Мораль в современном обществе — Доклады конференции 2010 — Тексты докладов

Мораль в современном обществе.

Тихонова У.С.

Мораль возникла еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека.

Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

По определению, мораль — это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: родственники, друзья, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа.

Некоторые теологи и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному — наукам, музыке.

Безусловно, с развитием общества мораль претерпевает существенные изменения. На мой взгляд, в современном обществе мы можем наблюдать «разложение, деградацию» моральных устоев.

Одним из свидетельств «падения нравов» является то, что в современном обществе происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей. Что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев. Действительно, как часто мы сталкиваемся с безразличием людей друг к другу, нежеланием помочь. Другими словами, современный человек не готов жертвовать собственной безопасностью и своим благополучием ради других людей.

Жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению не таких «вечных» целей, как любовь, дружба, доброта, а, например, таких как материальное благополучие и достаток, карьерный рост и богатства.

Кроме того, мы можем наблюдать свободу, перешедшую во вседозволенность, в отношении полов. Ранее мимолетные половые связи, добрачный секс, рождение детей вне брака осуждались и порицались общественностью. А теперь браки все больше не по любви, а по «залету», развивается течение свингеров, число гомосексуалистов и ВИЧ-инфицированных растет год от года. Следствием всех этих негативных тенденций является кризис семьи и падение семейных ценностей.

Важно отметить в современном социуме рост агрессии и насилия. «Разборки», драки, применение оружия, как реакция на «неправильное» слово или действие – распространенное явление, подтверждаемое ростом преступности. Кроме того, увеличиваются масштабы дискриминации к людям другой национальности, расы, вероисповедания, сексуальной ориентации.

В целом, в современном мире наблюдается «культурное обеднение». Массовая культура заполонила телевидение, кинематограф, музыку, книжные издания. Сериалы, детективы, расходящиеся многомиллионным тиражом, попса, однодневные фильмы безо всякого смысла – все эти элементы массовой культуры приобретают все большую популярность, в то время как настоящее искусство интересует все меньшее количество людей.

В заключении хотелось бы сказать, что в современном обществе, действительно, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Думается, что для формирования нравственных основ личности необходимо разъяснение подрастающим поколениям толерантной этики, нравственности и моральных норм. У детей должно формироваться понимание, что нравственное поведение является рациональным и выгодным как для общества, так и для самого человека. И что нравственность — это желание другим добра и процветания. Кроме того, каждый должен осознать, что аморальное поведение одного работает против развития всего общества.


Перейти к обсуждению

socio.my1.ru

§1.2 Мораль в современном обществе

Всякое сильное социальное движение формулирует свое отношение к морали, — отмечают И.Л. Зеленкова и Е. В. Беляева, — и пролетариат XIX века также выработал свой взгляд на вещи. Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда, диктует коллективистскую ориентацию. Здесь отчетливо понимают, что счастье можно обрести только сообща и что нравственность – это соединяющая сила. Пролетарий лишен собственности, равен в этой нищете со всяким себе подобным и потому солидарен с ним. Он не связан с землей, что делает его интернационалистом, а преодоление в морали национального барьера – существенное достижение. И в противовес буржуазному стремлению к покою пролетариат имеет героическую жизненную ориентацию, аналогичную рыцарской. Отсюда – решимость, твердость характера, преданность делу и товарищам.

На эти нравственные принципы оказали влияние и буржуазные стандарты (ибо, как водится, всякий заимствует у предшественников), и эталоны профессиональных революционеров. Однако судьба пролетарской морали оказалась плачевна.

С победой Октября в массовом сознании возникли определенные иллюзии относительно роли морали в обществе. С одной стороны, были нетерпеливые попытки внедрить коллективистскую и вообще «новую» мораль во все слои населения путем «пролетаризации», «взрыва старого быта» и т.п. С другой – фантастическое желание «отменить» мораль вообще как буржуазную выдумку, а заодно этикет, порядочность, любовь и прочее. Эти тенденции быстро продемонстрировали свою нежизнеспособность. Но достаточно долго в идеологии держалось мнение, что мораль исчерпывается политикой, и морально все то, что служит делу социализма. А поскольку социализм есть замечательный строй, при котором все будет делиться для блага человека, то в его целях мы будем делать все только самое хорошее и доброе. Однако на практике эта своеобразная моральная установка выполнена не была. Иногда кажется, что этап с 30-х до 80-х годов был периодом полного беззакония и аморализма. Но общества без нравственности, к счастью, не бывает, в таких ситуациях складывается «двойная» мораль. Одна для социального употребления: то ли псевдореволюционная, то ли личной преданности вождю, то ли моральный кодекс строителя коммунизма. Другая же опирается на индивидуальную совесть. Когда на уровне общественных институтов господствуют извращенные моральные стандарты, то только личность проявляет усилия, направленные на поддержание гуманизма, чувства собственного достоинства. Идет «героическое противостояние», которое не дает умереть совсем.

Современная нравственная ситуация в нашей стране вызывает всеобщие сетования. Упадок нравов и потеря ориентиров распространилась повсеместно. Когда исчезло идеологическое давление, масса людей оказалась не в состоянии решать свои нравственные задачи. Одни в силу полного бескультурья и полудикости; другие – из-за приверженности к «официозной» морали; третьи – потому, что противостоять им уже нечему, а положительной программы нет. Кроме того, общая обстановка нестабильности, когда каждая нация, класс и слой «тянут одеяло» на себя», когда каждый считает себя самым обиженным, а заочно и самым лучшим, трудно предположить, что идея нравственного равенства привлечет многих.

Оздоровить же духовные тенденции предлагают самыми разными способами. Во-первых, необходимо стабилизировать экономику – основу всякого благополучия. Иногда даже считает, что это решит все проблемы – исчезнет большинство пороков, связанных с бедностью и неустроенностью. Отчасти это верно, но следует помнить, что предприимчивость и конкуренция могут стать источником как новых добродетелей, так и новых пороков. Да и нравственное благополучие никогда не сводится к сытости, ибо «не хлебом единым жив человек». Во-вторых, надо преобразовать всю систему воспитания, перейти от догматического «вдалбливания» правил к подготовке людей свободных, имеющих нравственное понятие о долге. На деле, между тем, за нравственное воспитание выдаются морализаторские проповеди. Содержанием воспитания большинство предлагает сделать общечеловеческие ценности как непреходящую основу всякой нравственности. Признание их приоритета над национальными и групповыми интересами объединяет ныне нравы всего мира.

Таким образом, в ХХ веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика столь интегрирована, в политике мы все так зависим друг от друга, средства коммуникации столь прочно связали все части света между собой, что человечество смогло, наконец, осознать себя единой семьей. А значит, моральная история у нас на всех одна. Никому не заказано внести вклад в общее нравственное движение, никто не может устраниться от него и объявить «новый» путь. Ведь считать себя «избранным народом», отдельно взятой страной» — значит унижать достоинство других, что несовместимо с нравственностью. Поэтому выиграть в плане добра человечество может только целиком.

Что же общее можно найти в различных моральных системах? В первую очередь, одинаково у всех устроено моральное сознание, все мы пользуемся одними и теми же понятиями (добро, честь, долг), эти слова есть в языке любого народа во все времена. Переживание стыда и вины, муки совести и раскаяние одинаково выражены и у славянина, и у азиата. В этом – основа нашего психологического сочувствия друг другу.

Наконец, есть ряд общечеловеческих норм и представлений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежливости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все народы сформулировали заповеди: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги». Содержание их со временем обретает все большее глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, хотя само по себе расширение социальной свободы не тождественно усовершенствованию нравственному.

Всеобщие законы нравственной жизни исторически преломляются через классовые, национальные, личные воззрения. Различные социальные группы, созидая свои моральные нормы, в свое время становились выразителями интересов человечества. Каждый народ имеет свою психологию, свою судьбу, обогащая этим нравственные представления. Личный опыт делает людей подвижниками, создает «авторскую мораль». Разнообразие моральных систем так же необходимо, как и всяких других. Одна мораль не может «победить» другую, нельзя найти также и «среднюю», приемлемую для всех моральную систему. Нравственные представления сосуществуют, и основа взаимопонимания их – это диалог. В его процессе шлифуется индивидуальное воплощение ценностей, дорогих каждому, совершенствуется гуманизм нравственной позиции.

Коренная гуманизация всего общественного миропорядка в конце ХХ века стала тенденцией. Человек и его жизнь наконец-то объявлены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Не потому ли постоянно обсуждается вопрос об отмене смертной казни. Не потому ли начинает отвергаться не только убийство, но и всякое насилие как таковое. И если в начале века «непротивление злу насилием» Льва Толстого выглядело едва ли не глупостью, то сейчас, например, движение неприсоединения к военным блокам, охватившее уже более ста государств, является серьёзным фактором мировой политики. Весь мир включился в борьбу с терроризмом, и при этом само собой разумеется, что всякий раз государственными интересами следует поступиться ради жизни заложников. Заповедь «не убий» приобретает глобальный смысл, формируется экологическая этика.

Сфера применения морали расширяется. В этом плане «новое мышление» было связано с применением нравственных критериев в политике. Декларирован такой подход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Человеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом экономическом порядке в мире, т.е. о распространении нравственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их нарушение.

Наконец, ряд нравственных проблем, специфических для нашего века, обусловлен научно-технической революцией. С одной стороны, совершенствование производства ведет к высвобождению человека от монотонного и отупляющего труда, а, следовательно, к освобождению времени и сил для нравственной жизни. Богатые материальные возможности общества позволяют обеспечить жизнь всякого его члена, проявить практическое сострадание к особенно в нем нуждающимся. Наука позволила избавиться от многих болезней и продлевать жизнь. Развитие средств коммуникации повысило уровень образования, сделало сокровища культуры доступными большинству людей. Возникла иллюзия, что наука – самая главная общественная сила, способная решить любые проблемы, заменить мораль точным расчетом. Однако подобные надежды развеялись чисто практически с созданием атомной бомбы. Актуализировалась проблема моральной ответственности ученых за последствия своих изобретений. Дело не только в последствиях, но и в самой науке. Если свести жизнь человека к познанию мира, то обедняется эмоциональная сфера личности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостаточно.

Материальное производство ныне способно удовлетворить самые прихотливые потребности. При этом производство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую.

Таким образом, стереотип общества «всеобщего благоденствия» уже осознан Западом как тупик. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориентацию.

studfiles.net

Проблема морали в современном обществе.

Небольшое размышление в рамках философского эссе. Без претензии на оригинальность и очень обобщенно.

Введение.

     Характеристика современности не может быть однозначной, поскольку она будет следствием анализа многих противоречивых процессов. Мир беспрестанно изменяется, и субъект, пытающийся его анализировать, меняется вместе с ним, испытывая сомнения, вкупе с ощущением драматизма происходящего. Трансформируются устоявшиеся политические, макроэкономические и социальные структуры, формы межгосударственных отношений, возникают альтернативные им, следствием которых выступают новые проблемы, вынуждающие принимать решения, определяющие будущее следующих поколений.

    Основные черты современности в рамках экономики, политики, морали и других аспектов имеют тенденцию к глобализации и космополитизму (обратная же тенденция исторически первична, но в современных условиях носит скорее реакционный характер), обесцениванию многих национальных, региональных, классово-политических, коалиционных барьеров, противопоставляя им необходимость осознания объективной сущности будущего всего человечества в целом, в котором безусловным становится доминирование глобальных проблем над проблемами региональными. В социальном отношении эти проблемы являются следствием неравенства в его широком смысле, овеществляющегося в различных плоскостях человеческого бытия, и так же, острое влияние оказывает проявление естественных, природно-средовых факторов.

    Подобные глобальные проблемы ставят перед необходимостью создания нового виденья мира, что являются невозможным без появления соответствующей потребностям эпохи морально-этической парадигмы, переосмысляющей традиционные системы. Концепция этой парадигмы должна формироваться в рамках объективного подхода, основываясь на принципе сохранения и развития человечества, вместе с тем не исключая, но сглаживая все его внутренние конфликты и противоречия, что должно обуславливать тенденцию эволюционного становления и прогресса. Но все же, окончательное решение большинства глобальных проблем может быть рационально оценено лишь как естественный процесс, а не непосредственный итог формирования какой бы то ни было концепции.


Конъюнктура трактовки морали.    Мораль, в ее широком понимании, есть совокупность этических воззрений, принципов и установок, выработанная человечеством и формирующая нравственность каждого отдельного индивида. Мораль, как особая форма общественного и личностного сознания формируется на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, претерпевая эволюционные изменения вместе с развитием общества. Эти изменения можно охарактеризовать как тенденцию движения от простого к сложному, например: от архаической системы элементарной нравственной логики человечество пришло к глубокомысленным аксиологическим концепциям современности. Но вместе с этим, общий вектор развития морали имеет ориентирами так называемые вечные ценности, которые претерпевают относительно незначительные изменения и в основе своей, сформировались еще в древности. Эти ценности играют моралеобразующую роль в жизни каждого человека, служат ядром нравственных и этических взглядов, которые складываются в процессе воспитания человека и постигаются им зачастую на интуитивном уровне. Вместе с тем, эти взгляды, несмотря на свою абстрактность, изначально имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу.

    Абстрактная сущность морально-этических норм и взглядов влечет к их вариативности, возможности различной трактовки вплоть до исключения оных. Например, с точки зрения норм морали, вся история мировой политики содержит неисчерпаемый набор аморальных явлений лжи, коварства и беспринципности. В то же время, строгое следование морально-этическим принципам в политике воспринимается как свидетельство наивности, некомпетентности и несостоятельности. В этой сфере как бы действует своя особая мораль, имеющая не слишком много общего с моралью индивидуальной и руководствующаяся идеалом успеха безотносительно к средствам. Но в условиях необходимости сохранения стабильности существования человечества, совершенно аморальная политика с трагической неизбежностью ведет к катастрофе. Во избежание ее, необходимо принятие унифицированного межгосударственного морального кодекса. Традиционный характер политики, ориентированный на достижение локальной выгоды независимо от применяемых средств и учета глобальных последствий, оставляет человечество балансировать на грани собственной безопасности.

    Конструктивно-прогрессивные изменения в мире так же требуют продвижения в сфере морали. Каждая эпоха порождает свой собственный моральный менталитет, то есть особенную совокупность знаний, представлений, убеждений, чувств, создающих специфическую духовную среду, воспринимаемую как на сознательном, так и на подсознательном уровне в роли моральной доминанты той или другой культуры на определенном этапе ее развития.

    На основе  определенного, культурно-исторического морального менталитета индивидом осуществляется собственное прочтение нетленных моральных ценностей прошлого. Отличия в моральных доминантах и менталитете разных культурных регионов мира компенсируются наличием определенных инвариантных вечных ценностей. Прежде всего, это ценность жизни как таковой, ценность блага и гармонии, добра, любви и свободы. Такие ценности, в силу своей абстрактности не тождественны и не универсальны для каждого индивида, и хотя с точки зрения идеалистической концепции бытия они являются абсолютными, не каждый их таковыми признает. Результатом этого является невозможность их совершенного восторжествования, во всяком случае, в условиях нынешних реалий. Следовательно и морально-этические нормы (стандарты), сформированные на основе вечных ценностей необходимо признать утопичными. Но это говорит лишь о неосуществимости достижения идеала, как итога в определенных, известных и понятных нам условиях. При этом, устремление означенных норм к идеалу очевидно и неоспоримо, как и их позитивная суть, что дозволяет и скорее даже предписывает их использование и выполнение.

Морально-этический принцип ответственности в человеческой деятельности.

    Морально-этический принцип ответственности можно охарактеризовать как субъективное осознание индивидом причинно-следственных связей собственных действий с их результатами и, вместе с тем, принятие обязанности отвечать за свои действия перед самим собой, перед другими людьми и перед обществом в целом. Принцип ответственности является прямым следствием свободы деятельности и мысли, а так же находится в пропорциональной зависимости от нее; чем выше степень свободы, тем выше и степень ответственности.

    Принцип ответственности каждого отдельно взятого человека и так же всего человечества, в реалиях современного мира, построенного на законе свободы личности, становится особенно остро необходимым условием успешного сосуществования свободных индивидов в едином организме общества. К примеру наука, сдерживаемая когда-то религиозными и идеологическими догмами, сегодня практически освободилась от такого рода внешних ограничений, что как следствие значительно повысило ее эффективность, увеличив вместе с этим ответственность каждого ее деятеля, и эта ответственность теперь должна выступать естественным внутренним ограничением во всей науке. Так же, личная ответственность индивида необходима как гарант свободы деятельности и мысли (условия прогресса и эволюционного развития общества), как взаимной, равнозначной и главное безопасной свободы. Послужить основой (ориентиром) морально-этическому принципу ответственности, несмотря на его явную экзистенциальность, успешно может например категорический императив Иммануила Канта: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270).

    Такая концепция, в идеале, должна привести к возникновению особой межличностной и межкультурной этики взаимоотношений, обуславливающей достижение взаимопонимания, как принципа сосуществования. Взаимопонимание стран и народов, при всем уважении к их уникальности, должно строиться на признании определенных всеобщих ценностей мира, природно-экологической безопасности, здоровья людей и прав личности. Осознание всеобщей ответственности должно утвердиться в сфере международных и межнациональных отношений, и естественное стремление каждой нации к свободе надлежит воплощать с учетом известного тезиса о том, что свобода одного лица ограничивается свободой другого лица, ведь превыше всего общее благо.

Заключение.

    Качественное изменение жизни, последовавшее за бурным  научно-техническим прогрессом, а так же глобализация и сопутствующие ей социальные и политические изменения, спровоцировали очередной непреднамеренный субъективный пересмотр ценностных ориентиров человеческого бытия. У человека возникло предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для каждого. Наука дала иллюзию всезнания, а техника – всемогущества. Основными психологическими предпосылками сдвига системы ценностей стал радикальный гедонизм, эгоизм и жажда обладания при невозможности полного удовлетворения своих потребностей. Вкупе со всеми этими факторами господствует игнорирование понимания уникальности и значительности каждого индивида; причисление себя к человечеству, как к общей массе людей, отразились потерей веры в человека и собственные силы.

    Решающим фактором человеческой идентификации и самоидентификации, является совокупность различий между людьми. Это естественно, как следствие свойств разума и устройства психики, а так же, как необходимое условие индивидуализации. Но вместе с тем, человечество едино биологически, как вид, и так же едино ареально, как вид, существующий на одной планете, в единой среде. Следовательно, для обеспечения условий выживания и развития, необходимо приведение существования к балансу и гармонии, что может быть достигнуто лишь через преодоление условных барьеров между индивидами, через преодоление разобщенности человечества и его духовное объединение.

    Каждому человеку сейчас необходимо осознать себя, как действенную часть всеобщего целого, и опираясь на опыт цивилизации, наследие мировых религий, принципы гуманизма и здравый смысл, выработать собственный ценностный ориентир, который позволит всему обществу мирно сосуществовать, а общество в свою очередь, должно проецировать этот принцип обратно на человека, трактуя его как индивидуальное благо в части целого.

kirillsotnikov.livejournal.com

Эссе на тему «Востребованы ли нормы морали в современном обществе?»

Мы можем помочь Вам с написанием Вашей работы, взяв ее выполнение частично или полностью на себя. Оформить заявку на выполнение работы можно заполнив форму заказа. Или свяжитесь со мной для получения консультации.

Вы можете заказать полный вариант эссе (реферата, курсовой или другого типа работы) на данную тему (или на другие темы работ).

«Востребованы ли нормы морали в современном обществе?»


Образ жизни современного человека отличает, прежде всего, свобода – свобода веры, свобода в получении и использовании знаний. И чем свободней становится человек, тем актуальней для него становится вопрос – полагаться на волю неведомых сил, Бога, или исключительно на свои знания, подкрепленные практикой. Задаваясь таким вопросом, человек нередко спрашивает себя, является ли вера проявлением незнания и зависимости в своих суждениях. Должен ли человек принимать на веру то, с чем никогда не сталкивался и что противоречит привычным законам физики, природы.

Вопросы морали, нравственности, этики прошли долгий этап формирования в процессе эволюции общества. Мировые религии, в свою очередь, внесли свой вклад в формирование традиционных норм морали и осмысление их в новых категориях, создавая новые мотивационные акценты.
В современном понимании традиционная мораль строится на двух основополагающих принципах: а) все люди имею одинаковые права; б) разрешено то, что не нарушает прав других людей. Понимание морали и нравственности (которые в философской литературе подчас являются неидентичными категориями) в данном аспекте вызывает в современном обществе большое количество вопросов, споров, противоположных мнений.

Понимание нравственных норм.


Изначальное понимание нравственных норм подкрепилось в свое время религиозным писанием, утверждением конкретных прописанных норм, правил, согласно которым измерялся уровень морали в обществе («не убий», «не укради» и т.д.). На различных этапах развития общества и в различных государствах, социальных группах религиозные нормы по-разному отражались на понимании морали, однако базовые принципы, обеспечивающие равенство и гармоничное существование людей сохраняются. На сегодняшний день многие религиозные деятели придерживаются мнения, что нравственность и религиозность не являются синонимами, ведь и без религии психически здоровому человеку не придет в голову убивать или грабить. В средневековье такое отношение к религии являлось утопичным. Но, к примеру, мораль российского советского общества, поддерживающая непринятие религиозности, в свою очередь имеет схожие функциональные характеристики – идея коллективизма, воспитание чувства долга человека перед обществом и т.д.

 
 
С уважением,
руководитель проекта «Учись просто!»
Вилкова Елена

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

Одноклассники

Google+

Похожее

prostoucheba.ru

Сочинение — Нравственность в современной России

СПБКИУ

Социологическое исследование на тему:

«Нравственность в современной России »

По дисциплине

«Основы социологии

и политологии »

Подготовила студентка 271 группы

Дзикун Александра

Преподаватель: Олифир Д.И.

2010

Содержание:

1. Введение в суть вопроса о нравственности в современном Российском обществе

2. Основная часть (Что именно настараживает в развитии социума в России?)

3. Литература

4. Приложения (Анкета на тему «Нравственные ориентации окружающих людей»)

5. Заключение (Процентные результаты опроса, выводы)

Введение в суть вопроса о нравственности в современном Российском обществе.

В наше время в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом.

Социологические исследования высвечивают разительный контраст между российскими и западными нормами поведения в общественных местах. Наши студенты и молодые специалисты, проходящие обучение в западных странах, отмечают, что там незнакомые люди улыбаются друг другу, «однако когда эту улыбку привозишь на родину, то чаще всего она не находит ответа, оказывается неуместной и постепенно исчезает». А вот впечатление девушки, вернувшейся в нашу страну после зарубежной стажировки: «Все такие серые, злые, пихаются, толкаются, все ругаются. В метро, если час пик, то это битва и бойня. Меня это шокировало, и я вдруг поняла: «Боже мой! В какой стране я живу!».

Получены данные о том, что в нашей стране намного больше, в сравнении, например, с США, респондентов, утвердительно отвечающих на вопрос о том, «Может ли человек нарушать закон и при этом быть правым?». А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т.е. подлинно законопослушных, по крайней мере, на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10-15%. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «застревает» на начальной стадии, где послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, характеризующемуся опорой на высшие этические принципы и совесть. Аналогичные результаты дает изучение моральных суждений младших школьников, которые считают основными причинами совершения поступков страх наказания и сочувствие, причем за последние 70 лет эта схема объяснения мало изменилась.

Что именно настораживает в развитии социума России?

Крайне тревожное нравственное состояние нашего общества проступает также в его социологических и психологических исследованиях. Часто констатируется противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали в нашем социуме можно обнаружить намного больше.

Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего последовательно и целенаправленно для блага своего отечества.

За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, растет число убийств (в том числе заказных, садистских, бессмысленных), изнасилований, издевательств, хулиганства, воровства, взяточничества — и все это, как правило, остается безнаказанным. Подобным примерам, как говорится, нет числа. Правоохранительные органы не раскрывают значительную часть преступлений.

Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья — опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше — на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. В результате так называемой сексуальной революции растет число людей, которым на всю жизнь останется неизвестным чувство настоящей любви, которые занимаются безлюбовным сексом, т.е. сексом ради секса. Случайные сексуальные связи являются причинами существенного увеличения числа больных венерическими заболеваниями, и особенно среди подростков. Например, среди них число больных сифилисом за последние 4 года увеличилось в 25 раз, а за один лишь 1994 год у подростков 15-17 лет заболеваемость сифилисом возросла в 76 раз.

В результате происходящих в современном обществе процессов развитие цивилизации может затормозиться, если не произойдет еще более худшего — развитие человечества пойдет по тупиковому пути. Идеология, возникшая во многих слоях общества (как в результате ее внутреннего развития, так и вследствие изменений экономических отношений) и приведшая к руководству государством большевиков в России и нацистов в Германии, также сыграла большую роль в изменении нравственности людей в худшую сторону прежде всего в этих странах.

Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом», а одной из его главных проблем являетсяне дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада (как всегда плохо понимающего, что происходит в России), а прямо противоположное – дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего – нравственного. Эта ключевая потребность современного российского общества преломляется в массовом сознании: как демонстрируют опросы, подавляющее большинство наших сограждан выступает за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля.

Коротко и выразительно наше современное общество охарактеризовал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Безумный мир, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман стали нормой поведения.»

Нельзя надеяться на то, что все постепенно образуется само собой: выправится экономика, люди станут жить лучше и подобреют, духовное, нравственное и эмоциональное состояния народа придут в норму. Запаса времени ждать, когда это случится, у нас нет.

Итак, в сложившейся ситуации имеется неотложная задача — задача нравственного оздоровления нации. Проведение социально-экономических реформ может быть успешным в России только при одновременном подъеме нравственности и духовности населения. Следовательно, этому подъему необходимо содействовать самым активным образом.

Будущее России зависит от того, сумеем ли мы сохранить наши духовные ценности, нравственные идеалы, народные традиции, которыми так богата Русская земля. Наше поколение ответственно за это перед потомками.

Литература:

В.Н. Кудрявцев «Возрождение России: комплексная научная программа»

А. Калмыкова «Не соблазни малых сих», 1996

Андрей Юревич и Дмитрий Ушаков «Нравственность в России», статья от 04.03.2009

В.Сога «О нравственности и морали»

Приложение. Анкета «Нравственная ориентация окружающих людей»

1. Какая основная цель вашей жизни?

А) Получение образование

Б) Иметь хорошую работу

В) Хорошо выглядеть перед окружающими

Г) Достичь морального, материального, физического и духовного благосостояния

Д) Создание семьи

Е) Жить для себя

2. Назовите девиз вашей жизни.

А) Цель оправдывает средства

Б) Брать от жизни лучшее

В) Строй сам свою жизнь

Г) Не учите, не лечите, лучше сразу отвалите!

Д) Не оставаться равнодушным(ой)

Е) Быть первым(ой) во всём

Ж) Наглость – второе счастье

3.Кто влияет в наибольшей степени на нравственное воспитание человека?

А) Окружающий социум

Б) Телевизор, Интернет

В) Образование

Г) Сам человек

Д) Семья

4.Ваше отношение к алкоголю

А) Запретить

Б) Разрешить, снять все реформы, связанные с запретами на алкоголь и его реализацию (пусть выживут сильнейшие)

Г) Ничего не менять

5. Ваше отношение к рекламе чего-либо .

А) Необходима, т.к. способствует развитию интереса

Б) Не нужна вообще, т.к. каждый знает чего хочет

В) Реклама должна содержать информационную поддержку нравственности и морали

6. Ваши близкие помогают вам в сложных жизненных ситуациях ?

А) Согласен(на)

Б) Не согласен(на)

В) Все проблемы решаю сам(а)

7. Чтобы вы сделали, если были всемогущим?

А) Мир во всем мире

Б) Помощь нуждающимся

В) Многое изменил(а) бы в жизни

Г) Наконец-то стал(а) бы жить только ради себя!

8. Вас устраивает ваше материальное состояние?

А) Да, но могло быть лучше

Б) Нет, денег не хватает вообще

Г) Я могу позволить себе всё, что захочу

Д) У меня нет денег, я живу за чужой счет

9.Влияние на современную молодежь пропаганды разгульного образа жизни (телевидение, Интернет, тусовки, клубы )

А) Да

Б) Нет

В) Взять под контроль

10.Форма одежды ( Dress code )

А) Необходима в общественных местах

Б) Отменить везде, т.к. мешает самовыражаться

В) Ничего не менять

11.В чем больше смысла: цель жизни или цель существования?

12. Ваш пол

13. Ваш возраст

Спасибо что приняли участие в анкетировании, ваш голос будет учтён! 🙂

Заключение. Подведём итоги.

1. Основной целью жизни для 75 % опрошенных является достижение морального, материального, физического и духовного благосостояния, для 13 % — это создание семьи, для 6 % — жизнь для себя, и лишь для 4 % — получение образования.

2. Девиз жизни 34 % моего окружения – это «Строй сам свою жизнь», для 18 % — «Брать от жизни лучшее», для 12 % — «Не оставаться равнодушным(ой)», для 10 % — девиз «Цель оправдывает средства», для 8 % респондентов – это девиз «Не учите, не лечите, лучше сразу отвалите!» и для 18 % — «Быть первым(ой) во всём»

3. По мнению 32 % респондентов в наибольшей степени влияет на нравственное воспитание человека сам человек, 30 % процентов считают, что эту роль играет семья и 19 % (в т.ч. я) считают, что здесь имеет большое значение окружающий социум.

4. 60 % человек считают что в отношении к алкоголю в нашей стране ничего не нужно менять, 18 % заявили, что они не пьют :), 16 % написали запретить алкогольную продукцию вообще и 6 % считают, что нужно снять все реформы, связанные с запретами на алкоголь и его реализацию (пусть выживут сильнейшие).

5. Реклама должна содержать информационную поддержку нравственности и морали, — — так считает 36 % опрошенных, остальные мнения разделись, т.е. половина считает, что реклама необходима, т.к. способствует развитию интереса, а другая половина считает что каждый человек знает чего он хочет и реклама не нужна вообще.

6. 76% респондентов согласны с тем, что близкие люди помогают им в сложных жизненных ситуациях, и 24 % людей ответили, что все проблемы они решают самостоятельно.

7. 56 % ответили, что если бы они были всемогущими то многое бы изменили в жизни, 26 % ответили, что сделали бы чтобы во всём мире не было войн (мир во всём мире), 16 % написали о помощи нуждающимся, и лишь 2 % ответили, что если бы такое произошло, то они стали наконец-то жить для себя.

8. «Устраивает ли вас ваше материальное положение?» — на этот вопрос 60 % респондентов ответили «Да, но могло быть и лучше», 20 % написали, что денег не хватает вообще, оставшиеся разделились поровну – 10 % ответили, что могут позволить себе всё, что захотят, и 10 % людей, что у них нет денег и они живут за чужой счет (в основном несовершеннолетние респонденты).

9. 70 % согласны с влиянием на современную молодежь пропаганды разгульного образа жизни, 14 % не согласны с этим, и 16 % считают что этот факт в нашем обществе нужно взять по контроль. (В этом пункте данные приблизительные, потому что некоторые не поняли суть вопроса).

10. 40 % считают, что DressCode необходим в общественных местах, 56 % считают, что менять ничего не нужно, и 4 % ответили что dressCode нужно отменить везде, т.к. он мешает самореализации.

11. Некоторые опрошенные затруднились ответить на вопрос «В чём больше смысла: в жизни или в существовании?», было высказано несколько весьма интересных мыслей, но я все-таки представлю приблизительное процентное соотношение: около 65 % опрошенных считают что в жизни больше смысла, моё мнение относится к ним, и приблизительно 35 % думают что смысла больше в существовании.

Мой опрос на тему «Нравственной ориентации» был проведён между моими близкими, друзьями и родственниками. Это были молодые люди и девушки, мужчины и женщины, в возрасте от 14 до 40 лет.
Вопрос нравственности всегда оставался философским, поэтому ответы столь различны.

Разобраться в том, что же такое нравственность, пытались многие мыслители древности, продолжают пытаться познать это и гении современности. Не дает однозначной трактовки термина «Нравственность» ни «Википедия», ни «Глоссарий.ру».
В России на сегодняшний момент, я считаю, проблема нравственности является первопричиной всех других социальных проблем. Нравственное воспитание есть не что иное, как внушение ребенку социальных норм и ценностей, принятых в обществе, а значит — морали. Так откуда этим нормам взяться внутри нас? Только извне. Так, может быть, нравственность — это проекция морали общества внутрь человека?

www.ronl.ru

Мораль и нравственность в современном обществе

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА

ВОЛХОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 

Проблемный  реферат на тему «Мораль и нравственность в современном обществе»

 по  дисциплине «Социология» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса

специальности «Иностранный язык»

Карпова Дарина 
 

Проверил: доцент А.П.Фомин

Дата:_______________________________ 
 
 
 

г.Волхов. 2011г.

Введение

Мораль и нравственность современного общества, в чем они заключается? Каковы их принципы? На что они направленны? Какие проблемы возникают в связи с изменением духовных ценностей? На эти вопросы я хочу найти ответы в ходе выбранной мною работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Абсолютно безнравственного нет ничего на свете»

Ф. Энгельс 

«Мораль…  никогда не падает и не рушится, она  просто меняется» 

А. Никонов 

Разобраться в  том, что такое нравственность и  что такое мораль, пытались мыслители  древности, продолжают пытаться познать  это и гении современности. Аристотель, Ларошфуко, Моруа и Паскаль не смогли прийти к единому мнению.

Гегель  под моралью понимает субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью — сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль — то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность — то какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно найти примерную разницу между этими двумя понятиями: мораль — это внешние установки общества, нравственность же — внутренне качество человека. Но разве может существовать одно без другого?

Духовная сторона  жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Иначе говоря, все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Например, воспитание есть не что иное, как внушение ребенку социальных норм и ценностей, принятых в обществе, а значит — морали. Собственную мораль внушает нам с возрастом и религия. Так откуда этим нормам взяться внутри нас? Только извне. Так, может быть, нравственность — это проекция морали общества внутрь человека?

Многоженство. В  России — абсолютно безнравственное, да еще и противоречащее закону занятие. В мусульманских странах — норма, воспринимаемая как благо.

Женщина в брюках. Для мусульман — мерзкое, противное  Аллаху зрелище. Для американца — символ свободы и женской сексуальности.

Геи. Для Васи с Чуркина – «недоразвитые извращенные существа с психическими отклонениями, мерзкие и неприятные». Для Леры из Москвы – «нормальные парни, милые, и с ними хоть поговорить можно». 

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной  морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Нравственность  Современного общества основана на простых  принципах:

1) Разрешено  все, что не нарушает непосредственно  прав других людей.

2) Права всех  людей равны.

Поскольку главный  лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Все вышеприведенные  рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных  отрицательных общественных последствий  такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований. 

Следует ли бороться с негативными явлениями путем  введения запретов и применения насилия  в случае их нарушения? Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным  последствиям они ведут. Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно

рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Нравственные  ценности Современного общества заметно  отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах  были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

— «не ленись, будь энергичен, всегда стремись  к большему»;

— «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

— «добивайся  личного успеха, достигай богатства,  живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

— «не доставляй  другим неудобств, не лезь в  чужую жизнь, уважай личность  другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Но наше общество забыло о Боге.  Некоторые считают его абстрактным понятием  —  верят во вселенский разум,  Сверх-Я и т.д., считают, что неважно во что верить, главное заполнить свою душу этим чувством. Но это не совсем так. Чувство Божественного присутствия должно быть присуще каждому. Отчуждение и бездушность разрушают жизнь и толкают людей к поиску того, что заполнит их жизнь чем угодно – наркотикам, алкоголю. Если это надоедает, то и самоубийству как к последнему выходу. Современное общество обязано начать духовно-нравственное возрождение. Образование должно поставить цель развивать не только умственные способности и интеллект человека, но и учить человека обретению самого себя, человеческого образа, что позволит ему быть самим собой и разделять добро и зло.   В педагогике понятия «духовности» и «нравственности» обычно связывают воедино и в этом есть глубокий смысл. Так, в самом общем виде, нравственность – это следствие и причина уклада жизни человеческих сообществ; именно здесь живут нормы, ценности и смыслы человеческого бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для рассмотрения нравственности я взяла пример нашей  страны. В качестве одного из наиболее очевидных следствий безнравственного состояния общества Росси стремительное  распространение пьянства и алкоголизма, ведь как мы знаем, Россия находится  на первом месте по потреблению алкоголя на душу населения. В список бедствий стоит внести наркоманию и инфекционные заболевания, пришедшие с началом  ХХ века.

Тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций  семьи – воспроизводства и  социализации детей. Ухудшение демографической  ситуации, рост количества детей, рожденных  вне брака, количества разводов, а  также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка  – все эти факторы носят  устойчиво-регрессирующий характер.

Помимо этого  всюду царит обман, культура «надувательства», коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы… всего и не перечислить.

Все это влияет на эмоциональное состояние людей  и ведет к еще большему снижению нравственного и духовного уровня, что заставляет беспокоиться за судьбу страны.

Конечно, мир  не без добрых людей. Однако можно  часто услышать: «А что мне это  даст? Что я с этого буду иметь?».

Дух эгоизма  стал принципом жизни. Все больше и больше общественные отношения  между людьми регулируются личной выгодой, корыстными целями, эгоистическими интересами. Все меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются  принципами чести и порядочности.

В этом и заключается  проблема нравственности современного общества. Где найти «панацею»  от деградации человеческой души? Как  объяснить людям «что такое хорошо, а тчо такое плохо»? Главное как сделать такую систему, которая бы изменила направление нравственности в лучшую сторону, не причинив при этом вреда.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В завершении своей  работы, можно сделать вывод, что перeд современным человеком стоит сложный выбор, как среди происходящих изменений и явлений в жизни общества не совершать аморальных поступков, уметь делать правильные выводы и выбирать действия, основанные на принципах нравственности и духовнoсти, ведь будущее нашего общества зависит от нас самих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники

Статья М.А.Большакова «Проблема нравственности и духовности в современном обществе». Электронный научно-педагогический и психолого-педагогический журнал «Человек и образование». 

Статья Бескровной Ю. «О морали, нравственности и современном  обществе»

Официальный сайт ВОО «Молодая Гвардия Единой России».

stud24.ru

моральная оценка как регулятор деятельности

 

Человек удивителен тем, что, несмотря на то, что он вынужден руководствоваться биологическими потребностями и инстинктами, ему подвластны и другие механизмы поведения, которые отсутствуют у животных. У общества, сформированного людьми, есть определенные моральные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы жить цивилизованно.

Роль морали в жизни человека

Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.

Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.

В обществе мораль действует на основе трех элементов — моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.

Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.

Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.

Моральная оценка

Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.

Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.

Мораль – регулятор деятельности

Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.

Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.

Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.

Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Что такое мораль: нравственность и этика
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДолг и совесть: общественный и моральный долг, внутренний самоконтроль

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *