Содержание

Что такое критическое мышление и как научиться думать своей головой

Приветствую, друзья! Как вы думаете, почему в век информационных технологий люди верят в плоскую Землю? В причастность инопланетян к пирамидам и кругам на полях? В экстрасенсов, гадалок и прочую мифическую живность? Проблем с доступом к информации нет. Все знания мира находятся на расстоянии вытянутой руки, достаточно достать смартфон из кармана и задать интересующий вопрос.

Проблема кроется в неумении использовать эту информацию, а точнее — мыслить критически. Век информационных технологий стал для нас веком постправды. Люди верят тому, что им больше нравится, а не достоверным фактам. В этой статье я расскажу, что такое критическое мышление и как применять навыки критического мышления в повседневной жизни. Тема обширная, но я попытаюсь быть кратким.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — что это такое? Википедия дает следующее определение:

Критическое мышление (critical thinking, от греч. kritikos — «умение рассуждать») — это система суждений, используемая для анализа вещей и событий с формулированием собственных выводов, позволяющая выносить собственные оценки, интерпретации и корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Другими словами, критическое мышление — это когда вы не просто принимаете полученную информацию, а пытаетесь установить ее достоверность, рассматриваете вопрос под разными углами, ищите причины и мотивы того, кто вам эту информацию преподносит.

Пару месяцев назад я прочитал такую новость: WhatsApp выкупил полосы в крупных газетах Индии и напечатал инструкцию, как распознавать фальшивую информацию. Эта мера была принята из-за того, что через мессенджер начали распространяться слухи, приводящие к нападениям на людей. WhatsApp призывает пользователей мыслить критически: не верить подозрительным фотографиям, искать альтернативные источники информации и так далее.

Критически мыслящий человек думает своей головой и не поддается пропаганде, им тяжело манипулировать. Если человек не мыслит критически, он становится потенциальной жертвой для обмана или мошенничества, так как не способен правильно трактовать получаемую информацию.

Польза от критического мышления

Для начала я перечислю, что конкретно вам даст умение мыслить критически:

  • Способность устанавливать достоверность информации;
  • Наличие осознанной точки зрения и способность ее отстоять;
  • Невосприимчивость к манипуляциям и мошенничеству;
  • Умение принимать правильные решения и предвидеть их последствия;
  • Способность воспринимать и генерировать новые идеи;
  • Здоровое восприятие критики и способность видеть свои ошибки.

Согласитесь, этих причин вполне достаточно для того, чтобы захотеть научиться мыслить критически! Теперь, для большего понимания темы, давайте сравним некритический и критический способы мышления.

Некритический и критический способы мышления

Сомневайся во всем. (Рене Декарт)

Философ Джон Дьюи в своей книге «Педагогика и психология мышления» достаточно доступно раскрыл сущность критического мышления. Он выделил два способа мыслить:

  1. Обыденное (некритическое) мышление — простое впитывание информации, принятие аргументов;
  2. Рефлективное (критическое) мышление — «просеивание» информации, оценка аргументов.

Первый способ можно назвать пассивным способом мышления. Мы просто принимаем аргументы и делаем выводы по шаблону. Примеры таких шаблонов:

  • женщина за рулем — это аварийная ситуация;
  • у кого-то много денег — наворовал;
  • сказали, что доказано учеными — значит правда;
  • долго играешь на приставке — кинескоп посадишь;
  • почему? потому что мы всегда так делали!

Знание подобных шаблонов позволяет одним людям манипулировать другими и навязывать свою точку зрения. Политика, религия, образ жизни, понятие добра и зла. Вы уверены, что это именно ваш выбор?

Сегодня мы живем в таком информационном шуме, что принимать все на веру — это просто нелепо. Обратите внимание на качество новостей, количество громких заголовков. На то, как в разных источниках может разниться суть одного и того же понятия. Я уже молчу про псевдонаучные передачи и целые телеканалы по типу РЕН ТВ. Кстати, авторы РЕН ТВ не скрывают, что даже не пытались соответствовать истине. Их цель — будоражить умы зрителей, а люди верят.

Например, в начале 2018 года в сети появилась очередная фейковая новость о смерти Сильвестра Сталлоне. Казалось бы, можно зайти в Google и узнать подробности. Но до сих пор некоторые друзья в Facebook репостят эту новость с грустными смайлами.

Второй способ — активный способ мышления, о нем и пойдет речь ниже. Он связан с обработкой получаемой информации и требует постоянных усилий. Человек, мыслящий критически, смотрит на вопрос шире: подвергает факты сомнению, ищет причины и мотивы, а красиво изложенные аргументы воспринимает как только одну из точек зрения.

Кому интересно, можете развернуть небольшую таблицу, в которой легко прослеживаются самые явные отличия критического и некритического мышления.

Таблица: различия между критическим и некритическим мыслителем

Склонен не соглашаться с мнением других, если это мнение противоречит критическому мышлению.

Некритический мыслительКритический мыслитель
Часто неправильно понимает аргументы и точки зрения других.Понимает и правильно оценивает аргументы и точки зрения других.
Делает необоснованные выводы из полученных доказательств и данных.Делает логичные выводы из полученных доказательств и данных.
Не приветствует критику своих убеждений и предположений.Приветствует чужую критику своих убеждений и предположений, принимает разные точки зрения.
Точка зрения часто основана на личных интересах и предпочтениях.Точка зрения основана не на личных интересах, а на достоверных аргументах и фактах.
Не осознает, что собственные предубеждения влияют на мировоззрение и взгляды.Осознает свои предубеждения, которые влияют на формирование мировоззрения и взглядов, осознает свои ограничения в знаниях.
Склонен присоединяться к общественному мнению, даже если оно противоречит внутренним убеждениям.
Не старается расширить круг вопросов для поиска истины. Не усердствует в установлении истины, когда натыкается на сложности.Проявляет настойчивость в поиске истины и для этого расширяет круг вопросов, несмотря на препятствия и сложности.

Ниже мы рассмотрим сущность критического мышления и способы, с помощью которых любой человек сможет научиться мыслить критически.

Технология критического мышления

Как это работает? Американский ученый Эдвард Глейзер в своем исследовании 1941 года перечислил навыки и умения критического мышления:

  • распознавать проблемы и находить способы их решения;
  • собирать и раскладывать по полочкам необходимую информацию;
  • распознавать неподтверждённые предположения и оценки;
  • толковать информацию и давать оценку доказательствам;
  • видеть наличие или отсутствие логических связей между выводами;
  • делать правомерные выводы и подвергать их сомнению;
  • перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни.

В последствии работа Эдварда Глейзера легла в основу дальнейшего изучения критического мышления.

Как развить критическое мышление взрослому человеку

Развитие критического мышления начинается с самого детства. Именно в том возрасте, когда ребенок заваливает окружающих вопросами «Почему?» и вместо того, чтобы играть дорогими игрушками, из любопытства разбирает их на части, чтобы понять, как они устроены.

Лучшее, что могут делать родители, это давать ответ на каждый вопрос. Еще лучше — задавать встречные вопросы, чтобы ребенок сам учился отвечать по существу и объяснять свои поступки.

Но ребенок с критическим мышлением — это не самый удобный ребенок. Многие родители начинают отвечать ему «Потому что», так как считают необязательным отвечать на глупые вопросы. А изрядное любопытство и лишние «Почему?» в школе могут сподвигнуть учителей вызвать родителей и объяснить им, что ребенок не воспитан и сует нос не туда, куда нужно.

Поэтому многие люди с детства привыкли не задавать лишних вопросов. Сказано — значит так и есть. Но, как говорится, никогда не поздно.

Итак, вы решили научиться критически мыслить. Что делать?

1. Будьте реалистом

Что значит мыслить критически? Это значит трезво оценивать аргументы и делать правомерные выводы. Поэтому очень важно быть реалистом в своих суждениях.

Будьте реалистом:

2. Откройте свой разум

Вы встречали людей, разговор с которыми похож на общение со стеной? Они уверены в своей точке зрения, но при этом не могут привести веских доводов и не желают слушать другое мнение. Вот как с ними разговаривать? Приходится обходить некоторые темы стороной.

А как насчет вас самих? Признаюсь, я замечаю за собой закрытость в некоторых вопросах. Когда я уверен не потому, что уверен, а потому что мне так легче. Тема закрыта — и точка, никаких обсуждений!

Возможно, и у вас есть такие вопросы, которые вы боитесь задать сами себе. Или вещи, в которых вы уверены, хоть и сами не знаете почему. Если вы хотите разобраться в каком-то вопросе, вы должны подойти к нему с точки зрения критического мышления. А для этого нужно открыть свой разум, собрать новые данные, которые можно взять только извне, и провести тест-драйв своим убеждениям.

Это не значит, что вам нужно отказаться от своей точки зрения. Но вы должны четко понимать, почему вы думаете именно так, и не ошибаетесь ли вы часом. Не бойтесь задавать вопросы и ставить под сомнения свои убеждения. В споре рождается истина. Но только в том случае, если вы открыты для спора, а не слепо защищаете свою позицию.

3. Будьте последовательны

Дорогой говорит, что бегал, но его футболка сухая и совсем не пахнет. Значит, он обманывает. Обманывает — значит не любит, у него есть любовница, он был у нее.

Логично? Последовательно? Не совсем:

  • если был у любовницы, футболка тоже могла бы пахнуть;
  • футболку можно было переодеть;
  • что-то скрывает — не обязательно был у любовницы, может сюрприз готовил.

Нарушенная последовательность часто используется для того, чтобы отвести ваше внимание от правды. Например, вы спорте о чем-то одном, а затем ловите себя на мысли, что тема перешла в совершенно другое русло. Продолжая следовать этим путем, вы уже не доберетесь до правды.

Правомерные выводы можно сделать только тогда, когда соблюдена последовательность. Следите за соблюдением логической цепочки, иначе вы будете введены в заблуждение или придете к ложным выводам.

4. Не принимайте вещи за чистую монету

Как-то я наткнулся на передачу по РЕН ТВ, которая начиналась примерно с таких слов:

«Не секрет, что параллельные миры существуют».

На этом высказывании строилась дальнейшая логическая цепочка. Что мы видим? Автор делает допущение, благодаря которому дальнейший ход мысли кажется логичным и правдоподобным. Но только в том случае, если зритель «проглотит наживку» и упустит момент, когда допущение преподносится как доказанный факт.

Нужно отличать доказанные факты от допущений, лишенных обоснования. Факты, в свою очередь, стоит проверять на достоверность, искать первоначальные источники информации. Если вы будете строить логическую цепочку на допущении, результат будет всего лишь плодом вашей фантазии, но никак не истиной.

5. Не делайте поспешных суждений

Мы очень любим спешить с выводами. Узнали о человеке пару неприятных фактов, и уже готовы записать его в ряды подлецов. Но вы можете попасть в ловушку, если выводы были слабо аргументированы. Поспешив, вы упустите из виду важную информацию, способную в корне перевернуть ваше суждение.

Не спешите принимать решение, пока не соберете адекватное количество информации и не взвесите все «за» и «против».

6. Не принимайте решений под давлением

Вы когда-нибудь видели «магазин на диване»? Зрителю показывают красивую картинку и приводят целый список причин купить очередную вещь, которая еще минуту назад была ему не нужна. Желательно, как можно быстрее! Звоните прямо сейчас, пока все не раскупили!

Как это работает? Если клиент решит подумать, скорее всего, он не совершит покупку. Поэтому на вас давят и не дают подумать. Только у вас появляются сомнения, вы тут же вы слышите «А еще сегодня акция! Вместе с этим чудо-пылесосом вы получите плюшевого медведя! Вы сможете пылесосить медведя, когда вам уже нечего пылесосить, потому что пылесосить этим пылесосом вам будет хотеться постоянно!»

Не принимайте решений под давлением, это приводит к импульсивным ошибкам. Чем сильнее оказываемое на вас давление, тем больше будет желание принять решение наудачу. Может показаться, что решительность лучше, чем промедление, но в большинстве случаев это не так. Мыслите критически:

  • рассмотрите не только плюсы, но и минусы покупки;
  • ознакомьтесь с отзывами покупателей;
  • подумайте, как покупка скажется на семейном бюджете.

7. Контролируйте эмоции

Эмоции способны опьянить ваш рассудок. Например, когда вы злитесь, вы думаете совсем не так, как в спокойном состоянии. Эмоции искажают восприятие информации.

Бывали случаи, когда вас сперва располагали к себе, а затем просили принять какое-то решение, которое вы никогда бы не захотели принять самостоятельно? Это мог быть кто-то из знакомых или, например, дружелюбная реклама. Вспомните про Гитлера. Он завоевал расположение всех слоев населения Германии своими публичными выступлениями. Сперва говорил то, что люди хотели от него услышать, а затем — что им нужно делать.

Научитесь держать эмоции под контролем, или хотя возьмите за правило не принимать решений в порыве эмоций. Для того, чтобы мыслить критически, вы должны быть беспристрастны и хладнокровны.

8. Сохраняйте чувство перспективы

Когда вы находитесь в центре событий, вы видите только то, что у вас перед носом. Почему начальник злой? Может быть, он просто козел (см. пункт 5)? Может и так, но важно уметь уменьшить масштаб и рассмотреть ситуацию сверху.

Что привело к тому, что ваш начальник вышел из себя? Проблемы в семье, требования вышестоящего руководства, убытки из-за разгильдяйства вечно недовольных работников и вас в том числе? Причин может быть множество.

Мастер такого масштабирования — Доктор Манхэттен из фильма «Хранители». Одна его фраза крепко засела у меня в голове: «Если человечество исчезнет, Вселенная этого даже не заметит.» До такого масштаба ситуацию уменьшать, конечно, не обязательно. Но важно научиться сохранять чувство перспективы, то есть — видеть дальше своего носа.

9. Бросайте вызов

Мир полон вещей, с которыми мы соглашаемся только потому, что так принято в обществе. Например, в свое время все были уверены, что Земля — это неподвижный центр Вселенной, а Солнце и другие небесные объекты вертятся вокруг нас с вами. Это твердила католическая церковь, об этом знал каждый человек с самого детства.

Но нашелся один парень по имени Галилей, который начал спорить с общепринятой физикой и доказывать истинность гелиоцентризма. И при этом, между прочим, Галилей продолжал считать себя настоящим католиком.

Бросайте вызов как своим убеждениям, так и общепринятым точкам зрения. Большинство не обязано быть правым, чаще людям просто легче присоединиться к этому большинству. Будьте любознательны, любопытство — это признак разума, открытого для чудес реальности и не боящегося неизвестности.

10. Сохраняйте чувство юмора

Сложно расценивать любую ситуацию, как вопрос жизни и смерти. Тем более, что критическое мышление требует приложения определенных усилий с вашей стороны. Как говорил Джокер, противник Бэтмена: «Ты чего такой серьезный

Сохраняйте чувство юмора. Способность смеяться над собой и видеть юмор в сложных ситуациях поможет вам сохранить ясность мысли и вид перспективы. Главное, не используйте юмор, как психологическую защиту. Избегание проблемы — это не решение.

Постоянной необходимости использовать критическое мышление нет, во многих ежедневных ситуациях можно положиться на интуицию. Тем не менее, умение мыслить критически позволит вам решать нестандартные проблемы, правильно формировать точку зрения и находить истину там, где другие просто поверят на слово.

Итог

Критическое мышление можно сравнить с судебным процессом. Судья не может вынести приговор только потому, что подсудимый ему нравится или нет. Он должен увидеть доказательства и улики, выслушать свидетелей, взвесить аргументы адвоката и прокурора. И только потом может вынести свой беспристрастный вердикт. Если судья выслушает только одну сторону и сразу примет решение, это явно бракованный судья, согласны?

Мое знакомство с критическим мышлением произошло еще в школе. Мой учитель по истории Евгений Викторович считал, что понимание материала важнее простого заучивания имен и дат. Поэтому каждый его урок был похож на дискуссию. Мы озвучивали свои предположения по поводу действий разный князей и королей. Потом Евгений Викторович говорил нам, как они поступили на самом деле, и мы снова обсуждали их решения и последствия. Было жутко интересно, скажу я вам. Сегодня методы критического мышления применяются в западных учебных заведениях.

Эта статья далась мне тяжело. Я собрал столько материала, что никак не мог уместить его в формат легкой статьи для блога. Пришлось откинуть несколько нравившихся мне вариантов и неоднократно переписывать конечный результат. Даже успел попутно написать несколько других статей: о перфекционизме, фрустрации, зоне комфорта, запоминании информации и пробуждении без будильника.

Изначально я планировал рассказать, что такое критическое мышление, на примере плоскоземельцев. Но в итоге решил написать о плоской Земле в отдельной статье. Чтобы не пропустить — подпишитесь на обновления блога, так вы получите анонс новой записи на почту.

До новых встреч! Ваш Александр Горохов

Книги про критическое мышление

  • «Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений», Александр Панчин;
  • «Путеводитель по лжи», Дэниел Левитин;
  • «Мозгоускорители. Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук», Ричард Нисбетт;
  • «Не верю! Как увидеть правду в море дезинформации», Джон Грант;
  • «Адекватное познание реальности, или Как заставить облей думать?», Павел Юрьевич Соболев;
  • «Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров», Роб Бразертон.

agorohov.com

Критическое мышление

В обществе принято считать, что критическое мышление – это совершенно обычный для любого человека процесс, или даже естественный способ мыслить. Но на деле все гораздо сложнее: люди часто уклоняются от критического мышления, относятся к явлениям предвзято или, наоборот, слишком снисходительно. Однако воспитать в себе правильное мышление – значит и повысить качество жизни, и если приучить себя не жить иллюзиями, можно достигнуть успехов во всех сферах деятельности.

Психология критического мышления

Критическое мышление – это особый способ думать о любом предмете или явлении, при котором происходит активное использование структур и интеллектуальных стандартов. Развитое критическое мышление дает массу плюсов жизни человека. Так, например, если такой тип мышления развит, индивиду присущи следующие черты:

  • он способен делать обоснованные выводы и проверять их правильность по критериям;
  • он умеет собирать информацию, которая нужна для разрешения вопроса;
  • он способен рассуждать и обосновывать свою позицию;
  • он способен четко и ясно формулировать вопрос, проблему или требование;
  • он способен использовать и интерпретировать абстрактные идеи;
  • он способен эффективно взаимодействовать с людьми при поиске новых решений;
  • он умеет судить без предубеждений, используя альтернативные системы мышления при необходимости.

Таким образом, приемы критического мышления сводятся к умению человека мыслить направленно, дисциплинированно, не предвзято, с элементами самостоятельной оценки и коррекции собственных выводов. Такое мышление отталкивается от соблюдения строгих стандартов, но именно они и позволяют решать задачи.

Развитие критического мышления

Как правило, формирование критического мышления происходит еще в школьном возрасте. Педагоги используют для этого различные техники, в том числе и развитие через чтение и письмо.

В ходе этого учащимся предлагают освоить технику эффективного чтения, которая заключается в способности активно воспринимать текст, осмыслить полученную информацию и включить ее в собственный контекст. В ходе этого человек фиксирует не всю информацию, а только ту, которую он посчитал важной именно для самого себя.

В основе метода лежит трехступенчатая модель:

вызов – обращение к своему опыту, умениям, знаниям, формулировка вопросов и целей; смысловая стадия – реализация целей, поиск ответов на свои вопросы и достижение поставленных целей через обращение к тексту; рефлексия – анализ проделанной работы, достижения целей.

Эта техника является очень популярной и эффективной для людей любого возраста. Она направлена на то, чтобы человек использовал свой личный опыт в осмыслении проблем и задач.

Существуют и другие методы критического мышления, которые также предлагают опытные педагоги для развития способностей своих учеников:

Мозговой штурм

Группе людей дается одна задача, а все они должны придумать максимальное количество ее решений. Не все идеи будут полезными, но выделятся весьма оригинальные варианты. Важно записывать все прозвучавшие варианты и впоследствии анализировать их. После освоение групповой техники ее можно проводить в парах.

Ассоциативный куст

Группе людей дается ключевое слово для осмысления. Каждый человек называет фразы, мысли и ассоциации с этим понятием. Важно, чтобы высказались все, и каждый смог объяснить ход своей мысли.

 

womanadvice.ru

Что такое критическое мышление

Одним из видов деятельности человека, называемой интеллектуальной и характеризующейся высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к информационному полю, которое его окружает, является критическое мышление.

Много значений термина «критическое мышление» встречается в литературе, однако, очень часто они не находятся в согласии друг с другом. Однако это явление должно быть понятно одинаково всем: и преподавателю университета, и учительнице начальных классов, его должны понимать представители самых разнообразных этносов и культур, поэтому само определение должно быть максимально гибким.

Иногда критическое мышление еще называют направленным мышлением, потому что оно нацелено уже на получение определенного результата. Является тщательно обдуманным, взвешенным решением в отношении какого-нибудь суждения: должны ли мы принять, отложить его или отвергнуть, а также уровень уверенности, с которой мы это делаем.

Рассмотрим сначала те виды умственной деятельности, которые под определение «критическое мышление» не подходят. Важнейшей мыслительной операцией является запоминание, без которой учебный процесс невозможен, но оно кардинально отличается от критического мышления. Компьютер имеет память намного лучше, чем у любого из нам, однако, все понимают, что мышлением не является его способность запоминать. Однако по старинке, многие школьные учителя память ценят превыше любого мышления и на экзаменах и контрольных проверяют только объем памяти учащихся, но это является неправильным, следует ориентироваться на те виды умственной деятельности, которые намного сложнее.

С пониманием сложных идей связан другой вид так называемого «некритического мышления», без которого учебный процесс невозможен. Иногда как следует необходимо поработать головой на уроках литературы и истории, математики и биологии, для понимания того, что написано в учебнике, или что говорит учитель. Понимание является сложной мыслительной операцией, особенно, если материал нелегкий. К третьему виду «некритического» мышления относят интуитивное или творческое мышление. Сложнейшую работу проделывает мозг музыканта, художника, спортсмена, однако, они сами обычно этого даже не замечают. Такие мыслительные процессы являются неосознанными, как правило.

Отметим, технология развития критического мышления имеет основные положения, в которые входят три стадии, или фазы. Эти стадии в русском переводе имеют такие названия: вызов – (смысловая стадия), осмысление принятой информации(размышление), рефлексия. На этапе вызова, этапе осмысления, этапе рефлексии существуют конкретные стратегии и приемы. Развитие критического мышления происходит, когда появляются конкретные цели и мотивы для изучения нового.

Информация, которая помогает развить мышление, должна быть актуальной, таким образом, она лучше всего усваивается. Мотивировать к познавательной деятельности современного ученика очень трудно.

В конце двадцатого века в США была разработана технология критического мышления через письмо и чтение.

Для лучшей организации урока, используют разделение на стадии. Первая стадия называется «вызов». На каждом уроке его присутствие обязательно. На этой стадии возможно те знания, которые имеются у ученика по конкретной проблеме или теме актуализировать и обобщить; к изучаемой теме вызвать устойчивый интерес, а также ученика можно мотивировать к учебной деятельности; дома и на уроке ученика побудить к активной работе. Другие задачи преследует вторая стадия, имеющая название «осмысление». Здесь получают новую информацию, происходит ее осмысление и соотношение уже со знаниями, которые имеются.

На третьей стадии под названием «рефлексия» основным является обобщение и целостное осмысление информации, которая была получена, присвоение учеником новой информации и нового знания, у каждого из учащихся формируется собственное отношение к изучаемому материалу.

fb.ru

Как развить критическое мышление? Психология критического мышления

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как «умение разбирать или судить» (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это – особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. Лев Семенович Выготский предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду интеллектуальной деятельности:

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это – способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две – еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь в споре рождается истина. Поэтому дебаты и дискуссии – это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов – Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый – факты;
  • желтый – возможности;
  • синий – смысл;
  • зеленый – креатив;
  • красный – эмоции;
  • черный – критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) – ветки по двум сторонам. Аргументы – листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов – компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: «Как собрать головоломку?» – и есть это развитие. Для младших школьников набор приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

fb.ru

Критическое мышление: понятие и техники развития

Что такое критическое мышление? Это умение рассуждать и разрешать сомнения, которое помогает нам принимать более обоснованные решения. В этой статье мы расскажем вам, что такое критическое мышление и какие техники существуют для его развития. Кроме того, вы узнаете, как воспитывать критическое мышление у детей, и какую пользу оно может принести в образовательном контексте.

Критическое мышление

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление можно определить, как способность ясно и рационально мыслить и понимать логическую связь между различными концептами и идеями. По сути, это способность развивать независимое и рефлексивное мышление.

Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации.

Вы хотите проверить способности своего мозга? Пройдите Общий когнитивный тест CogniFit прямо сейчас!

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Люди, которые имеют развитое критическое мышление, зачастую ставят идеи и факты под сомнение, вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий.

Характеристики человека с развитым критическим мышлением

Человек, обладающий способностью критически мыслить, имеет следующие особенности:

  • Понимает причинно-следственные связи между фактами и идеями окружающей действительности
  • Может определить важность аргументов и идей
  • Признает и оценивает другие точки зрения, выстраивает обоснованные аргументы
  • Умеет выявлять несоответствия и ошибки в ходе рассуждения
  • Старается решать возникающие проблемы последовательно и планомерно
  • Размышляет над обоснованием своих собственных убеждений, мыслей и ценностей.

Критическое мышление является хорошим инструментом для принятия оптимальных решений. Тем не менее, нет необходимости использовать его постоянно, в каждой жизненной ситуации. Не все решения, которые мы ежедневно принимаем, требуют от нас умения критически мыслить. Во многих случаях, вместо критического подхода лучше применить интуицию, это позволит вам сэкономить время и психологические ресурсы. Узнайте больше о том, как это работает у детей: умный ребенок.

Как можно стимулировать критическое мышление?

1. Не принимайте факты такими, как они есть

Первым шагом для развития критического мышления является оценка информации, которая поступает к нам из окружающей среды. Прежде, чем делать то, что вы всегда делали, или принять на веру то, что вам сказали, поразмышляйте над ситуацией. Подумайте о том, в чём заключаются проблема и каковы возможные пути её решения. Конечно, вы самостоятельно принимаете решения, во что верить, и что делать. Но если вы будете уделять некоторое время оценке ситуации, вероятнее всего, вы сможете принимать более взвешенные и обоснованные решения.

2. Определите свои цели

Какого результата вы ожидаете? Что вам хотелось бы получить? Какова ваша цель? Определение цели, которую вы намерены достичь, имеет важное значение для построения плана ваших действий и шагов на пути к осуществлению задуманного.

3. Исследуйте факты

Огромное количество информации каждый день поступает к нам из различных источников. Следует учитывать, что эта информация может стать очень мощным инструментом в момент принятия решений. Когда у вас возникает некая проблема, требующая анализа, перспектива, которой необходимо дать оценку, или же вам предстоит принять важное решение, выполните поиск информации в Интернете, исследуйте факты, почитайте публикации на эту тему. Проанализируйте различные мнения, аргументы, убеждения. Узнайте, если есть противоречивая информация. Чем большим количеством информации вы располагаете, тем лучше вы будете подготовлены, чтобы дать резонный ответ.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

4. Не ставьте себе установку, что вы правы

Всегда приятно осознавать, что вы правы. Все мы получаем от этого удовольствие. Но если мы изначально ставим себе установку, что наши аргументы справедливы и являются единственно верными, то мы отказываемся от знакомства и рассмотрения других точек зрения. Ваши мысли, убеждения и аргументы являются лишь одним из возможных объяснений, но существует множество других альтернативных взглядов, которые также являются верными. Откройте свой разум для рассмотрения и оценки других точек зрения.

5. Начните с самого простого

Существует линия мышления, которая часто используется в научных исследованиях, чтобы выяснить, какая из гипотез верна. Эта техника получила  называние “Бритва Оккама”. Её сторонники рекомендуют отдавать предпочтение самым простым объяснениям, пока не будет доказано, что они являются ложными.

6. Разделите проблему на несколько частей

Когда вы сталкиваетесь со сложной проблемой, попробуйте разделить её на несколько частей. Таким образом, вам будет легче оценить и найти решение для каждой отдельной части, а затем, соединив полученные результаты, вы придёте к решению основной проблемы.

Развитие критического мышления в образовательной среде

На сегодняшний день наша система образования во многом отстает от большинства европейских стран. Способ преподавания в среднестатистической школе основан на пассивном получении знаний, которые в будущем могут принести пользу учащимся, а могут никогда не пригодиться.

Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем, является развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей действительности, а не только передать им знания, заложенные в школьную программу. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни. Дети должны научиться задавать вопросы и разрешать сомнения, а не принимать все как само собой разумеющееся. Важно научить их не доверять, не задумываясь, всему, что они читают, видят или слышат из СМИ, от друзей, членов семьи и других источников информации. Узнайте, как работает нейрообразовательная платформа CogniFit, помогающая раскрыть потенциал каждого ученика с помощью когнитивных занятий и упражнений.

Что же мы можем сделать для того, чтобы научить дететей мыслить критически? Как способствовать развитию критического мышления в процессе обучения?

1. Поощряйте работу в группах

Атмосфера работы в группе подходит идеально, чтобы дети учились думать и  развивали свои когнитивные способности. Когда они находятся в окружении сверстников и работают вместе, они подвергаются воздействию различных процессов мышления, знакомятся с другими точками зрения и мнениями. Так, они учатся понимать и анализировать, как думают другие дети, и приходят к осознанию, что их форма мышления не является единственно возможной. Они также учатся подвергать сомнению свои собственные убеждения и уважать мнение других людей.

2. Побуждайте детей использовать творческие способности

Творческий подход – это очень полезный навык, который помогает нам найти новые способы решения проблем и оптимальные модели поведения. Поэтому его продвижение в процессе образования имеет такое важное значение. Вместо того, чтобы давать детям точные инструкции по выполнению тех или иных задач, создайте им условия, в которых они должны будут проявить свои творческие способности и решить задачу креативно. Дайте им возможность самостоятельно найти различные способы решения задачи, без шаблонов и установленных планов. Узнайте больше о том, как способствовать развитию творческого мышления, а также чем полезен дудлинг и зентангл.

3. Не спешите прийти на помощь

Дети привыкают к тому, что мы даём им всё готовое. Каждый раз, когда у ребёнка возникает трудность, он обращается к вам за помощью, и вы мгновенно находите решение. Чтобы способствовать развитию критического мышления ребёнка, дайте ему возможность попробовать решить проблему самостоятельно. Например, когда ему нужно решить задачу по математике, не говорите ему конкретные шаги, вместо этого задавайте наводящие вопросы, которые помогут ему самому найти решение.

4. Используйте технику мозгового штурма на уроках

Мозговой штурм (Brainstorming) перед началом любого урока стимулирует критическое мышление учеников. Это помогает им размышлять и увидеть альтернативы. Задавайте им вопросы следующего характера: “Как вы думаете, о чем эта книга? Что нового вы узнаете из этой темы?”.

5. Научите детей сравнивать и сопоставлять

Хороший способ для развития критического мышления учащихся – это сравнения и противопоставления различной информации, которую мы имеем в доступе. Эта техника может применяться в отношении любой темы. Чтобы стимулировать критическое мышление детей, предложите им сравнить два метода решения одной и той же задачи, две книги и т.д. Можно также вместе порассуждать о преимуществах и недостатках того или иного аспекта.

6. Задавайте детям вопросы

Когда учитель задаёт вопросы, это часто подталкивает учеников к размышлениям, делает их более внимательными, помогает применять и закреплять полученные знания. Спросите у них: ёСогласны ли вы с этим утверждением? Какой вариант, по-вашему, будет наилучшим? Объясните, почему наблюдается это явление?”. Избегайте вопросов, которые приводят к одному ответу. Старайтесь улучшить самооценку детей.

7. Предлагайте дебаты и дискуссии

Дискуссии являются очень хорошим способом, чтобы заставить детей думать и рассуждать на заданную тему. Это помогает им сформировать свое собственное мнение и уважать мнение окружающих.

Эффективный способ развития критического мышления путем обсуждения – это предложить учащимся защитить две противоположные позиции.

В следующем видео вы найдете несколько советов для улучшения критического мышления.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевод Александры Дюжевой

Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.

This post is also available in: Испанский Французский Немецкий

blog.cognifit.com

Критическое мышление — это… Что такое Критическое мышление?

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам[1]. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества[2].

Определение

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении»[3]. Одно из распространённых определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать»[4]. Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»[5].

Психолог Дайана Халперн (англ. Diane F. Halpern) рассматривает критическое мышление как

использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

— Дайана Халперн. «Психология критического мышления»[6].

Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи[6].

Состав

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.[6]:40

Литература

  • Elliott C., Turnbull S. Critical Thinking in Human Resource Development.— Routledge, 2005.— 210с.— ISBN 0415329175; ISBN 978-0415329170
  • Халперн Д. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2000.— 512c. ISBN 5-314-00122-5, ISBN 9785314001226
  • Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. — Изд. 2-е — М.: Словарное издательство ЭТС. — 2000. — 368 с.
  • Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления. Вопросы психологии, 1981, №4, стр. 108-112
  • Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

Примечания

См. также

Внешние источники

dic.academic.ru

Что такое критическое мышление

 Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает. 

          Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим “критическое мышление”?

В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, явление это должно быть одинаково понятно всем. 

            Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя. 

 Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. Однако, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть критическое мышление.

У компьютера память гораздо лучше, чем почти у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся, но мы, сторонники критического мышления, все же ориентируемся на более сложные виды умственной деятельности.

Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких. Это — другой вид “некритического” мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, который связан с пониманием сложных идей. 

К примеру, студент пытается понять сонет Шекспира или ломает голову над теоремой о точках экстремума. В голове его, безусловно происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителем он пока не является.

Дело в том, что, когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на  первом этапе пассивно: мы лишь воспринимаем то, что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. 

Итак, запоминание  фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.

           Творческое или интуитивное мышление — третий вид мышления, к которому не подходит определение “критическое”.

Безусловно, мозг спортсмена, художника, музыканта  проделывает сложнейшую работу, однако сами они – если, конечно, речь не идет о новичках – этого даже не замечают. Как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.

           Представим себе профессионального хоккеиста и предположим, что, прежде чем ударить по  воротам, он размышляет примерно так: “Правильно ли выбран момент? Нет ли тут какого-нибудь альтернативного решения? Как поступили бы на моем месте другие великие игроки? Пробил бы сейчас Уэйн Грецки или дождался более удобного момента? Или вовсе передал шайбу другому игроку?”

           Совершенно очевидно, что при таком “сознательном” подходе игрок вообще не забил бы ни одного гола. И если его решение носить футболку с символическим номером (скажем, 68) является, несомненно, примером критического мышления, то его же игровое решение таковым быть никак не может. Точно так же художники и музыканты, опираясь в своей работе на сложные мыслительные операции, не осознают их полностью.

Их интуитивное мышление, при всей его ценности, также не может быть названо критическим.

Как же, в таком случае, определить критическое мышление?

Предлагаемое мною определение состоит из пяти пунктов.

             Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда общение строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. В любом возрасте человек должен иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

              Проиллюстрирую это положение примером. Несколько лет назад я читал курс американской литературы в одном из университетов Словакии. Мои студенты, как выяснилось, держали в голове массу сведений обо многих американских писателях, в частности, об Уолте Уитмене. Они знали, когда он родился и когда умер. Они знали названия всех его важнейших произведений. Они могли определить его место в истории литературы: кто повлиял на него, и на кого, в свою очередь, повлиял он сам. Им известны были все лейтмотивы его поэтического творчества. Начало его знаменитой “Песни о себе” они знали наизусть. Одна беда: они никогда не читали его стихов. Все эти знания были почерпнуты из лекций предыдущего преподавателя: он-то, прочитав Уитмена, и объяснил студентам, что и как думать. Когда же я вместо учебников положил перед моими студентами стихи Уолта Уитмена, им пришлось обретать новые навыки: самостоятельно читать поэтический текст и формировать о нем собственное мнение.

                 Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. 

                 Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Когда мои студенты в Словакии прочитали-таки Уитмена, поразмышляли о его творчестве и вернулись после этого к обсуждению, их мнение иногда совпадало с мнением известных им критиков и даже с мнением их бывшего преподавателя. Но главное – каждый при этом сам решал, что ему думать.  

Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

 

                  Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом  критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, “трудно думать с пустой головой”. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору “сырья” – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

В Словакии у меня была одна проблема со студентами, в Америке – прямо противоположная: мои американские студенты зачастую плохо помнят то, что уже было ими изучено, поэтому каждый новый автор, каждое стихотворение поражает их своей абсолютной новизной. Приходится мне вместе с ними протаптывать тропинки от старого – к новому, восстанавливать каркасы знаний, снова и снова углубляться в фактический материал, иначе пользы от их критических умений будет немного. Я вовсе не собираюсь приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения.

              Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно (все, у кого есть дети, прекрасно это

знают). В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. 

               В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и  уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. “Во всем животном мире, – отмечает химик и философ Микаел Поланый, – начиная от таких простейших форм, как черви и, возможно, даже амебы, мы наблюдаем вечное настороженное копошение, чисто исследовательскую активность, не связанную с прямым удовлетворением

потребностей: стремление всякого живого существа к интеллектуальному контролю над своим окружением” 

               Любопытствотаким  образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на

детские умы. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. “Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем”.

                Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное накопительное” образование – при котором головы учеников служат своеобразными “счетами”, на которые учителя кладут знания, – на образование “проблемно-постановочное”, когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Особенно много внимания Фрейре уделяет вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить учеников от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называется “освободительной педагогикой”. 

    

               Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. “Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает”. По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. “Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [ученик] действительно думает”.

               Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной “школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к  решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. 

               Профессор Ралф Х. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как “особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения”. Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в решении вопросов и проблем.

              

               В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. 

         

               Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. 

               Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои граффити по общественных зданиях (утверждение), поскольку эти рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства – допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющие художественную ценность.

              Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми.  Признание иных точек знания только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами художника и правами владельца здания,стену которого превращают в “холст”. 

                Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать

                Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как “принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить”.

                И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или, как пишет философ Ханна Арендт, “совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии”. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

                Учителя, работающие в русле критического мышления уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс,обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

               

                 Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя. 

                  Для учеников и студентов письмо – трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. Естественно, что, давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе самому. Однако многие педагоги, понимая важность письма, все же добровольно идут на увеличение своей нагрузки. В ходе работы – которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование и “публикацию”, т.е. обнародование получившегося текста – учитель может обучать своих учеников, помогая им справиться с  трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам я глубоко убежден, что письмо – наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.

                  Для меня как преподавателя проблема во всем этом одна: как претворить определение критического мышления в ежедневную практику? Я ведь постоянно стремлюсь перейти от традиционной педагогики, от обучения “по программе”, к педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям моих студентов и моего общества. Поэтому я всегда ищу новые пути для организации наших занятий. Надеюсь, эта деятельность поможет воспитать граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Они проживут жизнь так, чтобы мир стал лучше.

Литература:

Arendt, Hannah. (1977) Thinking, New York : Harcourt Brace Jovanovich.

Арендт, Ханна. (1977) Мышление, Нью-Йорк: Харкурт Брэйс Джованович.

Bean, J. (1996) Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing,

Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom. San Francisco: Jossey-Bass.

Бин, Дж.(1996) – Воплощение идей: руководство для преподавателя по интегрированию критического мышления с письменной работой и активными методами обучения. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Dewey, J. (1916) Education and Democracy.New York: Macmillan.

Дьюи, Дж (1916) Образование и демократия. Нью-Йорк: МакМиллан.

Freire, Paulo (1972). Pedagogy of the Oppressed. New York: Academic Press.

Фрейре, Пауло (1972). Педагогика против подавления. Нью-Йорк: АкадемикПресс.

Johnson, R. H. (1985) Some observations about teaching critical thinking. CT

News, Critical Thinking Project, California State University, Sacramento. Volume 4, number 1, September-October, 1985. 

Джонсон Р.Х. (1985) Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению. КМ новости, Проект Критическое мышление, Университет штата Калифорния, т.4, #1, сентябрь-октябрь, 1985.

Meyers, C. (1986) Teaching Students to Think Critically: A Guide for Faculty in All Disciplines. San Francisco: Jossey-Bass.

Мейерс С. (1986) Обучение критическому мышлению: общее руководство для преподавателей всех учебных предметов. Сан-Франциско:Джосси-Басс.

Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы Хоуп-колледж, Холланд, штат Мичиган, США, email: [email protected]

praktiks.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *