Содержание

Презентация «Язык жестов как средство общения человека в обществе»

Слайд 1

Управление образования администрации Новосибирского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – Плотниковская Средняя общеобразовательная школа №111 Новосибирского района Новосибирской области Научно — практическая конференция средних школьников «Я — исследователь» Секция «Иностранные языки» «Язык жестов как средство коммуникации человека в обществе» автор: Иван Ткачев 6 класс МБОУ-Плотниковская СОШ №111 Руководитель: Мартынова Н. Н. учитель английского языка 2014 г од.

Слайд 2

Эпиграф Какой язык считается самым старым? Тот, на котором не говорят.

Слайд 3

Проблемный вопрос: нужны ли невербальные средства общения для коммуникаций. Цель : получение представления о невербальных средствах общения, и их использовании

Слайд 4

Гипотеза : если человек владеет невербальными средствами коммуникаций, то он может повысить эффективность общения.

Слайд 5

Задачи : Изучить литературу по теме » Язык жестов как средство коммуникации человека в обществе» 1)дать ИНФО по изучению данной темы за рубежом и в отечественной научной литературе; 2) осветить наиболее популярные жесты; 3) с помощью опроса узнать, на сколько люди понимают язык жестов и какое место занимает невербальное общение в жизни современного общества. 4)Дать советы по использованию жестов. Объект : процесс невербального общение между людьми Предмет : жесты

Слайд 6

Методы исследования: 1) Сбор, первичная обработка научных фактов. 2) Работа с информационными источниками. 3) Проведение анкетирования. 4) Классификация, анализ и обобщение информации.

Слайд 7

Средства общения невербальные вербальные слушание речь взгляды мимика письмо походка чтение жесты позы

Слайд 8

Морщинки около глаз Глаза прищурены Щеки приподняты Уголки губ приподняты Счастье

Слайд 9

Печаль Уголки губ опущены Верхние веки слегка опущены Рассеянный взгляд Уголки губ опущены Верхние веки слегка опущены Рассеянный взгляд Уголки губ опущены Верхние веки слегка опущены Рассеянный взгляд

Слайд 10

Гнев Брови опущены и сведены Верхние веки приподняты Нижние веки напряжены Пристальный взгляд Ноздри расширены Губы либо сжаты, либо открывают зубы Если нет сведенных бровей – значит гнев фальшивый, и человек хочет только Вас напугать. Если человек кричит, а брови подняты – скорее всего это попытка убеждения.

Слайд 11

Презрение Нижние веки приподняты Приподнят один уголок рта

Слайд 12

Страх Брови приподняты и вытянуты Верхние веки приподняты Нижние веки напряжены Губы немного вытянуты Горизонтальные морщины в области лба

Слайд 13

Отвращение Брови опущены Носогубные морщинки Щёки подняты Возможны морщинки между бровями Возможно приподнята верхняя губа

Слайд 14

Удивление Брови приподняты Глаза широко раскрыты Рот приоткрыт

Слайд 15

Рукопожатие Еще в древности люди использовали этот знак , чтобы показать , что они не имеют оружия и настроены на мирный разговор.

Слайд 16

Ладони и рукопожатие 1 2 3 1 – Если человек при рукопожатии тянет вашу руку вниз, значит он считает себя лучше Вас. 2 – Если человек приподнимает вашу руку, значит он считает Вас лучше себя. 3 – Если человек «качает» вашей рукой, значит он считает себя с Вами наравне. Николай Аксёненко, чтобы пожать руку наклонился, это знак доверенности. Владимир Путин напротив сильно вытянул руку, и не наклонился это значит что он не хочет подпускать к себе собеседника.

Слайд 17

Приветствия в разных странах Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест известен всем. Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе (в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует свою аудиторию). Эскимосы при приветствии легонько стучали кулаками друг друга по голове и плечам. Лапландцы терлись носами. Египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сегодня примерно также приветствуют друг друга военные ).

Слайд 18

Открытая ладонь Жест с использованием большого пальца зачастую демонстрирует отношение человека к тому, что ему довелось увидеть. Поднятый вверх большой палец – «Мне нравится!», «Это просто круто». В нашей культуре поднятая рука и открытая ладонь означает «Хватит». Но даже не думайте показывать открытую ладонь греку, потому как потомок древних эллинов воспримет это как прямое оскорбление. Это связано с давней традицией, согласно которой преступникам пачкали лица, используя для этого, естественно, ладонь. Знак, выражающий «Хорошо» или «отлично» в США, России , но «Один» во Франции и « Оскорбление » в Иране. Большой палец Если в Германии он миролюбивый и означает цифру 1, то в Греции этот жест будет аналогичен фразе » Иди отсюда!». Так что будьте крайне внимательны, особенно это относится к автостопщикам – большим пальцем в некоторых странах намного проще развязать войну, чем остановить машину.

Слайд 19

Указательный палец Поднимите указательный палец вверх, и все притихнут, потому как вы потребуете таким образом внимания. Приложите его к губам, и это обеспечит вам гробовую тишину или шепот. Покрутите указательным пальцем у виска, и вы точно сформулируете свое мнение об умственных способностях собеседника. Но Если вы оказались в Голландии , то сверление указательным пальцем височной области будет означать, что вы довольно умный. Но В Италии это укажет на то, что вас считают эксцентричной личностью. Но В Аргентине , таким образом , вас пригласят к телефону. Если же вы увидите, как кто-то крутит пальцем у виска в Перу , это может означать лишь одно – «Не мешайте, я думаю».

Слайд 20

«Коза» Во многих культурах этот жест символизирует рогоносца-дьявола, потому люди подсознательно приписывают тяжелому року некие сатанинские черты. Однако здесь стоит сказать себе стоп, потому как, к примеру, в индуизме и буддизме «коза» является положительным жестом и используется для того, чтобы развеивать зло.

Слайд 21

Жесты искренности Показывает ладони 2) Уверенный взгляд и хорошо поднята голова

Слайд 22

Сдерживание слов На этих фотографиях видно, как они пытаются прикрыть рот рукой. Они не хотят говорить то , что думают.

Слайд 23

Критическая оценка : указательный палец направлен к виску, большой палец подпирает подбородок, а все остальные пальцы упираются в щеку или находятся возле рта. Жесты принятия решения или раздумья: поглаживание подбо родка .

Слайд 24

Результаты Опроса Старшее поколение

Слайд 25

Ученики

Слайд 26

Вывод по опросу Итак, по результатам опроса мы можем увидеть, что мнения разделились. На первый вопрос большинство старшеклассников ответили, что они уделяют больше внимания мимике лица, когда старшее поколение – интонации и тембру голоса. Также появились разногласия в вопросах № 5,6 и 9 .. На вопрос №4 оба поколения ответили неверно, т.к. невербальная коммуникация занимает от 70 до 80% в нашей жизни. Многие просто не замечают, как они спонтанно используют язык жестов. Ну и также стоит отметить, что проценты не применимы на практике. На второй вопрос мнения сошлись. Обе категории считают, что язык жестов сильно проявляется у женщин. На вопрос № 3,4,7,8 и старшее поколение и младшее дали одинаковый ответ. По третьему вопросу можно сказать, что, первый раз разговаривая с человеком, следует смотреть ему прямо в глаза, а иначе вы пошлете ему сигнал, который насторожит его. Исходя из вышеизложенного , можно понять , что в наше время мало кто действительно уделяет внимание невербальному общению.

Слайд 27

Практические советы по использованию жестов 1.Важно помнить, на какую дистанцию иностранец готов вас подпустить, лучше прикинуть его личное пространство «с запасом» ; подождите, пока при общении он сам продемонстрирует комфортное расстояние. 2 . Если вы не уверены, как именно приветствовать иностранца, советуем подождать инициативы с его стороны. В большинстве случаев рукопожатие — самый нейтральный и приемлемый вариант. 3. Очень важно следить за своим языком жестов . Многие привычные нам жесты в других странах имеют совсем другое значение и могут даже оказаться неприличными. Так что обращайте особое внимание на невербальную составляющую общения. 4.Есть ряд тем, которые в разговорах с иностранцами следует затрагивать очень осторожно , в первую очередь это политика, религия, история.

Слайд 28

Жесты Возможная интерпретация Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди Человек замкнут Ладони рук в поле зрения партнера по общению Человек открыт для общения Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот Подозрительность, скрытность, недоверие Скрещенные руки и ноги у сидящего человека Нежелание вступать в контакт, демонстративность Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол) Властность, психологическое давление на партнера Закладывание рук за голову Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование Таблица Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Слайд 29

ИТАК, Я МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЯЗЫК ЖЕСТОВ — НЕОТДЕЛИМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ. ОН ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕХ СФЕРАХ. МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ ЯЗЫКОМ ЖЕСТОВ, ЧАСТО НЕ ЗАМЕЧАЯ. ОН ВРОЖДЕН У НАС ГЕНЕТИЧЕСКИ И ПЕРЕДАВАЛСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫМ ДАЖЕ СЕЙЧАС. МАЛО КТО ЗНАЕТ О ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ. Я УЗНАЛ, ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ НЕКОТОРЫЕ ЖЕСТЫ И КАКОВА ИХ ЦЕЛЬ, КРОМЕ ТОГО, УЗНАЛ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ЖЕСТ В РАЗНЫХ СТРАНАХ ИМЕЕТ РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ЖЕСТЫ, КОТОРЫЕ ПРИСУЩИ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, МОГУТ БЫТЬ ВОВСЕ НЕ ЗНАКОМЫ ДРУГОМУ , поэтому при практическом применении жестов нужно быть очень внимательным. Прежде чем ехать в какую-либо страну , нужно познакомиться , какие жесты приемлемы для этой страны. Воспользуйтесь практическими советами по использованию жестов , которые приемлемы во всех странах. В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ ПОМОГАЮТ В СФЕРЕ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПОНИМАЯ ЖЕСТЫ СОБЕСЕДНИКА, МЫ СМОЖЕМ ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИИ. Выводы

nsportal.ru

Исследовательский проект «Язык жестов в разных странах мира»

Слайд 2. Как сказал известный российский психолог Владимир Зинченко: «Главное в человеческом общении — это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте. В человеческом общении мы к этому привыкли. Смысл ищется не только в словах, а в поступках, выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах».

 Слайд 3. Актуальность моей работы обусловлена тем, что манера поведения людей разных национальностей отнюдь не одинакова. Далеко не все виды коммуникации основаны на речи. Часто недооцениваются невербальные средства общения – жесты, мимика, движения глаз, рукопожатия, уровень голоса и пр. Многие жесты понятны во всём мире, но одни и те же жесты у разных народов могут иметь и разные значения. Именно поэтому, изучая иностранный язык, необходимо знать и о культуре невербального общения в данной стране.

Цель:  Исследовать язык жестов в разных странах.

Задачи:

1. Выявить различия в значениях одних и тех же жестов в разных странах.

2. Провести сравнительный анализ значений жестов.

3. Изучить традиции приветствия разных народов.

Слайд 4. Объект: процесс невербального общение между людьми.

Предмет: жесты.

Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами коммуникаций, то он может повысить эффективность общения.

Методы исследования:

-поиск и отбор информации.

Итак, манера поведения людей разных национальностей отнюдь не одинакова. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Мы всегда распознаем человека, который хочет к нам обратиться, — распознаем по его позе, которую можно назвать позой адресации, по выражению «вопрошающих» глаз, некоторым движениям рук… Все эти сигналы поданы нам несловесно (невербально), но мы их хорошо понимаем и сами принимаем позу слушателя — замедляем движение, приостанавливаемся, если куда-то шли, на лице у нас выражение внимания, готовность принять вопрос или просьбу другого. Ясно, что непосредственное контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации — жестов, мимики, голосовых, интонационных модуляций речи и т.д.

Мне бы хотелось рассказать о некоторых жестах, которые в разных странах мира интерпретируются по-разному.

Слайд 5. Всем знаком жест с поднятыми вверх и немного расставленными в стороны средним и указательным пальцами.(слайд 5) Многие знают, что он означает букву V — victory (победа). Но учтите маленький нюанс: если вы показываете его ладонью от себя, это действительно означает победу, одобрение в стиле «мы победим, все отлично». Если вы повернули ладонь на себя, то нанесли ужасное оскорбление своему собеседнику. Считается, что жест появился еще во время битвы при Азенкуре. Английские лучники таким образом показывали, что сохранили целыми пальцы, необходимые для стрельбы из лука (если бы французы взяли их в плен, то сразу отрубили бы эти пальцы). Однако есть и диаметрально противоположное мнение: знак ладонью к себе — победа, ладонью от себя — оскорбление. Возможно, дело в том, что Уинстон Черчилль активно использовал этот жест, однако не следил за положением ладони. Отсюда и возникли два разных мнения.

Слайд 6. Поднятый вверх большой палец руки. Один из самых популярных жестов. Кажется, что во всех странах он означает одно и то же. Нет, все зависит от того, как именно вы проделаете этот жест. В Германии он миролюбивый и означает цифру 1. В Греции и Сардинии не стоит использовать жест “поднятый большой палец” на дороге с просьбой подвезти: его воспримут, как символ того, что человек наелся, “набил брюхо”. А также , в Греции, такое движение во всех случаях выражает пожелание «замолчи» в очень грубой форме. Поэтому рекомендуем использовать этот знак с большой осторожностью,

особенно это относится к автостопщикам – большим пальцем в некоторых странах намного проще развязать войну, чем остановить машину. Так  у автостопщиков всего мира он служит для остановки попутного транспорта, подняв перед собой руку, будет означать «Все нормально», дернув руку вверх показывая большим пальцем за плечо, означает неприемлимое для перевода выражение. Так в основном он применяется в Европе. В мусульманских странах же этот жест является неприличным, а в Саудовской Аравии совершив вращательные движения выставленным вверх большим пальцем, вы говорите «катись отсюда».

В Испании поднятый вверх большой палец означает поддержку баскского сепаратистского движения

Слайд 7. Значение же жеста под названием

«Кольцо» — соединение большого и указательного пальца, представляющего собой букву «О» или иначе означающего «окей» — в англоговорящих странах воспринимается однозначно как одобряющий, положительный жест. В то же время во Франции это выражение отрицательных эмоций, а в Бразилии вообще считается вульгарным. В разных культурах он толкуется по-разному — от восхищения до серьезного оскорбления (мол, ты — абсолютный ноль).

Слайд 8. Поднимите  указательный палец вверх, и все притихнут, потому как вы потребуете таким образом внимания. Приложите его к губам, и это обеспечит вам гробовую тишину или шепот.  Покрутите указательным пальцем у виска, и вы точно сформулируете свое мнение об умственных способностях собеседника. Если мы крутим пальцем у виска, то хотим показать, что человек говорит какую-то ерунду, глупость. Англичане таким жестом намекают: «Думай сам, не слушай чужое мнение». А жители Голландии используют этот жест, чтобы показать, что кто-то блещет остроумием.

В Италии это укажет на то, что вас считают эксцентричной личностью. В Аргентине, таким образом, вас пригласят к телефону.

Если же вы увидите, как кто-то крутит пальцем у виска в Перу, это может означать лишь одно – «Не мешайте, я думаю».

Слайд 9. В нашей культуре поднятая рука и открытая ладонь означает «Хватит». Но даже не думайте показывать открытую ладонь греку, потому как потомок древних эллинов воспримет это как прямое оскорбление. Это связано с давней традицией, согласно которой преступникам пачкали лица, используя для этого, естественно, ладонь.

Слайд 10. Некоторые путают рокерскую «козу» и жест «я люблю тебя». Чтобы сказать американцу «я тебя люблю», нужно сжать руку в кулак, а после этого оттопырить мизинец, большой и указательный палец. В классической «козе» большой палец прижимает средний и безымянный пальцы к ладони.

Во многих культурах этот жест символизирует рогоносца-дьявола, потому люди подсознательно приписывают тяжелому року некие сатанинские черты. Однако здесь стоит сказать себе стоп, потому как, к примеру, в индуизме и буддизме «коза» является положительным жестом и используется для того, чтобы развеивать зло.

Слайд 11. У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Самый универсальный способ приветствия – это рукопожатие.

Китайцы в старые  времена, здороваясь, пожимали руки сами себе (в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует свою аудиторию).

 Эскимосы при приветствии легонько стучали кулаками друг друга по голове и плечам.

 Лапландцы терлись носами.

 Египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сегодня примерно также приветствуют друг друга военные).

Слайд 12. Обратите, пожалуйста, на традиции приветствия в Японии, Китае, Полинезии, Тибете и островах Самоа.  В Японии принято кланяться. Чем ниже поклон, тем почтительнее получается приветствие. На островах Самоа при встрече принято обнюхивать друг друга. Китайцы, которым поклоны также традиционно сподручнее, все-таки довольно легко переходят к приветствию посредством рукопожатий, а при знакомстве группы жителей Поднебесной с новым лицом, могут и зааплодировать, – на это полагается ответствовать таким же образом. А исконной традицией здесь было пожимание руки… самому себе. Тибетцы вообще вытворяют невероятное: снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. – Так доказывается отсутствие дурных намерений у приветствующего. Полинезийцы здороваются «ласковее ласкового»: обнюхиваются, трутся носами и оглаживают друг друга по спине.

Слайд 13. Индусы же вместо принятого рукопожатия  складывают руки в «анджали»: прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. Объятия при встрече у них допускаются после долгой разлуки и выглядят по-особому у мужчин и женщин. Представители сильного пола крепко обхватываются, похлопывая друг друга по спине; представительницы прекрасного – держа друг дружку за предплечья, прикладываются по разу щеками – справа и слева.

В Саудовской Аравии в подобных случаях после рукопожатия глава принимающей стороны кладет свою левую руку на правое плечо гостя и целует его в обе щеки. А австралийские аборигены приветствуют друг друга танцем.

Слайд 14. В конце своего выступления мне бы хотелось ещё сказать о практических советах по использованию жестов:

  • Важно помнить, на какую дистанцию  иностранец готов вас подпустить, лучше прикинуть его личное пространство «с запасом»; подождите, пока при общении он сам продемонстрирует комфортное расстояние.
  •  Если вы не уверены, как именно приветствовать иностранца, советуем подождать инициативы с его стороны. В большинстве случаев рукопожатие — самый нейтральный и приемлемый вариант.
  •  Очень важно следить за своим языком жестов. Многие привычные нам жесты в других странах имеют совсем другое значение и могут даже оказаться неприличными. Так что обращайте особое внимание на невербальную составляющую общения.
  • Есть ряд тем, которые в разговорах с иностранцами следует затрагивать очень осторожно, в первую очередь это политика, религия, история.

Слайд 15. Итак, я  могу  сказать, что язык жестов — неотделимая часть нашей жизни. Он присутствует во всех сферах.  Мы пользуемся  языком  жестов, часто не замечая. Он врожден  у нас генетически и передавался из поколения в поколение.

Изучение языка жестов не является особенно популярным даже сейчас. Мало кто знает о его действительном значении.

Я узнала, что обозначают  некоторые жесты и какова их цель, кроме того, узнала, что  один  и тот  же  жест  в  разных  странах  имеет  разное  значение.

Жесты, которые присущи одному человеку, могут быть вовсе не знакомы другому, поэтому при  практическом  применении жестов нужно  быть  очень  внимательным.  Прежде  чем  ехать  в  какую-либо  страну, нужно  познакомиться, какие  жесты  приемлемы  для этой  страны. Воспользуйтесь  практическими советами  по использованию  жестов, которые  приемлемы во  всех  странах.

В  повседневной  жизни  знания  языка  жестов  помогают  в  сфере  личных  взаимоотношений.  Понимая  жесты  собеседника,  мы  сможем  правильно  вести  себя  в  той  или  иной  ситуации.

Таким образом, живя среди людей, мы самим образом жизни, привычками, обычаями, ритуалами постоянно «говорим» с другими. Жест и поза, мимика и выражение лица, интонация (значимая фонация), положение собеседников в пространстве относительно друг друга, «язык» повсеместного поведения — все это составляет обширную область невербальной коммуникации, такой «добавки» к языку, которая нередко выражает даже больше самого языка.

multiurok.ru

Проект по психологии Невербальное общение

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

Проект
по психологии

Невербальное общение

Выполнили:

Руководитель проекта – Фарел Мария, 7 «А»,

Кристина Ольштынская, 7 «А»

Екатерина Чердакова, 7 «А»

Яна Маланьина, 7 «А»


Консультант

Смирнова О.М.

Москва

2011 г.

Содержание
1.Введение

2.Проблема проекта

3.Целью проекта

4.Задачи проекта

5.Продукты проекта ( + их описание )

6.Предназначение продуктов

7.Критерии оценки качества

8.Критерии оценки эффективности

9.Характеристики общения

10.Функции общения

11.Коммуникативная сторона общения

12.Составляющие невербальной коммуникации

13.Кинесика

14.Физиогномика

15.Типы сигналов тела

16.Особенности голосовых сигналов

17.Контакт глаз

18.Сигналы уровня содержания и уровня отношения

19.Несоответствие между поведением и произносимыми словами

20.Общение без слов позволяет передать информацию о..

21.Истоки невербальных способов общения

22.Культурная обусловленность невербальной коммуникации

23.Список литературы
Введение
Невербальное общение — это общение без слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации и обмена ею. Поза, движения(жесты), мимика, взгляд,»пространственное поведение» и характеристики голоса — все это средства, которыми обладает «язык тела» . В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Проблема проекта заключается в том, что в этом году занятия по психологии прекратили проводить по подгруппам, они проходят в группе, состоящей из 30-32 человек. Теперь намного сложнее подбирать упражнения и задания для такой большой аудитории. Мы решили создать сборник материалов для учителя психологии по теме «Невербальная коммуникация» и теоретические материалы для чтения учащихся 7-ых классов, подобрав задания для большого количества участников. Предполагается, что материалы нашего проекта будут использоваться на уроках по психологии.

Мы представляем комплекс материалов для работы с большой аудиторией по теме «Невербальная коммуникация».

Целью проекта является создание материалов для уроков психологии в 7-х классах по теме «Невербальная коммуникация».

Задачи проекта:


Определение цели, задач, актуальности, проблемы и продукта проекта.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

23 Sep 2011 — 26 Sep 2011

23 Sep 2011 — 26 Sep 2011

Регистрация проекта.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

26 Sep 2011 — 28 Sep 2011

26 Sep 2011 — 28 Sep 2011

Характеристика невербальной коммункации и ее способов .

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

30 Sep 2011 — 10 Oct 2011

30 Sep 2011 — 13 Oct 2011

Создание текстов для чтения учащихся на базе изученного материала .

Ольштынская Кристина

Готово на 100%

1 Oct 2011 — 15 Oct 2011

1 Oct 2011 — 14 Oct 2011

Формулировка вопросов и заданий к тексту .

Маланьина Яна

Готово на 100%

5 Oct 2011 — 2 Nov 2011

7 Oct 2011 — 4 Nov 2011

Подбор, модификация или создание заданий и упражнений по теме «Невербальная коммуникация» .

Чердакова Екатерина Сергеевна

Готово на 100%

11 Oct 2011 — 2 Nov 2011

13 Oct 2011 — 16 Nov 2011

Подготовка к защите темы.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

14 Oct 2011 — 18 Oct 2011

14 Oct 2011 — 17 Oct 2011

Рефлексия проектной деятельности.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

16 Oct 2011 — 20 Oct 2011

14 Oct 2011 — 19 Oct 2011

Защита темы проекта.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

17 Oct 2011 — 22 Oct 2011

17 Oct 2011 — 22 Oct 2011

Разработка процедуры использования материалов проекта .

Маланьина Яна

Готово на 100%

18 Oct 2011 — 25 Oct 2011

19 Oct 2011 — 26 Oct 2011

Подготовка рекламы .

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

20 Oct 2011 — 8 Dec 2011

20 Nov 2011 — 9 Dec 2011

Подготовка к рекламе.

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

22 Nov 2011 — 6 Dec 2011

25 Nov 2011 — 6 Dec 2011

Сдача работы на отзыв.

Чердакова Екатерина Сергеевна

Черновик

6 Dec 2011 — 11 Dec 2011

14 Oct 2011

Корректировка материалов проекта по итогу отзыва о нем .

Фарел Мария Джонас

Черновик

12 Dec 2011 — 16 Dec 2011

1 Oct 2011

Вторая рефлексия проектной деятельности .

Фарел Мария Джонас

Готово на 100%

18 Dec 2011 — 20 Dec 2011

21 Oct 2011

Подготовка презентации.

Ольштынская Кристина

Начато выполнение

24 Dec 2011 — 25 Dec 2011

20 Oct 2011

Презентация проекта .

Чердакова Екатерина Сергеевна

Черновик

26 Dec 2011 — 28 Dec 2011

14 Oct 2011

Продукты проекта

1.Сборник материалов для учителя по теме «Невербальная коммуникация»

В сборник входит небольшая часть теории (такая же, как и в материалах для учащихся 7 класса), упражнения по теме Невербальная коммуникация с ключами и инструкциями по ним.

Подбор упражнений в сборник осуществлялся путём подбора и модификации заданий, опубликованных в психологической литературе.

2.Теоретические материалы для чтения учащихся 7 класса с заданиями по ним

Предназначение продуктов

При помощи предлагаемых материалов могут проводиться уроки психологии в 7-ых классах.

Критерии оценки качества

Оценивать качество предъявленных продуктов следует по опросу педагогов и учащихся об их впечатлениях после проведенного урока.

Эффективность нашего проекта мы будем определять по многим критериям.


  1. Наличие готового продукта.

  2. Мнение экспертов.

  3. Достижение цели

  4. Самореализация участников в проекте.

  5. Заинтересованность участников.

  6. Оценка психологов.

  7. Субъективное представление о развитии проектных навыков.

  8. Высокий уровень взаимопонимания в проектной группе.

  9. Мнение консультанта.

  10. Кол-во посещений страницы проекта.

  11. Итоговая оценка за проект.

Все субъективные оценки станут известны на рефлексии в конце проектной работы
Глава I. Невербальная коммуникация
1. Характеристики общения

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точку зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панфёров. (http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html)

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

-передача информации

-восприятие друг друга

-взаимооценка партнерами друг друга

-взаимовлияние партнеров

-взаимодействие партнеров

-управление деятельностью и т.д.

(http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html)

Функции общения

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панфёров выделяет их шесть:

-коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

-информационная (обмен информацией между людьми)

-когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

-эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

-конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

-креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

(http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html)
2. Коммуникативная сторона общения. Невербальная коммуникация
Коммуникативная сторона общения делится на два вида: вербальная и невербальная

Вербальное общение – знаковая, чаще всего словесная составляющая контакта между двумя людьми. Вербальное — значит «глагольное» с латинского. Это 40% всей информации, получаемой от собеседника (взято с http://www.moscow-faq.ru/all_question/science/2010/May/27473/94296)

Невербальная коммуникация

Известно, что мимика, жесты, интонации, позы являются элементами невербального поведения личности. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения. В процессе общения обязательно происходит познание одной личности другой. Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности, оно является внешней формой существования и проявления психического мира личности.

Невербальное общение — это общение без слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации и обмена ею. Поза, движения(жесты), мимика, взгляд,»пространственное поведение» и характеристики голоса — все это средства, которыми обладает «язык тела» .

Под невербальным поведением личности понимается социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков.

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, но в подавляющем большинстве люди, не прошедшие специальную подготовку, не осознают свое невербальное поведение. При этом невербальный коммуникационный канал несет большую информационную нагрузку чем вербальный. При помощи «языка тела люди передают 60-70% всей информации в процессе общения.

Невербальные способы общения помогают людям ориентироваться в различных жизненных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга (А.Л. Журавлев, 2002, с. 136 — 139).

Большинство людей считает, что когда мы прислушиваемся к внутреннему голосу, доверяемся своим инстинктам или предчувствиям, то имеем дело с необъяснимым феноменом, но это не так. На самом деле это вполне определенный нейробиологический процесс, основанный на восприятии четырех кодов общения — речи, голоса, языка тела и выражения лица (Гласс Л. Я читаю ваши мысли // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/glass/10.php).
Составляющие невербальной коммуникации

К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. В связи с этим в основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная (А.Л. Журавлев, 2002, с. 136 — 139).

Невербальное общение – это неречевая форма общения, передающая образное и эмоциональное содержание и включающая в себя:

-жесты,


-мимику,

-позы,


-пантомиму

-визуальный контакт,

-тембр голоса,

— экстралингвистику,

— паралингвистику,

— прикосновения (тактильный контакт).

— проксемику (организация общения во времени и пространстве).

Структурная схема невербального поведения человека (по работе В.А. Лабунской « Невербальное поведение: структура и функции» http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html http://turistua.com/ru/articles/kak-ne-popast-vprosak-yazyk-zhestov-raznykh-stran/

)

1 – ведущие системы отражения невербального поведения человека;

2 – структуры;

3 – подструктуры;

4 – компоненты;

5 – элементы.

Кинесика

Наука, занимающаяся исследованием языка тела, называется кинесикой.

Кинесика — это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика — понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют понятие: экспрессия.

Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику. Она различает два вида сигналов:


  • Аналоговые — неязыковые — сигналы являются непосредственными, образными, построенными на аналогии с явлениями, существующими в окружающем, природном мире. К ним, к примеру, относятся крики стаи обезьян, возвещающие об опасности, виновато опущенная голова провинившегося школьника, полный нежности взгляд влюбленного человека.

  • Цифровые сигналы символические, абстрактные, часто «сложные» и, очевидно, специфически человеческие. Это словесные выражения самого разного содержания, например приглашение к обеденному столу или приказ выйти вон.

Различают два уровня, на которых одновременно осуществляется общение между людьми:

  • Уровень содержания, передающий цифровую информацию, выраженную словами, то есть то, что хочет сказать говорящий;

  • Уровень отношения, передающий аналоговую информацию, в которой выражено отношение говорящего или к произносимым словам, или к слушателю, то есть то, как говорит человек.

Уровень содержания, как это видно из самого слова, включает в себя такую информацию.

Отец говорит своему сыну: «Всегда оставляй тюбик с клеем открытым, тогда ты будешь страшно доволен, когда захочешь им воспользоваться!», и вы уже понимаете, что в данном случае передается не только содержание — присутствует и аналоговый сигнал, отчетливо слышимый даже на бумаге; более того, очевидно, что отец имеет в виду не то, что буквально следует из его слов, а нечто совершенно противоположное. Если бы человек был машиной, роботом, компьютером, тогда он мог бы сообщать или принимать информацию только на уровне содержания. Человек не робот, но и он порой ограничивает свое внимание восприятием только «сухой» цифровой информации, а аналоговую замечает лишь тогда, когда она сама заставляет в себя «вслушаться» (Биркенбил В., 1997).

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимают:

— мимику — это выразительные движения лица,

— пантомимику – это — выразительные движения всего тела,

— «вокальную мимику» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса.

Выдающийся российский психолог С.Л. Рубинштейн утверждал, что выразительные движения создают образ действующего лица, выражают и формируют переживание, в известной степени замещают речь, они — средство сообщения и воздействия.

Наряду с этим направлением развивается физиогномический подход: определение свойств характера по чертам лица. Кино в наши дни взяло на себя роль трансформатора массового физиогномического опыта. Но даже кинематограф все чаще стал обнаруживать сложность и драматичность соотношения лица и личности, внешнего и внутреннего.

Вторым критерием в изучении выразительного поведения выступает вопрос диапазона средств выражения («Как выражается?»). Наиболее изученными являются мимика как средство выражения состояния и жесты как паралингвистические явления. Позы, движения корпуса как средства выражения внутренних психических состояний личности изучены слабо.

Типы сигналов тела

Поза — не только положение, которое принимает человек, но и движения, которые изменяют это положение или влияют на него, как, например, перемещение центра тяжести при покачивании вперед-назад, с носка на пятку, смена ноги и т.п.

Мимика — все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение

Жестикуляция — все жесты рук, «язык рук», а также многие другие действия: например, собеседник открывает двери, вынимает сигареты и т.д.

Дистанция, которой придерживается один человек относительно другого (иногда и по отношению к животным или предметам), а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение дистанции, например, резкий шаг назад и т.п. (В данном случае мы уже можем говорить о пограничных сигналах: «шаг назад» можно отнести и к изменению позы, и к дистанцированию).

Особенности голосовых сигналов

Интонация — все явления, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация как таковая, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и т.п. Под интонацией мы понимаем также звуки несловесного содержания, например пощелкивание языком, вздохи, постанывания и т.п.

Способность понимать других — это не искусство, а наука. Это результат повышения вашей информированности за счет того, что вы живете в согласии со своими чувствами. Такие эмоции, как страх, гнев и радость, рождаются в головном мозге, который и управляет тем, как эти чувства передаются с помощью речи и выражения лица. Голос человека, его тон, жестикуляция или поза, а также выражение лица — это сложные формы выражения того, что один мозг сообщает другому (Л.Гласс, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/glass/10.php)

Одним из критериев в изучении невербального поведения является вопрос функций выразительных движений в общении («Для чего выражается?»). С.Г. Геллерштейн и П.М. Якобсон считают, что выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешним выражением этих состояний, а также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности.

К выразительному поведению относят любой воспринимаемый звук или движение тела, которые служат показателем внутреннего состояния человека.

Выразительные движения отражают согласие между общающимися для выработки общего отношения к ситуации либо показывают эмоциональное состояние собеседника.

Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения.

Контакт глаз

Еще одной, но мало изученной подструктурой кинесики, являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз».

Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае — время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации — широко используются в межличностном общении. На качество оценок визуального контакта влияет целый ряд факторов: угол между осью общения партнеров и осью «наблюдаемый — наблюдатель», положение головы наблюдаемого, движение глазных яблок.

Телодвижения, жесты рук, выражения лица тоже относят к системе паралингвистических явлений.

Г.В. Колшанский подчеркивает, что, когда речь идет не о функциональных параязыковых средствах, то всевозможные виды кинесики и мимики должны быть отнесены к форме непосредственного выражения эмоционального состояния человека. Д.И. Рамишвили утверждает, что роль выразительных движений в том, чтобы «усилить эмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесного содержания, поднять его выразительность и силу».

Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения — акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Основными элементами системы являются мелодии речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударение.

Следующая система отражения невербального поведения — такесика, когда данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, прикосновения, насколько близко находится другой человек.

Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром.

Никакая поза или движение не имеют точного значения сами по себе. Язык тела и язык слов зависят друг от друга.

Сигналы уровня содержания сообщают информацию, в то время как сигналы уровня отношений сообщают информацию об информации! (Лишь эти сигналы показывают нам, что одни слова сказаны всерьез, другие в шутку, третьи с досадой).

Сигналы уровня содержания могут быть поняты тем лучше, чем позитивнее складываются отношения собеседников.

Чем лучше, например, отношения между отцом и сыном, тем «позитивнее» будет реагировать мальчик на ироничное замечание. Но если отношения между ними напряженные, то можно предположить, что мальчик вряд ли будет слушать отца, а если и услышит, то может и обидеться на его реплику.

Сигналы уровня содержания и уровня отношения могут быть или согласованы, или не согласованы. Каждый сигнал всегда соотнесен с ситуацией, в которой находится лицо, за которым наблюдают.

Пока сигналы тела согласуются с произносимыми словами, мы на них или вообще не обращаем внимания, удовлетворяясь словесным содержанием, или воспринимаем как особо надежное подтверждение слов. Важный факт — обычно одни слова нас ни в чем убедить не могут.

Несогласованность при этом может означать следующее:

Несоответствие между поведением и произносимыми словами

Несоответствие между наблюдаемыми сигналами и нашим ожиданием может привести также к мнимой несогласованности, если наш собеседник не предчувствует того, какую реакцию мы предполагаем увидеть.

Личное несоответствие. Чем лучше вам известен человек, тем с большей вероятностью можно предвидеть его аналоговую реакцию. Если же на самом деле все происходит не совсем так, тогда мы говорим, что этот человек сегодня «не похож на себя», «не в себе». Тем самым мы имеем в виду личное несоответствие.

Фактор кажущегося несоответствия в жестах, которого, в сущности, нет. Некоторые люди при разговоре немотивированно размахивают руками или ритмично стучат по столу, хотя ничего дополнительного этим они, собственно, сказать не хотят. Эти аналоговые сигналы кажутся не имеющими никакого отношения к произносимым словам и так же воспринимаются как несоответствующие (Биркенбил В., 1997).

Общение без слов позволяет передать информацию:

-О признаках национальной и социальной принадлежности человека

-О его физическом и психологическом состоянии

-Об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или какой-то ситуации.

-О возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных событий, мероприятии и т.п.

-О степени воздействия на человека тех или иных событий и т.д.

-О психологическом климате в группе

-О личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения (А.Л. Журавлев, 2002, с. 136 — 139).


Истоки невербальных способов общения

Доказано, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.

Свидетельством первого из них является утверждение, что человек сохранил в арсенале многое из своего животного прошлого.

Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека (проявление настороженности, страха, паники, радости и т.д.).

О происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Нам хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, а иногда и противоположное значение (А.Л. Журавлев, 2002, с. 136 — 139).

Культурная обусловленность невербальной коммуникации

Невербальное общение включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Невербальная коммуникация (НВК) является самой древней формой общения людей. Человек приобретает навыки невербальной коммуникации путем наблюдения и подражания поведению других людей (А.Л. Журавлев, 2002, с. 136 — 139).

Известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, а иногда и противоположное. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар «нет»; европеец и американец, сообщая о своем несчастье, принимают скорбное выражение лица и ждут, что и собеседник сделает тоже самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, не желая навязывать свою грусть собеседнику. Арабам тяжело общаться без интенсивного прямого контакта взглядов. Японцев с детства учат смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи. Значение сложенных кольцом большого и указательного пальцев чрезвычайно многообразно: в США это символ того, что все прекрасно, на юге Франции — «плохо», «ноль», в Японии — «дай мне немного денег».

Здороваться и прощаться в разных странах принято тоже по-разному. В Японии имя практически не используется, даже при неформальных встречах, а официальный поклон является необходимым ритуалом при знакомстве. В Лапландии приветствуя, друг руга, трутся носами. Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. Американец воспримет этот жест как призыв «иди сюда». Прощаясь, американцы держат ладонь горизонтально, лишь слегка ее приподнимая, как будто похлопывают кого-то по голове или по плечу. Русские при прощании обычно машут рукой не вперед-назад, а из стороны в сторону, правда, латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А жители Андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.

В США рукопожатия не приняты, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с применением рукопожатия в русской культуре. Далее, такой элемент, как похлопывание по спине и плечу, возможен при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство. Поцелуй как элемент физического контакта наблюдается в русской культуре в поведении и мужчин, и женщин, в то время как у англичан встречается редко, только при интимных отношениях.

Безусловно и то, что существуют специфические для культуры прикосновения, например, удар по ладони собеседника в момент или после произнесения удачной шутки, остроты. Этот обычай соблюдается египтянами, сирийцами, йеменцами. Не ударять ладонью об ладонь собеседника — значит обидеть его.

Единственным универсальным средством расположения к себе партнера является улыбка, она используется и правильно воспринимается в любой стране и любой культурой. Улыбка является наиболее эффективной формой общения, и, в конечном счете, самым лучшим комплиментом, который мы можем сделать своему собеседнику, будет искреннее проявление интереса к нему и его проблемам. Отправляясь в гости в другие страны не забудьте свои улыбки (http://turistua.com/ru/articles/kak-ne-popast-vprosak-yazyk-zhestov-raznykh-stran/).

Список литературы

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб.: Питер, 1997.

Журавлев А.Л. Социальная психология: учебное пособие / Отв.ред. А.Л. Журавлев. — М.: ПЕР СЭ , 2002. — 351 с. (Серия Высшее психологическое образование»), с. 136 — 139.

Гласс Л. Я читаю ваши мысли // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/glass/10.php

Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html http://turistua.com/ru/articles/kak-ne-popast-vprosak-yazyk-zhestov-raznykh-stran/

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Невербальные средства передачи информации Жесты как средство общения



Проект: Невербальные средства передачи информации

  • Жесты как средство общения

  • О чем может сказать поза человека

  • Сигналы глаз

  • Выполнили студентки ФМФ гр.МиИ-5В Васильева Светлана Г и Иванова Инна В

  • СОШ №61 г.Чебоксары

  • 10»а» класс


Основополагающий вопрос:

  • Можно ли говорить молча?

  • Проблемные вопросы:

  • О чем говорят жесты?

  • О чем может сказать поза человека?

  • Как говорят глаза?



Жесты как средство общения

  • Большинство жестов, используемых в общении, абсолютно одинаковы во всем мире. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они сердятся или грустят, то хмурятся. Кивок, как правило, означает подтверждение и согласие. Покачивание головой из стороны в сторону означает несогласие или отрицание.

  • Эволюционное происхождение некоторых жестов уходит корнями в наше глубокое животное происхождение. Оскаливание – это явный признак нападения. В наше время оно приобрело форму презрительной усмешки и довольно широко используется современным человеком, хотя атаковать противника при помощи зубов ему уже давно не приходится. Улыбка по своему происхождению, несомненно, является угрожающим жестом, но в наши дни в сочетании с другими неугрожающими жестами она служит для выражения удовольствия .

  • Пожимание плечами – вот еще один хороший пример универсального жеста, который используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. Это множественный жест, состоящий из трех основных компонентов: раскрытые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.



  • Жесты ладоней

  • Жесты рук







Выражение глаз – это ключ к истинным мыслям человека

  • На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. Выражения, подобные “Она просто испепелила его взглядом”, или “У нее глаза ребенка”, или”Ее глазки забегали”, или “У нее завлекающий взгляд”, “Его глаза подозрительно заблестели”, или “У него дурной взгляд”, прочно поселились в нашем языке. Когда мы используем их, то бессознательно оцениваем размер зрачка и движения глаз другого человека.

  • При определенном освещении зрачки могут расширятся или сужаться, и настроение человека может манятся от негативного к позитивному и наоборот . Если человек возбужден, то зрачки его расширяются. И наоборот, если человек настроен негативно, раздражен и рассержен, то его зрачки сужаются до минимальных размеров. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж, чтобы усилить этот эффект.

  • Зрачки младенцев и маленьких детей больше, чем у взрослых, и они постоянно расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно.

  • Старинная мудрость гласит:”Смотри человеку в глаза когда говоришь с ним”.



Движения глаз

  • Основа для подлинного общения может быть установлена только при общении с глазу на глаз. Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими неловко, а некоторые не кажутся нам заслуживающими доверия. Все зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт продолжается более двух трети времени беседы, то это может означать из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относится к вам враждебно (в этом случае вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, ваши взгляды должны встречаться на протяжении 60 – 70 процентов всего времени разговора. Это заставит вашего собеседника отнестись к вам с симпатией.











О чем может говорить поза человека

  • Исторически сложилось так, что рост человека относительно другого является средством установления отношений превосходства или подчиненности. Оратор на митинге протеста встает на коробку, чтобы казаться выше, чем остальные, судья сидит на возвышении, те, кто живет в пентхаузе, обладают социальным статусом гораздо большим, чем жильцы первого этажа.

  • Хотим мы этого или нет, но высокие люди обладают большим авторитетом, чем коротышки, но в личных отношениях рост может сыграть и отрицательную роль. Ведь часто вам нужно вести разговор на том же уровне, смотреть глаза в глаза, иначе атмосфера разговора может оказаться абсолютно не той, которую вам хотелось бы установить.



Прекрасный пример открытой совокупности жестов. Ладони полностью раскрыты, позиция подчиненности, пальцы раздвинуты, что придает жесту дополнительную выразительность. Голова в нейтральной позиции, руки и ноги раздвинуты. Человек выражает покорное , неугрожающее отношение к собеседнику. Классический жест обмана. Потирая глаз, человек смотрит на пол, брови подняты в жесте недоверия. Голова отвернута от собеседника и опущена, что говорит о негативном отношении. Кроме того, на его губах играет неискренняя, натянутая улыбка. Доминирование, превосходство и защита территории. Руки, заложенные за голову, говорят о самоуверенности мужчины, а ноги, положенные на стол, демонстрируют территориальные притязания. Чтобы подчеркнуть свой социальный статус, он использует вращающееся кресло с откидывающейся спинкой и колесиками. Кроме того он сидит в оборонительно-соревновательном положении. Руки положены на бедра. Подбородок выдвинут вперед, демонстрируя вызов, рот раскрыт- видны зубы, ну ничем не оскалившееся животное. Оба мужчины используют жесты агрессивности и готовности. Мужчина слева положил руки на бедра, а тот, кто стоит справа, заложил большие пальцы за ремень. Мужчина слева менее агрессивен, так как он отклонился назад и его тело развернуто от собеседника. Тем не менее мужчина справа принял угрожающую позу, он развернулся лицом к собеседнику.



Мужчина слева оседлал стул, пытаясь установить контроль над обсуждением или доминировать над мужчиной, сидящим справа от него. Он сцепил пальцы и соединил ноги под стулом, что говорит о его беспокойстве. Возможно ему не удается убедить собеседников принять его точку зрения. Мужчина сидящий в центре ощущает свое превосходство. Этот вывод можно сделать, заметив, что он заложил руки за голову. Кроме того, он сложил ноги в замок, что говорит о его несогласии и намерении спорить. Его вращающийся стул на колесиках и с подлокотниками также повышает его статус. Мужчина справа сидит на стуле, понижающем статус, так как его ножки фиксированы и у него нет никаких аксессуаров. Руки и ноги этого человека плотно скрещены (оборона), голова наклонена (враждебность), что говорит о том, что он не верит в то, о чем ему говорят. Женщина выдвинула одну ногу вперед в направлении мужчины, стоящего слева (интерес), рука положена на бедро, большой палец заложен за пояс (сексуальная готовность), левое запястье выставлено на обозрение, сигаретный дым направлен на к потолку (уверенность, позитивный настрой). Она искоса посматривает на заинтересовавшего ее мужчину, а он реагирует на ее ухаживания, поправляя галстук (прихорашивание) и выставив ногу по направлению к ней. Мужчина, стоящий в центре, явно не рад присутствию соперника, так как его тело развернуто от него. Кроме того, мужчина в центре агрессивно искоса посматривает на своего собеседника. Он выдыхает дым вниз (негативный настрой). Мужчина в центре прислонился к стене (территориальная агрессия).



ВЫВОД

  • Человек может передавать информацию, не произнося ни единого слова! Более того, если знать азбуку жестов и движений, можно узнать то, что человек хочет скрыть!


rpp.nashaucheba.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

www.wiki.iteach.ru

Практика-ориентированный проект на тему: «Язык жеста»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Практика-ориентированный проект на тему: «Язык жеста» учителя начальных классов Чуриновой Елены Николаевны Москва 2017 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 16 Г. ХИМКИ

Слайд 2

Цель: исследовать жесты как средство невербального общения
Гипотеза · язык жестов помогает в общении людей ·язык жестов влияет на общение людей ·необходимо управлять своими жестами при общении

Слайд 3

Группы жестов (по функции)
эмоциональные изобразительные указательные регулирующие жесты — символы (Жесты должны быть естественными и необходимыми. Избегайте непроизвольных движений, мешающих слушать)
Жестикуляция – это значимые телодвижения, в основном головы и рук. Жесты речи очень коммуникативные, они выполняют многообразные функции: помогают выразить себя, точнее и доступнее передать информацию, оказать желаемое воздействие на аудиторию…

Слайд 4

Роль жестов учителя
Поэтому характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Важную роль играют жесты педагога в обеспечении важнейшего условия эффективного обучения — внимания учащихся.
Жесты учителя на уроке реализуются, в первую очередь, основные коммуникативные и семиотические функции. Однако, специфика профессионального труда педагога порождает некоторые специальные функции, «педагогические»(дидактические). В работе Д. Шпанхеля были выделены восемь «дидактических функций» языка : 1) мотивации, 2) презентации знаний, 3) привлечения внимания и вообще регулирования психической активности учащихся, 4) постановки задачи или конечной цели, 5) управления интеллектуальной деятельностью учащихся, 6) переноса знаний и умений на новый материал, 7) контроля за успехами учащихся, 8)обеспечения обратной связи.

Слайд 5

Оптимальное жестикулирование предполагает нахождение наилучшего соотношения жестикуляции и других средств общения. Жестов может быть мало, но необходимо, чтобы они соответствовали мимике, визуальному контакту и прочим невербальным компонентам педагогической техники. Очень важно взаимодействие жеста и слова. Точный выбор того или иного жеста и его соотношение с речью в конкретной психолого-педагогической ситуации общения — важнейшая, но не единственная составляющая оптимального жестикулирования учителя.

Слайд 6

Не менее значимы особенности выполнения отдельных жестов: темп, амплитуд завершенность рисунка движения и другие характеристики статики и динамики жеста. Особенности исполнения жеста вносят свой вклад в формирование тональности общения учителя с учащимися. Отечественный лингвист В.В.Андриянов считает, что жесты могут выражать следующие тональности общения:
возвышенную (ритуальные жесты, жесты ораторов), нейтральную (жесты регуляторы, жесты-индикаторы), нейтрально-обиходную, фамильярную, вульгарную.

Слайд 7

При выборе жестов необходимо учитывать:   их структурные особенности   амплитуду жестов, различия их диапазона в этом отношении; направление движений, динамизм, относительную статичность и совершенство движений
1)Постоянный осуществлять контроль за собственной жестикуляцией; 2)использование видеомагнитофонных записей запечатлевшей собственное коммуникативное поведение учителя в течении урока; 3)привлечение коллег для оценки собственной жестикуляции; 4)предварительное продумывание своего невербального поведения на предстоящем уроке;

Слайд 8

Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, oб эмoциoнaльном состоянии человека. Они, как правило, показывают его внутреннее состояние, характер его высшей нервной деятельности, склонность к логическому или художественному типу восприятия и многое другое.

Слайд 9

Вывод
В нашей повседневной жизни знания языка жестов помогают не только в профессиональной деятельности, но и в сфере личных взаимоотношений. Понимая жесты собеседника, мы сможем правильно себя вести в той или иной ситуации…

Слайд 10

Слайд 11

Цель исследования достигнута. Гипотеза нашла своё подтверждение.

Слайд 12

Литература 1. «Основы делового общения» А.В. Сорокина, Изд. «Феникс», Ростов н/Д, 2004 год 2.«Все о человеке, его характере и языке тела» Б. Вирт, Из-во « Гранд», 2004  3.Аллан Пиз. Язык телодвижений. — Н.Новгород,1992 4.Интернет-ресурсыhttp://www.psychology.tj/neverb/ Другие… Спасибо за внимание!

lusana.ru

Как жесты помогают при общении и обучении?

Самое неприятное в жизни человека, который всегда сильно жестикулирует — что чем более оживленным становится разговор, тем выше вероятность опрокинуть бокал красного вина за обеденным столом или случайно ударить незнакомца в метро. Не считая того, что жестикуляция приносит успех на собеседованиях и свиданиях, вышеописанное является еще одним неловким доказательством того, что жесты когнитивны — идея, подкрепленная внушительным количеством психологической литературы.

Традиционно речь представляется как «закрытая вечеринка» для мозга и гортани, где нет места для остальных частей тела. Ведущих центральных телеканалов не зря называют «говорящими головами». Благодаря Рене Декарту и целому пантеону других серьезных белых мужчин, западная интеллектуальная история уже давно утверждает, что мысль есть то, что происходит только в царстве мозга. И как педагог Кен Робинсон (Ken Robinson) саркастически когда-то заметил — работа тела заключается только в том, чтобы доставить мозг со одной встречи на другую. Однако наши руки свидетельствуют об обратном.

Читайте также: Как изменить язык тела чтобы влиять на окружающих?

Исследование жестикуляции

Сьюзен Голдин-Мидоу (Susan Goldin-Meadow), психолог из Чикагского университета, большую часть своей карьеры пытается понять, что происходит, когда люди говорят, используя руки. Она отмечает, что жест, сопровождающий речь, отличается от обычного действия, такого, как взять чашку кофе или расчесать волосы, и он отличается от движения, которое является самоцелью — как бывает в танце, ритуале или упражнении.

Движения, которые совершают слышащие люди, также довольно сильно отличаются от языка жестов. Голдин-Медоу говорит, что обычно в коммуникации единицы выражения и знаки имеют отношение только к другим знакам. Но в жестикулировании движения рук неясные, и они имеют смысл только в связке с тем, что говорится в этот момент. «Жестикуляция не оторвана от речи, она полностью привязана к ней», — говорит психолог в журнале Science of Us. — «Это часть познания, а не просто бездумное размахивание руками».

Исследователи еще не смогли точно определить, как именно работает эта связь, но Голдин-Медоу уверена — частично связь объясняется тем, что жесты уменьшают то, что называется «когнитивной нагрузкой», или количеством расходуемой психической энергии для сохранения данных в рабочей памяти (она же оперативная память — разновидность памяти, определяющая способность «держать в уме» фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности).

Голдин-Медоу начала свою карьеру, изучая глухих детей слышащих родителей, которые не знакомы со стандартизированным языком жестов и развивают свою собственную знаковую систему. С тех пор она исследует роль жестов в процессе обучения и устной речи. Голдин-Медоу с коллегами обнаружили, что, когда малыши указывают на объекты, то они с большей вероятностью запомнят их названия; взрослым жестикуляция помогает вызывать воспоминания при попытке запомнить набор цифр, а ученикам начальной школы — лучше понимать математические принципы.

Читайте также: Запомните все! 6 принципов эффективного обучения

Эксперимент

Действие:
Хотим сделать одну часть (берем две первые цифры — 2 и 9) равной второй (ставим цифры на пустое место).

Конкретный жест:
Хотим сделать одну часть (двигаем руками так, будто берем цифры, но на самом деле не трогаем их) равной другой части (притворяемся, что ставим цифры на пустое место).

Абстрактный жест:
Хотим сделать одну часть (делаем V-образный жест под двумя первыми цифрами) равной другой части (указываем на пустое место).

В этом исследовании Голдин-Медоу и ее коллеги поделили 90 третьеклассников на три группы, и попытались научить их приводить к равенству пример (2+9+4=__+4). В группе «Действие» школьники передвигали пластиковые цифры по доске, следуя примеру инструктора, в группе «Конкретный жест» дети имитировали те же действия, но не касались объектов, а в группе «Абстрактный жест» ученики использовали V-образные жесты.

Читайте также: Память, острая как бритва, или 6 научных способов помнить больше

Результаты исследования

Авторы обнаружили, что школьники, использовавшие варианты с жестовыми техниками, были более склонны к успеху в последующих задачах обобщения, которые требуют понимания принципа, лежащего в первом примере. Этот эксперимент показывает, как жест «дает пространство для абстракции».

Голдин-Медоу говорит: «Вы не так сильно привязаны к особенностям конкретного предмета, проблемы, слова или опыта». Другими словами, вы не просто говорите посредством рук, но буквально думаете с их помощью.

Высоких вам конверсий! 

По материалам: nymag.com. Источник картинки: loveinamyst

22-03-2017

lpgenerator.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *