Содержание

Тренинг «Я лидер»

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Выявление и развитие представлений о лидерстве.

5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 1 час.

 

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Время: 5-10 мин.

Ход упражнения:

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

3.Какие чувства вы при этом испытывали?


 

2. Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время: 5 мин.

Материалы: нет.

Ход упражнения:

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?

4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

 

3. Упражнение «Лидерская удочка»

Цель: знакомство с участниками.

Материалы: таблица к упражнению.

Ты знаешь какой-нибудь фокус?

Ты можешь вспомнить 10 мультгероев?

У тебя много друзей?

Твоя семья состоит из 4 человек?

Ты летал на самолете?

Твое имя упоминалось в газете?

Ты обожаешь косметику?

Ты был на крыше своей школы?

Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

Ты гордишься собой?

Ты боишься темноты?

Ты любишь математику?

ТВОЕ ИМЯ

У тебя русское имя?

Ты любишь быть первым?

Ты играешь в шахматы?

Ты любишь поп-музыку?

Ты любишь больше работать в группе, а не один?

Ты знаешь слова Российского гимна?

У тебя есть велосипед?

Ты мечтаешь побывать за границей?

Ты умеешь жарить картошку?

Ты разбивал стекло мячом7

У тебя есть родственники в городе?

Ты отдыхал в лагере?

 

4. «Лидер это – »

Цель: выявление лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».

Представление работ.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

4.Как вы считаете кто такой лидер?

 

Итак, лидер – это…

Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?»

Итак, лидер – это: прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

-имеющий максимально большое влияние на окружение;

-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

 

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

Тестовый материал

1.Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы  для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что – то новое?

 

6. Упражнение – шутка «Тест с подтекстом»

Цель: поднять настроение в группе.

Время:5 мин.

Ход упражнения:

Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.

Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.

В вашем распоряжении – всего три минуты.

Тест на внимательность

ФИО ______________________________________ Дата ____________

Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение – три минуты.

1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.

2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.

3.Обведите этот номер.

4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

5.Обведите этот знак треугольником.

6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.

7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.

9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.

10.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

11.Громко крикните: «Я почти закончил».

12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
 

Обратная связь.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств «На шаг впереди!»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Одним из актуальных направлений политики правительства РФ в области образования является работа с одаренными детьми. Социально одаренных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Найти своё место в жизни, самореализоваться, развить свои коммуникативные и лидерские качества им помогает детское общественное объединение. Одно из таких объединений, в рамках которого осуществляется работа по поиску, сопровождению и поддержке социально одаренных школьников находится при МОУ ДОД ЦДТ № 1.

Как и любой другой вид одаренности, социальная одаренность нуждается в психологическом сопровождении. В рамках объединения с детьми проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности, развитее самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности, развитие креативности. Одно из таких тренинговых занятий, я хочу представить ниже.

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут.

Ход занятия

I. Знакомство, разминка.

Упражнение “Аквариум”

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

Озвучивание ведущим правил работы в группе:

— Доверительный стиль общения

— Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

— Персонификация высказывания “от собственного имени”.

— Недопустимость оценок в адрес другого.

— Активное участие во всех упражнениях.

— Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

II. Основная часть.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Упражнение “Лидер — это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

  • Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

— Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

— в колонну по росту

— в два круга

— в треугольник

— в шеренгу по росту

— в четыре колонны с одинаковым количеством участников

— в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

“Путешествие с дикими гусями”

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” — клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же — основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, — в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перлёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Что интересного вы видите в повадках гусей?

Чем объясняется эффективность гусиного клина?

Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

III. Заключительная часть.

Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания — 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Упражнение “Свеча”

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

11.04.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренинг развития коммуникативных и лидерских качеств подростков «Я – лидер»

Разделы: Школьная психологическая служба


Лидерство — желанная цель для многих. Лидера уважают, прислушиваются
к его замечаниям и советам, пытаются ему подражать и дружить с ним.

Пояснительная записка.

Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Наша задача показать детям, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.

Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Данная программа тренинговых занятий разработана для воспитания ответственных, инициативных, творческих, целеустремленных лидеров. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь подросткам более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель:

создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.

Задачи:

Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • Развитие активной социально-психологической позиции участников тренинга;
  • Сплочение группы;выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
  • создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
  • организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского потенциала.
  • Целевая группа: дети школьного возраста (13–16 лет).

    Необходимый материал: с

    пички, свечка, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с эмоциями.

    Продолжительность тренинга:

    5 дней, 1 час ежедневно. Количество человек в группе: 10-15.

    Занятие 1. Лидер – кто он?

    Цель:

    знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.

    Материал: спички, карточки с эмоциями, свеча.

    1. Знакомство.

    Каждый участник рассказывает о себе, пока горит спичка.

    — Имя. Кто по знаку зодиака?

    — Любимое время года, блюдо, хобби?

    — Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?

    2. Снежный ком.

    Участник называет свое имя и свое качество на первую букву имени. Следующий участник повторяет предыдущего и называет свое имя и качество. Последний участник должен повторить имена и качества всех участников.

    3. Принятие правил работы в группе:

    — Доверительный стиль общения

    — Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

    — Персонификация высказывания “от собственного имени”.

    — Недопустимость оценок в адрес другого.

    — Активное участие во всех упражнениях.

    — Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

    Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

    4. Дискуссия “Кто такой лидер”. 

    Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?

    Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В психологии принято различать следующие типы лидеров..

    • Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;
    • Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;
    • Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;
    • Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;
    • Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

    Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

    5. Упражнение “Передать одним словом”

    Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово “Здравствуйте” с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

    Та же задача только теперь читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”.

    Список эмоций.

    • Радость.
    • Удивление.
    • Сожаление.
    • Разочарование.
    • Подозрительность.
    • Грусть.
    • Веселье.
    • Холодное равнодушие.
    • Спокойствие.
    • Заинтересованность.
    • Уверенность.
    • Желание помочь.
    • Усталость.
    • Волнение.
    • Энтузиазм.
    • Рефлексия:

    Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

    В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

    Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

    Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

    6. Упражнение “Всеобщее внимание”

    Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

    Рефлексия: (5 минут)

    Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

    7.  Свеча.

    Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

    Занятие 2. Чемодан лидера.

    Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие .

    Материал: текст прогноза погоды, свеча.

    1. Нетрадиционное приветствие.

    Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем либо приветствуют его следующим образом:

    • Кивком головы;
    • Улыбкой;
    • Глазами;
    • Рукопожатием;
    • Прикосновением плечом к плечу;
    • Прикосновением спины к спине;
    • Прикосновением коленки к коленке.

    2. Меняются те, кто…

    Один участник – ведущий. Стульев на одного меньше. Ведущий продолжает фразу “меняются те кто…”. Те, кто подходят под признак – меняются местами. Ведущий старается занять свободное место. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим.

    3. Чемодан лидера.

    Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.

    “А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждают тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их рода имеют общие характерные особенности, а также медведи   могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.

    Упражнение 2.

     То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

    Упражнение 3.

     Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

    Упражнение 4.

     Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.

    Упражнение 5.

     Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.

    Упражнение 6.

     
    Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

    4. Упражнение “Без командира”.

    Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

    В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

    Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

    — Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

    Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

    — в колонну по росту

    — в два круга

    — в треугольник

    — в шеренгу по росту

    — в четыре колонны с одинаковым количеством участников

    — в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

    В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

    Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

    Кто из вас лидер по натуре?

    Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

    Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

    Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

    5. Свеча.

    Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

    Занятие 3. Понимание – ключ к успеху.

    Цель: развитие умения понимать друг друга, как важное качество настоящего лидера.

    Материал: свеча.

    1.Стройся!

    Участники без слов должны построиться по росту, по цвету волос, месяцу рождения, в 2 круга, в треугольник.

    2. Упражнение “Земляне и инопланетяне” (15 минут)

    Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары.

    Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю.

    Инопланетянам наедине дают инструкцию: “они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почувствуют, что землянин, вступивший в контакт им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью.

    Вопросы к “землянам”:

    1. Что помогло прийти к решению?
    2. Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
    3. Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

    3. Скульптура “Я – Лидер!”

    Участникам дается задание составить всем скульптуру на тему “Я – Лидер!”. В качестве материала – сами участники.

    4. “Начали!”.

    Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

    Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

    Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

    Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

    Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. “Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

    Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо “отверженным”. Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

    5. Свеча.

    Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

    Занятие 4. “Лидер в тебе”.

    Цель: развитие коммуникативных и организаторских навыков.

    Материалы: карандаши, бумага, фломастер, свеча.

    1. “Я никогда не….”

    Участники по очереди продолжают фразу. Если кто то делал (видел, участвовал пробовал) то, что назвали, то загибает палец. Выиграет тот, кто первый зажмет все пальцы.

    2. “Карабас”.

    Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

    В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

    Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

    3. “Большая семейная фотография”.

    Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

    Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

    4. Герб.

    Участникам раздаются листы бумаги, карандаши. Задание: придумать и изобразить свой герб, отражающий особо ценные личные качества, которые характеризуют участника как лидера.

    5. Свеча.

    Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

    Занятие 5. “Лидер ли я?”

    Цель: закрепление знаний о лидерских качествах.

    Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, бланки социометрии, свеча.

    1. Упражнение “Тростинка на ветру”. Чтобы ощутить поддержку и сплоченность группы, проводится данное упражнение, в котором принимает участие тот, кто полностью доверяет группе и может положиться на ее поддержку. После выполнения упражнения проводится короткая беседа, где выясняются ощущения игроков и их чувства.

    2. Упражнение “Лидер — это”

    Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

    Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

    3. Упражнение “Круг и Я”

    Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

    Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

    Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

    В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

    4. Социометрия.

    Раздаются бланки с вопросами, каждый участник записывает имена и фамилии своих товарищей по группе.

    5. Свечка.

    Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

    Список литературы.

    1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271с..
    2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.
    3. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с

    12.03.2017

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Тренинг лидерства

    Тренинг лидерства. Развитие лидерских качеств.

    «Лидер — это прежде всего пример и ориентир!»

        Тренинг лидерства помогает найти ответ на вопрос «Кто такой лидер?», и увидеть все многообразие подходов к лидерству, которое существует в бизнесе. В зависимости от того, какого уровня лидеров вы планируете обучать на тренинге лидерства, мы подбираем необходимые методы и приемы. Любой компании нужны лидеры! Но для каждой управленческой должности важны свои определенные сочетания одних граней лидерства, и не подходят другие.

        Поэтому перед обучением лидерству очень важно правильно определить, какие именно параметры лидерства необходимо развить на тренинге, и для каких задач бизнеса они будут использованы. Например, если это лидер компании, то он должен быть прежде всего визионером и первопроходцем, стратегом и дипломатом, политиком и коммуникатором.

        А если это лидер подразделения или руководитель отдела, то он, как лидер, должен проявлять себя с таких сторон, как: организатор, наставник, мотиватор, эксперт, душа команды и пример проявления корпоративных ценностей. Развитие лидеров в компании — это непрерывный процесс, и с помощью тренинга лидерства мы помогаем раскрывать те черты Ваших сотрудников, которые позволяют им наиболее эффективно проявлять лидерство в своей работе.

    Закажите тренинг по лидерству в организацию!

        Настоящие лидеры должны уметь сосредоточить свое внимание на общей картине, показать людям образ желаемого будущего, и помочь им захотеть попасть туда в кратчайший срок наилучшим способом. Именно этим навыкам посвящен тренинг лидерства в компании Vision Trainings.              

    Мы проводим тренинги по следующим направлениям лидерства:

    • Функциональное лидерство (модель Дж.Адаира)
    • Ситуационное лидерство (Бланшард и Херси)
    • Эмоциональное лидерство (Д. Гоулмэн и П. Саулвей)
    • Экспертное лидерство
    • Харизматическое лидерство
    • Авторитарное лидерство
    • Лидерство в условиях изменений
    • Трансформационное лидерство
    • Лидерство и наставничество
    • Командное лидерство (модель М.Белбина)
    • Стратегическое лидерство
    • Лидерство в публичной речи


    Вопросы по лидерству? Нажмите!


    Преимущества тренинга лидерства для организаций:

    Что дает лидерство?
    Если у лидера есть высокие амбиции, мотивирующие и бросающие вызов цели, вера и настойчивость, то он сможет привести организацию из точки А в точку Б, согласно Видения и Миссии своей компании. Лидер знает, что препятствия — это те пугающие вещи, которые видят его люди, когда отводят взгляд от общей цели. Поэтому он мобилизует коллектив, и помогает сотрудникам концентрировать все свои усилия на достижении самого главного. Обучение этому – одна из главных задач тренинга по лидерству.

    В чем особенности известных лидеров?
    Настоящие лидеры помогают людям почувствовать, что именно он них сейчас зависит куда придет организация, и вызывают у сотрудников внутренние мотивы приложить сверхусилия для победы в условиях высокой конкуренции. Талант лидера проявляется в тот момент, когда каждый сотрудник начитает чувствовать и осознавать свой вклад в общий успех. Лидеры вкладывают особенный смысл в деятельность других людей.

    Лидерами рождаются или или становятся?
    Может ли тренинг лидерства помочь, если человеку не было свойственно проявление ярко выраженных лидерских качеств? У каждого сотрудника и руководителя есть свои особенности, и определенные черты, которые выделяют его среди остальных членов коллектива. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, и задач, которые перед ним поставлены, тренинг лидерства позволяет усилить те навыки и качества, которые помогут проявлять лидерские черты любому человеку, и делать это наиболее естественным для него способом.

          Ключевые вопросы тренинга по лидерству:

    • Кто такие лидеры, и какие задачи они выполняют в организациях?
    • Каких результатов можно достигнуть от сотрудников, используя лидерские качества?
    • Как развить в себе лидерство, и какие типы лидерства вам наиболее подходят?
    • Как сделать лидерами других и что для этого нужно?
    • Какими ценностями руководствуется лидер и где их брать?
    • Какие навыки необходимы эффективному лидеру?
    • Как проявлять лидерство в условиях изменений и достигать намеченных целей?
     

     Лидер использует не только те мозги, которые у него есть, но и те, которые он может позаимствовать.

     

          Программа тренинга лидерства: 

    Модули  

    Содержание

      

    1. Лидерство в бизнесе

      

     

      

    • Потребность в лидерах и задачи организаций
    • Руководство и Лидерство
    • Современные теории лидерства
    • Подходы к лидерству и основные лидерские школы
    • Основные функции лидера в организации
    • Самоанализ своих лидерских качеств

     

     2. Персональное лидерство 

     

     

    • Типы лидерства и лидеров:
      • Харизматичное лидерство
      • Экспертное лидерство
      • Эмоциональное лидерство
      • Интеллектуальное лидерство
      • Профессиональное лидерство
      • Этапы развития лидера в организации
      • Роли и ценности эффективного лидера
      • Определение своих сильных сторон и зон развития
      • Связь типов лидерства и решаемых задач в бизнесе

      

    3. Навыки и способности эффективного лидера

     

    • Способности создавать и транслировать Видение
    • Формирование доверия и продвижение идей
    • Коммуникативные способности лидера
    • Мотивирующие навыки лидера
    • Управление на основе общих ценностей
    • Поддержка и развитие своих сотрудников
    • Энергетика лидера

     

      

    4. Лидер и команда в условиях изменений

     

     

     

    • Предвидение и подготовка изменений
    • Этапы проведения изменений в компании
    • Способы преодоления сопротивления изменениям
    • Формирование команды и агентов изменений
    • Командные роли и стадии развития команды
    • Поиск и отбор правильных людей в команду
    • Лидерство в период кризиса
    • Основы трансформационного лидерства

    _______________________________________________________________________

    Коучинг для руководителей и лидеров (узнать больше..)

    Подробный план программы тренинга по лидерству

    Лидер – не звание и не должность. Вести – значит действовать.

       Проявлять лидерство можно будучи на любой позиции в организации, и помимо того, что важно быть хорошим руководителем, необходимо правильно проявлять лидерство в отношении коллег одинакового с Вами ранга, лидерство при взаимодействии с вышестоящим начальством, лидерство в отношениях с ключевыми партнерами Вашей компании.

       Психология лидерства многогранна, и благодаря большому количеству исследований на эту тему, а также способам применения лидерства в менеджменте, которых на данный момент открыто очень много, лидером может стать практически любой человек, который поставил себе такую цель, прошел несколько тренингов по лидерству, и доработал элементы своего поведения, для проявления в нужный момент лидерских черт и качеств. Лидером можно быть, а можно казаться.

       Многие персоны, которых нам показывают с телеэкрана, выглядят солидно, но вовсе не являются лидерами. Весь вопрос в целях, которые стоят перед Вами, в количестве проделанной работы, и в том, чего Вы хотите достигнуть благодаря тому, что разовьете в себе или в своих сотрудниках еще больше лидерства! Обращайтесь за консультацией — и мы с удовольствием Вам поможем!

    Результаты тренинга по лидерству:

       После прохождения тренинга по лидерству, в зависимости от задач обучения и существующих особенностей участников, они получат следующие результаты:

       — Получат представление о том, что такое лидерство, и как применять его в работе

       — Узнают о своих особенностях и зонах развития в области лидерства

       — Обретут большую уверенность и решительность в своих действиях

       — Смогут больше проявлять инициативу и брать на себя ответственность

       — Научатся мотивировать других, на основе общих интересов

       — Станут примерами проявления лидерских качеств для других сотрудников

       — Смогут быть опорой компании в период изменений или кризисов. 

    Получить коммерческое предложение по лидерству!

    Афоризмы о лидерстве:

    Лидерство начинается с личных качеств лидера.

    Чтобы вести других за собой, будь львиной долей их идеалов!

    Лидером является тот, чей талант потрясает воображение.

    Последнее слово – всегда за первым.

    Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

    Тренинг лидерства — это возможность раскрыть все грани своего лидерского таланта, и стать путеводной звездой для своих людей!

    Получите консультанцию наших экспертов о возможностях тренинга по лидерству для вашей компании!

     Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.

    «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» Макиавелли
    Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы – лидер.

    Человек — это то, во что он верит.
    А. П. Чехов.

    Человек устраивается на работу в компанию, а увольняется от руководителя!

    Закон бизнеса:
    Либо люди меняются, либо меняются люди….

    Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть. Конфуций.

    Лидер действует открыто, а босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет. Теодор Рузвельт

    Лидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он еще и захотел.

    Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

    Чтобы вести других за собой, будь львиной долей их идеалов!

    Как я устал за ними ходить, но что поделаешь, я их лидер.

    Побеждать, не уничтожая, повелевать, не унижая — вот, в чем суть Лидера!

    Я использую не только те мозги, которые у меня есть, но и те, которые я могу позаимствовать.

    Лидеры хвалят громко и при всех, а ругают тихо и наедине.

    Не дано стать великим лидером тому, кто хочет все сделать сам или присвоить себе все заслуги за сделанное.

    Лидерство – это выбор служить другим людям и представлять их интересы.

    Лидерство – это помощь другим в том, чтобы они стали лучше, чем были!

    Почему Вы преданы своему лидеру? Для меня важнее всего то, кем я становлюсь рядом с ним и благодаря ему!

    То, что Петр говорит про Василия,
    гораздо больше характеризует Петра, чем Василия.

     

     Литература по лидерству:

    • Лидерство, основанное на принципах, Стивен Кови
    • Секрет. Что знают и делают великие лидеры, К. Бланшар
    • Методическое пособие к тренингу лидерства, VisionTrainings
    • Стратегии эффективного и успешного лидерства, Карлин Слоун
    • 21 неопровержимый закон лидерства, Д. Максвелл
    • Путь истинного лидера, Далай Лама, Л. Майзенберг
    • Психология лидера, А. Менегетти
    • Эмоциональное лидерство, Д. Гоулман
    • 21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие, Д. Максвелл
    • Воспитай в себе лидера, Д. Максвелл
    • Личность лидера, Б. Трейси
    • Простое лидерство, Бодо Шефер
    • Психологическая школа молодежных лидеров, А. Чернышев
    • Уроки лидерства от Монаха, который продал свой Феррари, Робин Шарма
    • Лидер без титула, Шарма Робин Шарма
    • Моя жизнь, Ра Аки
    • 10 законов лидерства, Билл Ньюмен
    • Поднимись над толпой! Тренинг лидерства, И. Вагин
    • Бизнес-путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера, Д. Деарлав
    • Нравственное лидерство. Путь формирования личности, А. Дианин-Хавард
    • НЛП: навыки эффективного лидерства, Р. Дилтс
    • Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика, О. Евтихов
    • Путь непринужденного лидерства, Д. Баум
    • 4 правила лидерства Джека Уэлча, К. Креймс
    • Менеджер с 24 «морковками». Замечательная история о том, как лидер может высвободить потенциал человека, Эдриан Гостик, Честер Элтон
    • Лидеры, шуты и мошенники. Эссе по психологии лидерства, К. Манфред
    • Основа  лидерства, Том Питерс
    • Имидж политического лидера, О. Потемкина
    • О лидерстве, Ф. Хессейльбайн
    • Психология лидерства в бизнесе, В. Шеклтон
    • Лидеры, Т. Шрайтер
    • Самурай без меча, К. Масао

    Задайте вопрос о тренинге по лидерству!

    vision-trainings.ru

    Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств

    Тренинги и упражнения на выявление и развитие лидерских качеств старшеклассников.

    Круг и я

    Цели:

    • дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

    • обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

    • поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

    • изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

    Размер группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.

    Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

    Время: 20 минут.

    Ход упражнения:

    Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

    Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

    Начали!

    Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

    Завершение

    В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?

    А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

    Завершение: обсуждение упражнения.

    Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

    Без командира

    Цели:

    • изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;

    • изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;

    • развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

    Размер группы: оптимальный — до 20 человек.

    Время: около 20 минут.

    Ход игры

    Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

    Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.

    В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

    Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения — ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

    — Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

    Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

    Выстройтесь, пожалуйста:

    • в колонну по росту;

    • два круга;

    • треугольник;

    • шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;

    • шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;

    • живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха …

    Завершение: обсуждение игры.

    — Кто из вас лидер по натуре?

    — Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

    — Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!

    — Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?

    — Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

    Стили лидерства

    Цели:

    • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

    • потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

    • попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;

    • продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и Исполнению своих—лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

    Размер группы: до 25 человек.

    Ход игры

    Во-первых, просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…». Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

    Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер — тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

    Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

    Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или — к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?

    Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, — демократический, авторитарный, попустительский?

    Второй этап

    Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

    Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

    Завершение

    Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая — на втором, а какая — на третьем месте?

    Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала на демократического/попустительствующего/авторитарного лидера?

    Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Роли:

    • капитана корабля, терпящего крушение в океане?

    • лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?

    • директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?

    • учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?

    • руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?

    На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

    Большая семейная фотография.

    Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Педагог может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

    Эта игра может открыть педагогу-организатору новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

    Начали!

    Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

    Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

    Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

    Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

    Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

    Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

    Карабас

    Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

    В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа, которая не встает вообще.

    Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

    Лучики солнышка

    Цель: Релаксация, выравнивание эмоционального фона.

    Инструкция: Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети – лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на дружелюбный лад: «Мы ласковые, теплые, добрые лучики». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает и ребенок сам становится солнышком.

    multiurok.ru

    Тренинг по выявлению лидерских качеств студента.

    Тренинг  по выявлению лидерских качеств  студента.

     

    Лидерство – доминирование одних членов группы над другими. Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

     

    Признаки лидеров:

    1)высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

    2)способен оказывать влияние на других членов группы;

    3)хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

    4)поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

    5)обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

    6)способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

     

    Функции лидера:

    1)организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

    2)выработка и поддержание групповых норм;

    3)представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

    4)принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

    5)установление и поддержание микроклимата группы.

     

    Типы лидерства:

    1)лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

    2)лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

    3)лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

    4)лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

    5)лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

    Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

    По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

     

    Качества присущие лидеру:

    -Целеустремленность. Для лидера важно понимать свою цель, четко представлять требуемый результат. Если цели у человека нет, то необходимо ее разработать. Цель является важнейшим мотиватором для лидера.

    -Ответственность. Умение брать ответственность за события своей жизни (позиция творца).

    -Уверенность в себе. Только уверенному человеку доверяют люди.

    -Энергетика. Энергия лидера чувствуется в скорости его движений, реакций и решений.

    -Активность. Лидер энергичен, а значит активен.

    -Имидж или статус. Окружающие видят в лидере его исключительность, а лидер ее всячески подчеркивает.

    -Навыки конструктивного общения. Лидеру необходимо получать отклик.

    -Любовь к себе. Лидеры любят себя и знают себе цену.

     

     Принципы работы группы:

    1)»Здесь и теперь».

    Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

    2)Искренность и открытость.

    Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

    3)Принцип Я.                             

    Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем…», «у нас мнение другое…» и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

    4)Активность.

    В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

    5)Конфиденциальность.

    Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

     

     

    infourok.ru

    ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ | Психология

    ТРЕНИНГ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ