Как Фрейд, так и Халл

Как Фрейд, так и Халл характеризовались ориентацией на опытное исследование фактов поведения. Однако они по-разному осуществляли свои исследования.

Халл делал акцент на эксперименте. Он старался изучать мотивацию, системати­чески варьируя условия эксперимента. Фрейд же концентрировался на исследо­вании отдельных случаев. Он изучал такие паттерны мотивации, результаты ана­лиза которых могли бы объяснить те или иные симптоматические действия индивидуума. Данный подход гораздо лучше, нежели проведение экспериментов, позволяет нам фиксировать индивидуальные различия. Однако полноценное ис­следование мотивации подразумевает изучение того, каким образом индивиды (объект исследования Фрейда) и ситуации (объект исследования Халла) взаимо­действуют, что приводит к реализации определенного поведения.

Другое различие между Фрейдом и Халлом связано с различиями между ин­дуктивным и дедуктивным мышлением. Фрейд отдавал явное предпочтение кон­кретным наблюдениям. Он любил делать умозаключения о значении конкретных сновидений или симптоматических действий. Затем он производил интуитивное обобщение всех своих наблюдений и интерпретаций. Однако так как Фрейд бес­престанно обогащал свою копилку критических наблюдений, его обобщения под­вергались непрерывному изменению: таким образом, трудно идентифицировать одну-единственную «фрейдистскую» систему. Фрейд все время продолжал изме­нять свою точку зрения, ибо клиническое исследование позволяло ему приходить ко все новым и более ценным инсайтам. В результате его работа была удивитель­но креативной и оригинальной. Написанные Фрейдом книги до сих пор остаются источником новых идей и направляют развитие психологической науки.

Халл же, наоборот, разрабатывал четкую, логически связанную, простую си­стему принципов, которая могла бы быть использована для объяснения самых сложных аспектов поведения (ведь сравнительно небольшое количество законов физики позволяет объяснить множество сложных явлений природы). После со­здания этой системы, считал Халл, единственная задача психолога будет состоять в ее использовании.

Те «факты», которые противоречат системе, не имеют ничего общего с реальностью и редко приводят к новым инсайтам или идеям. Такие «факты» нужно «свести» к базовым принципам с помощью строгой дедукции. Мы видим, что, выигрывая в систематичности мышления, Халл проигрывал Фрейду в оригинальности, а Фрейд, выигрывая в оригинальности, проигрывал в систематичности. Настоящая наука требует сочетания креативности и строго­сти мысли, уравновешенности индукции и дедукции, приверженности «закры­той» системе и открытости новым идеям.

Халл интересовался измеряемыми и доступными наблюдению элементами по­ведения, в то время как Фрейд сконцентрировал свое внимание на изучении сим­птомов, мыслей и сновидений. Бихевиористы исследовали прежде всего те дейст­вия, которые приводят к научению или к решению проблем, а психоаналитики изучали главным образом дезадаптивные действия, симптомы или инстинкты.

Как мы только что отметили, попытки бихевиористов проводить исследования мотивации без знания о содержании сновидений или мыслей испытуемого подоб­ны попытке наклеить обои, пользуясь только одной рукой. У нас нет причин ис­ключать из экспериментальных исследований мотивации интересовавшие Фрей­да феномены. Такого рода исключение происходило из-за незнания способов объективного изучения мышления и из-за страха перед тем, что изучение психи­ческой реальности приведет к воскрешению менталистских, субъективных и ре­лигиозных концепций. К счастью, недавние исследования когнитивных детерми­нантов человеческой психологии постепенно рассеивают туман бихевиористской предубежденности.

Однако свойственный Фрейду акцент на интерпретации сновидений и сим­птомов привел к пренебрежению исследованием адаптивных способностей чело­века. Последователи Фрейда попытались устранить данный недостаток психо­аналитической теории, создав эго-психологию. Однако большая часть эго-психоло- гов не использовала накопленное американскими психологами знание о процессе научения.

zakon.today

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

Предметом преимущественного внимания РґСЂСѓРіРѕРіРѕ представителя направления социального научения — Р. РЎРёСЂСЃР° были отношения родителей Рё детей. РЎРёСЂРµ считал принципиально важным рассматривать раннее детское поведение как протекающее внутри РѕСЃРѕР±РѕР№ диадической единицы, представляющей единство поведения матери Рё

ребенка. Он использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) в контексте теории научения для объяснения того механизма, посредством которого осуществляется влияние родителей на развитие ребенка. Сирсом выделены три возрастные фазы в развитии детей, различающиеся по характеру общей мотивации поведения. Мотивация становления поведения, по Сирсу, напрямую зависит от прижизненно складывающейся потребности — зависимости или привязанности. На начальной фазе ребенок погружен в свои органические ощущения и аутичен. Удовлетворение биологических потребностей (утоление голода и жажды, избавление от холода и боли) связывается ребенком с действиями матери, что составляет первый опыт

научения. Так зарождается привязанность к матери. Начало социализации ребенка знаменуется возрастанием диадического взаимодействия, попытками кооперирования с теми, кто заботится о нем.

ВВВВВВВ Р’ дошкольные РіРѕРґС‹ решающее влияние РЅР° ребенка оказывают мать, отец, РґСЂСѓРіРёРµ члены семьи, которые выступают РІ качестве основных агентов подкрепления, помогая построить более зрелое поведение. Ребенок-школьник РѕС‚ членов семьи зависим РІ меньшей степени, РІ то же время возрастает его зависимость РѕС‚ учителей, ровесников, друзей. Характерные формы зависимого поведения складываются РІ раннем детстве, РѕРЅРё выучиваются, закрепляются Рё сохраняются РёРЅРѕРіРґР° РІ течение жизни. Среди РЅРёС… — РїРѕРёСЃРє внимания (позитивного или негативного), стремление Рє подтверждению соучастия РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека РІ твоих делах Рё заботах (РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ РѕР± обещаниях, обращение Р·Р° утешением, помощью, руководством), стремление Рє физической (прикосновение, удерживание) Рё пространственной («быть возле») близости. Слишком слабая привязанность РЅРµ обеспечит необходимой мотивационной базы для выработки адекватного социального поведения, Р° слишком сильная зависимость угрожает самостоятельности, независимости, переходу РёРЅРґРёРІРёРґР° Рє самомотивации. Родительские тактики взаимодействия СЃ ребенком должны быть очень продуманными, выверенными СЃ точки зрения поощрения Рё наказания.



Дж. Гевирц также изучал условия возникновения социальной мотивации Рё привязанности младенца Рё взрослого. РќРѕРІРёР·РЅР° его РїРѕРґС…РѕРґР° заключалась РІ том, что поведение ребенка рассмотрено РёРј как источник подкрепляющих воздействий РЅР° поведение родителей. Родитель формирует поведение своего ребенка, применяя систему поощрений Рё наказаний, РЅРѕ Рё ребенок, даже младенец, демонстрируя улыбку, смех, вокализации, плач, может формировать Рё контролировать разнообразные РІРёРґС‹ поведения Сѓ родителей. Р?дея РЎРёСЂСЃР° Рѕ диадическом принципе как РѕСЃРЅРѕРІРµ отношений ребенка Рё родителя получила дальнейшую разработку. Социальное поведение подчиняется общим закономерностям любого поведения, однако стимулирующие воздействия среды опосредованы поведением РґСЂСѓРіРёС… людей. Гевирц акцентирует РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ действенности тех или иных стимулов для конкретного ребенка. Р’ индивидуальном развитии детей РѕРґРЅРё Рё те же стимулы РјРѕРіСѓС‚

иметь различную побудительную силу. Стимуляция, чтобы выполнить социально-мотивирующую роль, должна быть значимой, функциональной (слишком частые выговоры, нотации перестают оказывать различимое влияние на поведение ребенка).

 

В§ 5. Р?зменение представлений Рѕ психологической РїСЂРёСЂРѕРґРµ ребенка

ВВВВ Таким образом, РІРѕ второй половине XX РІ. РІ американской психологии развития постепенно изменяется представление Рѕ психологической РїСЂРёСЂРѕРґРµ ребенка. Ребенок стал рассматриваться как существо более активное, как субъект, РЅРµ только испытывающий влияние своего окружения, РЅРѕ Рё сам воздействующий РЅР° него, С‚.Рµ. партнер РїРѕ взаимодействию. Некоторые аспекты РЅРѕРІРѕРіРѕ РїРѕРґС…РѕРґР° прозвучали РІ изложении идей Рђ. Бандуры Рё Дж. Гевирца, Р° именно: реальная действенность научения путем самостоятельного наблюдения РЅР° самых ранних этапах жизни, выделение внутренних когнитивных переменных РІ структуре поведенческого акта, значимость внутреннего подкрепления ответов. Рљ середине 70-С… РіРі. XX РІ. принципиальные трудности теории социального научения Рё метода манипулятивного эксперимента для изучения онтогенеза РїСЃРёС…РёРєРё стали очевидными внутри самого направления:

— в погоне за точностью и однозначностью данных произошел отказ от поискового экспериментирования; экспериментальный метод оказался сведен к лабораторным «тестам» с самоочевидными гипотезами;

— лабораторное экспериментирование во многом носило искусственный характер, было оторвано от реальных жизненных проблем и непригодно для понимания процессов психического развития ребенка, неспособно ответить на запросы практики;

— результаты исследований представляли собой констатацию срезовых характеристик и возрастных различий, но с их помощью невозможно было вскрыть причины и условия развития;

— при избытке повторяющихся эмпирических данных обобщающие понятия были немногочисленны и слабы;

— настаивание на общих механизмах психического функционирования животных и человека, взрослых и детей привело к нивелированию специфики онтогенетического развития человека и как следствие к систематическому занижению подлинных возможностей испытуемых.

ВВВВВВ Было заявлено, что психология развития РЅРµ должна быть «наукой Рѕ странном поведении детей РІ странных ситуациях взаимодействия СЃРѕ странными взрослыми РЅР° протяжении как можно более коротких промежутков времени», как саркастически охарактеризовал ее РЈ. Бронфенбреннер. Осознание этих противоречий привело Рє новым тенденциям РІ американской психологии развития: Рє возрождению идей естественного исследования, Рє смещению акцентов РІ содержании исследуемых аспектов психического развития ребенка.

С начала 80-х гг. XX в. одной из обязательных характеристик научного исследования становится требование экологической валидности. Экологическая валидность рассматривается как соответствие обстановки, окружающей испытуемых в ситуации исследования, свойствам ситуации в повседневной жизни. Актуальный лозунг исследователя: надо изучать познавательную и любую активность ребенка в том виде, как это имеет место в его естественной целенаправленной деятельности. Были выдвинуты новые требования к. проведению экспериментального исследования:

— предъявление инструкции испытуемому бытовым языком;

— ограничение активности экспериментатора;

— тщательное наблюдение за испытуемым и фиксация его стратегий решения задач;

— констатация изменений;

— отказ от использования обучающих экспериментальных исследований (где гарантия того, что в реальной жизни используются те же методы и механизмы?).

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 1129 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Раннее детство: автономия / стыд Рё сомнение. | Молодость: достижение близости / изоляция. | Таблица 8 | В§ 1. Классический бихевиоризм как наука Рѕ поведении | Таблица 9 | В§ 3. Оперантное научение | Таблица 10 | ЗАДАНР?Р• 1 | В§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения | В§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.011 сек.)

mybiblioteka.su

II. 4.1. Понятие Рѕ личности РІ психологии 3 страница

II. 4.1. Понятие Рѕ личности РІ психологии 3 страница

 

Значимость может быть устойчивой Рё ситуативной. Устойчивая значимость объекта — это запечатление РІ нем таких потребностей личности, которые являются постоянным компонентом ее структуры. Для ученого такой устойчивой потребностью является чтение научной литераторы, участие РІ обсуждении актуальных проблем своей специальности, подготовка учеников, которые Р±СѓРґСѓС‚ продолжать Рё развивать его взгляды, Рё С‚. Рґ. Р’СЃРµ, что связано СЃ этой потребностью, оказывается значимым. Ситуативная значимость — запечатление РІ объекте потребностей данного момента. Для человека, Сѓ которого остановились РЅР° улице часы, значимыми объектами становятся прохожие, Сѓ которых РѕРЅ может узнать время, Р·РІСѓРєРё радиопередачи, которые доносятся через открытые РѕРєРЅР°, положение солнца РЅР° небосводе Рё С‚. Рї.

 

 

Если в процессе деятельности удовлетворяется потребность в объекте, имеющем ситуативную значимость для человека, то это остается в общем и целом безразличным для возникновения и развития новых потребностей, которые необходимо проявляются в дальнейшем ходе деятельности и стимулируют активность личности. После того как часы заведены и стрелки установлены в соответствии с сигналами точного времени, человек переходит к другим своим делам, вызываемым другими побуждениями. К числу объектов, имеющих ситуативную значимость, относятся предметы, с помощью которых удовлетворяются периодически возникающие потребности в еде, питье, отдыхе и т. д.



 

Р?РЅРѕР№ характер имеет удовлетворение потребностей РІ объектах, обладающих устойчивой значимостью для личности. Удовлетворение потребности РІ устойчиво значимом объекте закономерно РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что Сѓ человека РЅР° базе этого удовлетворения возникает новая, связанная СЃ первой, РЅРѕ более высокая РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ потребность, которая может быть удовлетворена лишь СЃ помощью РЅРѕРІРѕРіРѕ объекта, также имеющего устойчивую

 

 

значимость для личности. Ученый, установивший новый научный факт Рё тем самым удовлетворивший СЃРІРѕСЋ интеллектуальную потребность, РЅРµ останавливается РЅР° достигнутом — сделанное РёРј открытие порождает новые потребности, которые РјРѕРіСѓС‚ удовлетворить лишь новые значимые факты. Р?нтеллектуальные потребности остаются для личности постоянным стимулом активности, возрастая РїРѕ мере удовлетворения Рё запечатлеваясь РІ новых Рё РЅРѕРІС‹ Рє объектах, которые тем самым последовательно приобретают устойчивую значимость.

 

 

 

———————————————————————————

 

1 Маркс Рљ. Р?Р· экономических рукописей 1857-1858 РіРѕРґРѕРІ. — Маркс Рљ. Рё Энгельс Р¤. РЎРѕС‡. Р?Р·Рґ. 2-Рµ, С‚. 12, СЃ. 718.

 

II. 4.3. Мотивация как проявление потребностей личности

 

Понятие о мотивах поведения

Р?сточником активности личности являются, как это было показано, различные потребности. Р’ потребностях зависимость РѕС‚ конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы — это связанные СЃ удовлетворением определенных потребностей побуждения Рє деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех РІРёРґРѕРІ человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

 

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять РёС… мотивы. Только РІ этом случае можно судить — случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение РѕРґРЅРёС… Рё поощрить развитие РґСЂСѓРіРёС… черт личности.

 

Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной и т. п.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.

 

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. В противоположность фрейдизму, который вырывает непроходимую пропасть между осознанными мотивами и неосознанными побуждениями, биологизируя и мистифицируя последние, научная психология подчеркивает связь и взаимопереходы между ними, обусловленность и тех и других общественно-историческими условиями развития личности.

 

Р?нтересы1

Р?нтересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение РёС… способствует восполнению пробелов РІ знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению СЃ фактами, которые

 

 

приобрели значимость. Субъективно — для самого человека — интересы обнаруживаются РІ положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, РІ желании глубже ознакомиться СЃ объектом, приобретшим значимость, узнать Рѕ нем еще больше, понять его.

 

Роль интересов РІ процессах деятельности исключительно велика. Р?нтересы заставляют личность активно искать пути Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ удовлетворения возникшей Сѓ нее жажды знания Рё понимания. Удовлетворение интереса Рє объекту, обладающему устойчивой значимостью, как правило, РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє угасанию интереса, Р° внутренне перестраивая, обогащая Рё углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому СѓСЂРѕРІРЅСЋ познавательной деятельности. Школьник, интересующийся историей, сделав доклад РЅР° кружке Рѕ прошлом своего РіРѕСЂРѕРґР°, РЅРµ исчерпывает тем самым интерес Рє определенной РіСЂСѓРїРїРµ фактов, послуживших содержанием доклада, РЅРѕ этот интерес становится более глубоким, РѕРЅ распространяется РЅР° более широкий РєСЂСѓРі РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, РІ которых краеведческие проблемы занимают подчиненное место. Таким образом, интересы выступают РІ качестве постоянного побудительного механизма познания.

 

Р?нтересы РјРѕРіСѓС‚ быть классифицированы РїРѕ содержанию, цели, широте Рё устойчивости.

 

Различие интересов РїРѕ содержанию выявляет объекты познавательных потребностей Рё РёС… реальное значение для целей данной деятельности Рё шире — для того общества, Рє которому принадлежит личность. Психологически существенно то, Рє чему РїРѕ преимуществу проявляет интерес человек Рё какова общественная ценность объекта его познавательных потребностей. Совершенно очевидно, что различную общественную ценность Рё различное содержание имеет интерес Рє личной жизни соседей РїРѕ квартире или РїРѕ общежитию Рё интерес Рє жизни Рё деятельности, например, Андрея Рублева или Николая Кибальчича. РћРґРЅР° РёР· важнейших задач школы — воспитание серьезных Рё содержательных интересов, которые стимулировали Р±С‹ активную познавательную деятельность подростка или юноши Рё которые сохранялись Р±С‹ Рё Р·Р° пределами школы.

 

Различие РїРѕ признаку цели выявляет наличие непосредственных Рё опосредствованных интересов. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («РњРЅРµ интересно это знать, видеть, понимать», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ человек). Опосредствованные интересы имеют место тогда, РєРѕРіРґР° реальное значение объекта Рё значимость его для личности совпадают («Р­С‚Рѕ РјРЅРµ интересно, потому что это РІ РјРѕРёС… интересах!» — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РІ этом случае человек). Р’ трудовой Рё учебной

 

 

деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредствованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

 

Р?нтересы различаются РїРѕ широте. РЈ иных людей РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть сконцентрированы РІ РѕРґРЅРѕР№ области, Сѓ РґСЂСѓРіРёС… — распределены между РјРЅРѕРіРёРјРё объектами, обладающими устойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко выступает как отрицательная черта личности, однако было Р±С‹ неверным трактовать широту интересов как недостаток. Гармоническое развитие личности, как показывают наблюдения, предполагает широту, Р° РЅРµ узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов — содержательные интересы располагаются РІ РґРІСѓС… (Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё трех) РЅРµ связанных РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј областях деятельности (например, интерес Рє микробиологии как пауке сочетается СЃ интересом Рє нумизматике как коллекционированию Рё интересом Рє хоккею или футболу, который выступает как страсть «Р±РѕР»РµР»СЊС‰РёРєР°»). Такое многофокусное расположение интересов оказывается особенно благоприятным для того, чтобы осуществлялась смена РІРёРґРѕРІ деятельности — лучшее средство восстановления затраченной РІ труде энергии. Примеры людей, которые сочетают углубленность интересов СЃ РёС… широтой, многочисленны. Выдающийся советский государственный Рё общественный деятель, крупный СЋСЂРёСЃС‚-теоретик Рќ. Рљ. Крыленко был РІ то же время замечательным альпинистом, покорившим РѕРґРЅСѓ РёР· высочайших горных вершин страны. Классик советской шахматной школы, СЌРєСЃ-чемпион РјРёСЂР° Михаил Ботвинник — доктор технических наук. Таким образом, оценка узости или широты интересов определяется РІ конечном счете РёС… содержанием.

 

Р?нтересы РјРѕРіСѓС‚ подразделяться Рё РїРѕ степени РёС… устойчивости. Устойчивость интереса выражается РІ длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми Р±СѓРґСѓС‚ интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности Рё поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — РѕРґРЅРѕ РёР· свидетельств пробуждающихся способностей человека Рё РІ этом отношении имеет определенную диагностическую ценность. Однако заключение Рѕ наличии Сѓ человека устойчивого интереса требует глубокого психологического анализа. Нередко внешние проявления интересов, даже достаточно отчетливо выраженные Рё подтверждаемые, казалось Р±С‹, самооценкой Рё самоанализом (выявление СЃ помощью анкеты, интервью Рё С‚. Рї.), РјРѕРіСѓС‚ вводить наблюдателя РІ заблуждение. РћР± устойчивости интереса следует судить РїРѕ косвенным данным, РіРґРµ существенно важным оказывается преодоление трудностей РІ осуществлении деятельности, которая сама РїРѕ себе непосредственного интереса РЅРµ вызывает, РЅРѕ выполнение которой является условием успешного выполнения интересующей человека деятельности. Так, если ученику,

 

 

увлекающемуся физикой (по мнению окружающих и по его собственному убеждению), предложить перевести с иностранного языка, которым он владеет слабо, текст, посвященный некоторым фактам из области физики, и окажется, что его перевод ни по темпу выполнения, ни по объему выполненного задания не отличается от перевода равного ему по трудности географического текста, то это дает возможность выразить серьезные сомнения и по поводу устойчивости интереса к физике.

 

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной особенностью старших школьников. РЈ РЅРёС… интересы нередко принимают характер страстных, РЅРѕ кратковременных увлечений, например одновременно математикой, историей, философией, психологией, эсперанто Рё логикой. Берясь Р·Р° РІСЃРµ горячо, такие ребята, РЅРµ РІРЅРёРєРЅСѓРІ глубоко РІ дело, загораются новым интересом. Р?нтересы Рє различным занятиям, вспыхивающие Рё угасающие РІ подростковом Рё юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный РїРѕРёСЃРє призвания Рё помогают проявлению Рё обнаруживанию способностей. Задача педагогов заключается РЅРµ РІ том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься тем Рё только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, Р° РІ том, чтобы углублять Рё расширять его интересы, делать РёС… действенными, превращать РІ стремление, РІ склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

 

Р?нтересы — это важная сторона мотивации деятельности личности, РЅРѕ РЅРµ единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

 

Убеждения

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать РІ соответствии СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих РІ форме убеждений, — это знания РѕР± окружающем РјРёСЂРµ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества, РёС… РѕРїСЂРµ деленное понимание. РљРѕРіРґР° эти знания образуют упорядоченную Рё внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественнонаучных Рё РґСЂ.), то РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ рассматриваться как мировоззрение человека.

 

Мировоззрение имеет классовый характер. В нашем социалистическом обществе господствующим мировоззрением является марксизм-ленинизм, выражающий интересы всех трудящихся Советской страны, которые совпадают с интересами и объективными законами развития общества. Марксистское мировоззрение подлинно научное, оно обеспечивает людям правильное понимание законов общественной жизни.

 

Советская психология изучает процесс формирования мировоззрения под влиянием коммунистического воспитания, выясняет, как постепенно складываются научно правильные оценки событий общественного развития, как происходит становление моральных принципов, эстетических вкусов, обоснованных взглядов на явления природы и т. д. Это находит отражение в

 

 

многочисленных исследованиях развития основных исторических, физических, математических и других понятий, которые усваиваются школьниками, перехода от понятий донаучных к понятиям научным (к примеру, от представления младшего школьника о буржуе как о человеке с большим животом, в цилиндре и с сигарой в зубах к формирующемуся в старшем возрасте понятию о людях, которые источником дохода имеют наемный труд).

 

О становлении мировоззрения свидетельствует и формирование вкусов, которые у старшего школьника зачастую позволяют правильно ориентироваться в произведениях искусства, отличать подлинно прекрасное от того, что обладает внешней красивостью, и т. д. О формировании мировоззрения (процесс его развития завершается лишь в основных чертах к концу обучения в средней школе, продолжаясь и в последующие годы жизни как результат участия в производительном труде) свидетельствуют споры среди молодежи об основных проблемах общественной и научной жизни, вопросах межчеловеческих взаимоотношений и многом другом.

 

Эволюция убеждений относится прежде всего к их содержательной стороне. В них все больше проступают черты мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек, определяются всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека устойчивую значимость, и поэтому он испытывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли и другие люди. Об огромной силе убеждений как мотивов поведения человека говорит стойкость революционеров, которые не поступались своими принципами и взглядами даже перед угрозой смерти и мучений. Об этом хорошо сказал В. Маяковский:

 

Пятиконечные звезды

 

выжигали на наших спинах

 

панские воеводы.

 

Живьем, по голову в землю,

 

закапывали нас банды

 

Мамонтова.

 

В паровозных топках

 

сжигали нас японцы,

 

рот заливали свинцом и оловом,

 

отрекитесь — ревели,

 

РЅРѕ РёР·

 

горящих глоток

 

лишь три слова:

 

— Да здравствует РєРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј!2

 

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни,

 

 

производственной деятельности, которые своим содержанием имеют элементы коммунистического мировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности советского человека.

 

Было Р±С‹ неверным мнение Рѕ том, что каждый человек имеет сложившуюся систему твердых Рё передовых убеждений. Степень развития активности личности Сѓ разных людей различна. Нередко наблюдаются факты, РєРѕРіРґР° молодой человек знает, как следует поступать РІ тех или иных конфликтных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать РІ СЃРїРѕСЂРµ, Рё, однако, РЅРµ переживает это знание как потребность утвердить его РІ жизни. Рассогласование знаний личности Рё ее потребностей становится дефектом сферы убеждений. РЈ такого человека слово нередко расходится СЃ делом, единства знаний Рё поведения Сѓ него нет.

 

Стремления

Стремления — это мотивы поведения, РіРґРµ выражена потребность РІ таких, условиях существования Рё развития, которые непосредственно РЅРµ представлены РІ данной ситуации, РЅРѕ РјРѕРіСѓС‚ быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

 

В связи с тем что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения иначе как через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение весьма длительного времени. Группа студентов, задумавшая осуществить лодочный поход, активизирует и организует свою деятельность на основе возникшего у них стремления осуществить этот план. Не только подготовка спортивного инвентаря и необходимых припасов, но и ряд сопутствующих задач (досрочная сдача экзамена, приработок на разгрузке вагонов для пополнения кассы похода и т. п.) определяется все тем же стремлением.


Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 119 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: I. 1. 1. Понятие Рѕ психологии 2 страница | I. 1. 1. Понятие Рѕ психологии 3 страница | I. 1. 1. Понятие Рѕ психологии 4 страница | I. 1. 3. Понятие Рѕ сознании | I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия — методологическая РѕСЃРЅРѕРІР° научной психологии | I. 2. 2. Современная психология Рё ее место РІ системе наук | I. 2.4. Принципы Рё методы исследования современной психологии | I. 3.1. Развитие РїСЃРёС…РёРєРё РІ филогенезе | I. 3.2. Зависимость психических функций РѕС‚ среды Рё строения органов | II. 4.1. Понятие Рѕ личности РІ психологии 1 страница |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.026 сек.)

mybiblioteka.su

ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 3 страница

ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 3 страница

Р¤. Гетчесон ВВРІ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ критерия использовал СЃРїРѕСЃРѕР± добывания пищи. РћРЅ считал, что ребенок РЅР° протяжении жизни РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІСЃРµ стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища Рё торгово-экономическую стадию.

Р’. Штерн ориентировался РЅР° овладение человеком определенным культурным уровнем. РћРЅ отмечал, что человек РЅР° первоначальном этапе своего развития напоминает млекопитающих, РЅР° следующей стадии – обезьяну, затем РѕРЅ овладевает культурными навыками Рё Рє началу обучения становится культурным человеком. Данную теорию критиковали Р·Р° то, что негуманно заставлять человека повторять РІСЃРµ стадии развития человеческого общества. Ее критиковали Рё Р·Р° то, что РѕРЅР° умозрительна, С‚. Рµ. основана РЅР° внешнем сходстве. Тем РЅРµ менее, теория рекапитуляцииВ– это первая попытка создать эволюционную теорию.

ВВВ Представителями нормативного РїРѕРґС…РѕРґР°Вявлялись Рќ. Гейзелл ВВРё РЈ. Термел.

На основе многолетнего исследования особенностей социальной адаптации детей, их речевого развития и ряда других показателей с помощью специального оборудования, кино, видео, а также непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психологические портреты отдельных возрастных групп и определены нормативные показатели психического развития.

ВВ Термел исследовал детей-вундеркиндов. Сторонники нормативного РїРѕРґС…РѕРґР°Вположили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. РћРЅРё проследили динамику развития психических функций ребенка СЃ раннего детства РґРѕ юношеского периода, РґРѕ наступления взрослости.



ВВВ Большой интерес представляет теория трех ступеней детского развития Рљ. Бюллера. Фактически, теория Бюллера представляет СЃРѕР±РѕР№ своеобразную иерархию отдельных компонентов детского развития. РќР° первой ступени стоит инстинкт, РЅР° второй ступени – дрессура (навыки), третья ступень – интеллект. Р’ рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) Рё внешних условий.

Рљ. Бюллер ВВсчитал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

ВВВ РџРѕРґ развитием аффективных процессовБюллер понимал возникновение Рё переживание человеком удовольствия.

ВВВ РќР° первой ступени удовольствие РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

ВВВ РќР° второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие РІ процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие РѕС‚ сюжетно-ролевой РёРіСЂС‹.

ВВВ РќР° третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие РѕС‚ предвосхищения деятельности. Основная тенденция: РІ процессе развития наблюдается переход удовольствия РѕС‚ конца Рє началу действия.

ВВ Теорию Бюллера критиковали Р·Р° необоснованность описанных ступеней Рё критерия РёС… выделения. Фактически, изучая развитие РІ рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его Рё охарактеризовал РїРѕ тому же принципу детское развитие.

ВВВ Постепенно РІ процессе развития РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ социализация личности. Этот процесс экспериментально изучался РјРЅРѕРіРёРјРё психологами.

ВВВ Социализация –Впроцесс Рё результат усвоения Рё активного воспроизводства РёРЅРґРёРІРёРґРѕРј социального опыта, осуществляемый РІ общении Рё деятельности. Социализация может происходить как РІ условиях стихийного воздействия РЅР° личность различных обстоятельств жизни, имеющих РёРЅРѕРіРґР° характер разнонаправленных факторов, так Рё РІ условиях образования Рё воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса Рё результата развития человека, осуществляемого РІ интересах его Рё (или) общества, Рє которому РѕРЅ принадлежит. Воспитание является ведущим Рё определяющим началом социализации.

ВВВ Понятие «социализация»Вбыло введено РІ социальную психологию РІ 40—50-Рµ РіРі. XX РІ. РІ работах Рђ. Бандуры, Дж. Кольмана ВВРё РґСЂ. Р’ разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: РІ необихевиоризме РѕРЅРѕ трактуется как социальное учение; РІ школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; РІ гуманистической психологии – как самоактуализация.

ВВВ Явление социализации многоаспектное, Рё каждое РёР· указанных направлений акцентирует внимание РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· сторон изучаемого феномена. Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ психологии проблема социализации разрабатывалась РІ рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, РІ которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения РІ зависимости РѕС‚ степени включенности РІ общество.

ВВ Формирование ценностных ориентиров также является сложным процессом, зависящим РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… факторов, причем как внутренних, так Рё внешних. Ценностные ориентацииВ– отражение РІ сознании человека ценностей, признаваемых РёРј РІ качестве жизненных стратегических целей Рё общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено РІ послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ отсутствует. Хотя ориентиры рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей Рё ценностных ориентаций различались либо РїРѕ параметру «общее-индивидуальное», либо РїРѕ параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» РІ зависимости РѕС‚ того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных РѕС‚ РёС… присутствия РІ сознании. Сейчас, более принятым является восходящее Рє Рљ. Клакхону ВВопределение ценностей как аспекта мотивации, Р° ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдовВ(социальных установок).

ВВВВВ РћСЃРЅРѕРІСѓ умственного развития РІ раннем детстве составляют формирующиеся Сѓ ребенка новые РІРёРґС‹ действий восприятия Рё мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает РјРёСЂ, Рё наиболее СЏСЂРєРёРµ образы откладываются Сѓ него РІ памяти. Поэтому очень развита Рё богата фантазия. Дети любят слушать сказки, РѕРЅРё развивают РёС… воображение. Чуть позже РѕРЅРё сами стараются РёС… сочинять. РћРЅРё РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ РєРѕРіРґР°-то увиденный образ сами, РЅРµ осознавая этого, РїСЂРё этом, думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся РЅР° памяти, РЅРѕ РїСЂРё этом ребенок комбинирует образы, РІРІРѕРґРёС‚ новые.

ВВВВВВВ Р’ это время Сѓ ребенка начинает формироваться характер, С‚. Рµ. некоторые черты характера. Р’ психологии характер определяют следующим образом.

 

ЛЕКЦР?РЇ в„– 4. Понятие характера

 

ВВВВ ХарактерВ(РѕС‚ греч. charaktРµr – «печать, чеканка, зарубка») – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ достижения целей (инструментальные проявления характера) Рё самовыражения РІ общении СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё людьми (экспрессивные проявления характера).

Этимологически слово «характер» употребляется в трех значениях:

1) применительно к любым объектам и явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;

2) применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие;

3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный).

Наука Рѕ характере РІ психологическом значении слова – характерологияВ– имеет столь же длительную историю, как Рё сама психология. РќР° протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства Рё житейской мудрости стремилась решить РґРІРµ основные задачи: типологизации характеров (темпераментов) Рё определения характера (или темперамента) РїРѕ тем или иным внешним признакам (или «психогностика») (Р’. Штерн).

ВВВВВВВ Различия человеческих характеров, как наиболее существенных cвойств Рё особенностей человека, определяющих его внешний облик Рё поведение (индивидуальные различия РІ широком смысле), СЃ глубокой древности обращали РЅР° себя внимание философов Рё врачей.

ВВВВВ Древнейшая РёР· известных типологий характеров, основанная РЅР° 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни Рё связанные СЃ РЅРёРјРё свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру ВВ(XXX РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила РІ труде Рљ. Птолемея ВВ«Тетрабиблос», РІ котором утверждалось, что положение звезд РІРѕ время рождения человека оказывает решающее влияние РЅР° его индивидуальные особенности Рё РЅР° протяжении всей жизни определяет его СЃСѓРґСЊР±Сѓ, РїСЂРё этом РІСЃРµ многообразие характеров Рё судеб описывалось теми же 12 основными типами, которые практически РЅРµ изменились РґРѕ настоящего времени.

ВВ ВВВРћСЃРЅРѕРІС‹ представления Рѕ характере как типе социального поведения заложил Платон, который, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· своей теории строения души, описал 5 главных типов характеров: нормальный, тимо-кратический, олигархический, демократический, тиранический.

Типологическую традицию Платона продолжил Рё развил ученик Аристотеля Теофраст ВВ(IV–III РІРІ. РґРѕ РЅ. СЌ.) РІ знаменитых «Характерах» – трактате, считающемся первым настоящим исследованием характеров. Отталкиваясь РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ доминирующей черты, Теофраст описывал тип характера: насмешник, пустослов, СѓРіРѕРґРЅРёРє, болтун, тупица, РіСЂСѓР±РёСЏРЅ, ворчун, трус Рё С‚. Рґ. Расширенный перенос Теофраста РІ РќРѕРІРѕРµ время осуществил РІ XVII РІ. его переводчик Рё популяризатор Лабрюйер ВВРІ собственных «Характерах».

ВВВВ Представления медицинского естествознания Рѕ типах характеров тесно переплетаются СЃ учением Рѕ темпераменте Рё конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же как Рё характера, РјРѕРі объясняться, например, преобладанием РІ организме определенного «гумора»В(Гиппократ, Гален), составом РєСЂРѕРІРё (Аристотель), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер), особенностями воли (Клагес) Рё С‚. Рґ. Типологии характеров, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ которых лежит заложенное РІ античности учение Рѕ темпераментах, соединившее РІ СЃРІРѕРёС… основах идеи морфологическойВ(конституция) Рё физиологической(«соки», РєСЂРѕРІСЊ Рё РїСЂРѕС‡.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем Р·Р° 2000 лет РґРѕ настоящего времени РЅРµ претерпели ничего существенно РЅРѕРІРѕРіРѕ.

ВВВВ Р’ РќРѕРІРѕРµ время утвердилось собственно психологическое понимание характера как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль Рѕ том, что РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјС‹ различаются между СЃРѕР±РѕР№ РЅРµ внешними социально значимыми признаками поведения, Р°, прежде всего, невидимыми свойствами, которые являются РёС… причиной Рё образуют характер человека.

ВВВ РЎ XIX РІ. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, СЃРІРѕРґСЏ РёС… Рє некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание РЅР° неповторимости РёС… комбинации Сѓ конкретного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Рљ началу РҐРҐ РІ. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий Рё понимания сути характера. Понимание характера РЅРµ как типа, Р° как уникальности конкретного РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјР° было сформулировано РІ немецкой характерологии. Понимание характера как типа РІРѕ французской характерологии строилось РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° морфофизиологической РѕСЃРЅРѕРІРµ. РЎ XIX РІ. РѕС‚ более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых – интеллект, память, внимание Рё РїСЂРѕС‡., так Рё более сложных – творческие Рё организаторские способности, профессиональная пригодность Рё С‚. Рґ.). Развитые РІ работах англичан Р§. Дарвина, Р“. Менделя, Гальтона, американца Дж. Рњ. Кеттела, немцев Р“. Эббингауза, Р’. Вундта Рё РґСЂ., французов Рђ. Бине, Рђ. РЎРёРјРѕРЅР° Вметоды, получив теоретическое обоснование РІ работах Р’. Штерна ВВ(1911 Рі.), образовали отдельную дисциплину – дифференциальную психологию. Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была психогностика, главной задачей которой было, РІРѕ-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями, движениями Рё обликом человека Рё его индивидуальным психическим своеобразием, РІРѕ-вторых, распознание РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этих связей характеров отдельных РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным РїРѕРґС…РѕРґРѕРј, физиогномикой, френологией Рё графологией, Р° также философско-литературной характерологией.

ВВВВ ФизиогномикуВпрактиковал уже Пифагор ВВ(VI РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.). АнаксагорВВотбирал себе учеников РїРѕ форме СЂСѓРєРё. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель. Более специфическим методом определения характера было обращение Рє конституциональным Рё физиологическим факторам. Уже Гиппократ РїСЂРё объяснении темпераментов отчасти опирался РЅР° особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический РїРѕРґС…РѕРґ получил РІ работах Р­. Кречмера ВВ(1921 Рі.) Рё Р’. Р“. ШелдонаВ(1927 Рі.). Р’ XIX РІ. появляется «физиогномика функций», согласно которой характер проявляется РІ неосознанных целесообразных Рё функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена РІ немецкой характерологии через анализ РјРёРјРёРєРё (Р¤. Лерш, Рђ. Веллек), речи (Р?. Р‘. Рифферт), общей экспрессии (Р›. Клагес), РїРѕС…РѕРґРєРё Рё С‚. Рґ. Р’ настоящее время это направление развивается РІ русле социально-психологических исследований аттракции, невербальной коммуникации, теории атрибуции Рё С‚. Рї.

ВВВ Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение РѕРґРЅРѕР№ РёР· РјРЅРѕРіРёС… РіСЂСѓРїРї внешних признаков как единственного средства познания характера.

ВВВВ РЎ развитием РІ 10—30-Рµ РіРі. РҐРҐ РІ. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности Рё характера. Р’ послевоенной американской академической психологииВпонятие характера практически вышло РёР· употребления, сохранившись только РІ клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность Рє тому или РёРЅРѕРјСѓ типу. Р’ то же время РІ европейской психологииВ(Германия, Франция) понятие характера сохраняется как РѕРґРЅРѕ РёР· важных общепсихологических понятий, причем РІ немецкой традиции РѕРЅРѕ включает РІ СЃРІРѕРµ определение элементы духовности, Р° РІРѕ французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования.

ВВВВВВ Р’ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ психологииВРѕСЃРЅРѕРІС‹ учения Рѕ характере были заложены Рђ.Р¤. Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, РІ 50-Рµ РіРі. XIX РІ. характер отождествлялся СЃ индивидуально-своеобразным РІ личности РІ противоположность социально-типичному.

Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг. XIX в., когда ряд авторов начал рассматривать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.

ВВВ Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности РІ СѓР·РєРѕРј смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять РІ более или менее типичных ситуациях РїСЂРё определенных условиях определенные фиксированные формы или СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ поведения. РћРЅ выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды РЅР° личность (смягчая или обостряя РёС…), так Рё воздействия личности РЅР° среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность Рё РґСЂ.).


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: В§ 4. Проблема возрастных границ старости | В§ 5. Возрастные психологические задачи Рё личностные РєСЂРёР·РёСЃС‹ РІ старости | В§ 6. Социальная ситуация развития Рё ведущая деятельность РІ старости | В§ 7. Личностные особенности РІ старости | В§ 8. Познавательная сфера РІ период старения | Симптом (Пример)ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ РЎРїРѕСЃРѕР± компенсации | ЗАДАНР?Р• 1 | ЗАДАНР?Р• 2 | ЗАДАНР?Р• 3 | ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 1 страница |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.031 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *