10 видов интеллекта и их функции в психологии
Содержание статьи
Некоторые молодые люди полагают, что в старости они лишатся рассудка, превратятся в сумасшедших старичков, потеряют память и, возможно, забудут свое собственное имя. Больше всего молодежь пугает то, что эти процессы необратимы. К счастью, все описанные явления нельзя назвать правдой. Интеллект человека являет собой довольно пластичный материал, который способен увеличиваться, развиваться и расти всю жизнь. Но для этого человеку следует соблюдать одно условие – проводить постоянные тренировки для своего мозга.
Мышление и интеллект человека
Роль интеллекта
Интеллект играет важную роль в жизни человека. Без него личность не сможет достигать намеченных целей, адаптироваться в социальной среде и добиваться успеха. Всем известно, что умный человек способен справиться практически с любыми жизненными трудностями. Так ли это? Ожидает ли умного человека успех в любой его деятельности?
Пример
Рассмотрим пример. Человек, признанный музыкальным гением, вряд ли хорошо разбирается в математике или способен ориентироваться на незнакомой местности.
Некоторые люди полагают, что развитый интеллект позволяет добиться финансовых успехов и стать влиятельным бизнесменом. Это не совсем так. Интеллект можно условно разделить на 10 частей, каждой из которых соответствует то или иное умение.
Человек редко бывает одарен равным количеством всех видов интеллекта, как правило, один из них доминирует, другие выражены в меньшей степени. Например, у музыканта хорошо развито творческое мышление, а пространственное или физическое – слабо. Для достижения цели в любом деле рекомендуется развивать подходящий тип интеллекта. Ни одна формула успеха не поможет человеку достичь цели при отсутствии определенных навыков мышления.
Виды интеллекта в психологии
Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.
В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.
Пространственный тип
Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.
Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.
Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.
Социальный тип
Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.
Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.
Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.
Математический тип
Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.
Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.
Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.
Личностный тип
Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.
Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.
Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.
Физический тип
Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.
Названный тип интеллекта присущ спортсменам.
Духовный тип
Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.
Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.
В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.
Сексуальный тип
Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.
Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.
Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.
Чувственный тип
Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.
Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.
Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.
Творческий тип
Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.
Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.
Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.
Речевой тип
Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.
Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.
Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.
Выбор профессиональной деятельности
При выборе профессиональной деятельности важно учитывать свой тип интеллекта. Доминирование одного вида мышления не является обязательным, в человеке могут быть развиты несколько видов интеллекта, отлично дополняющих друг друга.
pikacho.ru
Виды интеллекта — Психологос
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. «Он умный?», «Как у него с головой?» и «Как у него с интеллектом?» — один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или — для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект.
Житейский интеллект — способность быстро соображать в учебе и по жизни, приспосабливаться к разнобразным жизненным обстоятельствам. Примерно то же, что здравый смысл, здравомыслие.
Умственный интеллект — умение осознанно оперировать имеющимися знаниями, использовать свои знания для решения задач, связанных с предметной сферой и знаками. Житейский плюс умственный интеллект — сообразительность.
Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Ховард Гарднер считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:
а) лингвистический;
б) логико-математический;
в) пространственный;
г) музыкальный;
д) телесно-кинестетический и
е) личностный модуль.
Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. См.→
www.psychologos.ru
8 типов интеллекта: особенности классификации, описание
Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.
В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. «Это основной вызов образованию», — говорит психолог.
Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:
- Лингвистический.
- Логико-математический.
- Визуально-пространственный.
- Музыкальный.
- Телесно-кинестетический.
- Интраперсональный (экзистенциальный).
- Интерперсональный (социальный).
- Натуралистический.
Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.
Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.
Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.
Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.
Лингвистический тип интеллекта
Это люди, которые любят и умеют «жонглировать словами». Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.
К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.
Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и документальная литература. Играть в словесные игры, такие как кроссворды и «Словодел». Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.
Карьера: журналистика, право, реклама, переводы с других языков, писательство.
Логико-математический интеллект
Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.
Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.
Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.
Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.
Визуально-пространственный тип интеллекта
Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.
Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.
Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.
Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.
Музыкальный тип интеллекта
Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.
Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.
Карьера: кино, креативная реклама, студия звукозаписи, эстрадный певец, музыкальный критик.
Телесно-кинестетический тип интеллекта
Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.
Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.
Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.
Карьера: физиотерапевт, актер, артист цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.
Интраперсональный тип интеллекта
Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.
Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.
Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.
Социальный интеллект
Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.
Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.
Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.
Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.
Натуралистический тип интеллекта
Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.
Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.
Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.
Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.
Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:
- Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
- Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
- Интеллект работает в совокупности.
- Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.
Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.
fb.ru
Интеллект. Виды интеллекта
Роль интеллекта в достижении цели, и успехов в жизни сложно недооценить. Считается, чем мы умнее – тем проще решать жизненные задачки, тем проще добиться успеха в любой деятельности. Но в том то и дело, что «в любой» — это ложное обобщение. Если человек отличный математик, признанный гений в этой области, то это совершенно не означите, что дома у него все в порядке. Что в личной жизни или, вообще, в общении с людьми он успешен.
«Если ты такой умный, почему не богатый?
Американская поговорка, которая с точки зрения формальной логике не совсем верна. После прочтения этой статьи, я надеюсь, вы поймете почему…
Наука и технический прогресс развивается в геометрической прогрессии. И познания человечества о самом себе так же. В таком случае приходится переосмысливать старые понятия и по другому смотреть, к примеру, на интеллект.
Виды интеллекта
Интеллект – это способность или умение применять память, навыки, мышление и воображение согласно текущей деятельности. (крат. определение)
Оказывается мы можем быть очень умны в одном, и совершенно бездарны в другом. Хотя нет – не оказывается, мы это и так знали, не так ли? Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект(мышление) для этой области!
Никакие правильные правила или формулы успеха нам не помогут, без достаточного ума их применять.
10 видов интеллекта:
Умышленно я отдел каждому кусочку интеллекта 10%, на практике же — все иначе. В чем то мы на все 60% лучше разбираемся (в той же математике), а вот в социальной области – меньше 5% (не умеем общаться с людьми). Проценты выражают не общую развитость соответственной сообразительности, а то насколько в одном деле мы умнее, чем в другом.
Вообще, это деление — условность (интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны), но полезная условность. Как уже подмечал ранее, чтоб добиться успеха в определенном деле – архиважно развивать соответствующий интеллект (или мышление, в контексте данной статьи, что мышление, что интеллект — суть одна).
Например, хотим – финансового благополучия. Какой интеллект за это в ответе? Вот так на вскидку, пока еще не описывал детально каждый из этих видов? По-моему, это социальный, творческий, личностный и физический.
Физический интеллект
«В здоровом теле – здоровый дух». Это способность (умственный навык) поддерживать свой организм в прекрасной, как физической форме, так и обладать отличным здоровьем. Анекдотический пример: про «качка», который знает, как правильно жать штангу в 260кг, но при этом думает, что голова ему дана – чтоб через нее есть.
Читайте также: фундамент успеха — здоровье
Пространственный интеллект
Какое точное расстояние от вашего дома до ближайшей заправки? За эти знания и умения ориентироваться в пространстве, способность визуально реконструировать у себя в воображении любую объёмные сцену – отвечает пространственный интеллект. Показательный пример, у кого лучше всего развит: водители -дальнобойщики, футболисты, архитекторы….
Математический интеллект
Как у вас было с математикой в школе? Ваша оценка по этому предмету точно соответствует вашей умности в этом. Данный случай, я думаю, не нуждается в примерах.
Речевой интеллект
Оценки по языкам и ваши способности к иностранным – выражают этот вид интеллекта. Часто тесты проверки как умственных способностей, так и другие психологические тесты, основаны с речевым интеллектом. Другими словами – если вам тяжело составлять речевые конструкции или даже чтение дается с трудом – стандартные псих. тесты – для вас не точны. (тест на IQ заведомо даст ложный результат). К счастью, он легко развивается, было бы только желание.
Социальный интеллект
Умение общаться, быть душой компании, способность повести за собой людей – это не полный перечень за что отвечает социальный интеллект. Это один из фундаментов для построения личного счастья. Часто людям с ярко выраженным социальным умом – доверяют больше, чем они того заслуживают, и прощают больше. Примеры: политики, ораторы… Любопытно то, что быть интересным, это не значит быть экспертом в той области о которой этот человек так интересно выражается.
Сексуальный интеллект
Ему посвящены все курсы по пикапу (соблазнению), многие тренинги уверенности в себе. Это умение «договорится» с противоположным полом. Думаю вам известны случаи, когда девушка или парень, весьма умны и хороши собой, но выбирают не ту пару. Да все просто: у тех, кого они «выбрали», хорошо развит сексуальный интеллект, они знают как увлечь собой.
Чувственный интеллект
Этот интеллект до недавней поры игнорировался. Это способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс «шестое чувство» — интуиция). Примеры: успешный музыкант, художник, кулинар… Если хотим добиться успеха в том, что можно ощутить нашими органами обаяния – нужно развивать именно этот интеллект. Интересно то, что ученые установили – это не просто данность природы – видеть, слышать, и т.д., а настоящее умение которое развивается. Теперь понятно, почему у древних индейцев всего было 8 оттенков цвета, другие цвета – они просто не видели! (у эскимосов более 20 характеристик снега, но мы даже не догадываемся, что снег бывает разный)
Личностный интеллект
Самопознание – вот ключевая характеристика этого интеллекта. Отвечает за то, насколько вы себя знаете, уверенны в себе. Ведь верно и объективно смотреть на цели в жизни, и на свои способности их реализовать – определяющий фактор успеха! (Удачливые люди берут тяжёлые цели, а неудачники берут — неосуществимые).
Духовный интеллект
Гуманизм в высшее ее степени – характеризует людей с высоким духовным интеллектом. Без разнице к какой вере принадлежит человек или к какой конфекции – главная цель таких людей: чтоб наши дела были всем во благо! Духовный интеллект развит в каждом – это наше внутреннее понимание добра и зла, что правильно, а что нет.
Творческий интеллект
Отвечает за умение изобретать новое, или находить другое примените традиционному. Хорошая новость в том, что его можно улучшить. Обычно, все гении наделенный очень высоким творческим интелектом.
Читайте также: как стать гением
Статья основана (и переведена) на переосмыслении трудов Tony Buzan «Head First. 10 ways to tap into natural genius».(Тони Бьюз «Думай головой. 10 способов развить в себе гения»)
что такое? Структура, виды интеллекта. Как повысить интеллект?
В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.
Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.
Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.
Сущность интеллекта
Способность к обучению
Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.
На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.
Возможность оперировать абстракциями
Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне. Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.
Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды
Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.
Структура интеллекта
Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.
Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.
Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.
- Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
- Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
- Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
- Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
- Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
- Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
- Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.
Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.
Виды интеллекта
Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.
Вербальный интеллект
С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.
Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.
Логический интеллект
Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.
Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.
Пространственный интеллект
Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.
- Физический интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
- Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
- Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
- Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
- Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.
Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.
Особенности
Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.
К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.
Возможности интеллекта
Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными. К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 % заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны. Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.
Как повысить интеллект?
Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом. Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей. Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.
Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с личностным развитием самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.
Сохранить статью
psyh.info
Почему так происходит, что одни люди могут легко решить сложнейшую задачу по тригонометрии, а напеть мотив полюбившейся мелодии не в силах, а другие рисуют прекрасные пейзажи, а сложить вместе несколько трехзначных чисел для них порою сложная задача? За способности человека к той или иной деятельности отвечает интеллект. Интеллект – не единое для всех понятие, в психологии он подразделяется на 9 основных типов. Такое разделение оправдано, ведь обладая знаниями о типе интеллектуальных способностей, человеку легче повернуть свой жизненный путь в нужное русло. Выбор профессии, любимого дела или хобби часто мотивируется, основываясь на тип интеллекта человека. Поговорим о каждом типе в отдельности.
Виды интеллекта
Природный интеллект
Человек, которому присущи способности данного типа, способен проникновенно ощущать все подробности существования представителей флоры и фауны. В прошлом такие способности считались магическим даром свыше, самые одаренные первобытные люди становились великими охотниками и собирателями трав, грибов, злаков и других растений. Сегодня такие люди находят свое призвании в области ботаники, животноводства, агрономии. Данный тип все более отходит на второй план, в связи с техническим прогрессом, охватившим многие сферы человеческой деятельности.
Логико-математическим
Этим типом обладают люди, нашедшие себя в математике, логистике или информатике. Обладающие таким интеллектом легко решают сложнейшие задачи, производят вычисления, оперируют логическими данными. Люди с такой интеллектуальной направленность становятся не только математиками, а и, к примеру, детективами. Человеку с логическим мышлением чуждо общение, социальные контакты, ведь их разум занят цифрами, экспериментальными вычислениями и решением задач и уравнений.
Музыкальный интеллект
Позволяет индивидууму тонко воспринимать и ощущать тон, ритм, шаг и тембр. Человек, наделенный музыкальным «даром» без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать ее. Не стоит уточнять, что таким интеллектом обладают композиторы, певцы или дирижеры. А вот если личность обладает не только хорошим слухом, но и математическими способностями, то такое совмещение может создать прекрасного барабанщика – ведь таким людям нужно не просто слышать, но и считать с большой скоростью.
Особый тип интеллекта – межличностный
Тот, кто обладает данным типом умственной деятельности, имеет весьма высокую эмпатию – способность понимать других людей. Обычно это коммуникативная личность, которая легко создает контакты с окружающими, используя всевозможные способы общения, как вербальные, так и невербальные. Про таких людей говорят: «Он очень общительный». Почувствовать настроение собеседника, определить характер или тип темперамента для человека, с межличностным типом интеллекта – раз плюнуть. Молодые люди часто занимают лидирующую позицию среди сверстников, потому что они прекрасно понимают окружающих, могут оказать им помощь и поддержку. Таким людям рекомендуются выбирать педагогическую, сценическую, социальную или политическую сферу деятельности.
Экзистенциальный интеллект
Один из наиболее сложных типов, людям с таким типом присуща борьба с глубочайшими вопросами, касающимися человеческой сущности. Философские мысли могут помочь экзистенциальному мышлению выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, окунуться в корень бытия человеческой расы или предположить новую гипотезу о возникновении вселенной. Кресло профессора философии идеально подойдет личности с экзистенциальным мышлением, неплохо также заниматься политической и агитационной деятельностью, ведь такие умы могут вершить судьбу цивилизаций.
Телесно-кинестетический тип интеллекта
Если, рассмотреть данный тип мышления с точки зрения физики, то люди, наделенные кинестетическими способностями способны прекрасно манипулировать различными предметами. Их физиологические навыки достигают совершенства, а чувство пространства и временных отрезков чрезвычайно высокое. Такой тип интеллекта должен быть присущ спортсменам, хореографам и танцорам, а также врачам-хирургам, от движения рук которых зависит человеческая жизнь.
Лингвистический тип
Лингвистическое мышление помогает людям четко мыслить, преобразовывать сложные словесные конструкции в доступные каждому слова. Литераторы, журналисты и деятели общественности должны обладать именно таким типом мыслительной деятельности. Еще в подростковом возрасте определить такую интеллектуальную склонность достаточно легко – подростки с упоением читают и пишут, разгадывают анаграммы, кроссворды или другие словесные головоломки, с восторгом рассказывают сверстникам и близким интересные истории.
Интеллект пространственный
Выражает способность человека оперировать мыслительными процессами в трех измерениях. Ориентировка на местности, четкое запоминание окружающей обстановки присуще людям, одаренных пространственной интеллектуальной деятельностью мозговых центров. Ребенок с детства любит собирать паззлы и испытывает тягу к лабиринтам – наверняка они обладают пространственным мышлением и воображением. Хорошо развитый интеллект пространственного типа присущ архитекторам, водителям, морякам и летчикам, деятелям кисти и краски, а также скульпторам.
Личностный тип интеллекта
Что такой тип дает своему обладателю? В первую очередь хорошее понимание себя, своих эмоций, чувствительных процессов и мыслей. Не просто понимать, но и направлять это понимание на планирование своего существования. Такой человек «трезв» в постановке суждений, касаемо своей жизни, может здраво поставить оценку соотношению своих желаний и возможностей, что помогает оптимально строить планы на будущее, планировать бюджет, следовать инструкциям и тому подобное. Человек с личностным интеллектом всегда ощущает свою депрессию, стресс или напротив – эмоциональный подъем. Такие люди могут быть замечательными психологами, но часто ярко выраженная застенчивость мешает выбору карьеры психолога-консультанта.
Выводы
Очень важно учитывать интеллектуальную склонность при выборе профессиональной деятельности. Не обязательно может доминировать один тип интеллекта – в личности могут гармонично сочетаться и несколько типов. С помощью специальных тестов для определения типа интеллекта, можно легко определить склонность к тому или иному типу мышления.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
Понятие интеллекта. Интеллект и поведение человека. Мышление и интеллект. Структура интеллекта (К.Спирмен, Л.Терстоун, Д.Векслер). Виды интеллекта.
Теория множественного интеллекта Гарднера. Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона. Триархическая теория Стернберга.
Интеллект— это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. (Д.Векслер)
В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой операций умственных; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной; 4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:
1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;
2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций;
3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Г. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной).
. Основные виды умственных операций
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация
Анализ-это мыслительная операция, он представляет собой мысленное расчленение предметов в сознании, выделение их составных частей, сторон, аспектов, элементов, признаков и свойств.
Синтез — обратный анализу процесс, объединение отдельных частей, сторон, аспектов, элементов, признаков, свойств объектов в единое качественно новое целое
Анализ и синтез- это противоположные и одновременно неразрывно связанные между собой процессы., они приводят к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т.к. он должен восстанавливать целое из выделенных анализом частей.
Сравнение- процесс сопоставления объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними, выявляются количественные и качественные хар-ки, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания(первичной формой познания). С. неотделимо от других мысл. операций и осуществляется на основе выделения определенных качеств и свойств (анализ) с последующим установлением связи между ними (синтез)
Абстракция (отвлечение) — когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения — и образования понятий
Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация — это мысленный переход от общего к частному
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира
Решение сложных мыслительных задач.Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.
Понимание— процесс проникновения мысли в сущность чего-либо.
Сущность задачи состоит в достижении цели.Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов.
1. осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ
2. анализ условий задачи
3. само решение
4. проверка правильности решения
Критическое — направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.( внимание критике)
Творческое — связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей( неспособен видеть недостатки своих суждений). Его особенности: оригинальность, гибкость, образность
Препятствия к развитию творческих способностей: склонность к конформизму, боязнь выделяться, боязнь осуждений, завышенная самооценка, тревожность, отказ от критичности
Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. что такое творческое мышление. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.
1 оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.
2. семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения,
3. образная адаптивная гибкость, т.е. изменить восприятие, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
4. способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей — семантической спонтанной гибкостью.
Аспекты развития мышления.
Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.
Онтогенетический аспектвключает в себя исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.
Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. «операциональной». четыре стадии.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (1-2года) и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. К 2–ум годам ребенок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое <Я>.
2. Стадия операционального мышления (2-7лет). складывается речь, процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядное представление.
3. Стадия конкретных операций с предметами (7-12лет) Умственные операции становятся обратимыми, даются логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях(приход к интуитивному пониманию)
4. Стадия формальных операций (11-15лет). Развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни, формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.
studfiles.net