Жесты и позы.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.

А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины: “Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впечатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны — ленивы или слишком нервны, — мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия”.

Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как “идти с высоко поднятой головой”, “расправить плечи” или, напротив, “стоять на полусогнутых”, представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения.

Таким образом, они способны передать точную информацию.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстегивание пиджака”.

Жест “раскрытые руки” состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей.

Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

Жест “расстегивание пиджака” также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.

Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, следует постараться сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.

Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках.

Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы.

Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом “рука у щеки”. Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

Жест “пощипывание переносицы”, который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — как будто собеседник рассматривает что-то вдали, пытаясь найти там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

Прикосновение к носу или его легкое потирание — также знак сомнения. Когда собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос.

Правда, иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы.

Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами.

Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест “почесывание уха” свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит.

Другой жест, связанный с прикосновением к уху, потягивание мочки уха, говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу.

Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти.

Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно 

затянуть время, обычно связаны с очками.

Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы.

Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании.

Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз “взглянуть на факты”.

Жест “расхаживание” служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь “протянуть время”, чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими

.

К ним относится жест “закладывание рук за спину с захватом запястья”. От этого жеста следует отличать жест “руки за спиной в замок”. Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение “возьми себя в руки”. Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест “закладывание рук за голову”. Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: “Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?” Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле зрения и ждите ответа.

Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что, в свою очередь, изменит его отношение. Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его на большое от него расстояние, спросить: “Вы не видели это?”, заставив его наклониться вперед. Хорошим способом взаимодействия является копирование жеста собеседника. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, то вам нужно повторить его позу.

Однако в случае если собеседник в позе “руки за голову” делает вам замечание, то копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения.

Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников.

Так, с помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.

Мимика

Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена.

Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.

Рассмотрим мимические реакции, которые позволят нам определить, обманывает нас собеседник или нет.

По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим.

Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, во-вторых, почти полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.

Что же касается других людей, им часто труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи считают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которые выражены жестами, и сказанными словами.

Какие же жесты могут выдать собеседника, если он лжет?

Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой — один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. В то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова, некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если подобный жест используется собеседником в момент его речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Например, мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще — в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Если вы видите, что собеседник лжет, то вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с вами в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней.

Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: “Я буду с вами полностью откровенен”. Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

studfiles.net

Язык тела — жесты, позы и их психологическое значение

Сокрытие своих истинных чувств от окружающих и даже от самого себя происходит в этом участке тела.

Во рту во множестве таятся эмоционально значимые темы — не только гнев, но также боль и страх, — которые начнут проявляться в процессе освобождения от панциря. При этом, скорее всего, будут потеряны все те искусственные улыбки и поверхностное обаяние, которые нарабатывались годами. Пройдя через процесс освобождения от панциря, люди открывают для себя гораздо более искреннюю улыбку, соединённую с их естественными, подлинными источниками любви, смеха и радости.

Пятая чакра. Центр Выражения.

* Пятая чакра располагается в горле, но связана сразу с двумя сегментами из телесно-ориентированной психотерапии — горловым и ротовым. Таким образом, рот становится продолжением пятой чакры.

* Пятая чакра управляет творчеством и всеми видами нашего самовыражения, в том числе и разговорным языком. Опыт и переживания четырёх нижних центров кодируются и хранятся в пятой чакре как убеждения, ожидания и концепции, управляющие нашим мировоззрением.

* Энергия горловой чакры обладает качеством спонтанности и непосредственности. Здесь берёт начало наша способность выходить за привычные, устойчивые формы, обращаться к новым идеям и творчески их воплощать. И наоборот, блокирование энергии в горловом центре может повлечь за собой появление жёсткого, негибкого набора убеждений. Восприимчивость пятой чакры связана с принятием внутрь того, что для нас питательно, причём речь идёт не только о пище, но и об идеях, энергии и чувствах.

* Ротовой сегмент включает в себя рот, губы, язык, зубы, челюсть, уши, нижнюю половину носа и заднюю часть головы позади рта. Огромные количества энергии входят здесь в тело и выходят из него. Через ротовой сегмент выражаются все наши звуки и слова. Здесь принимается или отвергается вся пища, всё питание. Через рот, так же, как и через нос, производится дыхание, особенно во время бега. Именно ртом мы в младенчестве сосали материнскую грудь, именно с его помощью мы впервые испытали глубокое наслаждение, которое считают разновидностью орального оргазма. Если новорождённому не дают материнскую грудь, то появившееся в результате напряжение или сдерживание в области рта лишит его естественной способности к чувственному наслаждению.

* Если говорить о наслаждении, то и рот, и губы, и язык участвуют в поцелуях во время предварительной игры и занятия любовью, и играют важную роль в доставлении и получении удовольствия в период сексуальной зрелости.

* Кроме того, более глубокие чувства и эмоции, поднимающиеся из сердца и живота, проходят через этот сегмент, чтобы найти своё выражение. Таким образом, рот очень активно участвует в выражении чувств. Как и в случае с любым другим сегментом, через который проходит много энергии, здесь также по большей части происходит блокирование и сосредотачивается напряжение.

* Когда дело доходит до блокирования эмоционального выражения, ротовой сегмент можно рассматривать как продолжение шейного сегмента, расположенного в области горла, потому что они работают совместно, в тесной взаимосвязи.

* Когда родители говорят детям, чтобы те прекратили плакать или кричать, их горло старается задушить поднимающуюся энергию и эмоцию, проглотить их, а рот плотно закрывается, с тем, чтобы ничто не могло выскользнуть во вне.

* Шейный сегмент — это третий райхианский сегмент, в который входят горло, задняя и боковые части шеи, гортань и корень языка. Здесь формируются все голосовые звуки, которые могут быть заблокированы сжатием мышц. Это напряжение мешает движению энергии снизу вверх, через рот наружу, а также препятствует получению нами энергии извне. Именно через шею и горло наша голова соединяется с телом. Здесь буквально встречаются ум и тело.

* Здесь, в третьем сегменте, в большей степени, чем в любом другом, можно отчётливо увидеть и распознать три основные эмоции — гнев, страх и боль. Мышцы горла и шеи легко доступны для работы руками, и это делает третий сегмент одним из наиболее интересных мест, в которых сосредоточены напряжения в теле. Горло представляет собой действительно очень ясную и точную карту подавленных эмоций.

* Гнев удерживается в мышцах, которые начинаются под ухом сразу позади челюсти и проходят вдоль боковых сторон шеи вниз, прикрепляясь к центру ключицы, — они называются грудино-ключично-сосцевидными мышцами. Когда мы злимся, но стараемся заблокировать поднимающуюся эмоцию, эти мускулы начинают заметно выступать, становясь напряжёнными и твёрдыми как верёвки, показывая, что мы готовы взорваться или броситься в драку. Когда терапевт надавливает на эти мышцы руками или массирует их, чаще всего гнев начинает проявляться. Одновременно клиент может поворачивать голову из стороны в сторону, произнося слово «нет». Это помогает высвобождению гнева.

* Многие люди, блокируя гнев, делают свой голос мягким и невыразительным, поэтому для высвобождения этой эмоции из гортани очень полезно издавать сердитые звуки и выкрикивать слова. Очень эффективно рычать и ворчать подобно дикому животному.

* Страх в шейном сегменте удерживается в задней части шеи и горла. Вы можете очень легко ощутить сжатие, вызванное страхом, если представите, что кто-то подкрадывается сзади с намерением ударить вас по голове. Ваши плечи тут же рефлекторно поднимутся, а голова втянется в тело, чтобы защитить эту уязвимую точку. Это то место, где мы чувствуем себя беспомощными.

* У людей хроническое напряжение, удерживаемое в задней части шеи, превращает укоротившиеся мышцы в плотный пучок, тянущий голову назад, а плечи — вверх, в привычную защитную позу. Тем не менее, в большинстве случаев руки терапевта могут проникнуть в эти мышцы, ослабляя напряжение и высвобождая страх.

* Боль удерживается в передней части горла в мышечной оболочке, которая проходит от ключицы под челюсть. Именно здесь проглатывались слёзы, именно здесь остались невысказанными горестные и грустные слова. Терапевт может массировать эти мышцы, одновременно поддерживая глубокую пульсацию дыхания и приглашая клиента издавать звуки.

* Мы начинаем пробуждать и оживлять энергию в ротовом сегменте, делая гримасы и привнося осознание в напряжения вокруг рта. Растягивание лица в непрерывной последовательности преувеличенных и странных выражений — эффективный и приятный способ расслабления мышц рта.

* В качестве упражнения, гневные слова, произнесённые с чувством и энергией, могут высвободить эмоции, подавлявшиеся годами. Чтобы праздновать жизнь, мы должны вернуться к более естественному способу выражения, вернуть себе нашу энергию и использовать её для достижения высших состояний сознания. Выражение — это жизнь, подавление — это самоубийство.

* Сняв хронические мышечные зажимы в этом месте, вы открыли ворота, вход в свою энергетическую систему. Вы сняли с котелка крышку, и теперь будет проще добраться до всего, что лежит под ней, в нижних сегментах. То, что внутри, легче выходит наружу, а то, что снаружи, может глубже проникнуть в ядро, потому что основные инструменты выражения — ваши глаза, рот и горло — теперь могут больше помогать этому двустороннему потоку энергии.

* Что говорят нам восточные учения про Пятую чакру, называющуюся Вишудха. Самым главным свойством пятой чакры является пробуждение вашего внутреннего голоса, способного сказать вам правду. Имеется в виду не ваш физический голос, но некое место внутри вас, откуда он исходит. Чтобы открыть свой подлинный голос, вы должны проанализировать все, во что вы раньше верили. Вполне вероятно, что многое из этого окажется истиной, но сначала вы должны провести глубокий анализ, чтобы установить это с полной достоверностью.

* Пятая чакра побуждает вас выражать себя творчески. Это творчество на высшем уровне разума. Когда некоторые личностные черты сталкиваются и взаимодействуют с коллективным разумом, рождается творчество. Мы думаем о горле и о речи, но самовыражение гораздо более значимо, потому что такой уровень творчества не ограничивается только разговором. Писательство, рисование, танец, музыка, размышление и другие бесчисленные формы творческого выражения становятся доступными благодаря пятой чакре.

* Открыв пятую чакру, мы придаем мощное ускорение нашей внутренней энергии. Сначала это ускорение ощущается как некоторая нервозность, несдерживаемая тревожность, заставляющая нас волноваться и анализировать собственную жизнь. Многие люди, пришедшие к пятой чакре без должной подготовки и не обеспечившие правильного заземления, переживают приступы тревожности, у них возникает нервный тик, они начинают чувствовать, что их внутренняя энергия выходит, из-под контроля. Ключом к нормализации ситуации должно стать знание того, что вы способны контролировать внутреннюю энергию.

* Переход на уровень пятой чакры — это еще один качественный скачок сознания. Это первая высшая чакра, она требует слияния индивидуального разума с вселенским. Перспектива пятой чакры пробуждает способность к новаторскому мышлению — вы начинаете смотреть на жизнь, постоянно делая открытия, а не объясняя все происходящее с точки зрения «законсервированных» знаний. Вы открыты жизни во всех ее проявлениях.

* Человек с неуравновешенной пятой чакрой осознал свое право на независимое мышление, но не может дисциплинировать его проявление. Если этот человек — вы, то наверняка постоянно стремитесь противоречить иным точкам зрения просто потому, что «имеете на это право». Если кто-нибудь говорит «да», вы обязательно скажете «нет». Вы находитесь в постоянной борьбе за свое право быть свободным. Стремясь подавить противоположное мнение, чтобы доказать истинность собственного, вы упускаете множество новых возможностей. Вместо того чтобы открыто выражать себя, вы лишь стремитесь доказать неправильность подхода окружающих.

* Если вы привержены какой-либо точке зрения, альтернативной или последовательной, разум перестает быть свободным. Экстремальным примером такой ситуации становится фанатизм.

* Другим проявлением нарушения равновесия является несоответственное созидание, то есть обман ради собственной выгоды в ущерб другим.

* Более распространено нарушение равновесия, проявляющееся через неспособность к самовыражению. Чувство неадекватности может подавить вашу способность делиться с другими своими мыслями и чувствами. Вы ощущаете, что ваши идеи неинтересны и не представляют ценности, поэтому держите рот на замке, вместо того чтобы принять участие в обсуждении. В этом случае вы не являетесь вежливым слушателем, а просто не умеете выразить собственные идеи.

* Еще одно нарушение равновесия пятой чакры проявляется через неспособность воспользоваться энергией. Типичный пример — страх сцены. В такой ситуации ваш разум взаимодействует с коллективным разумом публики и подавляется им. Публика обладает очень реальной, действенной энергией, и энергия эта сконцентрирована на вас. Нарушение равновесия возникает, когда вы начинаете ощущать энергию публики изнутри и пытаетесь подавить ее. Вы не можете этого сделать, потому что такая энергия реальна.

* Когда вам удастся уравновесить пятую чакру, вы обретете новое знание благодаря тому, что начнете смотреть на жизнь по-новому. Если вы художник, то ваши работы станут оригинальными, рожденными под влиянием момента. Если дело касается каких-либо отношений, то полученная вами проницательность сделает эти отношения живыми и развивающимися. Если вы занимаетесь бизнесом, то вас начнут посещать новые идеи, которые, несомненно, принесут вам успех. Какой бы области жизни и деятельности ни касалось дело, свежий взгляд и чувство реальности помогут вам извлечь максимальную пользу.

* Такое чувство возникнет только тогда, когда вы уравновесите свою творческую личность, то есть, обретете способность использовать ее по собственному желанию, способность противостоять общепринятой точке зрения, если ситуация потребует того. Вы должны уметь отвлечься от логического аспекта жизни, позволить себе увидеть абстрактные связи между совершенно не связанными на первый взгляд событиями. Философия, политика и религия поднимают вас над собой. Вы можете спокойно обсуждать свои идеи с окружающими, даже если они не соглашаются с вашей точкой зрения. Но в то же время вы не будете казаться всезнайкой, которому не интересно мнение окружающих и которому нечему у них поучиться.

* Так как пятая чакра располагается в области шеи, то она прочно связана с вербальным самовыражением. Высказывание истины — вот ключевое действие этой чакры. Чтобы уравновесить этот уровень сознания, вы должны быть всегда готовы высказать свое мнение, даже если оно противоречит мнению окружающих. Вас не должно волновать, совпадает ли ваше мнение с общепринятым, будет ли оно принято окружающими. Слишком большое значение, придаваемое мнениям окружающих, ограничивает истинное выражение пятой чакры.

* Пятая чакра очень пригодится вам в ситуациях, когда вы испытываете страх сцены. Осознайте, что страх и радость сцены — это одна и та же энергия. Разница лишь в том, как вы реагируете на нее. Это энергия ситуации, поэтому не пытайтесь противиться ей, а вместо этого откажитесь от обособленного «я» и позвольте энергии свободно циркулировать внутри вас.

* Творческие блокады всем нам очень хорошо знакомы. Воспользуйтесь пятой чакрой, чтобы разбить их. Вообразите, что вы работаете над каким-либо творческим проектом, и вам удастся разбить стену, блокирующую энергию. Скорее всего, вы излишне сконцентрированы на личной заинтересованности (влияние низших чакр) в вашем проекте и она блокирует вселенский поток.

* Стоит вам лишь открыть пятую чакру, и вы научитесь правильно воспринимать собственную оригинальность, в какой бы форме она ни проявлялась. Не каждому суждено стать художником, но каждый может пробудить в себе определенный творческий дар и насладиться им в полной мере. Неважно, что это будет – талант художника, успешная карьера, благополучная семья и дом, – творчество и созидание доступны вам. Первым шагом по направлению к своей подлинной природе может стать попытка открыть собственное «я» и отделить его от мнения о вас окружающих. Вы должны принять собственную уникальность.

* Пятая чакра побуждает вас выражать себя творчески. Это творчество на высшем уровне разума. Когда некоторые личностные черты сталкиваются и взаимодействуют с коллективным разумом, рождается творчество. Мы думаем о горле и о речи, но самовыражение гораздо более значимо, потому что такой уровень творчества не ограничивается только разговором. Писательство, рисование, танец, музыка, размышление и другие бесчисленные формы творческого выражения становятся доступными благодаря пятой чакре.

* Открыв пятую чакру, мы придаем мощное ускорение нашей внутренней энергии. Сначала это ускорение ощущается как некоторая нервозность, несдерживаемая тревожность, заставляющая нас волноваться и анализировать собственную жизнь. Многие люди, пришедшие к пятой чакре без должной подготовки и не обеспечившие правильного заземления, переживают приступы тревожности, у них возникает нервный тик, они начинают чувствовать, что их внутренняя энергия выходит из-под контроля. Ключом к нормализации ситуации должно стать знание того, что вы способны контролировать внутреннюю энергию.

© Поздняков Василий Александрович. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

11 heatpsy • 10:52, 18.11.2016

Психосоматика: шея.
Шея — это мост «с дву­сторонним движением» между телом и разумом

На уровне шеи мы из абстрактного вступаем в физи­ческое зачатие; поэтому сюда мы впускаем дыхание и пищу, которые поддерживают нас и обеспечивают физическое существование. Шея — это мост «с дву­сторонним движением» между телом и разумом, кото­рый дает возможность абстрактному воплотиться в форму, а форме — выражать себя. Через шею мыс­ли, идеи и концепции могут переходить в действие; в то же время здесь же могут высвобождаться внутрен­ние чувства, особенно исходящие из сердца. Пересе­чение этого «моста» на уровне шеи требует вовле­ченности и полного участия в жизни; недостаточная вовлеченность может привести к тяжелому разделе­нию тела и души.

Через горло мы «проглатываем» действительность. Следовательно, затруднения в этой области могут быть связаны с сопротивлением или нежеланием принять эту действительность и включить себя в нее.
Поскольку горло — это «мост, с двусторонним движением», то и проблемы в этой области могут в равной степени отражать как сопротивление необхо­димости «проглотить» неприемлемые явления действи­тельности, так и невозможность выпустить эмоции, будь то любовь, страсть, боль или гнев. Если мы полагаем, что выражение этих эмоций по какой-то причине недопустимо или боимся последствий их выражения, мы их блокируем, а это приводит к накоплению энергии в горле. Такое «проглатывание» собственных чувств может вызывать сильное напря­жение в шее и расположенных здесь же миндалинах. Легко прослеживается связь между шеей и пятой чакрой как центром божественной коммуникаций.

Шея служит также средством, позволяющим нам смотреть по сторонам, то есть, видеть все аспекты нашего мира. Когда шея становится жесткой и закре­пощенной, это ограничивает ее подвижность, что, в свою очередь, ограничивает кругозор. Это указывает на то, что наши взгляды становятся узкими, что узким становится и наше мышление, что мы признаем толь­ко собственную точку зрения, видим только то, что находится прямо перед нами. Это свидетельствует также об эгоцентричном упрямстве или жесткости. Такая закрепощенность ограничивает поток чувств: и коммуникаций между разумом и телом. Блокирование или стеснение в шее совершенно очевидно отделяет нас от переживания реакций и желаний нашего тела, а также от притока опыта из внешнего мира.

10 heatpsy • 13:22, 26.08.2016

Вишуддха (пятая чакра)
Пятая чакра — это место где неуловимое намерение превращается в ощутимую мыслеформу, а мыслеформа облекается в слово. А слово в зависимости от состояния чакры может стать ложью (или деструктивной программой), а может стать источником вдохновения и созидания. При работе с этой чакрой наблюдается и обратный процесс — всякая ложь, любое лжесвидетельствование способствует закрытию этой чакры и усилению отрицательных психических качеств.
Лотос этой чакры расположен между шестым и седьмым шейными позвонками. Она контролирует деятельность шейного нервного сплетения. Ветви шейного сплетения частично входят в состав бронхиального сплетения — второго нервного сплетения чакры. В колебательную среду чакры входит и языкоглоточный нерв, содержащий двигательные, чувствительные, вкусовые и парасимпатические волокна. Вишуддха влияет на такие эндокринные железы, как миндалевидные железы, слюнные железы, щитовидная железа. Клетки щитовидной железы продуцируют йодосодержащие тиреоидные гормоны: трийодтиронин и тиротоксин. Эти гормоны вызывают повышение энергетического обмена, регулируют рост организма, стимулируют центральную нервную систему.
В вишуддхе человек обретает истинное восприятие сущности материальной природы и способность изменять точку сборки, или модель видения мира, по своему желанию. У него исчезают многие сенсорные ограничения, и его поведение уже не определяют те шаблоны и стереотипы, которые управляют большинством людей. Он может подняться над ментальным полем, наполненным суетными мыслями, разрушительными мыслеформами и низкими страстями.

9 heatpsy • 22:36, 28.11.2015

Середина грудинной кости

Эта область располагается за выступающей костью грудины, ниже яремной выемки, и в ней локализуется зона обиды. Субъективно ощущения здесь могут восприниматься как ком, шар, сгусток, «камень на сердце». При этом действительно происходит перегрузка канала перикарда, возникают сердечные расстройства. Для человека с такой проблемой характерно и специфическое выражение лица – выраженные носогубные складки, опущенные уголки губ – все это складывается в маску недоверия миру, обиды.

8 heatpsy • 22:36, 28.11.2015

Локализуется в области яремной выемки и связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю – это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу/сделаю – это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.

7 heatpsy • 22:36, 28.11.2015

Шея – очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным американских исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело (так называемый «образ тела»), размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40-60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически – около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием – возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями.

Существует и обратный вариант «шейного барьера»: ощущения в теле существуют, и достаточно яркие, но они не интерпретируются, не выходят на уровень осознания. Для этой ситуации характерны различные боли психосоматического генеза, парестезии и пр. причин которых человек не понимает.

6 heatpsy • 19:06, 05.10.2015

Шея: страх выразить, проявить свои чувства. У таких людей часто бывают проблемы с горлом: постоянные ангины, першение, ощущение сжатия… Они говорят высоким тонким голосом, немного детским, и жалуются, что не умеют петь. Это происходит из-за постоянного напряжения в шее: как только в груди начинают подниматься чувства, чтобы выйти наружу, шея сжимается, удерживая все внутри. Внешне они могут казаться бесчувственными, но внутри бушует буря страстей — просто не может выйти наружу.

5 heatpsy • 19:05, 05.10.2015

Лицо: страх «потерять лицо». Такие люди придают большое значение тому, что о них думают и как их воспринимают. Им нужно, чтобы их любили, принимали, одобряли — причем все. Из-за этого приходится постоянно носить маски, причем самые разные — обычно их арсенал велик и разнообразен. Но — за масками легко потерять себя настоящего.

4 heatpsy • 16:35, 18.08.2014

Горловая зона связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю — это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу (или сделаю) — это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.

3 heatpsy • 16:35, 18.08.2014

Шея — очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным американских исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело (так называемый «образ тела»), размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40−60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически — около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием — возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями.

Материалы: http://heatpsy.narod.ru/news/rotovoj_i_gorlovoj_segmenty_v_telesnoj_terapii/2014-01-14-54

razvitielife.ru

Значение жестов и поз.

Психология Значение жестов и поз.

просмотров — 88

Значение разных типов рукопожатий.

Оно может быть очень информационным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. И наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлинœенное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. При этом задерживать руку партнера в своей руке не стоит, так как у него может возникнуть чувство раздражения («он как будто попал в капкан»)[121].

Но следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. К примеру, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели ненавидят вялые рукопожатия, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.

С помощью различного поворота ладони можно придать этому жесту различные значения:

Ладонь, повернутая вверх (ладонь снизу, под ладонью партнера), -означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

Ладонь, повернутая вниз (ладонь сверху, на ладони партнера), -стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию.

Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) — позиция равенства.

Существует способ нейтрализации доминирующей позиции: если ваша ладонь оказалась внизу, сделайте шаг на встречу и приблизьтесь к партнеру. Когда вы приблизитесь, ваше положение ладоней, естественно измениться и автоматически перейдет в вертикальное положение.

Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладоньсобеседника) — стремлениепоказать свою искренность, дружелюбие,доверительность.

Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия состоит по сути в том, чтобы держать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько базовых жестов и поз, отражающих внутреннее состояние человека.

Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

В первую очередь, в них проявляются состояния организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инœертные или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. К примеру, такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определœенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. К примеру, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, они способны передать точную информацию.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт. Такой жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «расстегивание пиджака». Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в нашем присутствии. Соглашение между партнерами в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие как правило расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всœего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски подбородок, стремить прикрыть лицо руками. Но чаще всœего он стремиться не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. В случае если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние партнера. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что данный жест влияет на поведение других людей. В случае если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то в скоре можно ждать, что и другие члены последуют вашему примеру. Правда, данный жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.

В случае если помимо скрещенных на грудирук собеседник еще сжимает пальцыв кулак, то это свидетельствуето еговраждебности или наступательнойпозиции. В этом случае следует замедлитьсвою речь и движения, как быпредлагая партнеру последовать вашему примеру. В случае если это не помогает, то следует сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи, обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники «полемизируют»[122]стремясь, во что бы то ни стало, убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределœе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.

Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывает большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то интересует. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточится на проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда партнер находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — собеседник, как бы, рассматривает что-то в дали, как будто бы пытается найти там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всœего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи. Прикосновение к носу или его легкое потирание — также знак сомнения. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что он чешется. При этом те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу. В случае если во время беседы ваш партнер опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто нужноели или же он чувствует свое превосходство над вами. В случае если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: крайне важно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, — потягивание мочки уха — говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. В случае если вы будете продолжать разговор в то же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. В случае если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всœего будет помолчать в ожидании. В случае если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».

Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается «взять себя в руки». Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спинœе. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними. Существует несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал данный жест. В случае если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?» Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле зрения и ждите ответа.

Другой способ состоит по сути в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что, в свою очередь, изменит его отношение. Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его на большое от него расстояние, спросить: «Вы не видели это?», заставив его наклониться вперед.

Хорошим способом взаимодействия является копирование жестов собеседника. В случае если вы хотите показать, что согласны с собеседником, то вам нужно повторить его позу. При этом в случае если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, то копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится всœе, что здесь говорится, даже если на словах он со всœеми согласен.

Жест готовности сигнализирует о желании закончить разговор или встречу и выражается в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. В случае если любой из этих жестов проявляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.


Читайте также


  • — Значение жестов и поз.

    Значение разных типов рукопожатий. Оно может быть очень информационным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. И наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Жесты и позы. | Для ораторов

    В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека.

    А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины: «Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впечатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны — ленивы или слишком нервны, — мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия».

    Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

    Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

    Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

    В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

    Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

    В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения.

    Таким образом, они способны передать точную информацию.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

    Жест «раскрытые руки»состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей.

    Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

    Жест «расстегивание пиджака»также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

    Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

    Руки здесь могут занимать три характерных положения.

    Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.

    Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, следует постараться сменить тему разговора.

    Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.

    Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках.

    Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

    Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы.

    Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

    Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

    Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — как будто собеседник рассматривает что-то вдали, пытаясь найти там ответ на свой вопрос.

    Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

    Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

    Прикосновение к носу или его легкое потирание — также знак сомнения. Когда собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос.

    Правда, иногда люди потирают нос потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

    Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседудостаточно красноречивы.

    Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами.

    Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

    Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит.

    Другой жест, связанный с прикосновением к уху, потягивание мочки уха, говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

    В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу.

    Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти.

    Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

    Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками.

    Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы.

    Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании.

    Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».

    Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.

    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими.

    К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

    Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

    Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?» Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле зрения и ждите ответа.

    Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что, в свою очередь, изменит его отношение. Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его на большое от него расстояние, спросить: «Вы не видели это?», заставив его наклониться вперед. Хорошим способом взаимодействия является копирование жеста собеседника. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, то вам нужно повторить его позу.

    Однако в случае если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, то копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.

    Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения.

    Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.

    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула.

    Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

    Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников.

    Так, с помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.

    Похожие статьи:

    4oratory.ru

    Как распознать, что означают жесты и позы

    Иногда в общении с человеком мы замечаем, что, хотя он говорит приятные вещи, что-то в нем настораживает, но мы не можем понять – что именно. Либо мы влюбляемся, хочется видеть только хорошее, но жизненный опыт подсказывает, что надо быть осторожнее. Если вы научитесь понимать, что означает та или иная поза, то это поможет определить отношение к вам другого человека. Это становится особенно важным, когда у вас не ладится личная жизнь, мужчины поют сладкие песни, а на поверку оказываются совсем не теми, за кого себя выдавали в начале знакомства.

    Обычно человек может уследить за своими словами, специально говоря то, что вы хотите от него слышать, но вот свои жесты редко кто умеет контролировать. И даже самые сладкие слова не скроют от вас недоброе отношение собеседника, если вы научитесь читать язык тела и жестов. Всех политиков и крупных бизнесменов специально обучают, как при помощи определенных жестов вызывать доверие у собеседников. Мы не политики, поэтому все приходится делать самим.

    Если человек относится к вам не так, как хочет это показать, то есть:

    — либо желает вызвать в вас доверие, чтобы воспользоваться им в своих интересах;
    — либо вы ему не нравитесь, но он из вежливости пытается скрыть это;
    — либо он не доверяет вам,

    он использует в общении так называемые закрытые жесты. Это проявляется в различного рода скрещиваниях рук и ног.

    Что означают закрытые позы

    — Перекрещенные на груди руки – попытка отгородиться от вас.

    — Скрещенные на груди руки со сжатыми кулаками – враждебность.

    — Скрещенные на груди руки с ладонями, обжимающими предплечья — попытка отгородиться плюс недоверие.

    — То же самое, но большой палец поднят вверх — попытка отгородиться плюс агрессия.

    — Человек теребит во время беседы пуговицу на манжете рукава, браслет часов, обхватывает запястье, так же как и переплетённые пальцы – скрытая нервозность.

    — Одна ладонь плотно обхватывает другую – чувство превосходства, властность.

    — Руки в карманах, большие пальцы снаружи — чувство превосходства, агрессия.

    — Перекрещенные руки и ноги – неодобрение, усиленная защита.

    — В позиции сидя, перекрещенные ноги и руки с перекрещенными на коленях пальцами – замкнутость.

    — В позиции сидя, перекрещенные лодыжки – напряженность, недоверие, защита.

    Иногда позиции не могут быть прямо расценены как закрытые, но некоторые выводы можно сделать и из них.

    — Чуть приподнятая голова, полуприкрытые веки, взгляд направлен вниз – превосходство, высокомерие.

    — Взгляд искоса при опущенных бровях – враждебность.

    — Частое моргание – растерянность, желание защититься.

    — В позиции сидя, лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги, плюс руки со сцепленными пальцами за голову – чувство превосходства, уверенность во владении ситуацией.

    — Ладонь прикрывает рот, указательный палец касается носа – недоверие, скрытность.

    — Собеседник потирает нос – либо он лжет вам, либо сам себе не верит.

    — Собеседник потирает ухо – нетерпение, желание перебить.

    — Собеседник садится на стул «верхом» – превосходство, агрессия.

    Хотя, тут стоит сделать оговорку, что у человека могут быть привычки, сложившиеся годами, и его закрытые позы говорят не о плохом отношении конкретно к вам, а к другим бывшим женщинам. Это не повод для немедленного разрыва, но должно насторожить, ведь если он плохо обращался с другими, где гарантия, что со временем не перенесет это на вас?

    Знание языка тела поможет вам не только понять отрицательное либо потребительское отношение другого человека к вам. Если вы сами научитесь следить за своими жестами, не употребляя негативных позиций при общении с людьми, вскоре вы заметите, что люди станут больше вам доверять, а в некоторых случаях вам удастся избежать конфликтов.

    swobodna.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *