Содержание

Как преодолеть страх перед сценой: советы от знаменитостей

Вы думаете, что страх перед сценой могут испытывать только артисты из разряда любителей? Смеем вас заверить, что это совсем не так. Всепоглощающая нервозность присуща всем: от профессионального певца, лауреата многочисленных конкурсов, до кинозвезд, ведущих церемонию вручения премий.

К счастью, люди, которые по роду своей деятельности часто сталкиваются с подобными проблемами, выработали целую стратегию противодействия своим эмоциям. Они могут дать артистам-любителям, собирающимся на свое первое выступление, несколько ценных советов и рекомендаций.

Не думайте о своей аудитории

Этот совет дает ветеран Бродвея Айлин Эткинс. Актриса признается, что она наотрез отказывается слышать о том, кто есть кто из аудитории, пришедшей в зал. И несмотря на то, что окружающие находят эту привычку Айлин чересчур претенциозной, она никогда не изменяет своим принципам и даже затыкает уши, чтобы не воспринимать пугающую ненужную информацию.

Актриса рекомендует начинающим артистам не воспринимать аудиторию как набор отдельных лиц. Вместо того чтобы украдкой из-за кулис вглядываться в лица банкиров, юристов и преуспевающих бизнесменов, сидящих в первом ряду, необходимо воспринимать зал как кусочек всего человечества. Именно это даст возможность не терять связи с публикой, но в то же самое время немного отдалить ее от себя. К тому же вы никогда раньше времени не станете представлять реакцию отдельного человека на ваше выступление.

Призовите в помощь свое тело и дух

Джанет Эспозито, автор бестселлеров и мотивационный тренер, рекомендует перед выходом на сцену призвать в помощь тело. Каждый человек сможет «обмануть» разум с помощью нехитрых приемов: расслабляющих вдохов, улыбки и уверенной осанки. Таким образом негативные мысли и страх перед публикой смогут трансформироваться в позитив. В ответственный момент концентрируйтесь не на себе, думайте о других. Вспомните также и о цели в жизни, именно той, которая и привела вас на сцену.

Одурачьте собственный мозг

Знайте, что испуг, страх и нервозность запускают необратимые физиологические процессы в организме. Наши тела способны биться в конвульсиях, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию. Единственным способом обмануть разум является попытка убедить его в том, что угроза уже отступила. Поэтому, чтобы вызвать релаксацию и состояние умиротворения, растягивайте перед выступлением руки над головой, сцепив их в замок и вывернув ладони.

Разумеется, в будущем, встречая реальную опасность в виде угрозы для жизни, не стоит практиковать этот метод. Однако выкроить несколько минут перед спектаклем можно. В одиночестве спокойно помедитируйте и выполните растяжку. Именно так вы пошлете своему мозгу сигнал о том, что вам здесь комфортно, и чувство страха перед выходом на сцену исчезнет.

Метод от Барбары Стрейзанд

Много лет назад, выступая перед публикой в Центральном парке Нью-Йорка, знаменитая актриса и певица забыла текст песни прямо посередине шоу. Отныне звезда всегда пользуется суфлером. Мысль о том, что в случае, если вы забудете свой текст, вы всегда можете положиться на подсказки, приятно согревает душу.

Все замечают, что многие актеры и политики читают свой текст по бумаге. Это не означают, что выступающие не знают текст, это означает лишь то, что они его никогда не забудут. Готовьте шпаргалки и прячьте их по карманам. Носите с собой платок, чтобы своевременно протереть ладони. Зная о том, что ваши колени могут согнуться от страха, попросите у организаторов выступления стул. Чтобы горло не пересыхало, всегда носите с собой бутылку с водой. Таким образом, имея все необходимые подручные средства, вам вполне по силам справиться со своими эмоциями.

Обратитесь за помощью к Высшим силам

Если вы чрезмерно волнуетесь, ваша задача психологически разрядиться. Этого можно добиться с помощью медитаций, молитв, песнопений или каких-либо иных методов, помогающих отвести думы от собственной персоны. Это также поможет сконцентрировать мысли на духовной составляющей. Ваше выступление может доставить другим людям незабываемые эмоции. Именно поэтому рассматривайте себя и свое предназначение, как дар свыше.

Каждый раз благодарите Бога за талант, за голос, который он вам подарил. Во время молитвы человек не может испытывать страх, ведь благодарность и страх несовместимы. Поэтому мы призываем вас перед выходом на сцену культивировать положительные эмоции.

Выступите с кем-то дуэтом

Вероятно, через несколько лет, проведя несколько сотен выступлений, вы забудете о страхе, как это сделала в свое время певица Эни Леннокс. Вы пройдете через все этапы становления творческой карьеры и поймете, основываясь на собственном опыте, как нужно преодолевать страх. Но пока вы можете воспользоваться опытом сценического становления другой популярной дивы – Шер.

Будучи молодой и неопытной исполнительницей, Шер имела привычку выступать в дуэте со своим мужем Сони Боно. Она так боялась выступать сольно, что первоначальный план развития ее карьеры мог попросту рухнуть. И вот, создав дуэт, супружеская пара заручилась поддержкой и любовью публики, что в дальнейшем помогло Шер выйти на сцену с сольным проектом.

Заключение

Вне зависимости от того, что конкретно вас терзает: страх перед публикой, страх быть не понятым, боязнь забыть текст или паническая боязнь потерпеть фиаско, рано или поздно вы должны выработать собственное противоядие. Помните, что если один метод хорош для кого-то, этот метод может категорически не подходить лично вам. Также попытайтесь рассматривать свою фобию как эпическое сражение. Только в роли противника воспринимайте не публику, а саму сцену. И каждый раз, ступайте на нее со страстным желанием победить. Ведь в противном случае вы вынуждены будете уйти.

fb.ru

Как побороть страх сцены, боязнь публики и публичных выступлений?

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Содержание статьи:

Причины боязни сцены

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется.  Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.


Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.

Интересные публикации:

opsihoze.ru

Как не бояться выступать на сцене

Каждому человеку хоть раз в жизни приходится выступать перед большой аудиторией. Рассказываем, как справиться с волнением перед выходом на сцену.

Боязнь выступлений на публике — один из самых распространенных страхов, от которого страдают даже те, чья профессия напрямую связана со сценой. Например, многие артисты признаются, что перед выходом из-за кулис у них дрожат коленки и бешено колотится сердце. Почему же мы все так боимся выступать перед большим количеством людей?

Психологическая природа страха

Попытайтесь сформулировать, почему вы боитесь выступлений. Скорее всего, среди причин вы назовете боязнь допустить ошибку, провалить презентацию или не справиться с поставленными задачами. Одним словом, вам кажется, что вы боитесь за исход самого выступления. На самом деле мандраж у нас начинается по другой причине — мы боимся, что публике будет неприятен наш костюм, тембр голоса или вскочивший на лбу прыщ. Выходя к микрофону на какой-либо конференции, мы думаем, что люди в зале начнут пытливо изучать нас и оценивать. Антипатия и насмешки людей пугают нас гораздо сильнее любой возможной неудачи в ходе выступления.

Подобный страх уходит корнями в нашу неуверенность в себе. Можно ли от этого избавиться? Живя в социуме, стать абсолютно независимым от мнения окружающих, конечно, невозможно. Этого и не нужно. Достаточно повысить свою самооценку и научиться управлять собственными эмоциями, тогда вы сумеете в нужный момент успокоиться и уверенной походкой выйти к публике.

Самое важное, что нужно усвоить

Большинству зрителей совершенно неважно, как вы выглядите. Перестаньте прокручивать в своей голове сценарии публичного унижения — этого с вероятностью в 99% не произойдет с вами. За исключением определенных ситуаций публика заведомо настроена к оратору доброжелательно и готова простить волнение, румянец на щеках и небольшие запинки. Единственный человек, кто заостряет внимание на вашей персоне, — вы сами, а главной заботой остальных присутствующих является предмет вашего выступления.

Не репетируйте перед зеркалом и не записывайте свое выступление на видео — так вы еще больше разовьете в себе страх быть опозоренным, так как будете следить только за своими позами и жестами. Лучшее, что вы можете сделать для успешного исхода выступления, — подготовить свою речь, хорошо разобраться в теме и взять эмоции под контроль.

Что нельзя упустить при подготовке

Представьте, что ваша аудитория и то, что вы должны до нее донести, — две полярные стороны, а вы — передатчик. Именно с таким подходом вы сможете подготовиться наиболее эффективно. Любая публика даже на самой скучной конференции ждет интересной, живой презентации. Хороший оратор погружает зрителей в предмет своей речи настолько, что публика жадно его слушает и почти не замечает самого рассказчика. Чтобы добиться такого уровня или хотя бы приблизиться к нему, стоит помнить о некоторых вещах.

Постарайтесь не браться за темы, в которых плохо разбираетесь. Неуверенность в своих силах и страх в таком случае вам гарантированы. К тому же, вы не застрахованы от дополнительных вопросов и критики со стороны зрителей. Ваша неспособность дать комментарий уничтожит впечатление аудитории даже от самого блестящего выступления. Изучите выбранный вопрос, почитайте аргументы «за» и «против», поищите какие-то примеры или любопытные факты — словом, все то, что сделает из вас эксперта, готового дискутировать и одерживать победу. Также никогда не заучивайте текст и не читайте монотонно его по бумажке. Зазубренные фразы первыми вылетают из головы при волнении. Лучше выпишите себе опорные моменты речи, нарисуйте схемы или картинки, по которым вы сможете ориентироваться. Не думайте лишь о том, как бы успеть оттарабанить по всем запланированным пунктам. Попробуйте проникнуться интересом к тому, чтобы по-настоящему заинтересовать аудиторию предметом вашего выступления. Когда вы увидите вовлеченность зрителей и любопытный блеск в их глазах, то проникнетесь самоуважением и в следующий раз будете чувствовать себя намного увереннее.

Тренируйтесь и наращивайте уверенность

Два человека — тоже аудитория. Если у вас совершенно нет опыта публичных выступлений или страх перед ними чрезмерно велик, то подготовьте себя ко дню Х небольшими репетициями. Выступите перед семьей, друзьями или коллегами. Вы получите отзывы и советы, найдете свои слабые места и сможете поработать над ними до настоящего выступления. Чтобы внести нотку волнения в такие репетиции, пригласите в число своих зрителей незнакомого вам человека или того, кто отличается особенной требовательностью.

Используйте волнение как помощника

Так как не переживать совсем у вас вряд ли получится, то используйте эмоции в свою пользу. Страх до заикания, конечно, не приведет ни к чему хорошему, а вот легкое волнение поможет вам мобилизовать силы и собраться перед выходом на сцену. Разомнитесь, попейте теплой воды и попойте с закрытым ртом, чтобы разогреть голосовые связки. Только не делайте активной разминки в виде прыжков, бега на месте или приседаний — так вы собьете дыхание. Прокрутите еще раз в голове ключевые моменты своего выступления, удостоверьтесь, что вы ничего не забыли, и смело отправляйтесь к публике.

Подпишитесь и читайте нас в «Яндекс.Дзен»

kto-chto-gde.ru

Как перестать бояться сцены

5 части:Осознание боязни сценыПодготовка дает девяносто девять процентов уверенностиСохраняйте спокойствиеВыпустите парВы на сцене!

Вам знакомо ощущение дрожи в коленках, вспотевших ладоней и внезапной тяжести рук, которое появляется перед тем, как выйти на сцену? Не переживайте, вы не одиноки в своей проблеме. Боязнь сцены испытывают многие, иногда даже опытные актеры страдают от нее. Преодолеть страх перед сценой – нелегкая задача, но если вы целеустремленны и настойчивы, то сможете избавиться от него навсегда. Неважно, следуете ли вы техникам, предложенным в этой статье или же своим собственным, вы можете взять свой страх под контроль и великолепно выполнить свою работу.

Шаги

Часть 1 из 5: Осознание боязни сцены

  1. 1 Имейте в виду, что боязнь сцены знакома всем людям. Поймите, большинство людей в зале были бы напуганы до ужаса, предложи им кто-то выступить с речью перед публикой, и глубоко внутри радуются, что это делаете вы, а не они! Для случайного оратора оправдание вроде «Извините меня за мою нервозность, просто это непривычно для меня» стало бы приемлемым. Когда люди слышат такое, они обычно начинают сопереживать выступающему, а не рвать его на части (только если они не потратили кучу денег, чтобы оказаться там, в коем случае вам просто необходимо быть мастером своего дела).

Часть 2 из 5: Подготовка дает девяносто девять процентов уверенности

  1. 1 Всегда будьте готовы перед тем, как выйти на сцену. Перед выступлением убедитесь, что вы полностью, целиком и всецело подготовлены. Если вы не знаете своих реплик, речи, призыва к действию, вы начнете ошибаться, и слабость в ногах не заставит себя ждать. Боязнь сцены по большей части объясняется страхом сделать ошибку или показаться недостаточно компетентным (включая страх незнания ответа на вопрос). Существует один надежный способ справиться с этим страхом – выучите свой материал от корки до корки.
  2. 2 Будьте готовы импровизировать. Ладно, только что вам было сказано выучить материал полностью. Но иногда это просто невозможно. В таком случае важно сфокусироваться на главном сообщении, которое вам необходимо передать. Например, возникла чрезвычайная ситуация, и вам нужно попросить людей освободить помещение или сохранять спокойствие. Или, скажем, оратор неожиданно заболел/-а, и вам необходимо объявить аудитории, что его/ее выступление переносится на более поздний срок, но вы рады обсудить тему, которая вам хорошо знакома, что, кстати говоря, займет у вас меньшее количество времени, или предложить любой другой компромисс. Импровизируя, помните:
    • Аудитория не в курсе, что вы не знаете, о чем говорить. Ваша уверенность убедит их, что вы знаете.
    • Ваши тон и поза имеют большое значение. Все будет звучать убедительно, если говорить это четким, спокойным и звучным голосом, наряду с уверенным языком тела и хорошей осанкой. Фактически же, очень важно, знаете вы свой материал или нет!
    • Если сообщение имеет особое значение, то это вселит в вас уверенность, которой у вас не было бы в другом случае. Если речь идет о жизни людей, то распространение важной информации или необходимых разъяснений не составит для вас труда, даже несмотря на ваш страх публичных выступлений.

Часть 3 из 5: Сохраняйте спокойствие

  1. 1 Когда вы нервничаете, вы рискуете сбиться или запутаться. Вот несколько советов, которые помогут расслабиться:
  2. 2 Медитируйте. Медитация – лучшее средство, чтобы успокоиться. Стресс и усталость делают людей несчастными, нетерпеливыми и разочарованными. Они могут даже подорвать наше здоровье. Медитация приведет в порядок ваш разум, поможет сконцентрироваться и избавит от страхов, включая страх перед публичными выступлениями.
  3. 3 Мыслите позитивно. Перестаньте волноваться об ошибках. Чем больше вы беспокоитесь о них, тем выше вероятность того, что вы действительно ошибетесь. Чтобы начать мыслить позитивно, вам придется изменить отношение к себе, к окружающим людям и к жизненным ситуациям.
  4. 4 Дышите ровно, используя при этом грудное дыхание. Страх – рефлекторная реакция организма, которую можно преодолеть. Когда человек боится, его дыхание становится быстрым и прерывистым. Прежде чем начать свое выступление, присядьте на минутку и сделайте несколько медленных глубоких вдохов. Продолжайте делать дыхательные упражнения на протяжении всего выступления.
  5. 5 Слушайте музыку. Слушайте такую музыку, которая подбодрит вас, зарядит энергией и вселит уверенность. А если нужно успокоить нервы, то остановите свой выбор на спокойной музыке.

Часть 4 из 5: Выпустите пар

  1. 1 Упражняйтесь. Сделайте несколько упражнений до выхода на сцену. Так вы направите свое волнение в конструктивное русло. Сделайте за кулисами пару отжиманий или прыжков.
  2. 2 Сделайте что-нибудь глупое. Вы должны оставить свои комплексы, чтобы не беспокоится о том, не выглядите ли вы глупо. Лучший способ борьбы с неуверенностью – сделать за кулисами что-нибудь этакое, что заставит вас чувствовать себя глупо или смутиться, например, попробуйте покривляться или потанцевать. Это поможет вам раскрепоститься и осознать, что выглядеть дураком не так уж и страшно.
  3. 3 Проведите заключительное собрание. Если вы выступаете в группе или с группой людей, соберитесь вместе прям перед началом выступления, чтобы помочь друг другу собраться и настроиться.

Часть 5 из 5: Вы на сцене!

  1. 1 Установите зрительный контакт. Если это не идет вразрез с темой вашего выступления, установите зрительный контакт с аудиторией. Это особенно важно для музыкантов и ораторов. Для спортсменов и танцоров – не особенно. Поначалу может казаться, что зрительный контакт отвлекает, но вскоре вы привыкнете.
    • Если вы в темном помещении, смотрите на стену в дальнем конце комнаты. Зрителям будет казаться, что вы смотрите на них, а вы точно не собьетесь, так как не сможете разглядеть лиц на таком расстоянии. Конечно же, этот вариант сработает только в том случае, если в дальней части комнаты тоже есть зрители.
  2. 2 Сфокусируйтесь на материале или на других людях. Сосредоточившись на других людях или на материале/работой под рукой, а не на своих переживаниях, вы сможете преодолеть страх перед сценой.
    • Если вы играете в спектакле, постарайтесь сосредоточиться на других актерах, находящихся на одной сцене с вами; если же на сцене кроме вас никого нет, представьте себя выступающим перед людьми, с которыми вам комфортно.
    • Если вы выступаете с речью, сосредоточьтесь на своей речи, а не на реакции публики на нее. Поддержка или аплодисменты аудитории могут вселить в вас уверенность, но не стоит отвлекаться или чувствовать необходимость в аплодисментах. Вы находитесь здесь с определенной целью, так что сосредоточьтесь на этом аспекте.
  3. 3 Расслабьтесь еще больше. Если вы снова напряглись, мысленно отметьте это и попробуйте снова расслабиться. Немного подвигайтесь. Слушатели желают, чтобы ваше выступление было успешным, так же сильно, как и вы, равно как и хотят видеть ваш энтузиазм.
  4. 4 Следите за языком тела. Избегайте признаков нервозности – не ерзайте, не дергайтесь и не держите руки в карманах. Большая подвижность поможет вам расслабиться.
  5. 5 Поймите – это не смертельно. Когда дело доходит до публичного выступления, всегда помните, что в этом нет ничего страшного! Вы здесь, чтобы получить удовольствие и сделать все возможное, что от вас зависит. Даже если что-то не получилось – это не конец света.

Советы

  • Разогревание голосовых связок перед выступлением необходимо не только певцам. Вы также можете сделать пару голосовых упражнений до выхода на сцену.
  • Репетируйте перед представлением. Если вы будете чувствовать, что не совсем готовы, это только заставит вас нервничать еще больше. Можете даже попробовать выступить перед несколькими друзьями в качестве генеральной репетиции.
  • Смотрите прямо в конец комнаты (если выступаете с речью) и забудьте о том, что в ней кто-то находится. Если выступаете с песней, то благодаря приглушенному свету, людей вы даже не увидите.
  • Не важно, поете вы, говорите, или играете на музыкальном инструменте – перед выступлением нужно разогреться. Так вы будете чувствовать себя комфортнее и сможете выложиться на 100% с первой ноты или первого слова.
  • Помните, что никто из аудитории не собирается после представления немедленно отправиться домой, чтобы посмеяться над вашими ошибками. Если ошибетесь, сделайте вид, что так и задумано. Верите вы тому или нет, очень многие люди делают ошибки. Они просто делают вид, что ничего не произошло, и, сохраняя уверенность, им удается скрыть ошибки от аудитории.
  • Сфокусируйтесь на том, чтобы пережить первые 5 минут. Это «зона риска». Разве вы видели человека, который бы волновался на протяжении всего выступления, от начала до конца? Нет, со временем страх рассеивается и возвращается уверенность.
  • Думайте о том, что через 10 минут все закончится, и обязательно похвалите себя после выступления. Ни в коем случае не ругайте себя. Вызывайтесь добровольцем для выступлений в школе – в конечном счете, вы от этого только выиграете.
  • Смотрите на друга или члена семьи. Если это не работает, соберите группу друзей за кулисами и позвольте себе подурачиться. Или, можете отрепетировать перед ними в последний раз. Это может сработать, так как помимо друзей ваше выступление будут наблюдать и много других людей.
  • Легкая растяжка перед выступлением поможет вам оставаться расслабленными, что особенно важно, если вы играете на музыкальном инструменте.
  • Если вы выступаете соло, не волнуйтесь. Выбрали именно вас, так как верят в то, что вы лучше других людей справитесь со своим выступлением.

Предупреждения

  • Никакой жвачки. Она вызывает приток слюны, и вы можете поперхнуться.
  • Чтобы не забыть речь, постоянно повторяйте ее в уме.
  • Накануне выступления откажитесь от жирной еды быстрого приготовления. Она может вызвать у вас расстройство желудка, даже несмотря на отсутствие страха перед выступлением.

ves-mir.3dn.ru

Как побороть страх сцены и публичных выступлений?

Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее — волнение, — естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

1. Прежде всего — психологический аспект. Нельзя «бояться сцены» — это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом — анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

а) забыть что-то важное

б) ошибиться в процессе говорения

в) наших слушателей

Противоядие:

а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана — все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

Поэтому — просто скажите себе: «Я — нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!» Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

2. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми — со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное — больше практики.

Ваша цель — сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

3. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю «прыжок в воду». На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления — например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему — слава и почет.

P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

Успехов! Ваш Л. Смехов.

thequestion.ru

Как преодолеть страх сцены? | Психология

От налогов можно уклониться и стать олигархом. Ну, или немножко на норах посидеть. Смерть всегда бродит где-то рядом, и подкупить ее, договориться еще как-то можно, ведя здоровый образ жизни, к примеру. А вот убрать страх сцены, выступления перед большой или не очень аудиторией, придется самому.

Россияне подвержены страху сцены не меньше, чем жители других стран.

Для начала небольшая притча…

Когда-то император казнил христиан, выпуская их на растерзание к голодным львам. Почти все уже были растерзаны, когда остался последний христианин по имени Майкл. Лев бросился на Майкла и уже готов был его растерзать, как тот неожиданно поманил к себе пальцем животное и прошептал: «А ну-ка, иди-ка сюда!» Лев резко затормозил всеми четырьмя лапами и на цыпочках подошел к наглецу-человеку. Майкл что-то прошептал льву на ухо, и тот неожиданно побледнел, умчался в свой загон и наотрез отказался оттуда выходить.

Фото: Depositphotos

Император чуть не подавился дорогущим вином от возмущения и потребовал, чтобы Майкл ответил на вопрос: «Что сказал льву?» Но Майкл молчал. Император немного подумал и сказал: «Если ты ответишь мне, как тебе удалось заставить льва вести себя вот так, как он повел, то я отпущу тебя на все четыре стороны!»

Майкл снова хранил молчание. Тогда император сказал: «Если ты скажешь мне, что ты шепнул льву на ухо, я помилую всех твоих единоверцев». Майкл подошел к императору: «Я сказал льву, что после обеда он должен произнести небольшую речь перед большой аудиторией».

Итак, страх публичного выступления входит в число самых сильных страхов огромного числа жителей планеты Земля. Как же постараться в бытовых условиях побороть этот страх?

Тренируйтесь на родственниках

Фото: Depositphotos

Кто-то сразу парирует, что родственники необъективны. Эта точка зрения имеет под собою основание. Но у них есть большой плюс: родственники, то есть родня, если это нормальная семья, изначально более благожелательны. Сестра поддерживает сестру, родители — детей, теща — зятя… Ну, с тещей я, возможно, перегнул, но все же и теща есть родня.

Попросите как-то родных выслушать, оценить, дать рекомендации по вашему пробному публичному выступлению. Если же старшая сестра при этом сразу «отмораживается», ноет, что у нее «схватило живот», дайте ей обезболивающего. Дедушка при просьбе прослушать ваше публичное выступление норовит сигануть в гараж? Держите его. Обещайте купить ему колпаки на колеса старенькой «Волги».

Ваша задача — научиться работать хотя бы для одного человека. Попросите, чтобы ваш родственник дал вам и вашему выступлению, по возможности, объективную оценку. Поверьте, вам нужны зрители, и родственники подходят для этой цели на начальных этапах как нельзя лучше.

Тренируйтесь на незнакомцах

Фото: Depositphotos

Это пусть будет вашим следующим этапом преодоления страха. Он эффективен, потому что убирается такой удобный, но расслабляющий момент, как «рука руку моет», то есть родственной благожелательности. Нужно набраться храбрости и начать заговаривать с незнакомыми людьми в совершенно обычных, а подчас и необычных ситуациях.

К примеру, стоите вы в очереди в магазине, и работает всего одна касса. Кассирша-женщина по скорости работы сопоставима с бегом улитки по листу дерева. И вот в этот момент громко, а не про себя, пожалуйтесь стоящим рядом покупателям на эту ситуацию. Обсудите, почему экономят на кассирах. Пошутите, что в советское время работало больше кассирш, чем сейчас, во времена рыночной экономики.

Страх сцены — это в большей степени страх перед незнакомыми людьми. Почему бы не завязать дружелюбный, легкий, ни к чему не обязывающий разговор с группой подвыпивших десантников в Парке культуры и отдыха в Москве на день ВДВ? Хорошо, пусть будет другой пример. Продавец газет в киоске. Гардеробщица в поликлинике. Сантехник в канализационном люке.

В этих людях большинство из нас видят неких неодушевленных роботов, которые, как батарейки, все пашут и пашут. Но если вы обратите на них внимание, то поверьте, многие их них отзовутся с благодарностью и теплом. Они даже могут пригласить вас на минутку к себе. Разве вы не мечтали побывать в канализационном колодце?

Говорите с незнакомцами — и страх сцены станет меньше. Ведь зрители в зале, повторюсь, все те же незнакомцы.

Знакомьтесь с аутотренингом

Фото: Depositphotos

Один знаменитый артист признавался как-то в интервью, что с детства имел боязнь сцены. И это большой, всенародно любимый публичный человек! Никогда бы не подумал, что он может быть стеснительным. Так вот на вопрос журналистки, как удалось избежать этого шлейфа неуверенности, страха сцены, актер сказал, что он взял под контроль свой дух. Как? Посредством многократного внушения себе формул уверенности, основанных на аутотренинге.

Соответствующей литературы и курсов сейчас огромное количество. Кстати, йога — это тоже своеобразная разновидность аутотренинга. Очистить дух и построить на собственном месте нечто новое, позитивное — это очень возможно. Страх сцены — это зажимы в психике и теле, их можно и нужно убирать разными практиками.

Тренируйтесь перед зеркалом

Фото: Depositphotos

Как будет звучать ваша речь и как вы будете выглядеть при этом? Подготовка важна в любом деле, а уж перед публичным выступлением это первейшее дело.

Встаньте перед большим зеркалом, во весь рост, и подобно древнегреческому оратору начните громко говорить речь. С чувством, с расстановкой, с паузами в смысловых блоках и между ними. Проследите в зеркало за своей мимикой, жестами, позой. Слушайте себя со стороны, записывайте свою речь на диктофон, прослушивайте ее несколько раз, удаляя неточности, сглаживая запинки, шлифуя поток слов так же тщательно, как мастер по дереву вырезает крошечные игрушки отточенным резцом. Несколько таких тренировок — и вы уже будете почти готовы к выступлению.

Некоторые пытаются убрать страх сцены при помощи стимуляторов, алкоголя, таблеток. На какое-то время это работает, но этот более простой путь в итоге ведет скорее во тьму, чем на профессиональные подмостки.

Страх сцены для вас актуален? Вы не одиноки! Но, как и со всяким страхом, с ним можно и нужно работать.

Что еще почитать по теме?

Как выступать перед публикой? Советы для новичков
Как избавиться от мышечных зажимов во время публичных выступлений?
Как подготовиться к публичным выступлениям, чтобы не бояться?

shkolazhizni.ru

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

Оратор не думает от том, как побороть страх… Так же, как пловец не борется со страхом воды… Но ведь все когда-то не умели плавать…

А ведь действительно выступать – страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу “От страха трясутся коленки”. И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки… Крупной дрожью! Мне казалось – вся школа это видит…

Да, страшно.

И что же делать?

Лучший способ борьбы со страхом

Конечно же, когда человек не умеет плавать – ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков.

Страшно тогда – когда не умеешь!

А когда уже хорошо владеешь лыжами – хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать  –  занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Об этом – далее.

“Я не трус – но я боюсь…”

СТРАХ

Чтобы не бояться выступать – нужно уметь это делать. А чтобы уметь – нужно учиться, практиковаться, выступать. Страх – от незнания, неумения, неизвестности.

Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

Не только о страхе выступлений, а о страхе в общем. Потом будет хорошая практическая техника. И в самом конце – интересное видео.

Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?

Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь
И подсознание заполняется информацией.

Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Но если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. А если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.

Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно – то есть опять нет информации – то страх продолжается. Или усиливается.

Если информация максимальная (всё видно, всё понятно, всё известно) – страха не будет.

А теперь продолжим, но уже применительно к страху сцены и страху публичных выступлений.

Поначалу – всем страшно. Даже читать с листика -страшно, особенно когда не знаешь, как это делать. Но скоро все станут ораторами и забудут о своих страхах

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.

Хочется спрятаться (куда угодно) или убежать со сцены. А вот выступать не хочется вовсе.

Посмотрите интересное видео.

Оно не про ораторов, а про сову. Но… как похож страх оратора и этой совы.

Мои комментарии:

Сидит сова. Самая обыкновенная. К ней подносят сову поменьше, сипуху. Наша сова решает показать свое превосходство, и у нее это получается красиво.

Но вот, к сове подносят более крупного хищника – филина. Филин сидит спокойно на руке человека. Но что же сталось с нашей совой? Как же она преобразилась?

Очень часто испуганный оратор похож на такую вот испуганную сову.

 

Понравилось это видео с совой?

  • Подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.

Уважаемый читатель! Если вам нравится на нашем сайте – кликните на рекламу от Гугл. Пожалуйста, очень нужно! Это лучшее ваше СПАСИБО нашему сайту!

Спасибо!

А мы – продолжаем…

Что делать, если страшно выступать?

Дальше я привожу различные рекомендации, которые, возможно вам пригодятся. Это не догма, не правила – это полезные советы. Причем не все, а лишь те, которые не страшно отдать в пользование широкому кругу читателей.

Первое

Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

Второе

Заполните воображение радостными и удачными картинками.

А именно. Представьте, что ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках: зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Посмотрите на себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.

 

Далее. Страх выступления.

Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.

Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

Поэтому, третье

Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

  • Мысли об удаче – приносят удачу.
Четвертое

Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

  • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.

Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это, конечно, возможно.

  • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.
Пятое

Знания.

Как утверждал Дейл Карнеги: “Страх рождается от невежества”. Отсутсвие знания “как выступать грамотно” дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Пойдите на курсы ораторского искусства. Если таких нет в вашем городе – запишитесь на онлайн обучение.

В нашей Школе ораторского мастерства есть хорошие тренера, которые обучают ораторскому искусству онлайн. Вот ссылка на ОБУЧЕНИЕ ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ ОНЛАЙН

Один раз выучите азы риторики – и больше не переживайте, “правильно ли вы выступаете”.

Мы не боимся выступать! Теперь мы любим выступать! И – хотим выступать!
Практическое упражнение

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

Это одна из действенных техник работы со страхами в ораторском искусстве.

Сказать вслух то, чего ты боишься.

  • Я боюсь выступить перед «такой-то» аудиторией.

Обязательно нужно уточнить, перед какой именно аудиторией страшно выступить, а не сказать в общем.

  • Я боюсь выступить на этой сцене.

Меняем слово «боюсь» на слово «хочу!». И проговариваем несколько раз.

  • Я хочу выступить на этой сцене.

Важно, чтобы это «хочу!» было с восклицательным знаком, а не просто «ну, хочу».

Вот еще несколько примеров рефреминга

  • Я боюсь выступить самой первой.
  • Я хочу выступить самой первой.
  • Боюсь выступить сейчас на сцене.
  • Хочу выступить сейчас на сцене.

Понятно, что для того, чтобы хорошо выступить – нужно обучаться. К примеру, если человек не умеет плавать – бесполезно бороться со страхом, нужно учиться плавать, а не заниматься рефремингом. Если человек не умеет выступать – нужно учиться выступать.

Посмотрите это видео. Можно ли убрать страх выступлений, не обучаясь ораторскому искусству? Здесь все подробно сказано:

Для того, чтобы научиться выступать и не бояться публики, чтобы забыть про страх выступлений, существуют тренинги, курсы, группы и другие формы обучения.

Можно обучаться и самому – ничего плохого нет в самостоятельном “изобретении велосипеда” ?)

Рефреминг
Оратору рефреминг нужен лишь тогда, когда появляется страх перед выступлением.

Кстати, страх чаще всего появляется перед выступлением, а не во время выступления. Когда человек уже занят делом, выступлением, уже некогда волноваться. Но может появиться паника, если выступать вы, по сути, не умеете. Это как будет паника у человека, не умеющего плавать, если он потерял дно под ногами.

У опытного оратора страх не возникает. Потому что у него есть опыт, а это – самое лучшее лекарство от страха.

Эта техника не нова. Многие люди давно ею пользуются в разных сферах. Этот метод используется, так же, в НЛП и других направлениях практической психологии.

Вот чего боюсь – то и заменяю с «боюсь» на «хочу».

Я боюсь пойти на курсы риторики…. => Я хочу пойти на курсы риторики! 🙂

Есть похожие слова, на которые можно поменять слово “боюсь”.

Я боюсь выступать перед людьми… = Я люблю выступать перед людьми 🙂
Как же я боюсь выступать на сцене! = Как же я люблю выступать на сцене! 🙂

Уважаемый читатель! Мне приятно, что вы зашли на мой сайт и читаете эту статью.

Мало прочитать эту статью.

От прочтения, пусть даже полезной информации, страх выступлений меньше не станет, уверенность не увеличится. Нужно теперь действовать. Делать. Хоть что-то.

На эту тему есть хорошая притча. Называется: “Два весла”. Думаю, она Вам понравится.

 

Многие люди учатся ораторскому искусству самостоятельно.

Это – хорошо.

Многие записываются на тренинги и курсы.

Это – еще лучше.

Мы предлагаем (кроме тренингов, которые проходят в Киеве и Днепре) обучение ораторскому искусству онлайн. По Скайпу. Каждый день к нам записываются ученики на обучение ораторскому искусству. Мы обучаем всех желающих, из любого города со всего мира.

Посмотрите видео, как мы обучаем ораторскому искусству онлайн:

 

 

Напоследок посмотрите чудесное видео. Тоже на тему преодоления страха выступлений.

Джо Кован рассказывает, как он преодолел страх выступлений.

 

С уважением, тренер по ораторскому искусству, Болсунов Олег.

Читать следующую статью →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Текст выступления Джо Кована:

Я боюсь выступать. Я всегда боялся сцены не просто немножко, а очень множко. Это не имело никакого значения, пока мне не стукнуло 27. Именно тогда я начал писать песни, но играл их только для себя. Если я знал, что соседи со мной в одном доме, я начинал нервничать. Несколько лет спустя просто писать песни стало недостаточно. Я хотел поделиться с людьми всеми историями и идеями, что знал, но чисто физически не мог это сделать. На меня накатывал этот безрассудный страх. Но чем больше я писал, чем больше практиковался, тем больше мне хотелось выступать. Итак, на своё 30-летие я решил пойти на местный вечер «свободного микрофона», оставив все страхи позади. Когда я приехал туда, всё было уже готово. 

Там было человек 20, не больше. 

И они выглядели сердито. Но сделав глубокий вдох, я зарегистрировался. Я чувствовал себя довольно хорошо. Довольно хорошо было минут за 10 до выступления, а потом тело взбунтовалось, и волна беспокойства накрыла меня с головой. Когда вы испытываете страх, активизируется ваша симпатическая нервная система. 

Вы испытываете прилив адреналина, сердце начинает биться чаще, дыхание учащается. Второстепенные системы, например пищеварение, перестают работать. (Смех) Во рту пересыхает, кровь не поступает к конечностям, поэтому пальцы перестают работать. 

Зрачки расширяются, мышцы сокращаются, шестое чувство подаёт сигналы, в принципе, ваше тело настроено воинственно.

В таком состоянии сложно играть фолк-музыку. Ваша нервная система ведёт себя по-идиотски. 

Серьёзно.

Двести тысяч лет человеческой эволюции, а я до сих пор не могу отличить саблезубого тигра от 20 певцов на вечере «свободного микрофона» во вторник?! Мне ещё никогда не было так страшно, как сейчас.

Подошла моя очередь, каким-то образом я оказался на сцене и начал своё выступление. 

Я открыл рот, чтобы спеть первую строчку, и вдруг это ужасное вибрато — знаете, когда голос колеблется — вырвалось наружу. Это было не то прекрасное вибрато, которым обладают оперные певцы, это просто моё тело билось в конвульсиях от страха. 

Это был кошмар. Мне было стыдно, зал начал нервничать, они сосредоточились на моём страхе. Это было так ужасно. Тем не менее, это был мой первый опыт в качестве автора-исполнителя. Но кое-что хорошее все-таки случилось — я почувствовал крошечный проблеск связи со зрителями, которую я надеялся ощутить. Но мне хотелось бóльшего.

Я знал, что должен избавиться от нервозности. 

В тот вечер я пообещал себе, что буду приходить каждую неделю, пока не перестану нервничать. И я сдержал слово.

Я приходил каждую неделю, но, без сомнения, неделю за неделей моё состояние не улучшилось. Всё повторялось каждую неделю. Я никак не мог от этого избавиться. Тогда на меня снизошло озарение. Я помню это очень хорошо, потому что не так часто испытываю озарения.  

Всё, что я должен был сделать, — написать песню о своей нервозности. Казалось, что это верное решение для того, кто боится сцены. Чем больше я нервничаю, тем лучше будет песня. Всё просто. Так, я начал писать песню о страхе перед сценой. 

Во-первых, надо было признаться в наличии проблемы, не забыть о физических проявлениях, о том, что я буду чувствовать, и что слушатель может чувствовать. А во-вторых, принять во внимание мой трясущийся голос: я знал, что буду петь на пол-октавы выше, чем обычно, из-за нервов. 

Песня, которая объясняет, что происходит со мной, в тот момент, когда это происходит, позволяет зрителям обдумать это. 

Им необязательно чувствовать себя виноватыми из-за того, что я нервничаю, они могут пережить это вместе со мной, и мы все будем одной большой, счастливой, нервной семьёй. 

Думая о своих зрителях, осознавая и извлекая пользу из своей проблемы, я смог принять то, что препятствовало моему прогрессу, и превратить это в то, чтоб было так необходимо для моего успеха. Песня о страхе перед сценой позволила мне преодолеть сам страх прямо в самом начале выступления. И я смог продолжить и даже сыграть свои остальные песни с чуть бóльшей лёгкостью. 

В конце концов, со временем я перестал играть эту песню. Кроме случаев, когда я очень сильно нервничаю, как сейчас. Вы не против, если я сыграю песню о страхе перед сценой прямо сейчас? Можно мне глоток воды?

 Спасибо

Я не шучу, это точно, этот страх перед сценой реален. И сейчас я перед вами, трясусь и пою, скоро вы поймёте, что я чувствую. И все ошибки, что я совершу,  из-за того, что всё моё тело дрожит от страха. А вы сидите в зале, и вы в замешательстве, но вам не стоит так чувствовать. Хотя, может, чуть-чуть. 

Возможно, я попробую представить вас без одежды, но петь перед голыми незнакомцами, это пугает меня ещё больше. Не стоит тратить на это много времени, моё тело никогда не было моей сильной стороной.  Откровенно говоря, я хочу, чтобы вы были одеты. Я не имел в виду, что вы абсолютно голые. У меня у одного тут проблема. 

А вы говорите: «Не волнуйся, всё будет отлично».

Я живу с этой проблемой и знаю, что происходит. Ваш совет полезен, но уже слишком поздно. Если, конечно, вы не снисходительны. Этот язвительный тон не помогает мне петь. Но нам не стоит говорить об этом прямо сейчас. Ведь я на сцене, а вы в зале. Всем привет. И я не высмеиваю взлелеянный, рациональный страх, если бы я был готов выстоять перед ним, всё не было бы так ужасно. 

Если я могу пропеть всё чётко,  вы знаете, что я избавляюсь от страха медленно, но верно. А, может, на следующей неделе я буду играть на гитаре, мой голос будет звучать всё чище, и все будут подпевать. Наверное, я просто встану и начну получать удовольствие, а мои голосовые связки будут двигаться чуть быстрее, чем звук. 

Читать следующую статью →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Страх выступлений

/ Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений /  Риторика Киев / Как преодолеть страх в ораторском искусстве, и что делать если боишься выступать перед публикой / Боюсь выступать на сцене / Как перестать бояться выступать перед публикой / Боюсь выступать / Как выступать перед публикой без страха, и как не нервничать на сцене / Как не бояться выступать на публике, и как не бояться сцены и не забыть слова / Как побороть страх сцены и как избавиться от страха перед публикой /

= Страх и волнение оратора =

Чтобы не бояться делать жесты – нужно научиться это делать красиво.

bolsunov.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *