Содержание

Язык тела — это… Что такое Язык тела?

Язык тела

Язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

Классификации

  • Язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук)
  • искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные для людей с нарушениями слуха
  • язык пантомимы
  • ритуальные языки жестов
  • профессиональные жестовые языки и диалекты
  • жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев

Наукой о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика. При визуальном воспоминании, глаза собеседника обычно направлены влево вверх. При конструировании (выдумке) глаза направлены вправо вверх. Важна первая реакция на ваш вопрос или информацию. К примеру, если человек мимолетным движением глаз взглянул вправо вверх, а потом влево вниз, скорее всего человек лжет: сначала он сконструировал образ, который никогда не видел, а потом начинает подбирать слова. Здесь нужно учитывать и то, что некоторые люди, заготавливая свою ложь заранее, зрительно хорошо представляют себе нужную картину. Свою ложь они могут вспомнить в виде визуальных образов и глаза будут направлены влево вверх. Поэтому не делайте поспешных выводов.

Ну, а если вы наверняка знаете, когда ваш собеседник врет вам, то запомните стратегию его лжи: что он говорит в такие моменты, где находятся его глаза, как он себя ведет. Возможно, знание стратегии лжи этого человека поможет вам впоследствии. Аудиалы, визуалы и кинестетики отличаются друг от друга движением глаз, предикатами, тембром и высотой голоса, скоростью речи, внешними данными и рядом других признаков.

Визуалы стремятся одеться покрасивее. В разговоре для них важно себя показать и на других посмотреть. Если есть выбор, в помещении, где стоят несколько стульев, визуал выберет для себя место, позволяющее видеть собеседника. Всегда старается держать дистанцию. Кинестетику, наоборот, важно тесное общение, он любит дотрагиваться до собеседника, прихватывать его за локоток. (Наверняка вы знаете много таких людей). Интересно наблюдать за общением визуала и кинестетика: получается своеобразный танец. Если позволяет место, визуал будет постоянно отходить от кинестетика, а тот постоянно подходить ближе. Так может продолжаться долго, пока визуал, например, не окажется припертым к стене.

Если для визуала важен контакт глазами во время беседы, то он может этого не дождаться от аудиала, которому главное слышать. Все остальное — вторично. Более подробно можно сравнить эти условные группы людей по информации, приведенной ниже.

Визуальный тип

Голос чистый, без придыхания. Громкостно (а не интонационно) акцентируют смысл. Стремятся держаться ровно. Линия взора при контакте должна быть не ниже линии взора собеседника, нужен контакт глазами («если не смотришь, значит, не слышишь»). Во время разговора жестикулируют (жесты выше груди), а когда слушают, замирают.

Зона контакта весьма высока — держат дистанцию, когда пересекаешь его зону, он (последовательно): 1) расширяет зрачки; 2) поднимает брови; 3) отодвигает голову; 4) отодвигает плечи; 5) отходит. Стремятся красиво одеться, причесаться, делать красивые жесты, принимать красивые позы. Чувствительны к внешним аранжировкам (любят порядок) — убирают пыль, когда ее увидят, чтобы было красиво.

Кинестетический тип

Воспринимают мир телом. Дыхание брюшное, медленное и глубокое. Голос низкого тембра, медленного темпа, речь тихая, проникновенная, весовая (не говорит просто так).

Садится поближе, прикасается, любит «прихватывать» за пуговицу, локоток, прохаживаться. Потирает руки, поглаживает. Линия взора — ниже или на уровне взора собеседника, контакт глазами с собеседником не обязателен, а часто мешает: отвлекает от собственных телесных ощущений. Жесты кинестетика — внизу (до груди).

Аудиальный тип

При взаимодействии больше обращает внимание на тембр, громкость и прочие аудиальные субмодальности, «показывает голосом», хорошо копирует голоса других и интонации. В контакте глазами при разговоре не нуждается, глаза прикрыты.

Обычно держит руки в карманах, редко — «скупые» жесты у груди, прикрывает ладонью глаза, трогает ухо, часто бормочет. Из мимики выразителен только низ лица (рот), а так он амимичен. Движения ритмичны, наклон головы, голова опирается на руку. Речь размеренная, с паузами (для внутреннего диалога). Может рассказывать одну историю много раз одинаково теми же словами. Не прерывайте аудиала, когда он начал рассказывать, иначе он начнет сначала или вовсе откажется говорить.

Несомненно, человек гораздо сложнее, чем какая-либо из моделей деления людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. (а также на другие типы, не рассмотренные в данной статье). Часто встречаются смешанные типы людей. Нужно иметь в виду, что в данный момент стратегия вашего партнера близка к поведению какого-либо из типов, описанных выше.

Особенности функционирования в речи знаков разной природы

Коммуникативная деятельность в жизни человека играет одну из самых важных ролей. Способность речевой передачи сообщения отделяет людей от мира природы, но, оставаясь её частью, мы обладаем уникальной способностью бессознательно и сознательно читать язык тела друг друга: жесты, различные позы, произвольные и непроизвольные движения. В 1963 выдающийся русский лингвист А. А. Реформатский, рассуждая о характере различных знаковых систем, описывал их взаимосвязь в одном коммуникативном акте. Он подчеркивал невозможность моделирования коммуникативных систем и самого мыслительного процесса без исследования, как невербальный текст соотносится с вербальным. А. А. Реформатский пришёл к выводу, что перекодирование информации не является единственно важным процессом в акте устного общения. При коммуникации происходит параллельная обработка знаковой информации различными системами: знаковые системы разной природы «как-то и конкурируют в принципе, но не накладываются друг на друга, а представляют собой более сложное соотношение» (Реформатский 1963). Таким образом, язык тела как невербальная часть коммуникации, а иногда и единственная её часть (в случае искусственных жестовых языков, не соотносящихся с речью: «русский язык глухонемых, амслен — знаковая система, используемая глухонемыми в Северной Америке, америнд — „язык рук“ глухонемых североамериканских индейцев, бритлен — язык глухонемых стран Британского содружества», языки глухонемых Италии, Швеции и многие другие) занимает исключительно важную позицию в истории культуры.

Из истории исследования языка тела

Наукой о языке тела принято считать кинесику, хотя в последнее время принято более узко специализировать объекты её исследования: учение о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Все эти единицы невербального общения объединяются в понятии «жест» — от лат. gestus, означающего делать, носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять и др. Известный исследователь языка жестов А.Кендон, исследуя эволюцию этого термина, отмечал, что в римских трактатах о поведении ораторов, например у Цицерона и Квинтилиана, «жест» определялся как правила использования возможностей своего тела, значимые движения рук, ног, корпуса и лица, что сближает данный термин с современным его употреблением — интерактивный знак повседневного невербального человеческого поведения.

Язык тела, занимая важную позицию в истории культуры, является предметом исследования риторики, медицины, психологии, педагогики, искусства, хирологии (язык линий и бугорков рук), хирономии (искусства мануальной риторики) и физиогномики, учения о проявлении внутренних качеств человека в чертах и выражениях его лица.

Основные работы по исследованию языка тела

  • Дж. Балвер одним из первых написал книгу о языке тела в 1644 г., где язык рук рассматривался как природное естественное образование, в отличие от искусственного придуманного языка слов.
  • И. Каспар Лафатер, пастор из Цюриха, в 1792 г. опубликовал «Эссе по физиогномике», первое систематическое изучение движений тела, где подробно описано соотношение между выражениями лица человека, конфигурациями его тела и типами личностных свойств человека.
  • Г. К. Лихтенберг, выдающийся немецкий ученый и писатель, основной оппонент Лафатера, в 1765 г. написал книгу, в которой критиковал его за слишком упрощенный подход к физиогномике: за стремление объяснить мир, исходя только из сознания, в отрыве от реального мира, от практической деятельности человека
  • Ч. Белл, анатом, нейрофизиолог, художник и хирург, одним из первых заинтересовался выражением эмоций на человеческом лице. В 1844 г. занимаясь исследованием в области функционального анализа нервной системы, он сделал вывод, что все сильные чувства сопровождаются изменением в дыхании и мускульной активности лица и корпуса под действием изменившихся моделей дыхания.
  • Ч.Дарвин и Э. Кречмер в 1920 гг. проводили исследования по описанию связей между эмоциями человека, его характером и типом телосложения, связей между выражениями человеческого лица и смыслами данных невербальных единиц.
  • Д. Бонифацио, Д. Батиста дела Порта и Ф. Бэкон в эпоху позднего ренессанса, время расцвета изучения языка тела, в 1616 г. в своих трактатах о невербальной коммуникации утверждали, что существует универсальный язык жестов, понятный всем народам, язык тела, который также говорит о характере и темпераменте отдельного человека.
  • А. Кендон, Д. Моррис, Г. Крейдлин, современные исследователи языка жестов, которые уделяют больше внимание взаимодействию вербальных и невербальных кодов, а также особенностям языка тела отдельных культур.

Язык тела и естественный язык

Глубинные процессы, лежащие в основании естественного языка и языка тела, в существенных отношениях аналогичны, что делает возможным их параллельное существование в коммуникативном акте. Далее приводятся факты, подтверждающие их сходство.

Классический «шиш» («кукиш», «дуля», «фига»)
  1. Каждый элемент невербального языка, как и элемент естественного языка, может стать единицей конвенционального соглашения и обрести контекстуальное значение, например, помахивание платочком, указательный и большой палец в кольце, приобретающие различные значения в зависимости от культуры стран.
  2. В определенных условиях смысл от одного субъекта другому передается или только с помощью жестов, или только словами, или комбинацией тех и других знаков.
  3. Жесты, как и языковые единицы, в большинстве своем являются символическими знаками, они образуют лексикон языка тела, и жестовые комбинации могут образовывать жестовые семиотические акты подобно речевым актам.
  4. Многие жесты определенного языка могут быть переведены на соответствующий вербальный язык, а также на жестовый язык другой страны. Проблемы перевода, связанные с невербальным языком, в основном такие же, как у естественных языков.
  5. Жестовое поведение людей меняется в пространстве, во времени, а также под действием экономических и культурных условий, что характерно для естественного языка.

Таким образом, параллельное существование жестового и естественного языка прослеживается довольно четко. Более того, исследования в этой области подтверждают, что их взаимодействие обогащает передачу смысла и эмоций, уточняет и усиливает значение информации, создавая яркие образы слов. Но, несмотря на наличие общих свойств, между языком тела и естественным языком имеются фундаментальные различия.

  • Все естественные языки состоят из относительно стабильных и дискретных единиц, что не свойственно языку тела, где нет согласия относительно формы, значения и употребления невербальных единиц.
  • Механизм невербальной референции устроен и действует по-другому: невербальные единицы обычно непосредственно обозначают свой денотат, то есть объект и его признаки — размер, форма, конкретные ситуации и объекты с актуальными пространственными категориями, когда языковые категории обслуживают несравненно большее количество идей, различных абстрактных понятий и категорий.
  • Наконец, жестовые знаки воспринимаются глазами. В основном это зрительные знаки, наделенные особыми функциями: они не только описывают явления, объекты и свойства реального мира, но и изображают эти явления, указывают на них. Жестовые элементы, демонстративные по своей природе, в коммуникативном акте выполняют не только информативную, экспрессивную, регулятивную функцию, но и изобразительную.

Источники

  • Реформатский 1963 — Реформатский А. А. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем // Исследование по структуре типологии. М.: Изд-во АН СССР, 1963, 208—215.
  • Kendon A. 1981b. Introduction: current issues in the study of .nonverbal communication.. In Nonverbal Communication Interaction and Gesture, ed. A Kendon, pp. 1–53.
  • Крейдлин 2002 — Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика // М.: «Новое литературное обозрение», 2002.
  • Morris D. People watching: A guide to body language. London: Vintage, 2002.

Ссылки

dic.academic.ru

Язык Тела — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

60% в общении между людьми составляет невербальная часть — язык тела, и 30% звучание голоса, таким образом, 90% того, что вы выражаете, не связано с речью. Степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как стетень доверия к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Язык тела — невербальная форма общения, которой мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с коллегами по работе, родными и близкими.
Во время общения другом с другом люди обращают гораздо больше внимания на язык тела, нежели на мимику. Причем анализ языка тела происходит на бессознательном уровне, в то время как внимание обычно фокусируется на лице собеседника. В случае, если движение человека и его выражение лица не соответствуют, мозгу сразу передается тревожный сигнал.

По мнению ученых, основы языка тела заложены в генетическом коде каждого из нас, однако окружающая среда также может оказывать на них влияние. Так, например, слепые от рождения дети умеют смеяться и улыбаться, несмотря на то, что они никогда не видели улыбки.


Язык тела важен не только в общении с человеком «один на один». В группе люди обычно не говорят все одновременно. Обычно говорит кто-то один, а все остальные его слушают. Чем лучше развиты у вас навыки языка тела, тем на большее количество людей вы сможете произвести впечатление или оказать давление.

Вот несколько примеров языка тела, которые вам могут пригодиться в общении с окружающими:

1. Если человек, с которым вы собираетесь поговорить, держит сжатые в кулаки руки на бедрах, это значит, что он настроен либо решительно, либо агрессивно.

2. Если ваш собеседник положил ногу на ногу и смотрит на кончик своего мыска, то, скорее всего, разговор ему наскучил.

3. Каждый раз, когда вы во время разговора скрещиваете руки на груди, это означает, что вы занимаете оборонительную позицию

4. Приложенная к щеке рука означает, что человек либо над чем-то размышляет, либо что-нибудь оценивает.

5. Подпертый рукой подбородок является признаком скуки и незаинтересованности в беседе.

6. Если, отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то, скорее всего, либо сомневается, либо говорит неправду.

7. Чуть склоненная набок голова вашего собеседника означает, что он заинтересован в том, что вы ему говорите.

8. Если вы видите, что человек несильно похлопывает себя кулаком по подбородку, то это значит, что он принимает решение.

9. Если вы входите в комнату и видите, что ваш предполагаемый собеседник сидит на стуле положив ногу на ногу и держит сомкнутые руки за головой, то это означает, что уверен в себе и чувствует превосходство над вами.

10. Если вы видите, что человек во время разговора начинает грызть ногти, то, скорее всего, он нервничает или переживает.

«То, как связан язык тела с выражением лица человека, мы воспринимаем подсознательно и сразу же определяем, полагаясь на наше внутренне ощущение, действительно ли у человека, например, с веселым выражением лица хорошее настроение,» — объясняет профессор Беатрис де Гелдер.

Вместе с коллегами из Тильбургского университета де Гелдер сделала фотографии мужчин и женщин, испытывающих страх или гнев. Оказалось, что при страхе тело как бы принимает «оборонительную позицию», ноги поставлены чуть-чуть мысками друг к другу, а плечи слегка отведены назад. В гневе же наоборот — поза человека, грудь и плечи выдаются вперед, а руки очень часто опираются на обе стороны туловища.

Используя специальное программное обеспечение, исследователи создали два типа изображений: на одних выражение лица совпадало с движениями тела, а на других — нет. Лицо, на котором был написан страх «приклели» к телу, движения которого выражали злость, и наоборот.

Фотографии-коллажи показали 12 мужчинам и женщинам. Добровольцам за уши приклеили электроды, которые измеряли активность их мозга. Выяснилось, что мозг реагировал на «подставленные» фотографии всего через 115 милисекунд.

Получается, что «липовые» выражения лица едва ли смогут ввести в заблуждение окружающих. Конечно, мы стараемся контролировать свое лицо, допустим не показывая страх, чтобы не испугать ребенка, если увидели что-то странное или страшное. Мы можем улыбаться, когда в гостях предложили невкусное блюдо, но язык тела все равно нас выдаст.

Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) — на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена . Далее приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд «Я смотрю на вас, но не слушаю».

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта позиция «подождем-посмотрим». Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают позиция «это замечательно!». Hаклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка жест «хорошо, давайте подумаем» используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п. — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта позиция «подождем-посмотрим». Человек сидит на краешке стула, локти на бёдрах, руки свободно свисают позиция «это замечательно!». Hаклонённая голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка жест «хорошо, давайте подумаем» используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п. — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Жесты защиты «оборонительные». Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх жест, с вязанный с искренностью и открытостью, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук обозначает открытость натуры, растегивание пиджака люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Расхаживание. — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма жест «купол», что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный.

Язык тела, выражаемый в походке.
Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Скрытые чувства

«Язык тела» — это словосочетание, которое проникло в английский язык за последние двадцать лет. Оно отражает повышение нашего интереса к психологическому мышлению. Нам хочется понять себя и других людей, и мы ищем пути, как лучше и точнее это сделать. Одной из причин проявления интереса к языку тела является то, что этот язык позволяет нам узнать скрытые мысли, чувства и заботы других людей — а также наши собственные желания и страхи.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, придавал большое значение тому, как мы говорим о своем поведении.

Возьмите эти фразы:

* У Джерми «комплекс неполноценности».
* Присутствие мужчин «подавляет» Сару.
* У Джоунси «слишком сильное эго».

Психоанализ утверждает, что у каждого из нас всегда есть много подсознательных желаний. Мы подавляем свои желания. Часто мы не знаем истинных мотивов своих поступков. Фрейд, который видел в этом и веселую сторону, любил разоблачающие эти мотивы розыгрыши, ошибки и оговорки. Эти, как он их называл, «парапраксы» позволяют прорваться наружу тому, что скрыто в подсознании. Подсознание примитивно, в нем кишат запретные желания, которые мы не хотим показывать окружающим.

Фрейд анализировал все, что говорили и вспоминали его пациенты. Они ложились на его знаменитую кушетку (которая сейчас находится в музее Фрейда в Лондоне) и вели беседу. Фрейд не слишком часто наблюдал поведение людей в реальной жизни, но он понимал важность языка тела. Один из его пациентов, которого Фрейд описывает в своих записях 1905 года, казалось бы, спокойно лежал во время разговора, но его выдавали пальцы, нервная дрожь которых «все разоблачала».

Наши пальцы, руки, ноги, лодыжки очень часто «разоблачают» наши надежды, страхи, наше беспокойство и наши черты характера. Очень о многом говорят наши жесты — и размашистые, и едва уловимые, особенно когда это касается любви или секса. Большинство из нас очень легко приходит в невротическое состояние от одной только мысли, что мы любимы и желанны. Эти неврозы тоже часто проявляются в языке, которым пользуется тело.

Чтобы научиться понимать язык тела, вам следует очень внимательно изучать и наблюдать окружающих вас людей — и себя. В этой книге я собираюсь предложить вам примеры и случаи, которые, как мне кажется, должны помочь вам уяснить некоторые сложные представления и облегчить понимание невербального общения. Иногда для того, чтобы вы почувствовали, что хочет сказать вам другой человек, ему не нужно произносить ни слова.

p-i-f.livejournal.com

Язык тела и жестов, как научиться понимать его, о чем он может рассказать

Общаясь с человеком при личной встрече, многие даже не задумываются о том, что жесты, мимика и прочие движения говорят красноречивее, чем слова из уст самого человека. Несомненно, все люди различны, и каждый использует свои индивидуальные жесты, но все-таки есть набор универсальных телодвижений, с помощью которых можно смело судить о настроении собеседника, его намерениях, отношении непосредственно к партнеру, о том, правдива ли его речь или нет, и о многом другом может рассказать невербальное общение.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение представляет собой совокупность мимики, жестов, движений тела, при помощи которых происходит взаимодействие людей, при этом исключается употребление речи.

Главной особенностью данного общения является его неподдельность, то есть люди непроизвольно принимают то или иное положение тела, скрещивают руки и ноги именно так, а не иначе, и реагируют на определенные события с соответствующей мимикой. Все это происходит на инстинктивном и подсознательном уровне, именно поэтому считается, что язык тела и жестов может рассказать о человеке все даже без речевого сопровождения с его стороны.

Почему полезно знать язык тела и жестов

Необходимо выяснить, в чем же может пригодиться человеку знание данного языка. Например, невербальное общение в значительной степени присутствует на первом свидании и, если человек хочет точно знать, как относится к нему партнер, то, в первую очередь, следует обращать внимания на жесты.

Также язык тела и жестов отлично помогает при выяснении отношений между людьми, будь то влюбленная пара, брат с сестрой или коллеги по работе.

В некоторых профессиях знание языка тела помогают понять желания, намерения и настрой клиента. Кроме того, если человек желает скрыть от посторонних свои подлинные чувства и не хочет выдать себя никакими действиями, то информация о закономерностях телодвижений поможет держать себя в руках и контролировать проявление каких-либо нежелательных жестов и положений тела.

Язык тела и жестов для новичков

Первым делом, во время личного разговора человеку хочется разузнать, как к нему расположен собеседник, и чтобы это выяснить, на помощь приходит совокупность некоторых положений, среди которых можно выделить две группы.

Первая группа – жесты искренности: если собеседник расставляет руки ладонями вверх, при общении расстегивает верхнюю одежду, то это говорит о хорошем отношении к партнеру.

Вторая группа – жесты скрытности (защиты), в этом случае собеседник показывает свою неприязнь и дискомфорт такими характерными позами, как скрещенные руки на груди, отведенный взгляд, стиснутые губы и сжатые кулаки.

Несомненно, при проведении времени с девушкой, парень хочет удостовериться в ее симпатии, тогда следует внимательно присмотреться к ее действиям. У женщин признаки заинтересованности в партнере сопровождаются любыми манипуляциями с волосами, постоянным одергиванием одежды, прихорашиванием. Для мужчины эти признаки заключаются практически в том же самом, исключая действия с шевелюрой.

Также важно отметить некоторые особенности положения тела. Если человек не может устоять на одном месте, вечно переступает с ноги на ногу, шевелит конечностями, то это говорит о его безудержности и нерешительности. Скрещенные ноги являются верным признаком неуверенности в себе. А вот четкая и крепкая стойка, без шаткости, является признаком стабильности и уверенности.

Существуют еще некоторые моменты, которые позволяют определить отношение собеседника. Если он стоит к партнеру полубоком и часто отводит взгляд, потопывая при этом ногой, значит, он предпочитает завершить диалог. Помимо этого, если при встрече люди обнялись и один из них постукивает другого рукой по плечу, спине, то это означает, что объятия пора окончить.

Видео по теме статьи

[media=https://www.youtube.com/watch?v=TgYTtQX_XAU]

webdiana.ru

правда, которую скрывают от нас мужчины

Содержание:

О чем думают мужчины? Ах, девочки, как же нам хотелось бы узнать ответ на этот вопрос! И ведь знаем мы, что чаще всего мужчины нам лгут сознательно или бессознательно, и все равно верим. Наивные! Сами мы, конечно, не безгрешны и тоже зачастую кривим душой, не говоря всей правды или отчаянно скрывая ее. Только для любого человека, умеющего читать язык тела своего визави, истинный смысл слов и намерений собеседника всегда будет ясен. Вы удивлены? Напрасно. Движения человека, его мимика и жесты зачастую несут куда больше информации, чем то, что он произносит вслух. Даже человек, говорящий практически без эмоций, выдаст свое состояние движениями тела и жестами.

Кстати, язык жестов практически универсален в отношении поведения мужчин и женщин. Движения головы и рук, безусловно, индивидуальны, а набор мужских и женских жестов сильно отличается. Однако какими бы разными ни были жесты, они аналогичны. Так, например, любая прихорашивающаяся женщина начнет первым делом поправлять прическу. Аналогичным жестом со стороны мужчины станет поправление галстука или стряхивание невидимых пылинок с плеча пиджака или рубашки. Так что же такое язык жестов, и как понять язык тела человека? Давайте попробуем разобраться.

  1. Что такое язык тела?
  2. Как научиться читать язык жестов?
  3. Смотрим на лицо
  4. Что значит, когда его зрачки расширяются?
  5. Что значит, если он не смотрит вам в глаза
  6. Что означает, когда он облизывает губы?
  7. Что означает, когда он поднимает брови?
  8. Смотрим на тело
  9. Что означает, когда он вертится в кресле?
  10. Что означает, если он раскачивается, когда говорит?
  11. Что означает, когда он стоит или сидит, широко расставив ноги?
  12. Смотрим на руки
  13. Что означает, если он жестикулирует руками?
  14. Что значит, когда он проводит пальцами по своим волосам?
  15. Что означает, когда он гладит свое лицо?
  16. Что означает, когда он протягивает к вам руку?
  17. Поцелуи
  18. Что значит, когда он целует вас в щечку?
  19. Если мужчина целует вам руку…
  20. Поцелуй в висок
  21. Что означает, когда он целует вас в лоб?

Что такое язык тела?

Когда мы взаимодействуем с другими людьми, мы постоянно обмениваемся бессловесными сигналами. Язык тела так же богат, как и наша речь. Все наши невербальные сигналы – наши жесты, положение тела, насколько быстро или громко говорим, как близко подходим к собеседнику, – дают внимательному наблюдателю гораздо больше информации о нас, чем мы можем себе представить. Недаром язык тела психология изучает так пристально. Опытный психолог, наблюдая за сигналами вашего тела, всегда сможет понять, что таится в глубине вашей души, даже если вы будете молчать или говорить совершенно о другом.

Хотите пример? Всех нас еще в детстве учили, как правильно держать в руках столовые приборы. Тем не менее, каждый человек по-своему держит нож, вилку и ложку, когда ест. Можно многое рассказать о человеке, глядя, как он держит в руке вилку или ложку. Если кто-то держит вилку чуть ближе к середине, то о нем можно сказать – это человек широкой натуры, весьма общительный и дружелюбный. Тот же, кто держит прибор ближе к концу ручки – весьма темпераментный и в чем-то даже жесткий человек. Вот так: человек молча ест, но стоит бросить всего один взгляд на его руки – и многое становится о нем понятно и без слов.

«Чтение» и понимание людей по сигналам, которые подает их тело – это искусство, которое может пригодиться в жизни. Ну а научиться понимать язык тела парней – это вообще отдельная тема. Какая женщина не захочет понять, что за мысли на самом деле таятся в голове разговаривающего с ней мужчины? Если женщины от природы более выразительны и открыты, то мужчины, как правило, стараются скрывать свои истинные чувства.

Как научиться читать язык жестов?

Что же на самом деле нам «говорят» жесты мужчин, и как их научиться читать? Язык тела – это, по большому счету, язык скрытых эмоций. Чтобы научится понимать подсознательную информацию движений, мимики и жестов, нужно всего лишь внимательно наблюдать за человеком. Чаще всего человек не следит за своими жестами, а иногда просто не в состоянии контролировать язык движений своего тела и мимики.

Нет-нет, мы, конечно, стараемся контролировать себя, однако именно неконтролируемые нами движения способны выдать наше настоящее настроение и состояние. Например, человек, осознанно говорящий неправду, подсознательно постарается прикрыть рот рукой. И это движение может быть завуалированным и выражаться в периодическом прикосновении руки к носу или к уголку рта. А если человек, с которым вы беседуете, считает, что вы говорите ему неправду, то он подсознательно будет пытаться заткнуть уши. Естественно, что таких движений вы не увидите, но вот трогать себя за мочку уха или потирать висок собеседник при этом будет.

Словом, следите за тем, как человек себя ведет при разговоре. Конечно, чтобы выучить язык движений, понадобится немало времени, ведь этому посвящены целые учебные пособия и курсы практической психологии. Однако мини-курс, который поможет вам понять язык движений, скрываемых эмоций и истинных намерений мужчины, можно пройти прямо сейчас. Для того чтобы читать язык мужского тела, необходимо сосредоточить внимание на самых незначительных жестах и действиях, которые откроют нам тайну мужских мыслей. Вы готовы? Тогда начнем.

Смотрим на лицо

Естественно, во время беседы, мы смотрим собеседнику в глаза. Но не нужно при этом забывать что, хотя глаза и зеркало души, скрываемых эмоций они не отразят. Поэтому смотрим и на другие части лица.

Что значит, когда его зрачки расширяются?

О, это самый верный признак того, что вы вызываете у него интерес. Мало того, мужчина, по всей вероятности, испытывает возбуждение. Правда, речь идет о ситуации, когда мужчина не находится под воздействием каких-либо иных возбуждающих средств помимо вашей красоты. Заметим, что расширенные зрачки могут быть свидетельством и возвышенных, и низменных эмоций. Так что не обманитесь и не утоните в таких глазах-омутах.

Что значит, если он не смотрит вам в глаза

Здесь два варианта, если мужчина отводит глаза и направляет взгляд в пол, то, скорее всего, он вам лжет. Или же очень сильно вас стесняется. Если его взгляд направлен в на вас, но периодически «убегает» с лица на линию декольте, то будьте уверены – мужчина испытывает к вам сексуальный интерес.

Что означает, когда он облизывает губы?

Вы видели это в мультфильмах: когда кошка вот-вот набросится на мышь, она сначала облизывает губы, правда? У людей это означает примерно то же самое. Когда мы видим что-то, что мы очень хотим, мы в ожидании желаемого невольно облизываем губы. Мы слегка нервничаем, если ожидание затягивается; слюнные железы перестают выделять секрет, губы пересыхают, и мы облизываем их.

Что означает, когда он поднимает брови?

Значение этого жеста зависит от того, как именно мужчина поднимает брови. Поднятые брови могут означать удивление или скептицизм. Но если он поднял брови быстро и буквально на секунду – вам повезло! Особенно, если эти движения бровей сопровождаются улыбкой. Это говорит о том, что вы весьма привлекательны в его глазах.

Смотрим на тело

Редко какой мужчина застынет соляным столбом при беседе с женщиной. Естественно, что он будет менять позы и совершать какие-то движения. Положение его тела и движения торса при беседе также могут очень много сказать об отношение и состоянии мужчины.

Что означает, когда он вертится в кресле?

Он не может сидеть спокойно и принимает скорченные позы? Обычно это означает, что у него что-то не в порядке, он хочет прекратить разговор и выйти из комнаты. Есть и другой вариант: мужчина будет так делать, если он сексуально возбужден, а скрюченные позы и многочисленные движения — элементарная попытка скрыть эрекцию.

Что означает, если он раскачивается, когда говорит?

Психологи сходятся во мнении: когда мужчина во время разговора качается с пятки на носок и с носка на пятку, он не уверен в себе. Или в том, о чем говорит. Эти движения как бы утешают его, имитируя покачивания младенца в колыбели или в утробе матери. Совсем другое дело, если мужчина разговаривает, приподнимаясь и покачиваясь на одних носках – эти движения говорят о том, что он доволен и даже счастлив.

Что означает, когда он стоит или сидит, широко расставив ноги?

Это один из самых главных жестов языка мужского тела. Широко расставленные ноги как бы заявляют: «Я – альфа-самец!». Мужчина даже может считать, что такой его вид вас заводит.

Смотрим на руки

Движения рук – одно из самых красноречивых средств языка жестов. Именно движения рук чаще всего выдают намерения мужчины и раскрывают истинную суть его эмоций.

Что означает, если он жестикулирует руками?

Мужчины, которые разговаривают, жестикулируя и размахивая руками, как правило, весьма коммуникативны. Чем активнее жесты, чем шире движения рук, и чем чаще он их делает, тем больше вы ему нравитесь.

Что значит, когда он проводит пальцами по своим волосам?

Птицы в дикой природе приглаживают и чистят свои перья, чтобы выглядеть лучше перед потенциальным партнером. На языке человеческого тела эта реплика имеет тот же смысл. Если он слегка наклоняет голову вперед и мягко проводит пальцами у корней волос, пропуская волосы между пальцами и как бы расчесывая их, то такие движения сигнализируют, что мужчина хочет понравиться вам. Но если он делает это, едва завидев вас, то это означает, что он нервничает по поводу того, как выглядит. В любом случае, это хороший знак для вас.

Что означает, когда он гладит свое лицо?

Троекратное ура такому мужчине! Если он, слушая вас, дотрагивается до своего лица или проводит пальцами по щекам, то это не для того, чтобы попытаться произвести на вас впечатление. Подобные движения означают, что мужчина очень внимательно вас слушает и старается глубже вникнуть в смысл сказанного вами. Это хороший знак, который говорит о том, что мужчина принимает вас всерьез.

Что означает, когда он протягивает к вам руку?

Когда мужчина протягивает к вам руку, он как бы спрашивает вашего разрешения: «Я хочу быть рядом с вами, можно мне?» Тут важны нюансы, важно, как именно он совершает движения рукой, чувствует ли он себя уязвимым или он уверен в себе. Если рука слегка повернута ладонью вверх, то это означает, что он хотел бы, чтобы вы проявили инициативу в сближении — это жест покорности и невинности. Если рука повернута ладонью вниз, то он хочет самостоятельно контролировать происходящее.

Поцелуи

Нет-нет, мы не будем рассматривать технику поцелуев, носящих ярко выраженных сексуальный подтекст. Рассмотрим ситуации в поцелуями не любовными, а другими.

Что значит, когда он целует вас в щечку?

Это знак дружеского расположения. Мужчина видит в вас, прежде всего, приятного собеседника и человека, с которым ему интересно проводить время. Однако это не говорит о его сексуальной холодности. Если он вас целует в щечку на первых порах знакомства, значит, намерен продолжать отношения и даже сделать их более близкими. Но постепенно. Это, заметим, хороший знак.

Если мужчина целует вам руку…

Поцелуй руки может быть элементом вежливости и проявления нежных чувств. К сожалению, мужчин, которые целуют женщинам руки, сейчас не так уж и много. Поэтому такое поведение мужчины на первых свиданиях говорит о его особенном воспитании и характере денди. Если вам целует руки мужчина, с которым вы уже долгое время близки, то это знак особой нежности, которую испытает к вам ваш мужчина – его просто переполняет масса нежных эмоций и трепетных чувств. Поверьте, такое поведение много стоит!

Поцелуй в висок

Сродни отеческому поцелую. Целующий вас в висок мужчина, помимо нежных эмоций испытывает чувство ответственности за вас вместе с искренним дружеским расположением. Он вас любит и переживает за вас, причем его чувство влюбленности прекрасно уживается с потребностью в покровительстве.

Что означает, когда он целует вас в лоб?

Психологи уверенно называют такой жест «родительским». Мужчина симпатизирует вам, он переживает за вас и готов опекать, но… он видит вас только в качестве друга. Тьфу ты, вот этого-то мы и боялись! Но, с другой стороны, это может означать и то, что он буквально сражен вами, но у него не хватает смелости поцеловать вас в губы.

Не забывайте, что ваше тело также выдает ваши эмоции и чувства. Старайтесь контролировать себя и не принимать явно вызывающие позы. Помните, что кокетство должно быть легким. Старайтесь не врать и не фантазировать (ваше тело вас все равно выдаст). А еще лучше — будьте искренни, тогда ваши слова и безмолвные знаки тела будут вполне гармоничны. Впрочем, для нас это вполне естественно.

А вот то, о чем говорят мужчины, очень часто существенно отличается от того, что они думают или чувствуют. Поэтому не стоит полагаться только на слова. Движения, жесты и мимика мужчины гораздо лучше открывает его потаенные мысли и чувства. Поэтому не то, что он говорит, а то, что он делает – действительно имеет значение!

jlady.ru

ЯЗЫК ТЕЛА — это… Что такое ЯЗЫК ТЕЛА?

— совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром. Можно выделить по меньшей мере три различных аспекта «Я.Т.»: 1) коммуникативный, 2) психодинамический, 3) культурно-исторический.

В своем коммуникативном аспекте «Я.Т.» рассматривается как семиотическая система, участвующая в процессе создания, хранения и передачи информации, т.е. в наибольшей степени уподобляется языку в традиционном понимании этого слова. Широко распространено разделение коммуникации на лингвистический (вербальный), просодический (мелодический, ритмический, тембральный, временной, звуковысотный) и кинезический (мимический, жестовый) компоненты. Именно кинезический компонент и является основой «Я.Т.» в рассматриваемом аспекте. Разделение коммуникации на отдельные составляющие в определенной степени условно, поскольку на практике они, как правило, тесно связаны друг с другом. Например, неверно считать кинезический компонент вспомогательным по отношению к просодическому и лингвистическому. Исследования показывают, что для достижения взаимопонимания необходим целостный анализ информации, поступающей по всем трем каналам. Посредством языка жестов можно не просто передавать определенные сведения, но и дезавуировать, отрицать параллельное вербальное сообщение. В психотерапевтической практике широко используется термин «конгруэнтность», под которым понимается соответствие, согласованность вербальных и невербальных компонентов коммуникации. Достижение конгруэнтности в общении признается важной целью терапевтического процесса. Психотерапевтов обучают распознавать неконгруэнтность и побуждать своих клиентов к более согласованной, а значит и к более эффективной коммуникации. В психотерапевтической практике широко распространено мнение о том, что невербальная коммуникация  более валидна по сравнению с вербальной. Особое внимание уделяется осознанию клиентом своей позы и собственных жестов, которые могут отражать некие подавленные эмоции и желания. «Я.Т.» в его коммуникативном аспекте — это кинесика, т.е. совокупность кинем — значимых жестовых, мимических и пантомимических движений. В свою очередь, минимальной единицей жестового языка является херема (греч. hejr — рука). Число херем сравнимо с числом фонем звукового языка. Херемы одного класса указывают на место исполнения жеста, другого — на конфигурацию руки, третьего — на характер движения. Кинезические единицы могут быть врожденными и социально обусловленными. Кинемы первого типа употребляются индивидом непроизвольно и сходны с аналогичными у высших приматов. Психолингвистические исследования показали, что кинезические элементы хранятся в памяти независимо от элементов звукового языка. Считается, что в филогенезе звуковые языки формировались на основе языка жестов, который уже имелся у приматов. В процессе коммуникации происходит не просто более или менее осознанная передача информации, но и определяется, уточняется сам характер общения. Большинство специалистов согласны с тем, что с помощью невербальных компонентов коммуникации могут передаваться такие ее особенности, как близость/дистанция и контроль/подчинение. Например, отношения близости и дистанции выражаются во взаимном расположении участников коммуникации, специфических жестах, контактах глазами, прикосновениях. Также через невербальные каналы передается информация об эмоциональном состоянии индивидов. Еще Аристотель в своей «Физиогномике» связывал мимику человека с определенными психическими характеристиками. Он полагал, что существуют высоко специфичные, общие для всех людей способы проявления радости, горя, страха, эротического возбуждения. Аристотель, а вслед за ним многие психологи и биологи (например, Дарвин) считали, что эмоциональная экспрессия носит универсальный характер, а также что эта универсальность способствовала выживанию человечества в процессе эволюции. Со времен античности накоплено достаточно много фактов, свидетельствующих как в пользу «гипотезы универсальности», так и против нее. Действительно, способы выражения так называемых «базовых» эмоций в различных культурах достаточно схожи. Тем не менее даже эти эмоции не распознаются людьми с абсолютной точностью. С одной стороны, человек способен улавливать такие тонкие изменения в мимике, как незначительное расширение зрачков (означающее возникновение эмоции интереса), а с другой — восприятие мимики, как и другие виды восприятия, сильно зависит от контекста, собственного состояния воспринимающего, его понимания данной эмоции. В настоящее время показано, что наиболее точно, основываясь на мимике, мы опознаем, скорее, не сами эмоции, а так называемые «эмоциональные кластеры»: т.е. совокупности сходных эмоциональных состояний, например, удовольствие или неудовольствие. Существует также определенная культурная специфика как в выражении, так и в восприятии эмоций, причем она связана не только с предписаниями относительно способов выражения эмоции, но и с укоренившимися в культуре представлениями о ее сути и причинах. В отличие от языка жестов язык мимики используется большинством людей непроизвольно и не вполне осознанно. Кроме того, мимические движения несут в себе гораздо меньше доступной осознанию информации, нежели жесты. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи (У. Джеймс, Ф. Ланге) утверждают, что выразительные движения являются как бы «изнанкой», неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Люди существенно различаются по своей способности адекватно воспринимать и правильно интерпретировать невербальные сообщения. Хотя все определения коммуникации в той или иной степени включают в себя такие ее характеристики, как осознанность и интенциональность (намеренность, произвольность), все же именно невербальные компоненты коммуникации в наименьшей степени соответствуют данным требованиям.

Психодинамический подход к «Я.Т.» связывает его с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что и сам термин «Я.Т.» наиболее часто используется в этом теоретическом направлении. Здесь под «Я.Т.» понимается совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (Фрейд). Для обозначения процесса и результата символической переработки в Бессознательном подавленных переживаний вводится термин «истерическая конверсия на орган». Фрейд считал, что конверсионный симптом представляет собой остаточное содержание подавленного аффективного переживания. Таким образом, «Я.Т.» для многих психоаналитиков — это язык Бессознательного. Если буквально следовать концепции истерической конверсии, то приходится признать, что бессознательные процессы могут непосредственно влиять на ход физиологических процессов. Для Фрейда вытеснение в Бессознательное эквивалентно вытеснению на уровень физиологических процессов. «Я.Т.» в психоанализе рассматривается как первичный по отношению к вербальной коммуникации, как протоязык. C помощью него может быть «рассказана» история ранней психической травмы, случившейся на довербальной стадии развития.  Иногда переработка аффективных переживаний на языке симптомов является единственным доступным видом символической переработки. Фрейд полагал, что символы, существующие в языке, и телесные символы — явления одного и того же порядка. Большинство метафор в основе своей отражают некоторую телесную реальность, они возникли по аналогии с человеческим телом (М. Кляйн). Поэтому возможно переходить в процессе анализа с одного уровня на другой (с психологического — на телесный). Симптом может служить эквивалентом мысли и замещать ее. Под воздействием психологических травм некоторые индивиды регрессируют настолько сильно, что становятся неспособными использовать лингвистические символы для выражения аффектов. Подбирая соответствующие вербальные метафоры и работая с речью, психоаналитик способствует устранению соматических симптомов. Психоаналитическая работа с «Я.Т.» позволяет каждому пациенту отыскать смысл даже для изначально недоступного пониманию страдания, что играет, несомненно, позитивную роль в процессе психотерапии. «Я.Т.» в психоаналитическом понимании — это язык, используемый вынужденно, непроизвольно. Он далеко не всегда понятен окружающим и нуждается в истолковании со стороны психоаналитика. Можно сказать, что значения отдельных элементов «Я.Т.» рождаются в терапевтическом процессе и не существуют вне его. Например, боли в мышцах и суставах рассматриваются как следствие подавленной моторной агрессии, высыпания на коже — как неосознанная попытка уплотнить, сделать более ощутимой границу между собой и миром, неумеренное потребление пищи — как стремление заполнить внутреннюю пустоту, «насытиться любовью». Психоаналитики в целом придерживаются мнения о том, что духовно зрелая личность должна быть способна выражать свои желания и чувства на вербальном уровне, не подавляя их. Осмысление симптомов клиентом в ходе терапии или спонтанно еще не означает того, что этот смысл был присущ симптомам изначально. Скорее, человек, как мыслящее существо, склонен находить смысл даже для органических по своей природе симптомов. Несмотря на продуктивность концепции истерической конверсии, с ней связан ряд непроясненных и по настоящее время вопросов. В частности, это вопрос о разграничении типичных для заболевания и уникальных, присущих только данному пациенту телесных симптомов. Согласно теории Фрейда, симптомы должны отражать характер внутриличностного конфликта. Однако с таких позиций невозможно объяснить возникновение нозологически специфичных телесных симптомов, каковыми при истерии, например, являются расстройства произвольных движений и сенсорной сферы. Ф. Александер, разрабатывая в дальнейшем теорию психосоматической специфичности, вынужден был включить в нее в качестве этиологических факторов не только особенности конфликта, но и наследственную предрасположенность, стресс. Как в традиционном коммуникативном подходе, так и в психодинамическом подходе тело играет подчиненную по отношению к душе роль, выступая либо как ее пассивный инструмент, либо как «отдушина», «канал» для выражения подавленных психических импульсов. Кроме того, в этих направлениях игнорируется социальный характер «Я.Т.».

Культурно-исторический подход подразумевает рассмотрение телесности человека как его специфического способа существования (Рубинштейн). Телесность человека не тождественна биологическому организму и не сводится к выразительным движениям. Все ее проявления осмысливаются индивидом с позиций конкретной культуры. Разгадать «Я.Т.», научиться распознавать и обозначать вербально внутренние состояния — одна из важных задач в ходе онтогенеза. При этом «Я.Т.» отражает не столько индивидуально-психологические, сколько социальные характеристики, в частности, общественный статус, гендерную специфику, отношения власти и подчинения, культурные представления о телесности. Он существует постольку, поскольку человек является мыслящим существом, изначально находящимся к миру в семиотическом отношении. На ранних этапах онтогенеза общение с матерью происходит в процессе и по поводу удовлетворения витальных потребностей. Мать «угадывает», «раскрывает» значение телесных проявлений (состояний) ребенка, реагирует соответствующим образом и тем самым задает поле телесных значений. В данном случае она выступает как «носитель» исторически и культурно-специфичных знаний о телесной жизни, техник тела, смыслов физиологических состояний. Кроме того, источниками информации могут служить и внешний вид окружающих ребенка людей, и их беседы, и продукты культуры: книги, кинофильмы, реклама и пр. Одновременно происходит общение между матерью и ребенком, таким образом, язык потребностей ребенка — это тот первый язык, посредством которого он вступает в контакт с окружающими. Впоследствии ребенок обучается более зрелым способам коммуникации, в частности, с помощью речи. В то же время первичный (довербальный) способ коммуникации может использоваться в том случае, если человек находится в кризисной для себя ситуации, не умеет добиваться своих целей другим способом. Таким образом, овладение собственным телом осуществляется через овладение исторически и культурно-специфичными способами социальной коммуникации. При этом происходит не только семиотическое наполнение телесных функций, но и их изменение на физиологическом уровне. Тело в таком подходе может рассматриваться как текст, написанный на двух языках — природы и культуры (П.Д. Тищенко). То есть в данном случае под «Я.Т.» понимается социальная по своему происхождению и высоко культурно-специфичная система телесных знаков (ощущений, движений, потребностей), при посредстве которой осуществляется вхождение человека (как существа телесного) в общество.

Ю.Г. Фролова

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

sociology_encyclopedy.academic.ru

Язык тела | Про профессии.ру

«Жест есть не движение тела, а движение души» Насколько Вы устойчивы? Как Вы стоите, ходите, сидите? Что скрывают уста, выдают руки… «Читать любого человека как книгу, выбирать правильную линию поведения, чувствовать себя уверенно и непринужденно в любой обстановке, принимать самые верные решения» Алан Пиз


 

Умелое владение языком тела поможет Вам в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с коллегами по работе, родными и близкими, произвести положительное впечатление.

Язык тела и жестов – эффектное дополнение к вербальному общению Невербальное общение, которое включает в себя различные телодвижения, позы, взгляды и мимику, было известно ещё в Древнем Риме, в котором многие ораторы и вожди применяли язык жестов для усиления эмоционального психологического воздействия на аудиторию.

Сегодня методика, в основе которой лежит язык тела и жестов, стала неотъемлемой частью науки об ораторском искусстве, широко применяемой в бизнесе и политике.

Если внимательно присмотреться, язык человеческого тела очень многообразен – во время общения мы постоянно совершаем какие-либо непроизвольные телодвижения, а наша мимика редко пребывает в состоянии покоя.

Взять под контроль динамику собственного тела в процессе коммуникации — это означает получить дополнительное преимущество перед окружающими, которое, как доказывает современная психология, может стать ключом к успеху в карьере и личной жизни.

Мужской и женский язык тела – особенности и различия

В соответствии с природными особенностями язык тела женщины и язык тела мужчин, как доказали научные исследования невербального общения, различен и по своему характеру и по эмоциональному наполнению.

Мужчины, как правило, менее чувствительны к жестам и мимике окружающих, а язык тела и жестов у сильной половины обычно связан с проявлениями сексуального характера или с природной тягой к доминированию.

При виде привлекательной женщины мужчина невольно начинает прихорашиваться, поправляя то один, то другой элемент одежды и свою причёску.

Достаточно простой язык тела мужчин прекрасно знаком каждой женщине, причём на генетическом уровне.

Представительницы прекрасного пола обладают большим арсеналом движений и жестов, которые могут привлечь внимание мужской аудитории, поэтому язык тела женщины способен стать серьёзным оружием.

Слегка приоткрытый рот, лёгкие движения бёдрами, акцентированная демонстрация лодыжек, шеи и запястий – всё это способно произвести неизгладимое впечатление на окружающих мужчин, и поэтому женщины всегда будут иметь явные преимущества в невербальном общении.

Язык тела в невербальной коммуникации – метод психологического анализа

В настоящий момент язык тела стал предметом пристального изучения в рамках коммерческих проектов по организации менеджмента и маркетинга. Невербальное общение в процессе прямых продаж, переговоров и при поступлении на работу сегодня выходит на первый план, эффектно дополняя классический коммуникационный приём, каковым является устная речь.

Психология уже изучила основной набор, который предоставляет в наше распоряжение язык жестов, и сегодня эти знания могут стать основой для внимательного изучения партнёров по общению.

Открытые руки говорят о доверии и расслабленности.

  • Так, рука, поднятая вверх открытой ладонью к слушателям – классический жест доверия и общих интересов;
  • Руки, сжатые в кулаки, напряжённо сложенные на бёдрах или на груди – человек напряжён и готов к агрессии или обороне;
  • Почёсывание переносицы или наружной области подбородка означает оценку ситуации и раздумье;
  • Слегка наклонённая голова в языке жестов означает повышенное внимание;
  • Прикрытый рукой рот говорит о скрытности намерений;
  • Покашливание, частое моргание, почёсывание нижней части подбородка говорит о нервозности;
  • Постоянные руки за спиной язык тела и жестов трактует как проявление уверенности и авторитарности.

Кроме этих часто встречающихся жестов, язык тела изучает мимику, типы взглядов, непроизвольные звуки в процессе общения.

Досконально изучив язык тела и жестов, вы научитесь понимать настроение вашего собеседника без слов, а после тренингов по самоконтролю, сумеете мастерски создавать необходимую атмосферу беседы с помощью различных невербальных приёмов.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

ЯЗЫК ТЕЛА это что такое ЯЗЫК ТЕЛА: определение — Философия.НЭС

ЯЗЫК ТЕЛА

совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром. Можно выделить по меньшей мере три различных аспекта «Я.Т.»: (1) коммуникативный, (2) психодинамический, (3) культурно-исторический. В своем коммуникативном аспекте «Я.Т.» рассматривается как семиотическая система, участвующая в процессе создания, хранения и передачи информации, т.е. в наибольшей степени уподобляется языку в традиционном понимании этого слова. Широко распространено разделение коммуникации на лингвистический (вербальный), просодический (мелодический, ритмический, тембральный, временной, звуковысотный) и кинезический (мимический, жестовый) компоненты. Именно кинезический компонент и является основой «Я.Т.» в рассматриваемом аспекте. Разделение коммуникации на отдельные составляющие в определенной степени условно, поскольку на практике они, как правило, тесно связаны друг с другом. Например, неверно считать кинезический компонент вспомогательным по отношению к просодическому и лингвистическому. Исследования показывают, что для достижения взаимопонимания необходим целостный анализ информации, поступающей по всем трем каналам. Посредством языка жестов можно не просто передавать определенные сведения, но и дезавуировать, отрицать параллельное вербальное сообщение. В психотерапевтической практике широко используется термин «конгруэнтность», под которым понимается соответствие, согласованность вербальных и невербальных компонентов коммуникации. Достижение конгруэнтности в общении признается важной целью терапевтического процесса. Психотерапевтов обучают распознавать неконгруэнтность и побуждать своих клиентов к более согласованной, а значит, и к более эффективной коммуникации. В психотерапевтической практике широко распространено мнение о том, что невербальная коммуникация более валидна по сравнению с вербальной. Особое внимание уделяется осознанию клиентом своей позы и собственных жестов, которые могут отражать некие подавленные эмоции и желания. «Я.Т.» в его коммуникативном аспекте — это кинесика, т.е. совокупность кинем — значимых жестовых, мимических и пантомимических движений. В свою очередь, минимальной единицей жестового языка является херема (греч. hejr — рука). Число херем сравнимо с числом фонем звукового языка. Херемы одного класса указывают на место исполнения жеста, другого — на конфигурацию руки, третьего — на характер движения. Кинезические единицы могут быть врожденными и социально обусловленными. Кинемы первого типа употребляются индивидом непроизвольно и сходны с аналогичными у высших приматов. Психолингвистические исследования показали, что кинезические элементы хранятся в памяти независимо от элементов звукового языка. Считается, что в филогенезе звуковые языки формировались на основе языка жестов, который уже имелся у приматов. В процессе коммуникации происходит не просто более или менее осознанная передача информации, но и определяется, уточняется сам характер общения. Большинство специалистов согласны с тем, что с помощью невербальных компонентов коммуникации могут передаваться такие ее особенности, как близость/дистанция и контроль/подчинение. Например, отношения близости и дистанции выражаются во взаимном расположении участников коммуникации, специфических жестах, контактах глазами, прикосновениях. Также через невербальные каналы передается информация об эмоциональном состоянии индивидов. Еще Аристотель в своей «Физиогномике» связывал мимику человека с определенными психическими характеристиками. Он полагал, что существуют высоко специфичные, общие для всех людей способы проявления радости, горя, страха, эротического возбуждения. Аристотель, а вслед за ним многие психологи и биологи (например, Дарвин) считали, что эмоциональная экспрессия носит универсальный характер, а также что эта универсальность способствовала выживанию человечества в процессе эволюции. Со времен античности накоплено достаточно много фактов, свидетельствующих как в пользу «гипотезы универсальности», так и против нее. Действительно, способы выражения так называемых «базовых» эмоций в различных культурах достаточно схожи. Тем не менее даже эти эмоции не распознаются людьми с абсолютной точностью. С одной стороны, человек способен улавливать такие тонкие изменения в мимике, как незначительное расширение зрачков (означающее возникновение эмоции интереса), а с другой — восприятие мимики, как и другие виды восприятия, сильно зависит от контекста, собственного состояния воспринимающего, его понимания данной эмоции. В настоящее время показано, что наиболее точно, основываясь на мимике, мы опознаем скорее не сами эмоции, а так называемые «эмоциональные кластеры»: т.е. совокупности сходных эмоциональных состояний, например, удовольствие или неудовольствие. Существует также определенная культурная специфика как в выражении, так и в восприятии эмоций, причем она связана не только с предписаниями относительно способов выражения эмоции, но и с укоренившимися в культуре представлениями о ее сути и причинах. В отличие от языка жестов язык мимики используется большинством людей непроизвольно и не вполне осознанно. Кроме того, мимические движения несут в себе гораздо меньше доступной осознанию информации, нежели жесты. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи (У.Джеймс, Ф.Ланге) утверждают, что выразительные движения являются как бы «изнанкой», неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Люди существенно различаются по своей способности адекватно воспринимать и правильно интерпретировать невербальные сообщения. Хотя все определения коммуникации в той или иной степени включают в себя такие ее характеристики, как осознанность и интенциональность (намеренность, произвольность), все же именно невербальные компоненты коммуникации в наименьшей степени соответствуют данным требованиям. Психодинамический подход к «Я.Т.» связывает его с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что и сам термин «Я.Т.» наиболее часто используется в этом теоретическом направлении. Здесь под «Я.Т.» понимается совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (Фрейд). Для обозначения процесса и результата символической переработки в Бессознательном подавленных переживаний вводится термин «истерическая конверсия на орган». Фрейд считал, что конверсионный симптом представляет собой остаточное содержание подавленного аффективного переживания. Таким образом, «Я.Т.» для многих психоаналитиков — это язык Бессознательного. Если буквально следовать концепции истерической конверсии, то приходится признать, что бессознательные процессы могут непосредственно влиять на ход физиологических процессов. Для Фрейда вытеснение в Бессознательное эквивалентно вытеснению на уровень физиологических процессов. «Я.Т.» в психоанализе рассматривается как первичный по отношению к вербальной коммуникации, как протоязык. С помощью него может быть «рассказана» история ранней психической травмы, случившейся на довербальной стадии развития. Иногда переработка аффективных переживаний на языке симптомов является единственным доступным видом символической переработки. Фрейд полагал, что символы, существующие в языке, и телесные символы — явления одного и того же порядка. Большинство метафор в основе своей отражают некоторую телесную реальность, они возникли по аналогии с человеческим телом (М.Кляйн). Поэтому возможно переходить в процессе анализа с одного уровня на другой (с психологического на телесный). Симптом может служить эквивалентом мысли и замещать ее. Под воздействием психологических травм некоторые индивиды регрессируют настолько сильно, что становятся неспособными использовать лингвистические символы для выражения аффектов. Подбирая соответствующие вербальные метафоры и работая с речью, психоаналитик способствует устранению соматических симптомов. Психоаналитическая работа с «Я.Т.» позволяет каждому пациенту отыскать смысл даже для изначально не доступного пониманию страдания, что играет, несомненно, позитивную роль в процессе психотерапии. «Я.Т.» в психоаналитическом понимании — это язык, используемый вынужденно, непроизвольно. Он далеко не всегда понятен окружающим и нуждается в истолковании со стороны психоаналитика. Можно сказать, что значения отдельных элементов «Я.Т.» рождаются в терапевтическом процессе и не существуют вне его. Например, боли в мышцах и суставах рассматриваются как следствие подавленной моторной агрессии, высыпания на коже — как неосознанная попытка уплотнить, сделать более ощутимой границу между собой и миром, неумеренное потребление пищи — как стремление заполнить внутреннюю пустоту, «насытиться любовью». Психоаналитики в целом придерживаются мнения о том, что духовно зрелая личность должна быть способна выражать свои желания и чувства на вербальном уровне, не подавляя их. Осмысление симптомов клиентом в ходе терапии или спонтанно еще не означает того, что этот смысл был присущ симптомам изначально. Скорее, человек как мыслящее существо склонен находить смысл даже для органических по своей природе симптомов. Несмотря на продуктивность концепции истерической конверсии, с ней связан ряд непроясненных и по настоящее время вопросов. В частности, это вопрос о разграничении типичных для заболевания и уникальных, присущих только данному пациенту телесных симптомов. Согласно теории Фрейда, симптомы должны отражать характер внутриличностного конфликта. Однако с таких позиций невозможно объяснить возникновение нозологически специфичных телесных симптомов, каковыми при истерии, например, являются расстройства произвольных движений и сенсорной сферы. Ф.Александер, разрабатывая в дальнейшем теорию психосоматической специфичности, вынужден был включить в нее в качестве этиологических факторов не только особенности конфликта, но и наследственную предрасположенность, стресс. Как в традиционном коммуникативном подходе, так и в психодинамическом подходе тело играет подчиненную по отношению к душе роль, выступая либо как ее пассивный инструмент, либо как «отдушина», «канал» для выражения подавленных психических импульсов. Кроме того, в этих направлениях игнорируется социальный характер «Я.Т.». Культурно-исторический подход подразумевает рассмотрение телесности человека как его специфического способа существования (Рубинштейн). Телесность человека не тождественна биологическому организму и не сводится к выразительным движениям. Все ее проявления осмысливаются индивидом с позиций конкретной культуры. Разгадать «Я.Т.», научиться распознавать и обозначать вербально внутренние состояния — одна из важных задач в ходе онтогенеза. При этом «Я.Т.» отражает не столько индивидуально-психологические, сколько социальные характеристики, в частности, общественный статус, гендерную специфику, отношения власти и подчинения, культурные представления о телесности. Он существует постольку, поскольку человек является мыслящим существом, изначально находящимся к миру в семиотическом отношении. На ранних этапах онтогенеза общение с матерью происходит в процессе и по поводу удовлетворения витальных потребностей. Мать «угадывает», «раскрывает» значение телесных проявлений (состояний) ребенка, реагирует соответствующим образом и тем самым задает поле телесных значений. В данном случае она выступает как «носитель» исторически и культурно специфичных знаний о телесной жизни, техник тела, смыслов физиологических состояний. Кроме того, источниками информации могут служить и внешний вид окружающих ребенка людей, и их беседы, и продукты культуры: книги, кинофильмы, реклама и пр. Одновременно происходит общение между матерью и ребенком. Таким образом, язык потребностей ребенка — это тот первый язык, посредством которого он вступает в контакт с окружающими. Впоследствии ребенок обучается более зрелым способам коммуникации, в частности, с помощью речи. В то же время первичный (довербальный) способ коммуникации может использоваться в том случае, если человек находится в кризисной для себя ситуации, не умеет добиваться своих целей другим способом. Таким образом, овладение собственным телом осуществляется через овладение исторически и культурно специфичными способами социальной коммуникации. При этом происходит не только семиотическое наполнение телесных функций, но и их изменение на физиологическом уровне. Тело в таком подходе может рассматриваться как текст, написанный на двух языках — природы и культуры (П.Д.Тищенко). То есть в данном случае под «Я.Т.» понимается социальная по своему происхождению и высоко культурно специфичная система телесных знаков (ощущений, движений, потребностей), при посредстве которой осуществляется вхождение человека (как существа телесного) в общество. Ю.Г. Фролова

Оцените определение:

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

terme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *