Содержание

8 упражнений для тренировки творческого мышления

Часть 1: немного теории

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1) Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.  

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

www.marieclaire.ru

5 упражнений для развития творческого мышления – EduNeo

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В настоящее время задача развития творческих способностей человека  является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи  преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знанИй на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.

Статья является заданием Педагогического квеста. Хотите принять участие (бесплатно!)? Читайте задания в нашей группе: EduNeo клуб для преподавателей.

Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных .
Иными словами человек должен самостоятельно каждый день заставлять свой мозг работать.

Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.

Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

  • ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Упражнение 1. “Слова наоборот”

Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз!

Для чего: это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

Упражнение 2. “Если бы…”

В любую свободную минуту занимайте свой мозг вопросом: что было бы если бы.

Например, «Если бы я написал книгу, то о чем бы она была?” Затем постарайтесь в двух предложениях объяснить себе, почему именно такой выбор был сделан.

Для чего: эта даст возможность мозгу найти необычный способ решения простой задачи, “разговорить себя”, проанализировать те планы, о которых вы, возможно, забыли. Если вы будете выполнять это упражнение в парах, то есть возможность потренировать внимательность.

Можно в такую игру поиграть дома с супругом, с детьми, с коллегами, с друзьями.

Упражнение 3. “Читаем с конца”

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы.

Для чего: наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

Упражнение 4. “Разгадай анаграмму”.

Из перемешанных букв нужно составить слово.

Для чего: развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

Упражнение 5. “Центр – наше дыхание”

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Для чего: развивает внимательность и умение концентрироваться.

Упражнение 6. “останови внутренний диалог”.

Идя по улице или в метро, в общественном транспорте начиНайте один за другим загибать и разгибать пальцы руки (скажем, левой). Не думайте ни о чём другом. Внутренний диалог моментально останавливается.

конечно, на первых порах неизбежно в голову всё равно будут лезть мотивы песенок и т.д., но очень редко, а потом пройдёт и это. Не то чтобы следует концентрироваться на этом действии — это только отвлечёт вас от важных моментов и действий. Надо постараться сделать так, чтобы за сгибанием и разгибанием пальцев следило некое «второе внимание».

Для чего: десять минут этого упражнения обеспечивают как минимум полчаса внутреннего безмолвия даже после прекращения, что позволит тренировать внимание и научит концентрироваться.

Вывод: тренировки каждый день обеспечат успех и не позволят мозгу расслабиться и заболеть!

 

 

 

 

Другие статьи автора

Статьи по теме

www.eduneo.ru

5 упражнений, развивающих креативное мышление

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью с советами по развитию креативности. Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот , что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

psychology-tips.ru

Развиваем креативность. 5 упражнений

Развиваем креативность. 5 упражнений

Креативность — это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: «Два случайных слова»

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют». 

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: «Игра в ассоциации» 

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Например, а нашем случае: диктофон…

    • стильный;
    • функциональный;
    • удобный;
    • легкий;
    • белый.

    Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

      • изумрудный;
      • зимний;
      • жареный;
      • ситцевый;
      • сморщенный.

      Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

      Упражнение №3: «Безумный архитектор»

      Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

      Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

      Например, «апельсин» – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, «вода» – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, «томат» – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

      Упражнение №4: «Час молчания»

      Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

      В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя «да», «нет» и «не знаю». Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

      Упражнение №5: «Тест на креативность»

      Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

      Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

      Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

      Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

      Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

      Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма «99 франков»: «Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм».

      Читайте также:

        donskih.ru

        6 упражнений для развития креативности


        Екатерина Ушахина

        Майкл Микалко, один из ведущих экспертов по креативности в мире, в своей книге собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.

        Предлагаем вам несколько игр и головоломок из его книги.

        КВОТА ИДЕЙ

        Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу. Квота поможет активно генерировать идеи и альтернативы, не дожидаясь, когда они появятся сами собой. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или притянутыми за уши. Квота не должна мешать генерировать больше идей, чем «положено». Пусть она служит лишь гарантией того, что вы не опуститесь ниже установленного минимума.

        Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному — каждые полгода.

        Эта картинка чем-то напоминает сознание — всякий раз, когда смотрите на нее, вы видите нечто новое. Каково же ее содержание? Скорее всего, вы рассмотрели несколько букв и цифр.

        На самом деле здесь можно рассмотреть все 26 букв латинского алфавита и цифры от 0 до 9. Хотите верьте, хотите нет. И вы все это действительно увидите, потому что все это здесь есть. Точно так же вы можете заставить свой ум генерировать новые и новые идеи, чтобы выполнить установленную квоту.

        «ПОПАДАНИЕ В ТОН»

        Когда радар улавливает цель, пилот истребителя рапортует: «Попал в тон!» — и с этого момента пилот, а вместе с ним и авиаприборы сосредоточиваются на поражении цели. В повседневной жизни попасть в нужную тональность — значит обращать больше внимания на происходящее вокруг.

        Сколько букв «п» в приведенном ниже тексте?

        Потребность в постоянной профессиональной подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота занимает помыслы владельцев первоклассных ферм. Поскольку предки фермеров подготавливали помощников фермеров для первоклассных ферм в процессе производства продуктивного скота, владельцы первоклассных ферм считают, что они обязаны постоянно продолжать традицию своих предков по подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота, поскольку они считают, что профес- сиональная подготовка помощников является полноценным фундаментом поддержания продуктивного хозяйства на фермерском подворье. Общее количество букв «п»: _______

        КРОХОТНЫЕ ИСТИНЫ

        Это упражнение поможет стать внимательнее. Оно было разработано Майнором Уайтом, который преподавал фотографию как дисциплину в Массачусетском технологическом институте. Итак, выберите картину (или фото), которая вам нравится и при этом содержит много деталей. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Установите таймер или будильник на десять минут. Не двигаясь, смотрите на картину, пока не зазвучит сигнал. Сохраняйте полную сосредоточенность на изображении. Не позволяйте свободных ассоциаций. Обращайте внимание только на картину, стоящую перед вами.

        После сигнала отвернитесь и вспомните все, что видели. Попробуйте восстановить изображение зрительно, а не словесно. Примите воображаемое, каким бы оно ни было. После того как ваше созерцание и ваше впечатление оставят только легкий «аромат», вернитесь к обычной деятельности, стараясь время от времени вызывать в памяти образ картины. Вам начнут открываться крохотные истины, которые могут обнаружиться, лишь когда внимание будет полным. Вспоминайте картину часто и обязательно визуально.

        ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

        Психолог Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления и помочь в таких сложных делах, как построение сюжета романа, создание научной теории, планирование производства, — то есть там, где требуется учитывать многочисленные взаимосвязи и переплетения. Попробуйте с друзьями поиграть в игру:

         

        ЧЕЛОВЕК НА ВЕРЕВКЕ

        Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу?

         

        СПИЧКИ И ЦИФРЫ

        Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выло- жены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

         

        Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

        По материалам книги «Рисовый штурм».

         

        blog.mann-ivanov-ferber.ru

        Как развить креативное мышление? Взрывные методы!

         

        Креативное мышление: что, как и зачем?

        Прошлых статьях мы уже рассматривали, какие нывыки нужно развивать для повышения эффективности и упражнения для развития мозга, сегодня речь пойдет о таком вожном понятии как «Креативное мышление».
        Нам часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Возникает вопрос, что за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить?

         

         

        Статья в тему:  Как развить мозг  — полезные упражнения для мозга!

         

         

         

         

        Креативное мышление является необходимостью для бизнесмена, который хочет создать перспективный, интересный проект, выделится среди множества подобных компаний, стать уникальным и узнаваемым. Но не только в бизнесе будет полезно креативное мышление. В повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере – везде старайтесь думать нестандартно, ведь это позволит открывать новые возможности, идти неведомыми до сели дорогами.
        Сегодня мы расскажем про несколько упражнений, ежедневное исполнение которых поможет Вам более креативно смотреть на происходящее. В данных упражнениях нет ничего сложного, все элементарно, а по времени вы будете тратить не более 15 минут в день.
        Честно говоря, мы стараемся не писать о том, что никогда сами не пробовали. Все данные советы были испробованы на практике, и уже через несколько недель результат стал заметен. Новые идеи, интересные решение, не стандартное видение выхода из сложившейся ситуации.

         

         

        Первый метод развития креативного мышления: играйте в перевертышей

         

        Первый наш совет называется «перевертыши». Когда вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
        Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.

         

         

         

        Утро начинается вечером

        Утро начинается вечером – еще один интересный способ развития креативного мышления. Все мы знаем, что чтение книг хорошо влияет на развитие умственных способностей. Кстати, не сама информация, а именно процесс чтения. А для того, чтоб развивать креативное мышление, нужно и креативно читать. Попробуйте начать чтение книги с конца, да еще и снизу вверх. Получится, что все события будут идти от кульминации до начала.
        Для чего это нужно? Креативно мыслить – нестандартно мыслить. Читая книгу с конца, вы привыкаете к тому, что бывают совершенно невероятные решения. Казалось бы, что все должно быть совершенно не так (ведь мы привыкли к устоявшимся нормам), а на самом деле существуют и другие варианты. Читая задом на перед, вы и думаете аналогично. Для мозга такой тип мышления не обычный, но он его быстро примет, и с радостью будет использовать в повседневной жизни.

         

         

        Статья в тему: Как улучшить память? ТОП-10 советов по улучшению памяти!

         

         

         

         

        Есть то, чего нет

        А вот это упражнение, одно из самых любимый. Когда едете на работу, на учебы или еще куда-то, то есть время подумать. Постарайтесь потратить его с пользой, потренировать креативное мышление. Суть данного способа в том, что вы должны придумывать то, чего не существует. Придумайте какое-то животное (например, Леопандырь), потом опишите его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Если с животными тяжело, то можете пофантазировать над женскими и мужскими именами. Придумывайте такие, которых в природе не существует.
        Для чего это нужно? Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.

         

         

        Статья в тему:  Мнемоника: как это помнить всю свою жизнь?

         

         

         

         

        Каляки-маляки

        В детстве, когда мы рисовали что-то необычное, фантазировали, креативили, то называли такой рисунок «каляки-маляки». Взрослым, для развития креативного мышления, тоже полезно покалякать-малякать. Возьмите лист бумаги, нарисуйте что-то необычное, дайте ему название, подумайте где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает ваше нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.

         

         

         

        Да, нет, наверное

        Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
        Для чего это нужно? Таким образом вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

         

         

        Слова не такие как кажуться

        Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.

         

         

        Статья в тему: Ораторское искусство | ТОП-6 полезных советов развития ораторского искусства. 

         

         

        Обычное необычное

        Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
        В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

         

         

         

        Стимулируйте поток мыслей

        Креативная идея никогда не приходит просто так. Конечно, есть мизерный шанс озарения, но, как правило, для достижения максимального эффекта мысли нужно стимулировать. Научиться этому не так уж и сложно. Всегда придумывайте ассоциации. Возьмите слово, подумайте с чем оно у Вас ассоциируется, и так далее. Уделите подобному занятию не более 5 минут в день. А в тот момент, когда Вам будет нужна креативная идея, мозг будет готов выдавать ряд ассоциаций, придумывать что-то новое, не обычное, не стандартное.

         

         

        Съедобное и не съедобное

        Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.
        Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

         

         

        Статья в тему:  Как добиться успеха? 17 невероятных правил для достижения успеха!

         

         

         

         

         Сам себе режиссер

        И последнее упражнение, которое способно развивать креативное мышление, заключается в том, что каждый раз, когда вы видите нечто интересное, то представьте, что это картина. Вашей задачей будет дать название картине.
        Например, вы видите как на улице целуется молодая парочка. Такую картину можно назвать «Эмоция космического Я». Очень важно, чтоб название было не стандартное, типа «поцелуй» или «любовь».

        ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ 

        ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ VIULY КАНАЛ 

        Тут дают 10 токенов VIU за подтвержденую регистрацию

        Вступить в закрытый  Телеграм Чат


        С уважением проект Анатомия Бизнеса

        Рубрики:

        • Личностный рост
        Март 5, 2014 5:38 пп

        Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:


        Рекомендуемые статьи:

        biz-anatomy.ru

        Подборка эффективных упражнений для развития творческого мышления

        Что нужно человеку, чтобы творить? Любому человеку.

        Ведь творчество — это не только создание материальных предметов. Творческим может быть подход и в жизни, например, к решению различных ситуаций.

        1. Вдохновение. Большое или маленькое, постоянное или приходящее. О том, где и как его ловить, написано много статей здесь, на Ярмарке Мастеров, и не только.

        Я понимаю вдохновение как идею. Само слово вдохновение такое мягкое и воздушное, летающее в облаках. Оно созвучно с «дуновением», в нем есть «вдох» . Слово-дыхание. Неуловимое. Неосязаемое.

        Но одной идеи мало. В этом слове нет энергии. Энергии, которая нужна для созидания. Энергии действия.

        2. Творческий азарт, лихорадка. Когда руки чешутся, когда энергия через край. Когда внутри такая наполненность, что вот-вот взорвешься. Когда сопротивление бесполезно.

        Где взять такой энергии? Тут, наверное, у каждого свой рецепт. У меня два противоположных. Покой и спорт.  Аккумулировать и вырабатывать.

        3. Знания, мастерство. Первое берется из специальной литературы, мастер-классов, курсов и так далее. Второе достигается путем проб и ошибок, количеством потраченных часов, переработанных материалов и пережитых ситуаций.

        4. Фантазия, творческое мышление. Многие считают, что оно либо дано от рождения, либо нет. А я уверена, что его можно развивать. Не буду вдаваться в теоретические дебри, выделять составляющие, так как цель моей статьи — концентрат практической пользы. Я расскажу об упражнениях, которые сама применяю регулярно на протяжении многих лет.

        Чем хороша эта подборка?

        1. Упражнения можно выполнять где угодно, когда угодно. Можно начать в любой момент и в любой момент остановиться.

        2. Можно заниматься самостоятельно (например, по дороге на работу), можно практиковать с детьми (регулируя сложность и актуальность, в зависимости от возраста), а можно подобрать группу единомышленников.

        3. Для большинства упражнений не нужно ничего, кроме головы 🙂 Для некоторых понадобится ручка / карандаш и бумага, ну либо заменитель-гаджет (кому как удобнее).

        Итак, моя подборка простых, универсальных, эффективных упражнений для развития творческого мышления.

        1. Читать текст вверх ногами либо через зеркало. В качестве усложнения — увеличивать скорость, читать вслух либо подбирать текст на незнакомые темы со специализированными словами.

        2. Писать ведущей и неведущей рукой справа налево и слева направо.

        3. Читать и произносить слова задом наперед (вспомните «Королевство Кривых зеркал» или «абырвалг»).

        4. Придумывать слова на одну букву или на один слог, или с определенным началом и окончанием, или с конкретным количеством слогов и ударением. Здесь вариантов великое множество. Поиск вариантов — уже полезное упражнение 🙂

        5. Придумывать предложения, в которых все слова начинаются на одну букву. И тут тоже есть простор для фантазии. Можно выбрать определенную тему, или букву заменить слогом, или составить целый рассказ.

        6. Составлять слова из набора букв или из длинного слова. Есть даже такая игра — Эрудит. В ней нужно не только составить слова и использовать все буквы, но и набрать наибольшее количество очков. В качестве усложнения можно играть на время.

        7. Рифмоплетство. Таких специалистов здесь, на Ярмарке Мастеров, многие знаю. Опять же можно задать тему, можно заранее придумать рифмы, можно целый день разговаривать только стихами и так далее.

        8. Придумывать предметы одной формы, одного цвета, из одного материала, одного вкуса, одного класса. Игра в города или в животных из этой серии. На первый взгляд кажется просто, но самое интересное начинается, когда все очевидные варианты уже назвали. «Что еще?» — по-моему, гениальный вопрос.

        9. Разглядывать облака и определять, на что они похожи.

        10. Тоже самое, но с тенью. Разница в том, что облака объемные, а тень плоская. Меняется восприятие.

        11. Одушевить предмет. Придумать ему историю, характер, голос, манеру говорить. То, чем занимаются мультипликаторы и сказочники.

        12. Олицетворять абстрактные понятия. Например, в деталях представить, как выглядит свобода, что это за персонаж. Или творчество, или страх. Какого они размера, цвета, фактуры, как говорят, как двигаются  и так далее.

        13. Выбрать фигуру / форму и представить, нарисовать максимальное количество вариантов, частью чего эта фигура / форма может быть. Помните, в «Девчатах»  Тосю, азартно перечисляющую какие блюда можно приготовить из картошки 🙂 Так и здесь, весело и с энтузиазмом.

        14. Поменять угол зрения. Представьте себя муравьем или птицей, деревом или книгой, вообразите, что вы чувствуете, какой мир видите. Смотрите на привычные предметы другими глазами. За литературными примерами далеко ходить не надо — Нильс, Алиса, Гулливер.

        15. Моя любимая игра — на кого / что похоже. Суть в том, чтобы представлять любого человека чем угодно. Начать можно с себя. Если бы я была фруктом, то каким? Цветом каким? Вкусом каким? Птицей какой? Музыкой какой? Растением каким? Таких вопросов великое множество. Тренироваться можно и на друзьях, и на родных, и на прохожих.

        16. Упражнение, знакомое всем мастерам на Ярмарке Мастеров, часто используется на тренингах для продавцов. Придумать описание, продать. Составляйте такие описания для непродающихся вещей — дерево, травинка, обещанный дождь, вчерашний день.

        17. Плюсы и минусы. Разглядывайте предмет / явление с разных сторон. Находите положительные и отрицательные стороны, по очереди (хорошее, плохое). Отличное упражнение вообще для жизни.

        Список можно продолжать и дальше. Но здесь, по идее, уже должна разыграться фантазия, и упражнения или варианты упражнений должны приходить в голову сами собой. Главное — на забывать их применять. Мозг ведь тоже мышца и ему нужны регулярные тренировки!

        www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *