Развитие качеств личности | Развитие Личности

Одним из главных признаков Сильной личности является постоянное и всестороннее саморазвитие. Лидеры всегда анализируют свои поступки и личные качества. Этим они расширяют свой круг влияния и граница «невозможно сделать» отходит всё дальше и дальше.

Развивая определённые качества личности, мы можем влиять на определённые сферы жизни. Не нужно ждать когда в жизни что-то изменится само по себе. Всё что с нами происходит – это продукт наших собственных действий. А наши действия напрямую зависят от наших качеств личности. Чем больше в человеке силы – тем сильнее его действия, чем больше в человеке уверенности – тем уверение его действия.

Развивая качества личности, вы будете неизбежно изменять свою жизнь в лучшую сторону. Развивая, допустим, такие личные качества как целеустремлённость, бодрость, обязательность, внимательность, креативность и другие, вы делаете ваши действия и решения более эффективными. Или развивая такие личные качества как красноречие, отзывчивость, искренность, лаконичность, опрятность и тому подобные, вы улучшаете ваши взаимоотношения с другими людьми. И конечно очевидно, что чем больше в вас оптимизма, позитива и здоровья, тем счастливей и насыщенней становиться каждый день вашей жизни.

Ниже представлен список качеств личности, который будет постоянно пополнятся. Каждое качество является ссылкой на страницу с рекомендациями и способами развития этого качества личности.

Деятельный

Красноречивый

Уверенный

Энергичный

razlich.ru

Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО

 

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

                   инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

                   уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

                   умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

                   способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

                   стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

                   развитие крупной и мелкой моторики рук;

                   способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игра, умение ребенка, качество личности, жизнь человека, дошкольное образование.

moluch.ru

Формирование качеств личности — Психологос

Формирование качеств личности — системные воспитательные воздействия, приводящие к нужному устойчивому поведению. Практически то же самое, что

воспитание качеств личности. Например, воспитание ответственности, воспитание самостоятельности, воспитание взрослости…

Нужно учесть, что, начиная с 80-х годов ХХ века в Советском Союзе и далее в России слово «формирование» попало, по сути, в список запретных слов как в педагогике, так и в психологии. «Формирование» стало считаться жестко привязанным к «субъект-объектному» подходу, исключающему внутреннюю активность личности, и поэтому подходом недопустимым. Разрешено и рекомендовано говорить о «развитии качеств личности», поскольку это более отражает «субъект-субъектный» подход, а именно предположение, что ребенок всегда сотрудничает со взрослым в деле своего роста и развития.

Что должно быть сформировано

Дети и взрослые начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого:

  • необходимый опыт, умения и навыки,

Учить, давать образцы, поддерживать. Особое внимание — возрасту максимальной восприимчивости.

  • нужное поведение для них стало привычным,

Для этого человек (ребенок) должен быть вовлечен в жизнь и дела, где происходит именно такое поведение. Иногда это может быть обеспечено психологическими методами, иногда — административными. Лучше, если это обеспечивается мягкими и гибкими методами, но по необходимости методы могут быть и силовыми, жесткими.

  • у них есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим,

Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется.

  • у них есть соответствующие жизненные ценности: «Таким быть надо, таким быть хорошо».

Образцы и внушения

  • у них есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести,

Образцы и внушения

  • у них личностная самоидентификация «Я — тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!»

Инициация

  • нужное поведение ребенка (взрослого) получает подкрепление и поддержку.

Общественное мнение и дрессировка

www.psychologos.ru

Развитие основных личностных качеств ребенка — WomanWiki

Фото: TERESA KASPRZYCKA/Rusmediabank.ruВоспитание ребенка является важнейшей, если не самой главной задачей каждой отдельно взятой семьи и налагает на родителей множество обязанностей. Ведь формирование полноценной личности начинается с первых дней малыша, и его будущее во многом зависит от того, насколько правильно протекает развитие необходимых процессов на каждом отрезке его пути. Изменения в жизни малыша происходят каждый день, и если внешне это проявляется в прибавлении веса и роста, то внутренние перемены в его характере, моральных представлениях и склонностях видны не сразу. Обычно источником всех этих понятий для детей являются их родители, и процесс усвоения мира происходит через наблюдение и подражание взрослым. Как же сделать так, чтобы дети впитали в себя все самые важные и фундаментальные нравственные основы и идеалы?

Вначале следует определиться, какие личностные качества и моральные установки все же являются основополагающими в жизни человека, и почему их стоит начинать прививать своему чаду еще в самом нежном возрасте.

В то время как происходит становление новой личности и отношение к окружающему миру, ребенок очень восприимчив. Именно в возрасте до трех лет в детях закладывается основная база знаний и информации, и это подходящий период для воспитания положительных качеств. Ребенку постоянно нужно объяснять разницу между плохим и хорошим, чтобы в его сознании сложилась правильная модель поведения и база знаний и необходимой информацией. В дальнейшем он лишь будет брать на поверку ваши убеждения, убеждаясь в их правильности и логичности.

Детские психологи и педагоги подразделяют их на базовые, то есть те, которые закрепляются в человеке с самых ранних лет на всю жизнь и приобретенные с течением времени. Специалисты советуют прежде всего обращать внимание на формирование фундаментальных черт личности и его привычек. Это своеобразная «визитная карточка», по которой спустя годы можно будет узнать человека.

В этот список входят:

  • трудолюбие и аккуратность;
  • вежливость;
  • уверенность, базирующаяся на адекватной самооценке и пониманию своего «я»;
  • принятие своих недостатков и достоинств;
  • уважение к окружающим людям, сопереживание, терпение, доверие;
  • доброта, честность, дружелюбие:
  • готовность нести ответственность за собственные поступки.

Каждый родитель может дополнить этот перечень другими личностными качествами, которые, на его взгляд, должны присутствовать в характере его ребенка. Но воспитать в нем щедрость души, будучи при этом прижимистым, или требовать от него уважения и любви, не давая ничего взамен, не получится. Дети до семи лет подчас в точности воспроизводят поведение взрослых и могут усваивать как положительные образцы поведения, так и отрицательные.

Четкой схемы действий или инструкции по развитию желаемых качеств у ребенка не существует. Но есть простые правила, следуя которым можно повлиять на его характер и привить ему навыки правильного поведения.

  • Как известно, маленькие дети зачастую бывают очень внушаемыми и любознательными. Чтобы обратить это во благо, стоит по мере необходимости удовлетворять интерес ребенка к тому или иному предмету. Отвечая на его вопросы, будьте и вы предельно внимательны и максимально честны. А если вы не знаете ответа, не бойтесь признаться в этом. Например, если вы не можете ему объяснить, почему идет дождь или почему листья на деревьях зеленого цвета, постарайтесь найти разгадку совместно. Ребенок будет видеть в вас не только родителя, но и близкого друга, а также с ранних лет научится рассчитывать на свои силы.
  • Понимать и уважать ребенка — вполне простое условие, однако именно об этом забывают некоторые родители, занимаясь воспитанием в семье. Взаимопонимание может прийти в том случае, если вы постараетесь посмотреть на мир его глазами. Да и новизна впечатлений вам не повредит.
  • Каждый ребенок по-своему неповторим и уникален, поэтому нужно беречь и развивать в нем чувство собственного достоинства. Не пытайтесь сравнивать его поступки с действиями других детей, особенно если сравнение не в его пользу. От этого пострадает его самооценка. Если ребенок в чем-то провинился, объясняйте ему, какой именно поступок неприемлем и почему он наказан. И не забывайте хвалить за хорошие дела.
  • Ни в коем случае не оказывайте на ребенка давление и не напоминайте о своем родительском авторитете, но будьте всегда рядом, чтобы прийти на помощь.

И последнее — не ждите, что ваш малыш сразу же усвоит идеальную модель поведения и будет ее придерживаться. Проявляйте по отношению к нему настойчивость и терпение, указывая на его достоинства и мягко напоминая о нюансах, требующих корректировки. Помните, что воспитание — постоянный и безостановочный процесс, однако легче в раннем возрасте воспитать в ребенке то или иное качество, нежели потом перевоспитывать его заново.

Ссылки

womanwiki.ru

Развитие личностных качеств в зависимости от образования


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 30Следующая ⇒
Личностное качество Уровень образования
Креативность 6,0 6,1 6,1 6,2 7,1 6,7
Широта познавательной потребности 3,8 3,6 3,1 3,4 4,1 3,8
Гибкость поведения 4,1 5,2 4,1 4,5 4,7 4,2
Субъективный контроль 4,4 5,0 4,2 4,7 5,7 5,9

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о сложной динамике интеллектуального развития и обучаемости, об­условленных образованием, активностью и личной зрелостью в поздний период «акмэ».

На степень развития личностных качеств определенное вли­яние оказывает уровень образования взрослого (см. табл. 6.3). Рассмотрим шесть подвыборок, различающихся по этому па­раметру следующим образом: имеющие неполное среднее об­разование (1—29 чел.), среднее образование (2—56 чел.), на­чальное профессиональное (3—92 чел.), среднее специальное (4—120 чел.), неполное высшее (5—71 чел.) и, наконец, высшее образование (6—99 чел.).

Взрослые с неполным высшим и высшим образованием име­ют статистически значимое преимущество в уровне развития креативности (t = 2,0) и в степени интернальности личностных качеств (t = 2,5).

Е. И. Степанова ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ. [2]

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности явля­ется труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Следует отметить, однако, что воздействия, ока­зываемые на человека как целостную систему, отличающую­ся разноуровневой, иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности, порождают с его сто­роны определенную систему отношений с окружающим ми­ром. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вследствие их влияния система отношений не являются постоянны­ми для разных возрастных периодов жизни человека. Как уже отмечалось, конвергенция разнородных явлений психической сферы в ходе онтогенетического развития человека от рожде­ния до старости протекает с разной интенсивностью и прояв­ляется в возрастных особенностях психофизиологических функ­ций, психических процессов и свойств личности. Плодотвор­ной является идея Б. Г. Ананьева о двухфазности в развитии психофизиологических функций, заключающейся в соотно­шении моментов нарастания их «работоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Суть теории Ананьева в том, что первая фаза развития психофизиологических функций представляет со­бой фронтальный прогресс в развитии функций от рождения до возрастов зрелости (ранней и средней), вторая — специали­зацию тех же функций в зрелости. В процессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относи­тельная стабилизация. Вместе с тем имеет место сочетание моментов нарастания, снижения, стабилизации, сказывающе­еся в перестройке внутрифункциональных и межфункциональ­ных структур целостной системы интеллекта.

Фронтальный прогресс психофизиологических функций (первая фаза) обнаруживается главным образом в период со­зревания (в детстве, отрочестве, ранней и средней зрелости). Специализация этих функций достигает оптимума в средней зрелости, т. е. в более поздние периоды жизни. Однако специ­ализация разных функций в разных условиях жизни и деятельности происходит по-разному — для одних наступает рань­ше, для других позже. Разновременное проявление общих и специальных свойств функций свидетельствует о неравномер­ности (гетерохронности) развития. Гетерохронность, как об­щая закономерность развития всего живого, распространяется и на психофизиологическую сферу человека. Временная после­довательность в соотношении общих и специальных свойств функций начинается в раннем детстве, с преимущественного развития того или иного вида чувствительности в определенные периоды жизни ребенка. У взрослого человека компенсация резервов развития общих свойств происходит за счет высоко­го уровня специализированных свойств функций, который может не совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств функций. Известно, что с возрастом изменяется порог чувстви­тельности (зрительной, слуховой, тактильной и др.)- Взрослые часто жалуются на ухудшение памяти. Совершенствование профессиональной памяти, которую можно считать функци­ей специализации, может не совпадать с общим ухудшением’ памяти, в результате чего жизнеспособность мнемической функ­ции в целом сохраняется. То же самое справедливо и для мыс­лительных функций, где специализацией функции является практическое и техническое мышление.

Двухфазность развития психических функций в разные пе­риоды жизни взрослого человека проявляется по-разному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. В этот воз­растной период больше всего оптимальных точек подъема в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс функций является здесь определяющим, хотя он и протекает в условиях относительной самостоятельности функциониро­вания памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей, выявленных с помощью корреляционного анализа.

Вторая фаза развития тех же функций, характеризующая­ся их специализацией, начинает активно проявляться преиму­щественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутрифункциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессиональ­ного мастерства. Подчеркивая значение первой фазы развития психических функций как подготовительного периода для вто­рой, Б. Г. Ананьев писал: «Эта фаза наступает только на наи­более высоком уровне функциональных достижений в первой фазе и накладывается на нее. Пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости, причем не ис­ключено, что оптимум специализированных функций может совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этих функ­ций». Уровень достижений развития функций в первой фазе сказывается на второй фазе развития. У людей одного и того же возраста показатели обеих фаз развития психических функ­ций могут не совпадать например, у тех, кто начинает про­фессиональную деятельность в юности, следует ожидать более раннего «наложения» второй фазы развития функции на пер­вую. Средства воздействия на человека в период профессио­нальной подготовки к самостоятельной трудовой деятельнос­ти через специализацию психических функций приводят к ра­циональному сочетанию общих и специальных способностей. Как справедливо заметил В. Д. Шадриков, ссылаясь на наше исследование, взаимосвязь и взаимодействие двух фаз разви­тия функций составляют механизм взаимосвязи общих и спе­циальных способностей.

Профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования, удовлетворение которых — необхо­димое условие эффективности труда. Например, высокая сте­пень развития координации движений, переключение и рас­пределение внимания необходимы для профессии водителя. Профессии типа «человек — техника» предъявляют требова­ния к зрительной, слуховой, вибрационной, мышечно-суставной чувствительности. Человек, овладевающий такого рода профессией, поставлен перед необходимостью развивать у себя соответствующие функции (психические, психомоторные, пси­ховегетативные). Если выполнение трудовых операций требу­ет напряжения физических и интеллектуальных сил, необхо­димы условия для упражняемости психофизиологических и психических функций, способствующих выработке конкрет­ных умений и навыков. Известны факты высоких результатов упражняемости различных видов чувствительности как в экс­периментальных условиях, так и в условиях трудовой деятель­ности.

Есть данные, подтверждающие, что возрастная изменчивость видов чувствительности находится в зависимости от профессио­нальной деятельности человека. Как показано в исследовании Б. М. Теплова, в процессе специальных педагогических воздей­ствий, направленных на развитие музыкальных способностей, происходит повышение уровня чувствительности к звукоразличению. Деятельность, как трудовая, так и учебная, предъяв­ляет определенные требования к уровню развития чувстви­тельности.

Интересные данные получены М. Д. Александровой: люди, которые в процессе трудовой деятельности постоянно имеют дело с мелкими деталями, предметами, раньше обнаруживают снижение остроты зрения. Те же, кто работает с удаленными предметами, сохраняют остроту зрения до самой старости.

Приведенные экспериментальные данные показывают, что нельзя рассматривать возрастные изменения в психических функциях без учета условий конкретных видов деятельности. Именно под влиянием этих условий происходит формирование чисто «человеческой чувствительности», о которой К. Маркс писал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порож­дается богатство субъективной человеческой чувствительности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,—короче гово­ря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждени­ям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы».

В практической деятельности взрослых большое значение имеет наблюдение, представляющее собой целенаправленное восприятие объектов, с которыми человек имеет дело по роду занятий, — инструментов, приборов, материалов и др. Полно­та наблюдения профессионала зависит от его подготовленно­сти к целенаправленному восприятию этих объектов и преж­де всего — от того объема знаний, которым он располагает в данной области восприятия. Планомерное наблюдение с по­становкой конкретных задач наблюдения возможно лишь на основе знаний, прежде всего профессиональных.

Наиболее сложным является наблюдение за человеком, пред­полагающее включение процесса восприятия в сферу обще­ния, где немаловажное значение имеют особенности влияния друг на друга вступающих во взаимоотношения людей. Иссле­дуя проблему восприятия человека человеком, А. А. Бодалев обратил внимание на профессиональные особенности такого восприятия: «Образ восприятия, который один и тот же чело­век вызывает у людей неодинакового жизненного опыта, при­надлежащих к различным общественным классам, различаю­щихся этико-эстетическими требованиями, представляющих различные возрастные группы, пол, профессии, не бывает со­вершенно одинаковым».

На основе систематического наблюдения определенных объектов у человека формируется способность видеть и пони­мать наблюдаемое, что является необходимым условием раз­вития наблюдательности как черты характера. В процессе жиз­недеятельности человека складывается система наблюдений, в которой организуется процесс чувственного познания окру­жающего мира, взаимосвязь восприятия и мотивационной сфе­ры. Отмечая это, Б. Г. Ананьев пишет: «С возрастом повыша­ется точность диагностических оценок в работе опытного вра­ча, педагога, руководителя трудовых коллективов, диспетчера и т. д. и глубина зрительных суждений, несмотря на постоян­ное ослабление зрительных функций. Благодаря операцион­ным механизмам восприятия в структуре наблюдения возни­кает сила, противодействующая старению перцептивных спо­собностей».

С возрастом человек больше общается с другими людьми, приобретает профессиональный опыт, что сказывается на вос­приятии как объектов деятельности, так и людей, с которыми он вступает в общение.

В процессе трудовой деятельности человеку приходится решать профессиональные задачи, оперировать наглядными образами технических объектов, представлениями на основе чертежей, схем, сетевых графиков. Поэтому психические функ­ции и процессы находятся в состоянии повышенной активно­сти. Так, в условиях технической деятельности, требующей решения задач технического типа, развивается техническое мышление (Т. В. Кудрявцев, И. С. Якиманская, Р. А. Понома­рева и др.). Умение оперировать пространственными образа­ми технических объектов и развитие технического воображе­ния основываются на подвижности «сплава» образных, поня­тийных и действенных компонентов мышления. Указанные авторы выделяют в качестве показателя развития технического мышления конструирование пространственного образа на ос­нове графического изображения; а в качестве специфических критериев, по которым можно определить степень развития технического мышления, — точность, легкость и скорость со­здания образа.

Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и дей­ственными компонентами мышления связаны не только с ви­дом профессиональной деятельности, но и с уровнем образо­вания субъекта деятельности. В одних и тех же условиях про­фессиональной деятельности лица, имеющие разный уровень образования (среднее, высшее), будут решать задачи с разной степенью успешности, что подтверждается и нашим исследо­ванием, в котором на группах испытуемых технического и не­технического видов деятельности проверялась роль образных компонентов в техническом мышлении.

В исследовании использовалась методика, представляю­щая собой задание матричного типа. От испытуемого требова­лось создать образ на основе чертежа, выполненного в ортогональной проекции. Опознавательные признаки создаваемого образа были даны в виде четырех изображений фигур, среди которых находилась та, которую он должен определить по чер­тежу, соотнеся размеры, форму чертежа с фигурой. В экспери­менте участвовали 350 человек. Полученные в двух группах данные сопоставлялись. В первую группу вошли лица, деятельность которых связана с техническим конструированием, с чтением чертежей (187 чел.), во вторую — люди, не связан­ные с техническим видом деятельности (163 чел.).

Результаты анализа данных показали, чго испытуемые пер­вой группы успешнее справились с заданием: показатель выпол­нения в этой группе составил ml = 8,4, тогда как во второй — ml = 7,0 (различие статистически значимо на уровне 0,1%). Ис­пытуемые первой группы выполнили задание быстрее: их вре­менной показатель t\ = 46,7 с, тогда как во второй группе tl —58,2 с (различие статистически значимо на уровне 1%).

Во второй группе (нетехнической) по результатам выпол­нения задания выделились две подгруппы, одну из которых со­ставили лица с высшим образованием, а другую — со средним.

Испытуемые подгруппы с высшим образованием справились с заданием успешнее, их результаты были выше, чем во второй подгруппе. Поэтому средний показатель успешности всей груп­пы в целом был обеспечен за счет испытуемых с высшим обра­зованием.

Таким образом, оказалось, что профессиональная деятель­ность влияет на психические процессы в совокупности с пока­зателем уровни образования. Гибкость и подвижность в соот­ношении образных, понятийных и действенных компонентов, свойственные человеку с техническим мышлением, присут­ствуют и у людей с высшим образованием нетехнического про­филя деятельности. Можно предположить, что именно такой механизм мышления лежит в основе высокого уровня интел­лектуального развития человека. Это подтверждают сопоставления экспериментальных данных, изложенные ниже.

Поскольку все участники эксперимента прошли испытание на определение уровня вербального и невербального интел­лекта с помощью набора Д. Векслера, то мы имели возможность сопоставить те и другие данные. В первой группе (техни­ческой) показатели интеллекта оказались выше, чем во второй группе (нетехнической). В первой группе вербальный интеллект составил т= 121,0, невербальный — т = 106,5. Во второй группе вербальный интеллект составил тд= 111,7, невербаль­ный — т. = 102,3. Величины различия значимы. В подгруппе лиц с высшим образованием второй группы показатели вер­бального и невербального интеллекта оказались выше, чем в подгруппе, в которую вошли лица со средним образованием. Эти данные подтверждают ранее сделанный вывод о совокуп­ном влиянии факторов труда и образования на психическое развитие человека.

Однако уровень развития интеллекта зависит не только от уровня образования и вида труда, но и от того, насколько труд является творческим. Сопоставляя по уровню интеллекта груп­пы лиц в возрасте 25-35 лет, занятых техническим видом труда, но имеющих разный уровень технического образования (среднее и высшее), Л. Н. Борисова обнаружила зависимость интеллекта от характера трудовой деятельности, от того, насколько труд этих лиц является творческим, требующим умственного напряжения.

Д. Адлер СТИЛЬ ЖИЗНИ. [3]

Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева — это его индивидуаль­ность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что вследствие окружения он не совпадает с нашими ожидания­ми, и понимаем при этом, что у каждого дерева есть своя мо­дель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение.

В основном, это справедливо и для человека. Перед нами жизненный стиль в определенных условиях, окружающих его, и нашей задачей является тщательно проанализировать его связь с обстоятельствами, ведь с изменениями в окружении меняется и сознание. Пока человек находится в благоприят­ной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда чело­век сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывает­ся ясно и отчетливо. Только опытный психолог может с боль­шой долей вероятности определить стиль жизни человека, если тот пребывает в благоприятных условиях, когда же субъект по­падает в неблагоприятное и даже тяжелое положение, его жиз­ненный стиль становится очевиден каждому.

Жизнь редко похожа на игру, и чего-чего, а трудностей в ней хватает. Человек то и дело оказывается перед препятствием, и именно в таких ситуациях мы и должны изучать его, отмечать его разнообразные движения и определять его отличительные каче­ства. Как мы уже говорили раньше, жизненный стиль — это един­ство, он сформировался в процессе преодоления трудностей, пе­режитых в детстве, и основывается на стремлении к цели.

Но наши интересы касаются не столько прошлого, сколько будущего людей, понимать которое можно, только понимая их стиль жизни.

Даже если мы понимаем их инстинкты, стимулы влечения и так далее, мы не в силах предсказать, что должно произойти. Некоторые психологи пытаются делать выводы исследуя инстинкты, влечения или травмы, но при ближай­шем рассмотрении можно обнаружить, что все эти элементы предполагают определенный стиль жизни. И поэтому, что бы ни служило стимулом поведения человека, оно является сти­мулом только к сохранению и фиксации стиля жизни.

Каким же образом понятие стиля жизни связано с тем, что мы рассмотрели в предыдущих главах? Мы видели, как у людей с ослабленными органами или физическими недугами при столк­новении с трудностями жизни из внутренней неуверенности развивается чувство или комплекс неполноценности. Но по­скольку это чувство вскоре становится невыносимым, оно по­буждает к каким-либо действиям. В результате у человека по­является цель. В индивидуальной психологии такое упорное движение к цели давно уже обозначено понятием «жизненный план». Но так как это название часто приводило к ошибочному пониманию, сейчас оно называется «жизненным стилем».

То, что человеку свойственно иметь стиль жизни, дает воз­можность предсказывать его будущее, при этом мы основыва­емся на беседах с ним и его ответах на вопросы.

Это похоже на просмотр пятого акта пьесы, в котором рас­крываются все тайны. То, что мы знаем фазы, трудности и во­просы жизни, дает нам возможность делать такого рода предсказания. Таким образом, из опыта и знания нескольких фак­тов мы можем сказать, как в дальнейшем сложится жизнь детей, которые постоянно ищут уединения, всегда нуждаются в под­держке, детей избалованных, которых в любой ситуации пре­следует чувство неуверенности. Что происходит с человеком, чья цель заключается в том, чтобы находить поддержку у дру­гих? Не в силах преодолеть колебания, он останавливается на полпути или избегает решения жизненных проблем. Все эти колебания, остановки и увертки нам хорошо известны, так как нам приходилось наблюдать все эти вещи тысячу раз. Мы зна­ем, что он не хочет действовать самостоятельно и ждет, чтобы о нем заботились. Он хочет остаться в стороне от серьезных жизненных проблем и занимает себя бесполезными вещами, вместо того чтобы перейти к делу. Его чувство общности нераз­вито, в результате чего мы можем получить проблемного ребен­ка невротика, преступника или самоубийцу. Понимание всех этих вещей теперь стало гораздо более глубоким, чем раньше.

Так, мы понимаем, что при исследовании жизненного стиля человека возможно использовать нормальный жизненный стиль в качестве основы, меры. Пример хорошо социально адаптиро­ванного человека служит нам в качестве своего рода стандарта, нормы и меры для индивидуальных вариаций этой нормы.

mykonspekts.ru

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества) (стр. 1 из 5)

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

Курсовая работа

На тему: «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)»

Москва 2010

Оглавление

Введение

Глава 1 Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении

Глава 2 Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности

Глава 3 Формирование личностных качеств в бихевиоризме

Глава 4 Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли

Глава 5 Личностные качества в гуманистическом направлении психологии

Глава 6 Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время психология не может однозначно ответить на вопрос: что представляет собой личность? Несмотря на то, что понятие личности является основополагающим для множества известных направлений психологии, единого понимания его не разработано до настоящего времени. Темой курсовой работы выбрано «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются и откуда берутся личностные качества, позволит нам в некоторой степени понять саму природу личности. Данная проблема является актуальной для всей мировой психологии, и до тех пор, пока не существует единого мнения о том, что есть личность, и что ее определяет, психологическая наука будет разрозненной. В данной курсовой работе мы не ставим задачу разработки единого подхода к пониманию личности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств, а также многосторонне раскрытие понятия личностных качеств, опираясь на различные теории.

В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается с различными личностными проявлениями. Даже работа практического психолога, как и любая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личности субъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент по различным источникам существует более сотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщения различных подходов для раскрытия понятия личности.

Глава 1. Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении

Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в которой выделяется три компонента личности: я, сверх-я и оно (ego,super ego, id). «Оно» включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые являются полностью бессознательными. «Я» отвечает за принятие решений. «Сверх-Я» представляет собой систему ценностей и моральных норм. Анализируя развитие личности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностные качества формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этом возрастном периоде личность человека проходит несколько стадий своего развития, после чего, по словам Фрейда, основа личности уже не поддается каким-либо изменениям. В психоанализе говорится о том, что характер стадии развития определяется тем, каким образом находит выход жизненная энергия «либидо». Т.е. на каждой психосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой способ выражения. В критические моменты жизненная энергия ищет выход, тем способом, который присущ соответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникает какая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какой психосексуальной стадии находится ребенок. В зависимости от того, как удовлетворяется данная потребность, и удовлетворяется ли она вообще, могут происходить различные изменения личности. Мы можем говорить о том, что именно в эти моменты формируются личностные качества.

Например, возьмем первую психосексуальную стадию – оральную. Зоной сосредоточения «либидо» на данной стадии является рот, в следствии чего у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, т.е. сосание, кусание, жевание и т.п. Если данные потребности будут удовлетворяться недостаточно, то это, согласно теории Фрейда, приведет к фиксации на оральной стадии, что будет выражаться в дальнейшем в поведении человека, которое будет определяться личностными качествами. Если же, данные потребности будут удовлетворяться чрезмерно, то в таком случае, тоже возникнет фиксация на оральной стадии, но другого рода, что также вызовет формирование определенных качеств личности, и определенного поведения.

В процессе прохождения всех стадий развития, к пяти годам у ребенка уже будет сформированная система личностных качеств, которые в дальнейшем приобретут более детализированный характер.

Таким образом, можно сказать, что личностные качества человека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов, возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяются характером выхода жизненной энергии «либидо».

Проводя сравнение концепции стадий психосексуального развития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство, которое заключается в том, что согласно В.Д. Шадрикову, удовлетворение или не удовлетворение потребностей ребенка взывает положительные или отрицательные эмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и переживаний, у человека закрепляются те или иные мотивации, в результате удовлетворения или не удовлетворения потребностей. Закрепленные мотивации определяют в дальнейшем личностные качества человека.

Далее обратимся к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным положением данной теории является суждение о том, что человек представляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой степени, и в последствии страдает именно тот орган, который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит к возникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человека в дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку еще одним принципом концепции Адлера является стремление личности к совершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Согласно данной теории, с рождения все люди обладают одинаковым набором способностей, но развитыми в различной степени, можно предположить, что те способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрасте до пяти лет.

Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. То есть, стиль жизни является выражением способов преодоления чувства неполноценности или выражением его личностных качеств. В дальнейшем Адлер сформулировал несколько личностных типов, которые являются обобщением личностных качеств человека.

Таким образом, мы можем говорить о том, что личностные качества, согласно теории А. Адлера происходят из закрепленных способов преодоления чувства неполноценности. Также стоит сказать о том, что, по мнению Адлера, то, какие способы преодоления чувства неполноценности закрепляются, зависит еще и от степени опеки со стороны родителей.

Следующим подходом, который мы рассмотрим, является аналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, рассмотренных ранее, в аналитической психологии считается, что личность развивается в течение всей жизни человека. Личностные качества в теории Юнга определяются многими характеристиками, в частности, эго – направленностью и ведущими психологическими функциями. Также на личностные качества, в данной концепции, оказывают влияние бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминания человека. В процессе своего развития личность накапливает опыт, на основе которого формируется эго-направленность, и некоторые психологические функции выходят на передний план. Сочетанием эго-направленности и ведущих психологических функций, которых по Юнгу четыре: мышление, ощущение, чувство и интуиция, определяются личностные качества, проявляющиеся у человека, примеры которых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно говорить, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются как накопленным опытом, так и содержанием бессознательного.

Подводя итог анализа происхождения личностных качеств в психодинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие положения. Источником энергии, которая необходима для формирования личностных качеств является содержание бессознательного. В зависимости от того, каким образом эта энергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем детстве, а также социум в последствии.

mirznanii.com

Формирование личностных качеств современного ученика

Формирование личностных качеств современного ученика

Л.П. Леткеман

учитель начальных классов

МОУ «СОШ№2»,

г. Краснокамск.

Сильная и известная на весь мир советская система образования создавалась для решения трансформации аграрного общества в индустриальное, должна обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества.

Образование давалось надолго, чтобы обеспечить профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере на протяжении всей его жизни.

В наше время, в эпоху современных технологий должны формироваться новые системы непрерывного образования, предполагающие постоянного обновления. Школьное образование это самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

От подготовленности школьников зависит, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития страны.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Дети должны участвовать в исследовательских проектах, творческих занятиях, спортивных мероприятиях, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свои мысли, принимать решения, помогать друг другу, уметь оценивать не только свои действия, но и действия других.

При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки.

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей. На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании, особенностей своей деятельности. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего- в этом значении и надо понимать слова Декарта « Я мыслю, следовательно, существую»

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами.

Иногда ребенок перенимает ее у своих родителей, так и не разобравшихся со своими проблемами, в других случаях она развивается из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок представляют не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Как же личность осуществляет самооценку?

Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения.

Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило,- это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе.

Человек с высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за учебу.

Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.

Самооценка может быть адекватной и неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей,к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

В социальной психологии выделяются три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук

Наиболее естественно, как уже говорилось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве.

Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

В течение учебного года у детей происходит формирование самооценки. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой.

Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого. Представление о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Дети, которые не критичны к себе, часто критичны к другим.

Если маленькому школьнику (первокласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность—неуверенность в себе.

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

С самооценкой связана и взаимооценка.

Взаимооценка — это оценивание, в процессе которого участниками являются дети. Чем больше участвующих в оценке (ученики, учитель, родители), тем объективнее оценка. Но доминирующей оценкой является оценка самого себя. Такая оценка позволит соотнести себя с другими.

Оценивание чужой работы необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки.

Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учеников на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища.

Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

Чтобы рефлексия, самооценка и взаимооценка стали привычными, рабочими, нужна регулярность их проведения из этапа в этап урока, из урока в урок.

Образ совершенного ученика требует постоянного соотнесения и оценки каждым участником образовательного процесса степени соответствия собственной деятельности, используемых технологий, содержания, достигаемых результатов.

У выпускника «новой школы» должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определяют инвестиционную привлекательность образования.

Таким образом, можно выделить основные задачи новой школы:
— Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
— Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
— Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

refdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *