Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

Р’РћР—РРђРЎРўРќРђРЇВВВ РџРЎР?ХОЛОГР?РЇ

(Психология развития)

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНР?Рљ

 

Автор-составитель:

Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,

профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ

 

 

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».

 

ОГЛАВЛЕНР?Р•

 

Раздел первый. РџРЕДМЕТ, ЗАДАЧР? Р? МЕТОДЫ РџРЎР?ХОЛОГР?Р? РРђР—Р’Р?РўР?РЇ Р? Р’РћР—РРђРЎРўРќРћР™ РџРЎР?ХОЛОГР?Р?

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

§ 2. Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

В§ 4. Р?сследовательские стратегии: констатация Рё формирование



§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. Р?РЎРўРћРР?ЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНР?Р• Р’РћР—РРђРЎРўРќРћР™ РџРЎР?ХОЛОГР?Р?

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36

В§ 3. Р?Р· истории становления Рё развития СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ возрастной психологии РІРѕ второй половине XIX — начале XX РІ

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития

§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦР?Р? РџРЎР?РҐР?ЧЕСКОГО РРђР—Р’Р?РўР?РЇ ЧЕЛОВЕКА Р’ ОНТОГЕНЕЗЕ Р’ Р—РђРУБЕЖНОЙ РџРЎР?ХОЛОГР?Р?

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

§ 2. Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

В§ 1. Р­РіРѕ — психология Р­. Р­СЂРёРєСЃРѕРЅР°

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .

§ 3. Оперантное научение

В§ 4. Радикальный бихевиоризм Р‘. Скиннера


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 195 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО | РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА | Требования к оформлению статьи | Глава XIX. Взрослость: старение Рё старость | В§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки | Таблица 1 | В§ 2. Проблема детерминации психического развития | В§ 3. Основные понятия возрастной психологии | В§ 1. Наблюдение Рё эксперимент как основные методы исследования РІ психологии развития | В§ 2. Метод наблюдения |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

ВВВ Основные исследовательские методы психологии развития Рё возрастной психологии — это методы СЃР±РѕСЂР° фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается РІРѕ времени.

ВВВВ РќР° начальном этапе развития детской психологии (РІРѕ второй половине XIX — начале XX РІ.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Р?сследователи (среди которых биологи Рё психологи Рў. Тидеман, Р?. РўСЌРЅ, Р§. Дарвин, Р’. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный С…РѕРґ детского развития РІ естественных условиях. Так, РІ РРѕСЃСЃРёРё РІ 1879 Рі. журнал «Семья Рё школа» обратился Рє родителям Рё воспитателям СЃ предложением сообщать СЃРІРѕРё личные наблюдения Р·Р° жизнью детей ранних возрастов Рё тем содействовать построению психологии ребенка. Р’ ответ РЅР° это РІ журнал были представлены материалы (наблюдения Р·Р° десятью детьми преимущественно РІ возрасте РѕС‚ первого РґРЅСЏ рождения РґРѕ 5—6 лет), позволившие определить некоторые особенности детского развития, сопоставить РёС… СЃ данными, полученными зарубежными учеными.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребенка. «В двояком отношении полезны были бы подобные записи, — указывал он, — во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка и правильно объяснять его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейшего развития научной психологии дитяти». Этот призыв не остался без ответа. Некоторые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже в конце XIX в. и получили развитие в дальнейшем.



ВВВВ Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Рќ.Рђ. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», СЃ сожалением отмечал «бедность СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ педагогической литературы, посвященной душевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка РґРѕ 5 — 6-летнего возраста.

Р’ РѕРґРЅРѕРј РёР· выпусков серии публикуются, Рє примеру, записки отца Рќ. Соколова Рѕ развитии его сына Бори РѕС‚ рождения РґРѕ 5 лет. Рыбников привлекает внимание читателей Рє

интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, которые свидетельствуют о неравномерности темпа раннего развития, о сочетании процессов прогресса и регресса, о своеобразии детской речи и мысли и др. Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предварительно составленной программы, неопределенность задач, несистематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.

 

1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.

2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО | РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА | Требования к оформлению статьи | Образец оформления статьи | Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический РїРѕРґС…РѕРґ | Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения | Глава XIX. Взрослость: старение Рё старость | В§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки | Таблица 1 | В§ 2. Проблема детерминации психического развития |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.017 сек.)

mybiblioteka.su

Выводы из фрейдовского подхода к

Какие же выводы можно сделать из такого анализа мотивов человека? Быть мо­жет, данный метод интересен только в историческом аспекте как одна из тради­ций, заложивших фундамент современной психологии мотивации? Как представ­ляется, в отношении фрейдовского подхода можно сделать следующие выводы.

1. То, что люди говорят о своих мотивах, не должно приниматься на веру Мы часто не задумываемся о наших мотивах даже в ситуациях обыденной жиз­ни. Что уж говорить о подоплеке наших сновидений и симптоматических действий! Но даже когда мы начинаем объяснять причины своих действий, анализ зачастую показывает иллюзорность наших представлений о себе. На веру не нужно принимать и результаты мотивационного самоанализа Фрейда: проведя более или менее тщательное исследование его биографии, мы выяснили, что сам основатель психоанализа не смог осознать те ста­бильные мотивационные диспозиции, которые помешали ему вспомнить знакомое имя.

2. Ассоциативное мышление характеризуется чрезвычайной степенью «теку­чести» и легко поддается влиянию со стороны сознательных или бессозна­тельных мотивационных факторов. Результаты многих из проведенных Фрейдом анализов поражают тем, насколько быстро и автоматически мысль или ассоциативная цепочка искажается под воздействием того или иного мотива (домохозяйка во сне желает, чтобы телефон был сломан; основатель психоанализа забывает имя знаменитого художника и т. д.). Как Фрейд за­метил по другому поводу, все это заставляет нас ощутить, что мы — не хо­зяева в своем собственном доме. Человеческая психика легко и эффективно функционирует независимо от контроля со стороны сознания. А фантазии и свободные ассоциации, которые мы плохо контролируем, являются наи­более прямой и широкой дорогой к мотивационным факторам, о которых мы можем и не подозревать.

3. Первичные мотивы человека не обязательно коренятся в сфере сексуально­сти, как это утверждал Фрейд, черпавший вдохновение в каббалистических, мистических идеях о первичной сущности человека. Многие из первых соратников Фрейда (Карл Юнг, Альфред Адлер и др.) настаивали на при­знании первичности несексуальных мотивов (см. главу 2). Более того, ана­лизируя биографию самого Фрейда, мы констатируем, что его поведение обусловливалось скорее мотивом власти, нежели сексуальными мотиваци­онными диспозициями. С одной стороны, Фрейд явно испытывал сильную потребность в славе (о чем свидетельствуют его мечты и пренебрежение ор­тодоксальными научной и религиозной традициями), а с другой — он, оче­видно, боялся подпасть под власть других (начиная с Моисея и заканчивая коллегами-учеными). Мотив власти мы рассмотрим в главе 8.

4. Метод раскрытия бессознательных намерений с помощью анализа свобод­ных ассоциаций далеко не безупречен. Хотя он часто позволяет дать инте­ресные объяснения странным действиям, всегда существует опасность пре­вращения свободных ассоциаций в «подарок» психоаналитику. Кроме того, у нас нет четких критериев корректности интерпретации. Считается, что правильная интерпретация — единственный способ выявления некоторого количества фактов и что она удовлетворяет любопытство человека, кото­рый обращается к ней. Однако мы помним, что Фрейд был вполне доволен своим толкованием забывания имени Синьорелли, в то время как мы про­должили анализ и сделали несколько другие выводы. Мы нуждаемся в ме­нее сомнительном методе прояснения истины относительно влияния, ока­зываемого бессознательными намерениями.

zakon.today

Когнитивное влияние на формирование

Важность когнитивных факторов в цепочке «мотив — действие» подчеркивали многие теоретики, и прежде всего Вейнер (\Уетег, 1980а) и Хекхаузен (Неск- аизеп, 1980).

Как пишет Вейнер, «понимание и гедонизм являются важнейшими источниками мотивации». Он чувствует, что в теории мотивации слишком боль­шое внимание уделялось аффективному возбуждению и недостаточное — пони­манию человеком того, что происходит на отрезке времени между мотивацией и действием и от чего зависит, появится ли аффективное возбуждение или нет.

Для выяснения связи между когницией и мотивацией было выполнено немало эмпирических исследований, но прежде чем приступить к рассмотрению их ре­зультатов, стоит вернуться к рис. 6.1, на котором представлены ключевые факто­ры, влияющие на последовательность мотивация — действие. Потребностное воз­буждение, как правило, контактирует со стимулом, который, если он связан с су­ществующей диспозицией мотива, приводит к актуализации мотива, или к моти­вации действовать. Превратится ли эта мотивация в действие, а если превратится, то когда и как, зависит от навыков, знаний (когниций), ценностей и возможно­стей, которые и определяют, проявится ли соответствующее поведение или нет.

Как отмечалось выше, Вейнер, Аткинсон и другие используют термин мотива­ция для описания конечного побуждающего к действию потенциала (импульса данного действия) после того, как на него оказали влияние ожидания и ценности; мы же используем термин мотивация в более узком смысле, а именно для обо­значения актуализированного мотива до того, как на него оказали влияние ожи­дания и ценности, сформировавшие предпочтения для совершения специфи­ческих действий. В некоторых случаях два подхода к использованию термина мотивация имеют — для всех практических целей — один и тот же смысл, как, на­пример, когда актуализированный мотив голода, т.

е. мотивация голода, ассоци­ируется с потребностью в еде, т. е. по Аткинсону, с мотивацией еды. Но когда ак­туализированный мотив не столь примитивен и не связан напрямую с импульсом к определенному действию, важно понимать, что актуализированная мотивация и побуждение к действию — не одно и то же. Например, просмотр фильма, посвя­щенного инаугурационной речи президента Джона Ф. Кеннеди, может актуали­зировать мотивацию власти, но разных людей эта мотивация побуждает к разным действиям, которые во многом зависит от навыков, ценностей и возможностей че­ловека.

Это различие играет важную роль при попытках понять, как именно когниция влияет на мотивацию, потому что по определению она влияет на побуждающий к действию потенциал или импульс к действию, но как она влияет на протекание возбуждения мотива или определяет его — это необходимо прояснить. Как станет понятно из результатов исследований, которые нам предстоит рассмотреть, то, как экспериментаторы объясняют ситуацию испытуемым, и то, что, по мнению последних, происходит, оказывает весьма существенное влияние на их желания и действия. Но сделать на этом основании вывод о том, что когниция определяет мотивацию, значит забыть, что объяснения экспериментаторов могут повлиять на импульсы испытуемых действовать определенным образом, потому что у боль­шинства из них уже есть мотивация так или иначе подчиниться экспериментато­рам и делать то, что они просят. Не до конца ясно, в какой мере объяснения или когнитивные факторы создают мотивацию (т. е. воздействуют на возникновение мотивов) или они только направляют мотивы, уже возникшие в данной ситуации, в сторону определенных действий. ?так, нам предстоит выяснить, как когниции влияют на возникновение мотивов и на последующие события в цепочке мотива­ция — действие.

zakon.today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *