Методы измерения потребности в

?менно ли удовольствие стремятся получить люди, взаимодействуя друг с дру­гом, или нет, но с полной определенностью можно утверждать, что лишение чело­века возможности взаимодействовать вызывает у него то, что называют потреб- ностъю в аффилиации, или потребностью быть с людьми. Шипли и Верофф (5Ыр- 1еу & Уегой, 1952) изучили влияние на воображение двух видов аффилиативной активации. В одном случае группе студентов, состоящих в одной студенческой общине, предложили оценить привлекательность ряда характеристик, таких как любящий спорить, любящий развлекать, скромный и искренний. Затем каждый член группы вставал, а другие записывали два прилагательных из предложенного списка, наиболее точно его характеризующие. Эта процедура позволяла опреде­лить, насколько нравился или не нравился остальным членам группы каждый из участников. Во втором случае были обследованы 35 первокурсников, не входив­ших ни в одну студенческую общину колледжа, хотя 95% первокурсников были членами таких общин. То есть этим студентам было лично отказано в возможно­сти общения, которое высоко ценилось в данном колледже. Рассказы, написанные членами эти двух групп, были сопоставлены с рассказами контрольной группы испытуемых, которые не подвергались описанной выше социометрической оцен­ке и не состояли в студенческих общинах. Рассказы, написанные после актуализа­ции потребности в аффилиации, содержали больше ссылок на отвержение, оди­ночество, просьбы о прощении или изменении способов поддержки межличност­ных отношений.

Аналогичные изменения в содержании рассказов были обнаружены после ак­туализации потребности в аффилиации в ходе социометрической оценки в дру­гой группе студентов из Мичиганского университета (АЙипзоп, Неупз & УегоЯ, 1954). ?сследователи также обнаружили изменения в различных подкатегори­ях, связанных с решением задач, в системе оценки потребности в достижении (см. рис. 6.6). Аффилиативные образы были определены как образы, связанные с установлением, поддержанием или восстановлением позитивных эмоциональных отношений с другим человеком или людьми. У лиц с актуализированной потреб­ностью в аффилиации было также выявлено усиление таких подкатегорий, как инструментальная активность, предвосхищающее целевое состояние и внешние препятствия к установлению позитивных отношений. Частота включения этих категорий в рассказы в нейтральных условиях определяет показатель потребно­сти в аффилиации. Розенфельд и Франклин (КозепГеЫ & РгапкНп, 1966) проде­монстрировали, что такая же активация повышает частоту включения этих кате­горий в рассказы не только мужчинами, но и женщинами. ?нсайт-тест Френч, описанный в главе 7, также позволяет получить показатель потребности в аффи­лиации, имеющий корреляты, сходные с коррелятами показателя потребности в аффилиации, полученного на основе рассказов к картинкам (Ргепс & Сас^ск, 1956).

zakon.today

Вместо заключения

 

Следование законам и принципам формальной логики – это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос.

Однако то, на чем настаивает формально-логическая теория, – это всего лишь элементарная дисциплина мышления.

Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументирование отстаивать свои собственные убеждения и т.д.

Логика настолько богата, что о ней можно говорить бесконечно. Но для первого знакомства сказанного, пожалуй, достаточно. Как советовал Гораций:

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня,

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Знание законов и правил – одно из самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своём анализе. И нельзя упускать возможности углубить это знание и усовершенствовать его практическое применение.



Примечания

1.

 

О том, насколько такие слова выпадают из нашего поля зрения, говорит шуточная загадка: «А и В сидели на трубе, А упало, В пропало, что осталось на трубе?» Ответ: «и».

(обратно)

2.

 

Их когда-то упоминал В.Дильтей, относивший понимание только к ним (см.: Dilthey W. Gesammelte Schriften. В.5. S.317).

(обратно)

3.

 

Под термином «значение» здесь имеется в виду значение слова в системе языка, в его словаре, в то время как термин «представление» характеризует смысл слова в речи. В одном ряду с последним термином стоят такие, как «ситуационное значение», «контекстное значение», «субъективное значение», «индивидуальное значение».

(обратно)

Date: 2015-06-06; view: 191;

mydocx.ru

Размер вознаграждения: В первом ряду сформулированных

В первом ряду сформулированных Халлом принципов (Ни11,1943) стоит следую­щая закономерность: потенциал возбуждения, или склонность действовать, явля­ется функцией силы драйва и силы привычки, или времени пребывания без еды (депривации) и числа попыток пробежать по лабиринту. Однако с самого начала было ясно, что даже если сила драйва остается постоянной, размер вознаграж­дения также оказывает влияние на вероятность повторения реакции. Результа­ты одного из исследований подтверждают верность данного утверждения. В ходе этого исследования в качестве критерия склонности действовать использовалась скорость, с которой крысы преодолевали путь до пищи. Как мы видим из рис. 3.5, вознаграждение из 16 шариков побуждало крыс бежать гораздо быстрее, нежели

1 шарик пищи, а 256 шариков являлись более сильным, чем 16, подкреплением, несмотря на то что время депривации оставалось неизменным. Кроме того, в слу­чае изменения размера вознаграждения изменялась и скорость бега крыс: те из них, кому вместо 256 шариков начинали давать 16, резко «сбавляли темп», а те, кто вместо одного шарика стали получать 16, наоборот, резко увеличивали ско­рость бега.

Учитывая влияние, которое размер вознаграждения оказывает на силу реак­ции, Халл добавил в свое уравнение новую переменную, обычно обозначаемую как К (поощрительное вознаграждение). Соответственно, измененное уравнение выглядит следующим образом:

Потенциал возбуждения = ^ишдрайва х Сила привычки х Размер вознаграждения, (актуализация поведения) ^ ^ ^

или 5Ек = ?х 5Нк х К.

То есть на основании новых данных Халл предположил, что размер вознаграж­дения (К), сила привычки (5НК) и сила драйва вместе определяют потенциал воз­буждения, точно так же как сила драйва и сила привычки вместе детерминируют силу реакции. Если значение хотя бы одной из переменных, входящих в новое уравнение Халла, оказывается равным нулю, то исследуемое поведение характе­ризуется нулевым потенциалом актуализации (5ЕК). При отсутствии драйва жи­вотное не будет действовать, какой бы устоявшейся ни была его привычка и ка­ким бы громадным ни было вознаграждение.

При отсутствии всякой практики оно просто не сможет решить новую задачу, каким бы сильным ни был драйв и ка­ким бы заманчивым ни было вознаграждение. Аналогично, при полном отсутст­вии вознаграждения животное останется пассивным, каким бы мощным ни был драйв и какой бы сильной ни была привычка.

Номер попытки

Рис. 3.5. Скорость бега на длинную дистанцию как функция силы подкрепления. Во время первых 19 попыток различным группам крыс предъявлялись 1, 16 или 256 шариков еды (данные по эффек­тивности научения группы, которой предъявляли 1 шарик, представлены с того момента, когда этой группе начали предъявлять 16 шариков). После 20-й попытки всем трем группам начали предъявлять по 16 шариков (Метег, 1980а, айег Сгезр!,

Кеннет Спенс (Зрепсе, 1956, 1958а, 1958Б) видоизменил уравнение Халла. Спенс был твердым сторонником идеи о том, что размер вознаграждения нужно рассматривать в качестве фактора, определяющего потенциал возбуждения, одна­ко он считал, что уравнение должно выглядеть следующим образом:

С точки зрения Спенса, переменные В и К необходимо объединить, потому что влияние К осуществляется прежде всего с помощью механизма описанной нами выше отдельной антиципаторной целевой реакции (гё > зё). Большое вознаграж­дение (большой кусок пищи) вызовет такие процессы типа гё > зё, которые будут существенно отличаться от аналогичных процессов, вызванных маленьким воз­награждением. Стимуляция, источником которой служит антиципаторная целе­вая реакция, будет направлять поведение животного и неизбежно объединяться со стимуляцией, источником которой выступает драйв. ? уже затем суммарное воздействие двух видов стимулов умножается на силу привычки, вследствие че­го происходит «запуск» соответствующего поведения. Данные исследований до сих пор не позволили нам однозначно ответить на вопрос о том, кто — Халл или Спенс — предложил наиболее корректное уравнение поведения.

1 1 фут = 30,48 см. — Примеч. перев.

zakon.today

ЛЕКЦР?РЇ в„– 7. Общение РІ дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

ЛЕКЦР?РЇ в„– 7. Общение РІ дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

 

ВВВВВ ОбщениеВ– это специфическая форма взаимодействия РёРЅРґРёРІРёРґР° СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё индивидами, как членами общества.

Процедура общения состоит из нескольких составляющих:

1) потребность в общении – индивиду необходимо повлиять на собеседника, узнать или сообщить некую информацию, для этого ему необходимо начать процесс общения;

2) ориентирование в целях и ситуации общения;

3) ориентирование в личности собеседника – для общения необходимо понимать некоторые качества собеседника, хотя бы на интуитивном уровне;

4) планирование содержания сообщения – при общении собеседники зачастую сознательно (или бессознательно) продумывают дальнейшие свои высказывания;

5) выбор средств – как и планирование содержания, может быть сознательным и бессознательным – представляет собой обдумывание конкретных семантических и стилистических структур построения сообщения;

6) анализ ответной реакции – восприятие и оценка реакции собеседника на высказанное сообщение. Анализ эффективности выбранного направления и стиля общения;

7) корректировка направления, стиля, методов общения – является следствием анализа ответной реакции.

ВВВВВВВ РџСЂРё общении главным носителем информации являются РјРёРјРёРєР° Рё жесты – 60 %, поэтому речь ребенка, РЅРµ содержащая сложных семантических структур, РЅРѕ наполненная мимическим содержанием, воспринимается взрослыми Рё, РІ большинстве случаев, адекватно распознается.



Ранний дошкольный возраст ребенка характеризуется обретением речи как средства развития самосознания Рё личности ребенка РІ целом. Посредством речевого общения ребенок получает информацию, необходимую для развития его как личности. Речь сама РїРѕ себе содержит средства поощрения или наказания, самоконтроля Рё дисциплины. РћРЅР° также РґРѕРЅРѕСЃРёС‚ РґРѕ ребенка РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила, принятые РІ окружающем его обществе. Р’ процессе усвоения речи Сѓ ребенка наблюдается качественный прорыв РІ возможности самоконтроля Рё самореализации, подтверждаемый усиленным развитием личностных показателей. Поэтому РЅРµ вызывает удивление тот факт, что РІ раннем возрасте Сѓ ребенка наблюдаются качественные изменения психологии мышления.

ВВВВВ Общение состоит РёР· РґРІСѓС… составляющих: так называемого «говорения»ВРё понимания. ПониманиеВпозволяет усвоить РЅРѕСЂРјС‹ Рё требования, предъявляемые ребенку СЃРѕ стороны взрослых или сверстников. РћРЅРѕ позволяет корректировать СЃРІРѕРµ поведение РІ зависимости РѕС‚ усвоенной информации. Р? чем более развит ребенок, С‚. Рµ. чем более сложные структуры способен понимать, тем более тонко РѕРЅ сможет реагировать РЅР° воздействия, оказываемые СЃ помощью общения. В«

Говорение»Впозволяет ребенку самому вносить корректировки РІ поведение окружающих, уточнять требования, предъявляемые Рє нему, Рё формировать диалог РІ РІРёРґРµ, соответствующем его личностному развитию.

ВВВВВВВ Потребность РІ общении основывается РЅР° желании ребенка познать себя Рё РґСЂСѓРіРёС… людей. Успешное общение СЃ взрослыми Рё детьми влияет РЅР° его самооценку. Р’ возрасте 3–5 лет Сѓ ребенка складывается внеситуативно-познавательная форма общения СЃ окружающими, которая основывается РЅР°

«теоретическом»Всотрудничестве ребенка СЃ взрослыми. Такое сотрудничество РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РЅР° смену сотрудничеству «практическому».

«Теоретическое» сотрудничествоВ– это совместное обсуждение СЃ взрослыми событий, явлений, взаимоотношений окружающего РјРёСЂР°. РЈ ребенка активно проявляется познавательная деятельность, появляется желание узнать больше РЅРѕРІРѕРіРѕ. Р’ возрасте 3–5 лет Сѓ ребенка появляется потребность РІ уважении взрослого.

ВВВВВВВ Р’ этот период Сѓ детей появляется множество РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ предметах Рё РёС… разнообразных взаимосвязях. Особенностью общения РІ дошкольном возрасте является внеситуативность. Ребенок активно интересуется предметами Рё явлениями, даже если РѕРЅРё РЅРµ связаны СЃ РЅРёРј РІ данный момент. Р’Рѕ время общения дети узнают собственные качества Рё качества РґСЂСѓРіРёС… людей. Согласно исследованиям, дети дошкольного возраста понимают РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ личностных качествах человека Рё РјРѕРіСѓС‚ подметить СЃРІРѕРё недостатки. Чаще всего самооценка детей дошкольного возраста РЅРµ является устойчивой, РЅРѕ РІ данный момент это является положительным фактором, потому что критическое отношение Рє себе РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± успешном становлении самосознания ребенка.

ВВВВВВ Поскольку ребенок начинает нуждаться РІ уважении СЃРѕ стороны взрослых, возможно появление РѕСЃРѕР±РѕР№ обидчивости, выражающейся РІ прекращении той или РёРЅРѕР№ деятельности после замечаний СЃРѕ стороны взрослых. Р?, наоборот, похвала взрослого вызывает Сѓ ребенка особый восторг.

ВВВВВВ Р’ дошкольном возрасте общение детей Рё взрослых особенно часто РЅРѕСЃРёС‚ познавательный характер. Взрослый человек чему-то учит ребенка, дает ему РЅРѕРІСѓСЋ информацию. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РІ представлении ребенка взрослый выглядит как источник особых сведений.

ВВВВ После 3 лет Сѓ ребенка появляется потребность РІ общении СЃРѕ сверстниками, которая РЅРѕСЃРёС‚ избирательный характер. Р. Рђ. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° ВВсвидетельствует Рѕ том, что дети РІ возрасте 3–7 лет предпочитают общаться СЃ ровесниками, которые относятся Рє РЅРёРј доброжелательно. Р?сследователи выделяют несколько комплексов проявления детей РІ адрес сверстников, что дает возможность классифицировать РёС… как типы или варианты общения СЃРѕ сверстниками.

ВВВВВВ Первый комплекс. Ребенок стремится осуществить совместную деятельность СЃРѕ сверстниками. РћРЅ активно помогает сверстнику, дает ему советы, делится СЃРІРѕРёРјРё предложениями Рё С‚. Рґ. Данный комплекс основывается РЅР° трех вариантах проявления :

1) ребенок учится чему-либо у сверстника. В данном случае ребенок выступает как младший в общении;

2) ребенок сам предлагает сверстнику сценарий деятельности, выступает организатором, но при этом принимает предложения сверстника. В данном случае дети являются равноправными партнерами;

3) ребенок выступает как старший, чему-либо учит партнера, направляет его деятельность. Первый комплекс показывает, насколько ребенок стремится Рє совместной деятельности Рё сотрудничеству СЃ окружающими. Ребенок РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ СЃРІРѕРёС… действиях: «Мы сделали», «Мы построили», «У нас получилось» Рё С‚. Рґ.

ВВВВВ Второй комплекс. Проявляется РІ том, что ребенок начинает отделять себя РѕС‚ СЃРІРѕРёС… сверстников. Ребенок всячески стремится демонстрировать СЃРІРѕРё истинные или мнимые таланты. Ребенок заявляет: «Я сделал», «У меня получилось» Рё С‚. Рґ. Рљ сверстникам ребенок относится критически, оценивая РёС… способности Рё умения: «А ты умеешь?В». Р?сследователи определяют поведения ребенка как феномен соревновательного подражания. Ребенок проделывает то же самое, что Рё РґСЂСѓРіРёРµ, РЅРѕ заявляет, что результаты именно его деятельности – лучшие. Р’ данном случае ребенок стремится перехватить инициативу Сѓ сверстников, РЅРµ желает соглашаться РЅР° предложения РґСЂСѓРіРёС…. Распоряжения, отданные сверстником, РёРј игнорируются. Ребенок стремится командовать сам, РЅРµ желает, чтобы его действия Рё слова обсуждались, зато сам активно критикует сверстников.

Если СЃ ребенком сверстники РЅРµ соглашаются, РѕРЅ прекращает СЃ РЅРёРјРё общаться, показывает РѕР±РёРґСѓ. Данный комплекс показывает потребность детей дошкольного возраста добиться уважения сверстников. Р’ поведении детей проявляется стремление выделить собственную личность, осознание Рё высокая оценка СЃРІРѕРёС… умений, постоянное сравнивание себя СЃРѕ сверстником, критика окружающих. Р?сследователи связывают такое поведение СЃ потребностью РІ признании Рё тщеславием ребенка.

ВВВВВВВВ Третий комплекс. Основывается РЅР° том, что сверстники постоянно находятся РІ поле внимания. Ребенок стремится поделиться СЃРѕ сверстниками СЃРІРѕРёРјРё впечатлениями, эмоциями Рё С‚. Рґ. РћРЅ стремится предугадать действия партнера. РљРѕРіРґР° ребенок что-либо рассказывает, то наблюдает Р·Р° партнером Рё его реакцией, хочет увидеть, какое впечатление РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ его рассказ. Р’ третьем комплексе отражается потребность РІ сопереживании СЃРѕ стороны сверстников.

ВВВВВВВВ Четвертый комплекс. Основывается РЅР° том, что поведение ребенка переходит РѕС‚ серьезного Рє фантазированию. Ребенок сочиняет небылицы, развивает шутки Рё фантазии сверстников. Одобрение собеседника вызывает Сѓ ребенка еще больший прилив воображения. Это отражает стремление ребенка Рє сотворчеству СЃРѕ сверстником.

ВВВВВВ Р?менно РІ дошкольном возрасте РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ обогащение чувственного опыта ребенка, РѕРЅ овладевает специфическими человеческими формами восприятия Рё мышления. Активно развивается речь, воображение, память.

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 84 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: В§ 6. Социальная ситуация развития Рё ведущая деятельность РІ старости | В§ 7. Личностные особенности РІ старости | В§ 8. Познавательная сфера РІ период старения | Симптом (Пример)ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ РЎРїРѕСЃРѕР± компенсации | ЗАДАНР?Р• 1 | ЗАДАНР?Р• 2 | ЗАДАНР?Р• 3 | ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 1 страница | ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 2 страница | ЛЕКЦР?РЇ в„– 1. Психология развития как отрасль психологии 3 страница |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.014 сек.)

mybiblioteka.su

Этап 5. Р?дите путем наименьшего сопротивления.

Этап 5. Р?дите путем наименьшего сопротивления.

РЇ уже РЅРµ первый раз РІ этой РєРЅРёРіРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ сопротивлении. Нижеследующие мысли являются формой сопротивления проявлению ваших намерений: «Это РЅРµ имеет практического смысла», «Я РЅРµ РјРѕРіСѓ материализовать идеального человека РѕРґРЅРёРјРё СЃРІРѕРёРјРё мыслями», «С какой стати РјРЅРµ отдадут предпочтение перед всеми, кто продолжает ждать улыбки фортуны?В», «Я уже пробовала, РЅРѕ РјРЅРµ попался круглый идиот». Эти мысли являются препятствиями, мешающими Р?сточнику прислать вам нужного человека. Сопротивление — это низкая энергия, тогда как Р?сточник — энергия высокая, созидательная, расширяющаяся. РљРѕРіРґР° РІС‹ мыслите РЅР° РЅРёР·РєРёС… частотах, РІС‹ просто РЅРµ можете притянуть Рє себе людей, РІ которых РІС‹ нуждаетесь. Даже если РѕРЅРё предстанут перед вами СЃ табличкой «Я Рє вам» РЅР° РіСЂСѓРґРё, крича: «Вот РѕРЅ СЏ! Чем РјРѕРіСѓ служить? РЇ способен Рё готов помочь вам», РІС‹ РЅРµ узнаете РёС… или РЅРµ поверите РёРј, продолжая привлекать РІ СЃРІРѕСЋ жизнь РІСЃРµ больше вещей, которых РІС‹ РЅРµ хотите Рё РЅРµ заслуживаете.

Этап 6. Будьте таким человеком, какого вы хотите видеть возле себя.Как я уже упоминал, если вы хотите, чтобы вас любили безо всяких условий, сами любите безо всяких условий. Если вы хотите получать помощь от других, сами помогайте другим при каждой возможности. Если вы хотите, чтобы с вами были щедры, сами будьте щедры. Это один из самых простых и надежных методов привлечь на свою сторону силу намерения. Будьте отзывчивы, как универсальный разум, и вы привлечете к себе все то, что намерены получить.



Этап 7. Отрешитесь РѕС‚ результата Рё будьте бесконечно терпеливы.Это критически важный этап, связанный СЃ проявлением веры. РќРµ допускайте ошибку, оценивая СЃРІРѕРё намерения как успехи или неудачи РїРѕ критериям своего СЌРіРѕ Рё РїРѕ собственным представлениям Рѕ том, что Рё РєРѕРіРґР° должно случиться. Сформулируйте СЃРІРѕРµ намерение Рё делайте РІСЃРµ, Рѕ чем говорится РІ этой РєРЅРёРіРµ… Р° потом расслабьтесь. Пусть Рѕ деталях позаботится Вселенная.

Этап 8. Для привлечения идеальных людей Рё божественных отношений практикуйте медитацию, особенно джапу.Повторяйте Р·РІСѓРє, который есть РІ имени Бога, как мантру Рё старайтесь буквально увидеть мысленным РІР·РѕСЂРѕРј энергию, которую РІС‹ излучаете, притягивая РІ СЃРІРѕСЋ жизнь нужных людей. Результаты поразят вас. РЇ уже неоднократно РїСЂРёРІРѕРґРёР» примеры того, как джапа-меди-тация помогает людям РІ исполнении РёС… желаний.

Этап 9. Смотрите на каждого человека, сыгравшего хоть какую-то роль в вашей жизни, как посланного к вам свыше для вашего же блага.Во Вселенной, наполненной созидательным, божественным разумом, который я называю силой намерения, случайностей попросту нет. Ваше прошлое — как круги на воде, оставляемые брошенным камнем. Оно не влияет на вашу жизнь. Все, что с вами было, должно было произойти. Чем это можно доказать? Тем, чтовсе это было! Не следует видеть в прошлых не-

удачах причину невозможности будущих успехов. Прошлое — это не более чем след, оставленный вами на воде.

Этап 10. Как всегда, будьте признательны.Будьте благодарны даже тем, кто причинил вам боль Рё страдания. Будьте благодарны Р?сточнику Р·Р° то, что РѕРЅ прислал вам этих людей, Рё себе Р·Р° то, что РІС‹ привлекли РёС… РІ СЃРІРѕСЋ жизнь. РћРЅРё наверняка чему-то научили вас. Будьте признательны каждому, РєРѕРіРѕ Бог посылает навстречу вам, Рё, как СЃРѕ-творец, знайте, что РІ вашей власти либо оставить того или РёРЅРѕРіРѕ человека возле себя, если его энергетика гармонирует СЃ высокой энергией намерения, либо молчаливо благословить его Рё СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ сказать: «Спасибо, РЅРµ надо». Р? ударение делайте РЅР° слове «спасибо», потому что РѕРЅРѕ Рё является искренним выражением признательности.

***

Р’ своей замечательной РєРЅРёРіРµ «Поле: РїРѕРёСЃРєРё тайной силы РІРѕ Вселенной» Линии Мактаггарт предлагает научный взгляд РЅР° то, Рѕ чем СЏ РіРѕРІРѕСЂРёР» РІ этой главе: «Естественным состоянием нашего бытия является постоянное взаимодействие РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, взаимное влияние РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°. Как субатомные частицы, РёР· которых РјС‹ состоим, нельзя отделить РѕС‚ окружающего пространства Рё РґСЂСѓРіРёС… частиц, так же Рё живые существа неотделимы РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°… Через сам акт наблюдения инамерения РјС‹ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ посылать РІ окружающий РјРёСЂ своего СЂРѕРґР° сверхизлучение».

Через взаимоотношения с другими людьми и через силу намерения мы способны излучать вовне всю энергию, необходимую для исполнения всех наших желаний. Призываю вас поверить всем сердцем, что если вы привержены своей мечте, она обязательно исполнится, как исполнилась мечта фермера в фильме «Поле мечты».


Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 74 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Позвольте благодати войти РІ вашу жизнь | Реализация намерения | Томас Мертон | Стресс является желанием СЌРіРѕ | Путь наименьшего сопротивления | Этап 4. Следите Р·Р° СЃРІРѕРёРјРё мыслями Рё эмоциями. | Этап 7. РќРµ забывайте Рѕ «правиле номер шесть». | Р?оганн Вольфганг чюн Гете | Прекратите сопротивляться | Духовное партнерство |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Кольцо СЃ хиастолитом 13 страница


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 85Следующая ⇒

Даярам никак не мог отделаться от чувства, что его уводят навсегда от мира и жизни, что больше не будет ничего, кроме леденящего холода, тумана и рева неистового потока.

Река, словно стремясь доказать ему это, бушевала Рё грохотала РІСЃРµ сильнее. Белая, взбаламученная, крутящаяся РІРѕРґР° СЃ громадной силой билась РѕР± исполинские валуны, загромождавшие ее русло, Рё перистые фонтаны брызг взлетали серебряными столбами РЅР° высоту нескольких метров. Тонкая стеклянистая корочка льда покрывала РЅР° тропе гладкие камни. Малейшая неосторожность — Рё путнику угрожало падение СЃ обрыва. Несмотря РЅР° холод, Рамамурти весь покрылся липким потом РѕС‚ усилий идти, РЅРµ отставая РѕС‚ ловких горцев Рё своего РґСЂСѓРіР° профессора.

Когда они вышли в расширенную часть ущелья, Витаркананда объявил привал. Здесь не было валунов и река не грохотала и не крутилась, а лишь несла свою стремительную воду, вздуваясь, будто в судорожных усилиях. Солнце поднялось над горами, и водопад палевого света низвергся с неба, заставив отступить стену тумана. Солнечные лучи заиграли в бесчисленных пузырьках пены, мчавшихся на поверхности воды. Задумавшийся Витаркананда показал на них Даяраму.

— Несчетное число раз СЏ размышлял, СЃРёРґСЏ РЅР° берегах горных рек, Рѕ сходстве такого потока СЃ жизнью людей. Смотри, РІРѕС‚ РѕРЅРё, пузырьки, — как наши жизни — РѕРґРёРЅ побольше, РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ упадет больше солнца, Рё РѕРЅ покажется более СЏСЂРєРёРј, блеснет всеми цветами радуги. Р’РѕРЅ тот проплыл РґРѕ середины освещенной полосы, Р° Р·Р° это время лопнули Рё навсегда исчезли тысячи других… Так Рё РјС‹: РєРѕРјСѓ-то удается проплыть дольше, засверкать поярче, Рё каждый неповторим РІ своем коротком пути. Р?зменяется течение, СѓРіРѕР» падающих лучей, отражение скал — Рё РІСЃРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Пузырьки РЅР° реке, живущие несколько мгновений, летящие РїРѕ РІРѕРґРµ РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ стены тумана РґРѕ РґСЂСѓРіРѕР№, — таковы РјС‹ РІ своей индивидуальной жизни. Сердце преисполняется печалью, РєРѕРіРґР° следишь Р·Р° этими обреченными пузырьками. Забываешь, что РѕРЅРё часть могучего потока, прорвавшего РіРѕСЂС‹ Рё мчащегося Р·Р° тысячи миль Рє необозримым просторам теплого океана. Р?счезая, пузырек РЅРµ превращается РІ ничто — РѕРЅ соединяется СЃ общим потоком. Научиться чувствовать себя всегда частью потока, несмотря РЅР° РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ индивидуальную неповторимость, — РІРѕС‚ обязательное условие мудрости! Р? смотри еще: чем яростнее борется РІРѕРґР°, пробиваясь через препятствия, чем стремительнее ее бег, тем больше родится пузырьков Рё тем короче РёС… существование. Рђ ниже, РЅР° успокаивающейся РІРѕРґРµ, пузырьки редки, РѕРЅРё живут дольше.

— Зато вода бежит медленнее и их путь той же длины, — заметил внимательно слушавший Даярам.

— Ты предпочел бы, конечно, быть пузырьком в бурном потоке? — улыбнулся гуру. — Так и должно быть, ты молод. Однако пора в путь!

РЎРєРІРѕР·СЊ шум реки прорвались резкие кличи радонгов Рё раковин. Ледяной ветер РїСЂРѕРЅР·РёР» Даярама точно ножом, вырвавшись РёР· Р±РѕРєРѕРІРѕР№ долины. Р? РІРґСЂСѓРі художник остановился, замерев РѕС‚ изумления, — РЅР° каменистой РєРѕСЃРµ, треугольником вдавшейся РІ реку Рё покрытой свежевыпавшим снегом, стояли четыре совершенно нагих человека. Обдаваемые брызгами РІРѕРґС‹, осыпаемые снегом, РІСЃРµ четверо пребывали РІ полной неподвижности. Если Р±С‹ РЅРµ пар РёС… дыхания, срываемый ветром, можно было Р±С‹ принять РёС… Р·Р° статуи РёР· желтого камня. РќРѕ нет, РІРѕС‚ РѕРґРёРЅ нагнулся, смочил РІРѕРґРѕР№ РєСѓСЃРѕРє белой ткани Рё покрыл РёРј СЃРІРѕСЋ СЃРїРёРЅСѓ, подставленную РјРѕСЂРѕР·РЅРѕРјСѓ ветру.

Остолбеневший художник отказывался поверить собственным глазам, пока Витаркананда не взял его за руку, увлекая по отходящей налево тропе.

— Разве ты РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ слыхал Рѕ респах? — удивленно СЃРїСЂРѕСЃРёР» РіСѓСЂСѓ так, как будто речь шла Рѕ широко известном явлении.

Услышав энергичное отрицание Даярама, Витаркананда рассказал об издревле практикуемом в Тибете обычае отбирать наиболее закаленных и стойких людей, чтобы сделать из них не поддающихся холоду святых. Тогда и Даярам вспомнил, что видел фотографии лам, стоявших нагими в снегах священной горы Кайлас.

По учению тибетских мистиков, такие люди могли освобождать из собственного семени энергию, называемую «тумо», которая распространяется по бесчисленным канальцам тела и согревает его. Сейчас эта система канальцев заново открыта корейскими биологами и получила название «Кенрак».

Тщательно отобранные неофиты подготавливаются медленно Рё постепенно, проделывая упражнения Рё дыхательную гимнастику РЅР° РјРѕСЂРѕР·Рµ, сначала РІ тонкой бумажной одежде, Р° потом совершенно обнаженными. Чтобы получить титул «респы», надо пройти особые испытания. Р’ РјРѕСЂРѕР·РЅСѓСЋ лунную ночь СЃ ветром кандидаты садятся РЅР° землю около озера или реки, обертывая РІРѕРєСЂСѓРі тел небольшие простыни, намоченные РІ РІРѕРґРµ, которые РѕРЅРё должны высушить теплом тела. Р’ прежние времена надо было высушить самое меньшее три простыни. Респы РјРѕРіСѓС‚ стоять РЅР° РјРѕСЂРѕР·Рµ РѕС‚ двенадцати часов РґРѕ целых суток. Р?РЅРѕРіРґР° РЅР° РёС… телах выступает РїРѕС‚, настолько РёРј делается жарко! Респа отказывается РѕС‚ теплой одежды Рё РѕС‚ согревания огнем, Р° некоторые, наиболее аскетические, РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ Р·РёРјС‹ РІ пещерах среди снеговых РіРѕСЂ, одетые только РІ хлопковую ткань.

— Как же это возможно? — изумлялся Даярам, содрогаясь при одном воспоминании о четырех живых статуях на берегу ледяной реки.

— Люди мало знают Рѕ СЃРІРѕРёС… собственных возможностях, Р° еще меньше верят РІ себя, — улыбнулся РіСѓСЂСѓ. — Если подумать, то РІ чудесной сопротивляемости холоду Сѓ респ нет ничего необъяснимого. Р’СЃРїРѕРјРЅРё, что это тибетцы, рождающиеся РЅР° вечно холодных плоскогорьях, РІ холоде юрты, РІ которой РѕРЅРё ползают нагими, едва согреваемые тлеющим очагом. Р’СЃРїРѕРјРЅРё РѕР± очень большой сухости РіРѕСЂРЅРѕРіРѕ РІРѕР·РґСѓС…Р°, облегчающего РјРѕСЂРѕР·. Р’СЃРїРѕРјРЅРё Рѕ практике хатха-Р№РѕРіРё: изнемогая РѕС‚ жары, вызывать РІ воображении горные реки Рё снега Гималаев, чтобы внушить себе прохладу. Респа поступает наоборот — РѕРЅ также добивается самогипноза, только внушает себе ощущение РѕРіРЅСЏ или Р·РЅРѕР№РЅРѕР№ долины СЃ раскаленными солнцем скалами. Даже западные ученые начали достигать похожего эффекта. РЇ читал РѕР± опытах английского врача Хэдфильда. РћРґРёРЅ французский врач РІ фашистском лагере смерти спас себя подобным внушением, РєРѕРіРґР° его РЅР° сутки выбросили РЅР° РјРѕСЂРѕР· Рё облили РІРѕРґРѕР№. Горя желанием жить Рё мстить мерзавцам, врач внушил себе, что РѕРЅ находится РЅР° Ривьере Рё лежит РЅР° пляже. Рљ его собственному удивлению, СЃРєРѕСЂРѕ ему сделалось тепло, Рё РѕРЅ выдержал пытку без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ ущерба… РќРѕ РІРѕС‚ РјС‹ Рё пришли!

РќР° широком уступе РїРѕРґ отвесной стеной хребта, озаренной солнцем, раскинулся монастырь. Высокая стена ограждала его СЃ СЋРіР°, оставляя незащищенным выдавшийся РІ долину холм, увенчанный главным зданием храма Рё сокровищницы. Р? стены Рё здания были раскрашены СЏСЂРєРёРјРё черными, красными Рё белыми вертикальными полосами. Это означало, что монастырь принадлежит секте Сакьяпа — тоже красношапочным ламам Малого Тибета.

— Смотри, здесь живет древнее искусство, — Витаркананда показал на массивные стены и кубические здания, обладавшие необъяснимой легкостью, отсутствующей у коробочных форм современной архитектуры. — Видишь, стены незаметно сходятся вверх и геометрически точные линии чуть вогнуты, но сделано это в такой строгой мере, что, несмотря на грубый материал и толщину стен, достигается эффект благородной формы.

Даярам уже знал общее устройство тибетских дзонов. За стенами в нижней, передней ступени монастыря помещались хозяйственные постройки. Тут находились мастерские — ткацкие, художественные и столярные, больница и аптека. Позади, на плоском уступе горы, — школа и библиотека, поминальные часовни. В этом монастыре посредине стен возвышался утес со срезанной верхушкой, служивший основанием трех храмов. Путники направились к центральному, самому высокому.

В монастыре ревели трубы, пронзительно взывали раковины, тупо и глухо ревели барабаны — шло торжественное богослужение. Монахи, склонившись над стопками испещренных тибетскими буквами листков, нараспев рычали молитвы нарочито низкими голосами. Особенно старательные ревели так, что успевали охрипнуть, пока колокольчик главного ламы возвещал перерыв. Свисавшие с продымленных балок потолка полотнища священных изображений — бурханов — колыхались от порывов холодного сквозняка, никого не беспокоившего.

В квадратном дворе храма собралось множество монахов — видимо, все население монастыря. Молодые, мальчишки, старики — все смешалось в этой теснящейся и толкающейся толпе. Причудливые шапки с высокими мохнатыми гребнями выделяли старшую категорию монахов.

Р’СЃРµ СЃ нескрываемым любопытством смотрели РЅР° четырех пришельцев, медленно поднимавшихся РїРѕ навесной галерее Рє верхнему этажу храма. Р?С… ожидали главные ламы — настоятель, астрологи, врачи Рё высокопосвященные. Даярам украдкой смотрел РІРЅРёР· РЅР° плотно сбитую, пахнущую тухлым маслом Рё немытыми телами толпу Рё РЅРµ РјРѕРі отделаться РѕС‚ мысли Рѕ человеческой расточительности. Запереть здесь РІ бездействии Рё РїРѕРєРѕРµ множество здоровых мужчин! Р? это РІ стране, РіРґРµ так требовались умелые СЂСѓРєРё земледельца Рё скотовода, РіРґРµ редко население Рё СЃСѓСЂРѕРІР° зима… Может быть, запирая столько мужчин РІ монастырь Рё обрекая РёС… РЅР° безбрачие, предки — устроители общества инстинктивно ставили предел размножению РІ стране, скудость которой может прокормить лишь ограниченное население? Если так, то насколько нелепее кормить РІСЃСЋ эту толпу бездействующих работников! Жаль, что РѕРЅ беспомощен РІ вопросах СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Как РјРЅРѕРіРѕ интересного Рё важного для суждения Рѕ жизни РѕРЅ РјРѕРі Р±С‹ знать… Рамамурти РІРґСЂСѓРі поразился несоответствию СЃРІРѕРёС… мыслей тому, что ждет его.

Настоятель приветливо вышел навстречу Витаркананде — величайший почет, который может быть оказан смертному. Он ободряюще улыбнулся Даяраму. Типично индийское лицо художника с горящими лихорадкой ожидания и тревоги глазами, сведенными бровями и резко очерченным ртом понравилось старому ламе. Настоятель повернулся к собравшимся старейшинам монастыря и заговорил по-тибетски, зная, что художник не понимает этого языка.

— Наш почетный гость, пандит Рё свами Витаркананда, РїСЂРѕСЃРёС‚ подвергнуть его ученика художника Рамамурти испытанию уединением. Сам художник РїСЂРѕСЃРёР» Рѕ том же РїРёСЃСЊРјРѕРј, полученным нами пять дней назад. РњС‹ РЅРµ видели причин отказать ему РІ избранном пути.

Когда он умолк, присутствующие понимающе закивали головами — пусть будет так!

— Отведите почтенного гостя с его учеником в келью и объясните ему таинство обряда. Мы же приготовим все внизу.

Когда Даярам, без всякой иной одежды, кроме широкого плаща, покрывавшего его с головой, появился на галерее, монахи, уже не толпившиеся беспорядочно, а построенные рядами, встретили его печальным монотонным пением.

Сыпались замедленные ритмические удары литавр Рё барабанов, РІ такт РёРј раскачивались СЂСЏРґС‹ людей РІ одинаковых красных одеждах, тягучие голоса сливались РІ СѓРЅРёСЃРѕРЅРµ, повышаясь Рё понижаясь, как ритмический РїСЂРёР±РѕР№ Р·РІСѓРєРѕРІ. Даярам, как РЅРё были напряжены его нервы, поддался гипнотическому воздействию раскачивающейся Рё поющей массы людей. Острота его чувств угасала, РѕРЅ терял способность наблюдать окружающее. РћРґРЅР° Р·Р° РґСЂСѓРіРѕР№ обрывались СЃРІСЏР·Рё СЃ внешним РјРёСЂРѕРј, Рё художник погружался РІ странное ощущение нереальности происходящего. Р?спытанные средства массового самогипноза всегда приходили РЅР° помощь религии, спиритизму Рё всем подобным демонстрациям СЏРєРѕР±С‹ сверхъестественных СЃРёР».

РСЏРґС‹ монахов раскачивались РІСЃРµ медленнее, пение замирало. Даяраму закрыли плащом лицо Рё Р·Р° СЂСѓРєРё повели его РІРЅРёР·. Торжественная процессия спустилась РІ подземный храм, высеченный РІ скале.

Колеблющиеся блики светильников побежали по стенам, расписанным красочными изображениями беснующихся духов ада. Храм был заставлен жертвенниками, многорукими статуями, этажерками с грудами статуэток бодисатв. На колоннах висели страшные маски, венцы из черепов, имитации содранных с грешников кож.

За храмом подземелье продолжалось широкой и короткой галереей, упиравшейся в глухую каменную стену.

Шествие остановилось. Провожающие молча столпились РІ тупике Рё высоко подняли светильники. Даяраму открыли лицо, РѕРЅ оглянулся СЃРѕ сжавшимся сердцем. РџРѕ РѕР±Рµ стороны РІ камне чернели РґРІР° отверстия, настолько СѓР·РєРёС…, что пролезть РІ РЅРёС… можно было лишь ползком, лежа РЅР° Р±РѕРєСѓ. Эти СѓР·РєРёРµ щели вели РІ подземные камеры. Р?спытуемые замуровывались РІ РЅРёС… РЅР° РіРѕРґС‹ Рё достигали РІ уединении высочайшего совершенства. РћР±Рµ темницы были пусты — уже РјРЅРѕРіРѕ лет РІ монастыре РЅРµ находилось людей, стремившихся возвысить себя столь устрашающим путем.

Даярам содрогнулся, увидев рядом с черной щелью тяжелую, хорошо обтесанную плиту, точно пригнанную по размерам отверстия.

Ее должны были смазать глиной и вдвинуть ребром в ход, оставив над плитой лишь узкое пространство, едва достаточное, чтобы просунуть руку. Верхний край выступа образовывал полку, на которую ставилась ежедневная порция пищи и воды. Узник мог достать пищу рукой, но отверстие для руки имело внутренний выступ и поэтому изгибалось под прямым углом. Даже то ничтожное количество света, которое могло проникнуть в тупик подземелья, если кто-нибудь входил в нижний храм со светильником, совершенно не попадало в камеру узника.

Настоятель подошел Рє Даяраму Рё СЃРЅСЏР» СЃ него покрывало. Художник остался совершенно обнаженным. Р’СЃРµ волосы РЅР° его теле были выбриты, произведены очистительные омовения. Р’ подземелье было РЅРµ очень холодно, РЅРѕ Даярама била дрожь. РЎ опущенной головой РѕРЅ РїРѕРґС…РѕРґРёР» РїРѕ очереди Рє каждому РёР· сопровождавших его лам. Монах шептал какую-то молитву Рё, окончив, слегка толкал испытуемого РїРѕ направлению Рє темнице. Последним был настоятель. РћРЅ брызнул РЅР° Даярама РІРѕРґРѕР№ РёР· священного озера Манасаровар Рё РІРґСЂСѓРі закричал, отворачивая лицо Рё делая обеими руками отстраняющий жест. Художник, заранее предупрежденный, опустился РЅР° колени — страшная минута настала. РћРЅ осмотрелся тревожно ищущим взглядом, РїРѕРєР° РЅРµ встретился СЃ глазами своего учителя. Р?сходившая РёР· РЅРёС… ободряющая сила придала Даяраму решимости.

Ламы запели гимн своими низкими ревущими голосами и все разом протянули к нему руки. Гуру сделал едва заметный знак. С тоской и страхом Даярам простерся на полу, повернулся набок и протиснулся в узкий лаз. Его высокая грудь с развитыми мускулами не пролезала. Он должен был выдохнуть воздух и сжать плечи. Пока он проскользнул в непроглядный мрак камеры, теснящая тяжесть каменного хода показалась ужасной западней. Даярам обернулся, и светящийся прямоугольник отверстия почудился ему таким невероятно узким, что нечего было думать выбраться обратно. Слепой, животный ужас затемнил сознание Даярама. Он хотел закричать. Но, как в кошмарном сне, из сжатого горла вырвался лишь невнятный вопль.

Даярам лег на бок, чтобы вылезти обратно, отказываясь навсегда от своего безумного опыта. Где ему, жалкому и слабому, тягаться с гигантами духа, проводившими здесь многие годы. Да и были ли такие люди на самом деле? Может быть, это всего лишь легенды? Свет погас. Даярам принялся шарить руками, чтобы нащупать края лаза, и вдруг почувствовал легкий толчок в темя. Это вдвинулась тяжелая плита, отрезав всякую возможность возвращения. Даярам стал биться о камень, но он ничем не отличаются по абсолютной недвижности от окружающих гладких стен. Неописуемый страх заживо погребенного потряс все тело Даярама. Его пронзила мысль: гуру ничего не сказал ему о сроке испытания! Как учитель, даже с его необыкновенной мудростью, узнает, когда надо освободить его? Ему придется провести в этой западне целые годы и умереть, так и не увидев света. Эта мысль приводила художника в исступление, он судорожно ловил ртом воздух, чувствуя, что задыхается в своей каменной могиле. Наконец он упал, полумертвый от утомления, и забылся в полусне-полуобмороке.

Очнувшись, Даярам долго лежал РІ оцепенении. Р? потом принялся ощупывать СЃРІРѕСЋ темницу.

Потребовалось много времени, чтобы определить форму камеры — лежащее яйцо с очень тщательно выглаженными стенками. В центре углубленного пола был сток — узкий колодец. С верхней стороны яйца, по-видимому, существовала вентиляционная труба, потому что воздух камеры был достаточно свеж и лишен запаха. Во мраке художник нащупал циновку и долго ползал по полу, пока не нашел места, где можно было лечь, не скатываясь к центру. По запаху глины Даярам разыскал отверстие для руки и пролил почти всю воду и жидкую кашу из цзамбы, пока втаскивал через коленчатый ход чашку и низкий медный чайник. Прежде чем поставить посуду на полку, Даярам проделал несколько упражнений, пока не научился проносить сосуды без наклона.

Даярама одолевали мучительные приступы животного страха Рё звуковых галлюцинаций. Лежа РІ полузабытьи, РѕРЅ РІРґСЂСѓРі вскакивал, «услышав» чьи-то голоса. Р?РЅРѕРіРґР° его окликали люди РёР· его прошлого, Р° чаще всего чудились отдаленные вопли Рё призывы Рѕ помощи, как будто проникавшие СЃРєРІРѕР·СЊ толщу каменных стен. Даярам прислушивался, СЃ ужасом думая, что монастырь РіРѕСЂРёС‚ Рё РѕРЅ будет погребен навсегда РїРѕРґ пеплом пожарища. Потом его измучила музыка, начинавшаяся тихим перебором струн РІРёРЅС‹ или негромкой песней РёР· отдаленного конца темницы. Постепенно музыка становилась РІСЃРµ громче — целый оркестр играл РїРѕРґ СЃРІРѕРґРѕРј подземелья, РЅРµ давая РЅРё минуты РїРѕРєРѕСЏ. Может быть, РѕРЅ стал слышать Р·РІСѓРєРё, наполняющие небесное пространство, которые обычные люди РЅРµ воспринимают?

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *