Страх сцены — Опера и вокал
Страх петь на сцене
Почему сцена вызывает такое волнение, а зачастую и непреодолимый страх у певца, особенно начинающего? Наверное, у 90% выступающих певцов, танцоров, ораторов и др. есть страх сцены. И это нормально, потому что это чрезвычайная ситуация для нервной системы. У любого выходящего на сцену человека в кровь выделяется адреналин, руки холодеют, у кого-то сохнет во рту, у кого-то потеют ладони, у некоторых просто ноги подкашиваются. Все это относится к простой боязни сцены, то есть страху публичного выступления. В этом случае на помощь придет ее величество практика и знание, как подготовиться к выступлению. Чем чаще вы будете выходить на сцену, тем лучше. Со временем вы заметите, что научились владеть собой в условиях концерта и начнете получать удовольствие от своего выступления, и даже не придет в голову мысль «боюсь петь на сцене». Есть более сложные случаи, когда человек совершенно не может владеть собой и находится в полуобморочном состоянии перед выходом на публику. Совет здесь — обратиться к специалистам, начиная с врачей и заканчивая курсами сценического движения и тренингами для ораторов.
Теперь о том, что касается именно вокалистов. Из-за чего возникает боязнь выступлений? Прежде всего, надо сказать, что это действительно проблема, ведь мы учимся петь, чтобы ПЕТЬ, извините за тавтологию. Если у вас серьезные намерения в отношении вокала, то без сцены никуда. Иначе обучение не имеет смысла. Итак, начинающий вокалист может бояться следующего:
— сфальшивить на сцене;
— не взять верхнюю ноту, пустить петуха;
— забыть слова;
— снять с дыхания, посадить звук на горло и других технических ошибок.
Это самые распространенные случаи. И прежде, чем их разобрать, поговорим о двух наиважнейших обстоятельствах. Первое. Студент-вокалист обычно занимается в определенном помещении, к которому он уже привык. Он знает все узоры на стене перед ним, его уши не напрягаются, ловя резонанс звука, он не ищет, где лучше слышно. Так вот первая сложность участия в концерте — это место проведения концерта. Далеко не все залы приспособлены для академического вокала, то есть для пения своими природными средствами без микрофона и усилителей. Залы могут быть очень большими, например, актовые залы дворцов культуры, домов офицеров и т. д. Стулья в зале обычно обиты мягкой тканью, над сценой висит большой многослойный занавес, проще говоря, вас будут окружать предметы, поглощающие звук. Но это конечно не причина отказываться от выступления. Однако вам следует настоять на проведении репетиции в зале, чтобы хоть немного привыкнуть и осмотреться. Со временем и опытом вам будет достаточно пары минут, чтобы найти резонансную точку в любом зале, то есть точку, из которой вас будет лучше слышно.
И второе обстоятельство. НИКОГДА НЕ ВЫНОСИТЕ НА ПУБЛИКУ «СЫРЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Вы и так перед выступлением будете волноваться, так зачем же уменьшать свои шансы на успешное выступление, беря не впетые, не выученные как следует, сложные для вас вещи? Пусть романс и ария будут легкими, недлинными, но если вы будете на 200% в них уверены, то можно считать, что половина дела сделана!
А теперь о разных страхах. Сфальшивить иногда может любой вокалист. Если у вас хороший слух, и вы иногда смотрите телевизор, то можете наблюдать, как на первых каналах страны известные певцы иногда промахиваются, исполняя песню вживую. И это видят и слышат миллионы зрителей. Так чего вам переживать? Конечно, сейчас речь идет не о явном пении мимо нот, а о немного неточном интонировании. Оно случается. Просто старайтесь проработать все сложные для вас моменты в произведении на этапе его подготовки.
Боязнь не взять верхнюю ноту из того же разряда: не уверены — не берите. Тем более, что часто в ариях верхние ноты вставные, то есть композитор их не предполагал. Но есть случаи, например, конкурсы, в которых слушатели или жюри будут ждать верхнюю ноту, потому что такова традиция. В этом случае опять же хорошо отрепетируйте арию. Если у вас на каждом уроке по несколько раз получается спеть верхнюю ноту, то это просто пустые страхи, вы споете ее и на выступлении. Главное — не суетитесь перед ответственным моментом. Вдохните, расслабьтесь и спойте. Убедите себя, что споете, ведь на уроке получалось.
Страх забыть слова это забавная навязчивая мысль. Забавная потому, что когда вы учите вокальное произведение, у вас в мозгу формируется неразрывная связь музыки с текстом. Они как бы склеены между собой. Вы помните мелодию — слова САМИ приходят на ум. Вот почему певцы, которые не пели какую-то из своих партий лет 20, легко могут ее вспомнить. И связь эта разрывается только тогда, когда вас что-то сильно поразило или отвлекло во время выступления. Елена Образцова в одном интервью рассказывала, что на одном спектакле «Кармен» ей достался такой красивый Эскамильо, что она в 4 акте забыла слова и пела какую-то абракадабру. Так что никогда не бойтесь забыть слова, потому что вы всегда можете их СОЧИНИТЬ. Это совсем не трудно. А на иностранном языке тем более просто: мало кто поймет.
И, наконец, страхи, связанные с техникой. Чтобы не снимать с дыхания и не сажать на горло просто делайте все как на уроке, учитесь владеть собой на сцене. В любом случае это придет с опытом. Выйдя на сцену, начните с малого — встаньте ровно, на обе ноги, выпрямите спину. Возьмите дыхание… К вам придет уверенность, и вы сделаете все как надо.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
vocal-noty.ru
Как вести себя на сцене. Борьба со страхом на сцене
Страх сцены
Сегодня я затрону тему, волнующую всех артистов без исключения — страх сцены. Каждый, абсолютно каждый музыкант или артист — пусть даже профессиональный и активно концертирующий — волнуется перед выходом на сцену. Это вполне естественное явление — все люди подвержены эмоциям в той или иной степени. Вопрос в том, как справляться с этими эмоциями и как направлять их в нужное русло. Как не дать захлестнуть вас и не позволить перерости в страх, панику?
Всем известно, что с практиктикой выступлений приходит опыт, и многие люди прибегают к проверенным годами уловкам , ухищрениям, приёмам, спасающим их в трудный момент. Несомненно, необходима некоторая доля артистизма и сноровки, чтобы выглядеть на сцене непринуждённо и раскованно, но таков уж этот бизнес, и если вы чувствуете, что это слишком сложно — просто не беритесь. Для тех, кто уверен в успехе, нет преград.
Представьте себе следующую картину — вы стоите перед сценой и через пять минут ваш выход. В зале много людей и все будут пристально разглядывать вас в течении по крайней мере первых двух песен. Какие эмоции разрывают вас в этот момент? Многим достаточно только представить такую картину, как кровь начинает кипеть от выброса адреналина. В груди щемит, в ногах наступает ощущение слабости, а в горле всё пересыхает так, что трудно даже говорить, не то что петь. Знакомо? Дальше — хуже. В момент вашего выхода наступает паника. Вы с трудом переставляете ноги, начинает подташнивать, из рук чуть не вываливается гитара (ну или бубен) , вы ничего не видите и спотыкаяссь об ударную установку или шнур от микрофона, падаете. Публика, естественно, начинает смеяться, а вы с позором убегаете вешаться в ближайшем туалете. Ну это я так, шучу, конечно же.
Чаще всего всё заканчивается банальным стоянием «как столб», вцепившись в микрофон до белизны в костяшках и мычанием чего-то невразумительного в тональности, которую затруднится определить сам Бетховен.
Как человек, прошедший через нечто подобное, скажу так — ощущение не из приятных. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, как много было сделано для того, чтобы избавиться от сценического страха. Вместе с тем, полностью мне это не удалось и не удастся никогда… и слава Богу! Почему?
Дело в том, что волнение, которое мы испытываем перед выходом — это проявление энергии, которая переполняет нас. Стоит направить её в нужное русло, и вы на коне, стоит поддаться ей и пустить всё на самотёк — и вы в беде. Только тогда, когда я понял это, и начался настоящий прогресс, чего и вам, кстати, желаю.
Сейчас я по прежнему волнуюсь на выступлениях, но этот страх позволяет мне использовать выброс адреналина, чтобы вытворять вещи, на которые я не способен в нормальном, спокойном состоянии. Теперь, например, чтобы сделать качественную запись дома, мне приходится раскачивать себя эмоционально, представлять, что я на выступлении, чтобы получить необходимый импульс.
Три вещи, необходимые для успешного выступления
Первая и самая важная составляющая успешного выступления — это удачный контакт с публикой .
Если вы напуганы тем, что на вас будут смотреть и слушать, или тем, что вас будут оценивать и критиковать, то вы непременно будете выглядеть неестественно и неуклюже, публика от вас отвернётся, а это значит, что вы просто не готовы к выходу.
Вы должны быть напуганы совсем другими вещами, а именно — тем, что вы сделаете нечто такое, что настроит публику против вас. Кстати говоря, это обязательно произойдёт, если она почувствует ваш негативный настрой или страх.
Представьте, что перед вами младшая группа детсада, а вы — Дед Мороз, на которого они смотрят с обожанием и восторгом. Что бы почувствовали малыши, если бы Дед Мороз мямлил под нос, переминался с ноги на ногу и постоянно ронял из рук мешок с подарками, наступая снегурочке на подол? Они бы разочаровались в своём кумире и потеряли к нему всякое уважение! Но стоит Деду Морозу сказать «У меня есть кое-что для вас», весело подмигнуть детям, и он их бог на целый вечер.
Именно подобный настрой обеспечит вам необходимую отдачу. Вы должны почувствовать контакт с публикой, тёплую атмосферу дружеской компании, (и тут.. внимание! пабааааам!) хотя бы с несколькими людьми из всей толпы. То есть это необходимое и достаточное условие, выражаясь языком математики.
Как установить контакт с публикой
Выберите глазами нескольких человек из толпы, пусть это будут ваши знакомые или люди, которые вам показались симпатичными и пойте для них. Пусть это выступление будет посвящено им. Найдите человека, который смотрит на вас, и улыбнитесь ему, либо просто кивните, в общем — установите контакт. Как только вы это сделаете, вы почувствуете некоторый подъём — ведь вы уже не одни на этой сцене, с вами они — те, с кем вы в контакте. Пойте, глядя в глаза отдельным людям, пробегитесь взглядом чуть выше голов зрителей, кивните в толпу, пусть каждый думает, что это было сделано для него.
Публика — не дура
Кстати, ни в коем случае не выходите на сцену с надменной миной и с мыслью, что публика — дура. Публика намного умнее нас, даже если она изрядно пьяная. Именно публике виднее, что вы делаете правильно, а что нет, и ваше отношение к ней должно быть дружественным, потому что вы вышли, чтобы покорить их средца, а не вызвать зависть к тому факту, что вы стоите на сцене с гитарой или микрофоном в зубах… ой, простите — в руках.
Очень многое зависит от музыки и от того, что она несёт
Если музыка несёт агрессию, жёсткие эмоции, то улыбаться и подмигивать девушке из толпы, завывая во второй октаве про то, как трупы встают из могил, не стоит. В лучшем случае девушке вызовут скорую, в худшем — вас порвёт её бойфренд.
Устанавливая контакт, знайте меру. Если вы поёте попсовую лирику — это одно, если вы поёте тяжёлый рок — это совсем другое. В каждом случае необходим свой подход к слушателю, какой — определитесь сами.
Сперва нужно понять, зачем вы вышли на сцену с той или иной музыкой. Если вы вышли просто так, потому что это круто, то удачи вам не видать, если же вы действительно переживаете и чувствуете то, о чём собираетесь петь, то успех вам практически обеспечен.
Думайте и чувствуйте то, о чём вы поёте
Вы просто обязаны проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю, а не проигрывателем, который воспроизводит пластинку с математической точностью. Если вы будете думать об этом, то страх сцены отступит, уступив место эмоциям, которые несёт текст.
Некоторые артисты, исполняя грустные баллады, плачут — настолько сильно их раскачивает поток эмоций, другие, исполняя агрессивный рок, сами становятся агрессивными, и если к ним подойти в этот момент и дать повод, то можно схлопотать по полной программе.
Всё это эмоции, они не могут быть искусственными, потому что они индуцируются страхом сцены, а страх это самая сильная эмоциональная составляющая всей нашей жизни. Страх сцены во всех этих случаях был направлен на генерацию эмоций в ходе вживания в образ. Таким артистам публика верит, и если при этом артист в контакте с ней, то всё в порядке.
Будьте готовы
В смысле — будьте готовы к выступлению заранее. Вы должны быть уверены в материале, который вы исполняете. Выучите текст так, чтобы вас разбудили ночью, и вы могли рассказать или напеть его без запинки. Выучите мелодию, если чувствуете, что у вас проблемы с точным интонированием. Вызубрите её так, чтоб она была вбита в мышечную память. Конечно же, за счёт харизмы можно вылезти, и не особо попадая в ноты, но если при этом вы не попадаете хронически в 99.9 % случаях, то общее впечатление будет, мягко говоря испорчено. Простят вам это только, если вы уже являетесь звездой кино или театра.
Всё это звучит очень легко, но некоторые люди, даже при соблюдении всех правил испытывают неконтролируемый страх сцены. Это сильнее их и даже изрядная доля валидола не помогает снять дрожь. Таким людям я посоветую одно — вам надо один раз переступить через себя. Не пытайтесь это сделать на сцене, иначе уедете оттуда на скорой с левой ногой за головой
На самом деле я имею в виду то, что нужно создать себе условия, при которых вы сможете повторно переступать через свой страх.
Скажу честно, я был именно таким. Никакая йога и глубокие копания в психике не помогли, единственное, что меня спасло — это случай.
Мне посчастливилось познакомиться с одним великолепным академическим тенором из таллиннской консерватории. Разговорившись, он предложил пойти послушать его исполнение на улице. Как выяснилось, каждый вечер он выходил на главную улицу старого города с гитарой, устраивался поудобнее, открывал футляр и пел классические произведения.
Когда я об этом узнал, я впал в ступор. Мне страшно было даже представить, каково это петь на улице, ведь люди засмеют!
Однако всё оказалось совсем иначе. Через минут десять пения вокруг моего знакомого собралась приличная толпа туристов и горожан. После каждого произведения стоял оглушительный шум аплодисментов и свиста, а футляр гитары быстро наполнился иностранной валютой. Через час приятель встал, поклонился публике, и мы ушли.
Я спросил, как ему удаётся сохранять спокойствие перед толпой, а он сказал — попробуй сам, и всё поймёшь.
Надо признаться, я испугался и долго не мог решиться на этот поступок.
Однако однажды я позвонил и предложил вечером собраться на улице — поиграть вместе. Он согласился.
Можете представить мой страх, когда я пытался заставить себя сесть и достать гитару из футляра. Я говорил себе «Это же так просто! Сядь и пой, просто для себя!» Ничего подобного, я не мог заставить себя сделать это. Пришлось отложить до лучших времён.
В следующий раз мы пошли вместе опять. Я решил, что должен заставить себя преодолеть этот нерациональный и глупый страх. Я достал гитару, сел на тихой улочке в старом городе и начал петь. Вскоре появились первые прохожие. Я
постарался сделать вид, что играю сам для себя. Помню, как покрылся испариной и был красный как рак.
Однако тут произошла удивительная вещь. Я услышал звон монет.
Даже слова песни забыл от удивления.
Открыл глаза — никого; вдалеке женщина с ребёнком помахали мне рукой. Рядом на камнях лежали деньги. Страх улетучился сам собой. Откуда ни возьмись появилась толпа туристов, и вскоре у моих ног лежала груда монет и банкнот.
Я пел и не боялся.
Больше не боялся ничего.
Получив отдачу от публики, пусть и в виде денег я понял, что бояться нечего, люди ценят то что ты делаешь, им нравится, а значит всё не напрасно. С тех пор я всегда волнуюсь перед выступлениями, но на сцене получаю только удовольствие.
Что делать и чего не делать на сцене
Как вести себя на сцене?
Куда деть руки?
Как поставить ноги?
Куда повернуться
Как наклониться?
Столько вопросов — и ни одного ответа!
Если вы испытываете острую нехватку сил оторвать руку от микрофонной стойки или сдвинуть свою задницу на пол-метра влево или вправо, то прочитайте это.
Есть два варианта. Первый — вы поёте в гордом одиночестве под минусовку (пение под плюс не считается пением вообще), либо аккомпанируете себе сами. Второй — вы поёте с группой. Есть ещё и третий — когда вы подпеваете кому-то, но это мы рассматривать не будем. Соответсвенно, если вы выступаете с группой, вы должны учитывать те факторы, которые отсутствуют в случае, если вы поёте один, и наоборот.
Рассмотрим вариант с группой
Не вдаваясь в подробности, следует отметить важность сотрудничества музыкантов на сцене. Группа — это один организм, и каждый должен слушать другого, взаимодействовать и учавствовать в шоу.
Кстати — о шоу. Как это не обидно звучит, но большинству (не всем) людей не особо интересны подробности вашего мастерства как вокалиста или инструменталиста. Прежде всего толпа жаждет ШОУ, для чего она, в общем-то, и приходит на концерт. Есть и такие, кто хочет получить чисто эстетическое удовольствие от профессионального исполнения, но таких слушателей меньшинство, рассчитывать на них — по меньшей мере глупо.
Поэтому, если вы выйдете на сцену и зарубите офигенный рок, вытягивая сверхвысокие ноты и поражая воображение своими мелизмами, но при этом будете стоять, как столб с каменным лицом, пытаясь рукой продавить металл микрофонной стойки… Публика заснёт на третьей песне. Вам не будет веры, потому что ваш образ не будет соответствовать тому, о чём вы поёте.
Посмотрите концерты великих рок-звёзд
Обратите внимание на то, что они вытворяют на сцене. Мало того, что они активно двигаются — они взаимодействуют друг с другом, они общаются во время песни, даже не произнося при этом слов.
Вы когда-нибудь задумывались о барабанщике, к которому вы весь концерт стоите своим неповторимым задом?
Может, стоит повернуться и встретиться с нима взглядом, одобрительно кивнуть на какую-нибудь офигенную сбивку? Он ведь не только для себя старается.
А басист? Что бы было без баса? Да ничего не было бы. Бас это основа музыки, от него вся гармония отталкивается.
А гитарист? Музыка стала бы пустой, если бы он замолчал.
К чему вся эта вода? Да к тому, что вокалист, хоть и важный перец, но уважение к своим музыкантам должен проявлять. Отношение типа «Да вы вообще мне только фоном нужны» можете засунуть себе куда подальше. Это эгоизм, и публика его не оценит, потому что вы на сцене, как на ладони.
Теперь о том, куда девать руки
У многих — наболевшая проблема. Не дай Бог в руках не окажется гитары или микрофона — теряются и забывают обо всём на свете.
Кто-то крутит в руках микрофонный кабель, пока тот не завяжется узлом, другой держит гитару, как трофей, изредка изображая, что играет баррэ.
Купите себе большое зеркало. Дома каждый день пойте перед ним, представляя, что вы на сцене. Продумайте, что вы будете делать с руками, на каких эмоциях.
Например, в кульминационных местах вы прижимыете локти к бокам и сжимаете кулаки подняв руки вверх, либо ещё как нибудь, тут уже всё
зависит от вашей фантазии.
Одновременно работайте над мимикой, чтобы маска безразличия не присутствовала на вашем лице.
Не позволяйте рукам безвольно болтаться, как сосиски, пусть будет хоть какое-то осмысленное движение. Если фантазии не хватает, то понаблюдайте за известными исполнителями, проанализируйте их движения и возьмите что-то на вооружение (ради бога, не копируйте один к одному).
В общем, если у вас есть проблема с тем, куда деть руки — репетируйте перед зеркалом и продумайте всё заранее.
Когда вы почувствуете, что можете обходиться без зеркала, то пробуйте сделать то же самое перед сторонним слушателем, это совсем другое дело.
Если слушатель (ваш друг или родня) не найдёт ваши движения неуклюжими и неуместными, значит всё в порядке.
Если скажет, что вы выглядите как клоун — смело режьте вены. Шутка. Просто спросите совета у кого-нибудь более компетентного.
А может быть, есть смысл обратиться к хореографу?
Движение на сцене — это ещё один важный вопрос
В зависимости от стиля музыки движение может очень сильно отличаться. Недостатком многих вокалистов является неумение хорошо и пластично двигаться. Если в роке достаточно прыгать и трясти хаером, то в какой-нибудь современной R`N`B песне такой номер не пройдёт. Тут уже не обойтись без постановки хореографии.
Конкретных советов по тому, как вы будете строить своё шоу, я вам не дам, и никто не даст. Тут многое зависит от музыки, от текста, от того, что вы пытаетесь донести, да и от имиджа, в конце концов.
Только один совет — постарайтесь не копировать кого-то очень известного — это может сойти за плохую пародию.
Например, был случай — мы выступали с группой на дне города, и перед нами на сцену вышел парень, который изображал Верку Сердючку. Это была пародия на пародию. Хотелось просто плеваться.
Так что будьте оригинальны. Если вы поёте что-то известное, например, делаете кавер популярной песни, которая у всех на слуху, то ни в коем случае не копируйте голос, манеру и стиль оригинала. Вы всё равно не споёте точно так же, а только докажете, что вы неоригинальны — даже если вы снимете голос один в один. Подражание и копирование важны и полезны на этапе обучения, но не на сцене
fdstar.com
Как перестать стесняться и начать петь: 10 простых шагов
Я не знаю более легкого способа расслабиться, получить удовольствие и эмоциональную разрядку, чем пение. Вы поете любимую песню и автоматически получаете терапевтическую дозу релакса. И это не пустые слова, ведь в процессе пения наш организм вырабатывает окситоцин и эндорфины — те самые “гормоны счастья”, которые помогают нам справляться со стрессом.
Но я знаю многих людей, для которых само пение является стрессом. И это меня искренне расстраивает… Ведь каждый, абсолютно каждый человек может получать удовольствие от пения и восстанавливать свое душевное равновесие этим простым, а главное — бесплатным способом.
Почему пение часто вызывает страх и что с этим делать?
Почему это происходит? Почему многие люди стесняются выступать на публике? Почему такое простое и естественное действие вызывает столько страхов?
“У меня нет голоса”, “Я не попадаю в ноты”, “Мне медведь наступил на ухо и еще потоптался”… За 3 года ведения проекта “Дом музыки” я слышала подобные слова тысячи раз. И вдруг — мама переступала через барьеры, начинала петь и радовалась этому открытию, как ребенок.
Давайте сегодня попробуем решить задачу.
Условие № 1 — Вы можете говорить и значит можете петь!
Условие № 2 — У вас есть какие-то страхи (их природа может быть любой, но главное результат — стесняетесь вы петь или нет).
Неизвестное: Как быть, если пение вызывает дрожь в коленках и заставляет потеть ладошки?
В этой статье я дам несколько советов, как расслабиться, отбросить стеснение и сделать самый первый шаг к своему природному голосу. Поехали?
Шаг № 1 Признайте и примите свой страх и сомнения
Встаньте перед зеркалом и спокойно скажите себе: «Да, я боюсь, но это нормально». Ведь пение для вас — это выход из зоны комфорта, а значит, такая реакция абсолютно естественна и нормальна.
Кстати, в нашем игре «Музыкальное путешествие» мы выполняем много простых и действенных полезных упражнений на раскрытие своих способностей, будем рады Вас видеть!
Шаг № 2 Выберите песню и распечатайте слова
Вы еще не поете, но не просто прочитали эту статью, а приметили какую-то песню, которую можно было спеть — шаг 2 сделан!
Пусть она будет самая простая, для первого раза нам не нужны сложные произведения. Возможно, ваш выбор падет на детскую песенку или колыбельную, известную народную композицию, бардовскую песню или любимую песню из кинофильма — отлично! Не можете определиться? Взгляните на мой список простых и интересных песен, которые подойдут для этого случая (список в конце статьи).
Шаг № 3 Скачайте песню на телефон и послушайте ее
Важно сделать это как можно большее количество раз в течение дня, между делом — на прогулке, во время готовки еды. Песня должна войти в ваш слух.
На этом этапе петь не обязательно, но подмурлыкать мелодии можно. Не важно, насколько хорошо это будет получаться.
Шаг № 4 Выучите песню наизусть
Вся фишка в этом — мы должны именно выучить песню, слова и мелодию.
Кстати, пение — отличное упражнение для развития памяти, ведь нужно запомнить и мелодию, и слова, и ритм, и какие-то эмоциональные оттенки.
Для того чтобы было проще выучить песню, спойте ее несколько раз вместе с исполнителем. Здесь не нужно петь очень громко или, наоборот, тихо. Спойте естественным голосом, не напрягаясь, но чтобы это было пение, а не напевание.
Шаг № 5 Получите удовольствие и позвольте себе ошибаться!
Возможно, вы не будете попадать в ноты, а голос не будет вас слушаться — это НЕ ВАЖНО! Постарайтесь дать пению самое главное — эмоции, которые будут транслироваться через ваш голос. Скажите себе в сотый раз: “Я не собираюсь завтра выиграть в шоу “Голос”. Я просто делаю первый шаг и борюсь со своими страхами”… А для вдохновения прочитайте нашу статью «Как избавиться от перфекционизма».
Шаг № 6 Спойте эту песню в душе
Почему в душе? Во-первых, в душе отличная акустика и голос звучит очень необычно. Во-вторых, есть ощущение, что в душе вас никто не услышит. В-третьих, это просто прикольно — как в кино.
Шаг № 7 Улыбайтесь, когда поете!
После того как в душе будет хорошо получаться, выходим в свет!
Здесь я хочу дать вам один совет: попробуйте улыбаться во время пения — и вы удивитесь, как при этом меняется ваш голос.
Дело в том, что на улыбке у нас по особому работают мышцы и голос звучит более звонко и красиво.
Шаг № 8 Версия караоке.
Если у вас получается петь вместе с исполнителем, попробуйте спеть под версию караоке. Сейчас в интерьере можно найти караоке версию практически любых песен. Наберите в поисковике название и добавьте караоке. Это не так просто, как петь вместе с основной мелодией и исполнителем, но попробовать точно стоит!
Шаг № 9 Найдите того, кто может вас поддержать!
Найдите в вашем окружении человека, которому можно довериться. Расскажите о том, что вы проводите эксперимент и хотите справиться со своими страхами. Объясните, что вы готовы начать петь, даже если у вас это не получается идеально. Попросите его поддержать и похвалить вас, как бы вы ни пели.
Спойте песню вашему другу! Его слова не будут лестью, это необходимая волшебная палочка, чтобы справится с драконами страха, которые мешают выступать перед кем-то.
Шаг № 10 Поздравляю! Вы готовы. Запишите свой голос на диктофон
Сейчас диктофон есть в каждом телефоне. Вы можете записать свой голос, исполняя песню вместе с певцом, что самое простое. Если у вас уже есть опыт пения, то можете попробовать спеть под караоке-версию. Сейчас легко найти в интернете или в Youtube “минус” практически любой песни. Или спойте песню просто так, без музыкального сопровождения.
Обратите внимание на один важный момент — если вы впервые делаете запись своего голоса, то вы наверняка его не узнаете при прослушивании записи. И это нормально. Дело в том, что мы себя слышим по-другому, чем все окружающие. И сразу должна вас предупредить: очень многим свой голос в записи не нравится. Будьте к этому готовы и просто постарайтесь принять свой голос, каким бы он ни был — ведь это вы, ваша индивидуальность, ваш уникальный тембр голоса. Это удивительное чудо природы, потому что все голоса разные, и в каждом есть своя изюминка.
Самое главное — начать петь в любом варианте, полюбить свой голос и поверить в себя!
Конечно, для того, чтобы очень хорошо петь, нужно заниматься, потому что голос — это мышцы и мозг, который ими управляет. Нужно согласовать работу, накачать мышцы, которые принимают участие в производстве голоса, потренироваться с чувством ритма, поиграть с тембром, найти свой сильный природный голос. Но это все позже… сейчас самое главное:
1) Просто начать петь в любом варианте
2) Принять свой голос и сделать его запись
3) Поверить в свои музыкальные способности
Приглашаем на игру «Музыкальное путешествие»!
В проекте “Дом музыки” я буду рассказывать и показывать, что же делать дальше, чтобы развивать вокальные способности, но давайте начнем с первого шага! А сделать этот первый шаг вы можете в компании единомышленников — участников нашей 7-дневной игры «Музыкальное путешествие». Участие online — бесплатно! И очень интересно и полезно для развития уверенности в себе и своих талантов. Присоединяйтесь!
СПИСОК простых песен:
- Ой, цветет калина
- Говорят, мы бяки-буки
- Баю-баюшки баю
- Антошка, Антошка
- Ромашки спрятались
- Постой, паровоз
- Песня мамонтенка
- А нам все равно
- Если б я был султан
- Солнышко мое
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
- Если у вас нету тети
Автор проекта Дом музыки Мария Шаро
maria-sharo.com
Как не бояться сцены
Как не бояться сцены
Эта история приключилась со мной во время обучения на первом курсе Академии Йоги и приведена здесь как пример к статье «Развитие чакры вишудхи».
На занятиях в Академии много внимания уделялось развитию творческих способностей,таких как танцы, пение и рисование, гитара, стихо- и сказкосложение и т.д. Конечно, это кроме общеобразовательных и специальных дисциплин. Всё это, как я сейчас понимаю, способствовало развитию вишудхи поведенческими факторами. Можно ещё развивать чакры при помощи дыхательных упражнений, асан и медитаций. Но, в конечном итоге, критерий освоения – это практика.
Итак, однажды, собрали несколько групп, около сотни человек, в актовом зале со сценой и провели занятие на тему: » Выступление со сцены». Было дано задание – по одному выйти на сцену, представиться, объявить свой номер и спеть любую песню по своему желанию. Без музыкального сопровождения.
Надо сказать, шоу получилось! Интересно было наблюдать. Некоторые, конечно, пели хорошо. Некоторые, если не грешить против истины — совсем не умели петь. В исполнении многих пришлось прослушать пару одних и тех же детских песен. Это было своеобразное испытание для слушателей. Были и такие, которые вместо того, чтобы пропеть песню, пытались прочитать стихи. Им напоминали задание, а они как-бы не понимали, в чём, собственно, разница. Номер всё равно не прошёл – пришлось петь.
В целом, хороший был урок и для слушателей и для исполнителей.
Пришла и моя очередь.
Надо сказать, что с пением у меня сложные отношения – что-то вроде вялотекущей, неразделённой любви. Т.е. я иногда люблю попеть, и всегда пою с удовольствием. Правда, обычно, когда никто не слышит. Чаще всего — когда еду один в автомобиле по трассе. Время есть, езда однообразная. Дело в том, что у меня есть такая проблема – я часто не попадаю в ноты. Причём, слышу, что пою неправильно – и всё равно не попадаю, особенно без музыки. Наверное, при некотором усердии этот недостаток можно было бы исправить,… но пение – не моё амплуа. Пою я с удовольствие и мне этого достаточно.
А тут – выступление со сцены перед аудиторией. Многие мне знакомы, но тем не менее…
Вышел. Представился. Объявил: « Прошу прощения у всех имеющих уши – сейчас я буду петь! (некоторые похлопали, некоторые заулыбались – наверное, подумали, что шучу). Романс «Гори, гори моя звезда». И – запел!
По ходу выступления часть публики стала выходить из зрительного зала (наверное, тонкие ценители). Хотя я старательно выводил мелодию и одновременно понимал, что получается не очень, всё-таки отметил про себя, что со стороны всё это должно выглядеть довольно забавно (и само выступление, и реакция слушателей, и уход публики). Но я же предупредил!
Допел до конца. Откланялся. Раздались жидкие аплодисменты (я так понимаю — аплодировали самые продвинутые, сочувствующие, а также те, кто достойно выдержал испытание). И я в хорошем настроении покинул сцену.
Некоторые комментарии и практические рекомендации.
Конечно, никто и никакие советы не могут гарантировать вам успех на сцене, однако есть правила и «законы жанра», соблюдая которые, вы сможете не бояться сцены, достаточно уверенно чувствовать себя перед аудиторией и даже получать удовольствие от процесса. Как говаривали древние римляне: «Предупреждён – значит вооружён». Всё остальное – дело практики и личной силы (не физической).
Первое, что надо понимать перед выходом на сцену – это то, что вы будете иметь дело с коллективным разумом (и сознанием), который в любом случае превосходит ваш собственный. Он знает о вас всё, буквально. Он прекрасно знает ваш потенциал и вашу компетенцию.
В каком-то смысле, выступление со сцены — это игра коллективного разума с вашим собственным разумом, вашего сознания — с сознаниями всех присутствующих. Конечно, вы тоже являетесь частью этого коллективного сознания, но если вы вышли на сцену, то вам отводится особая роль. Это тот случай, когда коллективный разум обогащает вашим опытом, вашими знаниями, вашими идеями всех присутствующих, одновременно, по ходу обучая вас, обогащая ваши знания и часто выводит вас на новый уровень понимания своих же знаний и умений. Человек часто говорит со сцены такие вещи, которые сам слышит впервые, доходит до того, что ранее ему не удавалось понять. Или он вовсе об этом никогда не задумывался.
Второе, что надо знать – коллективный разум всегда играет по вашим правилам. Если вы искренне делитесь своими знаниями с аудиторией, то коллективный разум искренне поделится с вами, воздаст сторицей. Если вы хитрите и пытаетесь ввести всех в заблуждение, то коллективный разум перехитрит и введёт вас в заблуждение. Даже если вам удастся ввести в заблуждение каждого из присутствующих в отдельности. Даже если вам покажется, что всё удалось – это ничего не значит.
Третье. Важно кем вы себя позиционируете в данном конкретном случае. Вы — председатель профкома на профсоюзном собрании, или вы — актер театра комедии. Спрос будет по названию роли, которую вы выбрали в данном случае. Здесь надо помнить, что если вы — мастер, то легко сможете сыграть ученика, спрос будет как с ученика, но и обучать вас будут как ученика. Скорее всего, вы зря или неэффективно потратите время. А если вы — ученик, но заявили о себе мастером, то спрашивать с вас будут как с мастера. Скорее всего, вы потерпите фиаско – обмануть коллективный разум не удастся. Снисхождений не бывает. Здесь уместно вспомнить русскую поговорку: «Назвался груздем – полезай в кузов».
Если вас представлять будет кто-то другой, постарайтесь, чтобы он сделал это правильно. Если вам не понравилось, как вас объявили – сделайте поправку перед основным выступлением.
Выступая на сцене надо быть честным, соблюдайте принцип правдивости. Помните у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»: «Правду говорить легко и приятно». В этом случае вы сможете полностью отдаться взаимодействию с коллективным разумом (простите, я часто использую этот термин, однако так оно и есть) и получить от этого удовольствие. Иначе вам придётся все контролировать, т. е. перейти на уровень манипуры. А с этого уровня никакого взаимодействия с коллективным разумом не получится. Будет противодействие. Полагаю, не надо объяснять, кто выиграет?
Конечно, если вы — актёр, вам лучше всего не играть роль другого человека, а вжиться в образ и сыграть другого себя. Если вы внутренне не можете принять роль – принимайте решение.
В приведенном в начале статьи примере, я честно заявил, что не умею петь и сделал это изрядной долей иронии, что неплохо умею делать, при желании. Другими словами – выбрал сильную позицию, или, как говорят, стал играть на своём поле. И чтоб подчеркнуть такую направленность выступления, вещь для исполнения выбрал сложную. Я и вспоминаю то этот случай с долей иронии и с удовольствием. В общем, всё удалось.
В данной статье я не стал писать, как не бояться сцены, используя технические приёмы типа: написать вручную текст будущего выступления, прочитать перед зеркалом, записать выступление на видео и проанализировать, положить рукопись выступления под подушку перед сном и т. д. Конечно, эти приёмы работают. Подготовке следует уделять самое серьёзное внимание. Выступление на сцене – это сочетание личной подготовленности и общения с коллективным разумом.
Здесь я описал характеристики той силы в виде коллективного разума, с которой вам неизбежно придётся столкнуться, если вы окажитесь на сцене перед аудиторией. Эта сила могущественная и многоликая. Она всегда повернётся к вам тем лицом, которое будет отражением вашего собственного. Или отражением той части вашей сущности, которую вы представляете на сцене.
Мне кажется, что чаще всего многих страшит неизвестное. Если вы знаете, с чем вам придётся встретится, то вы сможете подготовиться и достойно принять вызов.
P.S. Надеюсь, что эта статья была полезна тем, кому надо научиться не бояться сцены.
Автор статьи: Киризлеев Сергей.
Напишите свой отзыв на эту статью.
Поделитесь ссылкой в соц. сетях.
kirizli.ru
Как чувствовать себя уверенно на сцене
Ирина Швец
Общественный деятель, директор и основатель тренинговой компании, начинающий блогер. Имеет двадцатилетний опыт успешного предпринимательства и двенадцатилетний опыт бизнес-тренера.
Умение публично выступать — необходимый навык делового человека. Переговоры, собрания, презентации или встречи рано или поздно заставляют выходить на публику. Почему же некоторые люди чувствуют себя неуверенно во время публичных выступлений? Стена из комплексов, страхов и предрассудков встаёт между ними и сценой.
В своей работе мне приходится уговаривать людей выступать на сцене и я сталкиваюсь с их страхами. Чаще всего это страх быть посмешищем. Ещё люди боятся ответственности, излишнего внимания, осуждения и даже сглаза. При этом они могут говорить «Я не боюсь, я просто не люблю сцену!», а получив микрофон, увлекаются настолько, что срывают регламент мероприятия.
Причины этих страхов часто родом из детства. Один из примеров — средняя школа. Предлагаю перенестись в обычный класс. Что можно там увидеть? Ученик-активист, выполнив задание учителя, с азартом тянет руку, но учитель не вызывает его к доске. Учителю не интересен этот ученик, он хочет вызвать того, кто не подготовился к докладу. Когда неподготовленный ученик получит свою двойку, учитель доберётся до того, кто стремился к доске, и не дай бог ошибиться этому «выскочке». Учитель и ему может сказать: «Дети, „я“ — последняя буква в алфавите!»
Что уяснят для себя дети на таком уроке? Не высовывайся, а высунешься — нарвёшься на неприятности. Во взрослой жизни этот урок трансформируется в нелюбовь выступать на публике и осуждение тех, кто любит сцену.
giphy.comА теперь давайте проясним, что же такое сцена. Это подиум с микрофоном, вокруг которого сидят люди? А если без микрофона — это сцена? А если нет подиума и нет микрофона? Площадка, вокруг которой сидят люди, — это сцена? А площадка, вокруг которой люди не сидят, а стоят, — это по-прежнему сцена?
Позвольте продвинуться ещё дальше. Площадка, вокруг которой стоят всего двадцать человек, — это сцена? А теперь — внимание! Если пришёл только один зритель, площадка всё ещё остаётся сценой? В том-то и дело, что на такой сцене мы выступаем ежедневно, когда разговариваем с детьми, партнёрами, друзьями, родственниками, сотрудниками и так далее. Мы выступаем на сцене жизни. И у нас уже есть опыт публичных выступлений — осталось перестать их бояться и начать любить.
Как же полюбить нелюбимое? Вы замечали, что мы чаще не любим то, что у нас не получается? А не получается только потому, что у нас мало практики. Чтобы практиковаться в публичных выступлениях, начните с маленькой аудитории. Цените каждого зрителя.
Самая искренняя (и строгая) аудитория — дети. Если вашу речь понял ребёнок и ему было интересно, значит, она понравится каждому в зрительном зале. И дело не в примитивном уровне выступления, а в той ясности и живости, которую мы неизбежно используем, когда разговариваем с детьми. Предлагаю взять эту формулу общения для аудитории любого статуса и возраста. Так как же избавиться от страхов и волнения перед публичными выступлениями?
Используйте волнение как инструмент
Волнение даже полезно, оно помогает мобилизоваться. Благодаря волнению, на лице появляется лёгкая краснота, что умиляет публику. Ваше сильное волнение вызовет у зрителя сопереживание, так как он сам боится оказаться в такой ситуации. А если вы ещё и честно в этом признаетесь, то на поддержку зала можете смело рассчитывать. Только не говорите шаблонных фраз, а расскажите анекдот или покажите видеоролик в тему и при этом скажите: «Посмотрите, пожалуйста, пока я буду справляться с волнением» или «Ну что же, расскажу анекдот, пока буду справляться с волнением».
Визуализируйте своё выступление
Не пишите длинный конспект своей речи, а нарисуйте картинки, которые вам намекнут, о чём нужно обязательно сказать. Этот приём позволит меньше суетиться, не всматриваться в текст и не надевать очки во время выступления.
Говорите только о том, в чём разбираетесь
Вспомните экзамен по предмету, который вы понимали и обожали: вы шли на него как на праздник и не волновались. Вот и на выступление идите как на праздник, так как тема вам понятна и вами любима. А если вас просят выступить на тему, в которой вы ничего не понимаете, честно заявите об этом и откажитесь. Такой поступок вызовет больше уважения, чем выступающий, который не понимает, о чём говорит.
Проговорите каждую часть речи перед зеркалом
Проговорив каждую часть своего доклада, вы определите его длительность. Записав себя на видеокамеру, дайте посмотреть человеку, которому всецело доверяете. Попросите прокомментировать содержание вашей речи, а также жесты, мимику и слова-паразиты. Только не переусердствуйте. Это нужно проделать всего пару раз. Иначе на сцене вы не скажете то, что запланировали, так как подсознание решит, что вы это уже говорили.
Разогрейтесь перед выступлением
Спокойно разомните ноги — это можно сделать сидя, незаметно сжимая и разжимая ступни. Только не прыгайте и не приседайте, это собьёт дыхание. На сцену не выбегайте, идите спокойно. Перед выступлением пропойте с закрытым ртом, как бы промычите песню, это разогреет голосовые связки.
Смотреть и не видеть
Идеально во время выступления смотреть зрителю в глаза, но, как показал опыт, это пугает начинающего оратора. Смотрите на причёски зрителей — они решат, что вы смотрите им прямо в глаза. А если вы заметите недоброжелательный взгляд, то это вовсе не означает, что слушателю не нравится рассказ. Люди, когда внимательно слушают, как правило, мимику не контролируют.
Любимый приём
Десять раз повторите: «Я люблю сцену», — и она обязательно вас услышит и ответит тем же. У меня этот приём срабатывает, когда я боюсь. Когда вы говорите о любви, страхи уходят. Невозможно чувствовать одновременно и любовь, и страх. Попробуйте!
Волшебная приправа к вашей речи
Любите. Не критикуйте. Уважайте. Не унижайте и не возвышайтесь. Не поучайте, а вместе делайте чудесное открытие. Говорите правду. Несите радость. Будьте интересны. Будьте полезны. Будьте лаконичны.
lifehacker.ru
Хочу петь на сцене, но боюсь! Пан или пропал?
Желание петь сопровождает меня всю мою сознательную жизнь. Причем, было это так: я пела всегда. Под магнитофон (ну, как водится), потом в музыкалке в хоре, где, естественно, даже намека на постановку голоса не было. Даже пару раз стояла на сцене (это с высоты опыта, который есть сейчас, позор тот еще). Ну, в глубинке народ не такой избирательный. Про опыт в караоке — молчу. Есть эмоция — получается. Главное, думать не о нотах, а о смыслах.
Но несмотря на опыт и желание, состояние от «я хочу петь» до «я УГ, я ничего не умею» колебалось много лет. Пока наконец не пришло к уверенному: «я хочу петь, я БУДУ петь, я не умею — я научусь».Как только созрело это внутреннее «я научусь», я привязалась к Вере vera_trofimova на тему, что хочу… «я б в певцы пошла, пусть меня научат». Вера королевско-дружеским жестом пнула меня в верном направлении.
Желающим петь:
Главное здесь, как и во многом другом, наличие желания и намерения. Вы думаете, взяли в руки микрофон и запели? Нет. В идеале надо учиться петь вообще без микрофона. Научиться голос подавать, правильно дышать, не перепрыгивать с регистра на регистр, не бухаться на ноты и не влезать на них.
Сложно?
Лучше всякой диеты! Если вы правильно дышите, по-началу кружится голова, тошнит, все звенит, все болит, с вас сходит семь потов (пресс качается)))). Я выползла с первого занятия выжатая, как лимон, но счастливая донельзя. У меня нет природной постановки голоса. И сама я его себе поставить не могу. Я давно понимала, что нужен преподаватель.. Но к кому идти? Дешево и сердито или дорого и непонятно как?
Выбор преподавателя — вопрос сложный и глубоко индивидуальный. У меня было несколько вариантов. И уже сформировавшиеся требования к самой себе. В итоге остановилась на классике: преподавателе с консерваторским образованием и огромным стажем. Она сама поет волшебно и заставляет тебя звучать.
Что делать со страхом?
Есть смущение, что то, что ты из себя выдаешь — это плохо? А не петь не получается? Нужно понять, чего именно вы хотите, какие цели в этом занятии? Я хочу петь, у меня есть определенная цель в плане сцены и дальнейшей привязки собственной жизни (хотя бы частично) к ней.
Ну так вот, по поводу страхов. Мой преподаватель при встрече мои страхи разбил несколькими предложениями. Когда есть потенциал, желание и намерение, возможно все. Главное, вкладываться в то, что ты делаешь. Хочешь петь? ПОЙ! А преподаватель направит. Случаи, когда получается с первого раза круто — можно пересчитать по пальцам.
И самое главное, конечно… ©Петь надо не голосом — петь надо душой.
Что касается пения и меня: все только начинается. И я не могу пока облечь в слова то, что чувствую по всему этому поводу. Возвращаюсь к себе 🙂
era-elto.livejournal.com
Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.
Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).
Каждому артисту нужно научиться готовить себя к выступлению, научиться легко входить в оптимальное концертное состояние – такое состояние, при котором страх и волнение не портят выступления. В этом ему помогут как долгосрочные, постоянные меры (например, спортивные тренировки), так и конкретные локальные меры, к которым прибегают непосредственно перед выходом на сцену (например, особый режим концертного дня).
Физическая активность для общего тонуса артиста
В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.
Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.
Как побороть волнение перед выступлением?
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии
Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.
Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!
Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.
Упражнение 2. Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!
Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.
Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).
Мастера сцены советуют…
Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив!
Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Что делать непосредственно перед выходом на сцену?
Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь).
Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь. Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам!
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Автор – Алёна Лескова
music-education.ru