Психология общения — Психология человека
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.
Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.
Цель и смысл общения
У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.
А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.
Понимание в процессе общения
Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.
Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.
Мы же с вами знаем о том,
psichel.ru
Психология общения
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).
3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция
Выделяют следующие виды общения:
«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.
Кодекс делового общения:
Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.
Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.
Принцип качества информации – не ври.
Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.
Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника
Умей слушать и понять нужную мысль
Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.
Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.
studfiles.net
Психология общения


Для чего жизненно необходима данная дисциплина? В практике каждого специалиста такие умения как: правильное общение со своими соратниками по работе, руководством, клиентами; правильный настрой и реагирование в стрессовых ситуациях может сыграть для Вас решающую роль, как в продвижении по служебной лестнице, так и соответственно Вашем доходе. Поэтому данная дисциплина читается практически по всем специальностям.
За небольшое количество часов на психологии общения Вы узнаете только самые основные моменты. Конечно это будет поверхностный материал большого айсберга под названием — психология. Но и это даст Вам стимул в дальнейшем изучении этой дисциплины, которую мы все, как сознательно так и бессознательно применяем её в своей жизни.
Психология – это наука, которая изучает процессы и особенности поведения человека, с целью объяснения механизма принятия им тех или иных решений и особенностей поведения отдельных индивидуумов, групп людей и больших коллективов.
Психология тесно связана с множеством других наук, что вызвано историческими особенностями ее развития. В первую очередь стоит выделить связь психологии с философией, из которой она, собственно, и выделилась в отдельную науку. Тесно эта наука связана также с многими отраслями медицины (анатомия, нейробиология, генетика и пр.), лингвистикой, криминалистикой и многими другими науками.
Основы психологии были заложены еще во времена Античности. В то время большинство философов достаточно много времени уделяли исследованию сущности человека и пытались понять устройство его души и разума. Первым серьезным научным трудом, в котором излагались исследования оп психологии, считается трактат «О душе», автором которого является Аристотель.
Вплоть до XIX века психология развивалась как отрасль философии. Но именно в этом столетии психология сформировалась как отдельная наука. Основной вклад в это сделали Э. Вебер, Г. Гельмгольц и В. Вундт. Именно В. Вундт в 1879 году основал первую в мире лабораторию для психологических исследований.
XX столетие ознаменовалось бурным развитием данной науки, в которой уже стали выделятся отдельные школы:
— психоанализ (основана на работах З. Фрейда и К. Юнга), в которой человек рассматривался как совокупность противоборствующих систем;
— бихевиоризм (основана на работах Дж. Уотсона и Э. Торндайка). Эта школа рассматривала человека как «черный ящик», внутрь которого входят стимулы, а наружу выходят – реакции на них;
— гештальтпсихология (основана на работах К. Коффка, М. Вертгеймера). Эта школа занималась изучением феноменов человеческого мышления и восприятия.
С конца XX столетия курсы психологии воли в программу многих ВУЗов.
В XXI столетии появляются еще множество направлений данной науки, которые занимаются изучением практически всех аспектов поведения человека:
— гуманистическая психология;
— трансперсональная психология;
— когнитивная психологи и др.
Т.к. Психология это достаточно серьёзная наука и на небольшом курсе всего не расскажешь, в нашем учебном центре сделан акцент на изучение психологии общения. Эта отрасль психологии занимается изучением жестов, интонаций, элементов речи и прочих составляющих на нашего собеседника. Практическая психология общения является неотъемлемым элементом нашей речи и взаимодействия с другими людьми. Изучив основные правила этой науки, мы можем более эффективно управлять нашими словами и действиями, что поспособствует формированию нашей позитивной репутации. Особенно курсы психологии общения полезны для людей, которым часто приходится общаться с другими людьми (например, видеоографам, менеджерам и т.д.). Изучение этого курса помогает более точно понимать вашего собеседника и довольно получить доверие с его стороны. Также полезна психология общения и в обычных жизненных ситуациях, например, при разрешении конфликтов и спорных ситуаций.
Количество часов: 20 академ. ч.
Преподаватель(и) предмета:
Туровцева Ольга Николаевна
Фотохудожник, психолог Профессиональный фотограф и преподаватель с многолетним опытом проведения курсов и мастер-классов. Автор собственных образовательных программ в области фотографии и психологии. Имеет два высших образования в области педагогики и психологии. Проходила дополнительную подготовку по направлению «Фотоискусство»….
Изучается на следующих программах обучения:
Мастерство радиоведущего (диктора-диджея)
Редактор телевизионных программ
Одна из самых авторитетных и наиболее важных профессий телевизионного дела — редактор телевидения. И это по праву. Недаром легенда о создании телевидения на Шаболовке доносит до нас, из уже далеких 30-х годов прошлого столетия, образ редактора на телевидении как первого человека, с которого и началась строиться телевизионная команда всех…
Режиссура монтажа кино и телепрограмм
Режиссер монтажа – это сегодня одна из самых востребованных и необходимых профессий на современном телевидении. Именно монтажер (так сокращенно называют эту профессию) выполняет сведение отснятых эпизодов в целостную последовательную историю, которую рассказывает фильм или передача. Именно от него зависит результат работы всего коллектива,…
Режиссёр, актёр озвучивания и дубляжа
Обучаясь на курсе режиссёра озвучивания и дубляжа слушатель приобретает универсальные знания и практический опыт сразу в трёх направлениях профессиональной деятельности. Это: Мастерство «Режиссёра озвучивания», профессионала, который подбирает Актёров дубляжа, координирует и синхронизирует работу звукорежиссёра и актёров. Мастерство…
Мастерство режиссёра кино и телевидения (режиссура телевидения)
На сегодняшний день телевидение является одним из наиболее распространенных и доступных видов развлечения, а также получения информации. Трудно представить себе современную семью, у которой бы дома не было телевизора, и которые хотя бы один раз в день его не включали. Каждый человек находит себе в телевиденье именно то, что большего всего его…
Сценарист драматург кино и телепрограмм
Курс предназначен для всех, кто относится к созданию кино и телевизионных программ, как к созданию произведения искусства, кто не ищет в работе в личных выгод в виде лёгких денег или славы, и кто не считает экранное искусство просто одним из доступных способов приятно провести время. Программа курса рассчитана на тех, кто хочет научиться писать…
Мастерство телеведущего (Мастерство ведения телепрограмм)
Сегодня мы не можем представить свою жизнь без телевидения. Многочисленные передачи, художественные и документальные фильмы, новости и развлекательные программы делают нашу жизнь красочной и более разнообразной. С самого детства мы смотрим телепередачи для детей с любимыми ласковыми телеведущими, смеемся над остроумными шутками участников…
Тележуралистика (Телевизионная журналистика)
Если вы хотите быть в центре самых интересных и увлекательных событий, вы яркая личность, которая не боится трудностей, вы быстро реагируете на происходящее вокруг, хотите обучаться и достигать самых больших высот на телевидении, то профессия тележурналиста (телекорреспондента) – это та сфера деятельности, которая позволит раскрыть все…
Операторское мастерство кино и телепрограмм
Оператор телевидения – одна из самых сверх захватывающих, интересных и самое главное – важных из всех существующих профессий телевидения. Ведь именно его глазами зрители видят все то, что отображается на экране. Говоря другими словами, телеоператор – это поставщик картинки, на которой держится и существует телевидение в целом….
Мастерство фотохудожника
Изучая азы живописи и художественной фотографии, некоторые люди задаются вопросом, кто же такой художник, что это за человек? Художником называют человека, который занимается вопросами как живописи, так и графики. Художник должен обладать утончённым вкусом, владеть мастерством «рассказывать» о вещах простую правду без ярлыков и…
Художник гримёр театра, кино и телевидения
Максимум полевых работ в команде и немного теории — вот отличительные черты учебной программы по специальности художник-гримёр, разработанной в нашем Учебном центре кино и телевидения UHD (ЮЭйчДи). Мы ведем этот практический курс, потому что верим: у нового поколения мастеров грима есть все возможности для того, чтобы раскрыть свой…
www.uhdtv.ru
Что такое психология общения? — Психология закономерностей
Психология общения — это, прежде всего наука, изучающая проблемы общения и пути их решения. Неплохо прояснить, что понимают под термином общения.
Общение — это обмен информацией, эмоциями, чувствами между двумя и более индивидуумами. Вся история человечества связана с общением между людьми, ведь одному человеку жить в суровом мире крайне трудно, поэтому человек, как правило, живет в окружении подобных ему.
Какие проблемы возникают при общении?
Как не трудно догадаться это стеснение между лицами, которые еще не смогли адаптироваться друг к другу. Когда происходит разговор между двумя незнакомыми людьми, оба испытывают дискомфорт и скованность, каждый из них понимает что не стоит делиться личной информацией, ведь это в будущем может представлять опасность. И наоборот разговор между двумя лучшими друзьями, которые знакомы чуть ли не с детского сада. Их разговор ведется абсолютно без стеснения, он открытый, люди свободно делятся информацией о своей жизни, о своих будущих планах. Это можно назвать доверительным разговором. Согласитесь разница между двумя этими ситуациями огромная. Как раз в этом и есть главная проблема общения. Она заключается в недоверии, стеснении, закрытости. Действует крайне простое правило. Чем больше общения между людьми, тем больше доверия возникает между ними, но все зависит от времени, которое нужно затратить, чтобы заполучить то самое доверие.
Как решить проблему недоверия в кратчайшие сроки?
Чтобы разговор между двумя новоявленными знакомыми стал более раскрепощенным как можно быстрее нужно знать некоторые правила как то сделать. Вы должны быть как можно более энергичными в общении, то есть инициативу лучше взять в свои руки. Нужно как можно больше задавать вопросов, на которые нельзя ответить да или нет, ответ оппонента обязательно должен быть развернутым и полным. В будущем ваш оппонент перестанет стесняться, и сам будет задавать вопросы, а это и есть суть общения. Вопрос-ответ. Только так можно в кратчайшие сроки убрать неуместное стеснение.
Что самое главное в общении?
Как ни парадоксально это не звучало, но это смысл и цель общения. Вы должны четко осознавать, зачем вы общаетесь с человеком. Будет лучше, если вы будете получать удовольствие от общения, полезную информацию, дальнейшую перспективу. Поэтому общайтесь только с достойными людьми, не стоит тратить время на бессмысленные варианты, ведь таким образом вы экономите свое время и время своего партнера.
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
psiho-zakon.ru
6) Понятие общения в психологии
Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Из обилия трактовок общения можно выделить главные:
1) общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;
2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;
3) общение — одна из форм взаимодействия.
В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции — учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции.
Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности».
Мотивом же любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции).
Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.
«В этом случае, — отмечает А.А. Леонтьев, — процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения — оратор, коммуникатор».
Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант — модальное общение — «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия.
Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников.
Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.
Рассмотрим суть построения процесса общения.
Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».
Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР — сама ее структура, отдельные специалисты).
Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой — как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание — личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.
Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом — партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий.
В зависимости от уровня психологического единства группы каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:
1) монологической;
2) диалогической;
3) полилогической.
Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.
Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине — теории коммуникации.
Речь и письменный язык — главные, но не единственные коммуникативные системы. Социальное общение использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию».
Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта.
studfiles.net
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ?
- ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
- раздел обшей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, прежде всего стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения. В конечном счете, речь идет об оптимальных психологических принципах, способах и формах общения людей.
Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.
- ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
- ПСИХОЛОГИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» в других словарях:
Психология общения — раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения [22; 32; 97] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Психология общения: школа Бодалева А. А. — В нач. 1960 х гг. на ф те психологии Ленинградского (в настоящее время Санкт Петербургского) гос. ун та, деканом к рого в те годы был Б. Г. Ананьев, начало развиваться направление социальной психологии, получившее название «познание человека… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Психология общения: школа Парыгина Б. Д. — В первой монографии Б. Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (1965) была представлена концепция социальной психологии как системы науч. знания, включающего в себя 3 осн. компонента: 1) методология, 2) общая социально психологическая… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Психология общения: школа Мерлина В. С. — Интерес к проблеме О. в Пермской школе В. С. Мерлина возник в связи с решением вопроса об изменении индивидуального стиля деятельности в зависимости от специфических, объективных требований разл. видов деятельности. Особо был выделен вопрос о… … Психология общения. Энциклопедический словарь
психология социальная — отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп.… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… … Большая психологическая энциклопедия
психология возрастная — см. возрастная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
психология допроса и показаний — раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых.… … Большая психологическая энциклопедия
eurasian_wisdom.academic.ru
Психология общения
Добрый день, посетители и читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, в чем заключается главная задача психологии общения? Заранее спасибо за ваш ответ.
Стоит отметить, что для начала важно сказать, что наука психология многоступенчатая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ОБЩЕНИЕ.
- ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
- ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
- ОБЩЕНИЕ – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Отметим в первую очередь, что само по себе общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме.
Дополню также, что, прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное и невербальное общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы.
Так, чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя. На этом наше сегодняшнее занятие подходит к завершению. Полагаю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Желаем удачи и успехов во всех сферах жизни!
ru.solverbook.com