Как стать программистом. Главные этапы становления личности.

Опубликовано: 30.04.2015 15:25

Просмотров: 2678

Я — программист. И сейчас хочу рассказать о всех стадиях формирования моей профессиональной личности с юмором и в подробностях. Читаем всё в этой статье.

Стать программистом очень просто!

Приветствую Вас, мои любимые читатели. Снова пишу статью про то, какие будни меня окружают. Сегодня тема дня — становление личности программиста. Я захотел показать именно пример становления себя как специалиста. Да и вообще, наверняка очень многие люди увидят себя в этих строках. Давайте же я перечислю все этапы формирования программиста как профессионала. Поехали.

Этап 1 — Что это за хрень???

Самый первый шаг, он же и самый сложный. Именно на этой стадии происходит убийство большинства прогеров в зародыше. Именно в это время очень многие люди сталкиваются с первыми понятиями программирования и сразу же бросают эту ерунду. Чаще всего люди читают статьи про то, как же много получают разработчики ещё одного сайта или мобильного приложения. «

Вот так всё просто, бац и за пару месяцев я стал миллионером и т.д.». Народ собирается и идёт в какой-нибудь книжный в поисках полезных книжек, пытается их читать и понимать. Но на двадцатой странице плюёт на всю эту ерунду и забрасывает любые попытки чему-то научиться в программировании. Основная проблема — мало кто знает, с чего можно начать. Мало кто может взять и научить вот так с нуля и за бесплатно.

Не нужно пытаться учить какой-то язык, а следует начать изучать алгоритмы. Попробуйте переформировать свой мозг. Если Вы поймёте саму концепцию программирования, то язык для Вас не будет иметь никакого значения (большинство языков, не учитывая всякие Prolog, Assembler и т.д.). Главное — понять суть, изучить циклы, переменные, основные алгоритмы, арифметические операции. Не лезьте в изучение синтаксиса определённого языка программирования, это лишь усугубит дальнейшую ситуацию. Я сам так делал и в итоге мне было очень трудно потом перейти с какого-нибудь C++ на PHP (

хотя я совсем не жалею об этом).

На данный момент я знаю C++, C#, PHP, Prolog, Assembler, JavaScript, SQL, T-SQL + HTML и CSS (не совсем программирование, но тоже языки web). Много? Не думаю. Все эти языки сходны, аналогичны друг с другом, кроме Assembler и Prolog, тут всё очень запущенно 🙂 

Этап 2 — Я прозрел

Вы пересилили первый этап и захотели написать парочку простенький программулек. Вы будете смеяться, когда через несколько лет пересмотрите свой код. Но говорят, что человек растёт как профессионал только тогда, когда видит свои прежние ошибки, видит несуразность и глупость своего г*внокода. Это понимание приходит через несколько лет обучения программированию, но никак не на первоначальном этапе.

Сейчас я бы советовал как можно больше практиковаться и изучать все тонкости кодинга. Пытайтесь потихоньку изучать технологии, почаще зависать на форумах. Следует научиться любить программирование. Пусть оно поселится в Вашем сердце, заставит всё систематизировать. Пытайтесь делить все сложные задачи на кучу мелких и анализировать, не бросайтесь покорять Эверест с первого раза. Вы сможете достичь вершины только после того, как наберётесь побольше опыта. С этой стадии я вышёл за полгода после начала.

Главное сейчас не побояться первых трудностей. Большинство людей перестают программировать сразу же после наступления любых проблем, начиная от банального синтаксиса и заканчивая сложностью алгоритма. Не бойтесь ничего! Просите помощи у коллег, знающих людей. Где-нибудь Вы сможете найти тот ключик, что откроет дверь к истине.

Этап 3 — Вот я и стал программистом

Пришло время осознания всемогущества. Вы понимаете, как всё это функционирует. Вам не страшно начинать изучать что-то новое, ведь всё Вам по силам. И тут в Вашу жизнь врываются базы данных, всякое ООП, навороченные среды разработки и прочее. Весь этот набор имеет огромные мануалы, которые надо «раскуривать» сутками, днями и ночами. Здесь же начинается постоянное проседание на тематических ресурсах, постоянный просмотр Хабры (

для тех, кто не знает, это крупнейшее сообщество умных IT-шников в России). От Вас уходит девушка, Вы начинаете терять зрение, всё чаще заморачиваетесь над поиском различных багов на сайтах и в любых программах. Возможно, что именно сейчас Вы впадёте в кураж и начнёте просто тоннами пополнять свои знания.

Этот этап является наиболее хорошим в плане получения новой информации. Хочется делать всё больше, изучать больше и быть самым крутым прогером. Ваша задница постоянно ноет от сидячей работы, из глаз периодически текут слёзы, а выходные — единственное время, когда никто не будет отвлекать от нормального кодинга. Программирование становится Вашим главным увлечением, которое каждый раз помогает Вам впадать в кураж и радоваться любой правильной строчке кода.

пытайтесь как можно больше побыть в этой стадии, дабы наполнить свой багаж знаний до отказа. Делайте полезные проги, выслушивайте критику и пытайтесь заниматься фрилансом (

кстати, вот Вам моя статейка Фриланс это сложный труд, но в нём можно заработать!). Именно сейчас Ваша карьера должна пойти вверх.

Этап 4 — Завышенная самооценка

Ох уж эти самоучки. Вы думаете, что достигли пика и Вам нужно бежать в Google? Вас там возьмут неприменно, даже не спросят про образование, ведь Вы написали какую-то прогу, что валяется на компе. Ваша самооценка завышена до невозможных высот, ведь Вы можете сделать как бы любую программу без труда. Этот подход убивает человека как личность, как профессионала. Не стоит думать, что Вы всё знаете. Без постоянной практики Вы будете деградировать и быстрыми темпами спуститесь до обычного птушника, который может только переставлять Виндозу, не более того.

В этой стадии прогер может пребывать несколько лет, что очень печально. Я бы советовал Вас миновать эту ступень как можно быстрее. Программирование в любой фирме — это не только постоянный кодинг, а ещё и общение с другими людьми, постоянные авралы, непонятные задачи и неправильные ТЗ. Вы обязаны устроиться в любую шаражку по своей специальности, дабы перескочить этот сложнейший рубеж. Ваш мозг наверняка будет сопротивляться, но личность должна перебороть саму себя.

Ничто так хорошо не учит, как пинок под от своего начальства

Я смог преодолеть этот рубеж именно после года работы на специальности. Сейчас я нахожусь на 5 ступени, когда понимаешь весь дзен, инь и янь.

Этап 5 — Учиться, учиться и ещё раз учиться

Вы начинаете прислушиваться к мнению новичков, ведь молодёжь — двигатель прогресса. Вы понимаете, что совсем не совершенны и большинство кода, что было написано ранее, не имеет вообще никакой ценности. Ваши работы идут под нож. Время становится самым ценным ресурсом. Теперь Вы в состоянии с первого взгляда оценить время разработки, перспективы будущего проекта. Вы заранее знаете, как можно сделать какой-либо функционал даже при отсутствии внятного ТЗ. Вы знаете, как нужно сделать лучше, даже если заказчик этого ещё не понял.

На этом этапе как раз приходит лень. Вы перестаёте паниковать в случае каких-то стрессовых ситуации, типа сдачи проекта в срок и т.д. Ваш мозг может быстро прикинуть все за и против, скомпоновать всё в единое целое. Вы можете написать любой сервис за несколько недель, даже если полностью прос*али все сроки. Ничего уже не страшит, ведь у Вы всегда сможете найти себе работу по своей специальности. 

На данный момент я нахожусь на этой этапе. Совершенно не знаю, что ждёт меня дальше, из-за этого не буду писать следующую ступень. надеюсь, что многие из Вас перескочат на 6 уровень и будут мегакрутыми программистами.

На этом я закончу. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Если статья была для Вас полезной — Поделитесь ссылкой!

Советуем почитать

Закрепленные

Понравившиеся

seo-love.ru

Этапы становления личности профессионала

ВВЕДЕНИЕ
Юношеский возраст связан с развитием абстрактного и логического мышления, ростом интеллектуальных возможностей, моделированием своего будущего, стремлением к самокритичности. У старшего школьника формируется потребность в самоопределении, что является важным компонентом социальной ситуации развития старшеклассника: учащемуся необходимо сделать будущий профессиональный выбор в результате реального анализа своих возможностей, способностей и желаний, учитывать ту деятельность, которую ему предстоит выполнять в будущем. По мнению психологов, в этом возрасте возникает потребность молодого человека занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя членом общества, определиться в мире, понять себя и свои возможности.
Таким образом, в юношеском возрасте формируются предпосылки для дальнейшего развития профессиональной деятельности. К таким предпосылкам можно отнести определенность в обучении (целенаправленность), сознательное отношение к обучению, профессиональную направленность (профильность), вариантность форм обучения, положительную мотивацию к процессу обучения и т.д.
Итак, мы подошли к тому моменту, когда старшеклассники выбирают дальнейшую профессию, для этого им надо поступить в высшие учебные заведения. Чтобы быть квалифицированным специалистом в любой деятельности, нужно пройти этапы становления личности профессионала. Именно им (этапам становления личности профессионала) будет уделено внимание в следующей главе нашей работы. Нужно отметить, что такие ученые как Т.В. Зеер, Т.В. Кудрявцев, В.А. Сластенин и др. занимались изучением данной проблемы.
Нами была выбрана тема курсовой работы: «Этапы становления личности профессионала».
Цель исследования: изучить этапы становления личности профессионала.
Задачи исследования:
Определить сущность этапов становления личности профессионала,
Выделить профессионально важные качества личности профессионала.
Провести методику исследования по изучению мотивации личности
профессионала.
Изучить методическую литературу по данной теме.
Объект исследования: студенты высшего учебного заведения.
Предмет исследования: содержание этапов становления личности
профессионала.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; опрос студентов высшего учебного заведения; математические методы обработки данных; изучение опыта работы личности профессионала на разных этапах его становления.
Гипотеза исследования: личность может стать профессионалом в том случае, если у нее присутствует мотивация к будущей деятельности.
Важно отметить, что в процессе профессионального становления у человека должна присутствовать не только мотивация, но также должно быть развитие способов профессионального самосознания, профессионально важных качеств личности, должна повышаться профессиональная компетентность и профессиональная готовность. В этот период имеет место становление индивидуального стиля деятельности, повышения уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор человеком места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1.1 Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.
Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.
В современном общепринятом научном понимании «становление – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [2, c.5]. Этот термин привлек к себе внимание многих мыслителей. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии – это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что «это есть лишь одно представление; каждый, далее признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно – определение ничто; далее два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто» [3, с.8]. Само становление, по Гегелю, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.
Исследование проблем становления и развития человека как профессионала в деятельности является одной из существенных задач новой науки – акмеологии (Б.Г. Ананьев).
Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности, если речь идёт о становлении и развитии личности. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование».
Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что множество психологических концепций развития личности не дают четкого ответа на вопрос, что понимается под «развитием личности». Существует много определений. Вот одно из них. Развитие личности – объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. Развитие личности осуществляется через изменение её направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей личности). В ходе развития личности происходит и становление её целостности. По мнению К. М. Левитана, эта целостность заключается в направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов развития личности, а также в обретении необходимых отсутствующих качеств личности [9, c.38].
Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
С точки зрения Л.И. Анциферова, «развитие – основной способ существования личности, социальное и психическое становление которой не ограничено какими-то определёнными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию» [11, c.15]. Таким образом, постоянная незавершённость, а, следовательно, нескончаемость процесса становления – характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий её способности к безграничному развитию.
Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.
Но как отмечают в своём исследовании Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова, пытаясь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом «становление». В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они ещё не складываются в то определённое целое, которое наблюдателю известно по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко: размышляя о становлении и развитии личности, мы рассматриваем, как правило, именно тот период, когда личность формируется, но ещё не выявилась вполне. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, усложняется, развивается [4,c.21].
Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса – профессиональное самоопределение [8, c.67]. Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [5, c.51]. К.М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых , всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [9. c.34].
Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
1.2. Содержание этапов становления личности профессионала
Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.
Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.
Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:
-оптант – фаза выбора профессии;
-адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;
-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;
-интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;
-мастер, авторитет, наставник.
К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала[9, с.37].
В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):
1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:
— адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;
— профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;
— стимулирование различных форм самостоятельности и активности;
— формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;
— принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
— нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.
2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:
— развитие потребности в профессиональной реализации;
— актуализация познавательной рефлексии;
— овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
— развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;
— развитие мышления, понимания.
3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
— развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
— поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;
— выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.
4. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:
— субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;
— умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;
— усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;
— систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;
— нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— полная готовность к профессиональной деятельности [10, с.59].
Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

coolreferat.com

Этапы становления личности профессионала

Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, одной из которых является социокультурное становление личности и нового поколения молодежи в условиях демократизации российского общества. Данная проблема имеет много сторон и аспектов, в разрешении которых принимают участие государственные и общественные структуры. Разрабатываются федеральные и региональные программы, нацеленные на решение тех или иных конкретных проблем становления молодежи.

В процессе профессионального становления у человека должна присутствовать не только мотивация, но также должно быть развитие способов профессионального самосознания, профессионально важных качеств личности, должна повышаться профессиональная компетентность и профессиональная готовность. В этот период имеет место становление индивидуального стиля деятельности, повышения уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор человеком места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.

В современном общепринятом научном понимании «становление — философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию». Этот термин привлек к себе внимание многих мыслителей. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии — это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что «это есть лишь одно представление; каждый, далее признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно — определение ничто; далее два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто». Само становление, по Гегелю, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.

Исследование проблем становления и развития человека как профессионала в деятельности является одной из существенных задач новой науки — акмеологии (Б. Г. Ананьев).

Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.

Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности — процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.

Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков

и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социальноэкономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е. А. Климовым:

оптант — фаза выбора профессии;

адепт — человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

адаптант — привыкание молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

интернал — опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

мастер, авторитет, наставник.

Т. В. Кудрявцев, Т. В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1) формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуальнопсихологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях;

2) профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия — это, прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности;

3) профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Ученые подчеркивают неравномерность этапов профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста.

Таким образом, успешность профессионального становления, по нашему мнению, определяется следующими показателями: активность личности;

фактор осознанности себя как профессионала; способность к саморазвитию;

наличие профессионально важных качеств и способностей; ценностно-смысловые отношения к профессиональной деятельности;

творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

профессиональная компетентность;

готовность преодоления напряженной ситуации, успешного выполнения поставленной задачи.

В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операционной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следует высоким стандартам, обладает развитым профессионально целеполаганием, самостоятельно строить сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы.

Итак, в динамично изменяющемся российском обществе, развитие которого имеет неустойчивый, кризисный характер, одним из основополагающих факторов перехода к устойчивому развитию является становление жизнеспособных поколений молодежи. Они смогут не только выжить, но и преобразовать окружающую социоприродную среду, в соответствии со своими потребностями и стратегическими интересами российского общества. Жизнеспособность человека как социального субъекта в нестабильной социоприродной среде предполагает наличие специфических структурных элементов, определяющих ресурс жизнеспособности, в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды и развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Большое значение здесь имеет эффективное выполнение социальных ролей и функций в соответствии с современными требованиями общества, что выступает важнейшим фактором устойчивости к деструктивным воздействиям.

Современное общество, признавая необходимым социокультурное становление человека в период «молодости», способствует этому, создавая для молодежи потенциально-возможные благоприятные условия с целью ее личностного развития и интериоризации всего комплекса социальных ролей, но ограничивает при этом актуальновозможную полноту дееспособности молодого человека в различных сферах деятельности.

Становление молодого человека как социального субъекта осуществляется в процессах социализации, воспитания и самовоспитания при воздействии факторов современной социокультурной реальности. При переходе к информационной цивилизации она обладает пространственно-временной спецификой, которая имеет вариативный и вероятностный характер, что определяет формирование соответствующего социокультурного типа личности и модели воспитания в системе социальных институтов.

В соответствии с этим установлена специфика процесса воспитания молодежи в вероятностном типе социокультурного пространства и предложена идеальная модель личности, параметрами которой являются социальная активность, гуманистическая ориентированность по отношению к обществу и к самой себе, развитая индивидуальность, обеспечивающая жизнеспособность и устойчивую социальную мобильность личности в условиях трансформации российского общества.

Такого рода модель может быть реализована только в процессе целенаправленной деятельности социальных институтов. Для этого разработана концепция двухуровневой системы социализации и воспитания жизнеспособного поколения молодежи, которая положена в основу деятельности социальных институтов, осуществляющих воспитание личности нового социокультурного типа в переходный период и на перспективу. На первом уровне обеспечивается решение стратегических задач по становлению общенационального сознания, ценностно-мировоззренческих позиций, общих гражданских качеств и патриотизма. На втором уровне воспитание осуществляется с учетом ситуативно-вариативных социокультурных ориентаций и личностных качеств в соответствии с этнорегиональными особенностями, спецификой социальных групп и индивидуально-личностными характеристиками молодого человека как социального субъекта.

Решение стратегических задач воспитания предполагает необходимость создания единого российского образовательно-воспитательного пространства, благодаря которому обеспечивается сохранение, воспроизводство и развитие духовной культуры нации, преемственность и смена поколений, сохранение «вертикальной» структуры и целостности данного общества. Становится возможной интеграция молодежи на основе общенациональных идеологических и мировоззренческих принципов, позволяющих осуществлять становление молодых граждан с учетом общечеловеческих ценностей и социокультурных традиций российского общества.

Основой социокультурного становления молодежи является культуроцентрический подход, в соответствии с которым формируется культура личности в различных сферах ее жизнедеятельности, освоение которой осуществляется в системе образовательно-воспитательных учреждений.

Среди проблем, требующих дальнейшей теоретической разработки, связанных с реализацией концепции социокультурного становления молодежи, является создание положительной мотивации у молодых людей на восприятие и усвоение воспитательных воздействий, определение степени жесткости системы воспитания на переходном периоде и на перспективу, в частности, определение оптимального соотношения убеждения и принуждения в системе воспитания. Это особенно важно в условиях перехода к демократической системе воспитания, основанной на педагогике сотрудничества. В этом же плане стоит проблема саморазвития личности, как одна из ключевых проблем воспитания.

Ю. А. Селихова (Россия, г. Нижний Тагил)

Научное издание «Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования» Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)

Количество показов: 9687

arbir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *