Процесс и стадии формирования личности

Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Особое место в социальной структуре общества зани­мает человек как основной, изначальный элемент этой струк­туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст­вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организа­ций. Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про­дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп­ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото­рые определяют общество.

В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля­ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.

Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отно­шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто­рически развивающейся общности, как человеческий род, че­ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя­тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы­ражается понятием «индивид».

«Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче­ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик­сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо­мент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка­честв.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще­ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст­рактная физическая природа, а социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений и действий, отражающих совокуп­ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми­руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон­ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на­зываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности соци­ально — типическое. Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре­гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично­сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об­щие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен­ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об­щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв­ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне­деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще­ственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо­действия с другими людьми.

Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор­мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци­альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями личность и человек, личность и инди­вид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и де­фекты его физической организации властно влияют на тече­ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин­дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро­дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание, ценностные социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­даются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об­щество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова­тельно и общество происходит из природы; человек – суще­ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при­роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль­ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра­зить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс­шей форме своего проявления, а качественно новое, принци­пиальное, особое явление с присутствующими только ему со­циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи­модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос­вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп­ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор­мирование и функционирование которого обусловлено вклю­чённостью человека в систему общественных отношений. Че­ловек использует биологические качества не только для обес­печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв­ное единство биологических и социальных качеств показы­вает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово­купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно­шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло­гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во­прос о природе человека. В философской литературе сложи­лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при­рода человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.

mirznanii.com

Процесс и стадии формирования личности

Введение.
Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

          Особое место в социальной  структуре общества зани­мает человек как основной, изначальный элемент этой струк­туры, без которого нет и быть не может ни социальных дейст­вий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных  институтов и организа­ций. Человек одновременно и субъект и объект всех  общест­венных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть про­дукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело оп­ределяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, кото­рые определяют общество.

       В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: явля­ется ли личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отно­шений является личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность».

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исто­рически развивающейся общности, как человеческий род, че­ловечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

       Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество, как таковое самостоя­тельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества вы­ражается понятием «индивид».

       «Индивид» — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологиче­ских черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фик­сируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной мо­мент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ка­честв.

       Поскольку социологию  человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выра­жение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного обще­ства. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абст­рактная физическая природа, а  социальное качество».

Личность – социальный облик человека как субъекта об­щественных отношений и действий, отражающих совокуп­ность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него форми­руются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склон­ности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что на­зываем личностью.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Социологический же подход выделяет в личности соци­ально —   типическое. Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, ре­гуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, лично­сти и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее об­щие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех обществен­ных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное со­держание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник об­щественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, прояв­ляющего социально-значимые черты индивидуальной жизне­деятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию обще­ственных отношений.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимо­действия с другими людьми.
Социальное и биологическое.
Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор­мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци­альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен­ства между понятиями личность и человек, личность и инди­вид. Человек – существо биосоциальное. Преимущества и де­фекты его физической организации властно влияют на тече­ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин­дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро­дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля­ются самосознание, ценностные  социальные отношения, из­вестная автономность в отношении к обществу, ответствен­ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож­даются, а становятся.

На протяжении  Х!Х  века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно­сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло­вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома­тически не гарантирует того, что из человека получится вели­кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци­альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об­щество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова­тельно и общество происходит из природы; человек – суще­ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств  с другими живыми существами и подчиняющееся законам при­роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль­ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра­зить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс­шей форме своего проявления, а качественно новое, принци­пиальное, особое явление с присутствующими только ему со­циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи­модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос­вободится полностью от свойств, присущих  животному. Оп­ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор­мирование и функционирование которого обусловлено вклю­чённостью человека в систему общественных отношений. Че­ловек использует биологические качества не только для обес­печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв­ное единство биологических и социальных качеств показы­вает, что человек – существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово­купность всех общественных отношений. В соответствии  с сущностью человека, как совокупности общественных отно­шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло­гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во­прос о природе человека. В философской литературе сложи­лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при­рода человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.

Включенность человека только в два мира – в мир обще­ства и мир органической природы – порождает немало про­блем существования людей. Аристотель назвал человека по­литическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формиро­вании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.

Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя ни­велировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харак­тером, волей, способностями и страстями. Человек есть непо­средственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.
Формирование личности.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз­вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль­ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре­щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но раз­ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци­ально – исторического и онтогенетического развития чело­века.

А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое ин­дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак­тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен­тации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че­ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте­пени выражает себя как общественный индивид. На формиро­вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея­тельности, общественный характер труда, его предметное со­держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз­можность для развертывания  самостоятельности, инициа­тивы, творчества.

       Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно­шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социаль­ного “Я” — это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу­чает “правилам жизни” другую.

Человек более универсален, его биологическая организа­ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло­вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста­дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально — сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче­ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа­лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со­циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по­тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и «не-собой», между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз­воленного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предатель­ство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Раз­витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич­ность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости чело­век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила пове­дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.
Социализация, как процесс формирования

личности.
Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на раз­витие  и формирование личности  оказывает процесс социали­зации.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых  для  его  успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности ин­тегрального социального статуса.    

    В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание со­циологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространен­ные черты личности, проявляющиеся в социологически — ор­ганизованной деятельности, регулируемой ролевой структу­рой общества.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация – сложный, многосторонний процесс обще­ственного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной вос­питательной деятельностью общества.

       Процесс социализации личности — это процесс превраще­ния индивида с его природными  задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

       В процессе социализации человек формируется как тво­рец материальных благ, активный субъект социального отно­шения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

      
Воспитание, как процесс формирования

личности.
На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

       Воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и созна­ния – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения. 

       Проблема воспитания – одна из вечных социальных про­блем, окончательное решение которой  в принципе не воз­можно. Воспитание остается не только одной из самых массо­вых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социаль­ности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными по­требностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомер­ное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее форми­рование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздейст­вии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формиро­вание личности как конкретного носителя социальности с оп­ределенными мировоззренческими, нравственными, эстетиче­скими установками и жизненными устремлениями в резуль­тате воспитания как целенаправленной деятельности обще­ства. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой сто­роны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

       При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.
Заключение.

       Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе дея­тельности, человек приобретает личностные качества и стано­вится социальным субъектом.

       Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двух­летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива­ния биологических и социальных факторов.

       В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, лично­стью становятся. Определенное влияние на развитие  и фор­мирование личности  оказывает процесс становления соци­ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» — это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса —  это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как про­цесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через инте­риоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в при­роде, а именно – общественные. Она расширяется через сово­купность общественных отношений, а, следовательно, дина­мический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По­этому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отно­шений.

       Личностью человек станет, когда начнёт совершенство­вать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фунда­ментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в об­ществе и жизненный путь (судьбу), человек становится инди­видуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые по­зволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

coolreferat.com

Развитие, воспитание и формирование личности, процесс развития и формирования личности

Процесс развития и формирования личности

Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей природными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию

Личность — человек социальный индивид, сочетающий в себе черты общечеловеческого, общественно значимого и индивидуально-неповторимого

Это понятие выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохи, культуры, традиций есть личность обнаруживает себя только в общественных отношениях

Свойственные личности неповторимые черты и особенности выражают ее индивидуальность

Индивидуальность — целостная характеристика отдельного человека, ее оригинальность, самобытность психического склада

Не каждый индивид является индивидуальностью. Для этого ему необходимо стать личностью. Это происходит в процессе развития личности — становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых них и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение. Развитие человека нельзя сводить только к усвоению, простого накопления ней знаний, умений и навичо к из различных областей науки и практической деятельности. Он заключается прежде всего в качественных изменениях психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых возможностей памяти, воспринимается ния, представления, мышления, воли, характера и т.д., в формировании новых качеств личности. Все эти. Психические процессы является необходимым условием формирования личности — становление человека как социального существа ре идок влияния среды и воспитания на внутренние силы развитиявитку.

Понятие»развитие человека»и»формирование личности»очень близки, их нередко употребляют как синонимы самом деле понятие»личность», в отличие от понятия»человек», означает социальную характеристику человека, то есть ее качества, которые формируются под влиянием общения и отношений с другими людьми, обществом в целом. Однако развитие человека и формирование его личности является целостным процессом. В нем большое роль принадлежит активности человека, может в значительной мере способствовать формированию собственной личности, если перед ней будут поставлены воспитателем соответствующие цели и она будет добиваться их выполнения, разви ваючы качества, необходимые для их достижения зависимости от движущих сил выделяют такие виды развития и формирования личности: стихийный, целеустремленный, саморазвитие и самоформированиялеспрямований, саморозвиток і самоформування.

Человеческая личность развивается в анатомо-физиологическом, психическом, социальном направлениях. Анатомо-физиологические изменения проявляются в увеличении и развития костной и мышечной систем, внутренних орга. Ан, нервной системы. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности. В приобретении социальных качеств, необходимых для жизни в обществе, состоит социальное развитие в собистостсті.

Развитие личности зависит от наследственности, среды и воспитания. Его источником и внутренним содержанием являются разнообразные внутренние и внешние противоречия. Они проявляются в психических процессах подниму ения и торможения, в эмоциональной сфере — в ощущениях удовольствия и неудовольствия, радости и горя. Эти противоречия касаются также наследственных данных и потребностей воспитания (ребенок-инвалид благодаря воспитанию в достигает определенного уровня развития), уровня развития личности и идеала (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного воспитанника, он побуждает к самосовершенствованию личности). Стимулируют развитие супе речности между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, ее»сдерживает»моральный долг человека, способствуя формированию здоровых материальных и духовных потребностей личности). Личность активно развивается, испытывая противоречия между своими стремлениями и возможностями (стремясь достичь определенных результатов в обучении недостаточного уровня познавательной х возможностей, ребенок начинает усиленно работать над собойвати над собою).

В учебно-воспитательной деятельности педагогам следует учитывать, что развитие личности школьника имеет подражательный характер (эта закономерность является основой теоретических основ использования примера в воспитании и), а человеческая личность развивается в деятельности (всестороннее развитие природных задатков человека происходит только в процессе ее жизнедеятельности), под влиянием среды (условия жизни, прежде бли зьке окружение, средства массовой информации, улица, школьный коллектив, оказывают ощутимое влияние на развитие личности школьника). Это развитие происходит как результат влияния на все стороны человеческой п сихикы (на уроке, воспитательном занятии должны быть задействованы мышление, внимание, память, воображение, эмоционально-чувственная сфера). Новые черты личности требуют нового отношения к ней (учет в воспитании т олько возрастных особенностей учащихся, но и ежедневное его обогащения знаниями»жизненным опытом), ведь каждый следующий день она иная, чем вчераж учора.

Особенности физиологического и психического развития связаны с анатомо-физиологическим созреванием организма (его органов, центральной нервной системы, желез внутренней секреции). Весь процесс развития у человека разделяют на определенные возрастные периоди.

Возрастная периодизация (классификация) — разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами

Впервые своеобразную возрастную периодизацию личности предложил древнегреческий философ. Платон (428-348 до н.э). Охватывая жизненный цикл развития человека от рождения до смерти, она раскрывает содержание выхо ованный и деятельности личности в каждом возрастном периододі.

Возрастная периодизация чешского педагога. Яна. Амоса. Коменского (1592-1670) предусматривает детство, отрочество, юность, возмужалость и соответствующие степени в системе народного образования, каждый из которых рассчитан н на шесть. Роки.

время в школьной практике утвердилась эмпирическая классификация, связанная с развитием школы и дошкольных учреждений. В педагогике школьный возраст разделяют на младший (6-7 — 11-12 лет), средний, или подлет тков (12 — 15 лет), старший, или юношеский (15-18 лет). Границы возрастных периодов относительно подвижные, потому что природный потенциал детей и воспитательное воздействие на них разные. Каждой возрастной группе присущи определенные ан атомных физиологические, психические и социальные признаки, которые называют возрастными особенностямиями.

uchebnikirus.com

Процесс развития личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Проблема личности в психологии — проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент», «способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности! При этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивидуализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Следует отметить, что социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер. Акцентируя внимание на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с помощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в большинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педагогом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и предпринимаются определенные шаги для ее выполнения.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкулътурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

А в целом, человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности.

Данное понятие было предложено нами на основании анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По нашему мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т. е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.

mirznanii.com

Социализация, Глава четвертая. Процесс формирования личности, Теоретический раздел. Теория личности, процессы ее формирования и развития. Развитие личности. Психология и психотерапия. Курпатов А. В. Страница 11. Читать онлайн


Глава четвертая. Процесс формирования личности

Социализация

Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с чистого листа. Социальные отношения – эта игра, правила которой он будет узнавать в процессе самой игры. Причем его положение разительно отличается от положения «профессионального игрока» (сформировавшейся личности), последний играет и может даже модифицировать правила игры, а ребенок (как формирующаяся личность) узнает эти правила и играет одновременно. Задача формирования личности, задача, которую решает преимущественно сам социум, состоит в том, чтобы создать из ребенка полноценного игрока в социальном действе, и экспромты здесь не поощряются. Из множества природных задатков, которыми обладает новорожденный малыш, социум будет пунктуально отбирать и развивать те, которые необходимы для выполнения определенных социальных функций, а также по возможности блокировать те потенциальные возможности ребенка, которые не вписываются в особенности социальной игры, распространенные на данной территории в данный исторический период времени на данном уровне социальной решетки.

Впрочем, тут возникает определенная концептуальная трудность. Ведь нет полной ясности в том, какую функцию выполняет собственно сам ребенок в процессе своей социализации. Теория научения, кажется, вполне отвечает на поставленный вопрос: ребенок, по ее мнению, выполняет пассивную функцию, он подобен глине, из которой социуму предстоит изваять нечто, что бы отвечало его, социума, ожиданиям. Альберт Бандура исчерпывающе формулирует эту стратегию: «В настоящее время не вызывает сомнений, что родительские требования и дисциплинарное воздействие сильно сказываются на социализации ребенка. Родители, однако, не могут постоянно быть рядом, чтобы руководить и управлять детским поведением. Поэтому для успешной социализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требований внутренним контролем и управлением. Когда такое самоуправление достигнуто, санкции и внешняя власть, по большей части, уже не требуются, чтобы удерживать человека от антиобщественного поведения. Направляющую и сдерживающую функцию берут на себя самоконтроль и самоуважение».[71] С подобной трактовкой трудно не согласиться, но, с другой стороны, очевидно, что данная теория не позволяет понять многие известные науке феномены, например «кризис трех лет», описанный Л.С. Выготским.

По всей видимости, было бы более правильно рассматривать процесс социализации ребенка не как процесс научения его чему-то (языку, социальному поведению, нравственным ценностям и т. п.), а скорее как процесс адаптации ребенка к социальной среде. Если, изучая процесс формирования личности, поместить точку обзора в «воспитателя», то мы увидим лишь процесс научения ребенка определенным навыкам социального общежития; если же мы попытаемся посмотреть на процесс формирования личности не «снаружи», а «изнутри» его самого, то мы увидим сложнейший и многотрудный процесс адаптации ребенка к реалиям социального существования.

Такая гносеологическая позиция позволяет нам понять, что именно вынуждает ребенка поступать так или иначе, осознавать его сопротивления как свидетельство трудностей, с которыми он сталкивается, а не как проявление его «дурной природы». Такой подход позволяет нам выступать в качестве союзников, а не вероломных агрессоров, он наделяет нас статусом скорее «врача», нежели «тюремщика». Это позволяет нам корректировать воспитательную функцию соответственно внутренним императивам ребенка, с которыми он и сам борется, от которых он и сам страдает не меньше нашего, тогда как первый порыв (и теория социального научения его не чуждается) состоит в том, чтобы призвать ребенка «к порядку». Точка обзора, установленная не «снаружи», а «внутри» процесса формирования личности, позволяет нам рассматривать ребенка как человека, который нуждается в руководстве, а не в понукании, надзоре и наказании.

Теория социального научения фактически ограничивается вынесением оценки поступкам ребенка, приписывая им или положительную, или отрицательную валентность, и почти наугад изобретает способы, позволяющие ей повысить вероятность одних и уменьшить степень проявления других. Есть у теории социального научения и еще одно слабое место: она строит себя так, словно ребенок – это уже «созревший» взрослый, но с тем лишь отличием, что содержательно он словно бы не совсем в курсе того, как именно ему распорядиться своей зрелостью. Здесь имеет место очевидная ошибка, поскольку трудности социализации связаны с той двойственностью процесса, при котором ребенок одновременно и приспосабливается к социальным отношениям, и сам конституируется, обретая те внутренние структуры, которые позволят ему быть социально адекватным.

Расценивать поведение ребенка, используя при этом такие слова, как «упрямство» и «каприз», не столько несправедливо, сколько глупо. Когда ребенок отказывается принимать установленные для него правила и следовать каким-то предписаниям взрослых, следует искать внутренние основания, которые вынуждают его поступать таким образом, и изменять эти основания, а не пытаться грубым нажимом влиять на их следствия; перековывать остывшее железо – дело абсолютно бесперспективное, поскольку оно скорее расколется, чем обретет желанную кузнецом форму. Иными словами, следует рассматривать ребенка как активного деятеля процесса социализации, как человека, имеющего те же цели, что и его «воспитатели» (в конце концов, обе стороны этого отношения заинтересованы в хорошей адаптации ребенка к условиям существования в социуме), но не знающего, как их достичь.

Расположив точку обзора «внутри» процесса формирования личности, а также используя возможности новой методологии, мы можем определить четыре уровня (этапа) формирования личности: 1) социальная растворенность, 2) детское социальное одиночество, 3) этап социальной развертки и 4) этап деятельностной социализации.

Этап «социальной растворенности» продолжается от момента рождения и примерно до трех лет. Специфической особенностью этого этапа является отсутствие той когнитивной матрицы, которая обеспечивает и катализирует процессы памяти у человека старшего возраста, а также составляет основу сознательной деятельности.[72] Фактически ребенок, как и всякое млекопитающее, поначалу обучается посредством условных рефлексов, и у него отсутствует еще когнитивная составляющая «промежуточной переменной». Здесь следует уточнить: поскольку требования внешней среды, как правило, не столь требовательны в отношении отпрыска вида Homo Sapiens, как к другим представителям фауны, то обучение это затягивается и не столь эффективно, как можно было бы ожидать на данном уровне эволюционной иерархии.



Рис. 7. Процесс формирования личности (уровни социализации)

На этой стадии своего формирования ребенок весьма ситуативен,[73] что определяется, с одной стороны, относительной слабостью образованных им условных рефлексов, не получающих должных по силе воздействия подкрепляющих стимулов, а с другой – интенсивностью познавательных процессов,[74] которой он обязан относительной защищенностью от агрессивных факторов окружающей среды, обеспеченной опекающими его взрослыми. Однако генетическая предрасположенность к сложным по «инфраструктуре» мыслительным процессам, с одной стороны, и постепенное начало использования символов для формулировки своих потребностей, с другой, дает «молодняку» вида Homo Sapiens фору в сравнении с другими млекопитающими. И хотя в целом период детства у человека затягивается, что определяется множеством различных факторов, темпы созревания ребенка как сложно организованной структуры превосходят все известные аналоги.[75]

«Кризис трех лет», описанный Л.С. Выготским, является наиболее существенным этапом в процессе формирования личности, поскольку, как пишет Л.И. Божович, «в указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (то есть сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова „Я“».[76] Кризис трех лет знаменует собой переход ко второму уровню формирования личности, к периоду «детского социального одиночества».

Появление слова «одиночество» в названии этого периода социализации далеко не случайно. Ребенок впервые осознает себя как «я», он словно бы выпадает из того единства себя и среды, которое казалось прежде нерасторжимым. В ребенке разыгрывается настоящая трагедия, поскольку он фактически ощущает себя изгнанным из рая своего младенчества; теперь он воспринимает окружающую его среду как чуждую, неизвестную, пугающую. Он впервые ощущает себя социальным элементом, но это ощущение сопровождается не принятием уготованной ему социальной роли, что случится несколько позже, но неким манифестным или откровенно протестным поведением. Ребенок самоутверждается не когда говорит: «Да!», но когда говорит: «Нет!», он начинает ощущать себя через самоотчуждение, через выделение себя из среды, через заявление собственного желания, которое наиболее явно, будучи облеченным в форму отрицания.

Иными словами, ребенок в этот период своего взросления, проявляя негативизм, демонстрирует неадекватность, и в большинстве случаев он еще не тождественен своим ролям. Он имеет о них скорее идеальное, нежели практическое представление и проигрывает (что хорошо иллюстрируют игры детей – в «дочки-матери», в «школу», в «магазин» и т. п.). Таким образом, в этот период активно формируется внешний контур личности (я-неотождествленные роли), причем средний к этому времени еще не успел полностью сформироваться, а потому система обладает малым запасом прочности, нестабильна и подвержена самым различным влияниям. Позже многие из этих обыгрываемых (обкатываемых) детьми ролей интериоризируются, перекочевав из внешнего контура личности в средний, но пока последний скорее пуст, чем полон и дееспособен.

Возраст 6–8 лет – время обретения нового социального статуса, как правило, совпадает с переходом на третий уровень социализации (формирования личности) – на уровень «социальной развертки». Если прежде протестное поведение не одобрялось, но в принципе было возможным и даже допустимым, поскольку его последствия (наказание со стороны родителей и т. п.) были ребенку известны, проверены им на опыте и предсказуемы, с одной стороны, и укладывались в допускаемые самим ребенком рамки, с другой, то теперь ситуация меняется кардинальным образом, поскольку последствия непослушания в отношении с чужими, в сущности совершенно не знакомыми людьми (учителями, одноклассниками и др.) ему неизвестны, а потому воспринимаются ребенком как более серьезная угроза.

С другой стороны, теперь на него возлагается определенная и весьма внушительная ответственность. Он должен отвечать сам за себя, поскольку в рамках школы он оказывается вполне самостоятельным «юридическим лицом», отлученным от непосредственного покровительства родителей. Это безусловно влечет за собой и переоценку всех прежних отношений. Теперь, ощутив себя не «зеницей ока», «единственным чадом» и «царем Вселенной» (в рамках отдельно взятой квартиры), но рядовым, таким же как все субъектом социальных отношений, ребенок вынужден отказаться от львиной доли своих притязаний. Иными словами, с переходом в разряд «школьника» происходит не повышение, как кажется взрослым, а понижение социального статуса ребенка.

Кроме того, в этот период взросления происходит активное развитие когнитивных структур, носящее теперь целенаправленный (в том смысле, что направление директивно определяется извне) и систематический характер.[77] Настойчивое желание найти объяснение всякому явлению («потребность обоснования во что бы то ни стало»,[78] как пишет Ж. Пиаже), свойственное данному этапу в жизни ребенка, лучше всего характеризует его потребность в обретении чувства отождествленности. Особенности мышления и волевых процессов ребенка, характерные для данного этапа психического развития, увеличивающиеся к нему требования (необходимость структурировать свое время, все возрастающая ответственность, с одной стороны, и самостоятельность, с другой) способствуют планомерной структурной организации его среднего контура – я-отождествленные роли отыгрываются и формализуются, обретая вполне четкие и жесткие очертания.

Четвертый уровень социализации – это этап «деятельностной социализации» в процессе формирования личности ребенка. Как правило, он совпадает с периодом вступления в пубертат. Необходимость сдерживать свои, в большинстве случаев еще совершенно инфантильные сексуальные влечения, с одной стороны, и последствия той дестабилизации системы, которая вызвана гормональной и психической перестройкой, с другой, опосредованно повышают уровень ответственности ребенка. Причем речь идет не об «идеологической» ответственности, которая вменена ребенку обществом, а о личной, ведь с увеличением возможностей увеличиваются и риски, а риск заставляет подростка относиться к своим поступкам более осмысленно (отсюда, кстати, преднамеренные попытки нарушить те или иные порядки и нормы).

Ребенок, а теперь уже подросток снова сталкивается с неизвестностью, на сей раз в области сексуальной активности, и это его пугает. При этом необходимо учесть, что указанная тема искажена в массовом сознании различными дискурсивными аберрациями. У молодого человека (юноши, девушки) возникает большое количество конкретных страхов – от «пагубных последствий онанизма» до страха «засидеться в девственницах» и т. п. Кроме того, ребенку приходится скрывать свои желания и опасения, он снова вынужден использовать я-неотождествленное ролевое поведение – играть, играть и играть. Так на этом этапе происходит вторичное, теперь уже окончательное формирование внешнего контура личности.

Активность молодого человека, продиктованная его физиологическим взрослением, перекладывается на рельсы социальной активности: получение образования, помощь родителям в воспитании младших братьев или сестер, выполнение ряда социальных обязанностей и т. п. Не оформившиеся еще в полной мере сексуальные желания сублимируются молодыми людьми в различных формах общения со сверстниками, различными формами творческой и общественной активности. Иными словами, молодой человек все больше и больше ощущает себя в качестве самостоятельного субъекта социальных отношений, неким носителем прав и ответственности. Фактически происходит окончательное разграничение его внутренней («личной») и внешней («общественной») жизни. Это разделение, создающее фундаментальную основу для реализации я-неотождествленного поведения, по сути венчает процесс формирования личности.

Теперь сформированная личность человека отвечает всем требованиям социальной игры, принятой в этом обществе.

Таков в общих чертах процесс формирования личности. Но прежде чем перейти к освещению тех вопросов процесса формирования личности, которые имеют первостепенное значение для процесса развития личности и психотерапии взрослого человека, мы рассмотрим психологические механизмы социализации, опираясь на модель, предложенную Львом Семеновичем Выготским. Л.С. Выготский создал удивительную по изяществу структурную модель развития мышления и речи ребенка, мы же используем усмотренные в ней тенденции для построения более общей модели социализации.

Начнем с краткого, весьма схематичного изложения идей Л.С. Выготского по указанному вопросу. Первое чрезвычайно важное для нас указание Л.С. Выготского состоит в том, «что слово долгое время является для ребенка скорее свойством, чем символом вещи», и далее: «слово – вещь, которая уже после становится структурой символической».[79] Далее Л.С. Выготский резюмирует: «Во-первых, мы легко отказываемся от того, чтобы приписывать ребенку в 1,5 года – открытие символической функции речи, сознательную и в высшей степени сложную интеллектуальную операцию, что, вообще говоря, плохо вяжется с общим умственным уровнем ребенка в 1,5 года. Во-вторых, наши выводы вполне совпадают с другими экспериментальными данными, которые все показывают, что функциональное употребление знака, даже более простого, чем слово, появляется значительно позже и совершенно недоступно для ребенка этого возраста. В-третьих, мы согласуем наши выводы при этом с общими данными из психологии детской речи, говорящими, что еще долго ребенок не приходит к осознанию символического значения речи и пользуется словом как одним из свойств вещи. В-четвертых, наблюдения над нормальными детьми, на которые ссылается Штерн, показывают, как говорит К. Бюлер, проследивший сам, как происходит этот момент у глухонемых детей при обучении их речи, что такого „открытия“, секунду которого можно было бы с точностью отметить, не происходит, а происходит, напротив, ряд „молекулярных“ изменений, приводящих к этому. Наконец, в-пятых, это вполне совпадает с тем общим путем овладения знаком, который мы наметили на основании экспериментальных исследований в предыдущей части. Мы никогда не могли наблюдать у ребенка даже школьного возраста прямого открытия, сразу приводящего его к употреблению знака. Всегда этому предшествует стадия „наивной психологии“, стадия овладения чисто внешней структурой знака, которая только впоследствии, в процессе оперирования знаком, приводит ребенка к правильному функциональному употреблению знака».[80]

Сделаем небольшое отступление. Итак, чрезвычайно важен в контексте нашего изложения тот факт, что ребенок изначально не воспринимает слово как символ вещи (как обозначение), но ощущает его как своего рода признак, свойство вещи. Это свидетельствует о той неразделенности с миром, которая впоследствии будет установлена, по меткому указанию Жака Лакана, «стеной языка». Ребенок живет в мире вещей (вещей, обладающих определенными свойствами), в отличие от нас, взрослых, которые живут в мире знаков, символов, в «картине», как сказал бы Л. Витгенштейн, в «модели действительности», но не в действительности как таковой. Такова ситуация на уровне «социальной растворенности»: другие люди воспринимаются им как вещи, обладающие определенными свойствами, поэтому его поведение – это не социальное поведение (в прямом смысле этого слова), его поведение – это существование в мире разнородных вещей.

Эгоцентрическая речь ребенка также не является речью в привычном ее понимании. Жан Пиаже говорит, что речь ребенка эгоцентрична «прежде всего потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника».[81] «Ребенок, – продолжает Ж. Пиаже, – говорит сам с собой так, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается».[82] Иными словами, его эгоцентрическая речь отнюдь не социальна, она не ставит перед собой цели «воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь».[83] Время, когда речь ребенка окончательно приобретет социальную направленность, обозначено 7 годами. Согласно Л.С. Выготскому, в этот период происходит своего рода «перерастание» эгоцентрической речи во внутреннюю речь. «Эгоцентрическая речь, – пишет Л.С. Выготский, вступая в прямую полемику с Ж. Пиаже, – развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция»,[84] конечная точка этой эволюции – речь внутренняя.

Что же происходит в процессе этой «эволюции», временные рамки которой обозначены 3 и 7 годами, то есть периодом, которой соответствует, согласно нашим представлениям, уровню «социального одиночества» в процессе формирования личности? «Речь для себя, – пишет Л.С. Выготский, – возникает путем дифференциации изначально социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития».[85] Иными словами, речь идет не о социализировании ребенка, но о его врастании в социальность через самовычленение из мира вещей (к которым, как мы уже говорили, относились до трех лет и люди) и обращение к миру людей, к социальным отношениям.

Но период между 3 и 7 годами составляет как раз то сложное для ребенка время, когда другие люди, осознанные как люди, но не как вещи, переходят из реестра объектов прежде «совершенно понятных» в реестр объектов абсолютно неизвестных, непредсказуемых. Ребенок впервые открывает для себя, что люди могут поступать в соответствии с какими-то своими устремлениями, отличными от его собственных. Другие люди оказываются для него «неизвестными», а потому пугающими. По всей видимости, именно это обстоятельство служит главным действующим фактором, который вынуждает ребенка отказываться от эгоцентрической речи, преобразовывать ее в речь внутреннюю, скрытую от посторонних глаз.

То, что он теперь говорит, его внешняя речь (новая, отличная от прежней эгоцентрической) направлена теперь не к объектам (каковыми прежде были для него люди), а собственно к людям, она становится социальной в полном смысле этого слова. Теперь его внешняя речь – есть обращение и ожидание, тогда как в структуре эгоцентрической речи было лишь проговаривание самого себя (своих действий) и своего отношения. Сочетание этих двух факторов – пугающая непредсказуемость другого человека и собственное ожидание желаемого им от другого человека поведения – создает ситуацию, в которой я-неотождествленные роли образуют основной репертуар социальных отношений ребенка. Ребенок, сам того не подозревая, начинает играть ту роль, которую, по его мнению, от него ожидают, играет продуманно (насколько это возможно) и целенаправленно, защищаясь, с одной стороны, и добиваясь желательного к себе отношения, с другой.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, в процессе развития психических функций ребенка происходит переход эгоцентрической (внешней, но для себя) речи ребенка во внутреннюю, а также формирование внешней речи, но для других (что принципиально отличает ее от речи эгоцентрической). Там, где существует различие между тем, что ребенок говорит (думает) про себя (внутренняя речь), и тем, что он говорит (делает) в отношении других (внешняя речь), – рождается то, что можно назвать я-неотождествленными отношениями. Там же, где этого различия не существует, – формируются я-отождествленные роли. Понятно, что к такому, я-отождествленному, поведению ребенок приходит не сразу. На это требуется время – для того, чтобы согласовать данные его собственного поведенческого опыта и выработанных стереотипов поведения, что будет происходить уже на уровне социализации, который мы назвали этапом «социальной развертки».

Очень приблизительно эту ситуацию можно охарактеризовать следующим образом. В той части, где поведение других людей полностью (насколько это вообще возможно) предсказуемо для ребенка и потому поведение в отношении их (в этой его части) не нуждается в продумывании (обеспечении внутренней речью) – возникают я-отождествленные отношения. В той же части, где это поведение других людей делает возможным различные варианты реакций, у ребенка возникает необходимость его предполагать (продумывать, «обкатывать» в структурах внутренней речи) – возникают я-неотождествленные отношения. Таким образом, данная я-неотождествленность фактически продиктована «стеной языка». Такое поведение не является спонтанным, поскольку прежде оно хотя бы частично, в сжатой форме, проигрывается внутри собственной Индивидуальной Реальности данного ребенка.

Вернемся еще чуть-чуть назад. Итак, на этапе «социального одиночества» возникает новая, отличная от прежней (эгоцентрической) внешняя речь, обращенная к другим людям. У нее принципиально иные задачи, нежели у ее предшественницы, – если прежняя (эгоцентрическая) внешняя речь служила ребенку средством обеспечения его собственных действий (ребенок на этом этапе может играть, проговаривая при этом свои действия, как бы структурируя-поясняя собственную активность), то теперь внешняя речь, непосредственно обращенная к другому человеку, служит цели быть услышанным в своем желании, удовлетворение которого зависит от другого лица. Поскольку эти «другие лица» не спешат удовлетворять желания 5–7-летнего ребенка, а иногда и вовсе отказывают ему в его требовании (раньше было по-другому – в год мама исправно меняла ему пеленки, ответив на призывный крик, а в два охотно давала конфету, если ребенок произносил наконец заветное: «Да… кафету»), ребенок начинает прежде продумывать (по средствам внутренней речи), как добиться желаемого (когда попросить, как и в какой форме).

Ребенок теряет былую спонтанность, он играет так, чтобы его игра удовлетворила взрослых (или других детей) и принесла заветное удовлетворение ему самому. Здесь мы видим проявление первичных, этапа «социального одиночества» я-неотождествленных отношений. Ребенок ощущает себя одиноким в этот период своего взросления не потому, что один, а потому, что он считает (не осознавая этого, конечно, в полной мере), что, «поскольку» они (другие люди) могут отказывать, «значит» он один заинтересован в собственном благополучии, а другим до этого дела нет (данная ошибка отчасти вызвана тем, что там, где ребенку никогда не отказывают, например в кормлении как таковом или помогают ему одеваться, он не видит собственной потребности – быть накормленным или одетым, которую удовлетворяют, опережая его просьбу). Так или иначе, но я-отождествленное поведение хотя и наличествует уже в своем первичном состоянии, но еще не обрело той структуры, которая будет характеризовать его взрослое состояние, когда он будет знать, что такое, следуя приведенному примеру, настоящий голод или холод.

На этапе «социальной развертки» ребенок на собственном опыте убеждается, что мама – это мама, учитель – это учитель, кондуктор – это кондуктор, продавец – это продавец. Иными словами, люди перестают существовать для него как некие данности во всей их целокупности (никогда, впрочем, им не изведанной, но и не отрицаемой прежде), но оказываются теми людьми, от которых понятно что и когда нужно ожидать. Они оказываются персонажами, выполняющими определенные функции, они воспринимаются как актеры, которые не могут не играть той роли, которую они играют. Если ребенку девяти лет предложить игру, где все привычные для него ролевые функции будут перепутаны, он или испугается, или станет смеяться (классическая защитная реакция). Для него немыслимо, чтобы его учитель попросил его предъявить «ученическую карточку» на общественный транспорт при входе в класс, а продавец из соседнего универсама пришел бы к нему домой и стал бы проверять правильность сделанных уроков. Это бы удивило и взрослого, но тот бы быстро подыскал в своей Индивидуальной Реальности какое-нибудь «логичное» объяснение этому странному поведению указанных персонажей. Например, он бы решил, что учитель сошел с ума, а продавец участвует в спектакле «театра абсурда», в художественной самодеятельности…

Однако ребенок девяти лет, не столь поднаторевший в подобного рода объяснениях, будет смеяться, утверждая, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Сейчас мир для него скроен из я-отождествленных отношений, а сам он обретает собственную «идентичность», определяя свое фактическое положение в социальной структуре.

Альберт Бандура предлагает такую («внешнюю») версию описанных процессов: «Все дети являются субъектами процесса социализации, суть которого состоит в подчинении влечений требованиям общества. В первое время внешний контроль необходим; младенец или совсем маленький ребенок подчиняется только прямому родительскому вмешательству. Но довольно быстро ребенок учится различать, какие действия одобряются, а какие нет, за какое поведение следует вознаграждение, а за какое – наказание. Хотя теперь ребенок может стараться подчиняться родительским требованиям и запретам, осуществляемый ими контроль остается, по большей части, внешним. Ребенок на этой стадии развития в основном контролируется страхом. Поскольку самоконтроль ребенка зависит от умения предсказать внешнее наказание, постоянное присутствие наблюдающего взрослого все еще необходимо, чтобы обеспечить его пребывание в границах дозволенного. По этой причине только страх наказания не может служить эффективным средством предупреждения антиобщественного поведения. Если ребенок чувствует, что риск быть пойманным или наказанным невелик, он может легко нарушить установленные границы. Только если родительские нормы поведения будут восприниматься им как свои собственные, ребенок станет следовать запретам даже тогда, когда его вряд ли схватят за руку. Такая интериоризация системы запретов – процесс постепенный и для большинства, по-видимому, не бывает окончательным».[86]

Дальше по тексту А. Бандура раскрывает этот новый мотивирующий фактор, который обозначен им как «совесть» или «чувство вины». В целом версия, предложенная А. Бандурой, представляется весьма убедительной, хотя и грешит изрядным упрощенчеством. Что же касается «совести» или «чувства вины», то в этом случае мы имеем дело все с тем же страхом, что и до образования «инстанции совести» в человеческом существе. С той лишь разницей, что осуждаемый самим человеком его собственный поступок есть свидетельство того, что подобное поведение (осуждаемое им собственное действие) не согласуется с его собственным образом, определяемым я-отождествленными ролями. Иными словами, «совестью» человек корит себя за «неправильную игру», за нарушение я-отождествленной роли, а не за проступок как таковой. Что доказывается тем фактом, что если психотерапевту удастся содержательно изменить эту я-отождествленную функцию, то исчезнут и «угрызения совести». Другие же варианты психотерапевтического вмешательства желаемого результата (избавления от чувства вины в данном случае) не дадут. Удерживает же от антисоциального поведения человека не «предвосхищение переживания чувства вины», как считает А. Бандура,[87] а страх нарушения стереотипного поведения (феномен «нарушения динамического стереотипа», по И.П. Павлову,[88] прекрасно описанный К. Лоренцем[89]), где стереотипом являются все те же я-отождествленные роли.

Относительно же высказывания А. Бандуры о «родительских нормах поведения», воспринимаемых ребенком «как свои собственные», можно лишь посетовать. При поверхностном анализе с этим соображением нельзя не согласиться, однако если мы вспомним положение Л.С. Выготского о том, что ребенок не социализируется обществом, а сам социализируется в обществе (что совпадает с нашими представлениями о том, что процесс формирования личности есть по сути процесс адаптации к условиям существования в социуме), то мы увидим, что ребенок не дублирует родительские нормы поведения, но создает их сам, зачастую «по образу и подобию», но исходя из собственных «материалов» и «проектов». Так или иначе, но по внешней канве наша концепция согласуется и с теоретиками научения, хотя сущностно, конечно, они отличны.

Возвращаясь непосредственно к этапу «социальной развертки», добавим, что я-отождествленные роли обретают здесь свое вторичное, упорядоченное и осмысленное (хотя в момент своей реализации и неосознаваемое) состояние. Если на уровне «социального одиночества» они были как бы латентны, не подвергались еще когнитивной обструкции или же не были еще отыграны до такой степени, чтобы стать автоматизмами, а потому не давали ребенку ощущения своей тождественности с ними, то теперь, на уровне «социальной развертки», они оттачиваются и приобретают свою законченную форму, образуя достаточно жесткую структуру, которую принято называть «идентичностью».

На этапе «деятельностной социализации» процесса формирования личности до состояния «кондиции» доходят и я-неотождествленные роли. Часть прежних я-неотождествленных ролей переходят в разряд я-отождествленных (этот процесс аналогичен тому, как эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю), другие же возникают на их месте и тоже отыгрываются. С постепенным взрослением человека увеличивается и число его потребностей, часть из них не может быть удовлетворена в я-отождествленных отношениях (за недостатком последних), потому увеличивается и число я-неотождествленных ролей. Здесь зачастую имеет место и такой механизм: ребенок сначала чисто интеллектуально усваивает некие стереотипы социального поведения, потом апробирует их на практике, убеждается в ложности части своих представлений, и ощущение этого несовпадения от прежних ожиданий с конкретной реальностью вызывает в нем чувство нетождественности своему поведению.

В качестве примера могут быть приведены любовные или брачные отношения: ребенку с малолетства рассказывают о том, что такое любовь, отношения мужчины и женщины, брак и т. п. (сказки, насыщенные больше желаемым, чем действительным, рассказы родителей, мелодрамы и т. п.). На основании этих свидетельств ребенок формирует в своем сознании определенную идеалистическую (абстрактную) модель этих отношений, однако, вступая на путь реализации этой модели, сталкивается со множеством препятствий и несоответствий сформированного им образа и реального положения дел. Оказывается, что любовь вовсе не обязательно длится «до гроба», а «с тех пор» они вовсе не «жили счастливо», как обещалось в бесчисленных сказках. Развод родителей может стать для ребенка тем моментом, когда он осознает, что за идиллической оберткой брака его родителей была взаимная неприязнь, множество претензий, обид и разочарований, о которых он не был до этого уведомлен. Разумеется, подобный конфликт приводит к утрате тождественности с той ролью, которую ребенок себе уже написал, воображая свою собственную семейную жизнь. Вторично обрести эту тождественность на том же поприще ему будет уже сложно (скорее всего, с определенного периода времени это и невозможно).

Психология bookap

В нем постоянно будут конфликтовать детские ожидания, соответствующие идеалистическому образу брака, с одной стороны, и фактические трудности, с другой. В результате он будет вынужден наполнять эти отношения я-нетождественным поведением.

Здесь мы уже фактически вышли за пределы формирования личности, что полностью соответствует принципу развития, поскольку, как следует из принципа развития новой методологии, последний этап процесса формирования того или иного явления соответствует первому этапу процесса развития этого же явления, который, впрочем, на этом этапе может и приостановиться. Однако мы не будем забегать вперед и, прежде чем обратиться к процессу развития личности, уточним еще несколько моментов, касающихся процесса формирования личности, важных в структуре нашего дальнейшего изложения.

bookap.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *