4. Фазы развития личности

Развитие личности – это процесс вхождения индивида в определенную социально-культурную среду, т.е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп общества, обладающие установившимися правилами и нормами поведения.

Фазы развития личности

1. Адаптационная

усвоение социальных ценностей, правил и норм поведения (обычно в семье, без конфликтов)

3. Интеграция

индивидуальные черты личности и социальных норм (проблемная фаза, ребенок в группе, в труде, ЗОЖ и т.д. )

2. Индивидуализацияразвитие генетически заложенных факторов личности (задатки, способности у ребенка)

Неизбежно возникают противоречия между двумя линиями развития человека: социально адаптационным и генетически заложенным.

Именно поэтому по мере формирования личности, возникают трудности адаптационного периода на 1 фазе развития личности. Эти трудности в той или иной степени связаны с противоречием между, как правило, приветствуемой обществом тенденцией «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации – стремлением «стать самим собой» характерной для 2 фазы. Фаза интеграции связана с процессом интеграции специфических характеристик человеческой индивидуальности и общественных норм. При этом обычно преобладающее значение имеют нормы относительно узкой общественной группы, того социального слоя, который непосредственно окружает данного человека.

Если человеку удается нормально адаптироваться в имеющей для него важное значение нормативной (референтной) социальной группе, т.е. в группе, соответствующей его социальным интересам, то такая ситуация способствует успешному завершению фазы интеграции. При условии интеграции человека в референтную группу с высокоразвитыми положительными социальными ценностями и моральными нормами у него активно формируются такие положительные черты характера, как справедливость, гуманность, требовательность к себе, доверие к людям, потребность в полезной деятельности и т.д.

Однако в случае трудностей, возникающих на стадиях индивидуализации и интеграции, когда человек не может преодолеть сложности адаптационного периода, у него развивается комплекс негативных качеств: зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, конформизм.

Эти фазы развития личности пересекаются с фазами социализации (первичная, вторичная, повторная).

5. Структура личности

В структуру личности включают ряд систем: способности, мотивация, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, эмоции и чувства, нравственные качества.

Личность

Темперамент

Нравственные качества

Характер

Эмоции, чувства

Мотивация

Воля

Социальные нормы и установки

Способности

Данные структурные качества будут определять потребительское поведение личности.

Темперамент – индивидуально-своеобразная природно-обусловленная совокупность динамичных проявлений психики, т.е. интенсивность, скорость, темп, протекания психических процессов (реакций). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Характер – своеобразие склада психологической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь, — в отношении к людям, к делу, к самому себе. Характер формируется и развивается в процессе познания и практической деятельности.

Способности – возможности человека в той или иной деятельности. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Не путать с задатками.

Эмоции – непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности.

Чувство – осознанное обдуманное, более сложное, чем эмоции, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Воля –сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

studfiles.net

Фазы становления личности

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Фаза адаптации. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

3. Противоречия между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других группах своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют; соответствуют её ценностям, стандартам; способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

Для личности, входящей в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, то есть через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для личности, входящих в группу, некоторого образования «мы», в отличие от другого образования «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, то есть позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

3 фазы становления личности — Перечислить основные фазы становления личности — 22 ответа



В разделе Школы на вопрос Перечислить основные фазы становления личности заданный автором

Прослоить лучший ответ это ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ:
1. Доверие — недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.
2. Автономия — стыд и сомнение (1-2 года) Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.
3. Инициатива — чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.
4. Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.
5. Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника Жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
6. Интимность — одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
7. Творческая активность — застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?
8. Умиротворение — отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Перечислить основные фазы становления личности

22oa.ru

Фазы становления личности — Личностные факторы ранней профилактики сердечнососудистых заболеваний — Превентивная кардиология — Сердечно.ру

Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности.


Модель развития личности в группе

Модель развития личности в группе:

П — потребность быть личностью,
С — способность,
И — источник,
Р — результат.
Стрелка — просоциальное развитие личности; пунктир — асоциальное развитие личности.


Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности.

Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе».

Субъективно — потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сферы других людей, имеющих значение именно для них, а не для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт.

При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения неоформаций личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень. Обозначим эту первую фазу как фазу адаптации.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации («постулат максимизации потребности быть личностью»).

Это характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Так, например, человек, попавший в новую для него группу, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя, потому что другие в нем не могут ее разглядеть в силу ее стертости в их жизни и сознании.

В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в других, он мобилизует все свои ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию. Обозначим эту вторую фазу как фазу индивидуализации.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те обнаруживаемые или демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д.

Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, а сегодня молодые рабочие, пройдя адаптацию, на второй фазе становления своей личности в коллективе стремятся найти пути обозначения своей индивидуальности, своих особенностей, к которым коллектив внимательно присматривается.

В результате эти выявившиеся отличия (рабочая смекалка, юмор, самоотверженность, т. п.) принимаются и поддерживаются коллективом — происходит интеграция личности в общности.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого

Читайте далее:

www.serdechno.ru

3. Периодизация психического развития и этапы жизненного пути личности.

Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Каждый период представляет собой определенную ступень развития личности, оттенок ее жизненного пути. В границах каждого периода выделяются стадии, а в границах каждой стадии – фазы.

Определение периодов, стадий и фаз психического развития человека необходимо для рационального построения системы обучения и воспитания, профессионального самоопределения молодого поколения, полнее использовать трудовой и творческий потенциал взрослого человека на каждом возрастном этапе.

Многие психологи занимались вопросом возрастной периодизации психического развития личности. Известна теории, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

  1. Кризис доверия – недоверия (в течении первого года жизни). Этот кризис связан с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, вследствие чего развивается его доверие или недоверие к окружащему миру.

  2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). Кризис связан с первым опытом обучения ребенка, выработки привычки опрятности. Понимание ребенком, систематичность и последовательность в обучении развивает самостоятельность, тогда как наказания и непоследовательность – страх и сомнение.

  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (от трех до шести лет). Это кризис соответствует дошкольному возрасту, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствует развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводит к закреплению чувства вины.

  4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). Этот кризис происходит в школьном возрасте в зависимости от школьной атмосферы, отношений с одноклассниками и учителями, методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.

  5. Личностное самоопределение и противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом возрасте, когда устанавливаются образы поведения. Положительный опыт развивает идентификацию, негативный является причиной путаницы.

  6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Этот кризис характерен для юношеского возраста. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие опыта может привести к изоляции человека и его замкнутости в себе.

  7. Забота о воспитании нового поколения в противовес «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). При условии нормального развития этот возраст отличается высокой продуктивностью деятельности, активизацией чувства сохранения рода, уважение к мудрости. Нерешенный кризис обуславливает застой.

  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (старше 60 лет). Этот кризис приходится на время старения, когда подводятся итоги жизни. На этом этапе личность либо достигает целостности и принимает неизбежное или завершает жизнь с чувством страха перед смертью.

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 1).

Таблица 1. Стадии развития личности по Э.Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

3. Раннее детство (около 3— 5 лет)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет)

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Обобщая результаты исследований многих психологов – Л.И.Божовича, К.Бернара, Ш.Бюлера, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Косановского, Г.С.Костюка, Б.Д.Эльконина, украинского психолога В.Ф.Моргуна вместе с Н.Ю.Ткачевой предложили целостную схему периоизации развития личности на протяжении всей ее жизни.

1. Фаза новорожденности (до 2 месяцев). В этот период создаются предусловия становления личности. В момент рождения происходит первый кризис, связанный с резким изменением ситуации развития, с переходом от биологического типа развития к социальному. Этот резкий переход от внутриутробного периода существования к послеродового целесообразно смягчать. Есть данные, что адекватное преодоление этого кризиса продлевает жизнь человека в 1,5 раза.

Критерием завершения этой фазы является образование связи «ребенок – взрослый», когда появляется положительная эмоциональная реакция ребенка («комплекс оживления») на взрослого человека. В этот период возникают условные рефлексы на отдельные раздражители, слуховая и зрительная сосредоточенность.

2. Стадия младенчества (1-й год жизни) на этом этапе психического развития ребенка ведущей является потребность в общении, а ведущей деятельностью – общение. По своей форме общение младенца является непосредственно эмоциональным. Суть такого общения – обмен эмоциями между ребенком и взрослым. На этой основе у младенца в процессе собственной детальности и общения со взрослым формируется определенное психическое новообразование, что является предисловием развития личности, сознания. Это целостное образования опосредствует его поведение и ответ на действие внешней среды, централизует психическую жизнь и субъективно переживается как эмоциональное самоощущение.

3. Раннее детство (до 3-х лет). Во внешнем плане оно проявляется как резкий рост независимости ребенка от взрослого. Ребенок овладевает ходьбой и предметными действиями, становится более активным. Взрослые должны своевременно перестроить свое отношение к ребенку, предоставлять ему больше свободы и самостоятельности.

Центральная линия психического развития в это время определяется предметной манипулятивной деятельностью, в русле которой интенсивно формируются другие виды деятельности — познавательная, общение, труд в форме самообслуживания и др.

На стадии от двух до трех лет возникает новообразование, связанное с первичным осознанием собственной «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.

4. Дошкольное детство (от 3-х до 7 лет). Основная потребность этого периода принимать участие в жизни и деятельности взрослых. Однако эта потребность не может полностью реализоваться из-за недостаточности физических сил, знаний, умений, навыков. Не имея возможности удовлетворить «взрослых желаний», ребенок старается стать взрослым в воображении. Ориентируясь на взрослого как на образец, подражая ему, ребенок берет на себя роль взрослого, он действует как взрослый человек, но в форме действий с предметами – заменителями, то есть с игрушками, во время сюжетно-ролевой игры.

В дошкольном воздасте впервые рождается личность. Этот момент связан, по мнению А.Н.Леонтьева, прежде всего с формированием такого психического новообразования, как механизм соподчинения мотивов, когда общественные мотивы впервые подчиняют себе индивидуальные мотивы поведения ребенка.

5. Младшее школьное детство (от 7 до 12 лет). Главной потребностью этого возрастного периода является преображение определенного общественного статуса, реализация общественно значимой деятельности, которой является систематическая учебная деятельность в школе.

Учебная деятельность как ведущая опосредует всю систему взаимоотношений ребенка с взрослыми. Центральным моментом в этом процессе является осознание своего нового места в системе общественных отношений. Взрослые должны способствовать таким психическим новообразованиям у ребенка, как осознание себя субъектом познания через принятие роли ученика.

6. Подростковый возраст (от 12 до 14 лет). В этот период завершается детство, начинается переход к взрослости. Для переходного периода характерно несоответствие между новыми потребностями «полуребенка полувзрослого человека» и застарелым отношением к ним окружающих. В это время возникает кризис, который проявляется в резком противопоставлении себя взрослым, внутренней дисгармонии, стремлением к самостоятельности.

В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность.

Центральным психическим новообразованием является чувство взрослости.

Интенсивно формируется собственная личность. Подросток становится субъектом саморазвития. Изменения в личности подростка являются такими заметными и значительными, и свидетельствуют о «вторым рождением личности» (первое – у детей двух – трех лет).

7. Старший подростковый возраст (15 – 17 лет). Социальная ситуация психического развития старшего подростка определяется его потребностью занять место во взрослом мире, выбрать направление профессионального становления, подготовиться к профессиональной деятельности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учение, но такое, которое обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности. Подросток ставит перед собой проблемы смысла жизни, бессмертия, формирования мировоззрения и тому подобное.

8. Переход к юности (17-18 лет). Этот период характеризуется существенной перестройкой личности, связанной с изменениями в жизни молодого человека (окончание школы, поступление в высшее учебное заведение, начало трудовой деятельности на производстве и др.). он осуществляет переход от познания мира к его преобразованию, от более или менее автономного существования в семье к самостоятельному созданию себя и собственной судьбы, к самоутверждению собственного «Я» в творческой профессиональной деятельности.

9. Юношеский возраст (18 – 23 года). В психологическом плане в этом возрасте осуществляется саморазвитие, сознательное самосовершенствование. Это стадия подготовки к взрослости, к практической профессиональной деятельности. Социальную ситуацию развития можно определить как порог взрослой жизни.

10. Молодость (24-30 лет). Это начальный период зрелости. Первое состояния молодости психологически характеризуется как время поиска себя, выработку индивидуальности, осознании себя как взрослого человека с соответствующими правами и обязанностями, формирования конкретного представления о будущей жизни, встреча с будущим супругом, женитьба и др. В это время осуществляется переход к «оседлому» периоду молодости. Перед личностью встает задача специализации в избранной професии приобретения мастерства.

11. Переход к расцвету (около 30 лет). На этой стадии происходит большой кризис в жизни человека, когда его представления о жизни расходятся с действительностью, жизнь перестает казаться легким и понятным, иногда рушатся основные способы жизни, перестраивается вся личность. Это следствие отдельных ошибок в предыдущий период, недомтаточное понимание сложных процессов жизни, неглубокий анализ прошлого и самоанализа собственной личности.

12. Расцвет (31 – 40 лет). Середина жизни, «золотой век» человека – период наивысшей трудоспособности и достижений. Личность приобретает много жизненного опыта, становится полноценным специалистом, семьянином, достигает вершин творчества. Возникает потребность передать людям то наилучшее, что накоплено, разработано. В конце этого периода человек впервые задумывается над вопросом «Что остается людям?».

13. Зрелость (40 – 55 лет). В этот период человек достигает вершины предпенсионного мастерства, определенного статуса в обществе, накапливает профессиональный опыт общения с людьми. Потребность передавать опыт реализуется в учениках, последователях, в коллективном творчестве, что приобретает статус ведущей деятельности. В этот период снова встает вопрос смысла жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитого. В конце периода зрелости возможен кризис, связанный с изменениями социальной ситуации и возрастной перестройкой организма.

14. Старость можно разделить на пожилой возраст (55 — 75 лет), старческий возраст (75 – 90 лет) и долголетие (свыше 90 лет).

Ведущая потребность пожилого возраста заключается в передаче молодому поколению приобретенного опыта. Она реализуется в общении с другими людьми. У людей пожилого возраста проявляются также потребности в коллективе, в уважительном отношении к себе, в самоутверждении.

Ведущей для старческого возраста является деятельность по самообслуживанию. Выход на пенсию часто вызывает разные кризисные перестроения как физиологического, так и психологического характера. Поэтому он не должен быть резким, не сопровождаться разрывом всех связей с трудовым коллективом и кругом друзей. Старение – это не столько распад, угасание всех уровней жизнедеятельности человека, сколько включение многих приспособительных систем личности к возвратной ситуации.

Последнее время все больше осознается необходимость подготовки человека к старости, овладение умением стареть, руководить личностным перестроением, что сопровождает геронтогенез, который может продолжаться десятилетиями.

studfiles.net

Перечислите основные фазы становление личности, дайте характеристику. помогите пожалуйста.

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ: 1. Доверие — недоверие (грудной возраст) . Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью. 2. Автономия — стыд и сомнение (1-2 года) Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. 3. Инициатива — чувство вины (3-5 лет) . В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей. 4. Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст) . Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным. 5. Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность) . В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника Жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей. 6. Интимность — одиночество (начало взрослого периода) . На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом. 7. Творческая активность — застой (средний возраст) . На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей? 8. Умиротворение — отчаяние (старость) . На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

touch.otvet.mail.ru

Перечислить основные фазы становления личности

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ: 1. Доверие — недоверие (грудной возраст) . Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью. 2. Автономия — стыд и сомнение (1-2 года) Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. 3. Инициатива — чувство вины (3-5 лет) . В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей. 4. Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст) . Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным. 5. Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность) . В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника Жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей. 6. Интимность — одиночество (начало взрослого периода) . На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом. 7. Творческая активность — застой (средний возраст) . На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей? 8. Умиротворение — отчаяние (старость) . На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *