Агрессивность 60, 183, 200, 305, 315, 329, 331, 367,
Агрессивность 60, 183, 200, 305, 315, 329, 331, 367, 376, 459, 495, 651 Агрессия 19, 33, 60, 69, 70, 92, 102,
138, 154, 181-184, 315, 322, 328, 329, 351, 364, 365, 368, 376, 457, 462, 509, 531
Ассертивность 181, 315-317, 323, 338, 344, 349, 350, 355, 357, 358, 365, 367, 369, 443-449
Боязнь власти 305-306, 446-450 Боязнь интимности 452 Боязнь неудачи 259, 261, 265, 276, 421-426, 434-438, 440, 442, 445 измерение 426-433 истоки 433-434 особенности людей 430 Боязнь отвержения 396-399, 409, 434-438 Боязнь успеха 438-446
Вознаграждение 19, 28, 98, 103, 106— 116, 127, 129, 137, 143-150, 164, 170, 182, 184, 196, 216-221, 281, 352, 354, 565, 566, 575, 583, 592, 561, 643, 650
Г
Гнев 73, 146-149, 154, 155, 167-184, 200, 220-222, 330, 342, 345-348, 359, 442, 480, 531, 65
Гомосексуализм 87-91, 378-379, 446, 447
Гормоны 149-150, 374-379, 383, 354, 358
д
Детерминанты поведения 24-27, 37,
41, 55-72, 93, 137, 141, 143, 150, 208- 254, 556-600, 647, 648, 655 Деятельность 24-26, 33-38, 55-57, 73-74, 81, 92, 144-151, 164, 177-182, 199, 212-220, 234-251, 262-264, 271-284, 388-391, 500, 505, 572, 600-613, 637 Драйвы 99-137, 144-145, 155, 179,
196, 208-212, 253, 456, 501, 527, 565- 567, 643-645, 658 модель Халла 101-132
Ж
Желания 38-39, 44-52, 60-62, 79, 87- 89, 979, 114, 131, 136, 154-155, 162, 199, 209, 219, 446, 447, 457, 461, 463, 522, 597, 606, 643, 646, 649
3
Забывание ненамеренное 39-41 Заинтересованность в успехе 464-482 Зрелость социально-эмоциональная 338-341
?
?мпринтинг 189-191 К
Катарсис 328-331, 643 Каузальные атрибуции 184-185, 536- 547, 555, 559, 577, 605-606 Когнитивный диссонанс 198-199, 531-536
Когниции 26, 146, 260, 208, 222, 251- 252, 531-541, 544-547, 553, 656
Концепция психической реальности 124-126
Конформность 83, 84, 197, 393-394, 617 Концепция «самобытного» человека 625-632
Креативность 64-67, 128, 177-178,
643, 649
Л
Любовь 60, 67, 75, 82, 187, 203, 210,
339, 366, 373-374, 399-400, 409, 459, 583, 653
М
Межличностные отношения 351, 391— 393, 399
Менеджеры 288-290, 319, 350-355, 394-396, 637-640 Методика Кеттелла 68-74 Мотивационная система 21, 157, 178, 205-220 биологические основы 657-658 Мотивационная триада по Фрейду 60- 63
Мотивационное развитие 87 стадии 74-83, 91 Мотивационные диспозиции 15, 36- 45, 55, 69, 73, ?З, 207-257, 425, 422, 452, 517, 588 Мотивационные профили 22, 355-359, 395, 484, 486 Мотивационные тенденции в обществе 21, 456-520 Мотивационный тренинг 601-642 мотивации достижений 607-625 потребности во власти 632-640 Мотивация 24, ?З, 157, 208, 263, 521, 523, 553 актуализация ?З, 218-220 бихевиористская модель114, 131 взгляд Юнга 62 вклад психологии личности 92 животных 96
когнитивные факторы 553-558
Мотивация (продолжение) коллективная 502-518 фрейдовский подход 37-45
Мотивы
аффилиации 169, 196, 372-410, 588, 653-654 и здоровье 406-409 истоки 409-410 методы измерения 358 особенности людей 388-399 бессознательные 37-53 биологические основы 136-137 экспериментальное исследование по Мюррею 68-72 Торндайка 96-99 власти 207, 651-653 истоки 364-369 подверженность заболеваниям 359-363 функции312-314 влияния 179-185
голода 127, 131, 160-165, 220-225, 211,223, 521 достижения 57, 92, 121, 218, 178— 179, 225-230, 258-300, 549-553, 650-651 влияние на деятельность 278- 280
социальные последствия 285-290 тренинг 607-632 естественные 160-207, 146-457 избегания 15, 414-452 измерение 67-68, 248, 642-645 индивидуальные различия 128, 176-178, 222-225, 232, 258, 380 интимности 399-406, 409 классификация по Макдугаллу 58-59
коллективные 462-466, 505, 513 контакта 151-154, 185-196 лидерства 349-355, 575-579, 637, 652
новизны 151-157, 170-179 постоянства 155, 196-201 символические 201-205 одобрения 119, 436-438
Мотивы (продолжение)
сексуальный 62, 187, 374-378, 383 социальные 196
Н
Намерения 27-48, 219, 462, 567, 596-598, 648 бессознательные 37-48 блокированные 32-33 конфликты 28-32 сознательные 27-37
факторы формирования 36-37
Научение 35-36, 58, 96-98, 101-104, 106-108, 110-121, 127-128, 136-138, 141, 145-156, 161, 175, 185, 200, 208, 215, 251, 300, 375, 377-382, 415-416, 425, 658, 661
Образ «Я» 316-317 Ожидание успеха 297-299, 392, 427, 566-569
Оперантное обусловливание 113-114
Побуждение 55, 98, 136-157, 181, 211— 222, 238, 303, 307, 314-317, 328, 332, 342, 344-350, 360, 366, 371, 378, 384, 457, 521-524, 547, 553-556, 654, 658 Поведение 24, 32-33, 56-60, 92, 96-98, 101-102, 121-124, 127, 138, 144, 157, 166-170, 198-204, 320-321, 394-396, 419-421, 439-442, 446-448, 542-544,
564- 598
Половые различия 344-350, 380-383, 439
Потенциал возбуждения 111-113,
565- 566
Потребность 28-31, 38, 55-58, 64-72, 99-110, 121, 129-131, 136, 155, 160, 194-200
в аффилиации 70, 125, 126, 178,
325, 352-362, 372-410, 482-484, 489-501
в безопасности 65-66, 210, 417-421
Потребность (продолжение)
в достижении 70, 126, 194-198, 212, 227, 231, 241-243, 251, 260-300, 307, 352-355, 414-433, 462, 473- 482, 489-525, 537-560, 569-577, 605-619, 625-632 во власти 68-69, 136-378, 207-209, 303, 312-369, 450-452, 484-501, 508-511, 632-640 способы удовлетворения 33, 211, 312-315
Привязанность 70, 142, 187-151, 378- 379, 457
Психоаналитические теории 62-64, 86-92, 126-129, 338-340, 347-349
Развитие 63, 74-79, 87, 102, 128, 131, 145, 160-166, 189, 190, 197, 201, 290-295, 367-369, 374, 410, 441, 457 Реакции 28, 35, 72-73, 97-98, 101-103, 109-110, 136-141, 148-154, 162-172, 174-176, 181-187, 207, 221, 237-340, 345-354, 377, 415-418, 433, 462, 524, 527, 531, 534, 539, 544, 547, 565-585, 592-596, 601, 604, 634, 643-644, 656 Риск 68, 268-273, 276-277, 281, 286, 324-328 модель Аткинсона 268-271, 281, 288, 362-368
Самоуважение 64-65, 70, 203, 419— 421, 536
Сексуальное возбуждение 47-49, 167, 188-193, 374, 379-380, 528 Сексуальность 30, 37-49, 60-63, 92, 185-187, 381-383 женская 377-378 мужская 374-376 Сигнальные раздражители 16,
138-139, 146-148 Сила мотива 72, 566-567, 654-657, 661 измерение 119, 225-230, 233-254 критерии 113-114
Смелость 632-634
Сновидения 38-48, 60-62, 69, 74-87, 93, 128-129
Стимулы 35, 47-48, 87-91, 99-106, 137-141, 216-217, 565-566, 569- 571
Страхи 31-32, 101, 124, 137, 146, 149, 155, 210, 236, 369, 396, 395-397, 418, 429, 433-437, 443-447, 450-453, 457, 604
Т
Теория вероятности успеха — ценности успеха 553-556, 601-607
Теория двустороннего подавления 141-144
Теория поведения 113-114
Теория стадиальной мотивации 82-92
Тревога 40, 44, 60-69, 332-333, 414- 421
Трудность задачи 14, 266-268, 273-277
Тяга к престижу 319-320
У
Упорство 277-278, 423, 537
Употребление алкоголя 47-48, 191— 192, 197, 294, 307, 317, 327-328, 332- 338, 344-349, 358, 399, 451, 488, 515, 526, 634-636
Ф
Факторный анализ 72-74, 92, 337, 429, 536
ц
Цели 34-37, 41, 70-73, 82-83, 101-107, 121, 148, 451, 162, 182-185, 199, 226, 323-234, 240, 284, 294-295, 300, 322, 328, 373, 427, 507, 545, 549-558, 596
Ценности 201-205, 416-417, 524-527, 558-560, 564-598, 601-607
Э
Эмоции 136-157, 166-170
Эффект «аккумуляции неудач» 120-122
Эффект Пигмалиона 601-602, 623
а ?спользовано для определения потребности в достижениях.
zakon.today
?змерение боязни успеха на материале
?змерение боязни успеха на материале воображения женщин
Обученная в традиции исследования мотивации достижения по Аткинсону, Хорнер (Ногпег, 1968) заинтересовалась вопросом, почему женщины не всегда ведут себя так же, как мужчины, в ситуациях достижения, и в частности, почему они имеют более высокие показатели тестовой тревожности. Хорнер отметила, что многие психологи придерживаются мнения, что женщины значительно больше опасаются показаться агрессивными или ориентированными на конкуренцию, чем мужчины (Ногпег, 1973). Поэтому она разработала тест для оценки этой тревоги, предлагая испытуемым написать рассказ-продолжение к фразе, наподобие такой: «Сдав экзамены за первый семестр, Анна, учащаяся медицинской школы, оказалась первой в своей группе». Для мужчин Хорнер заменила во вводной фразе имя Анна на имя Джон. Хорнер обнаружила, что женщины сочиняли к имени Анна значительно больше негативных рассказов, чем мужчины к имени Джон. В рассказах женщин часто описывались негативные последствия успеха или даже отрицалась описанная во вводной фразе ситуация. Вот некоторые примеры:
Анна — зубрилка с прыщавым лицом. Она подходит к доске объявлений и обнаруживает, что оказалась первой. Как обычно, она начинает умничать. Класс недовольно ворчит в ответ.
Это окупится сполна. Сидеть долгими вечерами по пятницам и субботам за учебниками, когда так хочется пойти на свидание, развлечься… Я буду лучшим на свете доктором среди женщин.
Анна горда и довольна собой. Но все в классе ее ненавидят и завидуют ей.
Анна — это кодовое имя несуществующего человека, созданного группой студен- тов-медиков. Они по очереди сдают экзамены и пишут контрольные работы за Анну (Ногпег, 1973).
В целом эти рассказы свидетельствовали о том, что женщины боятся социального отвержения из-за успехов в делах значительно больше, чем мужчины. Хорнер назвала показатель, объединяющий эти негативные характеристики, показателем боязни успеха.
Она валидизировала свою методику, проверив, действительно ли женщины с высокими показателями боязни успеха будут избегать победы в непосредственном соревновании с мужчинами. Собрав большое число студентов обоего пола, она предложила им посоревноваться в выполнении вербальных и математических задач. Некоторые студенты затем работали в условиях отсутствия соревнования. Если большинство юношей лучше справились с заданиями в ситуации конкуренции, то среди девушек только 23% испытуемых с высоким уровнем боязни успеха лучше справлялись с заданиями в ситуации соревнования, чем в ситуации отсутствия соревнования, по сравнению с 93% девушек с низким уровнем боязни успеха. На результатах юношей боязнь успеха не оказывала подобного воздействия. ?ными словами, студентки, написавшие рассказы о негативных последствиях успеха, сдерживали себя в соревновании с мужчинами, что мешало им добиться тех же результатов, которых они добиваются вне ситуации соревнования.В исходных данных Хорнер в рассказах 65% женщин по сравнению с 9% мужчин можно было обнаружить тему боязни успеха. Однако в последующих исследованиях эти половые различия не подтвердились (Нойтап, 1974; 2искегтап & ДУеег, 1975). Более того, некоторым исследователям не удалось обнаружить предполагаемой связи между показателями боязни успеха и реальными результатами женщин в ситуации выполнения заданий в классе со смешанным половым составом (РеаЛег & 31топ, 1973). По-видимому, исходные данные по боязни успеха у женщин были широко освещены в прессе и стали известны многим студенткам. Примерно в то же время набирало силу женское движение, поэтому есть все основания полагать, что многие женщины сознательно избегали написания негативных рассказов об Анне, чтобы доказать, что они не боятся занять лидирующие позиции.
Впоследствии Хорнер с соавторами (Ногпег, Тгезешег, Вегепз & ДУа1;$оп, 1973) разработали новую систему оценки боязни успеха, основанную на рассказах, которые были написаны после успеха или неудачи в соревновании с неким мужчиной. То есть обратная связь относительно результатов варьировалась таким образом: каждая женщина в условиях активации якобы побеждала соперника-мужчи- ну. В контрольных условиях те же женщины писали рассказы после выполнения того же задания, однако при отсутствии элемента соревнования. Категории, по которым различались рассказы, написанные в этих двух ситуациях, касались проблематичного выражения инструментальной деятельности, проблем, разрешающихся без каких-либо усилий («избавления»), а также приближения к другим людям, вводимым в рассказ. Эти новые индикаторы боязни успеха менее очевидны, чем прежние, и поэтому человеку труднее сознательно изменить их в направлении соответствия личным ценностям. В любом случае, возможно именно по этой причине, результаты, полученные с помощью данной методики, лучше позволяют определить людей, которые будут менее успешны в ситуации соревнования.
zakon.today
Сознательные намерения: Осознанное желание чего-либо
Осознанное желание чего-либо возникает у нас ежедневно. Таким образом, мы можем говорить о сознательных намерениях иметь что-то, получать что-то и что-то делать.
Когда человек говорит другим, что собирается совершить определенное действие, он, скорее всего, его совершит (в том случае, если его намерение относится к ситуации «здесь и сейчас»). Если находящийся в магазине одежды мужчина выражает желание купить рубашку, то весьма вероятно, что он пойдет в соответствующий отдел и купит эту вещь. Если сидящая в автомобиле женщина говорит, что ей нужен бензин, то ее высказывание представляет собой явный признак того, что она купит именно бензин, а не рубашку. Согласно результатам ряда психологических исследований, сознательные намерения, относящиеся к актуальным обстоятельствам, положительно коррелируют (коэффициент корреляции равен 0,95) с действиями, предпринимаемыми «здесь и сейчас» (Куап, 1970; ос- ке & Вгуап, 1968). Одно из таких исследований было недавно проведено Сметаной и Адлером (5ше1:апа & Ас11ег, 1980). ?сследователи опросили большое количество женщин, ожидающих результатов теста на беременность. ?спытуемым задавался вопрос о том, будут ли они делать аборт, если узнают, что беременны. Девяносто шесть процентов из 59 оказавшихся беременными женщин поступили так, как они и собирались на момент проведения опроса.Ах считал, что измеряет силу воли личности, т. е. способность следовать сознательному намерению, преодолевая тяготение старого навыка. Однако Левин (е- \ут, 1935) указал на то, что выполнение привычного задания также было сопряжено с намерением. Другими словами, испытуемые Аха на самом деле выбирали между двумя противоречащими друг другу намерениями. Левин выразил точку зрения, разделяемую автором настоящей книги: привычка (например, ассоциативная связь между А и Б) не имеет самостоятельной мотивационной силы, как считают сторонники теории ассоцианизма. Ассоциация — это скорее аспект феномена обусловливания реакции и, стало быть, имеет совсем другую природу, нежели намерение что-либо сделать. Таким образом, анализируя результаты экспериментов Аха, в качестве «точки отсчета» следует выбрать конфликт между старым намерением сказать «дак — так» и новым намерением сказать «дак — кад».
zakon.today