Агрессивность 60, 183, 200, 305, 315, 329, 331, 367,

Агрессивность 60, 183, 200, 305, 315, 329, 331, 367, 376, 459, 495, 651 Агрессия 19, 33, 60, 69, 70, 92, 102,

138, 154, 181-184, 315, 322, 328, 329, 351, 364, 365, 368, 376, 457, 462, 509, 531

Ассертивность 181, 315-317, 323, 338, 344, 349, 350, 355, 357, 358, 365, 367, 369, 443-449

Боязнь власти 305-306, 446-450 Боязнь интимности 452 Боязнь неудачи 259, 261, 265, 276, 421-426, 434-438, 440, 442, 445 измерение 426-433 истоки 433-434 особенности людей 430 Боязнь отвержения 396-399, 409, 434-438 Боязнь успеха 438-446

Вознаграждение 19, 28, 98, 103, 106— 116, 127, 129, 137, 143-150, 164, 170, 182, 184, 196, 216-221, 281, 352, 354, 565, 566, 575, 583, 592, 561, 643, 650

Г

Гнев 73, 146-149, 154, 155, 167-184, 200, 220-222, 330, 342, 345-348, 359, 442, 480, 531, 65

Гомосексуализм 87-91, 378-379, 446, 447

Гормоны 149-150, 374-379, 383, 354, 358

д

Детерминанты поведения 24-27, 37,

41, 55-72, 93, 137, 141, 143, 150, 208- 254, 556-600, 647, 648, 655 Деятельность 24-26, 33-38, 55-57, 73-74, 81, 92, 144-151, 164, 177-182, 199, 212-220, 234-251, 262-264, 271-284, 388-391, 500, 505, 572, 600-613, 637 Драйвы 99-137, 144-145, 155, 179,

196, 208-212, 253, 456, 501, 527, 565- 567, 643-645, 658 модель Халла 101-132

Ж

Желания 38-39, 44-52, 60-62, 79, 87- 89, 979, 114, 131, 136, 154-155, 162, 199, 209, 219, 446, 447, 457, 461, 463, 522, 597, 606, 643, 646, 649

3

Забывание ненамеренное 39-41 Заинтересованность в успехе 464-482 Зрелость социально-эмоциональная 338-341

?

?мпринтинг 189-191 К

Катарсис 328-331, 643 Каузальные атрибуции 184-185, 536- 547, 555, 559, 577, 605-606 Когнитивный диссонанс 198-199, 531-536

Когниции 26, 146, 260, 208, 222, 251- 252, 531-541, 544-547, 553, 656

Концепция психической реальности 124-126

Конформность 83, 84, 197, 393-394, 617 Концепция «самобытного» человека 625-632

Креативность 64-67, 128, 177-178,

643, 649

Л

Любовь 60, 67, 75, 82, 187, 203, 210,

339, 366, 373-374, 399-400, 409, 459, 583, 653

М

Межличностные отношения 351, 391— 393, 399

Менеджеры 288-290, 319, 350-355, 394-396, 637-640 Методика Кеттелла 68-74 Мотивационная система 21, 157, 178, 205-220 биологические основы 657-658 Мотивационная триада по Фрейду 60- 63

Мотивационное развитие 87 стадии 74-83, 91 Мотивационные диспозиции 15, 36- 45, 55, 69, 73, ?З, 207-257, 425, 422, 452, 517, 588 Мотивационные профили 22, 355-359, 395, 484, 486 Мотивационные тенденции в обществе 21, 456-520 Мотивационный тренинг 601-642 мотивации достижений 607-625 потребности во власти 632-640 Мотивация 24, ?З, 157, 208, 263, 521, 523, 553 актуализация ?З, 218-220 бихевиористская модель114, 131 взгляд Юнга 62 вклад психологии личности 92 животных 96

когнитивные факторы 553-558

Мотивация (продолжение) коллективная 502-518 фрейдовский подход 37-45

Мотивы

аффилиации 169, 196, 372-410, 588, 653-654 и здоровье 406-409 истоки 409-410 методы измерения 358 особенности людей 388-399 бессознательные 37-53 биологические основы 136-137 экспериментальное исследование по Мюррею 68-72 Торндайка 96-99 власти 207, 651-653 истоки 364-369 подверженность заболеваниям 359-363 функции312-314 влияния 179-185

голода 127, 131, 160-165, 220-225, 211,223, 521 достижения 57, 92, 121, 218, 178— 179, 225-230, 258-300, 549-553, 650-651 влияние на деятельность 278- 280

социальные последствия 285-290 тренинг 607-632 естественные 160-207, 146-457 избегания 15, 414-452 измерение 67-68, 248, 642-645 индивидуальные различия 128, 176-178, 222-225, 232, 258, 380 интимности 399-406, 409 классификация по Макдугаллу 58-59

коллективные 462-466, 505, 513 контакта 151-154, 185-196 лидерства 349-355, 575-579, 637, 652

новизны 151-157, 170-179 постоянства 155, 196-201 символические 201-205 одобрения 119, 436-438

Мотивы (продолжение)

сексуальный 62, 187, 374-378, 383 социальные 196

Н

Намерения 27-48, 219, 462, 567, 596-598, 648 бессознательные 37-48 блокированные 32-33 конфликты 28-32 сознательные 27-37

факторы формирования 36-37

Научение 35-36, 58, 96-98, 101-104, 106-108, 110-121, 127-128, 136-138, 141, 145-156, 161, 175, 185, 200, 208, 215, 251, 300, 375, 377-382, 415-416, 425, 658, 661

Образ «Я» 316-317 Ожидание успеха 297-299, 392, 427, 566-569

Оперантное обусловливание 113-114

Побуждение 55, 98, 136-157, 181, 211— 222, 238, 303, 307, 314-317, 328, 332, 342, 344-350, 360, 366, 371, 378, 384, 457, 521-524, 547, 553-556, 654, 658 Поведение 24, 32-33, 56-60, 92, 96-98, 101-102, 121-124, 127, 138, 144, 157, 166-170, 198-204, 320-321, 394-396, 419-421, 439-442, 446-448, 542-544,

564- 598

Половые различия 344-350, 380-383, 439

Потенциал возбуждения 111-113,

565- 566

Потребность 28-31, 38, 55-58, 64-72, 99-110, 121, 129-131, 136, 155, 160, 194-200

в аффилиации 70, 125, 126, 178,

325, 352-362, 372-410, 482-484, 489-501

в безопасности 65-66, 210, 417-421

Потребность (продолжение)

в достижении 70, 126, 194-198, 212, 227, 231, 241-243, 251, 260-300, 307, 352-355, 414-433, 462, 473- 482, 489-525, 537-560, 569-577, 605-619, 625-632 во власти 68-69, 136-378, 207-209, 303, 312-369, 450-452, 484-501, 508-511, 632-640 способы удовлетворения 33, 211, 312-315

Привязанность 70, 142, 187-151, 378- 379, 457

Психоаналитические теории 62-64, 86-92, 126-129, 338-340, 347-349

Развитие 63, 74-79, 87, 102, 128, 131, 145, 160-166, 189, 190, 197, 201, 290-295, 367-369, 374, 410, 441, 457 Реакции 28, 35, 72-73, 97-98, 101-103, 109-110, 136-141, 148-154, 162-172, 174-176, 181-187, 207, 221, 237-340, 345-354, 377, 415-418, 433, 462, 524, 527, 531, 534, 539, 544, 547, 565-585, 592-596, 601, 604, 634, 643-644, 656 Риск 68, 268-273, 276-277, 281, 286, 324-328 модель Аткинсона 268-271, 281, 288, 362-368

Самоуважение 64-65, 70, 203, 419— 421, 536

Сексуальное возбуждение 47-49, 167, 188-193, 374, 379-380, 528 Сексуальность 30, 37-49, 60-63, 92, 185-187, 381-383 женская 377-378 мужская 374-376 Сигнальные раздражители 16,

138-139, 146-148 Сила мотива 72, 566-567, 654-657, 661 измерение 119, 225-230, 233-254 критерии 113-114

Смелость 632-634

Сновидения 38-48, 60-62, 69, 74-87, 93, 128-129

Стимулы 35, 47-48, 87-91, 99-106, 137-141, 216-217, 565-566, 569- 571

Страхи 31-32, 101, 124, 137, 146, 149, 155, 210, 236, 369, 396, 395-397, 418, 429, 433-437, 443-447, 450-453, 457, 604

Т

Теория вероятности успеха — ценности успеха 553-556, 601-607

Теория двустороннего подавления 141-144

Теория поведения 113-114

Теория стадиальной мотивации 82-92

Тревога 40, 44, 60-69, 332-333, 414- 421

Трудность задачи 14, 266-268, 273-277

Тяга к престижу 319-320

У

Упорство 277-278, 423, 537

Употребление алкоголя 47-48, 191— 192, 197, 294, 307, 317, 327-328, 332- 338, 344-349, 358, 399, 451, 488, 515, 526, 634-636

Ф

Факторный анализ 72-74, 92, 337, 429, 536

ц

Цели 34-37, 41, 70-73, 82-83, 101-107, 121, 148, 451, 162, 182-185, 199, 226, 323-234, 240, 284, 294-295, 300, 322, 328, 373, 427, 507, 545, 549-558, 596

Ценности 201-205, 416-417, 524-527, 558-560, 564-598, 601-607

Э

Эмоции 136-157, 166-170

Эффект «аккумуляции неудач» 120-122

Эффект Пигмалиона 601-602, 623

а ?спользовано для определения потребности в достижениях.

zakon.today

?змерение боязни успеха на материале

?змерение боязни успеха на материале воображения женщин

Обученная в традиции исследования мотивации достижения по Аткинсону, Хор­нер (Ногпег, 1968) заинтересовалась вопросом, почему женщины не всегда ведут себя так же, как мужчины, в ситуациях достижения, и в частности, почему они имеют более высокие показатели тестовой тревожности. Хорнер отметила, что многие психологи придерживаются мнения, что женщины значительно больше опасаются показаться агрессивными или ориентированными на конкуренцию, чем мужчины (Ногпег, 1973). Поэтому она разработала тест для оценки этой тре­воги, предлагая испытуемым написать рассказ-продолжение к фразе, наподобие такой: «Сдав экзамены за первый семестр, Анна, учащаяся медицинской школы, оказалась первой в своей группе». Для мужчин Хорнер заменила во вводной фра­зе имя Анна на имя Джон. Хорнер обнаружила, что женщины сочиняли к имени Анна значительно больше негативных рассказов, чем мужчины к имени Джон. В рассказах женщин часто описывались негативные последствия успеха или даже отрицалась описанная во вводной фразе ситуация. Вот некоторые примеры:

Анна — зубрилка с прыщавым лицом. Она подходит к доске объявлений и обнаружива­ет, что оказалась первой. Как обычно, она начинает умничать. Класс недовольно ворчит в ответ.

Это окупится сполна. Сидеть долгими вечерами по пятницам и субботам за учебни­ками, когда так хочется пойти на свидание, развлечься… Я буду лучшим на свете докто­ром среди женщин.

Анна горда и довольна собой. Но все в классе ее ненавидят и завидуют ей.

Анна — это кодовое имя несуществующего человека, созданного группой студен- тов-медиков. Они по очереди сдают экзамены и пишут контрольные работы за Анну (Ногпег, 1973).

В целом эти рассказы свидетельствовали о том, что женщины боятся социаль­ного отвержения из-за успехов в делах значительно больше, чем мужчины. Хор­нер назвала показатель, объединяющий эти негативные характеристики, показа­телем боязни успеха.

Она валидизировала свою методику, проверив, действитель­но ли женщины с высокими показателями боязни успеха будут избегать победы в непосредственном соревновании с мужчинами. Собрав большое число студен­тов обоего пола, она предложила им посоревноваться в выполнении вербальных и математических задач. Некоторые студенты затем работали в условиях отсутст­вия соревнования. Если большинство юношей лучше справились с заданиями в ситуации конкуренции, то среди девушек только 23% испытуемых с высоким уровнем боязни успеха лучше справлялись с заданиями в ситуации соревнова­ния, чем в ситуации отсутствия соревнования, по сравнению с 93% девушек с низ­ким уровнем боязни успеха. На результатах юношей боязнь успеха не оказывала подобного воздействия. ?ными словами, студентки, написавшие рассказы о нега­тивных последствиях успеха, сдерживали себя в соревновании с мужчинами, что мешало им добиться тех же результатов, которых они добиваются вне ситуации соревнования.

В исходных данных Хорнер в рассказах 65% женщин по сравнению с 9% муж­чин можно было обнаружить тему боязни успеха. Однако в последующих иссле­дованиях эти половые различия не подтвердились (Нойтап, 1974; 2искегтап & ДУеег, 1975). Более того, некоторым исследователям не удалось обнаружить предполагаемой связи между показателями боязни успеха и реальными результа­тами женщин в ситуации выполнения заданий в классе со смешанным половым составом (РеаЛег & 31топ, 1973). По-видимому, исходные данные по боязни ус­пеха у женщин были широко освещены в прессе и стали известны многим сту­денткам. Примерно в то же время набирало силу женское движение, поэтому есть все основания полагать, что многие женщины сознательно избегали написания негативных рассказов об Анне, чтобы доказать, что они не боятся занять лидирую­щие позиции.

Впоследствии Хорнер с соавторами (Ногпег, Тгезешег, Вегепз & ДУа1;$оп, 1973) разработали новую систему оценки боязни успеха, основанную на рассказах, ко­торые были написаны после успеха или неудачи в соревновании с неким мужчи­ной. То есть обратная связь относительно результатов варьировалась таким обра­зом: каждая женщина в условиях активации якобы побеждала соперника-мужчи- ну. В контрольных условиях те же женщины писали рассказы после выполнения того же задания, однако при отсутствии элемента соревнования. Категории, по которым различались рассказы, написанные в этих двух ситуациях, касались проб­лематичного выражения инструментальной деятельности, проблем, разрешающих­ся без каких-либо усилий («избавления»), а также приближения к другим людям, вводимым в рассказ. Эти новые индикаторы боязни успеха менее очевидны, чем прежние, и поэтому человеку труднее сознательно изменить их в направлении со­ответствия личным ценностям. В любом случае, возможно именно по этой причи­не, результаты, полученные с помощью данной методики, лучше позволяют опре­делить людей, которые будут менее успешны в ситуации соревнования.

zakon.today

Сознательные намерения: Осознанное желание чего-либо

Осознанное желание чего-либо возникает у нас ежедневно. Таким образом, мы можем говорить о сознательных намерениях иметь что-то, получать что-то и что-то делать.

Когда человек говорит другим, что собирается совершить опреде­ленное действие, он, скорее всего, его совершит (в том случае, если его намерение относится к ситуации «здесь и сейчас»). Если находящийся в магазине одежды мужчина выражает желание купить рубашку, то весьма вероятно, что он пойдет в соответствующий отдел и купит эту вещь. Если сидящая в автомобиле женщина говорит, что ей нужен бензин, то ее высказывание представляет собой явный при­знак того, что она купит именно бензин, а не рубашку. Согласно результатам ряда психологических исследований, сознательные намерения, относящиеся к акту­альным обстоятельствам, положительно коррелируют (коэффициент корреляции равен 0,95) с действиями, предпринимаемыми «здесь и сейчас» (Куап, 1970; ос- ке & Вгуап, 1968). Одно из таких исследований было недавно проведено Сме­таной и Адлером (5ше1:апа & Ас11ег, 1980). ?сследователи опросили большое ко­личество женщин, ожидающих результатов теста на беременность. ?спытуемым задавался вопрос о том, будут ли они делать аборт, если узнают, что беременны. Девяносто шесть процентов из 59 оказавшихся беременными женщин поступили так, как они и собирались на момент проведения опроса.

Почему же сознательные намерения позволяют с такой высокой степенью точ­ности предсказать поведение личности в ситуации «здесь и сейчас»? Дело в том, что они обусловлены не только мотивами личности, но и другими факторами по­ведения (доказательство данного утверждения вы найдете в главе 6). Речь идет о факторах внешней среды. Мужчина, желающий купить рубашку, находится в универмаге; аборт можно сделать. В обоих случаях потенциальные субъекты дей­ствия, будь то покупка рубашки или обращение к врачу, обладают необходимыми навыками.

То же самое относится и к когнитивным факторам поведения: потреби­тель понимает, что такое рубашка, или осознает, каковы цели аборта. Таким обра­зом, сознательное намерение зависит не только от мотивов человека. Оно основа­но как на мотивах личности (включая их бессознательные аспекты, которые мы еще рассмотрим в данной главе), так и на других, не менее важных детерминантах поведения. Однако исторически изучение намерений играло и играет огромную роль в психологическом исследовании именно мотивов человека.

Помимо демонстрации того очевидного факта, что сознательные намерения влияют на принятие решений «здесь и сейчас», первые исследователи изучали силу сознательных намерений. Нарцисс Ах (Ас, 1910) исследовал данную про­блему, противопоставляя сознательное намерение хорошо натренированному на­выку. Он просил испытуемых заучить пары рифмующихся друг с другом бес­смысленных слогов (например, «дак — так»). ?спытуемые в течение некоторого времени повторяли предложенные им слоги, затем экспериментатор формулиро­вал новую задачу. Например, теперь вместо второго бессмысленного слога нужно было произносить первый слог в «перевернутом» виде (скажем, в ответ на стимул «дак» следовало произнести «кад»). Ах предположил, что сила нового сознатель­ного намерения должна быть обратно пропорциональна количеству повторений задания на рифмованные слоги. ? действительно, если первое задание выполня­лось сравнительно небольшое количество раз, то новое намерение («переворачи­вать» первый слог) было достаточно легко привести в действие, несмотря на су­ществование привычного намерения. Если же количество выполнений первого задания возрастало, то выработанный в результате этих повторений навык начи­нал мешать осуществлению нового намерения.

Ах считал, что измеряет силу воли личности, т. е. способность следовать созна­тельному намерению, преодолевая тяготение старого навыка. Однако Левин (е- \ут, 1935) указал на то, что выполнение привычного задания также было сопря­жено с намерением. Другими словами, испытуемые Аха на самом деле выбирали между двумя противоречащими друг другу намерениями. Левин выразил точку зрения, разделяемую автором настоящей книги: привычка (например, ассоциа­тивная связь между А и Б) не имеет самостоятельной мотивационной силы, как считают сторонники теории ассоцианизма. Ассоциация — это скорее аспект фено­мена обусловливания реакции и, стало быть, имеет совсем другую природу, не­жели намерение что-либо сделать. Таким образом, анализируя результаты экспе­риментов Аха, в качестве «точки отсчета» следует выбрать конфликт между ста­рым намерением сказать «дак — так» и новым намерением сказать «дак — кад».

zakon.today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *