Содержание

Другие взгляды на стадии развития

Цели развития, соответствующие различным этапам развития ребенка, описыва­лись не только психоаналитиками. Даже разработанную Жаном Пиаже теорию стадий когнитивного развития можно интерпретировать в системе координат пси­хологии мотивации. Обсуждая, каким образом дети играют в шарики, Пиаже (?а- §е1;, 1932) выделяет в качестве первой стадию конформности, на которой дети на­учаются играть.

?х цель на данном этапе — следовать в игре определенным прави­лам, т. е. проявлять конформность. Очень маленькие дети не могут даже понять, что существуют разные варианты одной и той же игры. Во фрейдистской системе этому соответствует стадия инкорпорации (первый этап развития), подразуме­вающая полную зависимость ребенка от внешней заботы (Фрейд) или информа­ции (Пиаже). Однако очевидно, что оба ученых «увязывают» данную стадию с различными возрастами: Фрейд соотносит стадию эмоциональной инкорпорации с первым годом жизни, в то время как Пиаже говорит о возрасте 5-6 лет, когда де­ти начинают играть, и о периоде, сенситивном к развитию умения принимать ин­формацию. Таким образом, задачи, решаемые на одной и той же стадии развития, характеризуются функциональной эквивалентностью и «актуализируются» при­близительно в одинаковом порядке, но в различных возрастных периодах.

Согласно Пиаже, по мере когнитивного созревания дети начинают понимать, что правила игры могут быть изменены. Теперь ребенок уже не послушный ис­полнитель внешних предписаний; он сам создает новые правила или меняет их. С позиций фрейдовского психоанализа он находится на второй и третьей стадиях развития, т. е. обретает автономию и утверждается в своих собственных правах.

Наконец, по Пиаже, дети приобретают интеллектуальную способность к эмпа­тии, т. е. к пониманию позиции другого игрока скорее, чем даже собственной. Способность вставать на место другого подразумевает существование соответст­вующего желания.

Теперь дети самостоятельно придумывают себе игры, сюжеты которых отражают интересы всех игроков. Согласно эриксоновскому психоана­лизу, речь идет о четвертой стадии развития, характеризующейся формированием взаимоотношений.

Психоаналитики фрейдистского направления считали, что специфика задач той или иной стадии развития зависит от доминантной эрогенной зоны и специ­фики взаимоотношений с родителями, в то время как Пиаже дал определения стадий развития, основанные на характеристиках интеллектуального созревания. Позднее другие ученые, такие как Левингер (оеут§ег, 1976) и Колберг (КоЫ- Ъег§, 1969), также идентифицировали, определили и исследовали стадии конформ­ности, автономии и взаимности, во многом повторив порядок этапов по Фрейду- Эриксону, но и внеся в них существенные коррективы. Таким образом, теория ста­диального развития Фрейда-Эриксона очевидно имеет значительную ценность как модель иерархии целей развития, преследуемых в рамках процесса созревания.

На самом деле аналогичные идеи существуют также в главных мировых рели­гиях. В каждой из них есть предание, в соответствии с которым первой стадией благопребывания людей был период подчинения стандартам, установленным для них, поскольку ничего лучше они не знали. Но это не отражает идеал зрелости, ибо люди должны свободно выбрать благое существование для себя. Они должны поставить под вопрос правила и стать в той или иной степени автономными и инициативными существами. Только в этом случае они достигают той степени зрелости, при которой возможен свободный и обоснованный выбор в пользу доб­ра. Данный период самоопределения человека в конечном счете приводит к до­стижению высшей степени зрелости, что подразумевает добровольный отказ че­ловека «от своего я», чувство которого приобреталось с таким трудом, ради других. Следовательно, на пути своего развития личность переходит от конформности к самореализации и от самореализации к альтруизму. ? вновь мы видим значи­тельное совпадение в целях, которые связаны с определенными стадиями разви­тия, хотя основания их выдвижения совершенно различаются.

Анализ причин развития и упадка

Подобно людям, культуры не только сильно отличаются друг от друга, но и весь­ма существенно изменяются с течением времени. Одни культуры миролюбивы, другие — агрессивны, одни богаты, другие — бедны, одни экспансивны и мобиль­ны, другие — «домоседки». Антропологи, историки, экономисты, политологи и философы нередко пытались ответить на вопрос: «Почему?» Почему римляне достигли столь выдающихся успехов в военном искусстве и в организации граж­данского общества, а греки — нет? Почему экономика Греции процветала лишь в течение нескольких столетий до Рождества Христова, а потом перестала играть существенную роль в мировой истории? Почему возникла Римская империя и в чем причины ее падения? Когда цивилизация во второй раз расцвела на Апеннин­ском полуострове, в ?талии, почему — в отличие от значительно более раннего периода — Возрождение в гораздо большей степени проявилось в искусствах, чем в военных науках? Что вызвало в XIX в.

бурный рост Британской империи, рас­пространившейся почти по всему земному шару, и почему она почти столь же бы­стро распалась в XX в.? Почему британцы оказались успешнее любой другой ев­ропейской нации?

?сторики склонны отвечать на подобные вопросы с точки зрения конкретных исторических событий, например битвы, которая завершилась победой или пора­жением, условий торговли, внезапно ставших благоприятными, или использова­ния появившегося нового экономического ресурса. Подобные события чрезвы­чайно важны, но они оказывают влияние благодаря устремлениям нации, или коллективной мотивации. Да, в XIX в. британцы относительно меньше страда­ли от вторжений иноземных захватчиков, чем другие европейские народы, но они также были и более предприимчивы. А в XX в. они, похоже, утратили свой «драйв», хоть и занимают прежнюю территорию и по-прежнему не подвергают­ся агрессии с моря. ?ли вспомните древних римлян. Создав свою армию, они раз­местили ее на базе, имевшей много естественных преимуществ, но сначала они от­ступали после поражений на суше и на море от Ганнибала и других карфагенских генералов, следовавших одно за другим. Почему они снова и снова отступали?

Ученые неизбежно обращаются к объяснениям с позиции характера или кол­лективной мотивации. В определенные периоды времени некоторые нации или культуры представляются более «мотивированными»: они более активны, чем дру­гие, в военной или в экономической сферах либо в сфере эстетики. Как психологи оценивают роль коллективной мотивации в истории и в обществе?

Стадии мотивационного развития

До сих пор мы рассматривали мотивы, идентифицированные представителями психологии личности, а также некоторые из первых попыток их измерения. Одна­ко мы еще не задавали следующий вопрос: каким образом ученые обнаруживали присутствие мотивов в каждом конкретном случае? Обычно плодотворная иден­тификация мотивов происходит в рамках анализа воображаемых образов и сно­видений, т.

е. анализа процессов мышления. Давайте подробно рассмотрим, как данный подход работает на практике. В нашем исследовании мы сделаем акцент на разработанной Фрейдом концепции стадий мотивационного развития, ибо она оказывала и оказывает мощное влияние на теории мотивации и особенно на тео­рию Эрика Эриксона (Епкзоп, 1963).

Фрейд не только выделял несколько базовых человеческих мотивов, но и счи­тал, что один из них — сексуальное влечение — характеризуется стадиальным раз­витием. Наблюдая за проявлениями сексуального инстинкта, он сопоставлял стадии развития психосексуальности с биологическим развитием индивидуума. Прежде всего он отметил наиболее удивительный аспект сексуальной активно­сти, заключающийся в том, что «сексуальное влечение ребенка направлено не на других людей, но на самоудовлетворение» (Ргеис!, 1905/1938). Он обнаружил, что «первая и самая важная деятельность в жизни младенца — сосание груди мате­ри (или замещающего ее объекта)» (Ргеис!, 1905/1938) приучает младенца к удо­вольствию от раздражения области рта, которую Фрейд назвал оральной эроген­ной зоной. Сосание и получение пищи обычно связаны между собой, однако со временем сосание становится самоценной деятельностью. Согласно теории Фрей­да, сексуальное влечение удовлетворяется сначала посредством стимуляции имен­но оральной эрогенной зоны. На психологическом же уровне оральная стадия представляет собой период зависимости от внешнего источника удовольствия.

Затем, утверждал Фрейд, дети начинают получать удовольствие от раздраже­ния анальной зоны, удерживая фекалии и выталкивая их наружу. Это доставляет им элементарное физическое наслаждение. С психологической же точки зрения анальная стадия выступает периодом, когда дети учатся самоконтролю. Находя­щийся на данной стадии ребенок стремится к обретению психологической неза­висимости, т. е. права решать, что ему «удерживать» в себе, а что — «отдавать».

На третьей стадии дети «открывают» удовольствие от «манипуляций» с гени­талиями. В более общих чертах, ребенок учится получать удовольствие от уверен­ности в себе, от реальных активных действий и их результатов. В психоаналити­ческой теории третий возрастной период носит название фаллической стадии, в отличие от более поздней, истинно генитальной стадии, когда удовольствие проистекает из сексуальных отношений между мужчиной и женщиной по их обо­юдному согласию.

Местные различия: Для понимания сердечных аритмий

Для понимания сердечных аритмий важно учитывать два ме­стных различия электрической системы сердца: 1) различия потенциала действия и 2) различия автономной иннервации.

Местные различия потенциала действия

Форма сердечного потенциала действия неодинакова для всех клеток сердца.

Так, для волокон Пуркинье типичен потенциал действия, изображенный на рис. 1.2. На рис. 1.4 показаны формы потенциала действия в разных ключевых структурах сердца. Потенциалы действия, наиболее радикально отли­чающиеся от таковых в волокнах Пуркинье, обнаружены

СА-узел

АВ-узел

Предсердный

миокард

Волокна Пуркинье

Желудочковый

миокард

Рис. 1.4. Местные различия сердечного потенциала действия. Потен­циалы действия, генерированные в различных областях сердца, име­ют неодинаковую форму вследствие различных электрофизиологи- ческих свойств этих областей (скорость проведения, рефрактерность и автоматизм)

в СА- и АВ-узлах. Обратите внимание на медленную фазу де­поляризации (фаза 0) потенциала действия. Такая замедлен­ная деполяризация обусловлена тем, что ткани СА- и АВ-уз­лов не имеют активных быстрых натриевых каналов. Полага­ют, что деполяризация СА- и АВ-узлов полностью зависит от медленных кальциевых каналов. Поскольку скорость деполя­ризации (наклон фазы 0) определяет скорость проведения, СА- и АВ-узлы проводят электрические импульсы медленно.

Местные различия автономной иннервации

В целом, возрастание симпатического тонуса вызывает увели­чение автоматизма (более быстрое функционирование кле­ток-водителей ритма), скорости проведения (более быстрое распространение электрических импульсов) и укорочение реф­рактерных периодов (более быстрая готовность клеток к по­вторной деполяризации). Парасимпатический тонус имеет про­тивоположный эффект (подавление автоматизма, снижение скорости проведения и удлинение рефрактерных периодов).

Как симпатические, так и парасимпатические волокна богато снабжают СА- и АВ-узлы. В остальных участках элек­трической системы сердца симпатическая иннервация отсут­ствует. Поэтому последняя имеет значительно большее влия­ние на СА- и АВ-узлы, чем на другие ткани сердца.

Как Фрейд, так и Халл

Как Фрейд, так и Халл характеризовались ориентацией на опытное исследование фактов поведения. Однако они по-разному осуществляли свои исследования. Халл делал акцент на эксперименте. Он старался изучать мотивацию, системати­чески варьируя условия эксперимента. Фрейд же концентрировался на исследо­вании отдельных случаев.

Он изучал такие паттерны мотивации, результаты ана­лиза которых могли бы объяснить те или иные симптоматические действия индивидуума. Данный подход гораздо лучше, нежели проведение экспериментов, позволяет нам фиксировать индивидуальные различия. Однако полноценное ис­следование мотивации подразумевает изучение того, каким образом индивиды (объект исследования Фрейда) и ситуации (объект исследования Халла) взаимо­действуют, что приводит к реализации определенного поведения.

Другое различие между Фрейдом и Халлом связано с различиями между ин­дуктивным и дедуктивным мышлением. Фрейд отдавал явное предпочтение кон­кретным наблюдениям. Он любил делать умозаключения о значении конкретных сновидений или симптоматических действий. Затем он производил интуитивное обобщение всех своих наблюдений и интерпретаций. Однако так как Фрейд бес­престанно обогащал свою копилку критических наблюдений, его обобщения под­вергались непрерывному изменению: таким образом, трудно идентифицировать одну-единственную «фрейдистскую» систему. Фрейд все время продолжал изме­нять свою точку зрения, ибо клиническое исследование позволяло ему приходить ко все новым и более ценным инсайтам. В результате его работа была удивитель­но креативной и оригинальной. Написанные Фрейдом книги до сих пор остаются источником новых идей и направляют развитие психологической науки.

Халл же, наоборот, разрабатывал четкую, логически связанную, простую си­стему принципов, которая могла бы быть использована для объяснения самых сложных аспектов поведения (ведь сравнительно небольшое количество законов физики позволяет объяснить множество сложных явлений природы).

После со­здания этой системы, считал Халл, единственная задача психолога будет состоять в ее использовании. Те «факты», которые противоречат системе, не имеют ничего общего с реальностью и редко приводят к новым инсайтам или идеям. Такие «факты» нужно «свести» к базовым принципам с помощью строгой дедукции. Мы видим, что, выигрывая в систематичности мышления, Халл проигрывал Фрейду в оригинальности, а Фрейд, выигрывая в оригинальности, проигрывал в систематичности. Настоящая наука требует сочетания креативности и строго­сти мысли, уравновешенности индукции и дедукции, приверженности «закры­той» системе и открытости новым идеям.

Халл интересовался измеряемыми и доступными наблюдению элементами по­ведения, в то время как Фрейд сконцентрировал свое внимание на изучении сим­птомов, мыслей и сновидений. Бихевиористы исследовали прежде всего те дейст­вия, которые приводят к научению или к решению проблем, а психоаналитики изучали главным образом дезадаптивные действия, симптомы или инстинкты.

Как мы только что отметили, попытки бихевиористов проводить исследования мотивации без знания о содержании сновидений или мыслей испытуемого подоб­ны попытке наклеить обои, пользуясь только одной рукой. У нас нет причин ис­ключать из экспериментальных исследований мотивации интересовавшие Фрей­да феномены. Такого рода исключение происходило из-за незнания способов объективного изучения мышления и из-за страха перед тем, что изучение психи­ческой реальности приведет к воскрешению менталистских, субъективных и ре­лигиозных концепций. К счастью, недавние исследования когнитивных детерми­нантов человеческой психологии постепенно рассеивают туман бихевиористской предубежденности.

Однако свойственный Фрейду акцент на интерпретации сновидений и сим­птомов привел к пренебрежению исследованием адаптивных способностей чело­века. Последователи Фрейда попытались устранить данный недостаток психо­аналитической теории, создав эго-психологию. Однако большая часть эго-психоло- гов не использовала накопленное американскими психологами знание о процессе научения.

§ 4. Антитепа и антитепоозразование

Антитела вырабатываются макроорганизмом при попадании в него чужеродных агентов — антигенов. Антитела относятся к глобулиновой фракции крови, поэтому их еще называют иммуноглобулинами и обозначают символом74. Антитела синтезируются плазматическими клетками. Ig относятся к факторам специфического гуморального иммунитета: инактивируют токсины; в комплексе с комплементом препятствуют проникновению вирусов и лизируют бактерии; активизируют фагоцитоз; участвуют в аллергических реакциях; участвуют в деструкции гельминтов.

В плазме крови содержится около 5 % белков — из них 3% составляют иммуноглобулины. ?ммуноглобулины различаются по структуре, антигенному составу и по выполняемым ими функциям. По этим свойствам они разделены на 5 классов: IgG, IgM, IgA, IgE, IgD. Ig обнаруживаются в сыворотке крови в таких количествах: IgG — 7—20 гл, IgA — 0,7—5 гл; IgM — 0,5—2 гл; IgD и IgE — очень мало.

Химическая природа иммуноглобулинов

Молекулы иммуноглобулинов всех пяти классов имеют универсальное строение. Если молекулу иммуноглобулинов обработать меркаптоэтанолом, то она распадется на две пары полипептидных цепей: две тяжелые и две легкие. На легкой цепи до 200 аминокислотных остатков, а на тяжелой до 400. Каждая из этих цепей закручена в первичную спираль — а- спираль и каждая из цепей имеет вторичную спираль — домены. На каждой из легких цепей локализуется по 2 домена, а на каждой тяжелой цепи — по 4 домена. Легкие и тяжелые цепи соединяются между собой дисульфидными связями, образуя единую молекулу. Легкие и тяжелые цепи состоят из постоянного набора аминокислот, а также в некоторые домены входит вариабельный набор аминокислот, которые участвуют в образовании активного центра иммуноглобулинов. Ig обладают выраженной специфичностью — вариабельный домен подходит к антигену, как ключ к замку. Молекула любого иммуноглобулина имеет четвертичную структуру.

1. ?ммуноглобулины класса G (IgG) — эти антитела являются наиболее важными в развитии иммунитета, так как на его долю приходится 80% всех сывороточных иммуноглобулинов. В начале заболевания их мало, но по мере развития болезни количество их увеличивается и основная функция борьбы с микробами выпадает на их долю. ?ммуноглобулин легко проходит через плацентарный барьер и обеспечивает гуморальный иммунитет новорожденного в первые месяцы жизни.

2. ?ммуноглобулины класса М (Ig М) — это самая крупная молекула из всех пяти классов иммуноглобулинов. Ig — пентамер, который построен из 5 молекул. В состав молекул входят 2 легкие цепи и тяжелая цепь. Молекула этого иммуноглобулина в 5 раз больше, чем IgG, поэтому скорость его оседания будет выше. ?ммуноглобулины этого класса первыми появляются при развитии плода и последними исчезают в старости.

3. ?ммуноглобулины класса A (IgA) — играют важную роль в защите слизистых оболочек дыхательных и пищеварительных трактов, мочеполовой системы. В молекуле IgA те же легкие цепи и своя собственная тяжелая цепь. Существует в модификации — секреторный IgA и сывороточный. Секреторный иммуноглобулин активирует комплемент и стимулирует фагоцитарную активность в слизистых оболочках. Сывороточный иммуноглобулин класса А может быть неполным антителом, не связывает комплемент и не проходит через плацентарный барьер. Молекулярная масса варьирует.

4. ?ммуноглобулины класса Е (IgE) — или реагиновые антитела, так как принимают участие в аллергических реакциях по типу реакций немедленного типа, а также участвуют в деструкции гельминтов. Обнаруживаются в сыворотке крови в небольших количествах. Через плацентарный барьер не проходит.

?ммуноглобулины класса Д (IgD) — участие его недостаточно изучено. Содержится в сыворотке крови в очень малых количествах. ?звестно, что IgD продуцируют клетки миндалин и аденоидов. IgD не связывает комплемент, не проходит через плацентарный барьер. Специфичность иммуноглобулинов проявляется в специфичности иммунного ответа, поэтому в практической медицине используются различные препараты для профилактики и лечения различных заболеваний. Специфичность иммуноглобулинов проявляется в иммунологических реакциях in vitro (реакции преципитации и т. д.).

Схема строения молекулы иммуноглобулина (по Е. Литмену и Е. Еуду, 1981 г.)

. активный центр шарнирная область Fab — фрагмент, связывающий антиген;

Fc — фрагмент, имеющий постоянный аминокислотный со-

VL, VH — домены, составляющие вариабельные участки легких и тяжелых цепей;

CL, СН, — домены, составляющие константные участки легких и тяжелых цепей;

СН2, СНЗ — доменов — участок фиксации комплемента (К) и участок фиксации антител к макрофагам (М), тучным клеткам (ТК), лимфоцитам (Л).

Цифровые платформы собрали в пакет

Цифровые платформы собрали в пакет

Правительство рассмотрит законопроект о регулировании интернет-сервисов

Газета «РљРѕРјРјРµСЂСЃР°РЅС‚СЉ» в„–18 РѕС‚ 01.02.2019, стр. 7

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России внесла в правительство законопроекты, предусматривающие ужесточение требований к интернет-сервисам, включая блокировку их сайтов. Ранее поправки критиковало Минэкономики и участники рынка, после чего законопроекты прошли корректировку. Впрочем, и в текущем виде инициатива не соответствует рыночным правилам, указывают эксперты.

Рћ внесении пятого антимонопольного пакета РІ правительство “Ъ” рассказал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. РћРЅ включает РІ себя поправки РІ закон «О защите конкуренции» Рё РІ РљРѕРђРџ (РєРѕРїРёСЏ есть Сѓ “Ъ”). Р?нициатива подразумевает ужесточение требований Рє интернет-сервисам Рё добавление новых критериев для согласования сделок РІ отрасли. Для компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, поправки предусматривают блокировку РёС… сайтов РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ 90 суток.

Сергей Пузыревский о ситуации вокруг пятого антимонопольного пакета

Пятый антимонопольный пакет был разработан ФАС год назад. Документ был раскритикован «Яндексом», который вместе с другими игроками подготовил свой вариант законопроекта, сообщал “Ъ” в марте 2018 года. В конце года Минэкономики представило отрицательный отзыв на пакет поправок, назвав их недостаточно обоснованными. Обсуждение законопроекта привело к некоторым его корректировкам. Так, ФАС добавила числовые показатели для определения доминирующего положения компании с цифровой платформой — 35% «на рынке взаимозаменяемых услуг». В проекте было прописано, что признать компанию доминирующей на рынке можно только в том случае, если цифровая платформа имеет выручку не менее чем 400 млн руб. в год. ФАС рассчитывает, что пятый антимонопольный пакет может быть принят Госдумой в 2019 году, говорит Сергей Пузыревский.

Позиция Минэкономики по отношению к законопроекту остается прежней, поскольку ведомство не видело скорректированной версии документа, сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства. В «Яндексе» отказались от комментариев.

Почему участники рынка раскритиковали инициативы ФАС в области регулирования цифровых платформ

Р?нициатива ФАС является назревшей, полагает старший СЋСЂРёСЃС‚ юридической практики KPMG РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРќР“ Егор Свечников. РџСЂРё этом СЂСЏРґ пунктов документа, РїРѕ его мнению, вызывают РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Например, новым основанием для согласования сделок предлагается сделать превышение объема ее СЃСѓРјРјС‹ РІ 7 млрд СЂСѓР±. Однако РІ законодательстве отсутствует определение «объем сделки», указывает СЋСЂРёСЃС‚.

Директор Р?нститута права Рё развития ВШЭ—Сколково Алексей Р?ванов, участвовавший РІ разработке инициативы ФАС, назвал введение числовых показателей негативным изменением, поскольку это «противоречит логике развития цифровых платформ». «Бизнес настоял, настояло РњРёРЅСЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, хотя это Рё РЅРµ соответствует интересам СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… цифровых компаний»,— считает РѕРЅ. Документ РЅРµ расширяет полномочия ФАС, как принято говорить сейчас, Р° дает ей полномочия эффективнее работать СЃ инновационными рынками, уверен эксперт.

Законопроект говорит о том, что для признания компании доминирующей ее доля на рынке не определяется — главное, чтобы данные, которыми обладает компания, позволяли ей оказывать решающее влияние на рынок, указывает Егор Свечников. Такой подход не соответствует существующему порядку, при котором определяются рыночные доли участников рынка, и упростит работу ФАС, отмечает он.

Как государство берет под контроль конкуренцию в цифровой экономике

РџСЂРё внедрении пятого пакета регулятор будет обращать более пристальное внимание РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ консолидации больших данных Рѕ пользователях, которые собирают компании РёР· разных сфер, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Алексей Р?ванов, указывая РІ качестве примера создание РЎРџ Mail.ru Group, Alibaba Group, «МегаФона» Рё РФПР?.

Существенных рисков принятие пятого пакета не несет, заявил “Ъ” источник в одной из крупных компаний в сфере e-commerce. «Надеемся на конструктивный подход правительства к методологии подсчета доли рынка и стандартизации терминологии, поскольку сейчас различные игроки и отраслевые объединения, например, по-разному считают объемы рынка»,— добавил он.

Источник

Вам понравилась новость?

Будем благодарны за вашу оценку