Проявление темперамента в деятельности

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:
1) определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
2) нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
3) создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
4) упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты … завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

psyera.ru

41. Понятие о темпераменте. Сферы проявления темперамента.

Каждый человек уникален и неповторим. Одни люди быстро и легко откликаются на факты и события окружающей жизни. Они впечатлительны. Другие – медленно и с трудом. Они вялы и апатичны. Одни – порывисты. Другие – размеренны и рассудительны. Свойства темперамента – это и есть такие индивидуальные свойства, которые определяют течение, т.е. динамику, психической деятельности человека. Однако динамика психической деятельности зависит не только от темперамента. Она зависит также и от мотивов, и от психического состояния. Например, любой человек, не зависимо от его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее, быстрее, а при отсутствии – медленнее и вяло. У любого человека смерть близкого человека вызовет упадок душевных и физических сил. Чтобы отличить индивидуальные динамические особенности, обусловленные темпераментом, от тех, которые обусловлены мотивами и психическим состоянием, необходимо знание дополнительных признаков. Признаки эти следующие.  В отличие от мотивов и психических состояний одни и те же свойства темперамента проявляются у одного и того же человека в самых разнообразных видах деятельности и при самых различных целях, например и в труде, и в игре, и в спорте на разных уроках и т.п.  Свойства темперамента устойчивы и постоянны на протяжении длительного отрезка жизни или всей жизни человека.  Различные свойства темперамента у данного человека не случайно сочетаются, а закономерно связаны друг с другом и образуют определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. Мерлин В.С. выделяет следующие индивидуальные особенности, относящиеся к свойствам темперамента.  Это такие индивидуальные особенности, которые:  Регулируют динамику психической деятельности в целом;  Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;  Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются на протяжении длительного отрезка времени;  Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;  Однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Таким образом, под свойствами темперамента понимаются такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах и целях деятельности и образуют структуру характеризующую тип темперамента.   Темперамент – индивидная характеристика человека. Темперамент – это динамические характеристики психической деятельности. Темперамент – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. (Небылицын).

studfiles.net

13.3. Типы, особенности проявления в поведении и психологические свойства темперамента

Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных для холерика вспыльчивости и непосредственно следующей за ней отходчивости. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Сильные переживания, как радости, так и печали, находят выражение (иногда бурное) в его мимике и действиях.

Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью. Движения холерика часто бывают резкими, стремительными.

Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди в условиях, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: быстро понимают суть вопроса и находят необходимые решения, не боятся опасности, проявляют инициативность, принципиальность, действуют с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент присущ человеку, не имеющему содержательных интересов, он (в связи с аффективным характером эмоциональных переживаний) усугубляет отрицательные черты личности: раздражительность, злобу и др.

Люди холерического (холероидного) склада отличаются субъективным ускорением объективного течения времени. Ему кажется, что время летит, что он не успевает. Поэтому он всегда спешит, не любит ждать, многого не успевает.

Человек сангвинического темперамента отличается высокой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов и состояний другими. Для него характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник обладает богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. У сангвиника быстро протекают психические процессы: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения, не очень сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник быстро справляется с задачами, требующими сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается.

Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

Люди сангвиноидного склада также «спешат жить», как холероиды, но у них стремление вперед сопровождается страхом «не успеть». Поэтому они обычно точны, не опаздывают, укладываются в требуемый график выполняемой работы.

Человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью; движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Его можно редко видеть взволнованным, ему чужды аффективные проявления.

Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение: мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; принятые решения выполняет спокойно и неотступно; сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное значение в характеристике личности в зависимости от уровня интеллектуального развития, широты и общественной значимости интересов человека.

Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность психических переживаний – отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением несложных потребностей, вошедших в привычку. Однако флегматический темперамент часто выражается только в медлительности психических процессов, в их слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний. Флегматик при этом может быть очень работоспособным человеком, не спеша выполняющим серьезную работу. Он спокоен, уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые нередко отличаются большой силой и сложностью. Многие люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами, серьезно и ответственно относятся к своим обязанностям и в результате добиваются большой продуктивности работы.

Люди флегматоидного склада отличаются отставанием субъективного ощущения времени от объективного, т.е. их внутреннее время течет медленно. Поэтому они всегда опаздывают, любят копаться в мелочах, у них никогда не бывает дефицита времени.

Меланхолики, отличающиеся слабостью нервных процессов, проявляют себя противоположным образом. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно прерывание течения психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхоликов отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим меланхоликом часто называют человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Как правило, они отличаются замкнутостью и необщительностью, тревожностью и чувством собственной малоценности.

Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержаны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

Человек с меланхолическим темпераментом характеризуется упадническим настроением, нерешительностью в действиях, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным делом.

Отношения со временем у меланхоликов отличаются тем, что у них нет ни опережения, ни отставания. Они как бы «привязаны» ко времени, как бы «стоят» в нем, не ощущая его движения. Будущее их не интересует или страшит. Прошлое интересно настолько, насколько содержит приятные воспоминания.

Выделяют даже особые качества именно психологического времени для описания мироощущения людей, принадлежащих этим разным видам темперамента. Холерик живет будущим, он живет в психологическом времени «потом». Сангвиник живет «здесь и сейчас», т.к. прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Флегматик живет в прошлом, его психологическое время – «тогда». А меланхолик живет в психологическом времени «всегда». Ему также легко представить себя в I веке н.э. в роли какого-нибудь римского патриция или раба, как и в XXXI веке в роли астронавта-исследователя далекой галактики, т.к. в глубине души он «знает», что люди всегда равны себе и, несмотря на внешние технические изменения и усовершенствования, живут теми же переживаниями и чувствами, что и всегда.

На основании типологии ВНД и конституционных особенностей человека выделяются следующие психологические свойства темперамента: активность – реактивность; экстраверсия – интроверсия; сензитивность (чувствительность к внешним воздействиям) и резистентность (нечувствительность к ним), эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность, импульсивность – размеренность, пластичность – ригидность. Эти психологические свойства темперамента определяют динамический аспект психической активности человека.

Так, активность означает, что человек отличается поисковой направленностью, активацией психики под влиянием самостоятельно вырабатываемых побуждений. Реактивность – психологическое свойство темперамента, при котором человек реагирует, отзывается лишь на внешние, сторонние побуждения, самостоятельно не изменяя направленность и содержание психической деятельности.

Экстраверсия – психологическое свойство темперамента, которое обусловливает преобладание взаимодействия с внешним миром, тягу к новым впечатлениям, общительность, повышенную двигательную активность. Интроверсия обусловливает преобладание интересов на внутреннем мире (собственные ощущения, образы, мысли), склонность к самоанализу, предпочтение уединенности, внешнюю сдержанность.

Сензитивность – психологическое свойство темперамента, определяющее высокую чувствительность к раздражителям, низкую помехоустойчивость, в то время как резистентность обусловливает нечувствительность к раздражителям, высокую помехоустойчивость и, вследствие этого, пробивную силу человека.

Эмоциональная стабильность – это психологическое свойство темперамента, заключающееся в способности нервной системы человека поддерживать тонус, внимание и эмоциональное состояние не измененными. А эмоциональная нестабильность – это психологическое качество темперамента, которое проявляется в переходах настроения, частой смене эмоций положительного знака на противоположные без видимых причин.

Импульсивность – это психологическое свойство темперамента порождать преувеличенную поведенческую реакцию в ответ на незначительные перемены в окружающей обстановке. В то время как размеренность (обстоятельность) – свойство, позволяющее хранить поведенческое постоянство, несмотря даже на значительные перемены в обстановке.

Пластичность – это психологическое свойство темперамента, благодаря которому человек быстро приспосабливается к изменяющимся условиям в силу высокой переключаемости анализаторов и психических процессов. Ригидность – неспособность к быстрой перестройке психических состояний и процессов в изменившихся условиях среды.

Темперамент, таким образом, является важным свойством психики. Это – врожденное свойство, которое, согласно последним научным данным, имеет генетически обусловленную природу. Темперамент всегда так или иначе проявляется в человеке, хотя в чистом виде встречается нечасто, а в ходе жизни различные его психологические свойства маскируются, компенсируются и даже трансформируются в зависимости от условий жизни и характера деятельности человека.

studfiles.net

Сферы проявления темперамента

Проявление особенностей темперамента сказывается на любой деятельности личности, на ее поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми. Так как чаще всего темперамент рассматривается как особые динамические характеристики психической деятельности личности, принято выделять три сферы его проявления:

  • общая активность личности;
  • двигательная активность, то есть особенности моторной сферы;
  • эмоциональные проявления.

При разграничении перечисленных сфер необходимо учитывать, что все же они взаимодействуют и особым образом дополняют друг друга.

Общая активность личности

Общая активность личности представляет собой процесс отражения действительности в форме психических актов, действий и поведения, который характеризуется интенсивностью воздействия человека на окружающую действительность и умением преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. На общую активность влияют мотивационно-потребностные установки, ценностные ориентации характера и направленность личности.

Следовательно, определить общую активность можно путем анализа таких характеристик взаимодействия с окружающей средой, как частота, объем, тип (физическая или социальная активность). Так, общая активность психической деятельности и поведения человека проявляется в разном уровне стремления действовать активно, осваивать и преобразовывать внешний мир, проявляя себя во всем многообразии видов деятельности. Так как люди наделены разными темпераментами, и выражение общей активности у них различно. Возможно выделение двух крайностей:

  1. инертность, пассивность, отсутствие целеустремленности;
  2. энергичность и активность, своеобразная страстность в процессе деятельности.

Именно между данными полюсами расположились представители разных темпераментов. Активность, понимаемая как особое личностное образование, предполагает особую позицию индивида в отношении к внешнему миру, к другим людям и самому себе. Она рассматривается как противоположность инертности, которая характеризуется преобладанием пассивности над инициативностью. Согласно лейбницевской традиции, человек предстает не просто как набор действий или локус действия, а как его источник. Поэтому и активность личности всегда целенаправленна. Целеустремленная личность словно предстает как воплощенная активность, которая всесторонне опосредует деятельность человека.

Общая активность проявляется на всех этапах онтогенетического развития индивида. Так, в младенческом возрасте она связана с открытостью, доверчивостью и доброжелательностью по отношению к окружающим людям. В процессе взросления все большую роль в формировании активности начинают играть саморазвитие и самовоспитание личности, то есть те формы активности, которые закладывают основу отношения личности к самому себе. Позднее – в зрелом возрасте – общая активность уже имеет вполне оформленные черты, проявляясь не только в поведении человека, но и в профессиональной сфере его жизни, во взаимоотношениях в рамках семьи и т. д. При этом с течением времени активность все больше начинает зависеть от жизненной позиции личности, ее ценностей и мировоззрения.

К. А. Абульхановой-Славской общая активность названа «личностным временем», так как выступает в качестве способа преобразования, формирования, преодоления встречных детерминирующих тенденций. Кроме того, большинство исследователей утверждают, что понятие общей активности личности может быть детально описано лишь тогда, когда объективные условия реализации потребностей будут рассматриваться не как данность, адекватная потребностям, а как препятствия к их удовлетворению. Только в этом случае активность найдет наиболее яркое и точное проявление.

В. В. Знаков характеризует активность как специфические субъектные проявления личности и индивидуальности; он выделяет также созерцательную и познавательную активность личности как субъекта бытия.

Двигательная, или моторная, активность

Посредством понятия двигательной (моторной) активности личности могут быть охарактеризованы такие ее проявления, как быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или сдержанности), общительности (или молчаливости).

Наукой доказано, что все многообразие поведенческих проявлений человека – как в самых простых, так и в наиболее сложных формах – предстает как особого рода взаимодействие с внешним миром, опосредованное двигательной активностью. Данная активность поведения, которая в широком смысле может быть рассмотрена как образ жизни, деятельность в ее многообразных проявлениях, внешне находит проявление непосредственно в самих движениях, разных двигательных актах и психомоторных действиях. По определению отечественного физиолога и психолога И. М. Сеченова, «все бесконечное разнообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» (1952).

Двигательные действия, включенные в различные виды человеческой активности, представляются как условия или средства их реализации, то есть как особый ключевой компонент, который обеспечивает саму возможность реализации какой-либо деятельности. Важно также, что направление двигательных действий может быть связано с психомоторными функциями, то есть достижение цели связано с решением ряда двигательных задач. В таких случаях совокупность двигательных действий может быть рассмотрена как относительно самостоятельный вид специфической человеческой деятельности, то есть как психомоторная деятельность.

Следовательно, все многообразие поведенческих проявлений человека – от выражения эмоций в мимике, тонких моторных координаций в процессах устной речи, письма и предметной деятельности до сложных ручных операций на производстве, исполнительской техники музыканта, балерины и т. д. – суть двигательной активности, особенности проявления которой, связаны с индивидуальными психологическими свойствами личности, и в большей степени, разумеется, с темпераментом. Так, например, холерику свойственен наиболее высокий уровень двигательной активности, а флегматику, наоборот, самый низкий. Интенсивность двигательной активности сангвиника и меланхолика варьируется в зависимости от ситуации.

Эмоциональность

Эмоциональность личности в широком смысле связывается со следующими проявлениями:

  1. впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чувствительность, чуткость при эмоциональных воздействиях;
  2. импульсивность – скорость перехода определенной эмоции в побудительную силу конкретных поступков и действий;
  3. эмоциональная лабильность – скорость угасания проявлений эмоционального состояния.

Эмоциями признаются наиболее простые, непосредственные переживания, происходящие в определенный момент и связанные с фактом удовлетворения (или неудовлетворения) определенных потребностей. Проявляясь в форме реакций на объекты окружающей действительности, эмоции обнаруживают тесную связь с первыми впечатлениями. Так, первое впечатление от чего-либо имеет исключительно эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (в форме страха, гнева, радости) на некоторые его внешние особенности. Низкая вероятность удовлетворения актуальных потребностей или неудовлетворительный результат конкретных действий, как правило, лежат в основе отрицательных эмоций. Вероятность достижения желаемого эффекта в процессе деятельности, наоборот, порождает положительные эмоции, которые активно преувеличиваются личностью для продления их эффекта или повторения.

В связи с тем, что эмоциональная сфера личности – это особое психическое образование, которое носит индивидуальный характер, утверждается его особая связь с темпераментом личности. Ведь вполне очевиден тот факт, что эмоции холерика наиболее выражены, чем эмоции флегматика. Поэтому говорят о субъективном характере эмоций, ведь у людей с разными типами темперамента одни и те же раздражители вызывают различные эмоции.

Достаточно ярко эмоциональная сфера индивида проявляется в настроении, его изменчивости, цикличность которого также определяется темпераментом. Настроение формируют полярные переживаемые индивидом состояния: активность – пассивность, радость – печаль, удовлетворенность – неудовлетворенность, лабильность – ригидность и др.

spravochnick.ru

Проявление свойств темперамента в деятельности

Контрольная работа 

Тема  «Проявление свойств темперамента в деятельности»

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 
 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 3

 

ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ……………….. 3

 

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА……………………………………………….. 4

 

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….. 6

 

ТЕМПЕРАМЕНТ И  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  …… 7

 

ТЕМПЕРАМЕНТ И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ  …………… 8

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Даже  простые наблюдения за поведением людей, например, в быту, на отдыхе, за каким-либо занятием, показывают, что все люди различны. У одних — неторопливые движения, спокойный взгляд, а у других — движения суетливые, «бегающие» глаза. Люди по-разному включаются в работу, отзываются на чувства других людей, чем-то увлекаются, проявляя при этом большую или меньшую настойчивость, отличаются  желанием общаться с другими людьми, быстротой смены настроений и т.д. Такая разница в поведении объясняется прежде всего темпераментом.

 

     ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

       Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента являются врожденными. Но на протяжении своей жизни личность может развивать необходимые ей качества, осознавать гармонию и дисгармонию в себе, находить способы эволюционного роста. Люди с разными свойствами темперамента по-разному видят окружающий мир, приходят в него с разными проблемами и развиваются отличающимися друг от друга путями.

Выделяют следующие виды темперамента:

— сангвинический (от лат. sanguis – кровь),

— меланхолический (от греч. melas chole – черная желчь),

— холерический (от греч. chole – желчь),

— флегматический (от греч. phlegma – слизь).

     При сангвиническом темпераменте чувства в нервной системе и в сознании человека возникают быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. Сангвиник представляется оптимистом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но так же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

     При меланхолическом темпераменте внешние проявления чувств бывают менее яркими, но зато более глубокими и длительными.  Меланхолик обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным, никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

       Холерик – человек вспыльчивый, горячий, несдержанный. Вместе с тем он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

   Флегматик — человек хладнокровный. Он медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

       Из приведенных характеристик следует, что свойства темперамента  проявляются в поступках человека в различных ситуациях. Темперамент человека влияет на формирование его характера.

     Каждый  из представленных типов, проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, может иметь свои достоинства и недостатки.

     Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойственен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

     Холерический  темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить  значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

     В  чистом  виде  темпераменты  практически  не  встречаются.  У  каждого

человека  преобладают  черты  какого-то  одного  темперамента  в   сочетании с чертами другого темперамента. 

     Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

 

     СВОЙСТВА  ТЕМПЕРАМЕНТА

     К свойствам темперамента можно отнести  те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.

     В вопросе о том, какие проявления психики и поведения можно отнести к свойствам темперамента, до сих пор нет единой точки зрения. И.Кант, В.Вундт, В.Д.Небылицын к таким свойствам относят эргичность (активность) и эмоциональность. В.М. Русалов в этот перечень добавляет темп и пластичность. Более широкий набор свойств темперамента представлен в концепции В.С.Мерлина. Он включает в число свойств темперамента следующие;

     Сенситивность или чувствительность. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий необходима для возникновения психической реакции человека.

     Активность определяет, с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении целей. Активность проявляется в целенаправленности и настойчивости, сосредоточенности в длительной работе и т. п.

     Реактивность или импульсивность. О реактивности судят по степени непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия (критическое замечание, угроза, резкий звук, обидное слово и др.). Чем ниже реактивность, тем выше выносливость в трудных ситуациях. Одно и то же напряжение, являющееся оптимальной нагрузкой для низко реактивных, может вызвать перегрузку у высоко реактивных.

     Соотношение активности и реактивности. Это свойство проявляется в том, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроений, желаний) или от целей, обдуманных намерений, планов. В ряде исследований установлено обратное соотношение между реактивностью и активностью. То есть чем выше реактивность индивида, тем меньше его активность.

     Темп  реакций. Об этом свойстве судят по скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания и других скоростных показателях психики.

     Пластичность или ригидность определяется тем, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, изменяет приемы и способы действий, не снижая скорости, приспосабливается к новым условиям.

     Экстраверсия  — интроверсия. Это свойство определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Экстраверсия проявляется в стремлении к общению, открытости, направленности на внешний мир. Интроверсия проявляется противоположными качествами..

     Эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции.

     Эмоциональная лабильность определяет скорость, с которой возникает и прекращается эмоциональная реакция или состояние. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро происходит смена одного переживания другим.

 

     Свойства темперамента по выражению В.М.Русалова представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

     Таким образом, под темпераментом следует  понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее  содержания, целей и мотивов. Так как свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они зависят от наследственного фактора. Однако, свойства темперамента в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате жизненных условий:  тяжелой болезни, особенно перенесенной в раннем детстве, в результате психологических конфликтов, пережитых в подростковом  возрасте, при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в  подростковом возрасте и др.

       Таким образом, можно сделать  вывод, что в результате жизненных  внешних условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темперамента.

 

     РОЛЬ  ТЕМПЕРАМЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Особенности темперамента следует учитывать  при профессиональном отборе, т.к. темперамент может влиять на характер и индивидуальный стиль деятельности человека. Это необходимо учитывать при выборе профессии и организации своего рабочего пространства. Иначе большая часть дня, которую человек проводит на работе, может стать для него мукой, а остальное время – уходить на восстановление сил после плохо проведенного рабочего дня.

     Например, если сангвиник выберет профессию бухгалтера, мастера-часовщика, библиографа, архивиста, реставратора, связанную с монотонным трудом, требующим усидчивости, постоянной концентрации внимания на чем-то одном, терпения, то он, скорее всего, не будет получать от неё удовлетворения. Но если работа требует энергичности и общения с людьми – сангвинику не будет равных. Он сможет успешно координировать действия других людей и внушать им оптимизм. Поэтому сангвиники бывают хорошими руководителями, коммерческими агентами, продавцами, инженерами, врачами, педагогами, психологами, журналистами,  администраторами и т.п.

     Холерики часто бывают успешными в тех профессиях, которые требуют способности к повышенной концентрации внимания и энергичности, а также особого запаса прочности нервной системы, возможности переносить повышенные нагрузки без потери работоспособности и быстро восстанавливать свои силы. Целеустремленность – одна из характеристик этого типа темперамента. Холерик может стать хорошим хирургом, летчиком, диспетчером, тренером, менеджером, предпринимателем,  следователем, журналистом, режиссером и т.п. Он не может заставлять себя выполнять монотонную и однообразную работу, требующую тщательности и усидчивости, ежедневно и по нескольку часов. Хроническая усталость может накопиться не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику не стоит в качестве профессии выбирать цветоводство, библиотекарское дело или бухучет. В этом холерики и сангвиники во многом похожи.

      Флегматики не выносят суеты и постоянно меняющихся условий, это может привести к сбою в работе, а иногда и к депрессии. Зато они способны длительное время заниматься делом, требующим концентрации внимания, усидчивости и скурпулезности. Это терпеливые люди, способные до мелочей продумать какое-либо решение и до идеала довести какое-либо дело, если их не торопить. Флегматики становятся хорошими экономистами, бухгалтерами, операторами ЭВМ и программистами, зубными техниками, делопроизводителями, портными, слесарями, механиками, часовщиками, библиографами, переводчиками и т.п.

stud24.ru

Проявления темперамента — Дом Солнца

В зависимости от приобретённых привычек и навыков, от содержания характера меняется картина темперамента.

Воспитание и самовоспитание являются системами регуляции и саморегуляции нервной деятельности путём образования определённых стереотипов поведения. Путём длительной тренировки различными опытами можно укрепить слабую нервную систему и изменить тип поведения так, что негативные проявления темперамента будут сглажены.

Внимательные родители, определив тип темперамента своего ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь своим детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику – подвижность, меланхолику – уверенность и так далее. А воспитание таких черт характера, как мужество, самообладание, выдержанность, решительность, целеустремлённость, формирует самоуправление нервной деятельностью и помогает устранить её недостатки. Темперамент является первичной, наиболее общей картиной поведения человека, и она меняется в процессе накопления жизненного опыта.

Знаете ли Вы, дорогие родители, что ИМПУЛЬСИВНОСТЬ является специфическим свойством темперамента и предвестником волевых черт характера человека. Обратите на это внимание: чем сильнее проявляется импульсивность в детстве, тем больше возможностей выработать волевую активность, сильную волю. Если же воспитание и обстоятельства жизни не превращают импульсивность в волевую активность, она может развиваться и играть отрицательную роль в жизни ребёнка.

Решающее значение для развития темперамента имеют не задатки, а реальные взаимоотношения, зависящие от обстоятельств жизни, воспитания, направленности деятельности, характера самой деятельности. В реальной жизни трудно выделить в темпераменте то, что в нём заложено задатками, а что является следствием жизнедеятельности или психического состояния.

Наиболее естественное проявление темперамента наблюдается в детском возрасте. По мере взросления взаимоотношения ребёнка с миром усложняются, и он всё больше испытывает его воздействия, изменяющие особенности его темперамента. Становится труднее выделять темперамент, так как его свойства сплетаются с качествами характера. Именно в ранние детские годы доминирует темперамент, и обстоятельства жизни определяют те воздействия, от которых зависят функциональные особенности деятельности нервной системы. Одни условия жизни могут способствовать развитию силы и быстроты протекания психических процессов, возбудимости, впечатлительности, а другие наоборот подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа.

А теперь, дорогие родители, поговорим об авторитарности. Если в семье господствует голая авторитарность, подавляются активность и инициативность ребёнка, как правило, интенсивно развиваются отрицательные черты флегматического или меланхолического темперамента. Там, где господствуют жизнерадостность, возбуждающая обстановка, где поощряется активность ребёнка, его инициативность, развиваются сангвинический и холерический темпераменты. Однако могут развиваться и отрицательные черты этих темпераментов при заласкивании, поощрении капризов, беспорядочной смене впечатлений.

Замечено, что быстрота речи, сильная жестикуляция бывают у целых народов результатом обычая. Те дети, которым старшие родные внушают привычку держать себя важно, с достоинством, почти все с ранних лет привыкают к плавности движений и речи. Воспитание детей имеет огромное значение как фактор развития и изменения темперамента. Оно планомерно и систематически воздействует на сознание ребёнка. Благодаря неустанному воздействию и постоянному контролю вырабатывается стиль поступков, мыслей, чувств, и динамика их становится со временем естественной и привычной.

Берегите себя и своих детей, дорогие родители, и не забывайте: воспитание не достигает цели, если оно ограничивается только проповедью. Каждый шаг обучения и воспитания должен быть связан с активной деятельностью детей, чтобы знания превращались в навыки, а взгляды – в убеждения.

www.sunhome.ru

Темперамент и его проявление

Сквозь весь период жизнедеятельности человека проходит бесчисленное количество людей. Но с некоторыми он готов проводить все свое свободное время, а с другими предпочел бы никогда больше не пересекаться. В одном случае срабатывает притяжение, а в другом – отталкивание. Но чем же объясняется такая дифференциация социальных связей?

С самого рождения, с первых минут жизни в этом мире, в силу особенностей типа высшей нервной деятельности, у человека уже имеется темперамент. Он по своей природе составляет почву для формирования характера.

Темперамент – это устойчивая совокупность определенных качеств и особенностей конкретного человека.

Исследователями данной проблематики в разные времена темпераменты разделялись на виды также по-разному.

Еще во времена античности изучением проявления и природы темперамента занимался Гиппократ. Деление темперамента на виды осуществлялось в соотношении с преобладающей в организме человека жидкости. И так, согласно Гиппократу, у холерика преобладает желтая желчь, у сангвиника – кровь, у флегматика – лимфа, а у меланхолика – черная желчь. Даная концепция по сей день играет весомую роль в науке и литературе.

На заметку: Если вас интересуют бесплатные прогнозы на футбол, то всю необходимую информацию в полном объёме вы сможете получить на интернет-ресурсе foothome.ru.

Стандартное деление темпераментов производится на четыре вида и выделяет особенности каждого. Холерик и сангвиник выступают достаточно сильной личностью, имея более стойкие характерные особенности. Флегматик и меланхолик – личности, более замкнутые в сравнении с двумя прежними, и их характерные особенности не такие стойкие и имеют свойство колебаться. Отдельно же, холерик имеет ряд признаков, таких, как активность, общительность, вспыльчивость, инертность. Сангвиник характеризуется такими признаками, как, активность, коммуникабельность, но ко многим вещам относится слегка легкомысленно. Флегматик же уравновешеннее прежних двух, спокойный и рассудительный. У меланхолика, по сравнению с предыдущими типами, характерным признаком является более высокая чувствительность.

Рассмотренное деление является описанием в общих, но отличительных чертах.

Вполне понятно, что в свете такой дифференциации характерных особенностей, не все темпераменты смогут взаимодействовать друг с другом.

Но на практике, в своем проявлении, чистых видов темперамента не существует, просто один из видов доминирует, что и определяет отношение человека к определенному его виду.

Достаточно хорошо разбираясь в особенностях каждого отдельного темперамента, узнав, какой вид темперамента присущий отдельной личности – установить контакт и найти подход к человеку, основываясь на чертах вашего темперамента, будет очень просто.

Читайте также:
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях:
    Метки: Темперамент     

igorkovalenko.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *