Содержание

Значение АУЕ: почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков…

Тысячи подростков строят жизнь по «воровским понятиям» АУЕ. Правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в этом движении

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Фото: Юрий БЕЛИНСКИЙ (ТАСС)

ПОБОРЫ ОТРИЦАТЬ НЕВОЗМОЖНО

— АУЕ — действительно столь массовое явление, как полагает куратор общественных проектов в администрации Президента РФ Яна Лантратова? Она сообщила Путину, что в 18 регионах страны дети платят дань в общак.

— Боюсь, Лантратова не ошибается. Сотни тысяч подростков имеют к этому отношение. Поборы есть — это отрицать невозможно. И тут две опасности. Первая — говорить, что все выдумали журналисты, сотворили миф. Вторая — опасность преувеличения, когда за членство в АУЕ начнут давать от «трех до пяти». Ударяясь в крайности, можно добиться одного: идеология продолжит развиваться.

— В мае в Челябинске подростки напали на полицейскую машину с криками «АУЕ!», до того в Забайкалье атаковали полицейский участок, чтобы освободить арестованного товарища. Почему на это смотрят сквозь пальцы?

— Если они совершили уголовно наказуемое деяние — вступает в действие Уголовный кодекс. Никто не может сказать, что при нападении скинхедов на полицейских первых надо сажать, а при нападении членов АУЕ — простить их. И чем отличается нападение членов АУЕ на автомобиль от нападения пьяного хулигана на тот же автомобиль? Есть преступление — возбуждается дело. И, может быть, так будет деятельное раскаяние, исключающее привлечение человека к уголовной ответственности.

— АУЕ акции проводит показательно.

— Пьяный хулиган тоже может это делать показательно. Разница в другом. За АУЕ стоит определенная субкультура. Идеология. Взгляды, которые люди считают единственно правильными. Они готовы доказывать их правоту. А пьяный хулиган, когда он протрезвел, уже сожалеет о сделанном. Сторонников АУЕ нельзя привлекать ни за идеологию, ни за взгляды — можно привлекать только за уголовно наказуемые действия. А вот со взглядами — бороться на поле идеологии и культуры.

КАКОЙ ПОЗИТИВ В КРИМИНАЛЕ?

— Можно ли считать, что АУЕ — не просто «модное» течение в среде «неблагополучной» молодежи от Урала на восток страны, а уже сформировавшееся сообщество, живущее по воровским понятиям?

— Не думаю, что оно достигло степени формирования некоего сообщества. Чтобы к ним уже можно было применять некие статьи УК. Это — субкультура, ориентированная на молодежь и привлекающая ее внешними яркими эффектами. Сориентированная на молодежную психологию. Имеющая и некую позитивную составляющую, которую нельзя отрицать.

— И в чем же позитив?

— Например, люди не должны нарушать свое слово. Держать обещание. Помогать товарищам. АУЕ частично апеллирует и к общечеловеческим моральным ценностям, которые приобрели значение в 20-м веке. Нельзя говорить, что АУЕ направленно лишь на то, чтобы кого-то унизить, отнять, ограбить, убить — оно бы тогда не привлекало столько сторонников! Если бы это была идеология, основанная на человеконенавистничестве, с ней легче было бы бороться, она не пользовалась бы такой популярностью.

Надо объяснить носителям АУЕ, что моменты, которые привлекают их в этой идеологии, приведут их в лучшем случае в тюрьму, их родственников — на кладбище, а в худшем — на кладбище их всех. Они не хотят вселенского зла. Думают, что правда на их стороне, и они такие особенные. Это похоже не столько на идеологию ИГИЛа (запрещена на территории РФ — Ред.), сколько на идеологию фашизма. Впрочем, принципы АУЕ — менее человеконенавистнические.

 Трансформация в позитив у АУЕ маловероятна, но полностью такое я бы не исключал.

— Считается, что у сообщества есть взрослые кураторы из криминальной среды, через которых идут на зоны средства, собранные в школах и колледжах членами АУЕ…

— Вопрос сложный, его надо исследовать. В Челябинской области я посетил колонию и СИЗО — и были слухи, что кто-то из детей покончил с собой из-за того, что не смог собрать деньги для АУЕ. Я следил за реакцией заключенных на мой рассказ. Смотрел не только за тем, что они говорят, но и за их выражением глаз, за мимикой. Рассказывал и «мужикам», и тем, кто причисляет себя к криминальной элите, — всюду видел возмущенную реакцию. Не видел тех, кто мог быть такими кураторами. Но это не значит, что их нет. Криминальный мир разнообразен и у них нет министра и заместителей.

Но опасность не в людях, которые могут стоять за АУЕ. Это всего лишь люди. Опасность в привлекательности самой идеологии. И она в отсутствии устоявшихся этических ценностней и некоего этического консенсуса в стране оказывает влияние на определенное количество людей. Замещая этот консенсунс.

— То есть АУЕ расползается, потому что нет этического консенсуса?

— Само общество и некоторые действия властей формируют у людей впечатление, что все коррумпировано, честно с властями общаться невозможно — тебя обманут. Создается такая атмосфера, чтобы тинейджеры либо не понимали, что делает власть, либо как раз все это понимали и с презрением относились.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

— В соцсетях возникли сообщества АУЕ, куда входят десятки тысяч подростков (есть цифра — 800 тысяч). Главная тема — романтизация криминального образа жизни и противопоставления «своих» и чужих.

— Я эти 800 тысяч не видел. Я много общаюсь с молодежью, выступаю в колледжах, школах, на улицах. Ни в одном городе, который я посетил, такой массовости не видел. Но все равно это тревожно. Есть два пути.

Первый — ввести уголовную ответственность за принадлежность к АУЕ, такой подход мы любим использовать в нашей стране в последние 500 лет. Есть другой путь. В интернете грамотные специалисты с ними беседуют, им возражают. Дискутируют, но говорят с ними на уважительном языке. Это то, что я пытался сделать, когда были первые националистические выступления. Я входил в эти группы и меня обещали убить, но когда спустя 5-7 лет я встречал этих людей в живую, ничего кроме слов благодарности я не слышал. Тут нужна воля государства.

— Как конкретно бороться с расползанием АУЕ?

— Не отрицая мер административного и уголовного характера в рамках действующего законодательства, основная борьба с АУЕ должна вестись на культурном и этическом фронтах… Уже была босяцкая субкультура и субкультура воров законе в 40-70-е годы в нашей стране, и ни к чему хорошему это не привело. Ни для тех, кто их развивал, ни для тех, кто пытался сделать ставку на них.

…Может, нужна межведомственная комиссия или рабочая группа. Несколько десятков грамотных специалистов. Психологов. Педагогов. Историков. Криминалистов. Бывших заключенных. Бывших сторонников АУЕ. Специалистов по молодежной субкультуре. Бывших скинхедов.

— Но среди легенд об АУЕ есть и такая: можно войти, но выйти из него нельзя — иначе смерть.

— Это да, это легендирование АУЕ. Это связано с мифами, с легендами, что «или верность и единство — или смерть». На самом деле такого не происходит. Если бы АУЕ представляло из себя то, чем он себя позиционирует, у нас было бы сейчас не 1700 несовершеннолетних заключенных, а десятки тысяч в колониях. Слава богу, мы этого не имеем. Если не развенчивать их идеологию, это будет очень опасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

Что значит АУЕ? Все чаще в интернете, да и в повседневной жизни обыватели встречают странную аббревиатуру — «АУЕ». Она, будто бы обаятельно матерная и в то же время пугающая своим видом, скрывает за собой страшное нутро

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!» (подробности)

Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ

http://www.irk.kp.ru/daily/26705.7/3729737/

xn--38-6kcaak9aj5chl4a3g.xn--p1ai

насколько опасна субкультура АУЕ: matveychev_oleg

В социальных сетях можно найти множество групп, в названии которых встречается аббревиатура АУЕ. Означает «арестантский уклад един» или «арестантско–уркаганское единство», но подписчики этих групп — вовсе не заключенные или члены криминального мира. В большинстве своем это подростки 13-18 лет. Вдохновленные «блатной романтикой», они высмеивают полицейских, почитают воров в законе и постят «глубокомысленные» лозунги вроде «Брат за брата — такое за основу взято». Почему субкультура АУЕ стала популярна в интернете и как это может отразиться на будущем подростков.

Само понятие АУЕ впервые возникло в конце 90-х. Уже тогда подростки разных городов России собирали осужденным деньги в «общак» (сбор средств на воле для поддержки преступников, отбывающих срок, под присмотром авторитета). Тех же, кто не хотел в этом участвовать или не мог за себя постоять, унижали, били и изгоняли из дворового квазикриминального «братства». Идеология не столько пропагандировала воровство и бандитизм, сколько отождествляла тюремные понятия с силой и мужеством, настоящей дружбой и заботой о родных. Но некоторые заигрывались и в действительности едва ли не со школьной скамьи начинали совершать преступления, попадая в итоге в тюрьму.


«Цени друзей — не верь закону»

В начале 2010-х маргинальная субкультура провинциальных городских окраин внезапно получила второе дыхание — теперь уже в социальных сетях. Контент создают сами подростки, выдумывая емкие фразы, добавляя их к эффектным фотографиям автомобилей, оружия, девушек. «Цени друзей — не верь закону. Людскому ход — ворам свободу», — пишет администратор в одной из групп с численностью почти 200 тысяч человек, на что в ответ ему пишет комментарий подросток 2002 года рождения: «Я воровское уважаю, а мусорское презираю. Пусть мент вора не закрывает, а вор живет и процветает!», а ниже другой участник (еще младше) добавляет: «Главное, чтоб когда мы поднялись, не забывали, с кем на воду мелочью скидывались, брат».


Страница группы «АУЕ» в соцсети «ВКонтакте»

​»Хочу поинтересоваться — можете ответить, что думаете о рэпере, который до тюрьмы набил на шее скрипичный ключ. У него за это спросят?» — пишет подросток Святослав. Возраст в его профиле скрыт, но на вид по фото не дашь больше 17 лет.

Взрослые в группах тоже есть: в одном из сообществ 30-летний Павел Дубцов (имя изменено) спрашивает, приемлемо ли обмануть пенсионеров по телефону на деньги? На что ему отвечают, что не по понятиям «стариков щипать» (грабить).

Помимо мемов, цитат и прочего соцсетевого контента, в некоторых группах есть возможность познакомиться с заключенным или заказать одежду с символикой АУЕ.

Опасные для общества

Взлет субкультуры АУЕ привел к тому, что в 2014 году депутаты Госдумы предложили установить административную ответственность за распространение информации, создающий героический ореол вокруг преступников, в том числе и в соцсетях. Но законопроект оказался сырым, потому что в список нарушителей теоретически мог попасть любой таксист, слушающий шансон по радио, и как наказывать за романтизацию образа вора, авторы инициативы толком не знали. Законопроект отклонили в первом чтении.


Работа участкового уполномоченного Коелгинского сельского поселения Челябинской области

В 2015-м аббревиатура АУЕ прогремела в новостях. Стало известно, что педагог детдома № 1 в Чите Елена Смолина унижала воспитанников и издевалась над ними. Члены Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) отправились в Забайкальский край для проверки, проехали по районам и заключили, что проблемных детей в регионе, в особенности на периферии, захватила тюремная субкультура. Позже член СПЧ Яна Лантратова указала, что воровская романтика набрала популярность и в 17 других российских регионах, среди них Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская, Московская области и Ставропольский край.

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова в ответ заявила, что журналисты и общественники искусственно раскручивают тему ради личного пиара. А глава УМВД по краю Роман Деев подчеркнул, что никакого организованного движения в Забайкалье нет — есть подростковая преступность, с которой пытаются бороться, но она не имеет отношения ни к каким субкультурам.

Про АУЕ забыли до мая 2017 года, когда челябинские подростки на фестивале красок Холи накинулись на автомобиль полиции и закидали его краской. На видео, снятом участниками веселья, слышно, как подростки кричат «АУЕ!» и оскорбляют представителей правоохранительных органов. После этого Русский академический фонд предложил уполномоченному по правам ребенка в России Анне Кузнецовой подумать над тем, как ограничить доступ подростков к группам с арестантской тематикой в интернете. Еще через месяц активисты Союза добровольцев России направили письмо главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой пресечь проникновение любой информации, связанной с «блатной» идеологией. По мнению добровольцев, распространение АУЕ среди подростков в соцсетях выглядит как призыв к насилию, но уже в реальной жизни.

Криминал — это не шутки

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов считает, что мода на АУЕ, развивающаяся в интернете, не имеет ничего общего с профессиональным криминалом. По его словам, реальным преступным деятелям невыгодно выставлять свой образ жизни напоказ и тем более приобщать молодое поколение через соцсети. Криминал, как и деньги, любит тишину.

«Поэтому АУЕ в Интернете — это не более чем страшилка, забава. Сверстники, общаясь между собой на подобные темы, просто используют их как повод для общения, и едва ли такая страшилка выйдет за рамки разговоров», — говорит Громов.

Знакомство подростка с субкультурой АУЕ в интернете вряд ли хоть как-то подтолкнет его к выбору криминальной деятельности, уточняет Громов, а вот те, кто склонен к насилию, могут найти «вдохновение» в любых источниках: «И в романе Достоевского «Преступление и наказание», и в пьесе Шекспира «Гамлет» рассказывается об убийствах, которые совершили молодые люди. Но никому, к счастью, в голову не приходит в голову заявить, что чтение классики пропагандирует преступную деятельность среди читающей молодежи».


Сельский участковый беседует с учащимся средней школы

АУЕ делает взрослее

С Громовым не согласна член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Эльза Сулагаева. Она, напротив, уверена, что группы с АУЕ-тематикой вполне могут оказать негативное влияние на психику подростка и подтолкнуть его к преступлению.

«Дело в том, что подростковый период — сложный, когда происходит обесценивание родительских фигур. И уже не дети, но и еще не взрослые, ищут другие примеры для подражания. В наше время общество поклоняется Золотому Тельцу (символ богатства, власти золота, власти денег. — Прим. ред.), а воровская тематика всегда в России была символом крутости — раз боятся, значит, уважают. Если какой-то крутой парень покажет, что можно заработать деньги путем поборов, вымогательств, то подростку легко будет пойти на преступление. Тем более если в семье нет понимания, поддержки и принятия изменений, происходящих с ребенком», — говорит Сулагаева.

«Подросток, не имеющий никаких увлечений в жизни, скорее захочет быть мнимым криминальным героем, нежели заниматься рутинной учебой. Но когда он повзрослеет, то осознает, что вместо получения знаний он бесполезно проигрался в «авторитета» и больше ничего делать не умеет».

источник

matveychev-oleg.livejournal.com

Что значит АУЕ в современной России

Многим приходилось обращать внимание на графику в жанре татуировки с куполами, крестами, решётками и буквами АУЕ. У некоторых даже возникает желание разобраться в этом подробнее. В общеобразовательных целях, рассчитывая на то, что эти знания никогда не понадобятся в реальной жизни, представляем вам следующую информацию.

Так ли это интересно?

Существуют вопросы, ответы на которые обычному человеку лучше бы не знать совсем. В частности, можно счастливо прожить всю жизнь, не зная о том, что значит АУЕ. Но народная мудрость говорит о том, что не следует зарекаться от тюрьмы и от сумы. И по ту сторону колючей проволоки, где ответ на эти вопросы будет иметь значение, может оказаться практически каждый. В современной России примеров тому более чем достаточно. От тюрьмы не застрахован никто — от всемогущего олигарха до мелкого предпринимателя.

Из истории вопроса

Во все времена, эпохи и во всех обществах преступный мир жил своей, обособленной от социума жизнью. Принадлежавшие к нему всегда выделялись среди прочих граждан и внешним видом, и манерой поведения, и языком. Язык преступного мира всегда характеризовался наличием большого пласта специфической лексики. Слова, понятия и образы, его составляющие, недоступны тем, кто к этому миру не принадлежит. Помимо прочего, такой «блатной» язык играет роль кодификации. Уже по самому факту владения им человек безошибочно определяется в преступной среде по принципу «свой-чужой».

Конечно же, подобный метод кодификации существует в самых разных социальных слоях — от первобытных племён до офисных тружеников включительно. Однако в преступной среде внешние признаки принадлежности к ней бывают очень яркими и экспрессивными. Именно поэтому уголовный фольклор и распространяется так далеко за сферу «профессионального» оборота. На нем объясняются очень многие, вплоть до высших государственных чиновников и деятелей политической оппозиции.

Что значит «АУЕ жизнь ворам»

Чаще всего с этими понятиями приходится разбираться тому, кто впервые переступил порог тюремной камеры. И там, где всё обстоит «по понятиям», новичку всегда объяснят, что значит АУЕ. И если человек не совсем глуп, он скоро сам должным образом всё поймёт.

Это не что иное, как один из основополагающих принципов тюремного бытия. Аббревиатура АУЕ, расшифровка которой имеет несколько вариантов, утверждает равенство всех перед единым, нигде не записанным, но реально существующим тюремным законом. Вскоре приходит и понимание того, что закону совершенно не обязательно быть записанным на бумаге, чтобы его соблюдали. Арестантский Устав Един — вот что значит АУЕ. Это принцип существования в тюрьме. Нередко к трём буквам добавляют ещё и словосочетание «Жизнь ворам». Такова традиция.

О некоторых принципах АУЕ

В правилах тюремного существования можно отметить немало разумных моментов. Один из важнейших принципов заключается в том, что все неизбежные в замкнутом существовании конфликты должны разрешаться мирным способом. Без драк и поножовщины. Сокамерники обязаны понимать, что их объединила в этом месте общая беда, и никто из них не попал в тюрьму по своему желанию. И все, оказавшиеся под одной крышей и понимающие, что значит АУЕ, обязаны относиться друг к другу по-товарищески.

Нередко заключённые живут по принципу так называемого общака. Это подразумевает разделение денег, имущества и передач с воли поровну на всех. Находясь за решёткой, можно даже не знать, что значит слово «АУЕ», однако соблюдать принципы тюремного существования придётся. Иначе вопрос выживания в неволе становится проблематичным. Люди, отрицающие эти принципы, в тюрьме встречаются. Но их не так уж много. Это те, кто может себе позволить подобное. Как правило, это криминальные авторитеты или лица, имеющие влиятельных покровителей в администрации и за пределами зоны.

В кино, литературе и музыке

И всё-таки большинству обычных граждан все эти тюремные реалии знакомы, главным образом, по отражениям в произведениях литературы и кинематографии. И в целом, они дают достаточно адекватное представление о принципах жизни за колючей проволокой и о том, что значит АУЕ (если не принимать во внимание тот очевидный факт, что в произведении искусства всё немножко более концентрировано и преувеличено, чем в повседневной жизни).

Следует отметить, что подавляющее большинство сценаристов, актёров и режиссёров в тюрьме никогда не сидели. Однако консультанты у них достаточно квалифицированные. И тюремная тематика пользуется неизменным успехом у зрителей всех поколений. Об этом свидетельствует рост аудитории сериалов о зоне и устойчивый успех такого музыкального жанра, как шансон. Существует целая радиостанция, которая ничего другого не транслирует, кроме песен на тюремные и околотюремные темы. В России через зону прошли многие, а те, кто там не был, всегда помнят народную мудрость о том, что зарекаться от подобной судьбы не следует. Это было бы в высшей степени легкомысленно.

fb.ru

Что значит «АУЕ»?: wowavostok

[Необходимое, я думаю, дополнение и пояснение к комментариям некоторых читателей к статье «Нам «шашечки или ехать»: откуда взялись подростки-изуверы, убивающие по всей стране, и что с этим делать?»  — прим.Nikkuro]  

АУЕ — это настоящая религия или даже объект поклонения, распространенный среди молодежи, которая предрасположена к бандитизму. 

Данную фразу используют как некое приветствие, которое в процессе грабежа или другого подобного нападения на мирных граждан помогает такой молодежи определить «свой или чужой». 

Некоторые специалисты описывают АУЕ как новое движение молодежи, тщательное исследование которого многое открывает о причинах масштабной криминализации бунтующих подростков. 

Итак, что же такое АУЕ на самом деле? 

Как расшифровывается АУЕ? 

Как правило, с принципами АУЕ чаще всего сталкиваются заключенные, которые в первый раз оказались в тюремной камере. 

Так как в тюрьме жизнь «не пахнет розами», сокамерники новичку любезно объяснят, что на блатном жаргоне означает АУЕ. Если такой заключенный не глупый, то вскоре он это прочувствует на практике, то есть «на своей шкуре».

АУЕ – сообщество подростков, которое отличается тунеядством, проявлением насилия, прославляет воровство и грабежи.

Они превозносят всех воров в законе и криминальных авторитетов. 

Признаки его влияния наблюдаются по всей территории Российской Федерации. В России данное движение (неформальная субкультура) принесло очень печальные последствия. 

Что значит «арестантский уклад един»? 

Это основной лозунг молодежи АУЕ, их принцип выживания в тюрьме. Часто к возгласу АУЕ прибавляют известное высказывание «жизнь ворам». 

Другие же расшифровывают АУЕ как «абсолютно унылый евнух». Подростки, состоящие в этом сообществе, после заветного отправления в тюрьму часто прислуживают криминальным авторитетам, выполняя самую низкую работу. 

Однако это не так страшно, как использование таких молодых наивных ребят в своих гомосексуальных оргиях. 

Примечателен также еще один вариант перевода АУЕ. Говоря «AUE», в Древнем Риме так приветствовали друг друга. Так, латинское слово «AUE» в переводе на русский язык означает «Здравствуй». 

Именно поэтому некоторые специалисты считают, что данную аббревиатуру заимствовали из Древнего Рима. 

Что значит фраза «фарту масти АУЕ»? Такой акроним заключенные используют, чтобы поприветствовать друг друга, при этом желая удачи — фортуны. Таким образом, аббревиатура АУЕ отображает не только криминальную идеологию, но заменяет слово «Привет». 

Что такая молодежь отвечает на приветствие «АУЕ»? Как правило, говорят «фарту масти АУЕ» или же «жизнь ворам, смерть… [ментам прим. Nikkuro]». 

Принципы АУЕ 

Что значит «АУЕ» у молодежи? Если для обычного молодого человека преступление, нарушение закона — это явное зло и что-то недопустимое, то для АУЕ ценности перевернуты: чем серьезней преступление, тем ты круче и так поступать правильно. 

Это их философия, образ мышления и жизни, и, если кто-то пострадал, значит так и надо — он слабый, выжить должен сильнейший. По сути, преступная деятельность приветствуется, без нее ты не сможешь быть в АУЕ. 

Такие дети привыкли проводить время в подворотнях, расписывая пустые стены своей аббревиатурой АУЕ. При этом задача старших подростков – восхвалять криминал, блатную романтику криминальных авторитетов и насмехаться над государством и работой полиции. 

Варианты с трудоустройством для молодежи АУЕ даже не рассматриваются.Работа и легальный заработок — это не для них, такой образ жизни считается унизительным.

Можно назвать это параллельным существованием, что, конечно, негативно сказывается на окружающих, тех, кому приходиться сталкиваться с АУЕ. 

Зона — их родной дом, место, куда нужно обязательно стремиться. Они считают себя хищниками, совершая преступления против «паразитирующих» членов общества.

Институт для молодежи АУЕ находится в местах не столь отдаленных, его адрес — тюрьма или колония. 

Идеальный расклад для таких подростков — попасть в зону сразу после школы, именно в ней они хотят пройти школу жизни, азы обучения криминальной науки. 

Проверенным вариантом попасть на скамью подсудимых является нападение на полицию: ввязаться с патрульными в драку или причинить какой-либо другой ущерб стражам порядка или их имуществу, а дальше долгожданный «казенный дом» открывает широко свои двери. Жизнь по «понятиям» начинается. 

Как работает агитация АУЕ? 

В наше время агитация активно проходит через социальные сети, где подростки особенно доверчивы и имеют минимальный контроль со стороны взрослых. 

Также все большую популярность набирают фильмы и сериалы, в которых бандитская жизнь приправлена ореолом славы, духом авантюризма, вседозволенности и безнаказанности, как правило, преступники выступают в роли героев, таких себе Робин Гудов. 

Тюремной романтике посвящены многие песни и даже жанры в музыке. 

В 2018 году в социальных сетях и видеохостингах все больше подписчиков набирают группы, направленные на рекламу тематики, посвященной АУЕ. На них подписаны десятки тысяч молодых людей из разных регионов страны. 

Многие из этих групп маскируются под нейтральными названиями или как бы сообщества популярных игр. Секретный обмен информацией проходит в комментариях, которые можно оставлять пользователям под темой или видео. 

Также нужны рядовые исполнители, так называемые шестерки, руками которых можно совершать противоправные действия. 

Подростков успокаивают, обучая преступному ремеслу, что за правонарушения им ничего не будет из-за возраста, тем самым вырабатывается ощущение безнаказанности и вседозволенности. 

Для привлечения в группу используют разные способы. Один из распространенных — это шантаж. Для начала ничего не подозревающего подростка угощают чем-то запрещенным: сигаретой, наркотиками, алкоголем. 

Потом требуют совершить преступление в обмен на молчание — такой себе крючок, спрыгнуть с которого становится все тяжелее, чем дальше заходит подросток. 

В школе также могут организовать сбор денег для зоны, если у кого-то нет средств, предлагают совершить мелкую кражу, дальше это становится предметом шантажа и ребята в возрасте 10 лет и старше становятся на скользкий путь воровской жизни. 

Старшие сверстники могут устраивать показательные наказания и расправы, чтобы держать в страхе остальных участников группировки, так что вырваться из таких жестких сетей довольно трудно, поэтому среди подростков нередки самоубийства. 

Всех в банде, кто не живет по понятиям, также сурово наказывают, иногда доходит до изнасилований. Доказать что-либо очень непросто, все подается в свете, как будто бы подросток все делал по своей инициативе, а запуганные дети боятся выдавать подельников. 

Про такие действия знают все, как сами родители таких подростков, так и администрации школ, однако, к сожалению, никто не в силах помешать распространению влияния АУЕ. Даже сами правоохранительные органы часто оказываются совершенно бессильны. 

К тому же, подростки, которые хорошо учатся, занимаются любимым хобби, имеют определенные цели в жизни, попросту не поверят в тот обман, иллюзию, что внушают представители АУЕ. 

Причины распространения АУЕ 

Рассмотрим перечень факторов, которые выделяют некоторые специалисты: 

1. В некоторых частях Российской Федерации, как правило, в отдаленных селах, крайне низкий уровень жизни. Как результат – подростки, не зная, чем себя занять, организуют группы АУЕ. 

2. Легкий доступ, а точнее – полное наполнение телевизионных каналов жестокими криминальными фильмами. Кроме того, нельзя не заметить, что практически в каждой маршрутке чаще всего прокручивают различные блатные песни, а это, в свою очередь, не может не отразиться на мышлении и мировоззрении еще несформировавшихся подростков.

3. Плохая репутация полицейских, которые известны тем, что любыми способами выбивают показания, не стесняются ругаться матом при детях, берут взятки. Таким образом, молодежь начинает рассматривать полицейских как отрицательных персонажей, а криминальных авторитетов – положительными. 

4. Неграмотная мотивация для молодежи. Так, в РФ с помощью различных патриотических программ и даже новостей постепенно внушают детям культ силы. Конечно, лучшая мотивация для неокрепших подростков – это поощрение к успешной учебе, созидающему труду, саморазвитию, к хорошим поступкам. 

Однако правда в том, что пропаганда АУЕ широко распространилась в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке и мало-помалу движение АУЕ продвигается к столице.

Источник 

wowavostok.livejournal.com

почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков

Тысячи подростков по всей стране объединяются под флагом АУЕ («Арестантский уклад един»), строя жизнь по «воровским понятиям». Член СПЧ, правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в АУЕ и имеет свой взгляд на это явление и на то, что с ними делать..

ПОБОРЫ ОТРИЦАТЬ НЕВОЗМОЖНО

— АУЕ — действительно столь массовое явление, как полагает ответственный секретарь совета по правам человека при Президенте РФ Яна Лантратова? Она сообщила Путину, что в 18 регионах страны дети платят дань в общак.

— Боюсь, Лантратова не ошибается. Сотни тысяч подростков имеют к этому отношение. Поборы есть — это отрицать невозможно. И тут две опасности. Первая — говорить, что все выдумали журналисты, сотворили миф . Вторая — опасность преувеличения, когда за членство в АУЕ начнут давать от «трех до пяти». Ударяясь в крайности, можно добиться одного: идеология продолжит развиваться.

— В мае в Челябинске подростки напали на полицейскую машину с криками «АУЕ!», до того в Забайкалье атаковали полицейский участок, чтобы освободить арестованного товарища. Почему на это смотрят сквозь пальцы?

— Если они совершили уголовно наказуемое деяние — вступает в действие Уголовный кодекс. Никто не может сказать, что при нападении скинхедов на полицейских первых надо сажать, а при нападении членов АУЕ — простить их. И чем отличается нападение членов АУЕ на автомобиль от нападение пьяного хулигана на тот же автомобиль? Есть преступление — возбуждается дело. И только, если наступит деятельностное раскаяние или заглаживание вреда, то виновный может избежать наказания.

— АУЕ акции проводит показательно.

— Пьяный хулиган тоже может это делать показательно. Разница в другом. За АУЕ стоит определенная субкультура. Идеология. Взгляды, которые люди считают единственно правильными. Они готовы доказывать их правоту. А пьяный хулиган, когда он протрезвел — уже сожалеет о сделанном. Сторонников АУЕ нельзя привлекать за идеологию, ни за взгляды — можно привлекать только за уголовно наказуемые действия. А вот со взглядами — нам следует научиться бороться на поле идеологии и культуры.

КАКОЙ ПОЗИТИВ В КРИМИНАЛЕ?

— Можно ли считать, что АУЕ — не просто «модное» течение в среде «неблагополучной» молодежи от Урала на восток страны, а уже сформировавшееся сообщество, живущее по воровским понятиям?

— Не думаю, что оно достигло степени формирования некоего сообщества. Чтобы к ним уже можно было применять некие статьи УК. Это — субкультура, ориентированная на молодежь и привлекающая ее внешними яркими эффектами. Сориентированная на молодежную психологию. Имеющая и некую позитивную составляющую, которую нельзя отрицать.

— И в чем же позитив?

— Например, люди не должны нарушать данное ими свое слово. Держать обещание. Помогать товарищам. АУЕ частично апеллирует и к общечеловеческим моральным ценностям, которые приобрели значение в 20-м веке. Нельзя говорить, что АУЕ направленно лишь на то, чтобы кого-то унизить, отнять, ограбить, убить — оно бы тогда никогда не привлекало столько сторонников! Если бы это была идеология, основанная исключительно на человеконенавистничестве, с ней легче было бы бороться, она не пользовалась бы такой популярностью.

Борьба с АУЕ состоит в том, чтобы объяснить и доказать носителям АУЕ, что моменты, которые привлекают их в этой идеологии, приведут их в лучшем случае в тюрьму, их родственников на кладбище, а в худшем случае — на кладбище и тех, и других их всех. Они не хотят вселенского зла. Думают, что правда на их стороне, и они такие особенные. Это похоже не столько на идеологию ИГИЛа, сколько на идеологию фашизма. Впрочем, принципы АУЕ — менее человеконенавистнические.

Трансформация в позитив у АУЕ маловероятна, но полностью такое я бы не исключал.

— Считается, что у сообщества есть взрослые кураторы из криминальной среды, через которых идут на зоны средства, собранные в школах и колледжах членами АУЕ…

— Вопрос сложный, его надо исследовать. В Забайкальском крае я посетил колонию и СИЗО — и рассказал осужденным о случаях когда кто-то из детей – детдомовцев покончил с собой из-за того, что не смог собрать деньги для АУЕ и подвергся издевательствам со стороны сверстников. Я следил за реакцией заключенных на мой рассказ. Смотрел не только за тем, что они говорят, но и за их выражением глаз, за мимикой. Рассказывал я про это и мужикам, и тем, кто причисляет себя к криминальной элите — всюду видел возмущенную реакцию. Не видел я там тех, кто мог быть такими кураторами. Но это не значит, что их нет. Криминальный мир разнообразен и у них нет министра и заместителей.

Но опасность не в людях, которые могут стоять за АУЕ. Это всего лишь люди. Опасность в привлекательности самой идеологии. И она в отсутствии устоявшихся этических ценностей и сложившегося этического консенсуса в стране оказывает влияние на определенное количество людей. Замещая этот консенсунс.

— То есть АУЕ расползается, потому что нет этического консенсуса?

— Само общество, некоторые действия властей формируют у людей впечатление, что все коррумпированно, честно с властями общаться невозможно — тебя обманут. Создается такая атмосфера, чтобы тинэйджеры либо не понимали, что делает власть, либо — как раз все это понимали и с презрением относились.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

— В соцсетях возникли сообщества АУЕ, куда входят десятки тысяч подростков (есть цифра — 800 тысяч). Главная тема — романтизация криминального образа жизни и противопоставления «своих» и чужих.

— Я эти 800 тысяч не видел. Я много общаюсь с молодежью, выступаю в колледжах, школах, на улицах. Ни в одном городе, который я посетил, такой массовости я не заметил не видел. Но массовость есть и все равно это тревожно. Есть два пути.

Первый — ввести уголовную ответственность за принадлежность к АУЕ, такой подход мы любим использовать в нашей стране в последние 500 лет.

Но есть другой путь. В интернете АУЕ должны противостоять грамотные специалисты, которые умеют с ними беседовать, возражать и переубеждать, но говорить с ними уважительным языком. Это то, что я пытался сделать, когда в Интернете появились националистические группы. Помню как я начинал с ними переписку, спокойно уважительно вел с ними диалог. Помню, как некоторые обещали меня убить , но когда спустя 5-7 лет я встречал этих ребят вживую, то ничего кроме слов благодарности я не слышал. Тут нужна воля государства к тому, чтобы с одной стороны признать проблему АУЕ, а другой – избежать компанейщины и перегибов.

— Как конкретно бороться с расползанием АУЕ?

— Не отрицая мер административного и уголовного характера в рамках действующего законодательства основная борьба с АУЕ должна вестись на культурном и этическом фронтах. Должна формироваться этическая константа и появляться люди высокого уровня культуры. Человек, опирающийся на опыт предшествующих поколений. Пусть даже это 18-летний человек который работает на стройке, но у него высокий уровень культурных потребностей. Он много читает — пусть и в интернете — и хочет разобраться в происходящим вокруг. И он выяснит, что уже была босяцкая субкультура и субкультура воров в законе в 40-70-е годы в нашей стране, и ни к чему хорошему это не привело. Ни для тех, кто их развивал, ни для тех, кто пытался сделать ставку на них. И тогда эта субкультура обречена.

— Через какие рычаги государство должно действовать?

— Если бы не закрыли министерство по делам молодежи, я бы сказал, что через него. Министерство культуры могло бы быть, но оно слабовато для такой задачи. Был бы Нургалиев министром — я бы сказал, что это должно быть МВД, но способно ли на это современное МВД — не знаю. Дай бог, чтобы я ошибался. Может, нужна межведомственная комиссия или рабочая группа. Несколько десятков грамотных специалистов. Психологов. Педагогов. Историков. Криминалистов. Бывших заключенных. Бывших сторонников АУЕ. Специалистов по молодежной субкультуре. Бывших скинхедов.

— А есть сторонники АУЕ, которые вошли во взрослую жизнь и состоялись?

— Те, кого я знаю — это нормальные порядочные люди, которые ото всего этого отошли. Они в 17 лет писали АУЕ, сидели в СИЗО и передавали арестантские приветы, а сейчас освободились, им по 23-24 года, они нормальные люди и не хотят к прежнему возвращаться.

— Но среди легенд об АУЕ есть и такая: можно войти, но выйти из него нельзя — иначе смерть.

— Это да, это легендирование АУЕ. Это связано с мифами, с легендами, что «или верность и единство — или смерть». На самом деле такого не происходит. Если бы АУЕ представляло из себя то, чем он себя позиционирует, у нас было бы сейчас не 1700 несовершеннолетних заключенных, а десятки тысяч в колониях. Слава богу, мы этого не имеем. Если не развенчивать их идеологию, это будет очень опасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

Что значит АУЕ? Все чаще в интернете, да и в повседневной жизни обыватели встречают странную аббревиатуру — «АУЕ». Она, будто бы обаятельно матерная и в то же время пугающая своим видом, скрывает за собой страшное нутро

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!» (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Под Новосибирском четверо школьников-фанатов АУЕ забили до смерти прохожего

Ночная прогулка пятерых подростков по родному селу Сокур (в часе езды от Новосибирска) закончилась убийством местного жителя. Пути 43-летнего местного безработного и компании школяров (младшему — 11 лет, старшим — 16) пересеклись в час ночи (подробности)

www.spb.kp.ru

Понятия не имеют — Такие Дела

И А.У.Е. будет всегда! Я считаю, что она не должна таким увлекаться. АУЕ это для убогих людей, не реализовавшихся и не устроившихся в жизни. Народ! это все от лукавого! Больше всего с детства именно жизнь в селе помню — сразу такая ностальгия. Не мы такие, жизнь такая, иногда по-другому просто нельзя в нашей стране, чтобы выжить.

Шансон рулит АУЕ. • Пацаны, хочу приехать на матч Шахтер — Партизан, хотел бы в Фан секторе поорать ауе. • АУЕ такие точно не нужны, вот поэтому они и носят козью масть, а Людьми называют достойных. Значение 2: А так же английское AUE означает приветсвие. У порядочный людей должно быть всё по людски и по порядочному, и в диалогах кто применяет матерные слова, с этим человеком нет никакого интереса общаться.

А.У.Е. данную аббревиатуру придумали не просто для того, чтобы придумывать ей разные расшифровки. И на данной странице будет изложена расшифровка АУЕ (акронима) не только в понятии воровского жаргона, но и вообще все известные значения данного акронима. Не исключено, что вполне возможно, что данное слово в среде заключенных и заимствовано от данного латинского. Просто скажу, что вот чтоб я получал невъ**енной пи**ы — такого не было. Если с городскими рамс, стараемся решить более спокойно, ибо мстят они железно, как крысье.

Но я бы в такую движуху влился вообще без б. Вообще я хочу заниматься чем-то в предпринимательском плане — ну тот же перевоз сигарет и бухла в соседние державы. Эти ребята живут не по понятиям: для них главное — деньги». Чита вся — сплошное АУЕ. АУЕ — это понятия. В полной мере понять, что такое жизнь в Забайкалье, мне приходится по дороге в следующий пункт назначения — десятитысячный город Хилок, лежащий в паре часов езды на восток.

И сейчас в войне победит то общество, у которого больше развиты технологии. Это как горилле воевать против человека. Фарту и масти пацанам тем кто в лагерях страдает за людское и воровской!!! А вы никого не уважаете,обсираете и гребете под одну гребенку всех ментов. Наши деды, отцы отбывали срока на северах, и, ни как мы сидели в камере или в отряде — «чифир гоняли», они реально работали.

Что означает слово АУЕ

А воры законные, да на страну их несколько,Люди очень скромные и на правду резкие.Нормальная «БОСОТА»против этой шляпы.АУЕ ЭТО ШЛЯПА БЕЗПОНТОВАЯ. А, следовательно, условия должны быть для всех одинаковы и все перед внутренними тюремными законами равнозначны.

Выделяемся мы тем, что слушаем музыку старую, 80-ые – 90-ые, шансон и все дела. Шабутные мы, но это и так понятно, — ни один дискач мы еще трезвыми не встречали». Я вообще очень вспыльчивый человек, мне часто это говорят. Я конфликтный, но все знают, что со мной можно вопрос решить и мирно, но нужно нервы иметь стальные.

У нас очень тесно все стоят в обществе, то есть решается спокойно. Про запрет на постоянные отношения с женщинами у воров мало слышал, но в моем случае с этим могут быть проблемы — я конкретный однолюб. Мутная это тема. Я как бы сейчас тесно общаюсь с одной девушкой, но мы еще не определились в отношениях. Она в курсе моих интересов, но я ей не насаживаю свое мнение и ей блатными заскоками голову не забиваю. А так-то во много она со мной согласна, в бытовых ситуациях.

Семью в будущем я планирую заводить, семья это святое, куда ж без нее-то». Когда братва самая обычная сотрудничает с властями или ментами, это нормально. Смерть легавым и чекистам, жизнь ворам рецидивистам!

На заснеженной дороге «Ниву» то и дело заносит. Это поселок крррииминальный, — орет водитель. Вот это школа, прикинь. У этой аббревиатуры две расшифровки: «Арестантский Уклад Един» и «Арестантское Уркаганское Единство»). Но на окраинах жизнь совершенно иная. Эти районы, наспех сооруженные в 1960-1970-х, сегодня населены главным образом безработными.

Оружия полно. Не один таксист исчез в этих краях». Блатные понятия, объясняет Андрей, стоят выше законов: они дают четкую и ясную картину мира, где все основано на «положении, порядке и подчинении». Понятия устанавливают в криминальном мире строжайшую иерархию и предписывают жестоко наказывать тех, кто был осужден за ограбление стариков или изнасилование. Большинство зон в Забайкалье — «черные»: управление там негласно передано блатным.

Это против воровского закона, — настаивает мой собеседник. А еще это единство, братство, бунтарство. Но главное — это люди, которые отказываются жить по навязанным правилам». Не нами это заведено, но нами будет чтиться! Вы не представляете, до чего мы тут дошли. У нас настоящая война, эти дети и их родители нас терроризируют». Детей заставляли давать клятву, что они никому не расскажут, и прошло больше года, прежде чем об этом узнали взрослые.

В конце января родители во главе с Иваном не выдержали и решили разобраться своими силами. Как бы то ни было, члены АУЕ пожаловались в полицию, и теперь родители со страхом ждут, заведут против них дело или нет. Тем временем задержали и инициатора-уголовника. По словам Людмилы, более 40% молодежи в поселке состоит в АУЕ. «У них нет ни мозгов, ни тормозов. Но на самом деле они и сами узники. А уголовники, в общем-то, искренне расположены к детям. А дети чувствуют, кому они нужны».

Читайте также:

Их кормят свежими фруктами и овощами, наши собственные дети о таком даже не мечтают. Что самое примечательно, это то, что латинское слово AUE означает «здравствуй». Арестантский Уклад Един, значит, этот уклад сложился еще в первых десятилетиях прошлого века и он уже давно не действует. Ведь когда заключенные при приветствии друг друга часто употребляют именно это слово и уже не просто в значении общей идеологии. Одним словом, АУЕ это воровское сообщество, которое против законов и ментов.

Другие посетители сайта сейчас читают:

zdravbaza.ru

Тюремные понятия и законы: советы бывалых

Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?

Тюремный закон

Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.

Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон – это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.

Таким образом, тюремный закон – это лишь определенная часть закона воровского. Отличие их лишь в том, что первый – обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».

Какой он, закон тюремный?

Тюремные понятия и законы, запреты строго соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).

Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:

— Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.

— С почтением относиться к старикам, родителям.

— Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.

— Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.

— Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.

— Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).

— Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.

Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.

Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) – его дадут.

Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.

«Преступление и наказание»

Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».

За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:

— Избиению.

— Удару по ушам (дать по ушам – означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.

— Перелому конечностей – руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.

— Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.

— Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».

— Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.

Виды тюремных понятий

Понятия – это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законы подразделяются на две большие группы:

— положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;

— отрицательные – те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).

Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные – на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).

Понятия – фундамент взаимоотношений?

Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.

Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» — то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.

Колонии и тюрьмы – это места лишения свободы, в которых не прощаются ошибки. В связи с этим заключенный, нарушивший нормы «людского» сосуществования, лишается возможности искупить свою вину. Такой арестант на протяжении всего срока заключения, скорее всего, будет подвергаться унижениям и издевательствам со стороны сокамерников.

Таким образом, тюремные понятия и законы, правила поведения являются платформой, на которой строятся взаимоотношения между заключенными. При этом людские понятия, по смыслу, направлены на самопожертвование, стремление к взаимопомощи, сочувствие, человечность и взаимопонимание. Тогда как гадские являются полной противоположностью и основываются на желании удовлетворить только свои потребности и интересы, поставить себя выше остальных.

Основные понятия

Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.

Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» – это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.

Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой – это «гоп-стоп», убийство – «мокрое дело», язык – «метла», особо опасный рецидивист – «особняк», тюремный коридор – «продол», выяснение отношений – «разборка», сбежать или скрываться – «сесть на колеса» и другие.

Без знания тюремной терминологии заключенному практически невозможно существовать в местах лишения свободы. Поэтому если осужденный не хочет иметь лишних проблем – он, как правило, еще находясь в следственном изоляторе, начинает постигать «блатной язык». Ведь без знания специфической тюремной терминологии нельзя понять, к примеру, выражение: «Смотрящий с мандатом предъявляет авторитетным блатным». В «переводе» на простой язык оно означает, что «главный на зоне передает важную информацию, содержащуюся в записке, почитаемой и уважаемой на зоне группе заключенных».

Таким образом, тюремные понятия и законы воровские (а точнее, тюремные) являются обязательными знаниями, которые заключенный приобретает, еще находясь в местах предварительного заключения (СИЗО).

Однако осужденному необходимо знать не только тюремные понятия и законы, правила поведения, но и так называемые касты, то есть категории заключенных (в одну из которых сам осужденный обязательно будет входить).

Тюремные «касты»

Не бывает арестантов, которые не входили бы ни в одну из категорий заключенных. Все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, условно подразделяются по группам или, как говорят сами заключенные, «кастам». Переход из привилегированной категории в более низшую категорию возможен (например, в связи с совершением какого-либо поступка, который тюремные понятия и законы, поведение зеков относит к «косяку»). А вот переход из низшей в высшую – исключен.

Итак, существует четыре основных тюремных «касты»:

  • блатные;
  • мужики;
  • козлы;
  • отверженные.

Первая «каста» — блатные. Это так называемые профессиональные преступники со стажем. Сами представители этой группы себя блатными не называют, а употребляют такие понятия, как «братва», «арестанты», «бродяги», «путевые».

Указанная группа является верхушкой иерархии, попасть в которую может далеко не каждый. Существуют строгие требования к заключенным, входящим в данную «касту». Так, «бродягой» никогда не станет тот, кто на воле занимал руководящие должности, имел какое-либо отношение к структурам власти, служил в армии. Не попадут в «касту» и те, кто работал в сфере обслуживания (к примеру, официантом, доставщиком, таксистом).

Несколько десятилетий назад «блатные», находясь на свободе, вообще не должны были работать ни дня. Также им запрещалось жениться, выполнять обязательные работы на зоне. Сейчас эти требования в большинстве тюрем не применяется.

Помимо «чистой» биографии и статуса профессионального преступника, заключенный, желающий попасть в эту «касту», должен соблюдать абсолютно все тюремные понятия и законы, традиции.

Блатные обладают на зоне и в тюрьме (или как говорят сами заключенные, «на тюрьме») огромной властью. Именно они решают все конфликтные ситуации и споры, возникающие между заключенными, следят за тем, чтобы никто из осужденных не был безосновательно обижен или унижен.

Имеют представители этой группы и особые привилегии. Так, они могут не работать и самостоятельно принимать решение о том, что из так называемого общака можно оставить себе.

Именно из этой «касты» выбирается «пахан» — главный на зоне. При этом если в тюрьме есть признанный «вор в законе», то указанную «должность» обязательно занимает он. К слову, «воры в законе» — это привилегированная, высшая группа заключенных. В нее входят лишь признанные преступным миром нарушители закона, соответствующие всем вышеперечисленным требованиям.

Если же на зоне нет «вора в законе», то туда направляется лицо, исполняющее его обязанности, то есть «смотрящий». Он выполняет все функции «пахана».

В настоящее время в некоторых местах лишения свободы так называемые паханы негласно сотрудничают с администрацией колонии: они наводят на зоне такой порядок, какой необходим руководству. Начальство колонии за такое вот сотрудничество на многое закрывает глаза: к примеру, на то, что к «пахану» попадает водка, анаша и прочее.

Стоит отметить, что развитие рыночных отношений в стране не обошло и места лишения свободы. С недавних пор «вором в законе» можно стать за деньги, то есть купить это звание. И, несмотря на то, что тюремные понятия и законы ясности никак не стыкуются с этим фактом, исключать его все же невозможно. Таких вот новоиспеченных и не очень идейных воров в законе называют «апельсинами».

Кого на зоне больше?

Каста «мужики» — самая большая, и в нее, как правило, входит около 60-70 процентов всех заключенных. В указанную группу входят самые обычные заключенные, которые отбывают наказание за незначительные (по меркам преступников) наказания: драки, небольшие кражи и другие аналогичные деяния.

«Мужики» правом голоса на «разборках» не обладают, никакие решения на зоне не принимают, словом, просто отбывают свой срок, стараясь никуда не вмешиваться, и после освобождения планируют вернуться к жизни обычного законопослушного гражданина.

Кто такие «козлы»?

Следующая каста — «козлы». В нее входят заключенные, которые по своей воле либо по принуждению сотрудничают с администрацией лагеря. Они могут занимать должность библиотекаря, завхоза, коменданта зоны, то есть любую должность, которая фактически имеется в штате исправительного учреждения.

Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.

Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.

Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».

«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.

Самое ужасное

Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).

Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» — его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.

Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.

Эпилог

В местах лишения свободы жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.

Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.

Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов – то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.

Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.

Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти общий язык с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники — тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *