Потребность в аффилиации: Людям, безусловно, нравится общаться

Людям, безусловно, нравится общаться друг с другом, и некоторым это нравится больше, чем другим. Концептуальная проблема состоит в том, как перейти от фи­зических ритмических контактных ощущений, сопряженных с сексуальным удо­вольствием, к удовольствию от более дистанцированного, нефизического взаимо­действия. Эта связь была установлена в работе Кондона (Сопйоп, 1979), который провел микроанализ межличностного взаимодействия в звуковом фильме, кадр за кадром. Он продемонстрировал, что движение различных частей тела подкреп­ляется речевыми паттернами говорящего, движениями его тела, а также речью слушателя: «В сущности, слушатель движется синхронно с речью говорящего, почти так же точно, как говорящий… вся организация изменения движений тела слушающего успевает отразить организацию изменения в речи говорящего почти за 50 миллисекунд» (Сопйоп, 1979).

Эти интеракционные паттерны были выявлены в кадровых последовательно­стях фильмов в нескольких разных культурах и у новорожденных: «У всех мла­денцев отмечается выраженная синхронизация движений тела и с магнитофон­ной записью, и с живым человеческим голосом. Таким образом, интеракционная синхрония существует с первых дней жизни» (Сопйоп, 1979). Очевидно, здесь иг­рают роль ритм и гармония, о чем говорил Платон много веков назад. Кондон упо­добляет интеракционную синхронию своеобразному танцу, в котором неосознан­но участвуют двое людей. Если танец идет плавно, оба получают удовольствие; если взаимодействие протекает со сбоями — в том случае, когда действие и реак­ция не синхронизируются, — возникает неудовлетворенность, а в крайних случа­ях — патология, как, например, у детей, страдающих аутизмом. Таким образом, удовлетворение от контакта можно рассматривать как специфический подвид бо­лее широкой категории ритмических межличностных интеракций, которые вы­зывают удовольствие, если они присутствуют и гармонизированы, и неудовольст­вие или тревогу, если отсутствуют либо не гармонизированы.

zakon.today

Потребность в обратной связи

Теоретически лица с выраженной потребностью в достижении должны предпочи­тать работу в ситуациях, где они получают обратную связь относительно успеш­ности своей деятельности.

?наче у них нет возможности узнать, лучше или хуже остальных они справляются с работой. Ряд исследований разного типа подтверж­дает важность обратной связи для лиц с выраженной потребностью в достиже­нии. В одном из ранних исследований Френч (Ргепс, 1958Б) использовала два вида обратной связи для двух групп, работающих над общей задачей. В одной группе она акцентировала внимание на вкладе участников в итоговую успешность выполнения задачи, в другой — на аффилиативном поведении, способствовавшем слаженной работе команды. Она обнаружила, что по сравнению с испытуемыми со слабо выраженной потребностью в достижении испытуемые с выраженной по­требностью в достижении работали более эффективно после «действенной», а не «аффилиативной» обратной связи. ?м хотелось знать, насколько хорошо они справились с задачей, а не насколько хорошо они взаимодействовали с другими участниками группы.

Еще одно подтверждение этого заключения было получено в лонгитюдном ис­следовании мальчиков с выраженной потребностью в достижении, у которых об­наруживался больший, чем у мальчиков со слабо выраженной потребностью в достижении, интерес и способности к технической работе, такой как плотничест­во или конструирование моделей. Возможно, это объясняется тем, что техническая деятельность позволяет получить вполне конкретную обратную связь. Мальчики знали, насколько хорошо они справляются с работой, так как видели, действует ли сконструированная ими модель или хорошо ли соединены детали модели са­молета, который они делали. Социальное же поведение и даже обучение в школе не позволяет получить немедленно и непосредственно обратную связь относи­тельно успешности деятельности.

? поэтому дети с более высокими показателями потребности в достижении не отличаются от детей со слабо выраженной потреб­ностью в достижении большими социальными успехами или успехами в обуче­нии.

Еще один вид конкретной обратной связи относительно успешности деятель­ности обеспечивает программируемое обучение, при котором обучающая машина немедленно предоставляет обратную связь относительно правильности каждого действия, предпринимаемого при освоении чего-либо. В одном из исследований (Ваг1тапп, 1965) было показано, что испытуемые с выраженной потребностью в достижении извлекают из обучения в таких условиях больше пользы, чем испы­туемые со слабо выраженной потребностью в достижении.

Деньги представляют собой типичный способ предоставления обратной связи относительно успешности деятельности человека. Есть данные, свидетельству­ющие о том, что хотя деньги не являются стимулом для лиц с выраженной по­требностью в достижении, они используют их как информацию об успешности своей деятельности. Например, в одном из экспериментов Аткинсона (АЙипзоп, 1958), часть результатов которого представлена на рис. 7.5, испытуемые с выра­
женной потребностью в достижении успешнее, чем испытуемые со слабо выра­женной потребностью в достижении, справлялись с заданиями на всех уровнях ожидания успеха до тех пор, пока денежный стимул составлял $1,25. Однако ко­гда денежный стимул был увеличен до $2,50, кривые лиц с сильной и слабой по­требностью в достижении при различных уровнях ожиданиях успеха почти сов­пали и никаких различий в общей успешности деятельности не обнаруживалось. Кроме того, при денежном стимуле $2,50 испытуемые с выраженной потребно­стью в достижении работали не намного лучше, чем при денежном стимуле $1,25. ?спытуемые же со слабо выраженной потребностью в достижении значительно лучше справлялись с заданием при большем денежном вознаграждении. Эго и ряд других исследований (например, Ооиуап, 1956) свидетельствует о том, что денежное вознаграждение лиц с сильной внутренней мотивацией достижения не увеличивает их усердия. В действительности, как отмечалось ранее, использова­ние внешних стимулов для лиц, внутренне мотивированных к достижению, мо­жет снизить их продуктивность.

Однако в эксперименте с метанием колец, описанном в табл. 7.3, сумма, причи­тающаяся за попадание с разных расстояний, у лиц с выраженной потребностью в достижении повышается быстрее, чем у лиц со слабо выраженной потребностью в достижении (рис. 7.9). Это, по-видимому, означает, что для испытуемых с устой­чивым мотивом достижения важнее, чем для лиц со слабо выраженной потребно­стью в достижении, чтобы выполнение более трудной задачи оценивалось выше. То есть испытуемые с более высокими показателями потребности в достижении склонны воспринимать деньги как меру успеха, а не как стимул к приложению больших усилий.

?спытуемые # с выраженной потребностью / в достижении /

(Л/=10) ‘

/ •

/

/

/

/

/♦

/

/

/

/ %/?спытуемые со слабо / выраженной

/ / потребностью

, в достижении

(Л/=10)

~30 60 90 120 150 180~

Расстояние до колышка, дюймы

Рис. 7.9. Средние суммы денежного вознаграждения за попадания с разных расстояний при метании колец по оценкам испытуемых с выраженной и слабо выраженной потребностью в до­стижении (по Цймп, 1958)

zakon.today

Корреляты показателя потребности во

Как упоминалось в главе 8, Верофф рассматривает разработанную им методику оценки потребности во власти как метод оценки тревоги по поводу способности реализовать власть, т.

е. метод оценки боязни слабости. Его вывод правомерен по двум причинам. Во-первых, при создании своей системы кодировки Верофф ана­лизировал содержание рассказов, написанных во время ожидания результатов выборов кандидатов, которые претендовали на роль студенческих лидеров своих колледжей, т. е. когда они беспокоились о том, приобретут ли они властные пол­номочия. ?сходя из этого, мы можем ожидать, что показатели, полученные с по­мощью методики Вероффа, отражают такого рода тревогу. Методы же актуали­зации мотивации власти, использованные Винтером (АУтЪег, 1973) и Ульманом (Шетап, 1972), были направлены на то, чтобы укрепить в испытуемых сознание собственной силы. Во-вторых, характеристики людей, имеющих высокие показа­тели по методике Вероффа, указывают на то, что их волнует проблема собствен­ной слабости.

В табл. 10.10 обобщаются некоторые ключевые результаты, полученные в ши­рокомасштабном национальном исследовании 1976 г. (УегоЯ, Берпег, Ки1ка & Боиуап, 1980). Что касается мужчин, интерпретация данных вполне очевидна. Мужчины с высокими показателями потребности во власти по методике Вероф­фа чаще оказываются сыновьями «синих воротничков», которые неплохо зараба­тывают на жизнь собственным, однако непрестижным трудом, который они не считают интересным. Тем не менее они достаточно высоко оценивают свою ком­петентность в работе, часто проявляют нежные чувства в отношении жены (что, как отмечает Верофф (УегоЯ, 1982), «по сути близко к вопросу об их сексуальной активности»), а также полагают, что отцовство — это очень важно. ?ными слова­ми, в семейной жизни они как будто компенсируют чувство недостаточной пре­стижности и значимости в профессиональной сфере.

То, что они подчеркивают свою сексуальную активность, а также компетентность в работе, несмотря на ее небольшую значимость, указывает на протестную маскулинность. В сущности, они говорят: «Хотя ни в моих глазах, ни в глазах окружающих моя работа не имеет большого значения, я хороший работник, неплохо зарабатываю, я хороший (сек­суальный) муж и отец». То, что эти мужчины более склонны к употреблению ал­коголя и наркотиков, также свидетельствует о том, что они испытывают некото­рую тревогу по поводу власти, поскольку, как отмечалось в главе 8, употребление алкоголя — это один из способов, который используют мужчины для усиления чувства собственной власти.
Таблица 10.10

Характеристики мужчин и женщин с выраженной боязнью слабости — высокими показателями потребности во власти по методике Вероффа (по данным самоотчетов)

Область

оценки

Характеристики мужчин (N= 508)Характеристики женщин (АГ = 700)
Общее бла­гополучие• Высокие показатели само­уважения
Социальная

среда

• Сын рабочего
Работа• Высокий доход

• Непрестижная работа

• Оценка работы как неинтересной

• Высокая оценка собственной компетентности в работе

• Упоминание личной удовле­творенности от работы

• Предпочтение работы досугу

• Выраженное чувство удовле­творения от работы

Семья• Тесное взаимодействие с супругой

• Признание высокой ценности отцовства

• Чувство неудовлетворенно­сти от ведения домашнего хозяйства
Поведение• Злоупотребление алкоголем, создающее проблемы в семье

• Употребление наркотиков для снижения напряжения

• Отсутствие уверенности в неформальной поддержке в кризисных ситуациях

Данные о женщинах менее однозначны, хотя их можно проинтерпретировать аналогичным образом. Женщины с высокими показателями потребности во вла­сти по методике Вероффа особенно часто упоминают удовлетворение от работы вне дома (по сравнению с работой по дому), что, по-видимому, способствует их высокой самооценке. Они не выражают удовлетворения различными аспектами семейной жизни так, как это делают другие женщины. ?, не полагаясь на под­держку окружающих в кризисных ситуациях, они оказываются более незави­симыми, чем другие женщины, которые находят большее удовольствие в межлич­ностных отношениях. ?ными словами, эти женщины значительно более ориенти­рованы на работу, что можно рассматривать как компенсацию чувства слабости или недостаточной значимости в роли жены или матери, либо в роли работника по сравнению с мужчинами. То есть, поскольку в нашем обществе престиж сопут­ствует успеху главным образом в профессиональной деятельности, эти женщины, вероятно, испытывают собственную неполноценность в данном отношении по сравнению с мужчинами и компенсируют такое чувство профессиональными до­стижениями. Однако с такой сосредоточенностью на работе не связаны никакие признаки тревоги, поэтому у нас меньше оснований рассматривать ее результатом боязни слабости, как у мужчин. Максимум, что можно заключить, это то, что у женщин высокие показатели потребности во власти по методике Вероффа указы­вают на боязнь слабости в роли женщины, а это приводит к компенсаторному стремлению к профессиональным успехам, не характерному для женщин в целом.

zakon.today

Тренинг мотивации достижений

В 60-е гг. XX в. была разработана программа тренинга мотивации, нацеленная на все теоретические детерминанты деятельности, а именно на силу мотива, на вос­принимаемую вероятность успеха и на побудительную ценность успеха.

Основой этой программы стало изучение мотива достижения, рассмотренного в главах 7 и 11, результаты которого свидетельствовали о том, что люди с ярко выраженной потребностью в достижениях имеют многие из качеств, необходимых для успеш­ного предпринимательства, и что успешным предпринимателям или людям, зани­мающимся малым бизнесом, действительно присуща более ярко выраженная по­требность в достижениях.

Поскольку было также показано, что те страны, где в популярной литературе уделяется больше внимания потребности в достижениях, экономически развива­ются быстрее, представлялось логичным предположить, что отчасти это объясня­ется наличием в этих странах более энергичных предпринимателей и что поэтому один из способов ускорить экономическое развитие страны заключается в том, чтобы усилить мотив достижения успеха у бизнесменов.

Так было положено начало тренировочным курсам по мотивации достижений для бизнесменов, занятых в сфере малого бизнеса. Сначала они получили наи­более широкое распространение в ?ндии, потому что в то время ?ндия была сла­боразвитой страной и нуждалась в более успешных предпринимателях, которые могли бы за пределами мегаполисов, в маленьких городках, разбросанных по всей стране, создать новые рабочие места для полностью и частично безработных лю­дей (МсС1е11апс1 & ДУт1ег, 1969/1971). После того как эти курсы были успешно

реализованы в ?ндии и за ее пределами, было решено с их помощью добиться бо­лее существенных результатов в экономическом развитии небольшого региона.

Деловая жизнь двух небольших городков юго-восточной ?ндии тщательно изучалась на протяжении нескольких лет до, во время и после того, как в одном из них лидеры бизнеса прошли тренинг мотивации достижений.

Были выбраны го­рода, максимально похожие друг на друга. Они находились в одном и том же шта­те Андхра-Прадеш, а это значит, что их жители принадлежали к одной и той же культуре и разговаривали на одном языке. Эти города занимали примерно оди­наковую площадь, в обоих случаях население составляло около 100 ООО человек, распределение рабочей силы по разным категориям было примерно одинаковым, а потребление электричества на душу населения было в обоих городах почти рав­ным, что свидетельствовало о сопоставимости уровней промышленного развития. Один из городов был морским портом, а другой — речным портом на главном вод­ном пути в глубине страны. Ожидалось, что обеспечение бизнесменов одного из городов, Какинады, тренингом мотивации достижений будет стимулировать их активность и они превзойдут бизнесменов в соседнем контрольном городе Рад- жахмундру, что в конечном итоге приведет к заметной разнице в уровне экономи­ческого развития двух населенных пунктов.

Речи бизнесменов в местных клубах деловых людей и прочие рекруционные мероприятия сделали свое дело: 52 бизнесмена из Какинады согласились бросить свои дела и посвятить две недели тренингу мотивации достижений в ?нституте подготовки кадров для малого бизнеса в городе Хайдарабаде, более чем в двух­стах милях от дома. Бизнесменов разделили на четыре группы, в каждой из кото­рых было от 10 до 14 человек. Тренинг был весьма интенсивным, занятия продол­жались не менее (а то и более) 10 часов в день и базировались на том, что к тому времени было известно об изменении личностных качеств. Общепризнанным бы­ло мнение, что существенно изменить взрослого человека, — а чтобы увеличи­лась потребность в достижениях, могло понадобиться именно такое изменение, — очень трудно, если вообще возможно. Действительно, результаты изучения влия­ния длительной психотерапии не внушали большого оптимизма. Как правило, требовалось значительно больше часов общения с глазу на глаз, чем можно было получить в ходе непродолжительного группового тренинга, и возможность с его помощью вызвать фундаментальные изменения личности вызывала определен­ные сомнения (Еузепск, 1952). Однако такие религиозные группы, как мормоны или иезуиты, судя по всему были эффективными в том, что касалось личностных изменений в результате интенсивного тренинга, и поэтому было решено прило­жить максимум усилий к тому, чтобы любым способом изменить мотивацию, ис­пользуя для этого опыт, накопленный религиозными группами, и всю доступную научную информацию.

zakon.today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *