Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический РїРѕРґС…РѕРґР’РћР—РРђРЎРўРќРђРЇВВВ РџРЎР?ХОЛОГР?РЇ
(Психология развития)
РЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНР?Рљ
Автор-составитель:
Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,
профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
Учебник «Возрастная психология» представляет СЃРѕР±РѕР№ развернутый РєСѓСЂСЃ РїРѕ дисциплине «Психология развития Рё возрастная психология», разработанный РІ соответствии СЃ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Р’ РєРЅРёРіРµ реализован периодизационный РїРѕРґС…РѕРґ Рє анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Р›.РЎ. Выготским, Р”.Р‘. Рлькониным. Предлагаемый учебник может быть использован РїСЂРё подготовке студентов РїРѕ дополнительной квалификации «Преподаватель».
ОГЛАВЛЕНР?Р•
Раздел первый. РџРЕДМЕТ, ЗАДАЧР? Р? МЕТОДЫ РџРЎР?ХОЛОГР?Р? РРђР—Р’Р?РўР?РЇ Р? Р’РћР—РРђРЎРўРќРћР™ РџРЎР?ХОЛОГР?Р?
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
В§ 3. Рксперимент как метод эмпирического исследования
В§ 4. Р?сследовательские стратегии: констатация Рё формирование
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. Р?РЎРўРћРР?ЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНР?Р• Р’РћР—РРђРЎРўРќРћР™ РџРЎР?ХОЛОГР?Р?
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36
В§ 3. Р?Р· истории становления Рё развития СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ возрастной психологии РІРѕ второй половине XIX — начале XX вГлава IV. Теории детского развития первой трети XX РІ.: постановка проблемы факторов психического развития
§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Р. РСЂРёРєСЃРѕРЅР°
В§ 1. РРіРѕ — психология Р. РСЂРёРєСЃРѕРЅР°
В§ 2. Методы исследования РІ работах Р. РСЂРёРєСЃРѕРЅР°
В§ 3. Основные понятия теории РСЂРёРєСЃРѕРЅР°
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .
§ 3. Оперантное научение
В§ 4. Радикальный бихевиоризм Р‘. Скиннера
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 195 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО | РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА | Требования к оформлению статьи | Глава XIX. Взрослость: старение Рё старость | В§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки | Таблица 1 | В§ 2. Проблема детерминации психического развития | В§ 3. Основные понятия возрастной психологии | В§ 1. Наблюдение Рё эксперимент как основные методы исследования РІ психологии развития | В§ 2. Метод наблюдения |
mybiblioteka.su
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
В§ 1. Наблюдение Рё эксперимент как основные методы исследования РІ психологии развития ВВВ Основные исследовательские методы психологии развития Рё возрастной психологии — это методы СЃР±РѕСЂР° фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается РІРѕ времени.ВВВВ РќР° начальном этапе развития детской психологии (РІРѕ второй половине XIX — начале XX РІ.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Р?сследователи (среди которых биологи Рё психологи Рў. Тидеман, Р?. РўСЌРЅ, Р§. Дарвин, Р’. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный С…РѕРґ детского развития РІ естественных условиях. Так, РІ РРѕСЃСЃРёРё РІ 1879 Рі. журнал «Семья Рё школа» обратился Рє родителям Рё воспитателям СЃ предложением сообщать СЃРІРѕРё личные наблюдения Р·Р° жизнью детей ранних возрастов Рё тем содействовать построению психологии ребенка. Р’ ответ РЅР° это РІ журнал были представлены материалы (наблюдения Р·Р° десятью детьми преимущественно РІ возрасте РѕС‚ первого РґРЅСЏ рождения РґРѕ 5—6 лет), позволившие определить некоторые особенности детского развития, сопоставить РёС… СЃ данными, полученными зарубежными учеными.
Р’ дальнейшем задачу СЃР±РѕСЂР° родительских дневников РІР·СЏР» РЅР° себя Рќ.Рќ. Ланге, который представил СЃРІРѕР№ календарь развития психической жизни ребенка. «В РґРІРѕСЏРєРѕРј отношении полезны были Р±С‹ подобные записи, — указывал РѕРЅ, — РІРѕ-первых, для самих родителей, РёР±Рѕ таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка Рё правильно объяснять его психическую жизнь, Р° РІРѕ-вторых, для дальнейшего развития научной психологии дитяти». Ртот призыв РЅРµ остался без ответа. Некоторые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже РІ конце XIX РІ. Рё получили развитие РІ дальнейшем.
ВВВВ Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Рќ.Рђ. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», СЃ сожалением отмечал «бедность СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ педагогической литературы, посвященной душевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка РґРѕ 5 — 6-летнего возраста.
Р’ РѕРґРЅРѕРј РёР· выпусков серии публикуются, Рє примеру, записки отца Рќ. Соколова Рѕ развитии его сына Бори РѕС‚ рождения РґРѕ 5 лет. Рыбников привлекает внимание читателей Рє
интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, которые свидетельствуют о неравномерности темпа раннего развития, о сочетании процессов прогресса и регресса, о своеобразии детской речи и мысли и др. Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предварительно составленной программы, неопределенность задач, несистематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.
1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.
2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО | РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА | Требования к оформлению статьи | Образец оформления статьи | Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический РїРѕРґС…РѕРґ | Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения | Глава XIX. Взрослость: старение Рё старость | В§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки | Таблица 1 | В§ 2. Проблема детерминации психического развития |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.017 сек.)
mybiblioteka.su
Выводы из фрейдовского подхода к
Какие же выводы можно сделать из такого анализа мотивов человека? Быть может, данный метод интересен только в историческом аспекте как одна из традиций, заложивших фундамент современной психологии мотивации? Как представляется, в отношении фрейдовского подхода можно сделать следующие выводы.
1. То, что люди говорят о своих мотивах, не должно приниматься на веру Мы часто не задумываемся о наших мотивах даже в ситуациях обыденной жизни. Что уж говорить о подоплеке наших сновидений и симптоматических действий! Но даже когда мы начинаем объяснять причины своих действий, анализ зачастую показывает иллюзорность наших представлений о себе. На веру не нужно принимать и результаты мотивационного самоанализа Фрейда: проведя более или менее тщательное исследование его биографии, мы выяснили, что сам основатель психоанализа не смог осознать те стабильные мотивационные диспозиции, которые помешали ему вспомнить знакомое имя.
2. Ассоциативное мышление характеризуется чрезвычайной степенью «текучести» и легко поддается влиянию со стороны сознательных или бессознательных мотивационных факторов. Результаты многих из проведенных Фрейдом анализов поражают тем, насколько быстро и автоматически мысль или ассоциативная цепочка искажается под воздействием того или иного мотива (домохозяйка во сне желает, чтобы телефон был сломан; основатель психоанализа забывает имя знаменитого художника и т. д.). Как Фрейд заметил по другому поводу, все это заставляет нас ощутить, что мы — не хозяева в своем собственном доме. Человеческая психика легко и эффективно функционирует независимо от контроля со стороны сознания. А фантазии и свободные ассоциации, которые мы плохо контролируем, являются наиболее прямой и широкой дорогой к мотивационным факторам, о которых мы можем и не подозревать.
3. Первичные мотивы человека не обязательно коренятся в сфере сексуальности, как это утверждал Фрейд, черпавший вдохновение в каббалистических, мистических идеях о первичной сущности человека. Многие из первых соратников Фрейда (Карл Юнг, Альфред Адлер и др.) настаивали на признании первичности несексуальных мотивов (см. главу 2). Более того, анализируя биографию самого Фрейда, мы констатируем, что его поведение обусловливалось скорее мотивом власти, нежели сексуальными мотивационными диспозициями. С одной стороны, Фрейд явно испытывал сильную потребность в славе (о чем свидетельствуют его мечты и пренебрежение ортодоксальными научной и религиозной традициями), а с другой — он, очевидно, боялся подпасть под власть других (начиная с Моисея и заканчивая коллегами-учеными). Мотив власти мы рассмотрим в главе 8.
4. Метод раскрытия бессознательных намерений с помощью анализа свободных ассоциаций далеко не безупречен. Хотя он часто позволяет дать интересные объяснения странным действиям, всегда существует опасность превращения свободных ассоциаций в «подарок» психоаналитику. Кроме того, у нас нет четких критериев корректности интерпретации. Считается, что правильная интерпретация — единственный способ выявления некоторого количества фактов и что она удовлетворяет любопытство человека, который обращается к ней. Однако мы помним, что Фрейд был вполне доволен своим толкованием забывания имени Синьорелли, в то время как мы продолжили анализ и сделали несколько другие выводы. Мы нуждаемся в менее сомнительном методе прояснения истины относительно влияния, оказываемого бессознательными намерениями.
zakon.today
Когнитивное влияние на формирование
Важность когнитивных факторов в цепочке «мотив — действие» подчеркивали многие теоретики, и прежде всего Вейнер (\Уетег, 1980а) и Хекхаузен (Неск- аизеп, 1980).
Как пишет Вейнер, «понимание и гедонизм являются важнейшими источниками мотивации». Он чувствует, что в теории мотивации слишком большое внимание уделялось аффективному возбуждению и недостаточное — пониманию человеком того, что происходит на отрезке времени между мотивацией и действием и от чего зависит, появится ли аффективное возбуждение или нет.Для выяснения связи между когницией и мотивацией было выполнено немало эмпирических исследований, но прежде чем приступить к рассмотрению их результатов, стоит вернуться к рис. 6.1, на котором представлены ключевые факторы, влияющие на последовательность мотивация — действие. Потребностное возбуждение, как правило, контактирует со стимулом, который, если он связан с существующей диспозицией мотива, приводит к актуализации мотива, или к мотивации действовать. Превратится ли эта мотивация в действие, а если превратится, то когда и как, зависит от навыков, знаний (когниций), ценностей и возможностей, которые и определяют, проявится ли соответствующее поведение или нет.
Как отмечалось выше, Вейнер, Аткинсон и другие используют термин мотивация для описания конечного побуждающего к действию потенциала (импульса данного действия) после того, как на него оказали влияние ожидания и ценности; мы же используем термин мотивация в более узком смысле, а именно для обозначения актуализированного мотива до того, как на него оказали влияние ожидания и ценности, сформировавшие предпочтения для совершения специфических действий. В некоторых случаях два подхода к использованию термина мотивация имеют — для всех практических целей — один и тот же смысл, как, например, когда актуализированный мотив голода, т.
е. мотивация голода, ассоциируется с потребностью в еде, т. е. по Аткинсону, с мотивацией еды. Но когда актуализированный мотив не столь примитивен и не связан напрямую с импульсом к определенному действию, важно понимать, что актуализированная мотивация и побуждение к действию — не одно и то же. Например, просмотр фильма, посвященного инаугурационной речи президента Джона Ф. Кеннеди, может актуализировать мотивацию власти, но разных людей эта мотивация побуждает к разным действиям, которые во многом зависит от навыков, ценностей и возможностей человека.Это различие играет важную роль при попытках понять, как именно когниция влияет на мотивацию, потому что по определению она влияет на побуждающий к действию потенциал или импульс к действию, но как она влияет на протекание возбуждения мотива или определяет его — это необходимо прояснить. Как станет понятно из результатов исследований, которые нам предстоит рассмотреть, то, как экспериментаторы объясняют ситуацию испытуемым, и то, что, по мнению последних, происходит, оказывает весьма существенное влияние на их желания и действия. Но сделать на этом основании вывод о том, что когниция определяет мотивацию, значит забыть, что объяснения экспериментаторов могут повлиять на импульсы испытуемых действовать определенным образом, потому что у большинства из них уже есть мотивация так или иначе подчиниться экспериментаторам и делать то, что они просят. Не до конца ясно, в какой мере объяснения или когнитивные факторы создают мотивацию (т. е. воздействуют на возникновение мотивов) или они только направляют мотивы, уже возникшие в данной ситуации, в сторону определенных действий. ?так, нам предстоит выяснить, как когниции влияют на возникновение мотивов и на последующие события в цепочке мотивация — действие.
zakon.today