12. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской, культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

studfiles.net

12. Влияние среды на развитие личности

      Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.       Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.       В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.       В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.       Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется

средой.
На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.        Характеристики социальной среды:общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.        Ближняя (домашняя) среда– семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.       Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.       В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.       Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.       
Культура авторитета
является донорской, культура подростка реципиентная(воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией– взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

studfiles.net

«Влияние социальной среды на формирование личности учащихся»

Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания.

Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.

К внешним относят воздействия на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленной деятельности педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для ее участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.

Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать только как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.

Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.

Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.

Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.

Но родители могут передать потомкам не только хорошие качества, но и также некоторые болезни. Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.

Очень большое значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.

Среда — совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.

Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальную. Социальная среда образует социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общество сверстников, средства массовой информации и др.).

В социальной среде человек социализируется — усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сам является активным, деятельным существом.

Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашняя среда, именно эта «ячейка общества», тот очаг, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребенка. Именно здесь ребенок рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания, формирование его сознания. Характер и интенсивность влияния семьи на развитие, и воспитание ребенка изменяются в различные периоды его жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка — материальных, духовных, познавательных. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевает. Но в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Но в современных семьях стало распространяться легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, отсутствие самодисциплины, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей и формировании сознания учащихся, что мы часто видим на примере наших учащихся.

Именно в ближнем окружении дети могут столкнуться и сталкиваются в большинстве нашем случае с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних (что мы регулярно и делаем) умение противостоять таким явлениям. Но нам это даётся с трудном, т.к. дети на выходные или на каникулы уходят домой и окунаются в эту среду.

Следующий не менее важный компонент, влияющий на формирование сознания школьника, является КОЛЛЕКТИВ. Коллектив – это свободная группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; систематическая практическая часть детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитая критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая укрепляет коллектив. Также он выделяет три воспитательные функции коллектива: организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно – полезной деятельностью; воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно – нравственных убеждений; стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно – ценных стимулов всех общественно – полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социальных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет) как компоненты социального окружения. Но только правильно организованная информация о значимых событиях, процессах, явлениях в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. В этом мы убедились в свете последних событий, когда украинец начал убивать украинцев. Учитывая это, педагоги должны помогать учащимся правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное. И мы это делаем на уроках, на беседах по воспитательным направлениям и в воспитательных мероприятиях.

Главным критерием социализирования личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им соответствующего уровня самостоятельности и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.

Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания. Целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.

Школа является важнейшим социальным институтом. Школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться, а в помощь предлагаются окружающие его взрослые (в первую очередь — педагоги), которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную помощь и поддержку.

Роль педагога на этом пути сводится к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития с учетом его личностных достижений и опорой на логику его развития. Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Сильнее всяких методик воспитывает среда, а следовательно, главной задачей школы является поддержание и развитие такой образовательной среды, которая будет формировать личностно значимые качества и обеспечивать благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения учащихся на всех возрастных этапах.

Именно то, как образовательная среда реализуется в учебно-воспитательном процессе (в работе учителя и детей на уроках и внеурочной деятельности, а главное, в их взаимодействии, является одним из основных факторов наряду с внутренней направленностью школы) образовательной среды, определяет эффективность психического развития и развития самосознания учащихся каждой конкретной школы.

infourok.ru

Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, с среду социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружения, а второе — в ближайшее. Понятиеття социальную среду имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшее среда — семья, родственники, друзья

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг ин ересь и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Моральные и социальные качества личности также закладываются в семьиім’ї.

Взаимодействие человека с обществом называется» социализация«Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособление, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс,. Р. Мертон). В трад дициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия»адаптацияuot;адаптація».

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям соц социальном среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогрууп.

С помощью понятия адаптация социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психолог гии, представителями которой являются. Г. Олпорт,. А. Маслоу,. К. Роджерс и др.. В ней социализация — это процесс самоактуализации»Я-концепции», само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, перебор вания негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморозвиваюча система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг от ному, а определяют двусторонний процесс социализацицес соціалізації.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения. Чтобы не е быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природ ной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции, не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? и преобразования не только самой личности, но и обществоства.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие ос собистости протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средум.

Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых»специализируется»на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отнош ения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадиині її стадії:

к трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления й в школу; юношеская социализация — обучение в школе, техникуме, вузе;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

пислятрудова стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности

АВПетровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство — адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество — индивидуальная, выражающаяся в необходимости индивида в максимальной персонализации, в потребности»быть личностью»; юность — интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития

Какие же факторы социализации и формирования личности? . Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. АВМудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

мегафакторы (мега — очень большой, общий) — космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в в отдельных странах

макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

мезофакторы (мезо -«средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или других сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.), по принадлежности к тем или иным субкульту субкультур.

микрофакторы — это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека — семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, гром щественные и и.

микрофакторы оказывают влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизнь. На разных возрастных этапах состав агентов р разное. Так, в отношении детей и подростков таковы родители, братья и сестры, родственники, ровесники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также супруг, коллеги по работе, уч. Анне и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и членов их семейімей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления грудью и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных ных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей вы представить социализирующую влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкил ьному возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается хозяйствово й состояние, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос время все большее значение вч карманы предоставляют макрофакторы социализации, в том числе. И природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они влияют на становление личностиобистості.

Факторы социализации — это развивающая среда, должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой п господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще. Аристотель писал, что душа»есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы. Свои письмена»ДЛокк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как что-то неизменное, роковое, определяющее судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия средвпливу середовища.

Переоценка роли среды (Гельвеций,. Дидро,. Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда — это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Щ. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себсебе.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленную активность, саморазвитие личности, т.е. вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным ду уховним развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осу снення коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развитияу.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит в основном от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные влияниеи.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако и индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) способствует выявлению творческие ого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков обще кой поведениедінки.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? ский психолог. Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния, 16% — на отлично ости в уровне семейной среды, 3% — на различия в воспитании детей в семье, 17% — на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средойм).

Развивается каждый человек индивидуально и»судьба»влияния наследственности и среды у каждого своя [29 -. Кн 1,86]

uchebnikirus.com

Влияние среды на развитие и формирование личности

Развитие человека от индивидуального к общественному происходит в определенной среде и под его влиянием

Среда — комплекс внешних явлений, стихийно действующих на человека и в значительной мере влияют на ее развитие

Среда, окружающая человеческую личность, разделяют на естественное (географическое), социальное и домашнее, каждое из которых играет определенную роль в ее развитии. Природная среда, в том числе климат, разнообразие тные природные условия и ресурсы, несомненно, влияет на образ жизни человека и характер его трудовой деятельности. Социальная среда как совокупность общественных и психологических условий, в которых человек живет, поз ределяемая в своем развитии наибольшей степени. Поэтому потенциальные возможности окружающей среды следует умело использовать в процессе воспитанияння.

«Главное дело воспитания как раз в том и состоит, — считал русский психолог. Сергей. Рубинштейн (1889 — 1960), — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ней вставали и задачи, для нее значимые, для нее привлекательны, которые она считает своими, к решению которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник всех нравственных проблем, всех отклонений в поведении — это и душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся равнодушными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в нем сторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой — тогда все им становится ни к чему чого».

В среде человек социализируется. Социализация — процесс интеграции индивида в общество, в социальные сообщества путем усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых форму уються социально значимые черты личности. Этот процесс является двусторонним: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, к которым он на лежит, с другой — активно приобщается к системе социальных связей и приобретает социального опыта. Цель социализации — помочь индивиду выжить в общественном потоке кризисов и революций, овладеть к сознательную предыдущих поколений, понять свое призвание, самостоятельно найти пути эффективного самоопределения в обществе. При этом человек стремится к самопознанию, само осмысление, самосовершенствованиюення.

Социализация зависит от макрочинникив (общество, государство, планета, мир и космос), мезочинникив (этнокультурные условия и тип поселения, в которых живет и развивается человек) и микрофакторы (семья, д детский сад, школа, внешкольные воспитательные учреждения, религиозные организации, общества сверстников, средства массовой коммуникации и другие институты воспитания). Они по-разному влияют на каждую конкретную л. Иуды, динамично изменяются в условиях научно-технической революции, меняется и их удельный вес в социализации подрастающих поколенийь.

Главным критерием социализированности личности является не степень ее приспособления, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, раскованности, инициативности, что проявляется в реализации социального в инди ивидуальному, обеспечивает реальное воспроизводство человека и общества. Разным возрастным этапам становления личности свойственны специфические особенности развития самосознания, самореализации, творческой активно сти, социальной зрелости, различные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является приобретение им определенного для каждого возрастного этапа уровня самости и самосознания как первоосновы и формирования индивидуальности. Чем развитыми есть самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуально определенногоний.

Ощутимым является воспитательное воздействие домашней среды, т.е. семейного окружения, а также окружение ребенка вне школы (двора, улицы), соседей. Поддерживая с ними хорошие отношения, родители вводят детей в грома адских жизни, учат их жить с людьми и для людейй.

Семейная педагогика учит детей выстраивать разумные взаимоотношения со сверстниками во дворе. Здесь ребенок шлифует свой характер, избавляется недостатков, что невозможно за пребывание ее только в окружении взрослых. Что оправда, на улице собираются не только идеальные дети. Поэтому в этом деле необходимо проявлять осторожность. Однако чрезмерная осторожность может повредить, поскольку взаимодействие со сверстниками способствует физическому, ум овому, духовному развитию ребенка и далеко не всегда портит йє її.

время специальной воспитательной работы требует профилактика таких патологических явлений общественной жизни, как пьянство, наркомания, курение, взяточничество, воровство, рэкет, проституция

Определенный положительный воспитательный влияние на развитие личности имеют и средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как один из компонентов социального окружения. Сообщая о социально значимые фак кты, явления, события, процессы, они воспитывают у подрастающего поколения определенное отношение к ним, способствуют его духовному обогащению, социальному росту, выработке правильного отношения к жизни, актив ной жизненной позиции. Все это сказывается на позитивном отношении к учебному труду как основного вида деятельности. УЧНня.

Педагогам и родителям следует иметь в виду, что отдельные телепередачи, статьи в газетах негативно влияют на развитие несовершеннолетних часто школьник выбирает сам, телефильм смотреть, однако ему не завж жди легко разобраться в увиденном на экране, сделать правильные выводы. Поэтому нередко он одобрительно воспринимает заслуживает осуждения, пытается подражать»телегерояегероя».

uchebnikirus.com

Влияние социальной среды на формирование личности

Введите адрес своей почты в поле и нажмите кнопку «Получать статьи».

Защита своих прав

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня нам предстоит обсудить очень сложную тему — это влияние социальной среды на формирование личности. Сначала я хотела добавить слово «ребенка», но передумала.  Спросите: «Почему?».

Потому что в современном мире, когда наплыв информации, скорость  передачи информации уже превышает все немыслимые пределы, нам — взрослым, тоже приходиться изменять свое отношение к окружающему миру.  Мы с вами жили совсем с другой скоростью, у нас было время читать книги, гулять в выходные по городу или выезжать на природу практически каждые выходные (хотя личного транспорта почти ни у кого не было).  Мы осваивали меньший поток информации в более длительные сроки.  Вспомните…

А сейчас попробуйте бросить все и взахлеб, как раньше, почитать книгу!? Стремительно отстанете от жизни! Поймете, что пропустили много событий.

А  нашим детям и внукам теперь приходиться  воспитываться в быстро меняющемся мире, в быстро меняющихся приоритетах.

Дети каждый день решают сложные нравственные проблемы, а опыт берут из семейных отношений, из отношения к вопросу близких родственников, друзей, средств массовой информации.

В нашем детстве не было телепередач, газет, журналов, которые могли бы травмировать психику.

Сейчас положение вещей изменилось кардинально.  За право на существование,  равноправие и признание определенных свобод борется огромное количество разных групп населения: молодежных и религиозных движений,  национальных и сексуальных меньшинств. А в связи с постепенным вступлением в силу ювенальной политики, и наши дети начинают бороться за  свое равноправие.

В наше время родители  все чаще и чаще слышат такие выражения от своих деток, как: «Нечего мной помыкать!» , «У кого больше прав, тот и прав!», «Это мой выбор!» и многое другое.

Конфликт с нашими детьми возникает, по-моему мнению тогда, когда мы начинаем использовать устаревшие методы воспитания. Это назидание вместо объяснительной беседы, упреки, вместо аргументации правильности того или иного выхода, методы психического давления или шантажа, вместо спокойного решительного «нет», с четкими объяснениями причин.

Небольшой пример из жизни.

Один вариант. Ребенок 6 лет категорически не хочет умываться. Часть родителей просто за руку отведет его в ванную и умоет или заставит, в конце концов, умыться самостоятельно.

Другой вариант. «Замечательно, можешь не умываться. Только помни о том, что неумытые дети не очень хорошо пахнут, начинают болеть из-за микробов, которые скапливаются на руках и попадают в организм».    

В результате ребенок всегда делает правильный выбор. Осознанность выбора лучше навязанного решения.

Когда мы начинаем сомневаться в своих воспитательных способностях и перестаем верить в нашу успешность как родителей,  тогда теряется доверие отцов и детей.

В нашем быстро меняющемся обществе нам необходимо брать на себя роль социальных первопроходцев. Нам важно понять, что мы такие неумелые и глупые лишь потому, что мы боимся принять на себя эту роль первопроходцев! Боимся признать то,  что и нам надо учиться!

Важно осознать, что если наши устаревшие методы и приемы воспитания не работают, надо срочно открывать новые работающие методы. Поверьте в себя, поверьте в разумность своих детей, не судите себя и своего ребенка слишком строго. Позволяйте ошибаться и ребенку, и себе. Учитесь и учите просить прощение и благодарить.  

Расскажите ребенку о том, что вам тоже трудно принять то или иное решение. В конце концов учитесь вместе жить в нашем, слишком стремительно меняющемся, обществе.

Поведайте ребенку об общечеловеческих ценностях и законах нравственности. Он обязательно выберет то, что ему нужно.

Помните! Терпение и труд все перетрут!

Успехов в воспитании и налаживании отношений с детьми.

Введите адрес своей почты в поле и нажмите кнопку «Получать статьи».

На эту тему Вы также можете почитать:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

olyastep.ru

Влияние среды на развитие личности подростка

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, наряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек — понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homosapiens.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”.

Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

1.3 Роль среды в развитии личности

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…

Среда географическая – это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т.д., экологическими условиями…

Социальная среда – совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда – колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда – это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности [6, c. 112-114].

Итак. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую — к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья…

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье [5, c. 99-100].

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда – в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение – совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую – тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности – тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание – это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности – как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

2. Среда как фактор формирования личности подростка

2.1 Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – период развития детей от 10-12 до 14-15 лет. Фактически вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.

Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.

Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей её сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и взрослых, становится существеннее.

Вторая причина трудностей подросткового возраста – исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а так же психологически. Подростки особенно склонны к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качеств, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное – необходимость перемен.

Третья причина сложностей подросткового возраста – накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая причина связана с психологическими сдвигами в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто не обращал внимания, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае сомовосприятие и соответственно поведение их значительно меняется.

Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях. Воспитателя, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков [12, c. 283-284].

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребёнком: при негативизме – твёрдый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о приоритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *