Содержание

Техника развития речи: эффективные упражнения, рекомендации

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое техника развития речи
  • Как дыхание улучшает технику развития речи
  • Как техника развития речи улучшает дикцию
  • Какие плюсы она несет для менеджера

Трудно не согласиться с высказыванием известного американского политика XIX века: «Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить». Ведь эти слова остаются актуальными и на сегодняшний день. Развитая грамотная речь всегда считалась искусством, которое облегчает общение между людьми и помогает в развитии карьеры, особенно если рабочая деятельность напрямую связана с частыми переговорами. Если у вас имеются проблемы в данной сфере, справиться с ними поможет правильная техника развития речи, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Составляющие развитой техники речи

Технику речи можно назвать наукой, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов: постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и т. д. Некоторым людям приходится совершенствовать технику речи на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Цель использования различных техник развития речи вполне очевидна – все они предназначены для того, чтобы научиться говорить правильно, внятно, красиво.

Одним из важных показателей развитой техники речи является развитая дикция (то, как чисто человек произносит звуки). Данную составляющую речевой техники можно сравнить с почерком. Письмо, написанное неразборчивым почерком навряд ли заинтересует адресата, так же как и скомканное, невнятное выступление, скорее всего, не найдет отклика у публики либо вызовет массу встречных вопросов. В нашей статье мы поговорим о технике развития речи и о том, как при помощи систематических тренировок поставить голос и улучшить произношение.


Наверняка все помнят сцену из фильма «Карнавал», где главная героиня повторяла скороговорки про кукушонка с грецкими орехами во рту с целью развития техники речи. Помимо данного метода существует множество дыхательных упражнений, технику выполнения которых мы рассмотрим немного позже.

Голос также играет не последнюю роль в речи каждого человека. Приятный голос моментально привлекает внимание слушателей. Его также можно натренировать при помощи специальной техники, направленной на развитие речи.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Каждый человек способен управлять силой голоса, повышать или понижать его по мере необходимости, сдерживать проявление эмоций и говорить размеренно. Для его постановки большое значение имеет здоровое горло и отсутствие вредных привычек.

Постарайтесь не переусердствовать с данным показателем, поскольку слишком низкий или высокий голос звучит фальшиво. Тембр напрямую зависит от правильного дыхания, поэтому для его постановки необходимо работать с техникой по развитию диафрагмы.

Выполняя различные техники для развития речи, не забывайте об интонации и произношении, ведь очень важно правильно расставлять ударения и выдерживать паузы между словами. Именно при помощи интонации рассказчик может заинтересовать слушателей, а паузы позволяют перевести дыхание во время повествования.

С чего начинать развитие техники речи

Фонационным называется дыхание во время речи. Во время вдоха активно работает мышца, разделяющая грудную полость с брюшной, а также группы мышц, которые управляют ребрами грудной клетки. Человеку легче всего дышать в положении лежа на спине при расслаблении мышц.

Попробуйте разместиться предложенным способом и положить одну руку на живот, а другую на грудь. Сделайте вдох, но при этом следите за тем, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на животе, поднялась. Теперь выдох. Следите за техникой выполнения, ваша цель – довести движения брюшной полости во время дыхания до автоматизма. Далее следует попробовать выполнить упражнение в положении стоя. Чтобы нижнее дыхание вошло в привычку, требуются регулярные тренировки.

Делать упражнения на развитие речи лучше в утренние часы.

  • Положение тела.

Для начала нужно почувствовать работу дыхательных мышц. Займите нужное положение. Встаньте, немного ссутультесь, постарайтесь расслабиться. После этого приподнимите грудь, плечи и откиньте их назад, как бы надевая на позвоночник. Держите спину, немного расслабьте шею, руки и плечи. Станиславский называл такое положение «тело на колок». Вы должны привыкнуть к нему не только в периоды выполнения упражнений для развития техники речи, но и вообще в жизни.

  • Упражнение «свеча».

Для выполнения упражнения на развитие речи потребуется небольшой отрезок бумаги с размерами 15х4 см. Поднесите полоску ко рту на расстояние примерно 5–7 см. Вытяните губы трубочкой (как перед свистом) и начинайте дуть на полоску бумаги.

Следите за техникой – угол наклона полоски должен быть неизменным на протяжении всего выдоха. Данное упражнение на развитие речи позволяет контролировать поток выдыхаемого воздуха. Ваша задача – сделать так, чтобы выдох был ровным. Полоска бумаги не должна подниматься, опускаться, дрожать.

Нужно, чтобы она отклонилась и оставалась в таком положении как можно дольше. Обратите внимание на небольшое напряжение в области межреберных мышц и диафрагмы при выполнении упражнения на развитие речи.

  • Упражнение «проколотый мяч».

Попробуйте издать звук, похожий на свист проколотого мяча: сссссссс… При этом ладонями обхватите грудную клетку с боков, как можно выше. Постепенно, без особых усилий нажимайте ладонями на «мяч», чтобы воздух выходил из легких как можно дольше. При выполнении данной техники по развитию речи старайтесь не напрягаться.

Вы должны ощущать небольшое сопротивление «мяча» и медленно выпускать набранный воздух на звуке «с». Чем меньше воздуха остается в «мяче», тем ближе сходятся руки. По окончании выполнения упражнения ладони должны оказаться рядом друг с другом. При соприкосновении рук резко выпускайте оставшийся воздух. Данное занятие на развитие речи необходимо повторять несколько раз.

  • Упражнение «звукоподражание».

Теперь постарайтесь воспроизвести характерные звуки природы и различных предметов:

  • Свист ветра: ССССССС…
  • Шум леса: ШШШШШШШ…
  • Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…
  • Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
  • Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!… КАРР! КАРР! КАРР!…
  • Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…
  • Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Обратите внимание на технику, особенно на работу диафрагмы. Она не должна сильно напрягаться во время выполнения упражнений. При воспроизведении звуков природы воздух должен выходить максимально естественно. Имитируя рокот мотора или звук электрического звонка, напряжение, наоборот, должно усилиться. В этом случае воздух как бы выталкивается изнутри. При карканье вороны, трескотне сороки диафрагма двигается резко и энергично, выгоняя воздух рывками.

Читайте также: Как улучшить продажи: самые эффективные советы и методики

Развитие техники речи: дикция и речевой аппарат

Перед началом занятий по технике развития речи необходимо создать рабочую обстановку. Займите удобное место перед зеркалом в комнате с небольшим количеством предметов (чтобы создать необходимую акустику). Уделяйте примерно 5–10 минут на выполнение каждого упражнения. Если есть возможность, снимайте свои занятия на видео – так вам будет легче обнаружить ошибки.

  • Подготовка мышц неба.

Трижды повторите согласные «к», «Г» без остановки. Затем на зевке три раза произнесите гласные «А», «О», «Э».

Откройте рот, вдохните им воздух и произнесите: «АММММ…АММММ». Во время выполнения данного подготовительного упражнения на развитие техники речи «А» должно быть тихим, «М» – звучным. Повторите упражнение трижды.

  • Упражнение для губ и языка.

Для разогрева верхней губы произнесите сочетания согласных: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».

Затем расслабьте язык, придайте ему форму лопаты и, уложив его на нижнюю губу, пять раз повторите: «И», «Э».

Приподнимите подводную часть языка и проведите по небу его кончиком, проговаривая гласные «О», «У».

Затем прикройте рот и произнесите букву «М», перемещая язык к губам, щекам и небу.

  • Упражнения на раскрытие и укрепление голоса.

Попробуйте еще одну технику развития речи – проговорите случайную скороговорку, используя только согласные буквы, при этом гласные должны быть глухими и продолжительными.

Затем повторите скороговорку, но уже совершенным голосом. Внимательно слушайте себя, постарайтесь определить, в каком состоянии артикуляционного аппарата ваш голос звучит свободно и естественно. Повторите данное упражнение на развитие техники речи, поочередно наклоняя голову назад-вперед, вправо-влево.

Теперь произнесите скороговорку, выставляя язык на губы, опуская тем самым проговаривание гласных.

Развитию техники речи может помочь еще одно несложное упражнение: нужно как следует вдохнуть воздух и, замедлив дыхание, прочитать вслух небольшой отрывок текста. Старайтесь набирать воздух в местах смысловых пауз.

  • Упражнения для дикции.

Произнесите слова «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ», крепко удерживая подбородок ладонью, чтобы голова во время открытия рта отклонялась назад. На звуке «Й» голова должна вернуться в исходное положение. Теперь повторите упражнение на развитие речи, не ограничивая движение подбородка. Следите за тем, чтобы мышцы работали так же, как и в первом случае.

Еще один вариант данного упражнения на развитие речи – отклонение головы в стороны во время открытия рта. При этом подбородок должен стремиться к плечам. Не забывайте о технике – принимайте исходное положение на звуке «Й».

Отклоните назад голову и, ополаскивая гортань воздухом, протяжно произнесите звук «М». Обратите внимание, что нижнюю челюсть при этом не нужно выставлять вперед. Попробуйте зевнуть с закрытым ртом.

Сделайте вдох носом, втяните щеки, сожмите губы и на выдохе постарайтесь протянуть букву «М».

Займите удобное положение, положите одну ладонь на грудь, чтобы чувствовать пульсацию, а другой прикройте рот для контроля дыхания. Поочередно произносите различные гласные: плавный выдох – звук «УУУУУУ» – плавный вдох. При правильной технике выполнения упражнения на развитие речи у вас появится желание зевнуть и легкость в зоне глотки.

Теперь проделайте все то же самое, только попытайтесь растянуть момент стона и обозначить ударение легким ударом диафрагмы вглубь.

Выберете небольшой поэтический отрывок какого-либо текста (достаточно 8–10 строк). Постарайтесь проговорить его таким образом, чтобы диапазон вашего голоса постепенно развивался с минимального уровня до максимального (от начала к завершению чтения отрывка).

Теперь повторите данное упражнение на развитие речи с точностью до наоборот – начинайте с предельного и заканчивайте самым низким диапазоном собственного голоса.

После того как освоите технику данного упражнения для развития речи, повышайте количество строк поэтического отрывка.

Еще одной эффективной техникой для развития дикции считается «голосовое распевание». Попробуйте прочитать свое любимое стихотворение, используя сначала только гласные буквы, а затем только согласные.

Читайте также: Как составить план продаж, который принесёт большую прибыль

Техника развития речи для менеджера

Что является главным критерием в речевой практике менеджера по продажам? Одни считают, что самый главный аспект в разговоре менеджера – грамотность, другие, не задумываясь, называют вежливость оружием «продажников», а третьи делают ставку на профессионализм. Однако, в первую очередь, их речь должна быть «живой». Предлагаем рассмотреть основные аспекты правильного общения специалиста с потенциальным клиентом.

Покупатель должен проникнуться доверием: к магазину, менеджеру или товару.

Как расположить к себе клиента? Говорить с ним искренне. Можно быть по-настоящему искренним или научиться убеждать себя в своей правоте при помощи освоения техники Станиславского.

  • Естественность.

Клиент быстрее начнет доверять тому менеджеру, который будет вести себя естественно. Именно в этом кроется причина неудач некоторых новичков. Они идут работать с целым багажом знаний, изучив море литературы о продажах. Однако эта зацикленность на правильности своих действий мешает им быть естественными.

Позже общение с клиентом становится обыденной процедурой, во время которой не нужно напрягаться и тщательно обдумывать каждое слово. Свободное непринужденное общение помогает в несколько раз улучшить показатели продаж.

  • Разговорная речь.

Многие считают грамотную речь менеджеров по продажам залогом успеха, но иногда использование шаблонных фраз и профессиональных терминов может дать обратный эффект. Попробуйте вместо фразы: «Мы сформируем для вас лучшее индивидуальное предложение с точки зрения цены и качества», произнести следующее: «В данный момент это действительно лучшее предложение на рынке». Реакция слушателя на эти два предложения с, казалось бы, одинаковым смыслом будет различной.

Поэтому при подготовке скрипта или сценария разговора с потенциальным клиентом не стоит применять вычурные шаблонные фразы. Довольно сложно будет использовать сложные разговорные конструкции в рамках непринужденного разговора с клиентом. Написав тот или иной текст, произнесите ее вслух несколько раз, продумайте интонацию, добейтесь убедительности звучания.

  • Сопереживание.

Ваш разговор должен быть эмоциональным. Это добавит естественности в ваше общение. Навряд ли можно назвать профессионалом того менеджера, который как робот задает вопросы собеседнику, при этом абсолютно не реагируя на услышанные ответы. Такой диалог напоминает допрос и не вызывает у потенциального клиента никакого интереса.

Другое дело, когда собеседник чувствует ответную реакцию на свои слова – это помогает ему полностью раскрыться и настроиться на позитивное общение. Как же освоить данную технику? Просто представьте, что вы разговариваете с близким другом, и он рассказывает очень интересный случай. Как вы будете его слушать? Как реагировать на его слова? Будете ли задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес? Постарайтесь спроецировать такую модель общения на ваш разговор с клиентом.

Когда менеджер хорошо понимает специфику определенной отрасли, он стремиться продемонстрировать свою подкованность и компетентность при помощи использования профессиональных терминов в разговоре с собеседником. В некоторых случаях это становится причиной отказа от дальнейшего общения со стороны потенциальных клиентов.

Интерес к разговору, насыщенному профессиональными жаргонизмами, может быстро пропасть, поскольку не каждый поймет суть такого монолога. Независимо от отрасли и уровня образованности клиента вы должны общаться на простом и доступном каждому языке.

  • Обратная связь.

После любой произнесенной фразы нужно отслеживать реакцию клиента. Она может сказать о многом. Наверное, каждый, будучи студентом, попадал в ситуацию, когда во время ответа на экзамене приходилось отслеживать реакцию преподавателя, чтобы понять правильно ты говоришь или не очень.

Наблюдая за реакцией клиента, вы сможете обозначить свою заинтересованность, завоевать доверие собеседника и регулировать направление вашего общения.

Вот и подошла к концу наша статья о технике развития речи. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту [email protected] или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

practicum-group.com

Упражнения по технике речи | Для ораторов

Одно условие: если вы хотите достичь успеха, выполнять упражнения необходимо каждый день, иначе все закончится как обычно: мечта стать оратором останется только мечтой вместе с прочими мечтами.

УПРАЖНЕНИЕ №1

«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ»

1. Всегда начинаем с восстановления дыхания. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), но лучше поначалу отрабатывать дыхание лежа. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь для контроля за правильным выполнением упражнения. Глубокий медленный вдох через нос: расширяем при вдохе живот, он выпячивается вперед; затем расширяется во все стороны грудная клетка, далее ключичный отдел; затем выдох в обратном порядке: выдыхаем воздух из ключичного отдела, затем груди, в конце освобождаем живот, слегка втягивая его в себя. В общем, обычное йоговское дыхание. Подышите таким образом 5-7 раз и переходите к следующему упражнению.

2. То же дыхание, но с задержкой на 3-4 секунды на вдохе и выдохе.

3. Сделайте вдох через нос и на выдохе плавно, без рывков считайте: 1,2,3,4… до 15-20. То же задание, но на выдохе называйте буквы алфавита.

УПРАЖНЕНИЕ №2

«МЫЧАНИЕ».

Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе (обязательно на выдохе. Моя бабушка всегда говорила: чтобы БОГ услышал молитву, ее нужно проговаривать на выдохе) с плотно сжатыми губами проговариваете какой-то детский стишок, можно любой текст. Я предпочитаю на своих занятиях давать детские стихи. Предлагаю вам некоторые из них.

Самуил Маршак
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!

Эмма Мошковская
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся –
Зяблик
Согрелся!

Корней Чуковский
Как сосед наш Елизар
Гонит муху на базар.
Муха – то хорошая,
продается дешево!

Екатерина Александрова


Машет варежкой зима –
Чудо совершается:
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.

Самуил Маршак
По склону вверх король повел
Полки своих стрелков.
По склону вниз король сошел,
Но только без полков.

УПРАЖНЕНИЕ №3

Еще в древности люди придавали звукам огромное значение в жизни человека.
Считалось, что в основе создания Вселенной лежали звуки, их вибрация создала материю. Это звуки: А, У, Э, О, И.

Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе пойте звуки:

АААА (вибрация в голове)

УУУУ (вибрация в гортани)

ЭЭЭЭ (вибрация в железах)

ОООО (вибрация в диафрагме, средней части груди)

ИИИИ (вибрация в верхней части головы)

ММММ (вибрация в нижней части легких, в животе)

УПРАЖНЕНИЕ №4

Еще одно йоговское упражнение:
Встаньте прямо, макушка тянется в небо, ноги на ширине плеч.

Наберите (см. упр. №1) полные легкие и живот воздуха и сделайте резкий полный выброс воздуха: «ХААА». Максимально громко и сильно, наклонившись слегка вперед всем корпусом.

УПРАЖНЕНИЕ №5

«ЕГОРКИ»
Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе проговаривайте:
«Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…», считайте до тех пор, пока вам будет комфортно.

УПРАЖНЕНИЕ №6

Это упражнение полезно выполнять для развития грудного регистра.

ГРУДНОЙ РЕГИСТР

(Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса).

Чтоб овладеть грудным
регистром,
Я становлюсь «аквалангистом».

Сделайте вдох и на выдохе читайте
постепенно понижая голос

Все ниже опускаюсь!
Ниже!..
А дно морское ближе!
Ближе!..

Сделайте вдох и на выдохе читайте
на грудном регистре:

И вот уж в царстве

я подводном.
Хоть опустился
глубоко,
Но голосом грудным,
свободным
Распоряжаюсь я легко.

Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса:

Чтоб овладеть грудным
регистром,
Полезно стать
«аквалангистом».

УПРАЖНЕНИЕ №7

Читайте на одном выдохе хокку.

Басё 
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

* * *
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

* * *
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.

* * *
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

* * *
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему —
В этом высший подвиг цветка.

Иссё
Видели все на свете
Мои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна
Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Поставьте реальную цель – чего вы хотите достичь в результате занятий.

Сколько времени у вас уйдет на этот путь? Уместно будет в качестве иллюстрации привести притчу о Сократе.

Сократ стоял у дороги, мимо проходил путешественник. Приблизившись к Сократу, он спросил: «Сколько времени мне еще идти до Афин?».
Сократ ответил: «Иди».
Прохожий решил, что тот не понял его и повторил вопрос. Но Сократ снова ответил: «Иди». Путешественник недоуменно пожал плечами и пошел по дороге дальше. Через минуту Мудрец крикнул ему вслед: «Так, как идешь ты, — два дня пути».

Автор данных упражнений рекомендует: «Прежде чем приступить к занятиям, запишите на диктофон свой голос, который звучит сейчас. Сравните в конце пути. Туда ли вы пришли, куда хотели».

Похожие статьи:

4oratory.ru

советы для взрослых и детей

Многие люди думают, что поставленная грамотная речь необходима только в определенных сферах деятельности. Но это мнение ошибочно. Хорошая дикция заставляет оппонента внимательно слушать ваши слова и доверительно относиться к вашему мнению. Умение красиво говорить часто способствует продвижению по карьерной лестнице, поэтому сегодня мы рассмотрим упражнения для развития речи.

Техники улучшения речевых навыков

Развитие речи у взрослых предполагает применение нескольких техник. Красивый, поставленный голос и умение быстро и четко произносить слова – результат продолжительной и кропотливой работы.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения по развитию речи включают комплекс по тренировке артикуляционного аппарата.

Гимнастика для щек
  1. Чередуйте втягивания и надувания щёк.
  2. Наберите в рот воздух. Начните его «гонять» из стороны в сторону, потом надуйте область под нижней губой, после этого под верхней.
  3. Втяните щеки. Теперь открывайте/закрывайте губы.
Разработка нижней челюсти
  1. Сожмите ладонь в кулак. Поставьте его под нижнюю челюсть. Открывайте рот, оказывая себе сопротивление.
  2. Двигайте нижней челюстью в разные стороны.
Занятия для тренировки мягкого нёба
  1. Имитируйте зевки, широко открывая рот.
  2. Воспроизводите движение, как если бы вы полоскали горло.
  3. Сделайте язык «лопаткой». Теперь поднимайте его к мягкому нёбу, потом дотрагивайтесь кончиком до нижних альвеол (основание зубов).
Тренировка губ
  1. Соедините зубы и, не разжимая, растяните рот в улыбке. Потом перестаньте улыбаться, но вытяните губы трубочкой вперед.
  2. Сожмите губы. Выполняйте ими произвольные движения.
  3. «Натяните» губы на поверхность зубов. Зафиксируйте положение. Растягивайте рот в улыбке, не открывая зубов.
  4. Поочередно оскаливайте вначале верхний ряд зубов, потом нижний.
  5. Пофыркайте.
Комплекс для языка
  1. Делайте во рту круговые движения языком, задерживаясь в области щёк.
  2. Слегка покусывайте язык зубами.
  3. Немного высуньте язык изо рта и потихоньку хлопайте по поверхности губ.
  4. Вытягивайте напряженный язык вперед.
  5. Пробуйте дотянуться кончиком языка до носа.
  6. Не высовывая языка изо рта, укладываете его на левый/правый бок.

Более подробно изучить упражнения можно в нашей статье «Артикуляционная гимнастика». По завершении разминки и подготовки всех частей артикуляционного аппарата, разрешается приступать к выполнению главного комплекса.

Упражнения на улучшение артикуляции:

  • Потихоньку стучите кончиком языка по зубам, произнося слог «ДА». Затем замените его на сочетание букв «Т-Д».
  • Вдохните коротко воздух через нос, выдох сделайте приоткрытым ртом. Он должен получиться резким. На выдохе произносим слог «ФУ». Чтобы укрепить мышечный аппарат гортани, замените слог на сочетание букв «К-Г».
  • Надуйте щеки. При помощи ладош резко их схлопните, проговаривая сочетание букв «П-Б».
  • Прочтите стихотворение. Перед каждой фразой набирайте в грудь воздух. Заканчивая слово, закрывайте рот сразу. Это поможет избежать проглатывания звуков.
  • Напишите на листке бумаги стихотворение. Вычеркните из фраз все согласные звуки. Прочтите оставшиеся гласные нараспев. Потом «верните» согласные буквы. Произносите их максимально отчетливо, а гласные продолжайте пропевать.
  • Это упражнение направлено на развитие дикции. Читайте текст вслух, делая акцент на окончании каждого слова. Это поможет сделать произношение слов более выраженным и четким. В нашей статье «Как развить дикцию», вы сможете ознакомиться с большим количеством упражнений для этого.
  • Нужен будет словарь. Откройте страницу с буквой, произношение которой вызывает трудности. Начните читать подряд все слова со страницы, проговаривая сложный звук. Многократное повторение упражнения поможет решить проблему (конечно, только в том случае если у вас нет патологии произношения, иначе следует обратиться к логопеду). Обязательно записывать занятия на диктофон, чтобы иметь возможность отслеживать изменения и проводить работу над имеющимися ошибками.

Упражнения по развитию речи включают занятия по постановке акустических качеств голоса. Произносите без звука сочетание букв «А-Э-О». Обратите внимание, что нужно стремиться открывать не рот, а полость зева.

Отличные результаты дают упражнения с орехами и карандашом – это проверенная временем методика, практикуемая в школах актерского мастерства.
Возьмите в рот горсть чистых, неочищенных грецких орехов, и начинайте медленно проговаривать скороговорки/чистоговорки либо читайте вслух любые тексты.

Орехи можно заменить карандашом.

Фразы с усложненной артикуляцией

Существует множество скороговорок, разработанных специально для развития дикции. Подобное упражнение является классикой тренировки. Оно помогают человеку научиться четко произносить различные согласные звуки.

Чтобы получить результат, необходимо заниматься ежедневно. Длительность одного занятия – минимум 15 минут.

Важно: каждую фразу требуется произносить в трех разных режимах: вначале медленно, потом – в среднем темпе и последний раз быстро, как скороговорку.

Начинать тренировать речь надо, выбирая наиболее простые предложения. Они используются для обучения произношения одного – двух звуков.

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Колотит Клим в один блин клин.

Когда простые фразы будут освоены, а проблемные в произношении звуки отработаны, можно переходить к более сложным звуковым сочетаниям. Можно попробовать освоить самую длинную скороговорку в мире на русском языке.

Скороговорки

Тренировка речи предполагает использование для улучшения дикции и произношения звуков всевозможные скороговорки. Они способствуют решению конкретных проблем. Чтобы понять ошибки своей речи, ее надо прослушать со стороны. Для этой цели рекомендуется пользоваться диктофоном.

Вначале необходимо освоить науку правильного произношения именно проблемной буквы. Затем можно приступать к упражнениям, позволяющим разграничить в речи звуки схожие с ней по звучанию

Начинать работать над правкой следующего звука можно только после того, как вы научитесь правильно проговаривать предыдущий.

Чтение текстов вслух

Упражнения по развитию речи помимо практики скороговорок предусматривают чтение вслух. Это также весьма полезно для улучшения дикции.

Возьмите за правило читать вслух отрывки из классических произведений, записывая свои импровизированные выступления на диктофон. Такой подход к занятиям помогает не только услышать ошибки речи, но и отточить произношение до идеального состояния.

Что вам еще сможет дать чтение в голос? Вы научитесь говорить так, что вас будет приятно слушать, и собеседник никогда не потеряет интереса к разговору.

Читать необходимо с выражением – монотонность совершенно недопустима. Нужно учиться менять громкость голоса, скорость произносимого текста, обязательно выделяя паузами особенно важные моменты. Важно помнить, что остановки должны быть к месту и ни в коем случае не затянуты.

Уверенно звучащий голос усваивается человеческим мозгом намного эффективнее. Ежедневно практикуя занятия по становлению речи и дикции в домашних условиях, вы сможете освоить навык говорить спокойно и убедительно.

Расширение словарного запаса

Следующее, на что необходимо обратить внимание, – регулярное расширение словарного запаса. Всесторонне развитый в интеллектуальном плане оппонент способен поддержать беседу на любую тему и подобрать необходимые слова.

Помочь в расширении словарного запаса поможет чтение книг, решение кроссвордов. Полезным будет посещение всевозможных тренингов по саморазвитию.

Упражнения для диафрагмы

Чтобы научиться хорошо говорить, важно овладеть наукой контроля дыхания. В отсутствии подобного навыка, речь будет регулярно прерываться паузами и вдохами. Это может ухудшить общее восприятие текста и даже полностью нарушить всю смысловую нагрузку. Он получится обрывистым и будет восприниматься гораздо хуже.

Именно поэтому среди упражнений по развитию речи должны непременно присутствовать тренировки, направленные на становление правильного дыхания.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Поставьте ноги на ширину плеч. Спина прямо. Одна рука лежит на груди, вторая – на области живота. На вдохе (делаем его носом) надуваем живот. Выпускаем воздух через сложенные в трубочку губы – живот расслабляем. Это базовое упражнение, формирующее навык правильного диафрагменного дыхания.
  • Сделайте спокойный вдох. Во время выдоха тяните любой гласный звук так долго, как получится. Когда сможете удерживать звук больше 25 секунд, нужно попробовать менять тональность.

После того как базовое упражнение будет полностью освоено, его нужно усложнить. Для этого дышите правильно и параллельно выполняйте дополнительные движения: ходите по комнате, бегайте на месте, подметайте пол и т.д.

Упражнения для осанки и дыхания

Многие люди не предают должного внимания тому, что красивое звучание голоса зависит от осанки и умения правильно вдыхать и выдыхать воздух.

Вот несколько упражнений:

  • Встаньте прямо. Ноги раздвиньте на ширину плеч. Ладони лежат на поясе. Слегка откройте рот и, имитируя сопротивление, в медленном темпе выдохните воздух. После того как освоите выполнение упражнения, его нужно усложнить. Во время выдоха читайте вслух строчки из любого стихотворения.
  • Спина прямая, ноги на ширине плеч, ладони на поясе. Выполняйте медленный наклон вперед и одновременно делайте вдох. Спина должна оставаться прямой. На выдохе возвращайтесь в первоначальную позицию и тяните сочетание букв «Г-М-М-М».
  • Научиться держать спину поможет упражнение с книгой. Положите книгу на голову и прохаживайтесь по комнате. Падать она не должна. Когда этот навык будет полностью освоен, то к простой проходке необходимо добавить движение руками, приседания и т. д.

Основные причины нарушений речи

Добиться улучшения речи и дикции не получится, если не понять истинных причин имеющихся нарушений. Иногда таковыми выступают сложности со здоровьем, в частности, аномальное строение нижней челюсти либо укороченная уздечка языка.

Роль играет и слабый артикуляционный аппарат. Даже когда у человека не возникает сложностей с произношением звуков – они присутствуют полностью и звучат правильно – то во время выступления он может сбиваться, отчего произносимый текст становится нечетким. В таком случае артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление нижней челюсти, языка, мягкого нёба, поможет в решении имеющейся проблемы.

Причинами невнятности слов у большей части людей становится нарушение произношения шипящих/свистящих звуков, полное отсутствие букв «Л» и «Р» либо сложности в их озвучивании. Поэтому если вы видите, что нарушение речи носит постоянный характер — обратитесь к логопеду за консультацией.

Специальные игры и упражнения для развития речи смогут помочь в решении многих проблем. Непродолжительные ежедневные занятия помогут человеку улучшить дикцию, изменить свой голос в лучшую сторону и развить речь в целом.

vseorechi.ru

Техника речи и постановка голоса: упражнения

Всем, кто выступает перед аудиторией, нужно научиться технике речи, обладать четкой дикцией и приятным голосом. Существует много проблем связанных с речью и голосом, которые препятствуют как ощущению уверенности у говорящего, так и нарушению процесса коммуникации и созданию неприятного отношения к оратору. Это может быть монотонный или быстрый темп речи, писклявый или тихий голос, нарушение техники произношения звуков.

К счастью, существует множество упражнений для техники речи и постановки голоса, которые можно выполнять как на специальных курсах сценической речи или актерских курсах, так и в домашних условиях по самоучителю. Предлагаем ознакомиться с самыми распространёнными и эффективными из них.

Главное больше говорить и практиковаться перед слушателями, пользуясь каждым удобным случаем.

Дышите! Не дышите!

Чтобы вовремя выступления с вашим голосом не происходило сбоев, не возникало мышечных зажимов, спазмов, «кома» в горле, мешающего говорить и просто не тряслись руки и

ноги, вам следует владеть своим дыханием и стремиться к правильному его постановке. Постановка голоса и речи невозможна без упражнения направленного на тренировку дыхания.

Чтобы произнести все предложение или большой фрагмент на одном дыхании, следует научиться набирать большой объём воздуха в легкие, далее при необходимости либо задерживать его, либо экономно расходовать. Дыхательный аппарат легко подается тренировке при регулярном выполнении упражнений.

Во время актерской паузы оратор должен вновь набирать воздух достаточного объема до наступления новой логической паузы. Произвольное дыхание делает прочтение текста неэмоциональным и не логичным. Также следует не перестараться и не издавать странные звуки во время вдоха, набора воздуха и выдыхания. Дыхательный процесс следует поставить таким образом, чтобы он был максимально бесшумным, а воздух набирался в короткие сроки.

Эффективные упражнения для постановки голоса и речи

Упражнение «Свеча» позволит сделать дыхание на выдохе ровным. Для этого полоску бумаги размером 15*4 приближаем ко рту на 5-7 см. Складываем губы в трубочку и дуем на бумагу таким образом, чтобы угол ее наклона был одинаковым на протяжении всего выдоха. Избегайте дрожания бумаги или резких отклонений. Сохраняйте легкое напряжение межреберных мышц и диафрагмы.

Упражнение «Проколотый мяч» позволяет выдыхать плавно и в одном темпе. Представьте прокол мяча и подражайте звуку «сссссс». Обхватите руками с боков грудную клетку и нажимайте на «мяч», выпуская воздух без напряжения. Руки должны стремиться по направлению друг к другу и слегка сталкиваться с сопротивлением. Воздух под звучание «сссс» выходит медленно и плавно.

Упражнение «Маляр» выполняется следующим образом: двигайте руками словно красите рамы окон «Вверх-вниз, вверх-вниз..». Руки расслабленные, движения свободные и легкие. Произносим короткие слова «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз». Затем движения становятся увереннее, размашистее, уже не от кисти, а от локтя, слова крупнее, голос выше. Затем работаем от плеча. Гласные становятся шире, голос выше и ниже. Помните: в речи важно повышение и понижение голоса, что говорит о выдержке оратора и его прекрасном владении голосовыми связками.

Чтобы улучшить дикцию произносите скороговорки не только на гласные, но и на взрывные согласные. Техника речи и постановка голоса не обходится без  упражнений перед зеркалом для постановки голоса и правильной артикуляции.

Подбирайте свой тембр речи с педагогом по актерскому мастерству и вокалу, берегите горло, следите ка движется язык во время голосовых упражнений. Расширяйте свой диапазон и голосовые возможности во время пения под любимую музыку.

Научиться чувствовать публику- очень важно для оратора, поэтому лучшие курсы ораторского искусства в Москве помогут вам освоить приемы установления зрительного контакта, создания комфортной обстановки у аудитории, использование юмора, перерывы, использование визуального ряда.

www.teatr-benefis.ru

Постановка речи — советы и упражнения

Вы наверняка понимаете, насколько важно правильно и красиво говорить. Каждому из нас во время учебы в школе или институте попадался лектор, читающий свой материал скучным монотонным голосом, который превращал аудиторию в сонное царство. Но были и такие преподаватели, которых хотелось слушать часами, они вели свой рассказ ярким запоминающимся голосом, с паузами и речевыми акцентами. В результате мы живо следили за тем, что нам говорили, не отвлекаясь ни на минуту. Вывод напрашивается сам собой — грамотная постановка речи необходима каждому человеку. Особенно она важна для тех людей, чей род деятельности связан с публичными выступлениями – для артистов, политиков, бизнесменов, тренеров, преподавателей и даже для воспитателей в детском саду! В этой статье мы расскажем Вам о том, из каких составляющих складывается правильная речь и с помощью каких упражнений можно откорректировать свои речевые навыки, чтобы успешно справляться с публичными выступлениями и свободно общаться в повседневной жизни.

Искусство речи

Искусство речи — настоящая наука, изучать которую людям некоторых профессий приходится на протяжении всей жизни. В общем понимании хорошая речь — это когда окружающим все слышно и понятно. Хотя специалисты вмещают в понятие «техника речи» гораздо большее количество характеристик.

Самая важная характеристика, определяющая качество речи человека, — это его дикция — то, как он произносит звуки. Дикция похожа на почерк: если письмо написано неразборчиво, адресат не поймет, о чем в нем идет речь. Точно так же и с дикцией: невнятная речь будет порождать вечные переспрашивания или вообще пропуски информации. На нашем сайте мы уже рассказывали Вам, с помощью каких упражнений можно развивать дикцию. Пожалуй, самым известным способом улучшить произношение, является произнесение скороговорок с предметами во рту. Помните, как в фильме «Карнавал», где главная героиня с грецкими орехами во рту декламировала скороговорку про кукушонка? Помимо тренировки речи для улучшения дикции полезны специальные дыхательные упражнения, о которых мы поговорим немного позже.

Следующая характеристика качественной речи — это приятный голос, который также можно «ставить». Например, любой человек может научиться говорить достаточно громко, чтобы его слышали, но не кричать, изменять силу своего голоса по мере необходимости (говорить то громко, то тихо), а также заботиться о том, чтобы голос был не визгливым и не сиплым. Для этого достаточно сознательно говорить спокойно и не нервничать, а еще нужно всегда вовремя лечить горло и бросить курить. Дополнительной характеристикой голоса является его тембр, который еще называют «цветом» голоса.

Качественная сценическая речь должна быть не только разборчивой и приятной по звучанию, но также обладать приемлемым для восприятия темпом. Лучше всего говорить быстро, не затягивая отдельные слова, но и не тараторить, оставляя слушателям время для того, чтобы лучше вникнуть в содержание Ваших слов. Еще обязательно нужно следить за тем, чтобы речь не была монотонной, от нее Ваши слушатели быстро устанут и перестанут Вас слушать. Сознательно плавно и постепенно повышайте голос, делая речевые акценты на важных словах, и понижайте его, чтобы не создавать звукового напряжения.

Старайтесь говорить в низкой тональности, только не переусердствуйте! Слишком высокий или низкий голос воспринимаются как неискренний. Для того чтобы научиться говорить с приятным тембром, нужно уметь правильно дышать, подключая к этому процессу диафрагму. Тренируйтесь делать вдох и выдох в соотношении 1:20, т.е. вдох должен занимать 2 секунды, а выдох продолжаться от 30 до 40 секунд.

Обязательно следите за интонацией, с которой Вы говорите. Язык устроен таким образом, что зачастую важно не то, что Вы сказали, а то, как Вы это сделали. Обращайте внимание на произношение и ударение в сложных словах, неправильная расстановка ударений может сослужить Вам плохую службу. Ну, и не забывайте о логических паузах, они помогают перевести дыхание, выстроить дальнейшую цепочку мыслей и слов, а также служат дополнительным средством привлечения внимания аудитории.

Упражнения для речи

К сожалению, не все рождаются с хорошими данными, позволяющими выступать на публике без особой подготовки. Однако даже те люди, которые могут похвастаться наличием хорошей техники речи, должны постоянно поддерживать свои навыки и совершенствовать их. Таким образом, курсы речи нужны абсолютно всем, кто хочет красиво говорить. В этом разделе мы собрали для Вас проверенные эффективные упражнения для речи, помогающие отработать и улучшить все ее характеристики.

Любой тренинг речи начинается с того, что Вам необходимо научиться глубоко дышать. Для этого лягте на спину и положите руку себе на живот. Выдохните столько, сколько сможете, а затем медленно вдохните полной грудью, ощущая, как поднимается живот под ладонью. Повторяйте упражнение 10-15 раз.

Следующее упражнение может показаться на первый взгляд очень смешным, оно похоже на обыкновенное кривляние перед зеркалом. Однако именно благодаря такой разминке даже самый «вялый» язык начинает усиленно работать, а звуки становятся четче и звонче. Приоткройте рот и переводите кончик языка вправо-влево, а затем вверх и вниз. После этого «рисуйте» кончиком языка круг по часовой стрелке, а потом — против нее. Еще попробуйте свернуть язык в «трубочку», а потом подуть через него и подвигать вперед-назад. Когда все упражнения выполнены, слегка прикусывайте язык зубами, чтобы снять напряжение.

Еще одно эффективное упражнение называется «звуковое пение». Возьмите любой текст и пропойте его, вначале только гласными звуками, а затем только согласными.

Альтернативный вариант проговаривания скороговорок с орехами за щеками — чтение текста или пение песен с пробкой от вина, зажатой между передними зубами. Сначала читать нужно медленно, а затем постепенно наращивать темп, одновременно следя за тем, чтобы четко проговаривать все звуки.

Над звучанием речи также нужно работать. Для этого читайте любимые стихи по строчкам: первая — громко, вторая — тихо и т.д. Помимо этого работайте над своей интонацией, проговаривая одно и то же предложение то грустно, то радостно, то с укором, то гневно, то страстно, то удивленно. Чем больше эмоций Вы сможете отработать, тем богаче станет Ваша речь.

Вы удивитесь, но именно эти простые упражнения для четкой речи на протяжении многих десятилетий помогают людям раскрывать природное богатство своего голоса, расширять его диапазон и делать свою речь более привлекательной. Надеемся, что они помогут и Вам. Желаем успехов в занятиях и на выступлениях!

bambinostory.com

Работы над техникой речи и мастерством общения

Разделы: Логопедия


Работы над техникой речи и мастерством общения.

1. Гимнастика, вырабатывающая правильное дыхание.

2 Дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями.

3. Упражнения, вырабатывающие  продолжительный речевой выдох.

4. Комплекс релаксационной гимнастики, помогающий при постановке голоса.

5. Как проработать речевые мышцы, нуждающиеся в тренировке (нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо).

6. Работа над артикуляцией всех гласных и согласных звуков.

7. Упражнения для постановки голоса, позволяющие настроить тембр и нужную высоту.

8. Овладеваем искусством речи, занимаясь  упражнениями, которые позволят заполнять голосом тело и пространство.

9. Интонации, необходимые для логической речи.

10. Выработка навыков, позволяющих конструктивно взаимодействовать с собеседником.

11. Психологические упражнения для развития голоса.

Цели, достигаемые в тренинге красноречия:

1. Правильная четкая дикция при умелой постановке голоса.

2. Устранить все дефекты, встречаемые в речи (не нервозного порядка).

3. Умение заполнять голосом пространство, держать под контролем темп, тембр речи и высоту голоса – этапы овладения искусством речи.

4. Умение владения коммуникационной активностью.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

(упражнения питания голоса)

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

  • Капля и камень долбит.
  • Правой рукой строят – левой ломают.
  • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.

  • Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
  • Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8…15.
  • Упражнение 3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
  • Упражнение 4. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».

Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:

1

и, э, а, о, у, ы
е, я, ё, ю

2

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

3

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

Психологические упражнения для развития голоса.

 Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.

3. «Упражнение Тарзана» помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.

Теперь проделайте это же упражнение со звуками:

эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

Мониторинг реализации программы “Работа над техникой речи”

Созданная мной работа по технике речи позволяет решать вопросы развития социально-активной, творческой личности, дикции.

Программа направлена на всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей. Последняя диагностическая программа проводилась в 2014году.

Данные диагностического обследования техники речи позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.

На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Дифференциация коррекционно-педагогического процесса осуществляется на разных уровнях.

На уровне группы по технике речи  — данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми группы “Берёзка”( 20 человек ).

На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы по технике речи. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия (использование технологий разноуровневого образования).Индивидуальная работа с детьми(Мелиса Н.,Алена К.,Катя П).

Основной этап: оперативно-прогностический

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах
  • мониторинг динамики развития техники речи

Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

В  январе сделали  контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы по технике речи.

Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Заключительный: контрольно-диагностический

Содержание:

  • анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня  сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Итоговая диагностика техники речи – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей.

В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе.

Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия по данной проблеме. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня развития техники речи.

Мониторинг техники речи детей показал: в результате систематического проведения занятий получен результат у 80% детей улучшилась дикция, дети стали более раскрепощенными и уверенными в себе.

http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/diagnosticheskiy-proekt

Заключение

Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением — так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вы понимаете, что такой оратор на голову выше остальных.

Говорить, конечно же, можем мы все, даже малые дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый. Но каждый может научиться, работая над техникой речи и мастерством общения. Это работа, цель которой - помочь всем лучше использовать свои скрытые возможности при помощи совершенствования речи. А совершенствовать свое ораторское мастерство можно беспредельно и делать это никогда не поздно. Работа над техникой речи — это тренинг личностного роста, раскрывающий внутренний потенциал каждого целеустремленного человека. Начинать надо с дошкольного возраста.

Презентация.

Литература.

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

2. Никольская С.Т. Техника речи. М.: “ЗНАНИЕ”, 1978.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С. М.,2005

4. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.:Наука,1999

5. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964. Сарычева Е. Сценическая речь. — М., “Искусство”, 1955. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. Пособие для учителя. — М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959.

27.01.2015

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Упражнения по технике речи в исполнении педагога по сценической речи и ораторскому мастерству Мартынычева Юрия Борисовича. Дыхание. Дикция. Артикуляция. Скороговорки.

  • Главная
  • Лучшие упражнения по сценической речи

Здесь вы найдете много классных упражнений и советов для улучшения своего голоса. Мы сделали их в удобном видео формате. Ролики по одной минуте, очень удобно. Можно смотреть с мобильника и заниматься хоть за рулем, в пробке, например. Вы же жалуетесь, что вам все время некогда.

Как исправить свою дикцию, как сделать голос сильным, как научиться правильно дышать — обо всем этом мы расскажем и научим!

Все просто и понятно. Простыми словами о постановке голоса! Только неудачники не занимаются своим голосом и речью. Вы же не такие. Удачного просмотра и тренинга. Ну а кому мало или лень заниматься самостоятельно, милости просим на групповые и индивидуальные занятия! Советую начинать с дыхания. Научившись правильно дышать, вы многое поймёте, и это придаст вам энергии.

 

Частые вопросы про речевую технику и постановку голоса. Лучшие советы  от тренера по сценической речи Мартынычева Юрия

1. Как научиться правильно дышать?

С дыханием лично я разобрался раз и навсегда только два года назад. Хотя практикую на сцене 21 год. Видимо, это не легко. И вы стремитесь, не торопясь! Если говорить о дыхании максимально просто, то дышать надо животом. Это не научно, но очень понятно. Причем дышать надо животом не только во время выступления, но всегда. Обычно я привожу вот какой пример про правильное и неправильное дыхание: Итак. Представьте два автомобиля — Мерседес с 3х литровым двигателем и запорожец. Это два автомобиля. Они оба едут. Они оба могут разгоняться и останавливаться. Они даже могут ехать на одной скорости какое-то время. Скажем 60 км/ч. Но как только возникает необходимость ускориться — обогнать или просто погонять в удовольствие — водитель Мерседеса просто чуть давит на педаль и свободно осуществляет задуманное, водитель же запорожца может до бесконечности жать на газ, и ничего не произойдёт. Нет запаса мощности. Мерседесу не обязательно постоянно гонять, но когда необходимо, он может. Запорожец не может никогда. Так и дыхание. При грудном дыхании вы можете говорить и общаться, но этот тип дыхания всегда и точно приведет к травме при переходе в сценическую практику. Вывод. Учитесь дышать правильно, не грудью, а животом, говорите и выступайте полноценно.

2. Как дыхание связано с голосом?

Дыхание — это носитель звука. Голос — это звук, наложенный на дахание. Без дыхания голос невозможен. Задача человека, практикующего публичные выступления, подчинить себе дыхание. Научиться им управлять. Если этого нет, то вы дилетант, и сознательно или бессознательно ведёте себя к травме. Не может быть никаких но. Выступаешь — делай это умело. Дыхание — часть техники. Учись и будь успешен.

3. Какие упражнения на дыхание делать?

Мне абсолютно всё равно, будете вы делать упражнения, предложенные мной, или другие. Мне и вам нужен результат. Я слишком часто вижу людей, которым приходится говорить публично, но при этом не обладающих речевой техникой. Это постыдно. Потому что это часть имиджа. Лучше научиться. Потратьте немного времени. Упражнения, данные здесь, точно работают. Проверенно на себе.

4. История одной неудачи из-за неверного дыхания. Не занимайтесь формально!

У меня в студии был фантастический случай. Связанный с техникой дыхания. Я репетировал спектакль «Любовь под вязами» Юджина Онила. Главную роль играла очень хорошая девочка. Способная, эмоциональная. Репетировала блистательно. У меня на каждой репетиции было лишь одно серьезное замечание. Она не владела своим речевым аппаратом. Не посылала звук партнеру. На одной из репетиций я показал ей набор упражнений и попросил заниматься каждый день. Актриса честно занималась каждый день, присылала фото-отчеты. Серьезно подошла к делу. И вот случился показ спектакля на зрителя. Первый акт прошел спокойно, а вот во втором, где эмоциональность зашкаливала, у нее начался дыхательный спазм и появились при вдохе посторонние звуки. Она вздыхала со стоном. Это был кошмар. После спектакля я подошёл, к ней и спросил, что случилось. Оказалось, что она даже не заметила этого. Так была увлечена материалом. Я попросил ее показать как она делала те упражнения, что я дал. Показала. Я обалдел. Пол года она занималась дыхательной практикой неправильно. Так и не научившись верному брюшному дыханию. Внешне всё было правильно, но вдох у нее так и оставался поверхностным. Не животом. Это стало для меня уроком. Я должен был проверять точность упражнений. Это был неудачный показ. Провал. И со временем мы расстались. Вот вам такая история. Одного желания мало. Как же важна точность и понимание техники!

5. Что такое дикция?

Дикция это точность произношения звуков. Нас с вами интересуют три вида звуков: шипящие: Жи, Ши, Ча, Ща, сонорные: Эр, Эл, и свистящие: Сэ, Зэ, Цэ. Другие нас интересуют в меньшей степени. Так как проблемы, как правило, встречаются именно с этими. Проблемы дикции в вялом кончике языка и в незнании верной позиции для качественного звукоизвлечения. И то, и то легко убирается с помощью упражнений. Разумеется, я не рассматриваю тяжёлые случаи. Там сложнее. Язык это мышца. И как любую мышцу ее можно тренировать. Я даю много дикционных упражнений и поясняю верную позицию языка. Смотрите, делайте и говорите чисто и блистательно!


6. Как понять, есть ли у вас дикционные недостатки?

Самый простой способ — это записать себя на диктофон и послушать. Если не понятно, то обратитесь к специалисту. Т.е. к логопеду или педагогу по речи.

7. Надо ли дикцию исправлять?

Это зависит от того, насколько вы себя любите. Одно знаю точно. С плохой дикцией лучше не выступать. Подсознательно вам будет безумно некомфортно. Ещё я знаю одну вещь про дикционные проблемы. Ее я открыл у себя и потом наблюдал у многих студийцев. Если человек знает, что у него есть проблемы с речью, он старается меньше говорить. Я сильно картавил в детстве и старался не произносить те слова, в которых были звуки, что я не выговаривал: Эр и Эл. Это был кошмар. Зовут меня Юра, фамилия Мартынычев. Даже в слове «привет» была та буква которую я не произношу. Молчал. Таился. Думаю это странно выглядело со стороны. Да и мне было очень некомфортно выступать перед классом. Старался говорить тихо, еле заметно. Ужасно неловко это вспоминать. Так продолжалось, до тех пор пока я не исправил свои проблемные звуки. Чего и вам желаю!

8. Кто поможет, логопед или педагог по речи?

При сложных случаях — только логопед. При простых — и грамотного педагога по речи вполне достаточно. Нормальный педагог по речи, если не сможет сам, обязательно отправит к логопеду. Тут главное начать. Не сидеть и ждать, а начать. Заниматься речью. Удачи!

9. Когда я говорю у меня в горле что то напрягается, голос сдавливаеися. Как быть с этим?

Скорее всего это проблема корня языка. Дело в том, что при грамотном звукоизвлечении корень языка должен опускаться, но я очень часто встречаю случаи у студийцев, когда в минуты волнения, публичности, корень языка вместо того, чтобы опускаться, открывая дорогу голосу, поднимается и блокирует звук. Голос при этом становится глухим, зажатым и, что особенно неприятно для мужчин, более высоким по тону. Терпеть не могу высокие зажатые голоса. Думаю, вы тоже. Более того, я утверждаю, что низкие голоса при прочих равных внушают больше доверия причем и мужские и женские. Тут я привожу суперские упражнение — массаж языка. В свое время, когда я учился в ГИТИСе, и у меня возникли проблемы с голосом оно мне очень помогло. Проверено лично. Уверен, оно поможет и вам.

10. У меня писклявый голос, что делать?

Мне не нравится мой голос. Можно исправить? Исправить точно можно. Я же исправил. У меня до занятий сценической речью был высокий голос. Не очень приятный. Я и начал активно упражняться, только после того, как педагог, мастер курса, сделал мне замечание, что у меня высокий женский голос. Это меня задело, и я начал активно работать над собой. Дело в том, что тембр голоса сильно зависит от корня языка. Опускается он во время говорения или нет. У обладателей низких голосов он опускается, у обладателей высоких голосов он поднимается. Путем тренажа можно научить свой язык опускаться и давать свободу голосу.

11. Зажатая челюсть, помогите!

Как правило, все говорят, не открывая рта. Это проблема зажатой челюсти. Если во время звукоизвлечения вы не открываете рот, то у голоса нет возможности выйти и полноценно прозвучать. Также челюсть связана с корнем языка и, если сильно зажата челюсть, почти наверняка и корень языка вместо того, чтобы опускаться, при говорении поднимается, и блокирует звук. Я даю здесь упражнения и на корень языка, и на освобождение челюсти. Занимайтесь и освобождайтесь.

12. Причем тут пробка от вина?

Это классная штука, которая вам поможет разблокировать челюсть. Это очень простой, но сверхэффективный инструмент. Воспринимайте пробку как тренажёр. Я очень люблю упражнения с пробкой. Помимо освобождения челюсти, она помогает разработать мышцы губ и языка. Это здорово, попробуйте, и вам понравится!

13. Сколько раз в день надо тренироваться?

Обожаю этот вопрос. Он странный для меня. Поэтому дам не менее странный ответ. Тренируйте речевой аппарат каждый день за 20 минут до приема пищи. А если хотите по-настоящему хороших результатов, то перестаньте есть и вместо этого развивайте дикцию и артикуляцию. Во-первых, вы наконец то похудеете, а во-вторых, станете со временем получать удовольствие от своего голоса.

14. Какие упражнения лучше делать?

Конечно, у вас должен быть комплекс упражнений на каждую зону речевого аппарата. Вот зоны: 1. Дыхание 2. Корень языка 3. Кончик языка 4. Челюсть, освобождение. Какие именно упражнения выбрать для той или иной зоны — решать вам. Что я точно не рекомендую, так это делать работу отдельно. Например только дыхание или только освобождать челюсть — это обсурд. Только комплекс как я показал. Не теряйте время. Займитесь своим голосом. Я где-то слышал, что голос это второе Я!

15. Так ли нужен мне поставленный голос?

Решать вам, но я не знаю ни одной сферы человеческой деятельности, где поставленный голос был бы менее эффективен, чем голос зажатый. Если вы хотите расти в карьере, не важно личной или профессиональной, вам запрещёно принебрегать техникой речи. Это так. Проверено на себе.

16. Как мне помогут занятия по технике речи?

Какие бонусы от поставленного речевого аппарата? Чтобы вы мне поверили, я должен приводить убедительные факты. Наиболее сильные я могу брать только из своей жизни. Итак. Это было на втором курсе ГИТИСа. Так как мне было уже 24 года и на сцене к тому времени я провел около 7 лет своей жизни, я кое-что понимал про театр. Например, я очень четко понимал, что актерской профессией в чистом виде я себя не прокормлю. Значит, надо найти сферу деятельности, приносящую стабильный доход, думал я. Но что же это может быть? Ну конечно же речь. Надо стать педагогом по речи. Это точно нужно каждому. Но как же я буду преподавать то, что мне не ведомо? Значит, я должен досконально изучить предмет. И не просто изучить но и поставить голос себе. Это ли не лучший способ познания, подумал я. И начал заниматься каждый день. Используя каждую свободную минуту между репетициями. Очень хорошо помню себя с пробкой в зубах идущего по второму этажу ГИТИСа и смотрящего на портреты великих: Мейерхольда, Ватангова. Постоянно с пробкой в зубах. Иду к метро — занимаюсь. Сижу в репетиционном зале и нет моей сцены — делаю массаж языка. Слезы от боли капают, а я массирую. Или потом в театре на Малой Бронной, где я играл в детских спектаклях и приходил за полтора часа, чтобы позаниматься. Выходил на сцену и делал речевые упражнения. Артисты меня ненавидели. Дело в том, что на сцене перед спектаклем и во время постоянно включена трансляция, и я им надоедал своим БА-БА-БИ-БЭ-БА. А ещё помню случай, как артистка заслуженная, игравшая главную роль у Эфроса в Ромео и Джульетте, подошла ко мне и спросила: Юр, а ты вот тут бегаешь все время с пробкой, правда помогает? После этого вопроса я понял, что из театра надо линять. Я поставил себе верную цель, и она грела меня. Так и получилось. Сначала я научился сам, а потом стал учить других. Это и есть моя работа. У меня студия и я учу выступать и общаться взрослых и детей, и судя по отзывам делаю это неплохо. Это моё счастье и доход! Словом я прошел путь от картавого мальчугана, стесняющегося не то, что выходить на сцену, а просто открыть рот, до артиста и педагого по ораторскому мастерству и сценической речи и во многом благодаря занятиям голосом. Чуть позже я вам поведаю, как умение рассказывать истории помогло мне жениться на самой красивой женщине на свете. Но это в следующий раз.

17. Как долго нужно заниматься для идеального голоса?

Я очень люблю этот вопрос. Поэтому он в конце. Ответ: 7 лет. Я сам, когда услышал от своего педагога по речи эту цифру, обалдел и потерял сознание. Но это все неправда. На деле зависит от вашего желания. Вот история. Пришел ко мне ученик на индивидуальное занятие. Запрос был такой: он вёл тренинги, но в последнее время голос стал очень сильно уставать. Садился голос. Как исправить? И ещё он сразу сказал. Брать много уроков я не смогу. Нет возможности. Могу оплатить только три занятия. Я дал ему на первом занятии базовые упражнения и показал самое эффективное — массаж языка. Со словами, что теперь все зависит от его старания. Через неделю на второе занятие ко мне пришел человек с другим голосом. Открытым. Свободным. Я пришел в восторг. Искренне. Спросил, что вы делали. А он ответил, я просто занимался каждый день. Утром и вечером. За три занятия мы завершили работу над постановкой голоса, и ученик получил набор упражнений для дальнейшего совершенствования. Бывает и так. Вот что значит мотивация. Испытывая финансовые трудности, он мог лишиться голоса, а как тогда вести тренинги? Смог он, сможете и вы. Поставьте цель!

martynychev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *