Связь прогресса психологической

Психологи, попытавшиеся развивать мотивы, столкнулись с многочисленными трудностями как теоретического, так и практического характера.

?х опыт высве­тил связь прогресса психологии с ролью этой науки в обществе. С теоретической точки зрения, например, давление с целью улучшить академическую успевае­мость было временами столь велико, что нельзя было разобрать, развивает ли тре­нинг мотивы. ?ли интерес к получению результатов по усовершенствованию по­ведения отвлек внимание от теоретических аспектов того, какие именно обра­зовательные вводные вызывают изменения. Практика поставила ряд этических вопросов, связанных с тем, допустимо ли пытаться влиять на мотивацию детей, и при определении ответственного за программы мотивационных тренингов воз­никло некоторое замешательство. Более того, психологи могут быть заинтересо­ваны в разработке таких программ, но у них может не быть ни навыков, необходи­мых для того, чтобы продолжать проводить подобные тренинги, ни интереса к этому делу. Даже тогда, когда тренинг доказал свою эффективность, нет ясности в том, какие специалисты или организации должны его проводить. Если тренинг мотивации власти и впредь будет оставаться надежным средством реабилитации алкоголиков, кто будет его обеспечивать? В нашем обществе алкоголизм призна­ется болезнью, и лечением алкоголиков обычно занимаются врачи. Но врачи не считают себя ни педагогами, ни инструкторами и редко выражают желание подго­товиться к проведению мотивационного тренинга.

Эта проблема особенно остро проявилась в случае мотивационного тренинга предпринимателей, занятых в малом бизнесе, который снова и снова в разных странах демонстрирует свою эффективность не только для самих предпринима­телей, но также, что весьма вероятно, и для социальной общности, в которой они работают, и страны, частью которой эта общность является.

Несмотря на все эти свидетельства, сегодня нет такого места в мире, где тренинг мотивации достиже­ний предпринимателей проходил бы регулярно. Десятки человек, пройдя соот­ветствующее обучение в государственном и частном секторах, успешно провели курсы во многих странах. Как правило, они продолжают этим заниматься до тех пор, пока специальный грант, предоставленный для проведения исследований, позволяет оплачивать их услуги.

Тренинг приносит очевидную пользу предпринимателям, но совсем не обяза­тельно, чтобы он приносил пользу и тем образовательным учреждениям, которые его проводят, прежде всего потому, что эти тренинги краткосрочны и не входят в их регулярные учебные программы. В результате курсы прерываются. ?ли тре­неры, благодаря своей повышенной ориентации на достижения, начинают про­двигаться вверх по служебной лестнице, получают более престижную работу и перестают тренировать. Сами представители малого бизнеса без соответствую­щей финансовой поддержки не в состоянии оплатить тренинг. Банки или общест­венные организации, которые должны поддерживать малый бизнес, оказались не­способными обеспечить проведение тренинга: отчасти потому, что не причисляют себя к образовательным учреждениям, а отчасти потому, что просто не считают «психологические интервенции» ни столь интересными и ни столь простыми ре­шениями проблем производства, как экономические изменения, вызываемые ин­вестициями капитала, снижением налогов, улучшением условий труда или экс­плуатацией нового национального ресурса.

Ситуация с мотивационными тренингами — наглядный пример отношений психологической науки и общества. В конечном счете прогресс психологии зави­сит от того, в какой мере ее ценит и использует общество. Ее не всегда считали достойной сферой приложения научных усилий, и сегодня это мнение сохрани­лось в большинстве стран мира, исключение составляют лишь несколько стран, в том числе все англоговорящие страны, страны Скандинавии, Голландия, Герма­ния, Япония и ?ндия. Психологи накопили немало новых знаний, часть которых может быть полезна обществу. Если общество сможет принять и оценить подоб­ный вклад, развитие психологии пойдет еще более быстрыми темпами и она полу­чит финансовую и институциональную поддержку и помощь со стороны частных инвесторов, нужных ей для изучения многих вопросов, которые касаются челове­ческой мотивации и на которые сегодня еще нет ответов. Потому что, несмотря на некоторый прогресс в количественной оценке ряда человеческих мотивов, а так­же в понимании их происхождения и влияния на поведение, еще больше предсто­ит узнать. Научное изучение мотивации человека находится в начале своего пути.

zakon.today

Сигнальные раздражители как основа

Преодолеть чрезмерно общие теории помогли психологии новаторские исследо­вания, проведенные такими учеными-этологами, как Лоренц (огепг, 1952) и Тин­берген (ТтЪег§еп, 1951).

Эти авторы работали над идентификацией сигнальных раздражителей, которые «запускают» инстинктивное поведение у низших живот­ных. Например, уже давно известно, что в весенний период самцы колюшки (вид рыбы) часто атакуют других самцов. Отсюда, на первый взгляд, следует, что у ко­люшек есть «инстинкт» агрессии. Однако Тинберген убедительно доказал, что эти агрессивные реакции вызываются именно определенным ключевым стиму­лом (сигнальным раздражителем), а именно красной окраской брюшка других самцов колюшки, появляющейся лишь в определенное время года. Сделав раз­личные по размерам, форме и цвету макеты колюшки, Тинберген показал, что самцы колюшки нападают только в том случае, когда видят красное брюшко. Он и другие этологи привели множество аналогичных примеров, доказывающих, что такие специфические реакции, как следование за объектом, нападение, клевание и т. д., вызываются четко определенными сигнальными раздражителями.

Отметим, что в сравнении с ранними теориями инстинктов этологическая тео­рия характеризуется важным смещением акцентов. Первоначально исследователи изучали прежде всего инстинктивное поведение. Этологи же сконцентрировали свое внимание на особенностях индивидуального восприятия и на сигнальных раздражителях, которые «запускают» механизмы поведения. Несмотря на то что этологи учитывали паттерны демонстрируемого поведения, основным предметом их исследования были процессы, подготавливающие итоговое действие. Напри­мер, заметив красное брюшко соперника, самец колюшки начинает агрессивные действия, варьирующие по скорости, направленности и форме в зависимости от агрессивных действий других самцов.

Ранние теории инстинктов были отвергнуты как неприменимые к объяснению человеческого поведения. Дело в том, что в отличие от низших животных люди не демонстрируют фиксированные, инвариантные паттерны поведения. Однако те­перь перед учеными возник вопрос: не подвержены ли люди, как и низшие живот­ные, влиянию со стороны едва уловимых видов сигнальных раздражителей. То есть не «включается» ли наше поведение «изнутри» под воздействием определен­ных сигнальных раздражителей, которые мы воспринимаем таким же образом, как и самец колюшки, «включающийся» при виде красного брюшка другого сам­ца колюшки? Как бы то ни было, паттерны поведения, «запускаемого» в людях, могут быть менее жесткими и, соответственно, более гибкими, нежели «включа­емое» поведение других животных. Вероятно, именно аффективное, или эмоцио­нальное, возбуждение «запускает» процессы человеческого научения и, таким образом, приводит к принятию конкретных паттернов поведения, функция кото­рых заключается в поддержании позитивного эмоционального состояния или в освобождении от негативных эмоций. Кроме того, сами по себе сигнальные раз­дражители, определяющие поведение человека, могут быть гораздо менее специ­фическими, нежели сигнальные раздражители, детерминирующие поведение низ­ших животных. «Человеческие» сигнальные раздражители ассоциируются скорее

с паттернами, или последовательностями стимулов, чем с вторичными стимула­ми (т. е. стимулами, источником которых является та или иная реакция). Дейст­вительно, гораздо легче представить себе человека, активно ищущего сигнальные раздражители с помощью гибкой смены паттернов поведения, нежели предполо­жить, что мы действуем исключительно под влиянием фиксированных инвари­антных паттернов реакций, вызываемых общими типами сигнальных раздражи­телей. В целях удобства позвольте мне в дальнейшем применительно к человеку называть эти гипотетические сигнальные раздражители естественными мотива­ми. Давайте рассмотрим некоторые из доказательств их существования.

zakon.today

Альтернативные методы измерения силы

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны прояснить критерии хоро­шего научного исследования. Они перечислены в табл.

6.6; в ней также показано, как каждый из критериев соотносится с физическими (температура) и психоло­гическими (мотивация) переменными.

Таблица 6.6

Критерии научно обоснованного измерения температуры и мотивации

Критерии

успешного

измерения

ЗначениеПрименимо к
температуремотивации
СенситивностьПоказатель точно отражает основ­ную переменнуюСтолбик ртути подни­мается, как только происходит нагревПоведенческий показатель отражает индуцированное мотивационное состояние
Уникальность
Показатель отра­жает только те из­менения, которые касаются данной переменной
Столбик ртути не поднимается под дав­лениемПоведенческий показатель не подвержен влиянию, оказываемому привычка­ми, ценностями и т. д.
НадежностьПоказатель де­монстрирует ве­личины, адекват­ные условиямРтуть поднимается до той же отметки, какой соответствует нагревПоведенческий показатель дает те же самые оценки, касающиеся определенно­го человека, и при повтор­ной проверке
Валидность — практичностьПоказатель отра­жает переменную значимостиТемпература, измеря­емая термометром, в теоретическом и практическом отно­шении позволяет спрогнозировать, что случается с материей в различных условияхПоказатель мотива прояв­ляет его теоретические свойства и применим для прогнозирования поведе­ния, реализуемого в раз­личных условиях

Критерий сенситивности исследования подразумевает, что используемые ис­следователями методики систематически изменяются в зависимости от присутст­вия, отсутствия или изменений тех характеристик, которые эти методики «призва­ны» измерять.

Если горящая спичка, поднесенная к заключенному в стеклянную колбу столбику ртути, не оказывает на ртуть какого-либо заметного воздействия, то ртутный градусник не является прибором, чувствительным к изменениям тем­пературы. Если содержание самоотчета испытуемого, готовящегося прыгнуть с парашютом, не говорит о том, что этот человек испытывает чувство страха (Ерзает, 1962), то данный опросник не представляет собой методику, чувствительную к мо­тивационному состоянию.

Критерий уникальности подразумевает, что показатели подвержены влиянию только той переменной, которая измеряется: ртуть может подниматься под влия­нием не жары, а давления. ?менно на этом основании мы ставим под сомнение ценность наблюдения как метода измерения силы мотива. Такое поведение, как успешная учеба в школе, может обусловливаться интеллектуальными факторами, не имеющими ничего общего с мотивацией.

Существует два аспекта критерия надежности исследования. Во-первых, два эксперта, одновременно наблюдающие за одним и тем же событием, должны пред­ставить идентичные отчеты о нем. Во-вторых, между собой должны совпадать два сделанных в идентичных условиях описания одной и той же характеристики кон­кретного человека.

Критерий «валидности — практичности» — самый важный. Если с помощью определенной методики невозможно предсказать поведение индивидуума в раз­личных ситуациях, она может быть сколь угодно сенситивной, уникальной и на­дежной и при этом абсолютно бесполезной. Психология, как и любая другая наука, должна быть экономичной. Ее цель — получить максимальное количество инфор­мации о поведении индивидуума в различных ситуациях с помощью воздействия на минимальное количество переменных. На практике валидность измерения си­лы человеческого мотива определяется посредством создания сети корреляций между значением данной характеристики и другими характеристиками человека (Сгопас & МееЫ, 1955). Кроме того, создание такой сети может иметь важное теоретическое значение. Значит, если мы хотим быть уверенными в том, что наша методика измеряет именно силу конкретного мотива, нам следует доказать, что люди, набравшие множество баллов по шкале данного мотива, действуют под его влиянием. Например, испытуемые, набравшие много баллов по шкале мотива до­стижения, должны особенно энергично действовать в ситуациях достижения, бо­лее чувствительно реагировать на соответствующие стимулы и особенно быстро обрабатывать соответствующую информацию.

Теперь давайте выясним, насколько каждый из трех рассмотренных выше ме­тодов измерения индивидуальных различий в силе мотива соответствует четырем критериям научности исследования.

zakon.today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *