пауз.
  2. Звуки, вызванные действием не голосовых связок, но другими физиологическими механизмами, например глоточными, ротовыми носовыми полостями.

Большинство исследований голосового поведения и его влияния на человеческое общение посвящены высоте голоса и его изменениям; продолжительности звуков, их протяжности или краткости; паузам в речевом потоке и задержке ответов в речевом обмене; уровню громкости и его изменчивости; резонансу; точной или невнятной артикуляции; скорости; ритму; включению в речь междометий типа «э» и «гм». Изучение голосовых сигналов охватывает большой круг вопросов — от стереотипов, ассоциирующихся с определенными голосами, до воздействия голосовых характеристик на понимание и убедительность сказанного. Поэтому даже такие специфические звуки, как смех, отрыжка, зевота, глотание, стоны и тому подобное, могут представлять интерес в той мере, в какой они способны повлиять на исход коммуникации.

5psy.ru

что это и что к ним относится, примеры

Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.

Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.

Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:

  • Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
  • В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.

Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации. Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.

Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:

  • Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
  • Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
  • Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
  • Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.

В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности. Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо — интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.

Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.

Функции невербальных средств общения

Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания. При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги. Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.

Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.

Язык тела и жестов выполняет следующие функции:

  • Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
  • Являются средством выражения психического состояния человека.
  • Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
  • Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
  • Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
  • Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.

Характеристика невербальных средств общения

Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:

Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.

Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:

  • Описательной — жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
  • Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
  • Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.

Примеры жестов на практике

  • Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
  • Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
  • Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
  • Мимика.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации. Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно.

  • Визуальные средства коммуникации.

Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд. Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий. Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.

Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:

  • Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
  • Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
  • Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.

Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.

  • Тактильные средства.

Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.

Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.

Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.

Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.

Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки. Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется. Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Во время делового взаимодействия партнеров по работе применяются эмоциональные уловки для достижения конкретных задач. Наибольшего успеха добивается человек, владеющий искусством эмоционального воздействия на партнера и умеющий «читать» невербальный посыл собеседника.

yourspeech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *