Как развить навыки общения
Как развить навыки общения, коммуникабельность
Для развития навыков общения с друзьями, родственниками, коллегами, а также случайными и посторонними людьми, следует придерживаться некоторых несложных и доступных каждому человеку рекомендаций:
Желательно использовать приятные интонации голоса, ведь важна не только суть фразы, а и то, как она была сказана, какой эмоциональный подтекст закладывался человеком. Грубый тон испортит даже самое милое и тактичное изречение, человек почувствует агрессию и настроится против собеседника.
- первая — это желание говорить прежде, чем нужно;
- вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;
- третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Необходимо почаще называть человека по имени — так считал Дейл Карнеги, американский педагог и писатель. Для каждого из нас собственное имя — самый приятный в мире звук, поэтому при знакомстве следует поинтересоваться (если имя редкое) как правильно обращаться к человеку. Начиная приветствие или фразу, необходимо упомянуть имя собеседника, чтобы он знал, что изречение адресовано именно ему.
Разговаривать следует о том, что интересует собеседника. Этот навык довольно часто используют успешные дипломаты для достижения консенсуса с самым несговорчивым чиновником. Разговор начинается не с предмета будущей договорённости, а с беседы о хобби оппонента, например, о рыбалке. Человек может часами рассказывать о том, что ему действительно интересно, а если видит осведомлённость и искренний интерес собеседника, то на уровне подсознания будет испытывать доверие к оппоненту.
Следует как можно чаще улыбаться. Естественно, не нужно выглядеть клоуном и смеяться 24 часа в сутки, но искренняя улыбка заставит человека невольно улыбнуться в ответ, что станет хорошим началом беседы. Важно, чтобы улыбка была естественной, фальшивое выражение лица играет обратный эффект. Для этого нужно просто подумать о чём-то приятном, вспомнить курьёзный случай.
Необходимо научиться слушать. Даже если вы совершенно не согласны с мнением собеседника, научитесь выслушать человека до конца, не перебивая. Человек, которому не дали закончить собственную мысль, может затаить глубокую обиду на собеседника, посчитав, что его речь даже не достойна внимания.
Старайтесь говорить меньше собеседника. Легендарный обольститель Казанова добивался сердца некоторых девушек тем, что просто слушал говорливых барышень, изредка вставляя короткие реплики. После беседы дамы с восхищением рассказывали, что Казанова — интересный собеседник, хотя на самом деле он практически не сказал ни слова.
Следует научиться выступать инициатором разговора — увидев старого знакомого не ограничивайтесь сухим и формальным приветствием, поинтересуйтесь (если позволяет место и обстановка) какой-нибудь его характерной особенностью, увлечением, стилем одежды. Проявляя искренний интерес к людям, человек почувствует взаимное позитивное отношение к себе.
Не нужно избегать общения — даже с незнакомыми людьми можно поговорить на определённые нейтральные темы (о погоде, о ситуации на дороге, обсудить последние новости города). Не беда, если кто-то в силу плохого воспитания или настроения не захочет с вами общаться. Вы почувствуете уверенность в своих навыках общения и сможете применить их в нужной ситуации.
Как развить навыки общения
Получайте удовольствие от процесса беседы. Все люди подсознательно готовят себя к предстоящей встрече, рисуя в воображении ее возможное течение. Так, например, встреча с давним приятелем представляется скучной и пресной, так как вы знаете, что приятель этот – редкостный зануда. Беседа с начальством предполагает некую нервозность и скованность. Но вы можете вполне реально настроиться на лучшее. Достаточно помнить о том, что в любой момент вы можете изменить сам ход беседы, поменяться ролями со своим собеседником. Если не хотите слушать своего друга-зануду – предложите тему, которая одинаково заинтересует вас обоих. Хотите избежать неприятного разговора с начальством – расскажите о тех успехах, которых вам удалось достичь. Из любой ситуации научитесь извлекать что-либо полезное для себя. Тогда и общение станет для вас более привлекательным.
Если вы даже случайно увидели знакомого вам человека – всегда старайтесь первым вступить в разговор. Не прячьтесь – ничего, кроме отрицательных эмоций и обиды, вы не получите. Однако, вступая в разговор, старайтесь сделать так, чтобы собеседник не чувствовал, что вам пришлось начать разговор, выкажите хотя бы небольшую долю расположения к человеку, не разговаривайте слишком формально.
Развитие коммуникабельности невозможно без соответствующих жестов и мимики. Обычно коммуникабельные люди отличные рассказчики, которые легко могут дополнить свои рассказы сочными деталями, подробностями и жестами.
Помните, что коммуникабельный человек – всегда оптимист. Поэтому побольше улыбайтесь. Люди лучше идут на контакт с улыбчивым позитивным человеком, чем с угрюмым, унылым лицом.
Саморазвитие и личностный рост
Сайт о саморазвитии: духовном, профессиональном и физическом
Если у вас плохо обстоят дела с общением, то возникает справедливый вопрос, как развить навыки общения? Можно ли их развить вообще, или это врожденное качество и вам это просто не дано? Как показывает статистика, большинство людей рождается без развитых навыков общение, лишь малая часть обладает этим с детства. Не стоит огорчаться по этому поводу, потому что практически каждый человек может развить в себе навыки общения, применяя специальные упражнения, как обычный спортсмен, развивает силу или выносливость.
Чтобы ответить на вопрос, как развить навыки общения, можно порекомендовать перечень простых правил, соблюдение которых, поможет вам в качественном общении с множеством людей.
Постарайтесь проявить искренний, не показной интерес к окружающим вас людям, вы станете более справедливо относиться к ним, и они это почувствуют.
Попробуйте найти определенные достоинства в человеке, даже если он вам неприятен. Дайте ему почувствовать его уникальность и значимость. Постарайтесь понять поступок другого человека, не осуждайте его, не разобравшись в ситуации и мотивах. Не атакуйте его, чтобы он не занял оборону против вас.
Всегда улыбайтесь, будьте вежливыми и доброжелательными, это дает поразительный эффект, вспомните, у кого вы с большим удовольствием покупаете, у хмурого или веселого продавца?
Источники:
Как развить навыки общения, коммуникабельность
Для развития навыков общения с друзьями, родственниками, коллегами, а также случайными и посторонними людьми, следует придерживаться некоторых несложных и доступных …
http://fitomania.com/kak-razvit-navyki-obshheniya/
Как развить навыки общения
??? Как отличить общительного человека? Да очень просто. Такой человек получает удовольствие от самого процесса, ему неважна тема и собеседник. Для таких людей отличительными свойствами являются
Саморазвитие и личностный рост
Как развить навыки общения?. ..Если у вас плохо обстоят дела с общением, то возникает справедливый вопрос, как развить навыки общения? Можно ли их развить вообще, или это врожденное качество и вам это просто не дано? Как показывает статистика…
http://drive-to-wealth.ru/kak-razvit-navyiki-obshheniya/
psihologvsem.ru
Как развить навыки общения даже молчаливому человеку?
Обладать развитыми навыками общения необходимо каждому, кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице или просто уметь находить общий язык с окружающими. Вокруг нас много людей, которые ведут пустые разговоры, часто отходят от темы и уделяют время вопросам, не стоящим обсуждения. Естественно, что в нашей жизни должны присутствовать и обычные разговоры, когда мы можем обсудить с человеком новую серию любимого сериала или просто поговорить о погоде. Однако при этом необходимо научиться находить баланс между важными диалогами и разговорами ни о чем. Ниже вы найдете рекомендации, которые помогут вам развить ваши навыки общения и эффективно взаимодействовать с людьми.
Как развить навыки общения?
1. Цените время вашего собеседника
У каждого человека есть определенные планы на день. И если у вас появилось немного времени для обсуждения несущественных вещей и дружеской беседы, это не значит, что и ваш собеседник так же положительно настроен на разговор. У него могут быть срочные дела, большой объем работы или важная встреча. Ваше желание пообщаться может вызвать у собеседника лишь раздражение. А такие эмоции не способствуют развитию дружеских отношений. Поэтому перед подобными неконструктивными диалогами всегда интересуйтесь, есть ли у вашего собеседника на это время. Такое уважительное отношение точно вызовет к вам симпатию и желание пообщаться в будущем.
2. Один разговор – одна проблема
Некоторые люди стремятся буквально в рамках одной короткой беседы решить сразу же десяток сложных вопросов, каждому из которых необходимо уделить особое внимание. Многие проблемы требуют тщательного анализа, обдумывания и оценки различных вариантов их решения. Поэтому при построении диалога старайтесь концентрироваться на решении лишь одного проблемного вопроса. Если же вам срочно необходимо охватить сразу несколько тем, правильно ранжируйте их по степени сложности, важности и эмоциональности.
3. Научитесь не только слушать, но и слышать собеседника
Люди, способные эффективно общаться с окружающими, обычно немногословны. Они предпочитают слушать собеседника, периодически вставляя свои обдуманные замечания или дополнения. Хороший собеседник не станет перебивать говорящего, а постарается вникнуть с суть того, о чем ему рассказывают. Он никогда не принимает поспешных решений. Ведь иногда людям нужно дать немного времени, чтобы они объяснили ситуацию и мотивы своих поступков. Такое внимание к собеседнику – это один из самых эффективных инструментов для построения конструктивного диалога.
При этом стоит избегать долгого молчания. Иначе оно может быть воспринято как знак того, что вы не слушаете собеседника. Поэтому в течение беседы обязательно проявляйте интерес, задавайте вопросы или делайте ценные замечания, чтобы показать человеку, что вы активно участвуете в беседе.
4. Общение по телефону
Если вам предстоит важный телефонный разговор, заранее продумайте свою речь, а также вопросы, которые вы обязательно должны задать. Чтобы легче было строить беседу, составьте план, отметив в нем ключевые моменты предстоящего разговора. Во время телефонного диалога давайте собеседнику время для высказывания своей точки зрения. Если вам задали вопрос, на который вы не можете ответить, честно признайтесь в этом. Не стоит отклоняться от темы или просто молчать в трубку. Это создаст у собеседника неприятное впечатление о вас.
5. Конструктивное общение во время групповых бесед
При общении в группе многие желают потешить самолюбие, высказывая свое мнение по каждому вопросу, даже если в их высказываниях есть явные ошибки или неточности. Поэтому при подобной форме общения также важно уметь слушать окружающих. В течение беседы записывайте возникшие у вас идеи и интересные мысли. А затем озвучьте их, когда наступит подходящий момент или кто-то из группы обратится непосредственно к вам. При организации групповых обсуждений лучше устанавливать временные лимиты, чтобы сократить выступление людей, любящих вести пустые разговоры.
6. Разделяйте конструктивное и неконструктивное общение
Если вы хотите построить дружеские отношения с коллегами, то используйте для этого свободное время или обеденные перерывы. А вот в рабочие часы лучше сосредоточиться на решение важных задач. Конструктивное общение всегда должно быть в приоритете, так как от него зависят ваши карьерные успехи. Неконструктивные диалоги не должны оказывать влияние на вашу работу, поэтому подобное общение должно приходиться исключительно на свободные часы.
abzac.cc
❶ Как развить навыки общения :: JustLady.ru
Вы считаете себя общительным человеком, но в то же время вступаете в диалог только при наличии симпатичного вам собеседника и хорошего настроения? Или, видя знакомого, спешите свернуть или перейти на другую сторону тротуара, лишь бы не встретиться с ним? Все это свидетельствует о том, что на самом деле человек вы совсем необщительный. Не избегайте случайных встреч. Поддерживайте разговор с малознакомыми или незнакомыми людьми в магазинах или на остановках, в метро. Все это положительно скажется на вашей коммуникабельности.Получайте удовольствие от процесса беседы. Все люди подсознательно готовят себя к предстоящей встрече, рисуя в воображении ее возможное течение. Так, например, встреча с давним приятелем представляется скучной и пресной, так как вы знаете, что приятель этот – редкостный зануда. Беседа с начальством предполагает некую нервозность и скованность. Но вы можете вполне реально настроиться на лучшее. Достаточно помнить о том, что в любой момент вы можете изменить сам ход беседы, поменяться ролями со своим собеседником. Если не хотите слушать своего друга-зануду – предложите тему, которая одинаково заинтересует вас обоих. Хотите избежать неприятного разговора с начальством – расскажите о тех успехах, которых вам удалось достичь. Из любой ситуации научитесь извлекать что-либо полезное для себя. Тогда и общение станет для вас более привлекательным.
Если вы даже случайно увидели знакомого вам человека – всегда старайтесь первым вступить в разговор. Не прячьтесь – ничего, кроме отрицательных эмоций и обиды, вы не получите. Однако, вступая в разговор, старайтесь сделать так, чтобы собеседник не чувствовал, что вам пришлось начать разговор, выкажите хотя бы небольшую долю расположения к человеку, не разговаривайте слишком формально.
Развитие коммуникабельности невозможно без соответствующих жестов и мимики. Обычно коммуникабельные люди отличные рассказчики, которые легко могут дополнить свои рассказы сочными деталями, подробностями и жестами.
Помните, что коммуникабельный человек – всегда оптимист. Поэтому побольше улыбайтесь. Люди лучше идут на контакт с улыбчивым позитивным человеком, чем с угрюмым, унылым лицом.
www.justlady.ru
Как развить навыки общения | Саморазвитие и личностный рост
Если у вас плохо обстоят дела с общением, то возникает справедливый вопрос, как развить навыки общения? Можно ли их развить вообще, или это врожденное качество и вам это просто не дано? Как показывает статистика, большинство людей рождается без развитых навыков общение, лишь малая часть обладает этим с детства. Не стоит огорчаться по этому поводу, потому что практически каждый человек может развить в себе навыки общения, применяя специальные упражнения, как обычный спортсмен, развивает силу или выносливость.
Чтобы ответить на вопрос, как развить навыки общения, можно порекомендовать перечень простых правил, соблюдение которых, поможет вам в качественном общении с множеством людей.
Постарайтесь проявить искренний, не показной интерес к окружающим вас людям, вы станете более справедливо относиться к ним, и они это почувствуют.
Попробуйте найти определенные достоинства в человеке, даже если он вам неприятен. Дайте ему почувствовать его уникальность и значимость. Постарайтесь понять поступок другого человека, не осуждайте его, не разобравшись в ситуации и мотивах. Не атакуйте его, чтобы он не занял оборону против вас.
Всегда улыбайтесь, будьте вежливыми и доброжелательными, это дает поразительный эффект, вспомните, у кого вы с большим удовольствием покупаете, у хмурого или веселого продавца?
Самым главным звуком, для человека, является его собственное имя. Постарайтесь в разговоре, почаще обращаться по имени, или по имени и отчеству. Этот секрет мало кто знает и использует. Ведите разговор не только о том, что интересно вам. Постарайтесь выяснить, что интересует вашего собеседника, и заведите разговор на интересующую его тему. Не перебивайте вашего собеседника, научитесь слушать. Это поможет ему раскрыться и рассказать вам то, что вы не узнали бы, даже задавая прямые вопросы. Кроме того, это еще больше расположит человека к вам. Говорите меньше и слушайте больше. Не забывайте, что у каждого человека есть собственные вкусы и взгляды на события, и жизнь вообще. Не осуждайте эти взгляды, даже если они вам кажутся абсурдными. Другой человек имеет право на собственное мнение, так же, как и вы имеете право на свой собственный взгляд. Попробуйте встать на место своего оппонента и увидеть мир его глазами. Это поможет вам лучше понять вашего собеседника. Чтобы не обидеть собеседника, но указать ему на его неправильное поведение, сначала узнайте, что он сам об этом думает. После этого, сначала похвалите его за то, что он сделал хорошо, а потом мягко укажите ему на недочет в работе.
drive-to-wealth.ru
Как развить навыки общения В Погоне За Счастьем!
Навыки общения
Какие черты отличают общительного человека?
Все очень просто. Для такого человека не важен собеседник и тема разговора, он наслаждается самим процессом общения. Такие люди отличаются уверенностью в своих силах, умением держать любую ситуацию под контролем, они не теряются при общении с новыми незнакомыми людьми. Могут успешно провести даже сложные переговоры, им свойственно стремление к лидерству. Если вам для повседневной жизни и работы не хватает этих качеств, в этой статье вы узнаете, как развить навыки общения.
Возможно вы относите себя к общительным людям, но чтобы вступить в диалог, вам необходимо наличие симпатичного собеседника и присутствие хорошего настроения. Или при виде знакомого вы спешите свернуть в сторону или, вообще, перейти на другую сторону улицы, лишь бы не встречаться с ним. Все эти ситуации красноречиво свидетельствуют о том, что на самом деле вы малообщительный человек.
Перестаньте избегать случайных встреч, поддерживайте разговоры с малознакомыми или вовсе не знакомыми людьми в метро, на остановках, в магазинах, на рынке или в сумермаркете. Все это незамедлительно скажется на повышении вашей коммуникабельности.
Научитесь испытывать удовольствие от процесса общения. Подсознательно все люди готовят себя к предстоящей встрече. Прокручивая в голове возможные темы разговора и течение всей беседы. Встреча с давним приятелем, например, представляется заранее скучной и неинтересной, так как вы прекрасно знаете, что приятель на редкость нудный человек. Беседа с начальством рисуется скованной и нервозной.
Но в ваших силах реально настроить себя на лучшее. В любой момент необходимо помнить, что вы сами в силах изменить ход беседы и поменяться ролями с собеседником. Не хотите слушать друга-зануду – предложите тему, которая будет интересна вам обоим. Желаете избежать тяжелого разговора с начальством – расскажите о достигнутых вами успехах. Надо научиться из любой ситуации извлекать что-нибудь полезное для себя. В этом случае и общение станет более привлекательным для вас.
Например, увидели случайно старого знакомого, постарайтесь первым вступить с ним в разговор. Не прячьтесь и не делайте вид, что не заметили его. Кроме обиды и отрицательных эмоций ничего не получите. Но не начинайте разговор с ним чересчур фамильярно, сделайте так, чтобы собеседник не чувствовал, что вы начали разговор первым.
Развитие коммуникабельности не отделимо от развития жестов и мимики. Чаще всего коммуникабельные люди – отличные рассказчики. Они с легкостью дополняют свой рассказ подробностями и красноречивыми жестами.
Помните, что такие люди – всегда оптимисты. Поэтому больше улыбайтесь. Люди всегда более охотно идут на контакт с позитивным и улыбчивым человеком, чем с угрюмым, неприветливым букой.
♥ Метки: Коммуникация > навыки > саморазвитие
konstantinbabiy.ru
Развитие навыков общения | Психология отношений
Как развивать навыки общения
Общение , наверное, самый востребованный и необходимый навык для любого человека. Невозможно представить жизнь вне контакта с другими людьми, без каких-то разговоров и общения. Посредством общения мы получаем информацию, делимся мнениями, получаем эмоциональную и энергетическую подпитку. Поэтому так важно качество этого процесса и его смысл.
Правильно общаться еще надо уметь. И этому надо учиться.
Многие люди стеснительны от природы и испытывают сложности, не зная, как же начать общаться с другими. Они считают, что им это просто не дано. Тем не менее навыки общения развиваются как и любые другие навыки. Это вовсе не врожденное качество, дети обретают этот навык, как говорится, в песочнице. Да еще в семье. Именно родители передают первые правила правильного общения. И от атмосферы в семье зависит то, как будет их ребенок чувствовать себя среди других. Поэтому так важно обладать этими навыками каждому родителю, чтобы потом передать их своим детям.
Общение – это обоюдный процесс, который имеет свои законы и правила. И прежде чем, приступать к развитию навыков, следует ознакомиться с их перечнем. Поскольку это – тот фундамент, на котором строится эффективное общение.
Итак, пять простых правил общения , которые помогут вам эффективно взаимодействовать с другими людьми:
Упражнения для развития
А теперь несколько упражнений, который позволят вам развить и укрепить такой необходимый навык.
Согласитесь, что голливудская улыбка, которую так рекламируют на Западе и требуют в некоторых компаниях, иногда вызывает впечатление, что человек, так сказать, не в себе.
Вместо глупой ухмылки на все тридцать два научитесь дарить людям личную струящуюся улыбку. Для этого вначале одну-две секунды хорошо всмотритесь в человека и постарайтесь почувствовать его.
А затем подарите ему свою широкую теплую улыбку, что как будто струится из ваших глаз и лица и несет тепло человеку. Как раз задержка покажет людям, что ваша улыбка искренняя и предназначена только для них.
Конечно, чтобы успешно освоить такую улыбку, надо потренироваться. Но эффект того стоит.
Если вы повстречали незнакомого человека и вам захотелось с ним пообщаться, просто представьте себе, что это ваш старый друг (или ваша старая любовь или симпатия). Вы так давно расстались, но тут сюрприз: судьба вновь вас свела вместе.
Ваши мысли запустят цепную реакцию во всем теле: изменится ваш взгляд, положение тела, ваши жесты.
С таким чувством вам сразу станет легче общаться с человеком. А он почувствует ваше теплое отношение и тоже будет к вам открыт. Кто знает, может быть, вам и будет суждено подружиться с ним по-настоящему.
Если вы никак не можете найти повода для знакомства и своих первых слов, то просто расположитесь недалеко от компании, в чей круг вам бы хотелось внедриться, и развесьте свои уши. Как только вы услышите что-то, на что вы можете вставить “свои пять копеек”, вежливо и уверенно скажите: “Извините, я тут случайно услышал…”
Понравились вам эти нехитрые упражнения? Я думаю, они будут хороши и для тех, у кого развиты навыки общения и кто не испытывает никаких трудностей. Их практика придаст вам изюминку и добавить еще новые штрихи к вашей манере общаться.
18 комментариев
Отличные советы, особенно для застенчивых людей. Я не очень общительна, поэтому нужно будет потренироваться
Обязательно тренируйтесь. Я тоже когда-то была очень стеснительной девочкой. А сейчас не проблема общаться с любым человеком. Сейчас на отдыхе спокойно общаемся с разными национальностями, даже без знания языка. Было бы желание общаться, а понимания всегда можно достичь.
Вы знаете вы правы,улыбка всегда располагает к общению. Я просто по себе знаю. и мои сотрудники всегда удивлялись, какое бы ни было у меня настроение на лице всегда была улыбка. Это наверное уже настолько вошло в мою привычку, что даже по телефону я разговариваю улыбаясь,и чувствую что на том конце провода. собеседник общается со мной уже не в скованном а в расслабленном состоянии
Прекрасный пример. Это, в принципе, должна быть отдельная тема — «правила разговора по телефону». Улыбка, действительно, чувствуется по телефону. Есть простой совет — Сначала улыбнись, вздохни, а потом подымай трубку, ожидая приятный сюрприз.
Мне всем 5 навыкам учиться не стоит. Умею это все с рождения. Ну, может быть, немного пришлось поучиться слушать и не перебивать собеседника.
В остальном — все делаю так без всякого обучения.
Это счастье, что навыки эти развиты с детства. Многим все-таки надо еще работать и работать
Улыбка — это, конечно, хорошо. Но она должна быть искренней. Иначе, лучше вообще не улыбаться.
Об этом и речь велась
Хорошие советы! Помню в 1985 году по рукам ходил самиздат Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В то время не было в книжных магазинах таких книг, и я перепечатывал этот самиздат на пишущей машинке под копирку в 6 экз. для себя и друзей. А сейчас подобной литературы очень много.
Тем не менее проблема как была, так и остается острой. Потому что наличие литературы не гарантирует ее изучения
Я в юности тоже не была слишком общительной. Поэтому могу дать совет, главное, преодолеть страх. И чем больше общаешься, тем легче,и уже нет повода задумываться об общительности. Советы в ствтье помогут.
Я уже рассматривала методы борьбы со страхом. Так что те, у кого есть такая проблема, поможет познакомиться с полезными советами, что там даны. главное. работать над собой. А успех обязательно придет.
Упражнения супер. Первый раз о них услышала. Именно в виде упражнений, конечно. Спасибо!
Пусть они принесут вам пользу!
действительно важно развивать правила общения, спасибо за упражнения
Трудно сделать заинтересованное лицо, если собеседник тебе не интересен.
Общение, навыки общения
общение школьник ролевой игра
Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник общения выступает в ходе него не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения
Любой акт, даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишённое способности восприятия или ответной психической активности. Только ориентация на отношение другого и его активность, учёт его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.
Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.
Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра свидетельствует о такой чувствительности.
В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение, это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает. Само слово «общение» говорит об общности, сопричастности.
Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное, чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Общение выполняет разнообразные функции, среди них выделяются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональное самовыражение и познание людьми друг друга. Функции коммуникативных сигналов в контексте общения выполняют средства общения — осознаваемые и неосознаваемые реакции и поведенческие проявления. Выделяют 3 основные категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие её функции и роль в общении.
Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.д. это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому и составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Особенностью экспрессивно-мимических средств общения являются их неоднозначность и аморфность, они не несут определённого фиксированного содержания. Одним из средств общения являются выразительные движения.
Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные средства общения. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, притягивание и передача предметов, действия с предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнёра к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.
Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.
Развитие общения со взрослым происходит как смена нескольких форм общения. Формы общения — это качественные ступени развития общения. Каждая форма общения характеризуется следующими основными параметрами:
1) временем возникновения и длительностью функционирования в качестве основной;
2) местом, занимаемым данной формой общения в более широком контексте жизнедеятельности ребёнка;
3) основным содержанием коммуникативной потребности, удовлетворяемой детьми в ходе общения данной формы общения;
4) характером ведущих мотивов, побуждающих ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими людьми;
5) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребёнка с окружающими людьми. М.И. Лисиной выделено четыре формы общения ребёнка со взрослым:
1. ситуативно-личностное общение — генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни;
2. ситуативно-деловое общение — вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнёрами; она характерна для детей раннего возраста;
3. внеситуативно-познавательное общение;
4. внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства..
Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.
Ребёнок к 6 — 7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребёнка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.
К 6 — 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.
Одним из важнейших показателей готовности к школьному обучению является сформированность общения, так как именно оно представляет собой фактор развития других показателей (определённый уровень развития психических процессов, уровень эмоционально-мотивационной готовности, наличие произвольности, волевого поведения). Так, предлагаемый Е.Е. Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Автор практически доказала значение сюжетно-ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы будущего школьника.
Итак, в дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не замкнуть начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.
Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.
Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость — нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть — является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Способность общаться со сверстниками и взрослыми — это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность — это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.
Источники:
Как развивать навыки общения
Многие люди испытывают сложности при общении с другими. Они считают,что им это не дано. Но навыки общения развиваются как и любые другие навыки. Три упраженения
http://siellon.com/kak-razvivat-navyiki-obshheniya/
Общение, навыки общения
Общение, навыки общения общение школьник ролевой игра Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и
http://studbooks.net/1759646/pedagogika/obschenie_navyki_obscheniya
(Visited 2 times, 1 visits today)
psiholog4you.ru
Как помочь ребенку развивать навыки общения – Развитие ребенка
Рейтинг Советы родителям, которые помогут развить коммуникабельность у детей разного возраста |
Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?
Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.
Навыки общения, которые необходимо знать всем детям
Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.
Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.
Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.
Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста
Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:
- слушать других;
- следовать инструкциям;
- следовать правилам;
- не обращать внимания на отвлекающие факторы;
- обращаться за помощью;
- говорить по очереди;
- ладить с окружающими;
- сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
- быть ответственным за свое поведение;
- делать приятное другим людям.
Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.
Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков
Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.
Как перестать беспокоиться о том, что думают другие
Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:
- устанавливать собственные цели;
- определять и изменять свое саботажное поведение;
- ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
- сочувствовать другим людям;
- конструктивно управлять гневом;
- разрешать конфликты мирным путем.
Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.
Моделируйте навыки общения
В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.
Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).
Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.
Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.
Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».
Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.
Не называйте детей застенчивыми
Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.
Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».
Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.
Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.
Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе
Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.
Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.
Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.
Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.
Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.
Расслабьтесь
Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.
Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):
- У ребенка нет одного-двух близких друзей.
- Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
- Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
- Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
- Не может инициировать или поддерживать разговор.
- Говорит громче, чем большинство детей.
- Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.
В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.
* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Google+
Развитие ребенка
19.01.2016
childdevelop.ru