Содержание

Упражнения для логического мышления | Познаем мир

Всем Здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать вам об упражнениях для развития логического мышления.

Что такое логическое мышление и почему его нужно развивать?

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции.

Каждый день нам приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению.

Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять  его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы.

Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.
Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты  и грамотно выстраивать свои суждения.

Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  1. 1.Наглядно – действенное мышление – ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом. Этот вид мышления является основным в раннем детстве.

  2. 2.Наглядно – образное мышление
    – ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений предметов и явлений. Этот вид мышления формируется в дошкольном возрасте.

  3. 3.Словесно – логическое мышление
    – ребенок мыслит в уме с помощью понятий, слов, рассуждений. Этот вид мышления начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте.

Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче будет решать любые задачи, он добивается в жизни большего успеха.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Логика тесно связана с математикой, поэтому можно выполнять в уме упражнения на сложение двух- трехзначных чисел, повторять таблицу умножения, занимаясь при этом уборкой в комнате или мытьем посуды. Достаточно будет для этого уделить всего по 2-3 минуты.

Отличными упражнениями для развития логического мышления будут: разгадывание головоломок, загадок, решение кроссвордов, игра в шахматы.

Выберите для себя наиболее подходящие варианты и занимайтесь понемногу каждый день. Вы увидите, что результаты не заставят себя ждать.

Я предлагаю вам упражнение с готовыми дополнительными материалами, которые входят в комплект для распечатки “Развиваем мышление”.

Упражнение помогает развить речь и логическое мышление.
Вы показываете ребенку картинки с изображением самых разных предметов, например,
самолета, карандашей, моря, песка и т.д.
Затем вы называете прилагательное, а ребенок должен соотнести его с определенной
картинкой. Например, если вы говорите «красивый», то ребенок, рассматривая картинки,
может ответить «красивый самолет» и т.д.
Фантазия и логика не являются взаимоисключающими понятиями. Они способствуют
развитию мышления в целом. Поэтому для развития логики нужно использовать и

упражнения, развивающие воображение.


Скачивайте готовые материалы и скорее применяйте на практике!
Если вы хотите больше готовых материалов для развития мышления, вам сюда:

СБОРНИК ИГР “РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ”

БУДУ БЛАГОДАРНА, ЕСЛИ ВЫ ПОДЕЛИТЕСЬ МАТЕРИАЛОМ С ДРУЗЬЯМИ, КЛИКНУВ НА КНОПКИ СОЦ. СЕТЕЙ.

Данный материал авторский! Поэтому, если вы хотите поделиться им, дайте ссылку друзьям на этот пост.
Использование материала, на других сайтах и форумах, возможно только с моего согласия! Использование материала в коммерческих целях запрещено!

poznaemmir.com

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6

упражения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет.

Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!

Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.

Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.

Развивающие упражнения, логические задачки:

Упражнение №1 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

  • Инструкция ребёнку: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».

  • Инструкция ребёнку: Составь домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».

Словесно — логическое мышление.

Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Упражнение №2

Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.

Капуста, земляника, яблоко, груша,

смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Упражнение №3

«Раздели на группы».

Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов?

голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак

Предложите свои игры по теме «Посуда».

Упражнение №4.

«Найди общее слово».

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь».

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Упражнение №5

«Найди, что общего у следующих слов»:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)»

Упражнение №6

Толкование скрытого смысла пословиц.

Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.

Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).

Упражнение №7

Логические задачи.

Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задачи на сравнение.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).

2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)

Упражнение №8

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».

Котлета, сардельки, …

Хлеб, печенье, …

Упражнение №9

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т.д.

Упражнение №10 «Что хорошо, что плохо?».

Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).

Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).

infourok.ru

Логическое мышление – игры и упражнения на его развитие

Человек обладает мышлением, которое он развивает в процессе всей своей жизни. У мышления есть множество форм своего проявления, среди которых одним из популярных является логическая. Человек должен думать логически, в чем ему помогают игры для развития логического мышления. Однако чтобы достичь успехов, нужно понимать, что именно подразумевает под собой логическое мышление.

Что такое логическое мышление?

Рассматривая вопрос на сайте психологической помощи psymedcare.ru, что такое логическое мышление, человек сталкивается с фактическими составляющими. При логическом мышлении человек оперирует знаниями, ранее полученным опытом, анализирует ситуацию в объективном ее проявлении, пользуется четкими и ясными понятиями. Логическое мышление предполагает наличие объективных и существующих связей между причиной и следствием, отделение реального от выдуманного, анализ и делание выводов.

Логическое мышление предполагает размышление без эмоций, когда человек пользуется лишь сухими фактами, данными, цифрами, терминами и пр. Эмоции для логического рассуждения не нужны. Более того, они даже мешают, поскольку при включении эмоций в процесс думания человек начинает фантазировать, додумывать, добавлять то, чего на самом деле не было.

Логическое мышление часто используется при решении задач, делании выводов, нахождении ответов на определенные вопросы, поиске доводов и пр.

Логическое мышление базируется на опыте и знаниях, исключая эмоции. Это позволяет объективно смотреть на ситуацию, а не вовлекать в процесс свое отношение, переживания и прочие эмоции. При логическом мышлении человек оперирует «данностями», которые легко доказываются, имеют связи, их легко проверить и пр.

Выделяют три вида логического мышления:

  1. Образно-логическое – когда человек в уме проигрывает определенную ситуацию, используя образы предметов или их особенности.
  2. Абстрактное – при решении какого-то вопроса человек использует понятия или явления, которых не существует.
  3. Словесное – когда человек выражает свои мысли словами и передает свои размышления окружающим.

Человек во все времена пытался достичь понимания сути происходящего. Логика основывается на объективных фактах и происходящих событиях, на взаимосвязи реального положения вещей между собой. Здесь нет места теории, предположениям, эмоциям и пр. Еще Аристотель рассматривал понятие логического мышления, пытаясь раскрыть, как оно происходит.

Современный человек должен обладать логическим мышлением. Это важно в любой сфере жизни. Зачастую логическое мышление прослеживается в точных науках и областях: математика, физика, химия и т. д. Здесь все, что доказано, является истинным. А все домысли и предположения являются лишь теориями, которые пока могут не включаться в объяснение причин и делание выводов.

Логическое мышление помогает человеку:

  • Быстро и точно делать выводы в любых ситуациях.
  • Не вводить себя в заблуждение, не обманывать себя.
  • Ясно и емко излагать свои выводы, доказывая их.
  • Исправлять свои ошибки, видеть оплошности и исправлять их у других людей.
  • Переубеждать окружающих, находя верные аргументы.

Логическое мышление является исключительно приобретенным навыков. Вот почему его важно развивать. Лучше этим заниматься с самого детства, когда у ребенка начинают появляться первые наклонности и базовые задатки. Уже к полутора годам, когда малыш начинает анализировать окружающий мир, отделять его от себя, тогда он приучается разделять первостепенное от второстепенного.

На данном этапе присутствует эмпирический метод мышления, когда человек обращается к уже имеющемуся опыту. Однако следует родителям здесь не прививать детям шаблоны, иначе теряется критическое мышление – когда ребенок рассуждает, думает, а не просто накладывает шаблон на все, что более-менее похоже.

В данном возрасте можно играть в придумывание слов и фраз, составление рифм к различным словам. Это способствует развитию логики.

В последующем развивается абстрактное мышление – когда малыш начинает фантазировать, думать о том, чего не существует. В это время тоже задействуется логическое мышление.

Логическое мышление можно развивать в любом возрасте. Просто детям это намного легче делать, поскольку они еще лишены шаблонности и стереотипности в мышлении. Родителям следует постоянно различными способами тренировать мышление ребенка в различных направлениях, чтобы он становился гибким в своих подходах.

Если же взрослый человек желает развить свое логическое мышление, тогда это тоже возможно. Здесь главное – победить свою лень, уделить время тренировкам. Упражнения могут быть такие же, как у детей, и даже посложнее. Хорошо подойдет решение кроссвордов, игры  в парах, например, в шахматы или стратегии, кубик Рубика и пр.

перейти наверх

Словено-логическое мышление

В формировании и развитии логического мышления участвует процесс развития речи. Когда человек начинает понимать и сам произносить слова, тогда он тоже задействует логику. Это чисто социальное явление, которое прививается окружающими каждому индивиду.

Само мышление оперирует образами. Однако у каждого образа есть свое название. Чтобы выразить свою мысль, которую человек представляет, он использует слова. Здесь важно использовать те слова, которые понятны окружающим, самим понимать их значение либо уметь объяснять значение слова, если оно является новым. Некоторые мысли не имеют образов, а носят словесный характер.

Речь формирует логическое мышление в непосредственной взаимосвязи. Вот почему важно, чтобы каждый человек обучался своей речи, понимал значения тех или иных слов, умел их произносить, понимать и использовать при составлении предложений. Также на логику влияет то, как именно человек составляет предложения, насколько разнообразен язык индивида.

перейти наверх

Логические формы мышления

К логическим формам мышления можно отнести:

  1. Анализ. Это мыслительный процесс, когда сложное явление разделяется на несколько простых, отдельных компонентов. Они потом познаются и делаются определенные выводы.
  2. Синтез. Это мыслительный процесс, который обратен анализу – когда человек из простых элементов составляет единое целое, общее представление.
  3. Абстрагирование. Здесь человек выделяет существенные характеристики отдельных предметов, игнорируя несущественные, малозначительные.
  4. Сравнение. Во время сравнения человек берет несколько объектов и пытается найти схожее и различное между ними. Это позволяет делать классификацию, находить взаимосвязи, делать теоретические познания.
  5. Обобщение. Здесь человек объединяет события или явления между собой по имеющимся у них общим характеристикам.

Другими формами логического мышления являются:

  • Умозаключения. Эти элементы являются своеобразными выводами, которые делает человек в своей голове. Дедуктивными они становятся, когда на основании нескольких суждений делается единый вывод. Индуктивными они становятся, когда на основании единичных случаев делается вывод в отношении всего, что имеет подобные характеристики. Когда вывод делается на основании частичной схожести без детального рассмотрения остальных характеристик, он называется умозаключением по аналогии.
  • Понятия. Эти элементы являются социально-историческими, когда каждому явлению, предмету, взаимосвязи и даже действию приписывается определенный термин со своим значением. Затем последующие поколения лишь запоминают слова и их определения, чтобы наиболее быстро передавать свои мысли окружающим. Понятия могут вмещать в себя целую группу предметов или явлений, они могут демонстрировать определенные признаки предмета. Благодаря одному слову человек передает многообразие его значения, которое известно всем.
  • Суждения. Эти элементы являются взаимосвязями между предметами или явлениями, которые отрицают или что-то подтверждают. Суждения могут формироваться непосредственно (когда человек наблюдает тот феномен, на основе которого делает свои выводы) и опосредованно (когда человек просто рассуждает или делает умозаключение). Суждения бывают:
  1. Истинными – когда они имеют доказательства и факты свершения.
  2. Ложными – когда человек не может доказать то, о чем говорить.
  3. Общими – когда человек начинает однозначно говорить о явлениях, которые схожи по определенному признаку.
  4. Частными – когда суждение идет о некоторых предметах со схожими характеристиками.
  5. Единичными – когда человек рассуждает по поводу конкретного предмета или явления.
перейти наверх

Как развить логическое мышление?

Логическое мышление развивается, с ним не рождаются. Поэтому родители и сами взрослые должны постоянно заниматься своим развитием, в чем помогут такие игры:

  1. Шахматы.
  2. Шашки.
  3. Игра «Реверси».
  4. Игра «Эрудит».
  5. Нахождение лишнего слова среди прочих.
  6. Расшифровка анаграмм.
  7. Поиск аналогий.
  8. Расшифровка загадок.
  9. Разгадывание кроссвордов.

Очень хорошо развивают логику различные ролевые игры, в которых дети оказываются в различных ситуациях, требующих своего решения. Также можно воспользоваться компьютерными играми, которые тоже требуют разработки стратегии, соблюдения правил, делание выводов, как действовать лучше.

перейти наверх

Итог

Самым лучшим учителем является жизнь. С самого детства родителям предлагается постепенно включать ребенка в свою повседневную жизнь, которая достаточно часто полна различных трудностей и проблем. Самым элементарным способом развития логики является делание выбора. Предложите ребенку сделать выбор между несколькими вариантами, предварительно их обсудив с ним, подумать над возможным развитием событий и пр. Также обязательно с ребенком вместе делать выводы после того, как выбор бы сделан и был достигнут конкретный результат.

Не помешает в развитии логики воображение, когда вместе с ребенком можно учиться прогнозировать, какое развитие событий будет происходить на основании имеющихся обстоятельств.

Конечно, логическое мышление базируется на знаниях, опыте, которое уже человеком было получено, и прочей информации. Вот почему важно позволять ребенку сталкиваться с различными ситуациями, не мешать рассуждать, а даже участвовать в процессе, читать книги, обсуждать поведение других людей и пр.

Можно сказать, что логическое мышление развивается лишь тогда, когда человек живет реальной жизнью. Он решает жизненные задачки, сталкивается с реальными проблемами, достигает настоящих результатов и пытается устранить ошибки. Развитие логического мышления происходит постоянно, что позволяет взрослым людям тоже тренировать свою мыслительную деятельность, которая неразрывно связана с памятью, воображением, рассуждением.

psymedcare.ru

что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Все знают, что такое логическое мышление, но сформулировать эту концепцию не всегда просто. Мысленная активность — это увлекательное и многоплановое движение вперед. Логика необходима человеку, это своеобразный механизм для изучения, в первую очередь, себя и окружающего мира. Помощниками в этом нелегком труде выступают органы чувств, а также работа мысли.

Без логического мышления невозможно сформировать умственный процесс так, чтобы исходя из реального восприятия действительности получить истинные заключения. Логика по сути изучает и законы умственного развития и рассуждения, а также формирует их.

Виды логического мышления

Словесно-логическое

Словесно-логический вид мышления дает возможность правильно мыслить, уметь грамотно говорить, виртуозно владеть своим языком и речью. Он помогает при ведении дискуссий и даже споров.

Пожалуй, каждый человек хотя бы один раз в жизни попадал в ситуацию, когда не мог выразить те чувства и мысли, которые красиво выстраивались в голове. Выходит, что развитие работы мысли и слова — это не роскошь, а средство общения в информационном веке.

Абстрактно-логическое

Абстрактно-логическое мышление стоит выше чувственного опыта. Оно, опираясь лишь на рассудок, пытается определить сущность объективной реальности. Уровень впечатлений, воззрений и оценок серьезно не рассматривается. Другими словами — это кульминационная форма познания окружающего мира.

Образно-логическое

Образно-логическое мышление обусловливается воображением, которое помогает наиболее явно и толково восстановить параметры предмета или действия. Оно формируется в детстве, начиная с полутора года.

Важно! Приемы логического познания мира развивают логику, изобретательность и так далее. Упражнения, помогающие развить словесно-логического мышления дают возможность держать связь между речью и мышлением.

Таких мастер-классов великое множество, особенно в интернете.

Для тренировки памяти необходима:

  • обобщенность;
  • опосредованность.

Получается, что развитие логического мышления зависит от процесса суммированного и опосредованного (посредством умозаключений) отображения сущности. Суть мышления заключается во взаимодействии мыслительных процессов с представлениями во внутренней картине мира. Такие упражнения позволяют сооружать меняющийся образ мира.

Своеобразие познания заключается в следующем:

  • оно позволяет глубоко понять законы существующего мира;
  • вникает в меняющийся, динамичный мир;
  • угадывает будущее, строит планы;
  • опирается на знания, накопленные в течение жизни;
  • истекает из живого наблюдения, но не сливается с ним.

Различают три вида логического мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие — это ничто иное, как особый механизм ума, мысли.  Суждение — это базис на который основывается работа мысли, в свою очередь, либо объединяющая, либо нет предметы и явления. Суждения могут быть:

  • правильными;
  • ошибочными;
  • тотальными;
  • индивидуальными;
  • нехарактерными.

Важно! Умозаключение — вывод, обобщение, которое человек извлекает из предыдущих рассуждений.

Развиваем логику и мышление

Полагается также классифицировать способы познания по характерным чертам:

  • степени формирования;
  • направления задач;
  • по доскональности;
  • по нетривиальности;
  • по образу и функциям мышления;

Важно! Степень развития зависит от образа, действия, логики и абстрактной логики. Умственный процесс наглядно проявляет себя как в теории, так и на практике. Доскональный (развернутый) процесс работы мысли зависит от степени дискурсивности (аналитичности) и интуитивности.

Аналитичность — это, в первую очередь, рассуждение, которое имеет четкую последовательность во времени. Интуитивность базируется на эмоциональных восприятиях, не имеет четких периодов, быстро проходит и так далее.

По степени непривычности и экзотичности различают два вида развития мысли:

  • репродуктивное:
  • творческое или продуктивное.

Репродуктивный или самовоспроизводящий образ мысли невозможно представить без образов и представлений, которые берутся из реальных источников. Творческая работа мысли базируется на изобретательном воображении.

По степени достижения мышление бывает:

  • наглядное;
  • вербальное.

Наглядное полагается на внешний вид и свои представления, а вербальное действует абстрактными схемами, конструкциями.

По своим действиям умственный процесс разделяется на:

  • критичный;
  • творческий.

Запомните! Критичный направлен на выявление недостатков во взглядах других людей. Творческая работа мысли открывает неизвестные знания. Это формирование собственных идей, а не осуждение чужих оценок и соображений.

Развитие логического мышления (упражнения для тренировки)

Каждый член общества мыслит по-своему, индивидуально, в этом проявляется его особенность, а также это зависит от:

  • плодотворности ума;
  • независимости;
  • размаха;
  • масштабности;
  • сговорчивости;
  • стремительности;
  • созидания;
  • критичности;
  • смекалистости.

И это еще не все критерии. Многие задают вопросы как развить логическое мышление. Для этого как нельзя лучше подходит начать самостоятельно мыслить. По сути совершенствование логики подвластно умению заметить, различить, поставить себе задачу и решить ее собственными силами.

Гибкость умственного познания заключается в способности принять новое решение, поменять заранее намеченный путь, если в этом есть необходимость. Инертность мыслительного процесса проявляется в склонности использовать штампы, привычные ходы действия. При инертном развитии ума, бывает трудно переключиться от одной системы действия к другой.

Стремительность, с какой совершенствуется логика, зависит от тех упражнений, которые необходимы для ее тренировки. Масштабность ума охватывает огромный круг проблем.  А вот глубина умственного познания зависит от умения взглянуть в корень предметов, явлений, действий и так далее.

Для того чтобы выдерживать порядок в мыслях необходимо развивать последовательность мышления.  Критичность — это особый вид мышления, который дает возможность реально и даже более чем дать оценку результата умственной деятельности. Критичность находит слабые и сильные стороны умственной деятельности, может обосновать истинность собственных суждений и так далее.

Устойчивость мышления базируется на уже известных законах и регулярности. Все эти качества формируются и меняются с течением жизни. Зная свои индивидуальные способности можно их корректировать и развивать.

Важно! Каждый, кто виртуозно применяет особые приемы для развития логики становится более внимательным, мыслит ясно и четко.

Для таких людей не трудно сконцентрировать внимание, усвоить суть материала. Они посвящают тренировке памяти много времени, им легче добиться собственной цели, работать. Вывод следующий: развиваем логику — живем полноценно и творчески.

www.pamyatinet.ru

Упражнения на развитие логического мышления

Цель: развитие логического мышления.

Упражнение»Яблоко».

1. Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.

— Дай мне, пожалуйста, яблоко.

— Я не знаю какое.

— Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

— Я не знаю какое из красных яблок, и т.д.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.

2. Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.

Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: «Дай немедленно», «Не дам и все», «Почему я должен…» и т.п.

Упражнение «Скрытая тавтология».

Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из «непонятных» терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача — как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно — не допускать явной тавтологии в одной фразе.

Например: Вода — жидкость.

Что такое жидкость?

Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.

Что такое тело?

Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.

Что такое лед?

Не жидкое состояние воды.

Что такое вода?

Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.

Упражнение «Археолог».

Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:

 ► Все русские предпочитают ездить быстро.

Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?

 ► Мальчика не было.

Ответ: А был ли мальчик?

 ► Не было смысла начинать.

Ответ: стоило ли ломать копья?

Соперники должны «раскопать» вопрос, который спрятан в суждении.

Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса. Например: «Карету мне, карету!», «Коня, полцарства за коня!», «Пришел, увидел, победил. Задача соперников — превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.

Упражнение «Кодирование песни».

Группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.

Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что … (читай сначала).

Ответ: «У попа была собака».

Упражнение «Поиск причины».

Какой либо участник группы «оправдывает» действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.

Упражнение «Поиск цели«.

Один из участников занимает стул перед группой и высказывает некоторое свое желание.

Задача — путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цели этого желания участника.

Упражнение «Родственники».

Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:

а) племянником,

б) дядей,

в) дедушкой.

Упражнение «Конструирование ошибок».

Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.

1. Найти ошибку в рассуждениях:

Докажем, что 2*2=5.

Доказательство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.

2. Найти решение софистических парадоксов:

а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.

б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.

в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?

г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов. Ты имеешь врага.

3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки «У попа была собака».

Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения. Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:

Безусловные уточняющие вопросы — 1 балл

Условные уточняющие вопросы — 2 балла

Восполняющие вопросы: «Кто?» «Какой?»3 балла

«Что?» «Где?» «Когда?» 4 балла

«Почему?» 5 баллов



biofile.ru

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — запись пользователя ОЛЕСЯ (OLESY2303) в сообществе Развивающие занятия с детьми

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п.

1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).

2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

• огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

• овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — …
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ».

Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

• Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

11. «РАНЖИРОВАНИЕ».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ».

Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

Автор игр А. В. Семенович

www.babyblog.ru

Развитие словесно–логического мышления и связной речи. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Развитие словесно–логического мышления и связной речи.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста


Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два, три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К.Д. Ушинский

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления с речью, находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами, то есть мы не можем мыслить, не произнося ни слова. С помощью специальных приборов, регулирующих мышечные сокращения, отмечено, что во время протекания мыслительного процесса отмечается движение голосового аппарата, хотя человек этого не замечает.

Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), количество и качество решенных задач ухудшалось.

Л.С. Выгодский тоже отмечал, что мысль совершается в слове. И действительно речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Не смотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена не одно и тоже. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому служит возможность высказывания одной и той же мысли разным словами, а так же то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то, что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящее слово. Однако, знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить.

Таким образом, на практике мышления, как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах. В том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Словесно – логическое мышление начинает более интенсивное формирование к шести-семи годам, так как к этому времени ребенок использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение общение, необходимая коррекционная речевая деятельность, то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку. Опыт коррекционный логопедической работы так же показывает, что в результате деятельности, специально организованной с детьми, показатели мышления могут улучшиться в несколько раз.

Словесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки и для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Так как мышление шире речи то оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Эти два вида мышления на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи.

Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно – следственные зависимости. Очень важно развивать в ребенке умение соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей и обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.

Для развития мышления ребенка, начиная с дошкольного возраста важно, чтобы он научился делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» — следствие. Нетрудно обозначить здесь временную последовательность.

Нормальное, (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания, мышления.

Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает дошкольник и школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышление и речи. Если будучи школьником, ребенок не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе формирования мысли в речевых формах. Недаром говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.

Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают основными лингвистическими конструкциями. У них формируется речевой слух, артикуляция. Необходимо помнить, что возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется.

Подбор различных разнообразных по сложности и доступных речевых упражнений, игр, своевременная и качественная коррекционная работа позволяют эффективно развивать логическое мышление и речь дошкольника и младшего школьника, придаст уверенности в себе.

Упражнения, развивающие словесно-логическое мышление.

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей:

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.
I. Грамматическая арифметика

Задачи на определение возраста.


  • Через 10 лет Антону будет на 2 года больше, чем сейчас Ивану.

Кто из них старше? (Иван)

  • Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина? (Дима).

  • Ноябрь – сентябрю внук октябрю – сын, зиме – родной батюшка.

Почему так говорят? (сентябрь – октябрь — ноябрь — зима)

Задачи на отрицание.


  • Максим и Артем ходили в разные детские сады: кто-то в детский сад «Колокольчик», а кто-то в детский сад «Полянка». В какой садик ходил Артем, если Максим не ходил в садик «Полянка»? (Артем в «Полянку»)

  • Андрей, Витя и Сережа смотрели разные фильмы. Один – о животных, другой – о птицах, а третий о путешествиях. Кто о чем смотрел фильм, если Андрей не смотрел о путешествиях, а Витя не смотрел о птицах и путешествиях? (Андрей – о птицах, Витя – о животных, Сережа – о путешествиях).

Задачи на различение.

  • Стас и Игорь жили на разных этажах: один – на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Стас жил на пятом?

( На 1-м этаже).

Задачи на сравнение.


  • Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех? (Миша).

  • Если бы лошадь была меньше зайца, но больше бегемота, то кто бы был меньше всех? (Бегемот).

Задачи на совмещение.

  • Даша и Лена собирали ягоды.

Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину? (Клубнику)

  • У дятла, зяблика и пеночки домики в лесу. Одна из птиц живет на высоком дереве в гнезде, другая – на высоком дереве в дупле, а третья — на низком дереве в гнезде. У зяблика и пеночки гнезда, у дятла и зяблика – домики на высоких деревьях. У кого из птиц, какой домик? (У зяблика гнездо на высоком дереве, у дятла – дупло на высоком дереве, у пеночки гнездо на низком деревце).

Задачи на соотнесение понятий предметов

1. Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?

2. Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, а Галя – фрукты. Какая девочка мыла груши?

3. Мальчики рисовали карандашами. Петя нарисовал треугольник и овал, а Паша – кубики и воздушный шар. Кто из мальчиков нарисовал фигуры и кто предметы?

Логико-поисковые задачи


  • Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди? (мышка)

  • В сказке «Репка» Жучка стоит перед кошкой, но за внучкой. Кто стоит ближе к бабке? (Внучка)

Задачи-шутки

  • В каком магазине ничего не купишь? (Фотоаппарата, винтовки)

  • Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? (резко сказать – отрезать)

  • За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение? (за-л)

  • Какие имена прилагательные жалуются на свой рост? (коротка-я, высока-я, низка-я, длинна-я)

  • У собачки Микки родились котята: три беленьких и один серенький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята)

  • Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы не живут на Северном полюсе)

  • Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит)

  • Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает)

Примеры со словами

  • Кожа + ворона = полевая птичка, прилетающая рано весной.

  • Ежи – и + е + вика =ягода.

  • Корь – ь + идол – л + р =?

  • Голос вороны + горное село =?

  • Голос вороны и знак препинания =?

(жаворонок, ежевика, коридор, караул, карточка)

II. Доскажи словечко

1. Словесная игра «Концовки».

Если жираф выше тигра, значит тигр…

Если слон тяжелее зебры, значит зебра…

Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица…

Если лев сильнее черепахи, значит черепаха…

Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха…

2.«Кто кем становится», «Кто кем был».

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая…(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал…(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был…(теленком),

А кудрявенький баран –

Маленьким…(ягненком).

Это важный кот Пушок –

Маленьким …(котенком).

А отважный петушок-

Крохотным…(цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают…(утки)-

Специально для ребят –

Тех, кто любит шутки.

3. Игры, знакомящие с профессиями.

В сумке плотника найдешь молоток и острый…(нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и…(стамеска).

В небо синее пилот поднимает…(самолет).

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает…(дом).

На глазах у детворы крышу красят…(маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня…(медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили…(маляра).

4.Найдите слово в слове.

Теленок (лён, кол, кон). Чёлка (ёлка). Зубр (зуб). Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар). Гроза, кобра, краска. Скот, корм, кочки, кустарник. Китель, кисель, кров, крапива, краны, крот.

5.«Да-нетки»

Ответьте на утверждение словами «да» или «нет».

Волга- это большое озеро. (Нет.)

Заяц бывает и беляк и русак. (Да.)

В феврале дней больше, чем в декабре. (Нет.)

Медведь зимует в норе. (Нет.)

Если у человека коричневые глаза, его называют кареглазым. (Да).

Отчество человека дают по имени папы. (Да.)

Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да.)

Детеныш коровы называется жеребенком. (Нет.)

6.Подберите по смыслу необходимые слова.

Медведь – лес, верблюд — …(пустыня).

Человек — одежда, конфета -…(фантик).

Лес – дерево, степь -… (трава).

Зима – лед, весна — …(вода).

Глаза – два, нос — …(один).

Лапы – животные, руки -…(человек).

Сосна – хвоя, осина — …(лист).

7.Подберите имя существительное к имени прилагательному.

Апельсиновый -…(сок), настольная…, наждачная…, вяленая…, пчелиный.., бисквитный…, отбойный…, обойный….,могучий…, телефонный…, телефонная…, бальный…, деревенский…, еловый….

8. «Узнай по описанию»

Глубокое, соленое, черное…(море).

Голубые, карие, грустные…(глаза).

Десертная чайная, столовая…(ложка).

Липовый, пчелиный, душистый…(мед).
9.Заполните пустые клетки.


  • Мясная, куриная или рыбная основа супа.

  • В этом загоне живут звери в цирке и зоопарке.

Больше, чем носки, но меньше, чем чулки.



  • Часть лимона, апельсина или яблока.

  • Это южное дерево бывает кокосовым, финиковым и банановым.

  • Неприятное чувство.

  • Опасное место для судна.

  • Злейший враг шубы.

  • Её исполняют актеры.

  • Большой платок.

Ответы: бульон, вольер, гольфы, долька, пальма, боль, мель, моль, роль, шаль.

10. Подберите обобщающее понятие.

Кисель, кефир, сок, чай – напитки.

Серьги, браслет, цепочки кулон — …

Муравейник, нора, логово, берлога -…

Храбрость, доброта, трудолюбие, честность — …

11. Подберите ряд слов, относящихся к одному обобщению.

Сосна, береза, липа__________________________________________________

Сок, кефир, компот___________________________________________________

Сосиски, колбаса, котлеты_____________________________________________

Корабль, катер, яхта (парусник, лодка, пароход…)

Дождь, ветер, иней (роса, вьюга, снегопад, капель…)

Творог, сыр, масло____________________________________________________

Жасмин, шиповник, сирень_____________________________________________


III. Задачи на причинно-следственные зависимости

Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование – кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.

Для старших дошкольников можно брать простые причинно-следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, и предложить называть не только реальные причины, но и необычные, сказочные. В играх детям дается задание назвать как можно больше различных причин для каждой ситуации. Игры

способствуют развитию связной речи на этапе работы с предложением.

(Работа со схемами установления причинно-следственных связей Рис 1, 2, 3 ПРИЛОЖЕНИЯ.)

1. «Закончи предложение»


  • На участке детского сада все растения летом засохли, потому что…

  • Ребенок потерялся в магазине, потому что…

  • Башня, которую строил мальчик, развалилась, потому что…

  • Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что…

  • С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что…

  • Из ванной вода потекла на пол, потому что…

  • Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что…

  • Мама улыбнулась, потому что…

  • Машины резко затормозили…

2. По какой одной причине произошли два события?

Цель: Научить детей младшего школьно возраста находить общую причину.


  • Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.

  • Котенок подошел к блюдечку. – Мальчик не выучил уроки.

  • Все прохожие промокли. – Наконец-то вылезли первые ростки.

  • Мама купила вкусный арбуз. – Папа, наконец, поменял колесо у машины.

  • Все мороженое раскупили. – У девушки обгорела спина.

  • Найди правильное утверждение.

  • Взошло солнце, потому что стало тепло.

  • Стало тепло, потому что взошло солнце.

  • У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

  • Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

1. Грачи прилетели, потому что пришла весна.

2. Пришла весна, потому что прилетели грачи.



  • Представление последствия событий

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а ты назови как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

  • Целое лето не было дождя:

а) засохли все растения; б) погиб урожай; в) животные остались без корма;

г) земля высохла, потрескалась; д) много пожаров; е) пересохли водоемы.



  • Каждый день лил дождь…

  • Зимой снег почти не накрыл землю…

  • Несколько дней подряд дул сильный ветер…

  • Охотник выстрелил в воздух…

  • Девочка уронила карандаш на пол…

  • Из окна выбросили кусочек булки:

а) собаки подрались из-за него;

б) слетелась стайка воробьев;

в) собралась целая куча муравьев;

г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.


5.Установление причины и следствия

Паводок

Дружно таяли снега,

Затопили все луга.

Сильно разлилась река

И закрыла берега.

Вопросы


1. Почему разлилась река?

2. Почему луга оказались затопленными?

3. Почему снега стали дружно таять?

6. Ваше умозаключение.

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит…(она растет, вырастет и т.д.)

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.

Значит…

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.

Значит…

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.

Значит…

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы.

Значит…

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку.

Значит…

7. Составление рассказа по серии картин с восстановлением последовательности событий.

Серия «Маша заболела», «Дождливый день» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ «Последовательные картинки» Рис. № 1, 2)

8. Скажите грамотно (исключите повторные мысли)


  • Мама посолила суп солью (Мама посолила суп)

  • В деревне жили старые старики.

  • На детской площадке гуляет много маленьких малышей.

  • К весне все зазеленело.

  • Девочка стала надевать одежду на куклу.

  • Мы с братом любим праздновать праздники (отмечать)

  • На лугу белели белые ромашки.

  • Липа пахнет запахом меда.

Как сказать короче?

  • Это был такой день, который нельзя забыть (незабываемый)

  • Он любит свою Родину (патриот)

  • Человек, который продает товары в магазине, дал мне мороженое (продавец)

  • Мне встретился человек, который ехал верхом (наездник)

Каким словом-синонимом можно заменить выделенное слово?

  • У неё были прекрасные коричневые глаза.

  • Я весело брел по тропинке.

  • Он обратно опоздал на урок.

Как сказать правильно?

  • Одень пальто, на улице холодно.

  • Порежь, пожалуйста, сыр.

  • Мама сварила рыбий суп.

  • Я хочу рассказать за новую книгу.

Найдите логические ошибки в предложениях.

Как их можно исправить?


  • Сегодня обратно шел дождь.

  • Над большим деревом была глубокая яма.

  • Солнце освещается землей.

Подберите вопросы к прилагательным. Как спросить правильно?

  • Дедушка ходил в бараньем тулупе.

Чьём? Каком?

  • У неё были лисьи повадки.

Чьи? Какие?

  • Из дупла выглянула беличья голова.

Чья? Какая?

  • Медвежья шуба очень теплая.

Чья? Какая?

  • За кустом мелькнул лисий хвост.

Чей? Какой?

Сравнивать предметы нужно по одному и тому же признаку.

Например:



У Наташи красное платье, а у Лены синее.

У Лены длинная юбочка, а у Тани короткая.

Дерево высокое, а куст низкий.

Мел твердый, а творог мягкий.

  • По возможности летать.

Птица летает, а машина едет.

  • По съедобности.

Сахарный песок едят, а речной песок нет.

Великан большого роста, а Мальчик-с-пальчик – маленького роста.

Река широкая, а ручей узкий.

Эта дорога длинная, а та короткая.

10)По громкости.

Эти ребята поют громче, а те тише.

11)По величине.

Озеро большое, а пруд маленький.

12)По толщине.

Кусок колбасы толще куска сыра.

Как нельзя сравнивать.

Обсудите с ребенком, в чем здесь ошибка?



  • У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные.

Сравниваются разные свойства: цвет и качество (прозрачность).

  • Лягушка зеленая, а крокодил большой.

Сравниваются разные свойства: цвет и размер.

  • Дерево высокое, а куст красивый.

Сравниваются разные свойства: высота и красота.

  • У Наташи платье голубое, а у Светы короткое.

Сравниваются разные свойства: цвет и длина.

  • У Тани карие глаза, а Вика курносая.

Сравниваются цвет глаз и форма носа.

  • Эта горка пологая, а эта высокая.

Сравниваются разные свойства: высота и крутизна.

  • Карлсон толще, а Малыш моложе.

Сравниваются разные свойства: толщина и возраст.

  • Помидор красный, а перец горький.

Сравниваются разные свойства: цвет и вкус.

  • У Мальвины голубые волосы, а у Буратино длинный нос.

Сравниваются совершенно разные части тела.

10)Незнайка низкого роста, а Знайка очень умный.

Сравниваются разные свойства: ум и рост.
V. Работа с текстом

1. Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Волк их поймал. Два ягненка отошли от стада. Волк посоветовал им не слушать мать. Овцы дружно ходили около леса.

Ответ: Овцы дружно ходили около леса. Волк посоветовал им не слушать мать. Два ягненка отошли от стада. Волк их поймал.

2. Расположите части рассказа последовательно.

«Птица на воле»

Сережа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.

Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил её на волю.

Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.

Ответ: Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец. Сережа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его. Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил её на волю.

Тема и основная мысль текста


  • О чем говорится в рассказе?

Отвечая на этот вопрос, мы определяем тему рассказа.

  • Как вы думаете, почему автор рассказал нам об этом? Что главное он хотел сказать читателям?

Отвечая на это вопрос, мы определяем основную мысль текста.

  • Заголовок отражает главное в тексте, то есть основную мысль.

Определите вид текста, его тему и основную мысль. Озаглавьте и перескажите текст.

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине – черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде. Поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

По Е. Носову.

Текст- описание.

Тема: Петух.

Основная мысль: Яркая красота и гордая осанка петуха.

Литература
1.Алябьева, Е.А.

Развитие логического мышления и речи детей 5 — 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. (Программа развития).

2. Кузнецова, А.Е.

Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет. / А. Е. Кузнецова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2006. – 189 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

3. Кнушевицкая, Н.А.

Стихи и речевые упражнения по теме «Фрукты». Развитие логического мышления и речи у детей / Н.А Кнушевицкая. – М.: Издаттельство ГНОМ и Д, 20010. – 40с. – (Знакомство с окружающем миром и развитие речи).

4. Кнушевицкая, Н.А.

Стихи и речевые упражнения по теме «Овощи». Развитие логического мышления и речи у детей / Н.А Кнушевицкая. – М.: Издаттельство ГНОМ и Д, 20011. – 48с. – (Знакомство с окружающем миром и азвитие речи).

5. Кавецкая Л.

«Творчество, развитие, изобретательность задач в логопедии». Журнал «Обруч» №4 /2000г.

6. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 99 с.

7. Сидорова Л. «Коррекционно-развивающая среда как средство психического развития ребенка». Журнал «Развитие и коррекция», выпуск №3.

8. Синицына Е. «Умные загадки со всего света». Журнал «Обруч» №4 /1999г.

9 Стародубцева И.В.

«Продолжаем классифицировать». Журнал «Обруч» №4 /2000г.

10. Стародубцева, И.В.

Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления, и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М.: АРКТИ. – 2009. – 72 с. (Растем умными).

11. Стебелева, Е.А.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. / Е. А. Стебелева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС., 2001. – 184 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

12. Ткаченко, Т.А.

Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. / Т.А. Ткаченко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книголюб, 2005. – 5с.

13. Тридцать три пирога: Игры, считалки, сговорки, скороговорки / собрал и обработал М.Булатов; рис. Ю. Соостера. – М.: Дет. лит., 1988. – 222 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *