Содержание

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

  • усвоение социального опыта;

  • производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует [74]:

  1. способность к опосредованному поведению, предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

  2. способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов, предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения к более широким контекстам жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности[60].

Личностные подсистемы регуляции деятельности [75]

Подсистема

Мотив поступка

Комментарии

Удовлетворение потребностей

«я хочу»

Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом

Реагирование на стимул

«он первый начал»

Предрасположенность, стереотип

«я всегда так делаю»

Социальная нормативность

«все так делают»

Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации

Смысл, жизненная необходимость

«мне это важно»

Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива

Свободный выбор

«а почему бы и нет?»

Свойственна не каждому человеку

Индивидуальность человека

Можно выделить два подхода к пониманию индивидуальности: первый фиксирует внешние, поверхностные признаки, второй пытается объяснить ее на основе представления о сущности человека.

1. Индивидуальность – самое узкое понятие из группы: человек, индивид, личность; содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которые отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность – особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.

Индивидуальность проявляется в темпераменте, чертах характера, привычках, преобладающих интересах, в особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Индивидуальность человека можно понять, если рассматривать его в единстве всех характеристик как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида [6].

2. Индивидуальность – неповторимое, самобытное выражение, творческое проявление сущности человека. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, «выход в уникальную подлинность самого себя». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни» [116, с. 355].

При таком подходе личность – не есть сущность, а только оболочка, которая может как транслировать, так и трансформировать субъектные проявления человека [90].

Личность – проекция сущности на социокультурную сферу.

Основными субъективными составляющими индивидуальности являются система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Именно через них соединяется сущность человека с его личностью [90, 116, 125].

studfiles.net

Становление личности

Всем известно, личностью не рождаются, а становятся. Определенного ответа, как происходит становление личности, нет. Как и нет однозначного определения личности и признанной всеми ее единой структуры.

По данным многочисленных исследований, на сегодняшний день существует восемь стадий становления личности. Каждая стадия имеет свои установленные задачи, которые в ходе становления могут получить как благоприятное, так и неблагоприятное разрешение.

Стадии становления личности:

Первая – раннее младенчество (до одного года). Основной альтернативой является базовое доверие или недоверие к окружающему миру. Главная роль в этот период отводится матери. Она кормит, ласкает, ухаживает. В результате – у ребенка появляется базовое доверие к миру. При недостаточном внимании – происходит базовое недоверие. В итоге, ребенок вырастает замкнутый, пессимистичный и не умеет себя реализовать в дальнейшей жизни.

Вторая – младенчество позднее (от 1 до 3 лет). Основной альтернативой служит стыд и сомнение. Ребенок учится самостоятельности. При негативном восприятии его неудач и слабостей, у ребенка формируются стыд и неуверенность в себе. При позитивном отношении – чувство личной ценности.

Третья – детство раннее (от 3 до 6 лет). Основной альтернативой является чувство вины и инициативность. В этот период ребенку требуется поддержка окружающих, которая позволит ему расширить свои умения и репертуар поведения.

Четвертая – детство среднее (от 6 до 12 лет). Главная альтернатива – трудолюбие и целеустремленность или чувство неполноценности. Ребенок начинает учиться. Становление личности в этом возрасте напрямую зависит от того, как окружающие воспринимают его успехи. Если его постоянно наказывать и ругать, то у него сформируется чувство неполноценности и конфликтный характер.

Пятая – юность и отрочество (от 12 до 20 лет). Основной альтернативой является личностная или ролевая неопределенность. Это период полового созревания и особого внимания к своей меняющейся физиологии. Меняется отношение к родителям и учителям. Молодые люди начинают оценивать свое «Я» и овладевать разными ролями. Результат такого поиска себя во многом зависит от признания и поддержки окружающих.

Шестая – взрослость ранняя (от 20 до 25 лет). Основной альтернативой служит солидарность и интимность или изоляция. Это период становления социальной личности.

Седьмая – взрослость средняя (от 25 до 65 лет). Главная альтернатива – застой или продуктивность. Это реализация себя во всех жизненных сферах: отношения с друзьями и родителями, воспитание детей, супружество и профессиональный рост.

Восьмая – взрослость поздняя (от 65 лет). Основной альтернативой является интеграция «Я» и целостность или отчаяние и разочарование. Это полное переосмысление собственной жизни.

ещё здесь интересно

www.oznob.com

Роль детства в становлении личности человека аргументы

В речи обывателей чаще всего слышатся высказывания о детстве как о беззаботном и самом счастливом периоде жизни. Однако с рождения и до зрелости у ребенка идет непрерывный процесс формирования и становления личности. Это непростой психологический и духовно-нравственный процесс, который обуславливают объективные факторы и влияние субъективных условий. Невозможно переоценить влияние первых лет на последующее развитие и образ жизни человека. Период детства время создания фундамента» личности.

Особенности дошкольного периода

В дошкольный период происходит формирование базовых человеческих качеств и становление черт характера. Принципиальное и решающее воздействие на ребенка с рождения оказывает семья и условия социальной среды. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома и интерната, факторы влияния среды оказываются решающими. Уже на раннем этапе важно учитывать экономические условия, региональные особенности, национальные традиции, обуславливающие развитие и процесс становления маленького человека.

В раннем детстве у ребенка идет стремительное психическое и физическое формирование. Появляются и кристаллизуются те качества, которые после в течение всей жизни будут фундаментальными в освоении навыков, знаний и умений, будут проявляться во взаимоотношениях взрослого человека со сверстниками, в семье, в любой ситуации общения. Процесс формирования в раннем детстве осуществляется через общение, игру и творческую деятельность (лепка, рисование, пение, конструирование).  Такие виды деятельности в раннем возрасте играют роль аккумулятора жизненно важных навыков и составляющих элементов общего развития человека.

Способы, условия и характер общения взрослых и ребенка во многом определяют суть будущей личности, создают решающие предпосылки и факторы становления мировоззрения и способа выстраивания себя в отношениях с окружающими людьми. Важно не подавлять и не «ломать» детей, а содействовать их развитию, бережно направлять.

Главные ориентиры дошкольного воспитания

  • Формирование психологического здоровья (позитивного мироощущения).
  • Развитие общей и внутренней культуры.
  • Предупреждение кризисов, непонимания и разочарований, связанных с несовершенством окружающего мира.
  • Условия для раскрытия природных способностей, развитие наклонностей и талантов.
  • Становление взаимоотношений уважаемой и уважающей личности.
  • Развитие познавательной потребности.
  • Формирование основ здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия

Главная задача школьного периода формирования человека – обеспечение эффективных и комфортных условий для освоения УУД. В самом широком смысле, ребенка, подростка надо научить учиться, создать ему условия для формирования стойкой потребности саморазвития, самосовершенствования и осознанного освоения нового социального опыта. Уже на раннем школьном этапе важной составляющей личностных УУД является целенаправленный процесс становления нравственных ориентиров и ценностей личности.

Развитие интеллекта и образовательных навыков школьника определяются познавательными УУД, включающими общеучебные и логические действия, а также формирование навыков постановки и решения проблем. К общеучебным УУД относятся:

  • выработка навыка самостоятельного поиска и вычленения нужной информации;
  • обучение осознанному чтению;
  • формирование умения построения устной и письменной речи;
  • обучение выбору наиболее весомых аргументы и наиболее результативных путей решения задач;
  • формирование адекватного оценивания процесса и результата деятельности.

Логические УУД – это важнейшие навыки, формирующие целенаправленный учебный, а после и любой другой жизненный процесс. К логическим УУД школьника относятся анализ, синтез, классификация и сравнение, доказательство и выстраивание причинно-следственных связей, умение выделить предпосылки после этого обосновать следствие.

Самоопределение школьника как участника общения, становление социального самосознания подростка обеспечивают коммуникативные УДД. Роль данного вида УУД — решающая в становлении навыков общежития и сосуществования человека в обществе. Наиболее востребованы следующие виды коммуникативных УУД:

  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
  • планирование сотрудничества и выбора средств взаимодействия;
  • умение четко и полно выражать свои мысли и выбирать емкие аргументы;
  • умение управлять собой и своими эмоциями.

Коммуникативные УУД, формирующиеся на раннем этапе развития личности, после во многом определяют степень успешности и реализованности человека в профессиональной и бытовой сферах деятельности.

Овладение УУД, обуславливающих становление психологических способностей ребенка, происходит в соответствии с возрастными нормами развития младшего школьника, подростка, молодого человека.

Проблемы и опасности в процессе становления личности

Чрезмерная опека и ограждение ребенка от внешних факторов воздействия чреваты формированием социально неадаптированной личности. В любом возрасте нельзя изолировать детей от общения со сверстниками, от участия в жизни социума. Опыт общения создает предпосылки для выработки собственной позиции, для осознания того, какова роль индивида в глобальном мире.

В условиях изоляции от общества и неограниченного родительского давления на подростка формируется личность–отшельник, пугающаяся взаимоотношений со сверстниками, не способная оценить факторы воздействия и выработать собственные жизненные убеждения. Процесс взросления не становится процессом становления личности. Для взрослого человека такого типа характерны замкнутость, подавленность, растерянность и социальная несостоятельность.

Влияние современных экономических и политических реалий на сознание подростка, у которого приоритетным является общение со сверстниками, а не с семьей и педагогами может обернуться потерей жизненных приоритетов, растерянностью, отчуждением и враждебностью. У подростка появляется ощущение социальной незащищенности, собственной несостоятельности и бессилия. Эти чувства постепенно перерастают в убежденность в полном и безысходном одиночестве. Задача семьи и педагогов выстроить организованный системный подход к развитию познавательного и нравственного интереса к жизни, создать условия для поэтапной реализации ребенка на всех этапах формирования и взросления.

Жесткий и конфликтный окружающий мир оказывает негативное влияние на ребенка в любом возрасте. Родителям и педагогам важно нейтрализовать процесс формирования агрессивности. Неуправляемое стремление в младшем возрасте ударить, толкнуть, укусить, крикнуть перерастает у подростка в потребность оскорбить, унизить, физически подавить не только младшего по возрасту, но и любого человека рядом с собой. Такая агрессия рано или поздно оказывается направленной на близких людей, разрушает взаимоотношения со сверстниками и не позволяет найти свое гармоничное мироощущение. Разочарование в решение всех жизненных ситуаций через силу и агрессию однозначно приведет к одиночеству и беспомощности взрослого человека. В такой ситуации понадобится большое усилие воли для «перезапуска» процесса самоопределения в окружающем мире и поиска компромисса с самим собой. 

Своеобразие подросткового периода

В возрасте 11-16 лет для подростка ведущим становится чувство взрослости. Это личностное глубокое переживание своего внешнего и внутреннего изменения, собственное самопознание, осознанный отказ от ассоциаций детства, самоопределение среди окружающих людей. У подростка обострена восприимчивость к общепринятым ценностям и нормам, формам поведения. Это период нравственного самосознания, первых осознанных оценок соответствия слов и поступков взрослого человека, переосмысления отношений со сверстниками, этап переоценки собственного поведения. Подростки оценивают взаимоотношения со сверстниками через призму друг – посторонний. Сами формируют условия развития дружеских отношений, оценивают влияние внешних воздействий, учатся учитывать субъективные факторы.

С 14-15 лет к учебной и общественно-полезной деятельности подростка добавляется учебно-профессиональная и трудовая деятельность. В этом возрасте важны факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие самоуважения и самоутверждения подростка. Важно создать условия для укоренения потребности в труде, оказывать мудрое влияние на формирование эмоционально-волевой сферы.

После беззаботного детства начинается процесс профессионального самоопределения и накопления системы профессиональных навыков и умений. На этом этапе оказывают влияние факторы общих тенденций в обществе, личные социальные и бытовые условия, степень сформированности самостоятельной жизненной позиции.

Становление личности – сложный и многогранный процесс. По большому счету, он продолжается у человека с рождения и всю жизнь. Но фундамент мировоззрения личности закладывается в раннем детстве. Первоочередное влияние оказывает семья, чрезвычайно важными являются условия и факторы социального окружения ребенка, опыт отношений со сверстниками.

Статьи по теме

stranadetstva.ru

Становление личности — Женский Питер

Нет строгого определения понятия личности. Даже двое опытнейших психологов не смогут дать одинаковое определение. Есть в наше время два основных взгляда на условия формирования личности. Одна группа считает, что становление личности происходит только под влиянием филологических факторов, а другие отдают предпочтение влечению социального фактора.
Исходя из таких взглядов на формирование личности, можно выделить несколько факторов, которые наиболее полно влияют на формирование личности.

1.    Факторы влияющие на формирование и становление личности


Первый и самый главный фактор — это биологическая предрасположенность и наследственность. Преемственность позволяет человеку перенять черты родителей и быть при всем при этом индивидуальным.

Окружение также играет существенную роль, причем и в физическом смысле. От окружения зависит язык, национальность, цвет кожи, манеры и прочие особенности личности.

У каждой национальности имеются свои культурные ценности и наследие.

Общественный опыт также важен для формирования личности.

Индивидуальный опыт – опыт, наработанный за годы жизни каждым Индивидом самостоятельно.

2.    Процесс становления личности


Сам процесс взросление и формирования личности – процесс загадочный и не до конца еще изученный. Человек – социальное существо и формирование личности без влияния окружения невозможно. В течение своей жизни человек несколько раз меняет окружение и свой социальный статус:

  • В семье ребенок является членом ячейки общества.
  • В детском саду становится ребенком с начальным этапом формирования и развития личности.
  • В школе социальный статус ребенка меняется на ученика.
  • Университет или колледж. В этой среде статус человека меняется на Студент.
  • Находя работу человек получает статус работающего гражданина

Можно приводить множество примеров, но данная схема показала постепенный и примерный процесс эволюции личности. Также огромное значение при становлении личности и индивидуальности оказывает влияние узких групп, например, посещение секций или дополнительных занятий, театров, музеев.

3.    Формирование личности ребенка


Развитие детей происходит преимущественно из-за разрешения противоречий, которые возникают в связи с появлением потребностей и возможностью или невозможностью их удовлетворения в данный момент. В итоге, происходит формирование ребенка как личности, которое отражает социальную сторону такого развития.

4.    Итог


Индивид в биологическом плане превращается постепенно в субъект. Социализация помогает стать человеком, а вступление в разные социальные слои и группы формирует индивидуальность, таким.

Сохраните информацию:

womaninc.ru

Становление личности в момент полового созревания и на протяжении всей жизни

Что есть становление личности? Это формирование индивидом своего самосознания и развитие его сознания. Влияют на эти изменения самые разные факторы. Но в подростковом и юношеском возрасте все происходит, главным образом, из-за гормональной перестройки растущего организма. Начинаются изменения на психологическом уровне: человек становится более восприимчивым к происходящему, усваивает жизненные уроки, набирается опыта и, конечно, формирует определенную систему ценностей. В общем, индивид становится личностью.

Каждый человек проходит через становление личности. По сути, длится этот процесс всю жизнь, однако основные человеческие качества формируются в определенном возрасте. Но и он не очень-то определен и по разным данным колеблется в промежутке от 13 до 19 лет.

Однако вся жизнь человека поделена на этапы становления личности. Первый из них – это младенчество. Этот период берет свое начало еще в момент нахождения плода в утробе матери и продолжается до 1-2 лет. Примерно с 3 до 8 лет ребенок осознает себя как часть огромного мира, пытается с ним разными способами взаимодействовать. Именно в этом возрасте проявляется самое сильное детское любопытство: формирующаяся личность желает узнать как можно больше о мире, в котором живет. В 8-13 лет индивид уже четко осознает свои потребности. Вместе с этим он сталкивается с наличием в обществе моральных ценностей и устоев, а также определенных запретов. В этот период становление личности проявляет себя в отождествлении себя с миром.

И вот, с 12-13 лет, когда начинается половое созревание, человека начинают одолевать противоречия. Он уже не желает быть частью того общества, в котором он живет, а потому разными путям пытается выделиться, показать свою индивидуальность и неповторимость. Именно этот возраст – возраст бунтов «против системы», больших и не очень, однако всегда имеющих место быть.

В 15-16 лет родители, школа, телевидение подталкивают подростка определиться, наконец, с будущей профессией. Как правило, подросток противится, тем более что часто его выбор не нравится старшим. Молодым людям в этот период трудно, ведь профессиональное становление личности начнется позже – тогда, когда человек непосредственно начнет работать. Хотя подготовка к этому направлению в становлении так или иначе начинается еще с самого раннего возраста. С момента начала работы до момента выхода на пенсию происходит непрерывное упрочение личности в выбранной ею профессиональной деятельности. Часто человек может так и не реализовать себя в карьере, что может стать причиной большого количества комплексов.

Становление личности – процесс крайне сложный и многогранный. В разных ситуациях происходит социализация, а также адаптация индивида. Он примеряет на себя множество социальных ролей. Часто человек сталкивается с неприемлемыми для него явлениями, а потому перед ним всегда встает вопрос о том, как поступить: принять то или иное правило или же пойти по собственному пути развития. Именно так и формируется личность – путем постоянного выбора, преодоления сложностей и противоречий между миром внутренним и миром окружающим.

fb.ru

Становление личности и ее формы

Содержание
  1. Индивид — индивидуальность — личность. 2
2. Становление личности и ее формы.. 3
3. Социальные типы личности. 7
4. Свобода. 8
5. Ценности и их виды.. 12
Список литературы.. 19

1. Индивид — индивидуальность — личность

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.

2. Становление личности и ее формы

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т.е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и все уникальны, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии — двойника человека — в принципе, возможно, но потребует еще усилий специалистов в области генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем.
После появления на свет 23 февраля 1997 г. первого искусственно созданного млекопитающего овцы Долли, проблема клонирования человека стала предметом острейших дискуссий.
Итак, новорожденный уже индивидуальность и каждый день жизни увеличивает его потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пока плач и крик единственно доступные для него способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, способы самовыражения. Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту. Именно в это время проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет нормально.
Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои (25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.
Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.
В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).
Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но очень реально влияет на поведение человека.
Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и «домашний очаг». Известно, как многое о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека — украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.
Духовная личность — ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития» Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т.п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

3. Социальные типы личности

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.д.). Для них главное — это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Эти люди «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности — активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки — Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед — либо считались посланцами богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное орудие — слово.
Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Четвертый тип — люди, сделавшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и современности — живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь — «Возлюби ближнего твоего как самого себя» — находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.
Разумеется, большинство людей сочетают, в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно — выбор личностного пути и поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».

4. Свобода

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в ХУ-ХУ1 вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира (вспомним гоголевскую птицу-тройку). Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.
Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости (закономерности), без которой немыслима реализация свободы.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Эти идеи были развиты в философии Шопенгауэра и Ницше и получили распространение в XX в. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение, желание «подтолкнуть» ход истории и навязать ей свою волю. Но жизнь рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за которые народы расплачивались кровью, нищетой, замедлением развития.
Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки. Это объясняется либо судьбой (в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь, по сути дела, места для свободного выбора не остается, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, а также для всевозможных социальных утопий и антиутопий, отраженных в произведениях А. Платонова, Дж. Оруэлла, О. Хаксли и др.
Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела — это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.
Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Ф.М. Достоевский верно заметил: «Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения? Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

coolreferat.com

Становление личности и ее формы

Содержание

1. Индивид — индивидуальность — личность. 2

2. Становление личности и ее формы.. 3

3. Социальные типы личности. 7

4. Свобода. 8

5. Ценности и их виды.. 12

Список литературы.. 19

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Начинать изучение проблемы личности надо с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т.е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и все уникальны, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии — двойника человека — в принципе, возможно, но потребует еще усилий специалистов в области генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем.

После появления на свет 23 февраля 1997 г. первого искусственно созданного млекопитающего овцы Долли, проблема клонирования человека стала предметом острейших дискуссий.

Итак, новорожденный уже индивидуальность и каждый день жизни увеличивает его потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пока плач и крик единственно доступные для него способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, способы самовыражения. Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту. Именно в это время проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет нормально.

Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои (25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.

Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.

В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но очень реально влияет на поведение человека.

Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и «домашний очаг». Известно, как многое о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека — украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

Духовная личность — ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития» Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т.п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.д.). Для них главное — это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Эти люди «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности — активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *