Содержание

Плюсы и минусы многоженства в исламе :: SYL.ru

Все законы в исламе исходят от Аллаха. Его воля прописана в законах шариата и приносит пользу обществу и каждому отдельному человеку. И польза всегда больше вреда.

Одним из таких законов является многоженство, которое, по словам Аллаха, следует рассматривать как решение всех социальных проблем общества: сиротства, вдовства. В исламе, согласно законам шариата, разрешается иметь не более 4 жен.

Многоженство в исламе

Согласно Корану, Аллах говорил, что мужчины могут жениться на двух, трех, четырех женщинах, если будут одинаково справедливы ко всем. Если более скрупулезно изучать вопрос многоженства, то обнаружится, что это вовсе не обязательно. Это право дается мужчине, но воспользуется он им или нет, решать только ему. Но в некоторых исключительных случаях многоженство даже желательно. Итак, почему в исламе разрешено многоженство?

Полигамия, как правило, практикуется в той местности, где мужчин меньше, чем женщин. У последних рано или поздно все равно возникает желание завести ребенка, даже если не удалось создать семью. Она либо заводит ребенка вне семьи, либо разрушает чей-то брак. Следовательно, появляются разводы и незаконнорожденные дети.

Многоженство и права женщин в обществе

Многоженство в исламе защищает права женщин, чтобы они находились под защитой, не остались старыми девами и смогли себя реализовать в материнстве. Общество как бы защищается от разврата, порока и морального разложения. Женщина соглашается на роль второй, третьей или четвертой жены, так как в свое время не смогла стать первой. Полигамия в исламе обеспечивает благополучие и права женщин и защищает интересы детей. Это главные причины, почему в исламе не запрещено многоженство.

Причины, почему в исламе разрешено многоженство

Полигамия известна в обществе с древних времен, ислам ограничил его и определил рамки.

Почему в этой религии не запретили многоженство полностью, а только ограничили его?

Во многих странах негативно относятся к полигамии, многие супруги там имеют любовниц и любовников на стороне. В Европейских странах, например, каждый четвертый ребенок рождается вне брака.

Почему в исламе многоженство до сих пор популярная форма брака?

Во-первых, чтобы каждая женщина имела возможность стать женой и матерью и находилась под защитой (женщин больше чем мужчин).

Во-вторых, если по каким-то причинам первая жена не может зачать и родить ребенка, то для продолжения рода мужчина может жениться второй раз.

В-третьих, для увеличения потомства — три и четыре жены могут родить больше детей, чем одна.

В-четвертых, если муж долгое время вынужден быть вдалеке от дома, чтобы не заводить связи на стороне, он имеет возможность жениться.

В-пятых, если мужчина не может удовлетворить свои потребности с женой и не испытывает к ней прежних чувств, ислам предлагает не развод, как в западноевропейских странах, а второй брак.

В исламе мужчина имеет право на ограниченное многоженство, то есть жениться не более чем на четырех женщинах. Он не может быть женат одновременно более чем на двух сестрах. Мужчина должен быть состоятельным, то есть способным материально обеспечить каждую семью жильем, едой, и всем необходимым.

Законы шариата о многоженстве

В исламе есть ряд положений, касающихся полигамии. Согласно им, многоженство может быть:

— желанным;

— допустимым;

— запретным.

Итак, когда в исламе разрешено многоженство, а когда запрещено.

— Если мужчина хочет жениться второй раз из-за бесплодия или болезни первой жены, то эта полигамия называется желанной.

— Если мужчина хочет жениться повторно без какой-либо причины, например, только для того, чтобы упрочить свое положение в обществе, такое многоженство считается не желательным, но допустимым.

— Если мужчина материально не состоятельный, болеет или физически слаб, то многоженство для него запретное.

Причем брак во втором и третьем случае, согласно законов шариата, считается действительным, но греховным.

Правила многоженства в исламе

Жениться несколько раз разрешается не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют правила многоженства в исламе. Главное из них – это справедливое отношение. Основные положения этого правила перечислены в Коране:

— Муж обязан одинаково материально обеспечить всех жен: пищей, жильем, одеждой, мебелью и другими благами. У каждой должно быть все, что ей нужно.

— Мужчина обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье. Только если жены согласны, тогда они могут проживать в одном доме, но в разных комнатах.

— Муж должен проводить одинаковое количество времени с каждой из жен. Только если жена согласна, то муж может с ней быть меньше времени, чем с другими.

— Муж обязан одинаково уделять внимание и заботиться о детях, рожденных разными женами.

Что касается чувств, то нельзя любить одинаково всех и Коран не обязывает это делать.

Первая жена против: желание быть единственной

Еще одно правило многоженства, если первая жена против повторного брака мужа, означает, что Коран ему не запрещает его, но жену необходимо предупредить и стараться предотвратить конфликт. Для того чтобы остаться единственной женой у мужа, нужно при составлении брачного договора оговорить это условие.

История появления многоженства

Полигамия — одна из самых увлекательных, но в тоже время и противоречивых тем в мусульманском и не только мире. Практиковалось многоженство раз еще с древних времен, что обеспечивало воспроизводство населения, и было социально обоснованным. В настоящее время полигамия является не обязательной для мусульман, но возможной по ряду причин. Связано это с правилами, которые установлены Кораном.

Бытует ошибочное мнение, что многоженство появилось впервые у мусульман. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала в разных древних цивилизациях. В Древнем Китае, древнееврейском обществе, Корее, у народов Америки и Африки было разрешено многоженство. В Древней Греции существовала и разрешалась полигамия после продолжительных войн с целью воспроизводства населения.

Многоженство в древних цивилизациях было вызвано тем, что многие мужчины погибали во время войн и необходимо было восполнять потери за счет увеличения рождаемости. То есть первоначально многоженство было необходимой составляющей сохранить род и увеличить численность народа. Но с развитием цивилизаций этой традицией стали злоупотреблять, брали в жены неограниченное количество женщин, их права в полигамной семье ущемлялись, нравы падали.

Когда в исламе появилось многоженство? Многие считают, что эта традиция и ислам тесно связаны между собой, и что многоженство появилось вместе с религией. Но на самом деле эта практика существовала у арабов, как и у всех древних народов. И было это задолго до появления мусульманства. Ислам ввел ограничения на полигамию и оговорил условия, при которых возможно многоженство.

Плюсы и минусы многоженства в исламе

В мусульманском мире принято считать, что многоженство решает ряд социальных проблем. Плюсы многоженства:

— не допускает мужского прелюбодеяния;

— защищает женщин;

— увеличивает потомство каждого мужчины, у которого несколько жен.

В исламе разрешено многоженство, так как в этом есть мудрость и польза для общества и каждого отдельного его члена. Рассмотрим разные ситуации, как шариат решает их, и как мировое сообщество поступает в подобных случаях.

• Оберегание от прелюбодеяния.

Мужская природа такова, что они очень часто изменяют своим женам, это ведет к венерическим заболеваниям, разводам и другим социальным проблемам. Перед обществом до сих пор стоит вопрос запретить многоженство и толкнуть мужчину на тропу прелюбодеяния, или разрешить ему жениться еще на одной женщине и взять на себя ответственность за нее?

• Защита детей и женщин.

В мире количество женщин во много раз превосходит количество мужчин репродуктивного возраста. В США на оного мужчину приходится в обществе 4 женщины, в Йемене — 6, в Китае — 10, в некоторых странах Африки – 5. Во многих мировых державах смертность выше, а продолжительность жизни ниже у мужчин, чем у слабого пола. В Европейских странах эти женщины остаются либо незамужними, либо вдовами, либо матерями одиночками. В исламских государствах для решения этой социальной проблемы разрешено многоженство.

• Потомство.

Одним из факторов процветания нации является увеличение рождаемости (потомства этой нации), и многоженство справляется очень хорошо с этой проблемой.

• Предохранение народа от болезней.

С запретом многоженства в обществе появляется множество болезней, как социальных, так и физических. Это разврат, венерические заболевания, аборты и увеличение их количества, рост беспризорности. В странах, где разрешены полигамные браки, практически отсутствуют перечисленные социальные проблемы.

Разрешено ли в исламе многоженство? Да, разрешено. Ислам позволяет жениться несколько раз, но при этом должно быть полное соблюдение прав каждой жены и ее признание.

Минусы многоженства:

— невозможно одинаково относиться к женщинам и проявлять одинаково чувства;

— мужчина разрывается между работой и несколькими семьями, он не уделяет достаточного внимания своим детям;

— жены нередко враждуют между собой, и эти негативные отношения друг к другу передаются и их детям.

— в странах, где многоженство запрещено законом, вторая и последующая жены являются незаконными, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Их дети никогда не смогут претендовать на наследство своего отца, они могут остаться ни с чем, если муж вдруг откажется от них.

Многоженство: обязанность или дозволение?

Полигамия — это не обязательное условие мусульманского общества, а дозволенный путь решения ряда социальных проблем, при котором мужчина ответственен за свое отношение ко всем своим женщинам, а они за свое отношение к нему. Это дозволение оберегает мужчин, женщин, детей и общество в целом от ряда существенных проблем и социальных неравенств.

Многоженство в разных странах

В большей части исламских государств полигамия разрешена на законодательном уровне.

В Алжире, Тунисе, Турции многоженство запрещено. Причем в последней полигамии нет уже около ста лет.

В Иране для повторного брака необходимо получить разрешение первой жены.

В Марокко, Пакистане, Ираке и Сирии требуется разрешение властей и доказательство финансовой состоятельности.

В России многоженство запрещено, как исключение в 2000 году оно было разрешено в Ингушетии, но спустя некоторое время было отменено.

Во Франции полигамия запрещена, исключение составляют выходцы из Арабских стран.

Многоженство: благо или пережиток прошлого?

Многие женщины так и не могут смириться с тем, что они будут не единственной женой у своего мужа. Особенно сложно понять суть многоженства людям другой веры. Поэтому тема полигамии была очень актуальна во все времена существования человечества.

Сегодня многие считают эту традицию пережитком прошлого, но есть и те, которые называют ее благом. Каждый должен решить сам для себя, что есть многоженство в исламе — мудрость или пережиток прошлого.

Очень много фотографий, которые свидетельствуют о счастье и гармонии в семьях, что говорит в пользу этой традиции. Но есть случаи, когда муж, женившись на второй женщине, когда она ему надоедает, женится на третьей, что говорит о разврате этого мужчины.

Многоженство в исламе в настоящее время, это скорее исключение, чем правило, ведь большинство мужчин заключают один брак, так как второй — очень хлопотное и дорогостоящее удовольствие.

www.syl.ru

Отношения наизнанку: моногамия vs. полигамия: плюсы и минусы

Мир делится на два типа. На добро и зло. На левшей и правшей. На океаны и сушу. На моногамию и полигамию… В последнем случае сложно представить человека, который бы разделял оба этих взгляда. Скажем, днём он примерный семьянин, а по вечерам сумасшедший жиголо. Нет, в большинстве случаев всех людей можно чётко распределить в два воинствующих лагеря, которые совсем не подозревают, что и у тех, и у других в равной степени есть свои плюсы и минусы.

 

Немного энциклопедической справки. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина трактует моногамию как единобрачие или форму брака, состоящую в устойчивом сожительстве одного мужчины с одной женщиной. В свою очередь, полигамию он объясняет как многожёнство и многобрачие. Любопытно, что в семантике этих слов совершенно нет упоминания измены, которая чаще всего ассоциируется с этими дуальностями. Спишь со всем, что движется, и крутишь шашни за спиной у своей партнёрши – полигамное животное. Не изменяешь своему мужу и боишься даже взглянуть на противоположный пол – моногамная матрона.

 

В нашем обществе очень легко повесить на что и кого угодно ярлыки, даже не задумываясь о том, что и кто под ними скрывается. Осуждать, сопротивляться и убегать куда легче, чем взглянуть в глаза своему страху и понять, что на самом деле не всё так плохо. И в моногамии, и в полигамии. Нужно только перестать оценивать эти две формы человеческих отношений мерками измены.

 

Полигамия: плюсы

Вспомни свой первый поцелуй. Вспомни его с каждым своим последующим партнёром. Разве это не прекрасно каждый раз испытывать эту страсть, и желание, и дрожь в коленях? Где-то внизу живота взлетает рой бабочек, а по коже пробегает волна мурашек. Первый поцелуй прекрасен – и с каждым новым человеком он звучит совершенно иначе.

 

Вспомни свой восторг перед каждым первым, вторым, третьим свиданием. Вспомни, какие догадки были в твоей голове. Было ли тогда сомнение? Или нетерпение? Или, может, азарт? Всё это смешивалось, превращаясь в уникальный опыт, уникальные эмоции. Какого-то партнёра удавалось раскусить сразу же, кто-то долго не поддавался, но людей хотелось читать как книги! Хотелось узнать чуть больше, услышать эту историю. Какой она будет? Завораживающей, сексуальной или, быть может, даже скучной? Но как узнать, если совсем ничего не читать?!

 

Это удивительно, но радость полигамии доступна абсолютно всем, а вот радость моногамии – далеко не многим. Можно знакомиться с тем, кто тебе нравится, ни о чём не задумываясь. Можно лучше узнавать людей и их психологию. Можно всё время жить в раю конфетно-букетного периода. Можно не покидать карнавала, где все мужчины и женщины всегда идеально выглядят, носят привлекательные вещи и безупречные улыбки. Это пир, который может не заканчиваться годами.

 

Полигамия: минусы

Когда всего очень много и оно очень приторно, вкусовые рецепторы притупляются. Ты уже точно не знаешь, чего хочешь. И что по-настоящему любишь. Уже столько всего попробовано, что каждая новая встреча начинает постепенно представляться повторением чего-то, что уже было просмотрено. Становится скучно. Смертельно скучно. А скука начинает вести к роковым ошибкам.

   

 

elephantjournal.com

 

Начинается погоня за вкусовыми ощущениями. Хочется чего-то более экстремального. В сексе, в отношениях, в жизни. Начинаешь тратить много денег – на свидания, эмоции и впечатления, увеличивая их количество. И начинаешь рисковать – во всём. Возможно, несколько раз умело избегаешь наказания, но рано или поздно всё равно оступаешься. И тогда понимаешь, что на самом деле на этом карнавале тебе жутко одиноко. Да, есть друзья. Но иногда хочется чего-то ещё. Хочется помолчать вдвоём. Хочется не бежать. Хочется перестать метаться. Хочется чего-то по-настоящему

нового.

 

Моногамия: плюсы

Любовь в ответ. Большая, чистая, искренняя любовь, которая принимает тебя со всеми твоими недостатками и достоинствами. Это уверенность в завтрашнем дне. Это тихая гавань, где всегда стоит тёплое лето и волны тихо бьются о причал. Где всё знакомо, понятно и близко. Где можно сказать всё что угодно, показать все свои уязвимые места и уснуть на коленях у того, кто залечит все твои раны.

 

Это взаимопонимание, поддержка, забота. Да, с ними приходит неизменяемое постоянство, но даже в нём есть своя интрига. Ведь человек раскрывается годами, поэтому с каждым разом так интересно узнавать о близком что-то новое. Открывать себя – ведь только так можно узнать, чего мы на самом деле стоим.

 

Это отсутствие одиночества. Когда рядом уже не останется никого, с тобой всегда будет союзник, который продолжит в тебя верить несмотря ни на что. Который не отвернётся, не испугается твоего старого внешнего вида и будет держать твою руку до самого конца. Настоящего конца.

 

Моногамия: минусы

У тебя больше никогда не будет с кем-то первого поцелуя. Первого свидания. Первого секса. Бабочки редко будут взлетать где-то внутри живота, потому что для этого нужны новые запахи, новые прикосновения, новые чувства. Больше не будет дрожи в коленях, нетерпеливого ожидания звонка и другого опыта. Теперь всё, что ты можешь детально узнать о людях, будет сконцентрировано в одном маленьком человеке. Поступки и поведение окружающих ты будешь оценивать мерками своего партнёра и своих отношений, потому что просто уже не знаешь, а как может быть по-другому. Да, ты можешь это где-то увидеть, но уже

не можешь прожить.

 

И если ты вдруг встретишь кого-то, кто покажется тебе в «твоём вкусе», ты просто улыбнёшься и пропустишь этого человека мимо. Так и не узнав, а мог бы ли он подойти тебе. Просто закроешь глаза и будешь повторять, что любишь своего партнёра. Любишь. Действительно любишь.

 

С годами ты будешь сильнее во всём сомневаться, потому что с годами люди раскрываются со всех своих неприглядных сторон. И от человека, с которым у тебя когда-то всё начиналось, возможно, не останется и следа. Но ты будешь с ним. И будешь пересматривать свои принципы, потому что это моногамия, это выбор, это ответственность. И это совсем непросто.

 

Главная картинка: sansomphotography.co.uk

 

 

Больше интересных материалов читайте в нашем Telegram
Больше интересных материалов читайте в нашем канале Яндекс Дзен

gorabbit.ru

Многоженство: плюсы и минусы | Белорусский женский портал VELVET.by

Это явление, несомненно, может быть крайне полезным обществу.

Не совсем понятно, почему князь Владимир Красно Солнышко, выбирая между мусульманством и христианством как религией для Руси, выбрал все-таки второе. Существует легенда, что князь побоялся запрета на спиртное, который недвусмысленно читается в Коране: дескать, «веселие Руси питие есть», и запретить это мы никак не можем.

А потому — запретили многоженство. Потому как христианство вино — разрешает, а вот сексуальное разнообразие — категорически не приемлет.

Как бы то ни было, а сегодня нашим мужчинам иметь две жены по закону нельзя. А жаль. Когда жен не одна, а больше — это на самом деле очень удобно и безопасно.

Нет проблемы «сбилась с ног, а рубашки не глажены» — все наутюжено, наглажено, подшито и заштопано, борщ на плите, цветы на подоконниках, дети сыты, коты и собаки довольны.

При умелом распределении обязанностей между женами дом становится по-настоящему уютным — и говорят, этого легче добиться, если жен не две, не три, а четыре: две обязательно перессорятся, в тройке непременно найдутся две сильнейшие, которые заклюют слабейшую, а вот четыре женщины чудесным и непонятным образом всегда найдут общий язык и точки соприкосновения.

Уют и сытость — это первый и самый очевидный плюс многоженства. Второй понятен социологам и врачам: в обществах, в которых мужчин меньше, чем женщин, возможность для каждой женщины пристроиться хоть к какому-нибудь мужчине решает много социальных и медицинских проблем, а уж как растет рождаемость!

Да и детям всегда надежнее с тремя мамами, чем с одной. Что бы ни случилось с родной матерью — болезнь, смерть или просто длительная командировка — все дети мужчины будут обязательно присмотрены, одеты, обуты и сыты.

А вот мужчинам, представьте себе, многоженство скорее вредит, чем приносит пользу. 

Во-первых, содержать не одну, а четыре жены — мало кому по карману. Во-вторых, обеспечить каждой полноценную сексуальную жизнь (а это — одно из главных условий для того, кто хочет привести в дом больше одной жены) — тоже нелегко. Это только кажется, что любил бы и любил, а реальности примерно на третий год многоженства любой мужчина начинает тяготиться своим ненасытным гаремом.

Странно, что при этих, несомненно логичных, плюсах и минусах многоженства чаще хотят мужчины, а вот женщины и слышать не хотят.

www.velvet.by

Многоженство – норма или нонсенс?

Ответ на этот вопрос иногда бывает вовсе не таким однозначным, как может показаться на первый взгляд. Дело здесь в основном в обычаях и культуре. То есть, если на Востоке многоженство в некоторых странах традиционно принято, никто его не осуждает и не считает аморальным, то в это же самое время у нас давным-давно состоялся как идеал семьи моногамный брак.

Следовательно, многоженство, равно как и многомужество, считаются в нашей стране извращением. В общем-то, современная глобализация приводит к тому, что и восточные страны все больше отклоняются от своих обычаев, и случаев многоженства там становится меньше.

А может, это никому не нужно?

Но, тем не менее, в средствах массовой информации время от времени появляются громкие заявления знаменитостей о том, что они хотели бы узаконить многоженство в нашей стране. Подкрепляется это обычно аргументами в стиле: «Зульфия мой халат гладит у доски, шьет Гюли, а Фатьма штопает носки». Если копнуть проблему глубже, как ни печально, многие мужчины так и живут. Разница лишь в том, что официальная жена лишь одна, но неофициальных может быть сколько угодно. Нередко такое распределение между ними ролей существует на самом деле. То есть мужчине может нравиться, как готовит жена, а общаться ему приятнее с любовницей, а внешне симпатичнее всего еще одна любовница и так далее. Причем, совсем необязательно, чтобы соперницы не знали друг о друге. Просто их такая ситуация также может устраивать.

Возможно, в них говорит голос предков. Ведь исторически так сложилось, что мужчины часто погибали в войнах, женщины, становясь вдовами, не имели средств к существованию. Поэтому и становилось нормой то, что на одного мужчину приходилось несколько жен. Опять же, Коран говорит о том, что мужчина может иметь не более четырех жен только в том случае, если он в состоянии их обеспечить. Причем, в данном случае речь идет не только и не столько о материальном, сколько о том, что мужчина должен одинаково любить своих жен и относится к ним ровно.

Плюсы и минусы многоженства

Наверняка, если каждый мужчина, который якобы выступает за введение многоженства, задумается, он поймет, что полигамия имеет не только плюсы, но и минусы. Причем плюсы достаточно поверхностны. Например, помимо ожидаемых дополнительных бонусов в постели, мужчины считают, что жены эффективно разделят домашнюю работу между собой, а его оставят в покое. Такой вариант иногда реализуется и у нас, причем в основном где-то в глуши, где, в общем-то, других вариантов у участников этого треугольника (или многоугольника – тут уж как кому повезет), мало.

Но в крупных городах поэтические рассуждения о многоженстве чаще всего натыкаются на суровую реальность. Жены прекрасно осведомлены о своих правах и ждут, чтобы мужчина их удовлетворял материально, морально и физически (как вообще и предполагалось многоженством в его классическом варианте). И вот, мужчина в таком случае несколько раз подумает, прежде чем жениться еще на одной девушке. Ведь помимо того, что увеличивается количество жен, соответственно растет и количество детей, которых тоже необходимо содержать. Стабильный доход основой благополучия семьи остается и при многоженстве. И опять же, никуда от этого не деться, «тещи тоже три», то есть, образно говоря, количество проблем, которые могут возникнуть в семейной жизни, увеличивается пропорционально количеству жен.

Но, как бы там ни было, многим нашим соотечественницам идея многоженства противоестественна в принципе. Как минимум, многоженство противоречит основам христианской религии, а она все-таки оказывает значительное влияние на формирование взглядов большей части русских женщин.

lasola.ru

«Если б я был султан…» Плюсы и минусы многоженства | Психология жизни | Здоровье

Религия разрешает…

Многоженство, конечно, не узаконено в гражданско-правовых документах Российской Федерации, но ислам – одна из ведущих, наряду с православием, религий нашей страны – разрешает мужчине одновременно состоять в браке с четырьмя женщинами. Поэтому не только султан, но и любой мусульманин может иметь три жены!

Некоторые люди, далекие от ислама, считают такую ситуацию парадоксальной: в ЗАГСе брак со второй или третьей женой не зарегистрируют, а в любой мечети с удовольствием совершат никах – исламский обряд бракосочетания, – даже если у человека уже имеется законная супруга.

Не обидно ли быть «второй»?

Одна из причин, побуждающих многих мусульманских женщин поддерживать существование многоженства, – это почетный статус «старшей жены». Если женатый мужчина хочет жениться еще на одной женщине, то его первая жена автоматически получает статус старшей (вот такое «повышение по службе»!). Ее власть и авторитет в семье расширяются. Именно старшая жена управляет остальными женами, распределяет между ними домашние обязанности и т. д.

Во многих мусульманских семьях первые жены сами подбирают вторых, третьих и четвертых.

Тайное становится явным

«Настоящая исламская семья – вне зависимости от количества жен – должна быть основана на любви, уважении и полной открытости, – рассказывает Гурия, жительница Дагестана. – Грустно, когда нечестные люди, прикрываясь исламскими законами, стремятся оправдать свои развратные действия».

Гурия рассказала о 18‑летней жительнице их района, которая три года назад вышла замуж за 40‑летнего предпринимателя из Махачкалы. В одной из районных мечетей был совершен исламский обряд бракосочетания никах. Через две недели должна была состояться регистрация в ЗАГСе.

Приехав в дом мужа, молодая жена обнаружила, что он уже женат, а ей уготована роль второй супруги. Оскорбленная и шокированная девушка объявила о расторжении брака и немедленно вернулась к своим родителям.

«В соответствии с исламскими законами, в этом случае обряд бракосочетания является недействительным, – поясняет Гурия. – Подлый жених обманул всех: и свою первую жену, и вторую жену с ее родителями, и духовенство мечети…»

Несмотря на то что прошло уже три года, девушка все еще не может оправиться от перенесенного шока. Теперь она вообще не хочет выходить замуж.

Разрешено, но нецелесообразно

«Я думаю, что о многоженстве имеют право размышлять только мудрые исламские богословы, потратившие годы и десятилетия на изучение Священного Корана. Меня возмущает, когда на эту тему начинают говорить, а тем более иронизировать, люди, далекие от ислама, даже не прочитавшие Коран… Благочестивые исламские семьи в любом случае достойны самого глубокого уважения!» – высказывает свою позицию студентка Казанского университета Азалия.

Жених Азалии Рашид в основном согласен со своей невестой: «Я тоже отношусь с уважением ко всем добропорядочным исламским семьям… Но хотел бы заметить, что в Татарстане, в отличие от республик Северного Кавказа, семей с несколькими женами очень мало. Я уверен, что после женитьбы на Азалии у меня не возникнет желания привести в дом вторую жену. Зачем нужна вторая жена, если человек счастлив с одной?!»

Читайте в соцсетях!

www.aif.ru

«Сколько жен в самый раз – три или одна?» — плюсы и минусы современного многоженства — Ан-Ниса

Наверное, мало какой из моментов исламской религиозной практики вызывает в наше время столько споров, возражений, непонимания и недоумения, как разрешение мужчине иметь до четырех жен единовременно. Многие мужчины – особенно те, кто плохо себе представляет всю сложность и ответственность этого вопроса – обычно выступают горячими защитниками этой практики. Женщины – наоборот, чаще бывают против многоженства.

Что говорит о многоженстве исламская религия, в чем плюсы и достоинства полигамии; только ли мусульмане являются многоженцами; каково отношение к этой практике в современном российском обществе – обо всем этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.

Далее хотелось бы кратко затронуть эту проблему – что говорится о многоженстве в религиозных источниках ислама, какой смысл оно имело, как выглядит современное многоженство.

Что говорит о многоженстве наша религия?

Для начала отметим, что иметь не одну жену дозволил мужчине Сам Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится об этом:

«Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (4, 3).

Однако, многие забывают о продолжении аята:

«А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими жёнами), то ограничьтесь одной».

То есть, главным условием дозволенности многоженства является справедливое и равное отношение ко всем женам.

Под равным отношением к женам исламские ученые подразумевают равное обеспечение жильем (у каждой жены должно быть отдельное), питанием, одеждой, равное содержание детей (сколько бы их не родилось) и иными вещами по мере необходимости — лекарствами, допустим, во время болезни. Также мужчина обязан проводить с каждой женой равное количество времени – день у одной, день у другой. Если он делает подарки, то следует делать всем одинаковые – либо на одинаковую сумму денег. Каждой из жен следует уделять равное внимание – к примеру, если муж взял одну семью на прогулку в парк или сводил в кафе, то подобное внимание нужно оказать и другой семье.

В Коране также признается невозможность соблюдать справедливость в отношении чувств ко всем женам:

 «Вы никогда не сможете быть [в отношении ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).

То есть, во всем, что касается чувств, мужчина всегда будет пристрастен – какая-то жена будет более любимой, чем другие, но во всяком случае, он должен соблюдать равенство во всем, что касается материальной стороны вопроса.

В пророческом хадисе делается строгое предупреждение подобным мужчинам, которые не соблюдают права жен:

«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!»

Желающие иметь несколько жен часто ссылаются на практику Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), у которого, действительно было 9 – или по некоторым источникам, — 11 жен. Однако, они забывают, что мужем многих жен он стал уже под конец жизни, а все свои молодые годы он провел, будучи мужем одной единственной женщины – своей жены Хадиджи (да будет доволен ей Аллах), которая была его намного старше. Так что, можно сказать, что наш Пророк (мир ему и благословение) являет собой образец не только справедливого отношения ко многим женам, но и верного и преданного мужа одной жены. Исламские источники сообщают, что он хранил память о первой жене Хадидже до конца жизни – его молодая жена Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что не ревновала мужа ни к одной из жен так, как к памяти покойной Хадиджи. Также, следует отметить, что почти все жены Пророка (мир ему и благословение) – кроме Аиши – были вдовами, а некоторые имели детей от предыдущих браков, так что брак с ними часто был актом милосердия, желанием поддержать женщину, которая осталась одна.

Таким образом, исламский шариат, хотя и признает дозволенность многоженства, но не считает его обязательным – поскольку это огромная ответственность для мужчины.

Многоженство в других культурах

Следует отметить, что, хотя многие люди считают мусульманскую религию единственной, где разрешается многоженство, однако полигамия практиковалась во многих местах Земли – она сохранилась у многих народов Африки, например. Славяне до принятия христианства также допускали многобрачие (согласно летописям, у князя Владимира, при котором Русь стала христианской – было семь или восемь жен разных национальностей, а также 800 наложниц). В средневековых Китае и Японии мужчина мог иметь только одну официальную жену, но сколько угодно наложниц – сожительство с которыми также оформлялось специальным контрактом.

О дозволенности практики многоженства говорится в предыдущих Писаниях христиан и иудеев – в Ветхом Завете Библии. В качестве первого многоженца, в Библии упоминается человек по имени Ламех – восьмой потомок Адама, отец пророка Ноя, мир ему: «Ламех взял себе двух жён». (книга Бытие, 4:19).

В Законе Моисея дается подробное указание мужчине, если у него больше одной жены: «Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой…» (книга Второзаконие, 21:15).

У пророка Моисея (Мусы, мир ему) было две жены. У царя и пророка Давида (Дауда, мир ему) было пять жен, но больше всего жен, согласно Библии, имел царь Соломон (пророк Сулейман, мир ему) – имевший 700 жен и 300 наложниц.

Согласно библейским преданиям, вторую жену мужчина чаще всего брал, если первая жена не могла иметь детей – так, к примеру, пророк Авраам (Ибрагим, мир ему), взял в жены Агарь (Хаджар), после того, как его первая жена Сара не смогла родить ему ребенка. Пророк Иаков (Якуб, мир ему), помимо двух жен – Лии и Рахили, также жил с двумя их служанками, на которых ему предложили жениться сами его жены, когда они по каким-то причинам переставали рожать.

Современное христианство отказалось от этой практики еще в античные времена, поскольку христианство начало распространяться у народов Римской империи, где такого обычая не было. Многие исследователи считают, что запрет на многоженство в христианстве сложился под влиянием римской морали – поскольку в Новом завете Библии не говорится ничего о запрете этой практики.

Полигамия сохранилась только в христианской секте мормонов – возникшей в Соединенных штатах в 30-40-е годы 19 века. У основателя этой секты Джозефа Смита было – по разным источникам – от 28 до 33 жен, а его преемник Бригам Янг вообще был «чемпионом» по количеству спутниц жизни – их у него насчитывалось около 55 человек! Следует сказать, что в наше время почти все мормоны запретили у себя полигамию, ее практикуют только отдельные общины.

Преимущества многоженства

Как и всякое действие, которое установлено Всевышним, полигамия имеет свои плюсы и достоинства:

Если в обществе складывается такая ситуация, что мужчин по каким-то причинам меньше, чем женщин, одинокие женщины и вдовы имеют шанс найти себе мужа и защитника, и создать полноценную семью. Подобная ситуация часто складывалась в древнее время, когда народы часто воевали между собой, так что мужчин в обществе всегда было меньше, чем женщин – и многие женщины оставались вдовами.

Многоженство помогает мужчине защитить себя от прелюбодеяния, незаконных связей – если он, по каким-то причинам, вынужден подолгу жить вне дома (у него сезонная работа, к примеру).

Многоженство способствует увеличению потомства и повышению рождаемости – хотя не во всех случаях.

В чем сложность практики полигамии?

В многих странах — в частности, в России и других республиках бывшего СССР, в странах Европы и Америки – многоженство официально не узаконено, так что вторая и следующие жены мужчины будут перед законом не женами, а лишь сожительницами. Они не имеют права на наследство мужа в случае его смерти и на обеспечение детей в случае развода. Таким образом, принцип равенства всех жен здесь нарушается изначально.

Практика полигамии требует от мужчины большой ответственности и тщательного соблюдения прав всех своих супруг. Чтобы обеспечить несколько семей, ему придется много работать – а значит, в семьях его будут видеть не часто, что помешает ему полноценно общаться с женами и участвовать в воспитании своих детей.

Для женщин такая практика тяжела тем, что большинство женщин склонны к ревности, так что мужчине придется все время находиться «между двух огней» — между двух (а то и более) женщин, которые будут ревниво следить за тем, сколько времени муж провел с другой женой и сколько уделил ей внимания.

И как пелось в известном фильме, «Три жены – красота, как ни посмотри, но с другой стороны, тещи тоже три» — с каждым новым браком мужчина получает новых родственников, с которыми тоже придется поддерживать отношения и оказывать им внимание.

С сожалением следует отметить, что многие современные мусульмане склонны злоупотреблять дозволенностью многоженства в религии, считая его чем-то вроде «узаконенного прелюбодеяния» — когда на вторую жену смотрят как на любовницу, временную подругу для развлечения, с которой можно в любой момент расстаться, когда она надоест и станет в тягость.

Второй (и последующие браки) часто заключаются в тайне от первой жены и ее родных – либо наоборот, мужчины скрывают от второй жены тот факт, что у него уже есть первая семья, а тайный брак есть весьма нежелательное дело с точки зрения религии. Были ученые, которые вообще считали, что никях, заключенный втайне, недействительным, ведь в хадисе сказано: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан). И в любом случае, тайное когда-то станет явным, что принесет человеку множество проблем – вплоть до разрушения семьи. А какой смысл заключать второй брак, если при этом ставишь под удар первый?

Многоженство в современной России

Как мы написали выше, официально практика полигамия в Российской Федерации не узаконена, но этот вопрос периодически выносится на обсуждение общества. В частности, такой одиозный российский политик, как Владимир Жириновский, несколько раз высказывался в пользу официального признания многоженства:

«У нас 30% детей рождается вне брака. Если мужчина получит право регистрировать брак со второй женщиной, которая родила, без расторжения брака с первой, которую он уважает и не хочет разрушать семью, то мы возложим на него ответственность и за вторую семью», — заявлял лидер ЛДПР еще в 2010 году, — «Мужчина, может быть, уже с первой семьей и не проживает, но регистрировать второй брак ему запрещают. У нас регистрация брака возможна, только если расторгнуть предыдущий, но в мусульманских регионах у нас есть такая вот «серая схема» многоженства. Надо легализовать эти отношения»[1].

Последний раз возможность узаконить многоженство в российском обществе обсуждали в 2015 году, когда в Чечне произошла громкая свадьба, где узами брака сочетались 17-летняя девушка Хеда (Луиза) Гойлабиева и человек почти втрое ее старше, начальник Ножай-Юртовского РОВД Нажуд Гучигов. По слухам – которые, вроде бы, до сих пор не подтверждены, у жениха уже была к тому моменту первая семья.

Общественная дискуссия о дозволенности многоженства тогда вновь разгорелась в мусульманских регионах России – прежде всего, на Северном Кавказе. Лидер Чечни Рамзан Кадыров высказался в пользу официального признания этой практики – по его мнению, это честнее, чем нежели широко практикуемые в «неисламских» регионах свободные отношения (например, когда женатый мужчина заводит себе любовницу, а то и нескольких)[2]. По его словам, полигамия вполне соответствует традициям чеченского народа.

В пользу многоженства в разное время высказывались также многие религиозные лидеры, среди которых муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, муфтии Северной Осетии Хаджимурат Гацалов (нынешний) и Али Евтеев (бывший). В январе 2016 года муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов также высказался в пользу признания полигамии – правда, он предложил ограничиться введением официального многоженства только для народов Кавказа, традиционно исповедующих ислам.

Другой муфтий – Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), тогда, наоборот, заявил журналистам: «Мусульмане в России живут по законам государства, а законы запрещают иметь нескольких жен. Поэтому я — категорически против многоженства»[3].

Дискуссия о многоженстве в том же 2015 году перекинулась на другой мусульманский регион — в Татарстан, где общество также разделилось в оценке этой практики. Президент Татарстана Рустам Минниханов высказался против многоженства, когда журналисты попросили его высказать своё мнение: «Я согласен с моей женой, она очень негативно к этому относится. Для ребёнка жена — это мама. Наверное, для каждого из нас будет сложно, если будет по-другому. Надо исходить из этого. Я не поддерживаю многожёнство»[4].

Религиозные лидеры Татарстана сказали о дозволенности такой практики с точки зрения религии, но предупредили об ответственности, которую налагает полигамия, также добавив о недопустимости тайных браков и лжи в этом вопросе.

Историки напомнили о том, что практика многоженства для татар всегда была редкостью. Историк и археолог Карл Фукс, профессор Казанского университета, который много занимался этнографией татар, в своей книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» (1844 год) пишет, что среди 6500 казанских татар только 55 человек имели 2 жены, 6 человек – по 3 жены и лишь два человека 4 жены[5]. То есть, на 6500 женатых человек приходилось только 63 многоженца (что составляет всего около 1%!). Вторые (и последующие) браки заключали только очень обеспеченные люди – но и то, как можно судить по статистике, родители редко соглашались отдать свою дочь в такой брак.

Как выглядит многоженство на практике – несколько историй из жизни

Несмотря на то, что общество очень по-разному относится к подобной практике, а государство не признает ее законность «де-юре», эта практика существует в российском обществе «де-факто», в частности, среди мусульман, где есть возможность заключить такой брак по религиозным законам. Но поскольку – как мы сказали выше, полигамия налагает на мужчину большую ответственность и заставляет ревновать его супруг, выглядит она далеко не безоблачно. Вот несколько историй, которые рассказали автору статьи сами их участники (имена, разумеется, были изменены по их просьбе).

История первая.

Семья башкирки Нурии уже давно живет в Москве. Она и ее сестра рано лишились родителей. Семья была светской, религию никто из них не соблюдал и вообще мало что о ней знал. Примерно семь лет назад Нурия познакомилась с узбеком Сардором, молодые люди понравились друг другу и заключили брак. Дело, однако, осложнилось тем, что Сардор был приезжим гастарбайтером, заработок у него был небольшой, поэтому обеспечить свою семью отдельным жильем он не смог. Нурия осталась жить в одной квартире с сестрой (которая также через некоторое время вышла замуж), а муж ее время от времени навещал и давал деньги на жизнь.

Через год у них родился сын, а еще через несколько лет и Нурия, и Сардор вернулись к соблюдению религии предков – Нурия стала совершать намаз, надела хиджаб. Все бы хорошо, но этот последний факт очень осложнил ее отношения с сестрой, которая к религии была равнодушна, и «фанатизм» сестры ее напугал. Нурия, однако, входила в сложное материальное положение мужа и не донимала его просьбами об отдельном жилье.

Каково же было ее удивление, когда еще через несколько лет брака муж неожиданно заявил ей, что собирается жениться второй раз у себя на родине. Родители, мол, настаивают на том, чтобы он непременно женился на девушке своей национальности, которую ему уже присмотрели. Еще более обидел Нурию тот факт, что муж вскоре после женитьбы вернулся в Москву с молодой женой, для которой тут же снял отдельное жилье – в то время как она продолжала жить в одной квартире со своей сестрой! Тем более, что жизнь двух семей в маленькой двухкомнатной квартире с каждым годом становилась все сложнее. Тем не менее, Нурия постепенно смирилась с существующим положением одной из двух жен в полигамном браке, поскольку любила мужа, тем более, он старается по мере сил обеспечить обе семьи в материальном отношении.

История вторая

Ольга родилась и выросла в маленьком провинциальном городке в Краснодарском крае. Родные ее считали себя формально православными, хотя в церковь никто регулярно не ходил, ограничиваясь соблюдением больших праздников – Рождества и Пасхи. Саму Ольгу такое формальное отношение к религии не устраивало, чем старше она становилась, тем больше ей хотелось узнать о Боге и о религии.

После школы, окончив курсы секретарей, она устроилась на работу в частную фирму, хозяином которой был дагестанец Мурад. Сам хозяин и почти все остальные сотрудники оказались соблюдающими мусульманами. Увидев интерес Ольги к религии, Мурад начал рассказывать ей об исламе, давал читать соответствующую литературу, и примерно через год Ольга приняла ислам. Но участие начальника в судьбе молоденькой девушки было не только чисто духовным, оказалось, что тут был и мужской интерес – через некоторое время Мурад предложил ей выйти за него замуж. Сложность заключалась в том, что, как честно признался мужчина, у него на родине в Дагестане уже есть первая жена и дети. Этот факт несколько напугал девушку, но поскольку после принятия ислама ее отношения с родителями резко ухудшились, тем более, что жених обещал ей, что обеспечит ее отдельным жильем, и она ни в чем не будет нуждаться, Ольга решилась выйти замуж за Мурада.

Через несколько месяцев после свадьбы Мурад увез молодую жену в Махачкалу, где обнаружилось несколько малоприятных фактов, о которых мужчина до свадьбы умолчал. Оказывается, что у него на родине была не одна жена – о чем он говорил Ольге, а целых две! Все бы ничего, но если первая («старшая») жена Патимат приняла Ольгу спокойно – у них с мужем многолетний брак и общие дети, так что в прочности своего положения она не сомневалась; то вторая жена – Асият – была весьма недовольна появлением новой соперницы. Причину такого отношения Ольга скоро поняла – ее муж считал, что ему вполне хватает троих детей от первого брака с Патимат, так что другим женам детей рожать он запретил – Ольге тоже вскоре муж велел предохраняться от нежелательных беременностей. Такое поведение мужа Асият справедливо расценила как непостоянство, шаткость своего положения – раз он не хочет иметь общих детей, значит, смотрит на их брак, как на временный. Ольга, конечно, не была в восторге от всей новой информации, что на нее обрушилась, но деваться уже было некуда. С работы она ушла после свадьбы, а вернуться к родителям было невозможно – ее отец, когда оказалось, что дочка не только «предала веру предков», но еще и вышла замуж за нерусского, устроил ей скандал и чуть ли не проклял ее.

Мурад сдержал свое обещание и снял Ольге отдельную квартиру, но в том же доме, где жила Асият, более того, квартира третьей жены оказалась прямо под квартирой второй жены, которая, как мы сказали, очень негативно восприняла соперницу. Так что у Асият было много возможностей показать свое недовольство, чем она немедленно воспользовалась – специально шумела и роняла на пол вещи, всячески нарушая покой Ольги.

Хорошо, что такое положение продлилось не очень долго – через пару лет Мурад перевез свою третью жену в Москву, где он планировал расширение своего бизнеса. Здесь уже Ольга смогла жить более-менее спокойно – муж снял ей хорошую комнату в большой квартире, где жила еще одна мусульманская семья, и, поскольку за время жизни в Махачкале, она окончила медресе, Ольга устроилась работать на курсы основ ислама при московской мечети. Еще через пару лет мужу пришлось изменить свое отношение к наличию детей от второй и третьей жены. Асият имела родных, которые работали в Духовном управлении Дагестана, так что местные имамы призвали Мурада к порядку за то, что он так несправедливо относится к своим женам, без всякой причины не разрешая им иметь детей. Асият вскоре забеременела и родила дочку. Еще через год дочку родила и сама Ольга.

Как она сама говорит, положение третьей жены имеет много преимуществ. Муж навещает ее несколько раз в месяц – остальное время он проводит, занимаясь делами своего бизнеса в Дагестане, навещая при этом других своих жен. Она материально обеспечена, у нее есть ребенок и интересное занятие – она не бросила преподавать в медресе даже после рождения ребенка. Родители постепенно смирились с ее выбором, тем более, что Мурад при встречах оказывает им всяческое уважение. Редкие визиты мужа являются скорее плюсом, чем минусом – характер у него непростой, и он очень требователен в быту, так что ей было бы очень сложно угодить ему, если бы они жили все время бок о бок.

История третья

История третьей героини во многом похожа на вторую. Татьяна происходила из смешанной, русско-татарской семьи, но до определенного периода к религии была равнодушна. Ее отец рано умер, и воспитывала ее русская мама, так что об исламе она не знала практически ничего. После окончания института она приехала в Москву и устроилась работать на фирму, где ее начальником также был мусульманин, дагестанец Магомед. Новая сотрудница сразу ему понравилась, его симпатия к Татьяне еще более увеличилась, когда оказалось, что она сильно заинтересовалась исламом, в чем Магомед ее всячески поддерживал. Через некоторое время Татьяна приняла ислам, и Магомед дал понять, что хочет на ней жениться. Он не стал скрывать, что у него уже есть первая жена и двое детей от нее. Поскольку Татьяна уже была сильно влюблена в будущего мужа, то она согласилась на все условия. Почти сразу после свадьбы она забеременела и родила дочку. Мама Татьяны спокойно приняла тот факт, что дочка приняла ислам –  муж у нее тоже ведь был мусульманином, хотя и не соблюдающим. Тем более, она видела, как муж любит ее дочку – снял ей хорошую квартиру, любит ребенка и всем обеспечивает.

Но через некоторое время в семейной жизни Магомеда возникли большие неприятности. Первая жена – которую, как оказалось, он не поставил в известность о новом браке – узнала, что муж женился во второй раз. В национальных землячествах большого города обычно все друг друга знают, и что-то скрыть очень сложно, тем более, такую важную вещь, как женитьба. Кто-то рассказал первой жене о второй свадьбе ее мужа. Этот момент так оскорбил ее, что она устроила мужу скандал, потребовала развода и, забрав детей, вернулась на родину. Татьяна в общем-то не была сильно расстроена произошедшим, ведь теперь она осталась единственной женой – но она сочувствует мужу, который не только потерял первую жену, но и лишился возможности видеть детей, с которыми не разрешает ему встречаться обиженная на него первая жена.

***

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Исламская религия дозволяет мужчине иметь больше одной жены, но при строгом соблюдении полного равенства между женами. Не поощряются и тайные браки – когда одна жена не знает о существовании другой. В современном российском обществе отношение к полигамии крайне неоднозначное, кто-то выступает его горячим сторонником, кто-то – таким же резким противником. Какую форму брака выбирать – моногамную или полигамную – должна решать каждая мусульманская семья в отдельности, главное, чтобы все было честно, открыто и по справедливости.

 

Кобулова Анна (Муслима)

 

[1]Жириновский знает, как поднять рождаемость: покупать детей и разрешить многоженство//

Подробнее: https://www.newsru.com/russia/19jan2010/zhirinovsky_children.html https://www.newsru.com/russia/19jan2010/zhirinovsky_children.html

[2]Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа// Подробнее см. https://svpressa.ru/society/article/171475/

[3] Там же.

[4]Роль второго плана. Почему в Татарстане популярна идея многоженства//http://www.kazan.aif.ru/society/details/rol_vtorogo_plana_kak_v_tatarstane_boryutsya_s_taynym_mnogozhenstvom

[5]  Там же.

33607


annisa-today.ru

В далеком созвездии Tау Кита

Прочел интересный рассказ jeytim из египетской жизни и решил вас с ним познакомить.

Во дворе деревенского домика жарим рыбу на углях. Тишина, красота и благодать. Море плещется, и рыба пахнет, как обещание скорого счастья. На огонек и запах заглядывает соседская семейная пара. Вернее, не совсем пара. Потому что деревня эта — Ассала, дальний околоток Дахаба. Бедуинская, в общем, деревня.
— С первой женой у нас семеро детей. Рабап — моя вторая жена, молодая. Они, жены, живут в разных домах. Когда у одной плохое настроение, я иду к другой. Очень удобно.
— Мм, — отвечаю, прихлебывая местной кислятины Omar Khayyam, — Это круто, Махмуд. А если и у второй плохое настроение, куда ты идешь?

— Тогда я иду домой. Я сам-то живу в своем третьем доме. Так, на всякий случай. Но редко бывает, что обе сердятся. Я же их пою, кормлю, одеваю. Что им еще надо.
Двадцатипятилетняя Рабап переехала замуж за Махмуда из Гизы. Практически столичная краля. И вот сидит теперь тут, беременная, в хиджабе своем похожая на симпатичную черную курицу. Смотрит на меня косо. То ли стакан вина имени таджикского алкоголика ей не нравится, то ли что муж треплется про нее на непонятном английском с малознакомой чужеродной особой. Незнание языка очень обостряет интуицию. Я наверное тоже должна бы смотреть на нее как-нибудь этак: по мне так беременным теткам совершенно незачем курить мальборо одну за одной. Но какое мое дело.
— А сколько жен ты можешь себе взять? Четыре?
— По закону четыре. Но вообще Коран говорит, у мужчины может быть столько жен, сколько он может прокормить.
— Ну, дело Коран говорит. Семья как аквариум: перенаселишь — сдохнут все.
Омархайямовка потихоньку берет свое: кажется, я сказала это на русском. Бедуин, впрочем, согласно кивает.
— А Рабап дружит с твоей первой женой?
— Ммм… Нет. Зачем? У них и так дел много. А у тебя муж есть?
— Есть — слегка привираю я. Так, просто, чтобы Рабап со своей интуицией не нервничала. Беременным нервничать — хуже сигареты.
— Единственной женой быть трудно, но почетно, да? — уважительно интересуется бедуин и, не дождавшись ответа, глубоко затягивается косяком.

Когда-то идея многоженства по своей соблазнительности для меня занимала место где-то между работорговлей и женским обрезанием. Но если с женским обрезанием и работорговлей ничего не изменилось, то с многоженством стало не все так просто. В нем вдруг обнаружилось немало плюсов. Даже, может быть, больше, чем минусов. И, как ни странно, именно с женской точки зрения.
В биологии (ну куда ж без нее) существует замечательный принцип: принцип незаменимости самки. В переводе на человеческий: каждая женщина прекрасна и бесценна, поскольку является самодостаточной боевой единицей видового выживания. Ну, такой, более-менее самодостаточной. Мужчины же, согласно этому принципу — расходный генетический материал. Он должен быть качественный, или уж пусть не будет вообще. Потому что хорошие мужские гены в сочетании с даже плохими женскими по принципу доминантности вероятнее всего дадут хорошее потомство. А вот если плохие мужские гены наткнутся на плохие женские, то, выйдя из спящего рецессивного состояния, вся генетическая дрянь вылезет в детях во всей красе. И привет, вырождение.
То есть, для блага и процветания популяции нужны все самки — и только лучшие самцы. Демографический дисбаланс МЖ заложен изначально. Как констатировал товарищ Шоу, «Благодаря материнскому инстинкту женщина предпочитает владеть одной акцией из ста на первоклассного мужчину, а не всем пакетом акций на второстепенного». Это — в нашей прошивке. И полигиния (ибо мне уже надоело писать длинное слово многоженство) — вполне себе эффективный инструмент проверки мужской качественности по всем статьям.
Второе. Чисто организационное. Как там Гюльчатай причитала, Одна жена и стирает, и моет, и готовит, и с детьми сидит?!. Вот. Хозяйство ладно — есть приборы и домработницы. Но как прекрасно, когда всегда есть на кого с полным правом и чистой совестью слить мелочь. Не плясать качучу перед мамой или свекровью, а просто сказать: Дорогая. Это же наши дети. И умотать в отпуск. Ну и самой в свою очередь понянькаться. А один, три — какая разница. Три даже в чем-то удобнее.
Но это все физика. Все-таки первое слово в ассоциативном ряду к многоженство — ревность. Тут я, а тут, значит, еще какая-то… мымра!
Однако и здесь не все так просто (или не все так сложно — откуда смотреть). Мучительна мысль не о том, что ему может быть хорошо с кем-то кроме меня, а о том, что ему нехорошо со мной. И вот сейчас он как свалит к этой кому-то с вещами, а я тут останусь одна как дура. Ревность, как и всякое собственничество — истеричная форма неуверенности. В себе, в стабильности своего положения, etc. А полигиния, как ни крути, эту уверенность повышает. Конструкция на трех опорах стабильнее, чем на двух. А уж на четырех… В ней твой статус уже не зависим от твоей исключительности. Исключительность приходит и уходит, но теперь не грозит выносом чемоданов в прямом и переносном смысле. Не фрустрирует, то есть.
Ревность — это игра, в которую можно играть всей семьей. А можно и не играть — как договоритесь. Потому что никем еще не доказана положительная корреляция между ревностью и любовью. А вот обратных примеров, ревновать, не любя, и любить не ревнуя, — полно.
Полигиния же по отношению к ревности это, как говорят в веселом мире медицины, десенсибилизирующий фактор, постепенно развивающий невосприимчивость. В плане такой бессмысленной и неприятной штуки — очень полезное качество.
В общем, если подумать головой — все за то, чтобы с позиции первой жены не напрягаться, если бы на горизонте замаячит вторая. Ну замаячит и ладно. С детства учили — чем больше делишься, тем больше получаешь. Главное, был бы человек хороший. Потому что вот это действительно очень важно. Я бы даже сказала, критично.
Но и тут природа подсуетилась в нашу пользу: мужчины довольно стабильны в своих вкусах. Глядя на бывших и актуальных моих бывших и актуальных, я вижу, что практически все они — славные девки не чужого мне склада. Мы вполне могли бы быть хорошими подругами. С некоторыми это даже получилось. Где теперь те мужики, что, как — неважно. А они — вот они все тут: Иветта,Лизетта, Мюзетта… Их бывшие, мои актуальные. Парни уходят в армию — девушки остаются.

И вот тут-то, пожалуй, кроется главная засада для евроадаптации многоженства. В отличие от смирных мусульманских теток с их статусом чуть выше плинтуса, мы ж не станем сидеть по углам на женской половине. Если уж нас занесет в единую семью, мы ж начнем активно взаимодействовать. Ибо как только две цивилизованных женщины оказываются вместе, они тут же образуют женский заговор. А женский заговор — это то, чего больше всего на свете боятся цивилизованные мужчины.
Так что в цивилизованном на наш манер мире полигиния умерла и уже не оживет не потому, что это выгодно женщинам. А потому, что мужчины понимают: Боливар не вынесет двоих. И — благоразумно отползают в безопасную сферу моногамии с вкраплениями адюльтера. Ну, а что теперь сделаешь. Это наша плата за самостоятельность. И раз уж другого не остается, лучше ее любить, чем не любить.

Хотя бы за возможность выпендриваться перед соседскими бедуинами.

tay-kuma.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *