Как заговорили первобытные люди? | Club.Umnitsa.ru

Наше сегодняшнее занятие посвящено интереснейшему вопросу – зарождению человеческого языка. Возможно, вы, как и я, столкнулись с проблемой, что книг по лингвистике, написанных доступным для детей языком, катастрофически мало. Поэтому вначале я бы хотела порекомендовать книги, которые помогли мне подготовиться к занятию.

1) В 1974 году вышла книга Франклина Фолсома «Книга о языке».

Лейтмотив книги актуален для нашего занятия «Человек разумный – это человек говорящий». Это действительно книга о языке, написанная для целевой аудитории «дети». Книга доступна для скачивания в Интернете. Единственное, что нужно учитывать, это год издания. Некоторые данные (например, численность населения, количество существующих языков) устарели.
2) Для тех, кто хотел бы в легкой и познавательной форме окунуться в проблему происхождения языка (на уровне взрослого, но с возможностью адаптации материала для детей), я бы посоветовала книгу О. А. Донских «К истокам языка».


3) Ну и, понимая нехватку времени современной мамы, которая должна знать обо всем, разбираться на элементарном уровне во многих науках, я бы порекомендовала книгу Светланы Бурлак «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы».

Мне посчастливилось несколько раз присутствовать на лекциях Светлана. Она очень эрудированный человек, эксперт в гипотезах происхождения языка. Книга написана научным языком. Нам она может быть интересна тем, что на сегодняшний день это самое последнее, следовательно, актуальное издание в области происхождения языка.

Кроме того нашими неизменными спутниками стали книги серии «Пешком в историю»,
«Ледниковый период. Познаю играя» (очень качественная книжка с наклейками),

ну и без комплектов Умницы мы просто жить не можем.

Устная речь

1. Играем в молчанку.
Я предложила Косте помолчать и выполнять все действия, пользуясь только жестами. Затем мы обсудили, удобно ли это? При каких обстоятельствах это могло быть удобно? Мы задумались о том, пользовался ли жестами первобытный человек?

2. Жесты
Мы разыграли следующие ситуации.
1) Одно племя после землетрясения ищет себе новую пещеру. Провели племя по лабиринту.

2) Нашли силуэты каждого члена племени.
3) Попытались договориться между племенами с помощью жестов.

4) Перед тобой картинки с жестами индейцев. Попытайся что-нибудь сказать с помощью жестов. Материал брали из книги Фолсома. Общаться с помощью жестов Косте очень понравилось.
5) Обсудили, что иногда один и тот же жест может быть истолкован по-разному (карточки Умницы).
Сделали вывод:
1) жесты помогают в коммуникации;
2) жесты могут по-разному интерпретироваться, поэтому они не заменяют речь.
3) В разных странах в большей или в меньшей степени пользуются жестами (Италия, Бразилия – не обходятся без жестов).

4) Люди с ограниченными возможностями (немые или плохо слышащие) пользуются жестами, это их возможность быть услышанными.
5) Многие выражения в нашем языке связаны с нашей мимикой. Показали мимикой фразы:
задирать нос;

рвать на себе волосы;

выше голову;
не вешать нос;
надуть губы

3. Проблема происхождения языка
Как же все-таки появился язык? Ты знаешь, ученые до сих пор не нашли ответ на этот вопрос. Может быть, с этой задачей справишься в будущем ты.
1) У Кости возникло желание подумать, как мог появиться язык. И он, глазом не моргнув, представил мне звукоподражательную теорию. Он немного расстроился из-за того, что такая теория уже существует.

Ученые так запутались в решении этой задачи, что целых 99 лет запрещали вообще искать ответ на этот вопрос. Очень многие ученые думают, что язык появился благодаря жестам. Поэтому первая теория, объясняющая происхождение языка, так и называется — жестовая.
2) Я предложила Косте встать на четвереньки и поставила задачу – найти потерявшийся мячик. Затем я попросила его встать и тоже искать мячик. Оба раза сама я тоже либо ползала, либо ходила. В процессе поиска мы общались. Я задавала вопросы типа: когда он видел мячик в последний раз, где он его хранит. Оба раза я просила показать, где мячик.
Выводы:
1) Когда предки человека стали ходить на двух ногах, их руки освободились, и они смогли жестикулировать.
2) Кроме того, выпрямившиеся люди стали смотреть в лицо друг другу, и мимика стала играть большую роль в общении.
3) Но потом люди стали делать орудия, и их руки снова оказались заняты, – тогда основная нагрузка легла на возгласы. В результате жесты постепенно превратились в звуки..
А знаешь, сколько еще теорий придумали ученые? Давай поиграем в игру «больше – меньше». Как минимум, 23!
4. Какой была первоначальная речь человека?
1) Мы внимательно изучили три картинки, изображающие шимпанзе, австралопитека и человека. Костя должен был разложить картинки в правильной последовательности.

Мы отметили: у современного homo sapiens больше пространства в передней части головы (именно в этой части находятся воспоминания). А центр речи находится у человека над левым ухом, если он правша.

Честно говоря, я вначале сомневалась, нужно ли давать Косте эту информацию. Каково же было мое изумление, когда на следующий день после занятия он, увидев комара, выдал: «Теперь мне понятно, почему комар все равно ко мне летит, если я от него отмахиваюсь – у него нет отдела мозга, который за ассоциации и воспоминания отвечает. Вот он и забывает, что я его прихлопнуть могу».
2) Смотрим видео и презентацию.
У меня было припасено видео, как сходятся и расходятся голосовые складки, когда человек поет. На Костю это произвело сильное впечатление.
3) Первобытный человек внимательно присматривался и прислушивался к окружающему миру. В отличие от животных он мог имитировать многие звуки. Конечно, голосовые связки первобытного человека были куда слабее, чем современного. Для того, чтобы представить, как мог говорить первобытный человек, мы выполним упражнение «штробас».

Штробас – это музыкальное упражнение, которое часто используют на уроках вокала. При выполнении этого упражнения голосовые связки максимально расслаблены, кажется, что мы имитируем скрип деревьев. Возможно, именно так говорил первобытный человек.
4) Давай попробуем теперь сымитировать различные звуки. Я включаю звуки разных животных, Костя пытается повторить.


5) Теория, которая объясняет происхождение языка, стремление первобытных людей повторять услышанные ими звуки, называется звукоподражательная.
5. Что такое праязык?
Человеческий речевой аппарат одинаковый у всех рас. У всех людей рты приспособлены произносить множество звуков. Самыми древними народами Африки, как считают ученые, являются бушмены и готтентоты. В настоящее время их потомки обитают в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки. Готтентоты сегодня — это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Название племени готтентотов происходит от нидерландского слова hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Европейским людям это напоминало речь обезьян, и посему они сделали выводы, что этот народ является переходным звеном между миром приматов и человеком. У готтентотов и бушменов рот другой формы. Небо выше, язык уже, подбородок меньше. Их речь изобилует щелкающими звуками.

https://www.youtube.com/watch?v=eKuLKxLXkTE
https://www.youtube.com/watch?v=4gaRCOF94Jg

6. Междометная теория
1) Мы решили поохотиться, сделали копья,

нарисовали бизона и копье, которым его протыкаем, чтобы призвать удачу в охоте.

Стали метать их в мамонтов.

2) Затем мы взвалили тушу на себя и потащили ее. Я читала Косте текст, а он должен был вставлять нужное восклицание по смыслу. Ух, какая она тяжелая, — сказала мама-охотник. Ух, – повторил Костя. А что сказала дочка охотника, когда увидела какую огромною тушу притащил ее отец? (Ого!), а ее маленькому братишке не терпелось отведать мяса, и он выхватил из костра кусочек. Что он вскрикнул (Ай!) А мама покачала головой, глядя на него и погрозила пальцем (Ай-яй-яй). Эти слова-возгласы передает наши ощущения (то, что мы чувствуем).

3) Слова, которые описывают наши ощущения, называются междометия. Возможно, первый язык появился из междометий. Для первобытного человека слова были способом выжить. Они помогали удачно охотиться, передавать опыт поколениям.

7. Слова-заклинания
Язык помог первобытным людям управлять собой и окружающим миром. Первобытные люди стали думать, что слова – это колдовство. Они придумывали слова-заклинания, которые могли принести удачу на охоте, спасти от засухи. Некоторые заклинания мы используем до сих пор. Вспомним «мирись-мирись».
1) Послушай старинную песенку-заклинание «Овес, горох, ячмень растет». Она помогала собирать большой урожай.
2) Давай с помощью этой песенки вырастим свой урожай.
3) Вначале мы изучили, какие злаковые культуры были известны первобытному человеку.

4) Поучились их сажать.


5) Мы еще раз повторили последовательность действий, необходимую для выращивания урожая. А затем посадили и собрали, используя жатвенный нож собственного изготовления, урожай.



С помощью двух камней попытались растереть зерна в муку. Представили, как была испечена первая лепешка.
6) А есть ли приметы, в которые ты веришь? Или верят твои знакомые? Это остатки древних верований.
7) Первобытные люди очень боялись злых духов. Они верили, что если укоротить имя духа, то и сила его иссякнет. Поэтому имя злого духа Шабрири они выкрикивали так: Шабрири, Брири, Рири, Ири, Ри. Давай тоже будем выкрикивать названия тех вещей, которых мы боимся, сокращая их названия. Например, собака – бака, ака, ка, а.
8) Ты знаешь, один немецкий поэт попробовал описать, что могут слова. Вот что у него получилось.

Что могут слова
объяснять
предавать
недоговаривать
устранять недоразумения
разочаровывать
поощрять
сеять недоверие
открывать сердца
ранить
утешать
искушать
запутывать
находить подход
сталкиваться с непониманием
преодолевать барьеры
подбадривать
уничтожать
уводить в сторону
утомлять
сеять раздор
восстановить мир
ворчать
атаковать
развеселить
опечалить
разочаровать
вселить надежду
согревать

Ханц Манц
(официального перевода на русский язык у этого стихотворения нет, поэтому перевела сама)

Давай попробуем сортировать слова. Какие из них приносят добро, какие причиняют зло?

Костя сразу вспомнил, что учил в школе стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его словах». Очень я порадовалась, что у него такие ассоциации сразу выстраиваются. Потом мы разложили карточки в рядах парами-антонимами.
9) А теперь давай поиграем. Тянем карточку и представляем ситуацию в каменном веке с этим словом.
Игра очень увлекла Костю. Я этого не ожидала, он опять же придумал интересные правила. Мы по очереди вытягивали слова и продолжали истоиию с одними и те ми же героями.



10) А что еще могут слова? Придумай!

Письменная речь

Вначале первобытный человек держал все мысли в голове. Но это было неудобно, что-то можно было забыть. И тогда человек догадался рисовать свои мысли или высекать на камне. На чем он рисовал? На стенах, пещер, на бересте, на раковинах, на бивнях мамонта. Так появилось первое письмо. Высеченные на камне рисунки называются петроглифы.
1) Ты тоже можешь писать рисунками. Косте очень понравилось писать письма и придумывать способ обмена письмами.
Давай проведем эксперимент. Я шепну тебе и папе по предложению. А вы его нарисуете. Интересно, пусть папа отгадает, что нарисовал Костя, а Костя отгадает, что нарисовал папа.
Вывод: Костя и папа изобразили одну и ту же мысль по-разному. «Я пошел к своему другу играть в футбол». Из-за этого может возникнуть недопонимание.
2) Давай посмотрим м/ф о том, как было написано первое письмо. Остановим м/ф на том месте, где девочка решила написать письмо. Попробуй помочь девочке, нарисуй свое письмо.


3) Смотрим м/ф до конца. А как девочка нарисовала письмо? Что в ее письме оказалось понятым по-другому мамой?
4) Индейцы пользовались рисунками-пиктограммами. Такое письмо называлось пиктографическим. А знаешь, кто очень хорошо умел писать такие письма – В. И. Ленин. Вот какое письмо он сочинил в 12 лет.

В центре шесть фигур различных животных и предметов: самовар, рак, аист, подкова, лягушка и свинья. Индейцы таким образом изображали тотемы своих племен, именами которых они назывались. По-видимому, и в письме В. Ульянова эти рисунки обозначают индейские имена шестерых ребят. Все их помыслы едины, о чем говорят соединенные нити, выходящие из голов и сердец изображений. Все эти нити идут к чернобородому человеку, купающемуся в пруду, очевидно, это какая-то просьба. О чем же могли просить его ребята?
В левой части рисунка — шесть маленьких вооруженных фигурок, медведь и съестные припасы. Проголодавшись после игры «охота на медведя», дети просят чернобородого человека возвратиться в дом, расположенный около пруда, и накормить их. Иначе их ожидает смерть, на что указывает лежащая фигура в левом верхнем углу рисунка.
Спасибо всем, кто дочитал до конца
Другие занятия по теме:
Первобытная математика

Камень в культуре человека

В поиске креативных идей

club.umnitsa.ru

Язык жестов или «гав-гав теория»: как возникла речь?

ФОТО Getty Images 

Схожесть предмета или явления и знака, который его обозначает, в лингвистике называется иконичностью. Распространено мнение, что в устной речи иконичность почти не встречается, за исключением звукоподражания вроде «мяу» или «гав». Для языка жестов, напротив, иконичность весьма характерна.

Исследователи Маркус Перлман (Marcus Perlman) и Гэри Лупьян (Gary Lupyan) из Висконсинского университета (США) вместе с Риком Дейлом (Rick Dale) из Калифорнийского университета в Мерседе (США) провели серию экспериментов. Добровольцам предложили попробовать передать смысл определенных слов с помощью бессмысленных звуков, при этом не используя жесты или мимику. Участников разделили на девять пар, которые играли в «вокальные шарады», пытаясь звуками дать понять партнеру, какое из восемнадцати слов («вверх», «вниз», «большой», «маленький» и так далее) они имеют в виду.

читайте также

«Зачем я выучил 20 языков»

Исследователи записали издаваемые звуки и сравнили результаты игры в различных парах. Обнаружились закономерности — к примеру, пытаясь передать смысл слова «вверх», добровольцы издавали звуки более высокого тона (и наоборот для слова «вниз»). Обнаружилось, что после нескольких раундов игры взаимопонимание улучшалось и в конце концов партнеры начинали понимать, что имеется в виду (82,2% случаев).

Во втором эксперименте записанные звуки предложили прослушать анонимным пользователям в интернете, которым затем предлагалось выбрать соответствующее звуку слово из списка. Пользователи верно определяли значение звуков примерно в 36% случаев — гораздо точнее, чем при случайном угадывании (в данном случае около 10%).

Исследователи подчеркивают, что точно установить процесс возникновения речи у первобытных людей (предполагается, что это произошло в верхнем палеолите — около 50 тысяч лет назад, или даже раньше), скорее всего, никогда не удастся. Однако их результаты показывают, какую роль в этом процессе могли играть различные звуки, которые изначально были иконичными, а с течением времени эволюционировали в более сложные звуковые конструкции, которые уже одинаково понимались большими группами людей.

Подробнее см. M. Perlman at el. «Iconicity can ground the creation of vocal symbols», Royal Society Open Science, August 2015.

Читайте также

www.psychologies.ru

Первобытный мир. Жизнь доисторического человека

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток – от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Классовые общества появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей — А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, – синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, человек умелый мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился человек разумный, или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, большерогие олени, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры – те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену родовой общине постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.

fb.ru

Обрядовые жесты народов мира — Культовые, ритуальные жесты — Жесты, Позы, Мимика — Библиотека Психолога.

Обрядовые жесты народов мира

У многих народов существовали (а у некоторых и до сих пор существуют) магические обряды контроля над погодой. Так, на острове Гальмагера (к западу от Новой Гвинеи) шаман, чтобы вызвать дождь, разбрызгивает воду по земле веткой, сорванной с определенного вида дерева.

Когда у индейцев племени омаха в Северной Америке засыхают посевы без дождя, они наполняют водой большой сосуд и четырежды обходят вокруг него в танце. При этом один из них, набрав в рот воды, выпрыскивает ее в воздух, создавая тонкую водяную пыль. Затем он опрокидывает сосуд с водой на землю, танцоры падают ниц и, вымазав лица в грязи, выпивают воду. Под конец все они начинают распрыскивать воду изо рта, создавая тонкий туман. Считается, что этот обряд поможет сохранить посевы.

Весной индейцы племени начей (Северная Америка) делают складчину, чтобы купить у колдунов благоприятную погоду для своих посевов. Чтобы вызвать дождь, колдуны танцевали, держа во рту наполненные водой трубки с пробитыми, как в лейках, отверстиями, через которые выдувалась вода в направлении той части неба, где собирались грозовые облака. Если была нужна ясная погода, колдун поднимался на крышу хижины и размахивал руками, подавая облакам знак, чтобы они проходили мимо.

Туземцы племени банту направляются к храму дождя, очищают территорию вокруг храма от травы, предводитель наливает в горшок пиво и зарывает его в землю, прося божество Чау-та ниспослать своим детям дождь. Затем все пьют оставшееся пиво, отхлебнуть глоток дают даже детям; берут в руки ветки, танцами и песнями призывают дождь. Оставшаяся в деревне старуха выставляет в дверях хижины сосуд с водой, в который, возвратясь, участники церемонии макают ветки и размахивают ими так, чтобы капли летели вверх как можно выше. После этого остается только ждать, что ветер скоро пригонит тяжелые грозовые облака.

У племени мара в Северной Австралии вызыватель дождя идет к заводи и распевает над ней магическую песнь. Потом черпает воду руками и пьет ее. Набирает в рот воду и выплевывает ее в разных направлениях. По окончании обряда обрызгивает себя водой с головы до ног и расплескивает ее вокруг.

Во время сильной засухи представители племени диери (Центральная Австралия) вырывают яму, над ней из бревен и ветвей устраивается хижина конической формы. Старейшины племени острым кремнем пускают кровь двум колдунам, которые, как считается, получили от духов предков особое вдохновение. Кровь, стекающая с их локтей, попадает на их соплеменников, сгрудившихся в хижине. Одновременно с этим колдуны пригоршнями разбрасывают вокруг себя пух, часть которого прилипает к обрызганным кровью телам людей, а другая кружится в воздухе. Кровь символизирует дождь, а пух — облака. На середину хижины выкатываются два больших камня, которые изображают собирающиеся облака. Затем колдуны относят камни на несколько миль и затаскивают их как можно выше на самое высокое дерево. Остальные мужчины собирают и растирают в порошок гипс и бросают в яму с водой. В заключение все мужчины окружают хижину и, наклонив головы, как бараны, бодают ее. Бодание продолжается до тех пор, пока хижина не обрушивается. Руками при этом пользоваться запрещено, но, когда остаются одни лишь тяжелые бревна, можно пустить в ход и руки. Протыкание хижины головами символизирует продырявливание облаков, а падение хижины — выпадение дождя.

Издавна люди обожествляли живых людей, то есть воплощения бога в человеческом образе, причем не только особ королевской крови. Воплощение может быть временным или постоянным. Во временном воплощении, известном более как вдохновение или одержимость, обычными проявлениями оказываются пророчества и предсказания, а не чудеса, которых ждут, когда божественный дух находит в человеческом теле постоянное прибежище, когда человек становится человекобогом.

Будучи не в силах постичь существование природного закона как такового, первобытный человек не может уразуметь и то, что значит его нарушить. Чудо для него — не более как необычайно сильное проявление обычных способностей. Вера во вдохновение распространена повсеместно. Считается, что время от времени отдельные люди могут быть одержимы духом или божеством. На это время их собственная личность и тело выходят из повиновения, а дух заявляет о своем присутствии в конвульсивных вздрагиваниях и сотрясениях тела человека, в беспорядочных движениях и блуждающем взгляде. Все речи человека в этом аномальном состоянии воспринимаются окружающими как голос обитающего в нем и говорящего через него бога или духа.

Например, на Сандвичевых островах (Гавайи) верховный властитель, персонифицирующий бога, изрекал оракульские ответы из-за укрытия в виде плетенки. В Древней Греции как только бог вселялся в жреца, жрец начинал страшно трястись и доводил себя до явного бешенства: его мускулы конвульсивно вздрагивали, тело вздувалось, черты лица ужасно искажались, глаза блуждали. Жрец часто катался по земле с пеной у рта, как бы мучимый вселившимся в него божеством, и пронзительными криками, неистовыми, часто нечленораздельными звуками сообщал волю бога. Сведущие в такого рода таинствах жрецы, стоящие рядом, слушали и передавали народу получаемые прорицания.

Сразу после ответа оракула припадок мог спасть, а мог продолжаться на протяжении двух-трех дней. В знак одержимости или того, что в человека вселился бог, вокруг его правой руки обматывали кусок особого рода материи. Все это время его действия рассматривались как действия Бога, и поэтому к его словам и поведению относились с величайшим вниманием и почтением.

Некоторые ритуалы предусматривали запретные действия. Например, существовало табу, распространяющееся на вождей и правителей. Считалось, что их нужно не только оберегать, но и остерегаться. Священный организм вождя столь хрупкий, что может прийти в расстройство от малейшего прикосновения, вместе с тем содержит в себе мощный заряд магической и духовной силы, разряжение которого может иметь фатальные последствия для всякого, кто приходит с ним в соприкосновение. Поэтому изоляция богочеловека необходима не только для его личной безопасности, но и для безопасности окружающих.

Негры нуба (Восточная Африка) верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Но если они обнажат левое плечо и попросят вождя возложить на него руку, то могут избежать кары за вторжение. Нельзя было сидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, иначе умрешь в течение года. В племени казембе (Ангола), чтобы при соприкосновении с вождем избежать смерти и остаться в живых, придумали такой ритуал: став перед вождем на колени, человек тыльной стороной ладони прикасается к тыльной стороне царственной руки, после чего кладет свою ладонь на ладонь вождя и ловит его пальцы. Обряд повторяется четыре раза.

На островах Тонга бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе верховного вождя (или к его вещи) дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет, поскольку святость вождя подобна действию сильного яда. Простолюдин может спастись, если прикоснется к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, после чего сполоснет руки водой. Если воды поблизости не оказывалось, допускалось очищение рук сочным листом подорожника или банана. Не успев очистить руки до еды, человек просил кого-нибудь накормить его или опускался на колени и, как животное, брал пищу с земли ртом, опасаясь использовать “нечистые” руки.

Существует множество обрядов изгнания злых сил. Стремление первобытных народов избавиться от различных бедствий, как правило, принимает форму охоты или изгнания чертей, злых духов (демонов) и привидений. Изгнание злых сил может быть прямым и косвенным, то есть с помощью материального носителя или “козла отпущения”.

Например, когда какое-нибудь несчастье случается на острове Рук (между Новой Гвинеей и Новой Британией), то туземцы всем племенем бегают, визжат, сыплют проклятиями, воют и колотят палками по воздуху, чтобы отогнать демона — предполагаемую причину несчастья. От места происшествия островитяне шаг за шагом отгоняют его к морю, чтобы прогнать с острова.

Туземцы Новой Британии в аналогичной ситуации вооружаются ветками и дубинками и при свете луны выходят в поля, где до утра с дикими завываниями колотят своим оружием по земле и топают ногами, изгоняя чертей. Или с горящими факелами в руках быстро пробегают по деревне. А туземцы Новой Каледонии вырывают глубокую яму, вокруг которой собирается все племя. Осыпав злого духа проклятиями, они засыпают яму землей и с громкими криками притаптывают бугор, как бы погребая злого духа.

 



Перейти в форум

psychologiya.ucoz.ru

Звуковая сигнализация принимала все более осознан&shy

37

собностью речи» ‘. У поздних синантропов по мере оконча­тельного перехода к двуногому хождению, по утвержде­нию В. В. Бунака, в основном закончился цикл преобра­зований голосового аппарата, наметившийся у поздних австралопитековых форм. У синантропов усилилась под­вижность языка и отдельных частей гортани. Все это говорит о том, что голосовые органы функционировали более интенсивно и произносили большее количество звуков, чем это имело место у предшествующих предков человека. Развитие средств общения у первобытных лю­дей шло не только за счет их дальнейшей дифференци­ации, установления более однозначной связи определен­ного звукового комплекса с соответствующим состоянием человека и явлениями окружающей действительности, но и за счет качественной перестройки самого характера об­щения.

Звуковая сигнализация принимала все более осознан­ный, преднамеренный характер. Звуковое общение превра­тилось в повседневную жизненную необходимость. Посте­пенное включение все большего и большего количества предметов в сферу практической деятельности предков че­ловека, усложнение форм взаимоотношения как с приро­дой, так и между собой, расширение круга хозяйственной жизни — все это обусловливало обогащение звуковых комплексов, требовало все более и более тонкой модуля­ции, нюансировки произносимых звуков с тем, чтобы точ­нее определить, к какому кругу предметов и явлений они относятся, какое состояние организма они выражают, осу­ществления какого вида деятельности с их помощью хотят добиться. Первобытный человек использовал весь комп­лекс средств общения — и звуки, и жесты — не только с целью побудить других членов стада к совершению опреде­ленного действия, но и, видимо, сообщал о своих впечатле­ниях о действительности. При помощи звуков и жестов предок человека на стадии синантропа сообщал другим то, что он получал в процессе непосредственного восприятия. Содержанием его сообщения были восприятия и представ­ления об окружающем мире. Абстрактного мышления на этой стадии еще не существовало.

Взаимное речевое общение первобытных людей на ста­дии питекантропа и синантропа было непосредственно

1П. И. Борисковский, Начальный этап первобытного общества Л. 1950, стр. 21.

38

включено в производственный процесс. Люди общались, трудясь. Речевая деятельность, по-видимому, еще не полу­чила относительно самостоятельного характера, хотя го-миниды, по всей вероятности, умели уже осуществлять элементарные связи между различными звуковыми ком­плексами по все более строго определенным правилам, последовательно выражая связи своих впечатлений об окружающем мире.

Возможные пути использования жестов на стадии не­членораздельной речи. Большинство ученых так или ина­че склонялось прежде и склоняется теперь к тому, что же­сты играли огромную роль в общении первобытных людей. Ошибкой было бы думать, что общение с помощью жестов составляло какую-то особую стадию в развитии речи. Об­щение при помощи жестов составляло не стадию, а было включено необходимым составным компонентом в звуко­вое общение. Сами по себе трудовые операции, осу­ществляемые членами первобытного стада людей в усло­виях довольно уже спаянного коллектива, являясь формой реализации мысли, вместе с тем служили непреднамерен­ной формой общения, выполняя роль или объекта подра­жания со стороны других членов стада, особенно молодо­го поколения, учившегося выполнению этих операций у более старших, или ‘служили предметом контроля со сторо­ны, например, вожака, или просто объектом восприятия, дающим возможность знать о замысле человека, выпол­няющим эту операцию и тем самым служившим ориенти­рующим фактором для других членов стада. Трудовые движения могли выполнять роль общения не только не­преднамеренно, но и осознанно, когда, скажем, необхо­димо было показать другому, как нужно осуществлять данную операцию, например при отделке орудия из камня.

В определенных ситуациях жизни первобытного кол­лектива людей некоторые трудовые движения начинали выполнять как бы двойную функцию: непосредственно тру­довую, направленную на достижение конкретной цели, и опосредованно коммуникативную, направленную на показ и последующее побуждение другого или других членов коллектива к осуществлению данного действия ‘.

1 Мы полностью разделяем точку зрения А. Н. Леонтьева, кото­рый говорит, что «в зародыше речевое общение людей и их практиче­ское общение не дифференцированы между собой, что рабочие движе-

39

Возникновение и дальнейшее расхождение функций не­которых трудовых движений неизбежно вело к тому, что движения, выполняющие функцию преднамеренной ком­муникации, начинали постепенно приобретать иную струк­туру, носить все более редуцированный, неполный харак­тер, являясь лишь эскизной, схематической имитацией реального трудового процесса, лишь его символическим изображением. Жест, эскизно изображающий ту или иную трудовую операцию, становился преднамеренно по­даваемым сигналом, картинно обозначающим эту опера­цию и тем самым сообщающим о ней, побуждающим других к ее осуществлению или выражающим желание осуществить данное действие самим сигнализирующим субъектом. Естественно возникавшая связь между изобра­зительным жестом и выражаемым им действием или предметом являлась первоначально настолько нагляд­ной и простой, что она оказывалась легко доступной и понятной для примитивно мыслящего первобытного че­ловека.

При помощи постепенно усложняющихся изобразитель­ных жестов, получавших все более и более обобщающий характер, первобытные люди могли сообщать свои мысли о форме предметов, их объеме, количестве, месте, внешних связях предметов между собой, о характере деятельности своей и других членов стада, об уже совершенных дейст­виях и тех, которые совершаются в данный момент вре­мени, а также о предполагаемых быть совершенными в будущем и т. п.

Приемы первоначального мышления представляли со­бой непосредственное воспроизведение характера воздей­ствия человека на предметы реального мира. Движения рук, при помощи которых осуществлялись сами трудовые операции, неизбежно являлись материальным средством выражения их мысленного воспроизведения в мозгу. Ра­бота мышления была настолько тесно связана с работой рук, что мозг посылал импульсы в мышцы рук не только в момент отправления трудовых операций, но и в момент их мысленного воспроизведения с целью сообщить свои мысли другим. И не случайно поэтому мозговые центры

•Р ,

печи ныне регулирующие движение мышЦ речевого аппа­рата’ расположены в непосредственной близости к цент­рам,’регулирующим движение рук. При этом ведущий центр речи, обычно расположенный в левом полушарии мозга, связан с центром именно правой руки. У людей с ведущей левой рукой (левшей), центр которой находится в правом полушарии, ведущий центр речи перемещен в правое полушарие, т. е. к центру ведущей руки. Эта ана­томически фиксированная связь, сложившаяся в ходе фи­зической эволюции человека, является дополнительным аргументом в пользу того, как тесно связаны между собой труд, мышление и речь. В качестве подтверждения того положения, что жесты играли весьма важную роль во взаимном общении людей в первобытном стаде, обычно ссылаются на этнографические материалы. И действи­тельно, этот материал проливает некоторый свет на этот вопрос, хотя его применение нуждается в некоторых ого­ворках.

Нельзя не считаться с тем фактом, что жесты широко применялись среди в прошлом отсталых народностей (австралийцы, североамериканские индейцы и т. п.), на что имеются многочисленные указания со стороны этно­графов ‘. Леви-Брюль отмечает, что племя диэри, кроме звукового языка, имеет еще богатый язык знаков. Для всех животных, для всех туземцев, мужчин и женщин, для неба, земли, ходьбы, верховой езды, прыгания, летания, плавания, еды, питья, для сотен других предме­тов и действий имеются свои особые знаки, так что эти туземцы могут разговаривать, не произнося ни одного

ния, воздействующие на предмет труда, тем самым выполняют и фун­кцию воздействия на других людей, участников коллективного произ­водства» (Л. Н. Леонтьев, Очерк развития психики, 1947, стр. 95).

^ ‘И.1 Так, например, описывая формы общения одного из австралий­ских племен, Леви-Брюль отмечает, что при помощи жестов предста­вители этих племен «воспроизводят либо позы и положения, либо при­вычные движения существ, четвероногих, птиц, рыб и т. д., либо дви­жения, применяющиеся для их ловли, для использования или изго­товления какого-нибудь предмета и т. д. Например, для обозначения дикобраза, его своеобразного способа рыть землю и отбрасывать ее в сторону, его колючек, его манеры поднимать свои небольшие уши применяются движения рук, точно описывающие эти движения. Для обозначения воды… показывают, как пьет туземец, лакая воду, на­бранную в. горсть. Для обозначения ожерелья рукам придают такое положение, как будто они обнимают шею и замыкаются сзади. Оружие До мелочности описывается жестами, подобными тем движениям, ко­торые проделываются, когда им пользуются» (Л. Леви-Брюль, Перво­бытное мышление, М. 1930, стр. 107).

41

40

слова ‘. Жесты используются туземцами главным обра­зом для уточнения смысла слов и выражений. Так, на од­ном из наречий в прошлом отсталых народов mi ne» оз­начает «я это делаю» или «ты это делаешь», смотря по жесту, каким сопровождает эти слова говорящий12. В то время, когда язык находился в процессе формирования, смысл звуков в значительной степени зависел от сопро­вождавших их жестов.

Конспектируя книгу Льюиса Г. Моргана «Древнее об­щество», К. Маркс специально подчеркивает, видимо как наиболее важные, следующие мысли Моргана: «Люди, когда они еще не знали огня, не обладали членораздельной речью и не имели искусственных орудий… зависели… от дикорастущих плодов земли. Медленно, почти незаметно они подвигались вперед в период дикости: от языка жестов и несовершенных звуков к членораздельной речи…»3. Могут сказать, что эти мысли не есть мысли Маркса, а переложение мыслей Моргана. На это можно было бы за­метить следующее. Морган является крупнейшим автори­тетом в вопросах первобытной истории. Он имел в своем распоряжении колоссальное количество фактов и личных наблюдений над жизнью и бытом североамериканских индейцев. Поэтому высказывания Моргана заслуживают особого внимания. Известно, что Маркс, конспектируя ра­боту Моргана, помечал те места и особо оговаривал их, если он не был согласен с последним. Это место излагается Марксом без критики и при этом особо под­черкивается.

Ссылка на авторитет не есть доказательство. И мы приводим это место из конспекта Маркса не как доказа­тельство того, что язык жестов играл важную роль в об­щении первобытного человека, а как иллюстрацию того, что крупные авторитеты науки придерживались этого мнения.

Членораздельная речь. Предположительно можно ду­мать, что развитие нечленораздельной речи завершается, как уже сказано, на той стадии антропогенеза, которая представлена неандертальцами, которые в общей цепи антропогенеза занимают промежуточное положение между синантропом и человеком современного типа строения —

1 См. Л. Леви-Брюль, Первобытное мышление, стр. 105.

2 См. Г. Рибо, Эволюция общих идей, М. 1898, стр. 97. s «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 41.

42

кроманьонцем. По своему духовному развитию неандер­тальцы стоят значительно выше синантропа, что является результатом сравнительно высокого уровня развития его общественно-трудовой деятельности. Многообразие форм и сравнительно высокий уровень трудовой деятельности, совершенствование технических навыков, включение в сферу своей практической деятельности большого числа предметов, усложнение взаимосвязей между членами об­щественного коллектива, зарождение разделения труда между мужчиной и женщиной и, наконец, неуклонное раз­витие по пути дальнейшего совершенствования мышле-ция — все это закономерно обусловливало дальнейшее развитие и обогащение средств общения, необходимых для налаживания согласованной и упорядоченной совместной деятельности общественного коллектива неандертальцев.

Речевая деятельность неандертальца начинала, по всей вероятности, постепенно высвобождаться от непосредст­венной связи с предметами, являвшимися объектом обще­ния, и стала приобретать относительно самостоятельный характер. Это значит, что люди могли общаться не только о предметах, находившихся в непосредственном поле их зрения, но и об отсутствующих предметах. Относительно самостоятельный характер речевой деятельности создавал предпосылки для развития обобщающей роли звуковых комплексов. В речи неандертальца, по-видимому, начи­нали постепенно складываться элементы членораздель­ности, хотя в целом эта речь еще не обладала качеством членораздельности, о чем свидетельствуют и палеоантро-пологические данные. В строении его мозга отмечается сравнительно слабое развитие теменно-височной области, непосредственно связанной с речевой функцией.

Зародыши членораздельной речи, видимо, получили свое дальнейшее развитие у кроманьонца раннего периода позднего палеолита, фиксированного памятниками оринь-якской культуры. На последующих этапах своего разви­тия — солютрейской, мадленской и азильской культур — членораздельная речь получила свое окончательное оформ­ление.

^Решающим критерием, позволяющим с некоторой до­лей достоверности судить о том, что членораздельная речь со всеми свойственными ей признаками могла оформиться именно у кроманьонца, являются, прежде всего, характер его трудовой деятельности и вытекающие из нее формы

43

взаимоотношения людей в обществе и уровень мыслитель­ной деятельности. В этой связи представляется крайне не­обходимым особо подчеркнуть роль разделения труда в формировании членораздельной речи. В условиях, когда конечная цель трудовой деятельности одного человека — удовлетворение потребности — оказалась опосредованной целой цепью различных видов деятельности других людей, согласованность между людьми приобрела довольно слож­ные формы. Круг предметов, включенных в трудовую дея­тельность, оказался довольно большим и более или менее строго фиксированным. Членораздельная речь могла сфор­мироваться на таком уровне развития человека, когда мышление стало приобретать относительно самостоятель­ный характер. Об опосредствованном характере мышления кроманьонца свидетельствуют многие факты: высокий уровень развития техники изготовления орудий производ­ства, орудий добывания средств к жизни. Если орудия неандертальца и тем более синантропа служили главным образом для непосредственного употребления, то у кро­маньонца появляются инструменты, т. е. орудия для про­изводства орудий. Таким образом закладываются основы производства средств производства. У кроманьонца полу­чает довольно широкое развитие искусство — настенные изображения самых разнообразных животных, человека, хижин, статуэтки из кости и т. п., знаменующие собой переворот именно в способах общения людей,— возникно­вение зачатков письменной речи. Все эти виды производ­ственного и художественного творчества, выросшие из по­требностей хозяйственной жизни, находятся в большом удалении от непосредственных целей удовлетворения ма­териальных потребностей первобытного человека. Формой реализации отвлеченного мышления могла быть только членораздельная речь, которая вместе с тем служила сред­ством обозначения довольно дифференцированных поня­тий. Дифференцированные орудия труда также являются одним из важных критериев в определении периода фор­мирования членораздельной речи.

Далее, членораздельная речь могла сложиться в усло­виях образования сравнительно сложных форм обществен­ной жизни, требовавшей глубокого, многостороннего и дифференцированного контакта членов этого общества между собой и определившей выделение общения из не­посредственного процесса производства в относительно

44

ямостоятельную деятельность, опосредствованным путем связанную с производством, разумеется, не исключавшей и прямую связь общения с производственной деятель­ностью. Многочисленный археологический материал убе­дительно показывает, что переход от весьма еще примитив­ного состояния, характеризующего ступень неандертальца, к позднему палеолиту, т. е. кроманьонцу, связан с глубо­ким преобразованием внутренней структуры первобытного общества, с образованием первобытно-общинного строя, с образованием рода и довольно сложных родовых связей. Планомерная организация труда, более многогранная пере­дача умений и знаний от поколения к поколению, установ­ление более опосредствованных приемов управления чле­нами коллектива и контроля за их деятельностью — все это могло осуществляться только при помощи довольно раз­витой членораздельной речи. Об оформлении членораз­дельной речи именно на стадии кроманьонца говорят и его анатомофизиологические особенности, прежде всего строе­ние мозга, а также периферического речевого аппарата. Строение переднего отдела лобных долей у кроманьонца более совершенно, чем у неандертальца; у него резче вы­ражены передние ветви сильвиевой борозды. Передняя ветвь нижней лобной борозды, имеющая прямое отноше­ние к членораздельной речевой деятельности, лучше раз­вита именно у кроманьонца. Как показали клинические наблюдения, повреждение или экстирпация именно перед­них отделов лобных долей в числе других симптомов свя­зано с расстройством отвлеченного мышления и символи­ческой апроксией, т. е. нарушением операций с символами.

Членораздельная речевая деятельность требует исклю­чительно большой скорости движения нижней челюсти. Такая быстрая работа нижней челюсти может успешно осуществляться менее массивной мускулатурой, обладаю­щей сравнительно небольшой инерцией. Постепенная ре­дукция жевательных мышц, выполняющих и речевую функцию,— весьма существенное органическое условие для развития членораздельной речи. Величина нижней челюсти находится в пропорциональной зависимости от величины жевательных мышц. Поэтому сравнительное изучение строения нижней челюсти у ископаемых людей имеет боль­шое значение для выяснения этапов развития речевой Функции. Как показали антропологические исследования °. В. Бунака, жевательные мышцы кроманьонца, выпол-

45

няющие и речевую функцию, получили достаточную редук­цию для того, чтобы осуществлять быстрое движение ниж­ней челюсти и в количестве, необходимом для продуциро-вания именно членораздельных звуков.

Развитие способности к произношению членораздель­ных звуков было связано также с постепенным укороче­нием ротовой полости, опущением гортани, более четким разделением ротового и носового резонаторов, дифферен-цировкой отдельных гортанных мускулов, уплотнением свободного края голосовых связок. Такого рода измене­ния, как показывают палеоантропологические данные, имели место именно у кроманьонца и отсутствовали у бо­лее древних людей !.

Говоря о природе членораздельной речи, следует прежде всего иметь в виду, что членораздельность речи не есть нечто неизменное. Она претерпевает в процессе раз­вития речи в целом существенные сдвиги. Членораздель­ность речи современного человека существенным образом отличается от членораздельности речи человека позднего палеолита. И тем не менее в различных уровнях развития членораздельной речи имеются какие-то общие стержне­вые черты, отличающие ее в целом от нечленораздельной речи человека более раннего периода его становления.

Характеризуя речь кроманьонца как уже в основе своей членораздельную, мы предположительно имеем в виду сле­дующие ее характерные особенности: наличие дифферен­цированной звуковой системы, словарного состава и грам­матического строя.

Членораздельная речь немыслима без наличия хотя бы элементарно обобщенных в материальном и функциональ­ном отношениях единиц звуковой материи языка, звуковых типов или фонем, из которых строятся и при помощи ко­торых различаются структурно более сложные смысловые единицы речи — слова. Бесспорно, что человек на самых

1 «Очевидная связь между положением гортани у человека и вы­прямленным положением головы (теменем кверху) и неполное развитие этого признака у ископаемых людей среднего палеолита — неандер­тальцев типа Шапелль,—утверждает В. В. Бунак,—приводит к за­ключению, что в этой группе, а тем более у гоминид раннего палеолита, возможность ротовой фонации была довольно ограничена. Речевая де­ятельность могла получить достаточное развитие лишь у людей совре­менного типа (Homo sapiens)» (В. В. Бунак, Происхождение речи по данным антропологии,’ Сб. «Происхождение человека и древнее рассе­ление человечества», стр. 221).

46

яних стадиях антропогенеза не имел и не мог иметь вы-«ботанной звуковой системы, системы фонем. Фонетиче-

яй слух мог оформиться только у кроманьонца, который, °о видимому, оказывался в состоянии дифференцировать своим слуховым анализатором отдельные звуковые еди­ницы в общем комплексе звуков и обобщенно воспри­нимать различные разновидности этих звуков. Одновре­менно с развитием слуховой дифференциации шел процесс совершенствования речедвигательной дифференцировки и синтеза различных движений мышц речевого аппарата в обобщенные движения, которые лежали в основе проду-цирования соответствующих членораздельных звуков. Происходил постепенный процесс выкристаллизовывания определенных устойчивых фонетических единиц, которые становились носителями определенных функциональных отношений в системе речи. Фонемы на начальной ступени формирования членораздельной речи были, по-видимому, структурно менее дифференцированными, чем в современ­ных языках.

Членораздельная речь —- это прежде всего словесная речь. Она построена из предложений и выражает четко дифференцированные понятия и суждения. На уровне не­членораздельной речи не было не только фонем, но и более или менее четкого дифференцированного словарного со­става. Диффузные звуковые комплексы, при помощи кото­рых общались питекантропы и синантропы, ни с точки зре­ния структурной, ни смысловой, ни функциональной не могут быть названы словами. В структурном отношении они, видимо, представляли собой мало фиксированные, повторяющиеся с разной силой и вариацией, переходящие друг в друга звуковые комплексы. В смысловом отноше­нии они, вероятно, представляли собой средства выраже­ния не отвлеченных понятий, отражающих четко очер­ченные группы однородных предметов, явлений, дейст­вий и т. п., а целые, еще диффузные комплексы мыслей, чувств, побуждений; такого рода звуковые комплексы вряд ли могли служить средством обозначения класса од­нородных предметов, а соотносились с тем или иным ти­пом конкретной, чувственно воспринимаемой ситуации, включавшей в себя сложный комплекс разнородных пред­метов и явлений. На стадии нечленораздельной речи не было и не могло быть ни отдифференцированных в струк-

47

Турно-смысловом отношении слов, ни, следовательно, от­влеченных понятий.

В литературе, посвященной проблеме происхождения языка, неоднократно высказывалась мысль о том, что на­чальная речь состояла из отдельных неизменяемых слов, обладавших многими значениями. Этой точки зрения при­держивается, например, В. В. Бунак.

Согласно его концепции, развитие речи прошло две основные стадии: начальную стадию изолированных слов, соответствующую стадии отдельных не связанных между собой понятий, и вторую стадию связных слов в форме двухсловного синтагма, соответствующую стадии связных понятий в мысли. Характ&ризуя начальную стадию разви­тия речи, В. В. Бунак отмечает, что ей были свойственны односложные неизменяющиеся не связанные друг с другом многозначные слова. В подтверждение этой подкупающей своей простотой и ясностью точки зрения обычно приво­дятся примеры из начальных этапов развития речи у ре­бенка. Действительно, развитие детской речи осуществ­ляется таким образом, что сначала дети усваивают от­дельные слова, которые выполняют в их общении роль предложений, а затем они научаются связывать слова в простые, двусловные предложения. Но означает ли это, что развитие речи и у первобытного человека происходило аналогичным образом? Нет, по-видимому, не означает. Развитие речи у детей происходит в принципиально иных условиях, коренным образом отличающихся от тех усло­вий, в которых происходил процесс формирования речи у первобытного человека.

Ребенок не создает, а усваивает готовую речь взрослых, с ее готовыми исторически сложившимися формами. Первобытный человек стихийно создавал свою речь. Ребе­нок раннего возраста (примерно в начале второго года жизни) усваивает речь взрослых и пользуется ею не в условиях трудовой деятельности, а в неизмеримо более легких условиях ухода за ним взрослых, в условиях заботы о нем. В нормальных условиях жизни и развития годова­лого ребенка каждый его звук, мимика, движение обра­щают на себя внимание взрослых, которые удовлетворяют его детские потребности, закрепляя соответствующие при­митивные звуки, слова за определенными предметами, действиями и т. п.

48

Нервно-мозговые и периферические механизмы речевой ятельности ребенка существенным образом отличаются таковых у первобытного человека на ранней стадии его развития. Поэтому основания, с помощью которых дока­зывается тезис о первичности изолированных слов, т. е. апелляцию к детской речи, следует отклонить, как непри­емлемые в данном отношении. Этой аналогией в истории науки очень часто злоупотребляют, создавая ‘обманчивую видимость обоснованного фактами решения вопроса, в дей­ствительности же оставляя вопрос не только нерешенным, но еще более запутанным. Подобная аналогия вредна тем что она отвлекает внимание исследователя от по­исков плодотворных ‘путей решения вопроса, толкая мысль на соблазнительный путь наименьшего сопротив­ления.

Изолированность отдельных слов рассматривается в работе В. В. Бунака как наиболее существенный признак при характеристике начальной ступени развития речи. Совершенно неясно, что следует понимать под изолирован­ностью первичных слов. Если даже согласиться на ми­нуту с беспредельно расширительным толкованием тер­мина «слово», понимая под ним и начальные, диффузные звуковые комплексы, то и при этом условии нельзя при­знать их изолированность. Говоря о первой стадии разви­тия речи, В. В. Бунак имеет в виду непосредственного предшественника кроманьонца — неандертальского чело­века, который обладал сравнительно высоким уровнем развития мышления, сложными формами трудовой дея­тельности, зачатками искусства и т. п. Не может быть никакого сомнения в том, что неандертальцы пользовались в своем общении не изолированными, не какими-то одно­актными голосовыми реакциями, вроде тех, которыми пользуются обезьяцы, сигнализирующие звуком «о-о-у…» опасность, звуком «мля-мля-мля…» удовлетворение и т. п., а сравнительно сложной системой взаимосвязанных звуко­вых комплексов. С их помощью они выражали не изоли­рованные понятия, которых вообще не существовало ни на одном уровне развития мышления, а какие-то прими­тивные связи представлений, комплексы чувств. Разви­тие мышления и речи, по-видимому, происходило не таким образом, что сначала существовали отдельные, не связан­ные друг с другом понятия, которые выражались отдель­ными, не связанными друг с другом словами, а потом, на

О

refdb.ru

Формирование человека — Человек человеку бог!ру

Возникновение на Земле первых людей с их систематическим трудом обозначило перелом в развитии предкового вида обезьян. Произошел решительный сдвиг в эволюции животном мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, иначе «обезьянолюди»; внешне еще не отличались от своих ближайших сородичей — обезьян, однако трудовая функция и вся их трудовая деятельность уже ставили грань между человеком и животным миром.

Жизнь и общение первобытных людей — архаптропов

Древнейшие люди, или архаптропы (от греческих «архайос»— древний, антропос — человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые каменные и весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходимые для добывания пищи и защиты от хищников.
Во время работы члены первобытного коллектива должны была как-то общаться друг с другом. При зтом они могли пользоваться преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами. На первых порах звуки и жесты были еще почти совсем обезьяньими многие из них стали означать совершение новые, социальные действия и отношения.

Язык и речь первых людей

На трудовой основе в коллективах новых существ постепенно формировался звуком язык. Сначала несколько десятков исходных звуков видоизменялись и начинали по-разному сочетаться. Но тогда еще звуковом язык был, разумеется, самым простым, примитивным.

Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животное превращалось в социальное трудящееся существо — в человека!

Карл Маркс говория, что человек, воздействуя в процессе общественного труда на окружающую природу при помощи органов своего тела, пуская в ход голову, пальцы, руки, ноги, вместе с тем изменяет и свою собственную природу.
Исследуя влияние природы и общества на человека, Фридрих Энгельс на основе учений Чарлза Дарвина и Карла Маркса создал трудовую теорию антропогенеза (от греческих «антропос» — человек, «генезис» — происхождение). В ее основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. В известном смысле можно сказать, что труд создал самого человека.
Изготовление орудий и совместный труд посредством орудий вели к развитию новых социальных отношений между членами первобытного стада. Начали выделяться более опытные в изготовлении орудий труда и оружия. Вовремя охоты это были преимущественно мужчины. Как писал Карл Маркс, уже очень рано в истории человечества наметилось разделение трудовых обязанностей в зависимости от физиологических различий по полу и возрасту.

Как жили древнейшие люди

Как жили древнейшие люди? Для их первобытного стада очень важное значение имела охота на животных. Стадные объединения первобытных людей для добывания пищи уже напоминали что-то вроде охотничьей орды.
35 лет назад ученым удалось обнаружить очень интересную стоянку «обезьянолюдей», где они жили несколько столетий подряд. В одной пещере, в 54 км к юго-западу от г. Пекина, были найдены черепа и кости древнейших людей, которых назвали синантропами (от латинского «оиникус» — китайский).
Судя по длине бедренных костей, рост мужчин достигал 1,63 ль, а женщин — 1,52 м. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: он составлял 830—1200 см3.
Здесь, в пещере, у синантропов находилась, по-видимому, «мастерская» примитивных каменных орудий, служивших им и оружием. Тут же при раскопках обнаружили и разные кости (черепа, челюсти) антилоп, оленей и других животных, на которых охотились синантропы. Питались эти древнейшие люди и растениями. Ученые нашли здесь даже сохранившийся с тех пор целый орех. В разных местах пещеры был вскрыт слой золы вперемешку с кусками древесного угля и обожженными костями животных. Все это свидетельствует о том, что синантропы уже знали огонь, поддерживали его; может быть, они умели его и добывать.

Овладение огнём

Овладение огнем — огромное достижение древнейших людей. Оно помогло преодолеть многие трудности существования, особенно во время наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.
Завоевав огонь, человек поставил себе на службу великую силу природы. Этот факт имел громадное значение для развития первобытной культуры.

Огонь костра согревал группу синантропов, которые ютились в сырой пещере на кишащих насекомыми грязных шкурах. Эти жалкие полулюди, вероятно, еще не носившие никакой одежды, жарили на костре мясо убитых животных. Мясная пища богата важными питательными веществами, которых не содержат растения: она укрепляла организм, древнейших людей, способствовала и лучшей работе их головного мозга. Можно полагать, что без мясной пищи формировавшиеся древнейшие и древние люди вряд ли бы достигли высокого развития и приняли бы вид своих потомков — людей современных, или разумных. Постоянная потребность в мясной пище требовала более высокой организации охотничьей орды, более разнообразных форм орудий по сравнению с простейшим ручным рубилом. Иными словами, все это способствовало быстрому прогрессу коллективов первобытных людей.
По мере развития труда и под его влиянием древнейшие люди, теряя некоторые обезьяньи особенности, начали приобретать специфически человеческие, хотя эти предки и были еще очень похожи на крупных бесхвостых человекообразных обезьян. Их позвоночный столб еще не имел поясничного изгиба, а на черепе сохранялся сильно развитый надглазничный, костный валик. Лоб их оставался покатым, череп наиболее широк был в нижней трети, как: у обезьян.
Головной мозг у ближайших предков человека разрастался интенсивно. Объем их мозговой коробки, в среднем был около 700 си3, т. е. больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Какие же факторы эволюции так повлияли на развитие головного мозга формировавшихся людей, да, еще в столь короткий исторический срок?

Неандертальцы

Труд и речь были теми двумя главными стимулами, благодаря которым человеческий мозг, весьма похожий; в своем основном строении на мозг обезьяны, так резко стал превосходить его по величине несовершенству. Уже у неандертальцев (древних людей) головной мозг достиг в среднем такого же объема, как у современных людей (около 1400 см3).
В формировании современного человека огромную роль играло развитие высшей нервной деятельности, в связи с чем быстрее совершенствовалась центральная нервная система. Наряду с этим несколько уменьшилась мускулатура человека. Это видно из того, что скелет формировавшихся людей был более массивен, череп обладал толстыми стенками, надглазничным валиком и мощным челюстным отделом а у их потомков — людей сформировавшихся, или, как их называют, «готовых», — кости скелета и черепа стали более тонкими, с гораздо менее выраженным наружным рельефом.

Формировавшиеся древнейшие и древние люди, а именно архантропы и неандертальцы, освоили огонь, начали носить одежду в селиться в пещерах. Но самое главное то, что эти люди жили первоначальными коллективами, по преимуществу охотничьими ордами, с главенством наиболее опытных и храбрых мужчин. Трудовые навыки люди передавали потомству. Делали это они с помощью звукового языка и показа приемов изготовления и употребления орудий и оружия. Короче говоря, люди развивались как существа социальные и все дальше отходили от мира животных.

«Человек разумный»

Люди современного типа строения получили видовое название «человек разумный». Большинство ученых считает, что этот вид произошел от более древнего вида — «человек неандертальский». Такое мнение было подтверждено новыми находками черепов и скелетов. Например, в Ираке, на северо-востоке страны, в пещере Шанидар, с 1951 по 1960 г. американский исследователь Р. Солецкий обнаружил семь скелетов древних людей, или палеоантропов (от греческого «палайос») — древний). В строении череда этих людей видно еще много примитивных признаков. Но наряду с этим заметен, правда слабовыраженный, подбородочный выступ. Надглазничный валик развит не сильно. Следовательно, шанидарские древние люди принадлежали к переходному типу, более близкому к «человеку разумному».
Путь очеловечения обезьяны был тяжелый и длительный. Нашим предкам пришлось испытать немало всевозможных лишений и много трудиться, чтобы победить в борьбе с хищниками, прокормиться и, наконец, выжить. В этих условиях сформировались современные люди, или неоантропы («новые люди»). Это было 50—100 тыс. лет назад. Неоантропы (кро-маньонцы и другие группы ископаемых людей) относятся уже к виду «человек разумный», к которому принадлежит и все современное человечество.

Возникновение групп людей вида «человек разумный» ознаменовалось усилением их общественно-трудовой деятельности. Появилось много новых типов орудий и оружия, стала применяться загонная охота на крупных млекопитающих. А это, в свою очередь, вызвало резкий скачок в развитии умственной деятельности человека, его мышления, сознания и членораздельной речи.
Каждый человек с момента рождения испытывает на себе влияние других людей, общества. В индивидуальном развитии он вступает в новые и новые отношения с окружающим миром предметов и явлений, созданных: предшествующими поколениями людей. В практике жизни, в процессе воспитания, образования, творчества человек познает природу.. Его личность формируется в общественном труде, и сам он вносит свою долю в общечеловеческую культуру.

Люди рождаются уже с готовым набором природных качеств, свойственных виду «человек разумный», поэтому воспринять культуру, накопленную человечеством, и внести в нее свои творческий вклад может каждый человек независимо от расы и расовых черт..

Три расы человечества

Человечество, конечно, можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Нередко их называют белой, черной и желтой, но антропологи предпочитают другие названия: европеоидная, негроидная и монголоидная. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет резких границ. Например, почти невозможно к одной из больших рас целиком отнести эфиопов или дравидов, полинезийцев или айнов. Смешение рас, или метисация, сопровождается появлением здорового потомства, усиливает единство человечества. Все это говорит о том, что расовые особенности имеют второстепенное значение.

Удивительное общее сходство и кровное родство между людьми всех рас объясняются их анатомической общностью, а она, в свою очередь,— единством происхождения современных людей от неандертальского вида наших ближайших предков. Предшествовавшие же неандертальцу древнейшие люди произошли от одного предкового вида обезьян. В этом и состоит моногенизм, т. е. учение о происхождении человечества от одного предкового вида, как и писал Чарлз Дарвин. Оно опровергает гипотезу полигенизма, по которой еще недавно некоторые реакционные ученые пытались доказывать, что будто бы человечество с его расами произошло от трех предков ых видов, общих с гориллой, шимпанзе и орангутаном.

Подобного рода взгляды охотно подхватываются и используются расистами, старающимися всячески поддержать лжеучение о «высших» и «низших» расах. Они утверждают, будто одни расы от природы более развиты и лучше других овладевают культурой, способное к творчеству. С таким же усердием расисты и их единомышленники объявляют, что капиталисты выше рабочих в умственном и других отношениях и что от природы наделены властью над трудящимися массами. И угоду классу эксплуататоров расисты незакономерно подменяют реальную классовую борьбу выдуманной «расовой борьбой». А отсюда понятно, что лжеучение расизма очень охотно принимается империалистами для оправдания споих захватнических, человеконенавистнических целей.
Империалисты пытаются оправдать всякие формы угнетения и эксплуатации трудящихся в колониальных и полуколониальных странах, ссылаясь на якобы прирожденное биологическое неравенство, на выдуманную «недоразвитость» так называемых цветных рас.

Однако теперь уже все видят несостоятельность этой теории. Колониализм рушится, и освободившиеся от империалистического рабства народы Африки, Азии, Латинской Америки самостоятельно строят свою жизнь.
В Советском Союзе на основе ленинской национальной политики уже давно и полностью уничтожены расовые барьеры, разделявшие при царском режиме многочисленные народы нашей страны. Разрушены эти барьеры и в других социалистических странах. Все шире распространяется противостоящая расизму марксистская научная теория социальной и биологической равноценности всех рас и народов.

 

 

chelovek-bog.ru

Персональный сайт

Интересно осознавать, что процесс эволюции и резкие климатические изменения заставил наш род человеческий превратиться из полуобезьяны в разумное существо. Многочисленные находки в Африке свидетельствуют о том, что цивилизованное человечество – это всего лишь малейшая, самая незначительная крупица истории существования нашего вида. 

Первобытный человек же ходил по степям Африки приблизительно в промежутке между 3,5-1,8 млн. лет назад. Тогда это были небольшие стада полуразумных обезьян, которые назывались австралопитеками – южными обезьянами. Они отличались небольшим мозгом, большой челюстью, а так же прямой осанкой и возможностью держать в руках палку или камень.

Человек умелый (homo habilis) появился около 2,5 миллионов лет назад. Он характеризовался тем, что мог использовать в хозяйстве первые каменные орудия. Этими орудиями можно было снять шкуру убитого животного, выкопать корень или срубить ветку. Именно человека умелого считают первым представителем современного человеческого рода.

Первобытные люди, будучи homo habilis передвигались на двух ногах. Их стая состояла из нескольких самцов, приблизительно такого же количества самок. Они питались как растительной, так и животной пищей. Разговаривать еще никто из них не умел. Только с помощью примитивных жестов и криков они как-то между собой общались.

Следующим витком эволюции первобытного человека является «человек выправленный» (homo erectus), питекантроп т.е. обезьяночеловек. Внешним видом это существо все еще напоминало животных. Оно было волосатым, с большой головой, низким лбом и большой челюстью. Однако питекантроп научился не просто подбирать с земли палки и камни, а самостоятельно их изготавливать. Так появились острые рубила, скребки, которые помогали разделывать шкуры и рубить ветки, корни, а так же охотится.

Именно во времена питекантропов, первобытный человек научился подстраиваться под различные климатические условия существования. Их стоянки были замечены и в Китае, И в Европе, и в Африке. А первую стоянку питекантропов вообще нашли на острове Ява.

Именно в период существования homo erectus на землю начал наступать ледник. Снизился уровень Мирового океана, стало холодать. Некогда разрозненные небольшие группки первобытных людей вынуждены были объединяться. Так было проще охотиться и защищать себя от опасностей. Приблизительно в тот же период был открыт огонь, который не давал первобытному человеку замерзнуть, а позже и вовсе помогал во время охоты.

Очень медленно сообщество питекантропов эволюционировало. В этом обществе старшие начали обучать младших охоте и примитивным ремеслам. Эти люди уже умели говорить, однако скорость их развития оставляла желать лучшего. Приблизительно прошло около 1 млн лет, пока в мире не появился новый вид первобытного человека – неандертальцы.

Первобытный человек постоянно эволюционировал. Не от того, что ему так хотелось, а от того, что природа ставила перед ним все новые задачи.

Так ледник наступал, на северных территориях становилось все холоднее, теплый южный климат становился все влажнее. Все новые и новые задачи, которые ставила перед человеком природа, заставляли людей думать и совершенствовать собственный быт, устрой, традиции.

Приблизительно 250 тысяч лет назад впервые были обнаружены в долине Неандерталь останки совершенного нового творения эволюции. Так впервые ученые столкнулись с неандертальцами.

Неандертальцы уже мало чем отличались от современного человека. Хотя внешне, конечно, он выглядел более грубо и имел низкий лоб и большой широкий подбородок. Неандертальцы обладали живым умом, умели думать и строить планы. Они охотились вместе, строили примитивное жилье.

Неандертальцы уже собирались большими группами и могли охотиться на больших и опасных хищников. Так останки в пещерах Швейцарии и Австрии говорят о том, что древние люди охотились большими группами на пещерных медведей, которые достигали 3 метра роста. Пещерные люди были вооружены простыми длинными копьями и дубинами, но умение собираться группами и координировать свои действия, дали свои положительные плоды в охоте на опасных крупных животных.

Раньше первобытный человек уже пользовался огнем, который собирал в результате пожаров. Неандертальцы же около 60 тыс. лет назад научились добывать огонь самостоятельно. Они шили одежду из шкур.

В зависимости от места обитания, отдельные группы неандертальцев отличались между собой. Тогда появились первые расовые отличия между людьми, отличались и орудия труда в зависимости от географических мест обитания. Это говорит о замечательном умении неандертальцев приспосабливаться к окружающей среде.

Во времена неандертальцев впервые появились обычаи и первые очаги религии. Связи в общине становились все более тесными. Молодые и крепкие люди стали заботиться о детях и стариках. Они делились пищей со слабыми и больными людьми. Также впервые неандертальцы стали хоронить своих членов сообщества. Они их клали в заранее вырытые ямы, вместе с ними туда попадали и оружие, орудия труда покойника. Впоследствии, захоронения обильно посыпались красной охрой. Это говорит о том, что уже в те времена красный цвет был предметом поклонения первобытных людей.

Во время существования неандертальцев, появились какие-то искры религии. Так отдельные общины поклонялись духам и животным. Очень часто археологи находили в пещерах небольшие алтари с черепами убитых животных на них. Чаще всего, это были пещерные медведи. Неандертальцы считали, что успех в охоте принесет дух убитого животного, но чтобы данный дух почтить, необходимо, чтобы на алтаре находилась часть некогда живого животного.

Несомненно, неандертальцы намного превосходили в развитии своих предшественников. Они стали своеобразным прообразом современных людей.

Современные ученые до сих пор не могут разобраться в том, откуда пришел человек разумный. Он сменил неандертальцев и появился внезапно приблизительно в одно и то же в время и в Европе, и  Юго-Восточной Азии, и Африке.

Окончательно человек разумный вытеснил неандертальцев где-то 40-30 тыс. лет до нашей эры. Это уже были современные люди, которые обликом ничем не отличались с нами. Возможно, они имели чуть более мускулистое тело.

В ту эпоху (35 тыс. лет до н.э.) начался последний период каменного века, который продлился относительно недолго (25 тыс. лет). Люди как раз в тот период заселили все континенты нашего мира, кроме Антарктиды. В тот период все-еще на планете был ледниковый период и именно благодаря леднику, человек разумный сумел добраться до Австралии и Америки. Именно человек разумный стал первооткрывателем и путешественником, который сумел побывать практически во всех уголках нашей планеты.

В то время качественно нового уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Появились инструменты, с помощью которых обрабатывались каменные пластины, им придавалась правильная форма. Самым популярным материалом для орудий был кремень — он поддавался обработке и был повсеместен. Из него делались ножи, иголки, наконечники для копий, бритвы.

Каждое новое поколение человека разумного все более оттачивало и усовершенствовало технику производства орудий, придавая им все более правильную форму. Именно каменные прототипы стали базой для производства аналогичных форм орудий из металла.

В это время многие племена придумали первые в истории луки и копьеметалки. Это позволило им охотится на диких животных с более дальней и безопасной дистанции.

Поскольку это была эпоха последнего оледенения, стада мамонтов паслись на территории современной Франции, Испании, юге России. Племена путешествовали вслед за этими стадами. Мамонты и их огромными запасами мяса и прочной теплой шкурой были самой необходимой и востребованной пищей.

Человек разумный теперь селился не только в пещерах и искусственных гротах. Теперь из шкур и костей мамонтов строились небольшие прочные дома. На своих стоянках, человек разумный не только занимался охотой на мамонтов, он так же ловил рыбу в реках и озерах, занимался собирательством диких ягод, зерен и растений.

Человек разумный — это был новый виток эволюции человечества. Самый удачный и самый приспособленный до жизни в сложном и большом мире.

amhistory.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *