Содержание

4.4. Становление личности в процессе социализации

Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школу, семью, средо-вое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.

Социальная среда выступает в данном контексте как двуаспектное пространство влияния на личность школьника: организованное и стихийное. Такие учреждения внешкольных занятий, как клубы, спортивные шко-

95

лы, станции и дома детского творчества, туризма, художественной самодеятельности работают по научно обоснованным программам. С учащимися занимаются педагоги-профессионалы. Действует свобода выбора школьниками рода и вида занятий, иногда эти занятия превращаются в форму получения так называемого второго образования. Независимый выбор внешкольных занятий мотивируется различными причинами: заполнением свободного времени, удовлетворением творческих запросов, упреждающей подготовкой к выбору профессии, надеждами на развитие специфических талантов и одаренности, которые не могут успешно прогрессировать в условиях общеобразовательной школы, и другими.

Социология школы отмечает такую зависимость двух сфер внешкольной среды: чем уже сфера, зона организованного влияния среды, тем шире стихийное пространство формирования личности школьников. Отмечается, по крайней мере, несколько типов соотношений педагогизи-рованной среды и неорганизованного окружения, в котором живет и действует школьник. Благоприятный, когда во внешкольной сфере формируются позитивные качества при счастливом стечении обстоятельств, например: случайное посещение секции конного спорта и — вспыхнувшая любовь к сложному, требующему усилий, организованности, обязательности и выносливости от спортсмена-конника, виду занятий. Появление новых друзей, увлеченных техникой, может оказаться толчком к возникновению жизненно важного увлечения, интереса, развивающей деятельности. Увы, такое стечение обстоятельств не единственное. Противоположным по влиянию на школьника оказывается такой тип стихийного воздействия, который способствует дезорганизации сознания и поведения учащихся. Превращается в источник формирования предосудительного опыта порой в крайних по опасности, т.е. криминальных проявлениях.

Исследования самовозникающих групп подростков по месту их жительства показывают, насколько велик риск уроков асоциального влияния в условиях педагогически бесконтрольного и неорганизованного досуга, времяпрепровождения учащихся. Вожачество, конспирация негативных поступков, подавление воли личности, диктат физически сильных, круговая порука и так далее создают атмосферу безвыходности для тех, кто хотел бы порвать свя-

96

зи с подобного рода друзьями. Как видим, социализация личности охватывает атмосферу всех жизненных условий, в которых протекает становление будущего гражданина. Во всей своей сложности встает проблема свободы выбора школьником импонирующих ему занятий, неуправляемость выбором, нерациональность диктата и в то же время опасность невмешательства взрослых в свободу предпочтений типа досуга учащихся вне школы.

Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для познания. За рубежом их исследовали Э-Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г. Мид, А.Инкельс и др. (см. главу 5), в нашей стране — В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и др. Существует множество различных концепций социализации школьников. Здесь излагается один из возможных подходов социализации личности.

Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни влбществе, прекращая (хотя бы временно) исполнять роль учащегося, ведомого учителем. Как и любое общественное явление, она многоаспектна, и потому изучается во многих науках: социологии, культурологии, истории, этнографии, психологии, педагогике и др. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Частично социализация личности осуществляется в семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности, когда подростки начинают участвовать в создании, использовании и трансляции (передаче) другим людям новых культурных (и в первую очередь, духовных) ценностей. В социализации существенную роль играет изложенное выше «стихийное воспитание»1: общество, социальная группа, трудовой коллектив заинтересованы в том, чтобы новичок научился правильно вести себя с другими людьми; в то же время

1 Воспитание, понимаемое в широком социальном плане. 4-241 97

усвоение культуры, норм межличностного общения, формирование социальных стереотипов связано с адаптацией — приспособлением личности к объективным общественным отношениям: адекватным восприятием социальной действительности, собственных возможностей, целей и перспектив, системы общепринятых отношений, общения и деятельности и следование им. В адаптации различают две составляющие: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция — усвоение норм поведения и следование им с помощью уже сформировавшихся психических функций, расположенных в зоне актуального развития. Аккомодация — изменение схем поведения, не вполне соответствующих принятым нормам; в результате аккомодации появляются новообразования, формирующиеся в зоне ближайшего развития.

Социализация (в педагогическом аспекте) имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием, описанным выше. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения. В процессе общения с авторитетом у подростка появляются потребности и желание следовать общезначимым нормам и стандартам поведения. Он «вбирает» в себя духовные ценности авторитета.

Однако отношения подростка с авторитетом много сложнее, чем это представляется внешне. Обе взаимодействующие личности имеют определенную внутреннюю культуру, причем культура авторитета сложнее и более высоко развита; поэтому она является донорской: из нее подросток черпает существенно новую информацию о людях и обществе. Культура подростка реципиентная, воспринимающая. В то же время обе личности свободные и активные: подросток свободно выбирает себе авторитет и по собственному убеждению в процессе культурного контакта осваивает предлагаемые ему новые культурные ценности и нормы. Этот процесс следует назвать межличностной аккультурацией — взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развитая и авторитетная.

98

Процесс межличностной аккультурации включает в себя: 1) уподобление фрагмента реципиентной. культуры подростка донорскому фрагменту авторитета при подражании в поведении; 2) социальное наследование (передача) таких элементов культуры, как нормы, стереотипы, стандарты, образцы; 3) акцептация (принятие, согласие) убеждений, установок, идеалов донорской культуры; 4) отрицательная реакция (отвержение) на устаревшие (с позиции школьника) фрагменты культуры, не соответствующие его мировоззрению; 5) синкретизация — связь новых культурных ценностей во внутреннем мире подростка по внешним, несущественным, но ярким в восприятии признакам, ведущая к искажению представлений донорской культуры как в сторону преувеличения, восхищения, так и в сторону отрицания, принижения ее объективного значения.

Авторитет взрослого, особенно у подростка, образуется в процессе социального взаимодействия при следующих условиях. Прежде всего, взрослый возбуждает в нем положительную мотивацию, ориентацию на сотрудничество, потребность в участливом общении. Кроме того, имеет значение порядок взаимодействия: умение тактично выслушать, посочувствовать, помочь, посоветовать. Постепенно возникает ролевое ожидание, подражание, освоение новых взглядов, установок, оценок. Активность подростка ищет выхода, поэтому взаимодействие должно быть обменом действиями; у него появляется ожидание оценки своих поступков, желание одобрения. Взрослый обязательно должен что-то похвалить (положительное подкрепление). При положительной оценке возникает тенденция к регулярности общения. В то же время неожиданное действие может быть не понято и породить фрустрацию (раздражение, разочарование) и даже агрессивную реакцию. Наоборот, систематическая похвала (за дело и в меру) в сочетании с понятным объяснением порождает оптимизм и комплекс успеха в культурной интеграции подростка и трудового коллектива.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите направления развития учащихся.

2. Каковы условия развития учащихся?

3. В чем проявляется наследственность организма?

4. Охарактеризуйте стадии развития личности. 4*

5. Как развиваются высшие психические функции в воспитании?

6. Какими путями осваивает учащийся культуру народа?

7. Перечислите уровни умственного развития.

8. Перечислите зоны умственного развития.

9. Объясните явление интериоризации.

10. В чем состоит сущность социализации учащихся?

11. Каковы условия социализации учащихся?

12. Как происходит социализация в общении с авторитетным взрослым?

Литература для самостоятельной работы

Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. Т.З. М., 1983.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.

Сластенин В.А.

и др. Педагогика. М., 1997.

Закон РФ «Об образовании». М., 1996.

Лихачев Б. Педагогика. М., 1996.

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

Mud M. Культура и мир детства. М., 1988.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

studfiles.net

3. Формирование личности в процессе социализации

Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных зна-

ний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе ко-

торого создается конкретная личность.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не пере-

даются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внеш-

него воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия

самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития ин-

дивида.

Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекуль-

турных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимо-

отношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый

возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и

способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки

поведения.

Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с

овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной

субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширя-

ется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного

разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкульту-

ре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому,

что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей,

ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциа-

лизация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональ-

ной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты

социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее ре-

зультаты.

4

Общественные условия социализации

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бы-

товые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных,

научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и осво-

енных им).

Идентификация как один из механизмов социализации

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать

«я-концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.

е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных

качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности

(возрастной, политической, семейной и т. д.) Действие идентификации как механиз-

ма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценно-

сти, качества и т. п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными сло-

вами – действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым член-

ством.

Основные теории социализации

Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Основная идея: наше «Я» есть совокупность

тех впечатлений, которые, как кажется личности, она производит на окружающих,

«значимых других». Другими словами, личность формируется «вовне», в процессе

взаимодействия с другими людьми.

Теория «обобщенного другого» Джорджа Герберта Мида. Он продолжил раз-

работку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что

мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же

меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в от-

ношении самих себя». Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновре-

менно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собст-

венном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции

изучаем самих себя.

В процессе выработки полного самосознания дети проходят три стадии: ста-

дию «ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого». На первой

стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на

себя модель его поведения. Модель, которая обычно представляет собой важную

личность в жизни ребенка, например, одного из родителей, называется «значимый

другой».

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет одно-

временно множество ролей. Это напоминает случай организованной спортивной иг-

ры, в которой каждый индивид должен учитывать роли большого числа людей.

Например: игра в футбол. Каждый игрок должен представлять свою роль во

взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям

предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они

хотят научиться успешно играть собственные роли.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному со-

обществу людей, и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов

на то, что является соответствующим поведением, а что – несоответствующим. Со-

циальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, на-

5

зывается «обобщенный другой». Отношение такого «обобщенного другого» отража-

ет отношение более крупного сообщества. Хотя мы приобретаем представления об

установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника),

эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схо-

жих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мыс-

ленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого со-

общества. По мнению Мида, «обобщенный другой» – это средство связи каждого из

нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впи-

тываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего обще-

ства в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобра-

зуется в самоконтроль.

Теория «управления впечатлениями» Эрвина Гофмана. Он дополнил наши

представления о самих себе. Кули и Мид исследовали вопрос о формировании пред-

ставлений человека о самом себе в процессе социального взаимодействия и то, как

человек учится планировать свои действия на основании тех данных о себе и своем

поведении, которые он черпает у других людей. Гофман делает акцент на другой

проблеме. Он указывает, что только путем воздействия на представление других

людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать

ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы предста-

вить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возмож-

ности самое выгодное впечатление. Этот процесс называется управлением впечат-

лениями. Гофман рассматривает театральные постановки как аналитическую анало-

гию и средство отображения и понимания общественной жизни. Этот аспект он на-

зывает драматургическим подходом. Он описывает жизнь в обществе как сцену, на

которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновре-

менно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые ро-

ли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента

1. Можно ли назвать родившегося ребенка личностью?

2. Что такое смешанный статус?

3. На каком этапе жизни человека прекращается социализация?

4. Что обуславливает необходимость приспособления индивида к обществу?

5. Передается ли социальный опыт от человека к человеку генетически?__

ЛЕКЦИЯ 16. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

План

1. Понятие «девиантное поведение». Девиантное и деликвентное поведение.

2. Основные теории девиантного поведения.

3. Социальный контроль как форма борьбы с девиантным поведением.

Агенты социального контроля.

studfiles.net

Формирование личности в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Социология»

Таким образом, существуют как положительные, так и отрицательные аспекты применения психосемантики и когнитивных наук в решении проблемы формирования сознания. Применение данных методов должно быть четко взвешено, чтобы не нанести ущерб сознанию личности. В первую очередь, человек должен самостоятельно попытаться решить свои проблемы без обращения к психотехникам. Так сохранится целостность его личности и сознания. А применение психотехник целесообразно только в критических лечебных целях, когда человек не может самостоятельно работать над своим сознанием.

Примечания

1. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009. С. 58.

2. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton & Company, 1955. P. 25.

3. Абаев Н. В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. С. 5.

4. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Измененные состояния сознания: Психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3.

5. Кутырев В. А. Бытие или ничто. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2009. С. 244.

Notes

1. Petrenko V. F. Mnogomernoe soznanie: psihosemanticheskaya paradigma [Multidimensional consciousness: psycho-semantic paradigm]. Moscow. New chronograph. 2009. P. 58.

2. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton & Company, 1955. P. 25.

3. Abaev N.V. CHan’Buddizm i kul’turno psihologicheskie tradicii vsrednevekovom Kitae [Chan Buddhism and psychological and cultural traditions in medieval China]. Novosibirsk. Nauka. 1989. P. 5.

4. Kucherenko V.V., Petrenko V.F., Rossokhin A.V. Izmenennye sostoyaniya soznaniya: Psihologicheskij analiz [Altered states of consciousness: Psychological analysis] // Voprosy psihologii — Questions of psychology. 1998, No. 3.

5. Kutyrev V.A. Bytie ili nichto [Being or nothing]. SPb. «Altaya» Publ. 2009. P. 244. УДК 316.424 — 053.81

Л. Б. Осипова, Е. А. Сербина Формирование личности в процессе социализации

Кардинальные изменения в обществе характеризуются утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь, сменой ценностных ориентиров и приоритетов. Однако следует помнить, что совершенствование всех сторон жизни во многом зависит от человеческого фактора, прежде всего от непосредственного участия молодежи, которая является стратегическим ресурсом российского общества. Развитие общества во многом зависит от тех качеств молодежи, которые сформированы в процессе социализации.

Fundamental changes in society are characterized by the loss of traditional levers of influence on young people, a change of values and priorities. However, it should be remembered that the improvement of all aspects of life largely depends on the human factor, above all, from the direct participation of young people, which is a strategic resource of Russian society. Development of society depends largely on the qualities of youth, which are formed in the process of socialization.

Ключевые слова: общество, молодежь, личность, социализация, адаптивные стратегии, социальная активность, ценности, ценностные ориентации.

Keywords: society, youth, identity, socialization, adaptive strategies, social activity, values, value orientations.

Особенностью современного российского общества становится процесс перехода молодого поколения к самостоятельному проектированию своей жизни, открывающей новые пути самореализации и способы социальных отношений. С учетом специфики современного социума эффективными становятся

© Осипова Л. Б., Сербина Е. А., 2014 42

активные адаптивные стратегии, позволяющие мобильно приспосабливаться к инновационным общественным преобразованиям с минимальными ресурсными затратами. Как социально-возрастная группа российская молодежь обладает рядом таких особенностей. Она в наибольшей степени мобильна, инициативна и может выступать активным транслятором адаптивных стратегий в российском обществе. Несмотря на существующие жизненные трудности, значительная часть молодежи смотрит в будущее уверенно [1]. Следует отметить, что молодежь лучше адаптируется к сложившимся условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. При этом она вынуждена адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое они создают сами. Данный процесс сопряжен с непредсказуемыми последствиями как для личности, так и для общества. По сути, от качества потенциала молодежи зависят перспективы развития экономики, разработка и внедрение инноваций в сферах науки, культуры, новых социальных стратегий [2]. Эффективная политика российского государства по отношению к молодежи призвана обеспечивать возможность ее активного участия в жизни страны, предоставлять больше прав и возможностей для самостоятельного решения возникающих проблем, возлагая на неё реальную ответственность, тем самым вовлекая в созидательные процессы. В этом и заключается реальное отношение государства к молодежи как активной части современного общества [3]. Надо подчеркнуть, что стремление к комплексному изучению молодежной проблематики на протяжении долгого времени продолжает оставаться достаточно актуальным. Уже в первых зарубежных работах на молодежную проблематику обнаруживается тенденция к применению для исследования методов разных наук. Книга Г. Стэнли Холла «Молодежь» (1904) — первое системное изложение теории молодежи, в содержании которой раскрыта ее психология и ее отношение к психологии, антропологии, социологии, сексу, преступности, религии и образованию [4]. Другие ранние теории молодежи представлены в трудах К. Грооса «К психологии молодежи переходного возраста» (1912) [5], Ш. Бюлера «Душевная жизнь юных» (1922) [6], Э. Шпрангера «Психология юношеского возраста» (1924) [7], В. Адамского [8] и исходят из признания специфики молодежи и особенностей ее исследования. Дальше указанных авторов пошел румынский ученый Малер, который в своих разработках представлял позицию сторонников скачка от многосторонности к глобальному системному изучению молодежи [9]. В современной социологии указанные авторы рассматриваются как родоначальники теоретического осмысления феномена молодежи, что означает обнаружение в их трудах социологического содержания.

Известно, что понятие «социализация» впервые было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом, он понимает под ней процесс развития социальной природы человека [10]. Формулировка термина «социализация» опирается на оценку реальных социальных процессов, в связи с этим часто носит противоречивый характер. Французский социолог Г. Тард в процессе социализации придает основное социальное значение подражанию, благодаря которому возникают общественные и групповые ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются [11]. И только Э. Дюркгейм соотнес понятие «социализация» с этапом включения личности в общество, с процессом социального становления гражданина как члена общества [12]. Говоря простым языком, социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. По мнению Д. Смелзера, для успешной социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям [13]. Каждая социализационная теория содержит в скрытом или явном виде не только общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального в целом и сущности человека, в частности.

Представляется уместным высказывание Э. Дюркгейма. Определяя роль и значение общественных структур для развития молодежи, Э. Дюркгейм отмечал, воспитание выступает главным средством общества, благодаря которому оно создает для молодого поколения важные условия для его существования, в частности способности, необходимые для социальной жизни [14]. При этом ученый отмечал, что способности не передаются от поколения к поколению наследственным путем. Несмотря на то что Дюркгейм стоял еще только в самом начале осмысления собственно социализации, он четко уловил ее место в обществе, поняв ее природу как средства воспроизведения обществом условий своего существования. А главное — связал ее с молодежью. Представления о роли личности в системе социальных отношений неразрывно связаны с пониманием самой сущности личности. Как правило, создатели различных теорий социализации рассматривали личность как единое целое. Явление социализации многоаспектно, каждое из направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

В современных условиях функционирования общества процесс жизненного самоопределения и профессиональной социализации молодежи продолжает оставаться актуальным и приобретает качественно новые характеристики [15]. Активный поиск инновационных условий для ее профессиональной самореализации, а также ужесточение условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострили общественную потребность в изучении процесса социализации молодежи. Так, И. С. Кон дает определение социализации как процесса овладения индивидами социальным опытом, который воплощен в материальной и духовной культуре человечества [16]. Раскрывая сущность социализации, он отмечает: в

реальном процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но и постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир [17]. И. С. Кон считает, что при исследовании молодежи важно учитывать обе стороны этого процесса, поскольку, во-первых, усвоение молодыми людьми социального опыта происходит по мере все более широкого включения в разносторонние общественные отношения. Во-вторых, возрастает собственная активность личности, самостоятельность в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, видов деятельности, что играет важную роль в процессе социализации и лежит в основе целого комплекса проблем.

Другой российский ученый, Б. Л. Парыгин, говорит о процессе социализации как вхождении в социальную среду, приспособлении к ней, освоении определенных ролей и функций [18]. Данное определение в целом является верным, но при этом следует отметить, что в нем отражена только одна сторона социализации, связанная с адаптацией личности к социальной среде, и не отмечено обратное воздействие, оказываемое личностью на окружающих, активное воспроизводство ею общественных отношений. Близкое по смыслу определение дает Е. А. Ануфриев, определяя социализацию как сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений [19]. Он рассматривает социализацию как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, входящих в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Тем самым подчеркивает, что социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества [20]. Особый интерес представляет точка зрения С. С. Фролова: социализация — процесс, в ходе которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности [21]. Он рассматривает социализацию личности в рамках изучения факторов ее развития и формирования собственного «Я», через которое проявляется уникальность данного индивида, усвоение им норм, прежде всего, групповых. Это достигается путем сравнения или соотнесения личности с людьми-образцами, составляющими группу, а ее ролей -нормами и ролями социальной группы. По мнению С. С. Фролова, человек в начале жизненного пути не имеет своего «Я». Его формирование — сложный процесс накопления социального опыта путем сравнения и сопоставления образов личностей и своего «Я». В результате создается личность с уникальными внутренними качествами, такими как биологическая наследственность, ее физическое окружение и культура. Одновременно она воспринимает общие для ее социального окружения качества, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт, влияющие на формирование личности. Безусловно, совокупность групповых ценностей составляет общественные, которые передаются личности. При этом роль группы велика и может быть доминирующей в механизме социализации [22]. Известный российский социолог В. А. Ядов утверждает, что социализация происходит именно через идентификацию индивида с общностями различного типа, которая понимается как состояние и процесс. По его мнению, социализация охватывает как взаимодействие со средой, так и усвоение ее элементов, построение и соответствие с ними структуры личности [23]. Усвоение молодым поколением современной системы знаний, норм, установок, образцов поведения, присущей конкретной социальной группе и обществу в целом, осуществляется в социальной среде — социуме. Таким образом, при изучении процесса социализации молодежи важно учитывать, что усвоение молодыми людьми социального опыта происходит по мере все более широкого включения в разносторонние общественные отношения. А это, в свою очередь, способствует возрастанию активности личности, самостоятельности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения и видов деятельности. Следует постоянно помнить, что молодежь — важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. В силу своего статусного состояния молодежь своей деятельностью как бы включает закономерности прошлого в настоящее и тем самым обусловливает переход в будущее [24].

Примечания

1. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 43.

2. Мутко В. Л. Государственная и молодежная политика гражданское становление молодежи // Парламентское обозрение. 2012. № 3 (19). М.: Совет Федерации, 2012.

3. Состояние и перспективы развития детского и молодежного движения в Российской Федерации. М.: Логос, 2005. С. В.

4. Stanly Hall. G. Adolescence: Its psychology and its relation — to psychology, anthropology, sociologe, sex, religion — and education. N. Y.: D. Appletom and Company, 1904.Vol. 1-2.

5. Groos K. Zur Psychologie der reifenden jugend. S.L. 1912.

6. Buhler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Jena: Fischer, 1927

7. Spranger E. Psychologie der Jugendalberg: Quelle & Meyer, 1957.

В. Adamski W. Problemy socjologii mlodziezy // Studia socjologiczne. Wroclaw-Krakow-Gdansk. 1971. P. 137-154.

9. Madler F. Op. cit. 93.

10. Абдоков С. А. Общество. Политика. Студент. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1992.

11. Павловский В. В. Ювентология проект итеративной науки о молодежи. М.: Академ. проект, 2001. С. 149.

12. Durkheim E. Education et Sociologie. Paris, 1922. P. 30.

13. СмелзерН. Социология. М.: Феникс, 1994.

14. Durkheim E. Op. cit.

15. Ustinova O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia // Life Sci J. 2014. 11(8s). P. 465-468.

16. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1976.

17. Там же.

18. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1976.

19. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971. С. 38.

20. Там же.

21. Фролов С. С. Социология. М.: Логос, 1996.

22. Там же.

23. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. М.: РАН, Институт социологии, 1993. С. 15.

24. Осипова Л. Б., Панфилова Е. А. Молодежная политика как фактор социального развития молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 5. С. 24-29.

Notes

1. Zubok Y. A. Problemy social’nogo razvitiya molodezhi v usloviyah riska [Problems of social development of young people at risk] // Sociologicheskie issledovaniya — Sociological research. 2007, No. 4, p. 43.

2. Mutko V.L. Gosudarstvennaya i molodezhnaya politika grazhdanskoe stanovlenie molodezhi [State and youth policy civil establishment of youth] // Parlamentskoe obozrenie — Parliamentary review. 2012, № 3 (19), Moscow. The Federation Council. 2012.

3. Sostoyanie i perspektivy razvitiya detskogo i molodezhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii — The state and prospects of development of children and youth movements in the Russian Federation. Moscow. Logos. 2005. P. 8.

4. Stanly Hall. G. Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociologe, sex, religion and education. N. Y.: D. Appletom and Company, 1904.Vol. 1-2.

5. Groos K. Zur Psychologie der reifenden jugend. S. L. 1912.

6. Buhler CH. Das Seelenleben des Jugendlichen. Jena: Fischer, 1927

7. Spranger E. Psychologie der Jugendalberg: Quelle & Meyer, 1957.

8. Adamski W. Problemy socjologii mlodziezy // Studia socjologiczne. Wroclaw Krakow Gdansk. 1971. P. 137-154.

9. Madler F. Op. cit. 93.

10. Abdocov S. A. Obshchestvo. Politika. Student [Society. Policy. Student]. Rostov-na-Donu. Publ. of Rostov University. 1992.

11. Pavlovsky V.V. YUventologiya proekt integrativnoj nauki o molodezhi [Eventology project of integrative science of youth]. Moscow. Academ. project. 2001. P. 149.

12. Durkheim E. Education et Sociologie. Paris, 1922. P. 30.

13. Smelser N. Sociologiya [Sociology]. Moscow. Phoenix. 1994.

14. Durkheim E. Op. cit.

15. Ustinova O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia / / Life Sci J. 2014. 11(8s). Pp. 465-468.

16. Parygin B. D. Nauchno tekhnicheskaya revolyuciya i lichnost’. Social’no psihologicheskie problemy [Scientific and technical revolution and personality. Social and psychological problems]. Moscow. Politizdat. 1976.

17. Ibid.

18. Parygin B. D. Nauchno tekhnicheskaya revolyuciya i lichnost’. Social’no psihologicheskie problemy [Scientific and technical revolution and personality. Social and psychological problems]. Moscow. Politizdat. 1976.

19. Anufriev E. A. Social’naya rol’ i aktivnost’ lichnosti [Social role and activity of the person]. Moscow. 1971. P. 38.

20. Ibid.

21. Frolov S.S. Sociologiya [Sociology]. Moscow. Logos. 1996.

22. Ibid.

23. Yadov V.A. Social’naya identifikaciya lichnosti [Social identity]. Moscow. Russian Academy of Sciences, Institute of sociology. 1993. P. 15.

24. Osipova L. B., Panfilova E.A. Molodezhnaya politika kak faktor social’nogo razvitiya molodezhi [Youth policy as a factor of social youth development] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta — Herald of Vyatka state University of Humanities. 2014, No. 5, pp. 24-29.

cyberleninka.ru

1.1 Социализация как процесс формирования личности. Семейная социализация, как процесс формирования личности

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей

3.1 Ментальность — как процесс формирования личности

Для различных наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития. Внутреннее «Я» человека — это огромный мир, складывающийся из многих компонентов…

Влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков

1.1 Социализация и развитие личности

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф…

Влияние средств массовой информации на формирование личности школьника

2.1 Социализация личности

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью…

Воспитание и развитие личности

3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей

По современным представлениям социальная педагогика — это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных…

Воспитание как процесс развития личности

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей…

Девиантное поведение личности в организации

4.Социализация личности в организации

Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации

1.3 Социализация — базисный процесс личностно-профессиональног становления

Социализация — процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения…

Личность и поведение

1.2. Процесс формирования и развития личности.

Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности…

Проблема социализации личности

1. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта…

Проблемы личности в социальной психологии

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Процесс формирования человека как личности

2.1 Понятие личности и ее социализация

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке…

Социализация личности в семье

1. Социализация личности в семье

Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. Здесь наиболее значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно…

Среда и ее влияние на личность ребенка младшего дошкольного возраста

1.1 Процесс формирования психологических механизмов личности в дошкольном возрасте

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г.Айзенк, А. Маслоу и др.), то можно сказать…

Формирование личности человека

3. Социализация личности

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В психологии выделяют сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение…

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты

Глава I Процесс социализация в юности

psy.bobrodobro.ru

Формирование личности в процессе ее социализации, воспитания и саморазвития.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, проходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

  Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

  Французские психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не на продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

  Каковы же механизмы социализации? Фрейд выделил психологические механизмы социализации человека: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

  Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д.

  Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

  Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувство стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

  Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, то семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает “человеческое измерение” таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение — это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание, могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

—             усвоение определенного объема научных знаний;

—             формирование научного мировоззрения;

—             развитие умственных сил, способностей и дарований;

—             развитие познавательных интересов;

—             формирование познавательной активности;

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура — обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание — формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Потребности самосовершенствования, самореализации,  Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

students-library.com

Социализация личности. Этапы социализации личности.

загрузка…

Понятие «Социализация личности».

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
  • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
  • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
  • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности:

  • Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
  • Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

  • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
  • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
  • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
  • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

загрузка…

www.edu-psycho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *