Содержание

Язык тела — Психологос

Фильм «Жесты — детектор правды»

Читая язык тела, можно многое понять о другом человеке.
скачать видео

​​​​​​​

Фильм «Эмми Кадди и TED»

Что говорит о нас язык тела и как с помощью тела приобретать уверенность в себе?
скачать видео

Язык тела — сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом посредством жестов, выражения лица, выразительных движений. Язык тела — разновидность невербальной коммуникации. Если вы внимательны, невербалика скажет вам о вашем собеседнике больше, чем он сам скажет о себе словами.

Человек в защите чаще стоит в закрытой позе, с перекрестом рук, а то и ног.

Отклонение тела назад и большая дистанция в общении говорит чаще о том, что человек вам не очень доверяет, не считает вас вполне своим.

Касания человеком носа нередко говорит о том, что человек в чем-то сомневается, а поправление женщиной локонов перед мужчиной обычно свидетельствует о том, что ей мужчина скорее нравится.

Зачем изучать язык тела?

Люди, ставящие задачу с помощью языка жестов вычислить тех, кто будет их обманывать и ими манипулировать, этими знаниями себя не защищают. Передачи, обучающие «распознавать мошенников и манипуляторов», приводят к прямо противоположному результату: количество обманутых и обманывающих в результате этих передач только растет. Тем не менее, разбираться в языке жестов (шире – языке тела) совершенно необходимо, это естественный момент общей психологической культуры. Знание жестов – не блок и не отмычка, а мостик к людям и близости. См.→

Язык тела и взаимосвязь души и тела

Язык тела не интересуется особенностями тела, говорящими об индивидуальных особенностях человека, о его личностном потенциале, о возможностях его роста и развития. Язык тела не всегда говорит о том, что происходит в душе, нередко это просто культурная или социальная условность. Наука о языке тела – наука о невербальной коммуникации. О том, как, наблюдая тело и жесты человека, разгадать то, что человек от нас скрывает, или о том, как с помощью тела, без собственно речи, используя возможности жестов, мимики и интонаций, передать ему какое-то сообщение от нас. См.→

Интерпретация жестов и походки

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их интерпретировать, необходимо понять, для каких целей служит то или иное движение. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции. Во-первых, они заменяют слова знаками. Наверное, вы поймете собеседника, если он захочет вам сказать «O’кей» без слов, показав вам соединенные большой и указательные пальцы. Во-вторых, они управляют вниманием собеседника и уточняют сказанное. Если вам нужно показать, где магазин, о котором спрашивает вас прохожий, вы вместо долгих объяснений покажете рукой направление, куда ему нужно идти. В-третьих, они иллюстрируют и усиливают сказанное. Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками, а поверите ли вы размаху его рук — это уже ваше дело. Ну, и в-четвертых, жесты адаптируют тело человека к процессу общения или просто выражают состояние человека. Скрещенные руки создают человеку состояние защищенности, а опущенные плечи сигнализируют о том, что человек устал или потерял веру в себя… Именно эти жесты наиболее интересны для интерпретации, и именно их интерпретировать труднее всего, поскольку многие из них индивидуальны и часто бывают неосознанны. Тем не менее, некоторые подсказки дать вполне возможно. См.→

Интерпретация мимики

Простые эмоции выразительные движения (радость, удивление, обида) понимаются легко, однако в других случаях интерпретация и расшировка мимики может оказаться непростой задачей, требующей внимания, знаний и профессионализма. При интерпретации мимических движений важно придерживаться следующих правил: 1) Наблюдайте мимику в динамике. «Видео всегда информативнее фото». 2) Для интерпретации необходимо отслеживать как минимум 3 параметра мимики. 3) Высказывание об эмоциях, испытываемых человеком, должно быть сформулировано в предположительной форме. Например, «Исходя из наблюдаемых мимических движений (глаза широко раскрыты, мышцы лба растянуты в восходящем движении, губы полуоткрыты, уголки губ приподняты), мы наблюдаем лицо человека, который, скорее, восторжен, чем спокоен». См.→

Сон и язык тела

Засыпающий и спящий человек выбирает то или иное положение тела в зависимости от своих личностных особенностей и состояния в данный момент. См.→

www.psychologos.ru

Язык тела | Понятия и категории

«ЯЗЫК ТЕЛА» — совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, внутренних ощущений людей), отражающая душевное состояние человека, его мотивы и особенности взаимоотношений с окружающим миром. Можно выделить по меньшей мере три различных аспекта «Я.Т.»: (1) коммуникативный, (2) психодинамический, (3) культурно-исторический. В своем коммуникативном аспекте «Я.Т.» рассматривается как семиотическая система, участвующая в процессе создания, хранения и передачи информации, т.е. в наибольшей степени уподобляется языку в традиционном понимании этого слова. Широко распространено разделение коммуникации на лингвистический (вербальный), просодический (мелодический, ритмический, тембральный, временной, звуковысотный) и кинезический (мимический, жестовый) компоненты. Именно кинезический компонент и является основой «Я.Т.» в рассматриваемом аспекте. Разделение коммуникации на отдельные составляющие в определенной степени условно, поскольку на практике они, как правило, тесно связаны друг с другом. Например, неверно считать кинезический компонент вспомогательным по отношению к просодическому и лингвистическому.

Исследования показывают, что для достижения взаимопонимания необходим целостный анализ информации, поступающей по всем трем каналам. Посредством языка жестов можно не просто передавать определенные сведения, но и дезавуировать, отрицать параллельное вербальное сообщение. В психотерапевтической практике широко используется термин «конгруэнтность», под которым понимается соответствие, согласованность вербальных и невербальных компонентов коммуникации. Достижение конгруэнтности в общении признается важной целью терапевтического процесса. Психотерапевтов обучают распознавать неконгруэнтность и побуждать своих клиентов к более согласованной, а значит, и к более эффективной коммуникации. В психотерапевтической практике широко распространено мнение о том, что невербальная коммуникация более валидна по сравнению с вербальной. Особое внимание уделяется осознанию клиентом своей позы и собственных жестов, которые могут отражать некие подавленные эмоции и желания. «Я.Т.» в его коммуникативном аспекте — это кинесика, т.е. совокупность кинем — значимых жестовых, мимических и пантомимических движений.

В свою очередь, минимальной единицей жестового языка является херема (греч. hejr — рука). Число херем сравнимо с числом фонем звукового языка. Херемы одного класса указывают на место исполнения жеста, другого — на конфигурацию руки, третьего — на характер движения. Кинезические единицы могут быть врожденными и социально обусловленными. Кинемы первого типа употребляются индивидом непроизвольно и сходны с аналогичными у высших приматов. Психолингвистические исследования показали, что кинезические элементы хранятся в памяти независимо от элементов звукового языка. Считается, что в филогенезе звуковые языки формировались на основе языка жестов, который уже имелся у приматов. В процессе коммуникации происходит не просто более или менее осознанная передача информации, но и определяется, уточняется сам характер общения. Большинство специалистов согласны с тем, что с помощью невербальных компонентов коммуникации могут передаваться такие ее особенности, как близость/дистанция и контроль/подчинение. Например, отношения близости и дистанции выражаются во взаимном расположении участников коммуникации, специфических жестах, контактах глазами, прикосновениях. Также через невербальные каналы передается информация об эмоциональном состоянии индивидов.

Еще Аристотель в своей «Физиогномике» связывал мимику человека с определенными психическими характеристиками. Он полагал, что существуют высоко специфичные, общие для всех людей способы проявления радости, горя, страха, эротического возбуждения. Аристотель, а вслед за ним многие психологи и биологи (например, Дарвин) считали, что эмоциональная экспрессия носит универсальный характер, а также что эта универсальность способствовала выживанию человечества в процессе эволюции. Со времен античности накоплено достаточно много фактов, свидетельствующих как в пользу «гипотезы универсальности», так и против нее. Действительно, способы выражения так называемых «базовых» эмоций в различных культурах достаточно схожи. Тем не менее даже эти эмоции не распознаются людьми с абсолютной точностью. С одной стороны, человек способен улавливать такие тонкие изменения в мимике, как незначительное расширение зрачков (означающее возникновение эмоции интереса), а с другой — восприятие мимики, как и другие виды восприятия, сильно зависит от контекста, собственного состояния воспринимающего, его понимания данной эмоции. В настоящее время показано, что наиболее точно, основываясь на мимике, мы опознаем скорее не сами эмоции, а так называемые «эмоциональные кластеры»: т.е. совокупности сходных эмоциональных состояний, например, удовольствие или неудовольствие.

Существует также определенная культурная специфика как в выражении, так и в восприятии эмоций, причем она связана не только с предписаниями относительно способов выражения эмоции, но и с укоренившимися в культуре представлениями о ее сути и причинах. В отличие от языка жестов язык мимики используется большинством людей непроизвольно и не вполне осознанно. Кроме того, мимические движения несут в себе гораздо меньше доступной осознанию информации, нежели жесты. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи (У.Джеймс, Ф.Ланге) утверждают, что выразительные движения являются как бы «изнанкой», неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Люди существенно различаются по своей способности адекватно воспринимать и правильно интерпретировать невербальные сообщения. Хотя все определения коммуникации в той или иной степени включают в себя такие ее характеристики, как осознанность и интенциональность (намеренность, произвольность), все же именно невербальные компоненты коммуникации в наименьшей степени соответствуют данным требованиям. Психодинамический подход к «Я.Т.» связывает его с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что и сам термин «Я.Т.» наиболее часто используется в этом теоретическом направлении. Здесь под «Я.Т.» понимается совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (Фрейд).

Для обозначения процесса и результата символической переработки в Бессознательном подавленных переживаний вводится термин «истерическая конверсия на орган». Фрейд считал, что конверсионный симптом представляет собой остаточное содержание подавленного аффективного переживания. Таким образом, «Я.Т.» для многих психоаналитиков — это язык Бессознательного. Если буквально следовать концепции истерической конверсии, то приходится признать, что бессознательные процессы могут непосредственно влиять на ход физиологических процессов. Для Фрейда вытеснение в Бессознательное эквивалентно вытеснению на уровень физиологических процессов. «Я.Т.» в психоанализе рассматривается как первичный по отношению к вербальной коммуникации, как протоязык. С помощью него может быть «рассказана» история ранней психической травмы, случившейся на довербальной стадии развития. Иногда переработка аффективных переживаний на языке симптомов является единственным доступным видом символической переработки.

Фрейд полагал, что символы, существующие в языке, и телесные символы — явления одного и того же порядка. Большинство метафор в основе своей отражают некоторую телесную реальность, они возникли по аналогии с человеческим телом (М.Кляйн). Поэтому возможно переходить в процессе анализа с одного уровня на другой (с психологического на телесный). Симптом может служить эквивалентом мысли и замещать ее. Под воздействием психологических травм некоторые индивиды регрессируют настолько сильно, что становятся неспособными использовать лингвистические символы для выражения аффектов. Подбирая соответствующие вербальные метафоры и работая с речью, психоаналитик способствует устранению соматических симптомов. Психоаналитическая работа с «Я.Т.» позволяет каждому пациенту отыскать смысл даже для изначально не доступного пониманию страдания, что играет, несомненно, позитивную роль в процессе психотерапии. «Я.Т.» в психоаналитическом понимании — это язык, используемый вынужденно, непроизвольно. Он далеко не всегда понятен окружающим и нуждается в истолковании со стороны психоаналитика.

Можно сказать, что значения отдельных элементов «Я.Т.» рождаются в терапевтическом процессе и не существуют вне его. Например, боли в мышцах и суставах рассматриваются как следствие подавленной моторной агрессии, высыпания на коже — как неосознанная попытка уплотнить, сделать более ощутимой границу между собой и миром, неумеренное потребление пищи — как стремление заполнить внутреннюю пустоту, «насытиться любовью». Психоаналитики в целом придерживаются мнения о том, что духовно зрелая личность должна быть способна выражать свои желания и чувства на вербальном уровне, не подавляя их. Осмысление симптомов клиентом в ходе терапии или спонтанно еще не означает того, что этот смысл был присущ симптомам изначально. Скорее, человек как мыслящее существо склонен находить смысл даже для органических по своей природе симптомов. Несмотря на продуктивность концепции истерической конверсии, с ней связан ряд непроясненных и по настоящее время вопросов. В частности, это вопрос о разграничении типичных для заболевания и уникальных, присущих только данному пациенту телесных симптомов. Согласно теории Фрейда, симптомы должны отражать характер внутриличностного конфликта. Однако с таких позиций невозможно объяснить возникновение нозологически специфичных телесных симптомов, каковыми при истерии, например, являются расстройства произвольных движений и сенсорной сферы. Ф.Александер, разрабатывая в дальнейшем теорию психосоматической специфичности, вынужден был включить в нее в качестве этиологических факторов не только особенности конфликта, но и наследственную предрасположенность, стресс.

Как в традиционном коммуникативном подходе, так и в психодинамическом подходе тело играет подчиненную по отношению к душе роль, выступая либо как ее пассивный инструмент, либо как «отдушина», «канал» для выражения подавленных психических импульсов. Кроме того, в этих направлениях игнорируется социальный характер «Я.Т.». Культурно-исторический подход подразумевает рассмотрение телесности человека как его специфического способа существования (Рубинштейн). Телесность человека не тождественна биологическому организму и не сводится к выразительным движениям. Все ее проявления осмысливаются индивидом с позиций конкретной культуры. Разгадать «Я.Т.», научиться распознавать и обозначать вербально внутренние состояния — одна из важных задач в ходе онтогенеза. При этом «Я.Т.» отражает не столько индивидуально-психологические, сколько социальные характеристики, в частности, общественный статус, гендерную специфику, отношения власти и подчинения, культурные представления о телесности. Он существует постольку, поскольку человек является мыслящим существом, изначально находящимся к миру в семиотическом отношении.

На ранних этапах онтогенеза общение с матерью происходит в процессе и по поводу удовлетворения витальных потребностей. Мать «угадывает», «раскрывает» значение телесных проявлений (состояний) ребенка, реагирует соответствующим образом и тем самым задает поле телесных значений. В данном случае она выступает как «носитель» исторически и культурно специфичных знаний о телесной жизни, техник тела, смыслов физиологических состояний. Кроме того, источниками информации могут служить и внешний вид окружающих ребенка людей, и их беседы, и продукты культуры: книги, кинофильмы, реклама и пр. Одновременно происходит общение между матерью и ребенком. Таким образом, язык потребностей ребенка — это тот первый язык, посредством которого он вступает в контакт с окружающими. Впоследствии ребенок обучается более зрелым способам коммуникации, в частности, с помощью речи. В то же время первичный (довербальный) способ коммуникации может использоваться в том случае, если человек находится в кризисной для себя ситуации, не умеет добиваться своих целей другим способом. Таким образом, овладение собственным телом осуществляется через овладение исторически и культурно специфичными способами социальной коммуникации. При этом происходит не только семиотическое наполнение телесных функций, но и их изменение на физиологическом уровне. Тело в таком подходе может рассматриваться как текст, написанный на двух языках — природы и культуры (П.Д.Тищенко). То есть в данном случае под «Я.Т.» понимается социальная по своему происхождению и высоко культурно специфичная система телесных знаков (ощущений, движений, потребностей), при посредстве которой осуществляется вхождение человека (как существа телесного) в общество.

Ю.Г. Фролова

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

ponjatija.ru

Язык тела — Секс и отношения

Практически каждый человек разговаривает на двух языках с самого детства, один из которых осознается и конструируется как речь, в то время как другой передаёт информацию Подсознания, скрытые побуждения и мотивы.

В данном разделе Вы в концентрированной форме получите знания этого второго языка — языка тела и научитесь эффективно использовать новое знание.

Каждое непроизвольное движение Вашей собеседницы можно расшифровать и прочитать послание её Подсознания. Женщина может скрывать свои мысли и желания, она может даже не осознавать их, но Подсознание всё равно выдаст её.

В то же время, зная значение каждого жеста и сознательно используя его, Вы можете сигнализировать Подсознанию женщины о Ваших намерениях и тем самым оказывать на неё скрытое воздействие, что позволит Вам иметь лишний козырь для овладения ситуацией и успешного Воздействия.

Поскольку изучение любого языка невозможно без словаря, то наиболее осмысленной формой постижения языка жестов было бы составление подобия краткого справочника, где Вы без всякого для себя труда сможете найти определённые соответствия.

В основу словаря положен принцип психофизического соответствия, который заключается в том, что все психические процессы отражаются в физиологии и наоборот — физиологические изменения влекут за собой психические движения.

Открытые позиции.

Открытые позиции — свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.

Руки:

Открытые ладони — честность, откровенность.

Ладонь, повёрнутая вверх, — просящий жест. С такой позицией легче добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит.

Ладонь, повёрнутая вниз (смотрит в пол), — властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление.

Рукопожатия:

Ладонь, повёрнутая вверх (ладонь снизу — под ладонью собеседника), — готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чьё доминирование признаётся.

Ладонь, повёрнутая вниз (ладонь сверху — на ладони собеседника), — стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию.

Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) — позиция равенства.

Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать свою искренность, дружелюбие, доверительность.

Ноги:

Носок ноги — показатель заинтересованности, своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или находит привлекательным.

Широко расставленные ноги.

— В позиции стоя: агрессия, в том числе и сексуальная. Уверенность. Готовность к действиям. Активность.
— В позиции сидя: уверенность. Внутренняя расслабленность. Демонстрация сексуальности.

Закрытые позиции.

То, что человек находится в закрытой позиции, говорит о его психологической закрытости, стремлении к отгороженности от ситуации. Такие позиции проявляются в виде скрещенных рук и ног.

Руки:

Руки, перекрещенные на груди, — попытка спрятаться, отгородиться от ситуации. Негативная реакция.

Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями — усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки.

Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание рук), — негативно-подавленное отношение к ситуации.

Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх, — чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев).

Одна рука перехватывает другую руку — вертикально идущую вдоль тела — в области предплечья, локтя или плеча: более лёгкая форма перекрещенных рук.

Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую — попытка сохранить эмоциональное спокойствие. Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжету, — скрытая нервозность.

Человек двумя руками держит букет цветов, сумочку (женщины), чашку с чаем и т. п. — попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность.

Переплетённые пальцы, сцепленные руки — негативное отношение.

Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) — уверенность, уверенное отношение к чему-либо.

Руки за спиной: одна обхватывает другую в области ладони — самоуверенность, властность, чувство превосходства.

Одна рука обхватывает запястье другой — попытка самоконтроля.

Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки — попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае.

Роль большого пальца — демонстрация агрессивности (в том числе сексуальной агрессивности), силы, напора, чувства превосходства.

Руки в карманах, большие пальцы снаружи — уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин агрессия (в том числе сексуальная), доминирующий характер.

Большие пальцы, торчащие из задних карманов, — доминирующий характер.

Ноги:

Перекрещивание ног (жест нога за ногу) — защита, стремление к замкнутости.

В целом жест расшифровывается в зависимости от контекста ситуации. К примеру, во время длительной лекции слушатель в зале может использовать подобную позицию для удобства.

Перекрещенные ноги и перекрещенные руки — неодобрение, неприятие, усиленная защита.

Американская позиция «четвёрка» (лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги) — активность, уверенность, самоуверенность.

Перекрещенные ноги и сплетённые пальцы рук на коленях — самососредоточение, замкнутость.

Перекрещенные лодыжки — защита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх.

Динамические позиции.

Динамическими называются такие позиции, которые не могут квалифицироваться как закрытые или открытые, так как они отражают иные психические состояния.

Голова:

Голова держится прямо или чуть приподнята — нейтральная позиция.

Голова чуть приподнята, веки немного прикрыты или уголки глаз прищурены, взгляд направлен вниз — высокомерие, пренебрежение, превосходство.

Голова немного наклонена в сторону — проявление интереса.

Голова чуть опущена, взгляд исподлобья — неодобрительное отношение к ситуации, настороженность.

Руки за голову в сочетании с позицией ног в виде «четвёрки» — стремление демонстрировать владение ситуацией, самоуверенность, чувство превосходства.

Зрачки:

Расширенные — волнение, удовольствие, проявление интереса, в том числе сексуального.

Суженные — негативная реакция, неприятие.

Взгляд:

Направлен в центр лба и не опускается ниже глаз собеседника — деловой взгляд.

Распределяется между глазами и ртом — светский взгляд.

Скользит от глаз вниз до груди и обратно — интимный взгляд.

Взгляд искоса:

— в сочетании с улыбкой — заинтересованность,
— в сочетании с опущенными бровями — враждебность.

Частое моргание — признак защиты, растерянности.

Руки и лицо:

Почёсывание подбородка — размышление и оценка.

Захватывание носа в щепоть чуть пониже переносицы в сочетании с закрытыми глазами — сосредоточение.

Рука у щеки — щека опирается на сложенные в кулак пальцы, а указательный палец выпрямлен по направлению к виску — размышление, задумчивость.

Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот — подозрительность, скрытность, недоверие.

Касание или потирание носа — лживость со стороны того, кто это делает.

Указательный палец касается щеки, а остальные располагаются под подбородком — критическая оценка.

Рука поглаживает шею — недовольство, отрицание, гнев. Защитный жест.

Потирание уха — нетерпение, желание перебить. Нервозность.

Лицо чуть склонено вбок и опирается на ладонь или кулак — «телефонная поза» — внутренний монолог. Скука.

Тело:

Посадка на стул верхом — демонстрация превосходства или агрессии (в том числе сексуальная).

Одна нога приподнята и на что-то опирается, тело чуть согнуто и подано вперед — жест собственника, победителя.

Руки упираются в поясницу, ноги широко расставлены — демонстрация агрессии (в том числе сексуальной).

Парные взаимодействия.

Закрытые образования:

Тела двух собеседников располагаются друг против друга, взгляды их направлены друг на друга — проявление взаимного интереса, желание быть только вдвоем.

Открытые образования:

Двое собеседников стоят под некоторым углом по отношению друг к другу, как бы образуя некоторое пространство, куда беспрепятственно может войти третий, — позиция, допускающая участие ещё одного или нескольких собеседников.

Включение в разговор и исключение партнёра из разговора:

Включение: в случае присоединения третьего партнёра к закрытой позиции находящиеся в ней собеседники разворачивают свои тела под углом по отношению друг к другу и к нему, без слов приглашая последнего присоединиться к разговору.

Исключение: в случае попытки присоединения третьего партнёра к закрытой позиции находящиеся в ней собеседники поворачивают только головы по отношению к нему. Но направление тел остается прежним, что свидетельствует о том, что третий партнёр нежелателен в данной беседе.

Сексуальные жесты.

Сексуальные жесты — представляют собой проявление сексуального интереса по отношению к кому-либо и бессознательную (а иногда и вполне осознанную) попытку продемонстрировать свою заинтересованность к нему или к ней. 

Мужские сексуальные жесты:

— Рука поправляет галстук, воротник, дотрагивается до горла или касается волос.
— Большие пальцы заткнуты за ремень.
— Носок ноги повернут в сторону той женщины, которая вызывает сексуальный интерес.
— Интимный взгляд.
— Руки на бёдрах.
— Ноги широко расставлены независимо от того, сидит мужчина или стоит.

Женские сексуальные жесты:

— Вскидывание головы.
— Приглаживание или касание волос (волосы являются довольно ярким сексуальным символом).
— Обнажение запястий.
— Раздвинутые ноги (стоя или сидя).
— Слегка приоткрытый рот и влажные губы.
— Интимный взгляд.
— Перекрещенные ноги.
— Поглаживание предмета цилиндрической формы (сигареты, бокала, авторучки и т. п.)

Позиции за столом.

Садясь за стол с женщиной не надо располагаться на противоположных сторонах. В этом случае вы оба непроизвольно будете находиться в защитных позициях, поскольку ваши руки вынужденно будут перед вами на столе. Защитные позы непременно закрепостят общение.

Старайтесь сесть так чтобы быть с ней либо на одной стороне стола, либо на смежных.

Позы будут более свободны и, как следствие общение будет раскованнее. Кроме того, находясь в непосредственной близости от женщины, Вы сможете более естественно к ней прикасаться.

Помните, как и любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков препинания.

Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений.

Полностью понять значение этого слова Вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами.

Только рассматривая различные жесты в их совокупности, можно сделать правильные выводы о действительном состоянии человека.

www.menslife.com

10 мощных хаков языка тела, которые вам пригодятся

Кэрол Кинси Гоман

Доктор философии, автор 12 книг, некоторые из которых переведены на русский язык («Язык тела для лидеров», «Как понять собеседника без слов», «Невербальное преимущество»), а также консультант по технологиям управления ведущих мировых корпораций, занимается тренингами руководителей, ведёт колонку в американском Forbes.

Сидите прямо

Кэрол говорит, что прямая осанка влияет не только на восприятие вас другими людьми, но и на то, как вы думаете о себе. Исследование Университета штата Огайо доказало, что прямая спина производит положительное впечатление на окружающих вас людей. Но самое главное, что в такой позе и вы сами начинаете чувствовать себя увереннее. Социальные эксперименты показали, что сотрудники, сидящие с ровной спиной, были более уверенными в своей профессиональной квалификации, чем их сгорбившиеся коллеги.

Не зря вам бабушка говорила распрямить плечи, а учителя вечно прикладывались линейкой по спине! 🙂

Выбирайте холодные напитки при важных разговорах

Да, это звучит несколько странно, но температура напитка, который вы держите в руках, может влиять на ваше восприятие своего собеседника. Учёные из Йельского университета провели эксперимент, в рамках которого выяснилось, что люди, держащие в руках тёплый напиток, думают о своём незнакомом партнёре как о человеке, который заслуживает доверия. Отсюда вытекает склонность к более щедрым и мягким действиям, что порой мешает при деловых встречах. Поэтому во время серьёзных переговоров Кэрол рекомендует держать в руках холодную воду или кофе со льдом.

Напрашивается и обратная логика: если вы хотите задобрить босса, предложите ему выпить чего-нибудь горячего во время разговора. Но не горячительного! 🙂

Не забывайте включать левое полушарие мозга

Как опытные, так и молодые спортсмены перед выступлением зачастую поддаются давлению результата и совершают одну простую ошибку: они слишком сильно сосредоточиваются на своих движениях, за которые отвечает правое полушарие мозга, вместо того чтобы положиться на свои автоматические моторные навыки, связанные с левым полушарием. Исследование Технического университета Мюнхена показало, что спортсмены-правши, сжимающие мяч левой рукой перед попыткой, выполняли её лучше, а вероятность срыва уменьшалась.

Расслабьте лицо, читая электронную почту

Кэрол ссылается на исследования Университета Калифорнии, в котором выяснилось, что люди, читающие письма с нахмуренными бровями, воспринимают их содержимое с более негативной позиции. Поэтому сядьте в удобную позу на комфортном расстоянии от монитора и дайте мышцам лица расслабиться, чтобы объективно отнестись к предложению, полученному по электронке.

Кивайте в такт

Наверняка вы слышали о том, что отзеркаливание движений собеседника улучшает коммуникацию. Однако учёные из Стэнфордского университета углубляют эту тему и масштабируют её на целую команду. Они утверждают, что синхронные движения участников команды, устраивающих мозговой штурм во время обсуждения общей задачи, помогают найти более творческое решение. Исследования говорят, что даже простое синхронное покачивание головой усиливает сотрудничество и помогает найти прорывные идеи.

Кажется, теперь вы знаете сокровенный смысл диких танцев на корпоративе. 🙂

Пожмите руку партнёру до начала встречи

Старое доброе рукопожатие определяет дальнейшее тёплое сотрудничество. Гарвардская школа бизнеса установила, что люди, пожавшие друг другу руки до начала переговоров, в конечном итоге заключали более справедливые сделки, чем те, кто сразу переходил к делу. Немаловажно и то, что после рукопожатия стороны были менее склонны к обману.

Фото: Андрей Стасевич

Поэтому не стоит отказываться от рукопожатия в пользу брофиста, даже если вы прожжённый брюзга или вам этого очень не хочется.

Знайте, люди с низким голосом больше зарабатывают

Учёные из университета Дьюка изучили заработки 800 руководителей американских компаний и проследили очень интересную закономерность: снижение частоты голоса на 22 Гц увеличивало жалование на $187 тысяч. Как правило, люди с низким голосом воспринимаются более властными, а соответственно, и становятся ими. Вспомним хотя бы голос Дарта Вейдера частотой 85 Гц, от звука которого у многих в детстве начинали дрожать коленки.

Вывод: узнайте, как ваш голос слышат другие, и попробуйте его понизить в случае необходимости.

Настраивайтесь заранее

Если вы когда-либо участвовали в театральной постановке, то прекрасно знаете, что на сцену необходимо выходить уже в образе. То же самое касается и других публичных выступлений, обычно связанных с работой. Почему? Учёные Университета Глазго рассчитали, что мозг успевает оценить эмоциональное состояние человека всего за пятую часть секунды. За это ничтожное время вы не сумеете спрятать свой страх, выйдя к публике неподготовленным. Войдите в необходимое эмоциональное состояние заранее и где угодно, да хоть в общественном туалете.

Не бойтесь похлопываний по плечу

Многочисленные эксперименты, ориентированные на подъём продаж, доказывали, что простое прикосновение менеджера к клиенту увеличивало время, проводимое покупателем в магазине, а вместе с ним и средний чек, и удовлетворённость от шопинга. Такая же картина характерна и для ресторанного бизнеса. Например, исследования Корнельского университета показало, что клиенты, ощутившие прикосновение к своему плечу, оставляли большие чаевые. Правило распространяется и на другие сферы жизни, главное — действовать аккуратно, чтобы не показаться излишне настырным или фамильярным.

Сжимайте кулаки в трудную минуту

Чувствуете, что вы теряете контроль над собой, у вас заканчивается сила воли или вы не в состоянии сопротивляться обстановке? Просто сожмите свои кулаки! Тем самым вы вернёте себе самообладание, сможете сделать выбор или совершить трудное действие. Причём неважно, какие ткани будут напряжены: мышцы рук, пальцев или икр. Об этом говорят совместные исследования Национального университета Сингапура и Чикагского университета. Дух и тело едины!

lifehacker.ru

Язык тела — язык жестов

Помимо слов, мы постоянно общаемся и на языке тела при помощи мимики, жестов, поз. Умение читать язык тела и корректировать свое поведение во многом поможет вам для установления прочных деловых и дружеских связей.

Язык тела воспринимается и расшифровывается на уровне подсознания, и обычно не контролируется человеком, говорящим на нем. Поэтому иногда слова могут расходиться с его мимикой и жестами.

Научиться распознавать язык тела совсем не сложно, достаточно просто быть внимательным к собеседнику.

Язык тела, выражаемый жестами

 

 

Язык тела — жесты руками

  • Если человек открыт и готов к беседе его руки обычно повернуты вверх ладонями. Открытые ладони символизируют на языке тела – искренность и открытость натуры. Дружески настроенные люди часто расстегивают пиджак во время разговора или даже снимают его. И напротив, лукавые, виноватые или настороженные люди прячут руки в карманы или за спину.
  • Скрещенные на груди руки сигнализируют некую конфликтную ситуацию. Это оборонительная, защитная позиция обычно вызывается реакцией на возможную угрозу, в такой ситуации возможно лучше сменить тему разговора. Об этом также говорят сжатые в кулаки руки.
  • Оценивающие жесты на языке тела выражают мечтательность или задумчивость. Например, люди, опирающиеся щекой на руку, скорей всего погружены в какое-то глубокое раздумье. Критической оценкой можно назвать жест, когда подбородок человека опирается на ладонь. Наклон головы сигнализирует о повышенном внимании к говорящему. Принимая решение человек обычно почесывает подбородок, а протирая очки – он как бы берет паузу для размышления. 

Язык тела — другие жесты

  • Расхаживание человека обозначает на языке тела попытку разрешить проблему или принятие трудного решения. О напряженных мыслях и глубокой сосредоточенности также сигнализирует пощипывание переносицы, при закрытых глазах.
  • Постукивание ногой о пол, щелканье авторучкой, машинальное рисование или пустой взгляд говорят о том, что слушателю скучно.
  • Жесты прихорашивания сигнализируют на языке тела о желании понравиться собеседнику. Женщины обычно приглаживают и поправляют волосы или одежду, рассматривают себя в зеркале и вертятся перед ним, поглаживают себя по коленям, бедрам, медленно скрещивают ноги, а также покачивают снятой туфелькой, как бы говоря собеседнику о том, что им комфортно в их компании. Мужчины обычно поправляют галстук или пиджак, выпрямляют тело и совершают характерно движение подбородком вверх-вниз.
  • Подозрительность и скрытность человека выдают руки, прикрывающие рот и взгляд в сторону – они означают на языке тела желание скрыть свою позицию по какому-либо вопросу.
  • Если ноги или тело обращены в сторону выхода, человек явно хочет закончить разговор.
  • Потирание носа пальцами выражает сомнение или подозрительность, а также нечестность.
  • Нервозность и беспокойство человека выдают частые покашливания, а также локти, поставленные на стол, так что образуют пирамиду с вершиной в области кистей рук. Это говорит об игре в кошки-мышки, не желании раскрывать все карты.

Язык тела — рукопожатие

О желании человека доминировать обычно говорит его стиль рукопожатия. Если его рука располагается поверх вашей, на языке тела это говорит о его выражении физического  превосходства. И наоборот, рука, протянутая ладонью вверх, говорит о готовности к подчинению. О превосходстве также сигнализирует большой палец находящийся снаружи, когда руки находятся в карманах.

Язык тела, выраженный в походке

 

 

  • Походка, как и жесты способна многое рассказать о человеке. Здесь наиболее важны ее скорость, степень напряжения, величина шагов, постановка ног.
  • Быстрота походки зависит от темперамента человека и от силы побуждений. Походка может быть быстрой, активной, беспокойной и нервной или наоборот, спокойной и расслабленной.
  • Широкие шаги говорят на языке тела о целеустремленности, деловитости, предприимчивости и рвении к чему-либо. Скорее всего, человек направлен на достижение далеких целей. Небольшие, короткие шаги обычно встречаются у женщин и отражают осторожность и расчетливость, сдержанность и приспособляемость, быструю реакцию и мышление.
  • Медленная и подчеркнуто широкая походка показывает желание человека выставить себя на показ. Сильные и тяжелые действия демонстрируют окружающим превосходство, значение личности и силу. Обычно, такой стиль бывает  напускным.
  • Слишком расслабленная походка говорит на языке тела об отсутствии интереса, безразличии, некотором снобизме или недостатке самодисциплины.
  • Частые и быстрые шаги с ритмическими нарушениями выражают на языке тела взволнованность и боязливость. А ритмически сильная походка с раскачивающимися бедрами отражает самоуверенную натуру.
  • Шарканье ногами характерно для вялых, медлительных и ленивых людей. А гордая тяжеловесная ходьба, выглядящая немного театрально, говорит о самовлюбленности и высокомерии человека.
  • Угловатая, деревянная походка, когда ноги неестественно напряжены, отражает зажатость и робость, недостаток контактов. Слишком порывистые шаги и широкое размахивание руками говорят на языке тела об активности и каких-то собственных желаниях.
  • Хорошая осанка обозначает открытость и восприимчивость человека, выражает доверие и ощущение безопасности. Сутулость говорит о смирении, покорности и угодничестве. Излишняя напряженность и неподвижность тела являются реакцией самозащиты, когда человек ощущает себя не в своей тарелке и желает отстраниться.

Текст — nusha

ona-znaet.ru

Язык тела и жестов — Женские секреты

Тело человека уникально не только само по себе, но и по-другому – его языку. Тело — инструмент в руках знающего. Если изучить некоторые жесты, мимику и позы, можно всегда «раскусить» человека и понять, что он чувствует: пытается скрыть, хочет показать, как выражает радость… Очень важно знать язык тела и жестов в общении. Это может помочь во многих ситуациях. Итак, давай откроем тайну завесы универсального языка нашего тела.

Уникальный язык тела, как оказывается, довольно примитивен и одинаков для всех. Люди непроизвольно, на уровне рефлекторного подсознания, принимают определённые позы, жестикулируют, выражают эмоции мимикой – это неосознанно. Язык телодвижений обуславливается импульсивно самим подсознанием, ввиду чего отсутствует возможность их подделать. Поэтому языку телодвижения доверяют. Зная тайны языка, можно:

  • Научиться распознавать язык тела в любых ситуациях. Это очень полезно, особенно, когда проводятся переговоры, собеседования или выясняются отношения. Общаясь или контактируя при каких-либо обстоятельствах, можно понять, правду ли говорят окружающие или пытаются слукавить, вводя в заблуждение.
  • Научиться контролировать язык тела в своих целях, не выдавая того, что не хочется выставлять напоказ.

Знание языка тела и жестов – «козырь в кармане», благодаря которому всегда можно понять истину, главное быть внимательным.

Язык тела и жестов при общении: о чём они говорят?

Итак, давайте «окунёмся» с вами в необыкновенный мир жестов, мимики и «телесных разговоров». Что может открыть нам язык тела и жестов мужчины (женщины)? Наше тело и его язык:

Ноги

  • Когда человек не может устоять на месте, постоянно передвигаясь, переваливаясь с ноги на ногу, он выдаёт свою неуверенность и беспокойство, раздражимость и нетерпеливость.
  • Ноги, уверенно стоящие говорят о спокойствии, уверенности в себе и уравновешенности в настоящее время.
  • Сидя, ноги постоянно качаются – гиперактивность или недостаток внимания.
  • Постукивание ногой означает желание поскорей окончить разговор и уйти, но совсем не значит неприязнь, просто человек может куда-либо опаздывать.
  • Слишком близко расположенные друг к другу ноги – показатель покорности, при желании казаться уверенным.
  • Поглаживание ногой кого-либо – флирт.
  • Медленная ходьба, когда ноги будто плетутся, – скука.
  • Шаги уверенные навстречу вам – желание идти на контакт, когда же человек пытается отодвинуться – наоборот является показателем нежелания к общению.

Голова и взгляд

  • Голова наклонена – выражение сочувствия или, если в сопровождении улыбки, флирт.
  • Голова опущена – скрытность, стыд, робость, попытка находится в стороне – держать дистанцию. Если, например, человек что-то объясняет или оправдывается, опустив голову, есть вероятность, что он недоговаривает или говорит неправду.
  • Голова высоко поднята, как говорят «нос кверху», — замешательство или вызов, желание показать себя выше проблем и обстоятельств, которые обсуждаются.
  • Бегающий взгляд – беспокойство и лживость.
  • Взгляд немного мимо глаз оппонента – уверенность и комфорт.
  • Взгляд, направленный вниз или на пол, — застенчивость, расстроенность.
  • Вопросительный взгляд – недоверие, недостаток убеждённости в том, о чем идёт речь.
  • Прямой взгляд «глаза в глаза» — самоуверенность, комфорт.
  • Расширение зрачков – заинтересованность, удивление.
  • Выпучивание глаз – шок, гнев.
  • Взгляд вдаль – отсутствие интереса к теме, отчуждённость.
  • Приподнятая бровь – скептицизм или удивление.

Руки

Жесты руками также, как и другие телодвижения, могут рассказать немало интересного.

  • Руки лежат на бёдрах – ожидание, нетерпение и усталость.
  • Скрещённые ладони руки – закрытость, нежелание сотрудничать/общаться. Скрещивание рук на ширине плеч – властность.
  • Жестикуляция ладонями вверх – открытость, честность.
  • Желание спрятать руки в карманы – недоговаривание чего-либо.
  • Сжатые руки в кулак – раздражение, гнев.
  • Потирание ладоней – сложность «держать себя в руках», способ успокоиться.
  • Руки, закинутые за шею, — спокойное восприятие информации, расслабление.
  • Кулак с указательным пальцем, направленным на собеседника, — желание подчинить.
  • Постукивание пальцами – раздражение, отсутствие интереса.
  • Почёсывание мочки уха, подбородка или другой части лица говорит об усталости.

Губы

  • Скривлённые в усмешке губы – раздражение, ехидство, недоверие.
  • Крепко сжатые губы – гнев.
  • Облизывание губ во время делового разговора – отсутствие интереса, во время общения с противоположным полом – заигрывание.

Хочется отметить, что язык тела и жестов девушек немного отличен от мужских, но это касается физиологических особенностей, большей грациозности движений и мимики, открытости со стороны женщин. В общем же, всё вышеперечисленные нюансы телодвижений можно «грести» в единое целое.

Конечно, есть ещё немало чего интересного по теме жестов и языка нашего тела и лица, мы же, описали самые основные моменты данной темы, однако вот в этих видеороликах вы можете найти ещё много полезной информации.

Овладейте знаниями универсального языка невербального общения, и вы сможете увидеть то, о чём и не догадывались. Всех вам благ, пусть вас никогда не смогут «раскусить», когда вы этого хотите!

 

http://www.youtube.com/watch?v=9kZyhvSwVBk

http://www.youtube.com/watch?v=5acymGO4r9E

Поделись с друзьями!

secretlady.ru

Язык тела — это… Что такое Язык тела?

Язык тела

Язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

Классификации

  • Язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук)
  • искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные для людей с нарушениями слуха
  • язык пантомимы
  • ритуальные языки жестов
  • профессиональные жестовые языки и диалекты
  • жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев

Наукой о языке тела и его частей является кинесика, наряду с паралингвистикой (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации) её относят к центральной области невербальной семиотики — науке о невербальных знаковых системах. Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются также такие науки, как прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика. При визуальном воспоминании, глаза собеседника обычно направлены влево вверх. При конструировании (выдумке) глаза направлены вправо вверх. Важна первая реакция на ваш вопрос или информацию. К примеру, если человек мимолетным движением глаз взглянул вправо вверх, а потом влево вниз, скорее всего человек лжет: сначала он сконструировал образ, который никогда не видел, а потом начинает подбирать слова. Здесь нужно учитывать и то, что некоторые люди, заготавливая свою ложь заранее, зрительно хорошо представляют себе нужную картину. Свою ложь они могут вспомнить в виде визуальных образов и глаза будут направлены влево вверх. Поэтому не делайте поспешных выводов.

Ну, а если вы наверняка знаете, когда ваш собеседник врет вам, то запомните стратегию его лжи: что он говорит в такие моменты, где находятся его глаза, как он себя ведет. Возможно, знание стратегии лжи этого человека поможет вам впоследствии. Аудиалы, визуалы и кинестетики отличаются друг от друга движением глаз, предикатами, тембром и высотой голоса, скоростью речи, внешними данными и рядом других признаков.

Визуалы стремятся одеться покрасивее. В разговоре для них важно себя показать и на других посмотреть. Если есть выбор, в помещении, где стоят несколько стульев, визуал выберет для себя место, позволяющее видеть собеседника. Всегда старается держать дистанцию. Кинестетику, наоборот, важно тесное общение, он любит дотрагиваться до собеседника, прихватывать его за локоток. (Наверняка вы знаете много таких людей). Интересно наблюдать за общением визуала и кинестетика: получается своеобразный танец. Если позволяет место, визуал будет постоянно отходить от кинестетика, а тот постоянно подходить ближе. Так может продолжаться долго, пока визуал, например, не окажется припертым к стене.

Если для визуала важен контакт глазами во время беседы, то он может этого не дождаться от аудиала, которому главное слышать. Все остальное — вторично. Более подробно можно сравнить эти условные группы людей по информации, приведенной ниже.

Визуальный тип

Голос чистый, без придыхания. Громкостно (а не интонационно) акцентируют смысл. Стремятся держаться ровно. Линия взора при контакте должна быть не ниже линии взора собеседника, нужен контакт глазами («если не смотришь, значит, не слышишь»). Во время разговора жестикулируют (жесты выше груди), а когда слушают, замирают.

Зона контакта весьма высока — держат дистанцию, когда пересекаешь его зону, он (последовательно): 1) расширяет зрачки; 2) поднимает брови; 3) отодвигает голову; 4) отодвигает плечи; 5) отходит. Стремятся красиво одеться, причесаться, делать красивые жесты, принимать красивые позы. Чувствительны к внешним аранжировкам (любят порядок) — убирают пыль, когда ее увидят, чтобы было красиво.

Кинестетический тип

Воспринимают мир телом. Дыхание брюшное, медленное и глубокое. Голос низкого тембра, медленного темпа, речь тихая, проникновенная, весовая (не говорит просто так).

Садится поближе, прикасается, любит «прихватывать» за пуговицу, локоток, прохаживаться. Потирает руки, поглаживает. Линия взора — ниже или на уровне взора собеседника, контакт глазами с собеседником не обязателен, а часто мешает: отвлекает от собственных телесных ощущений. Жесты кинестетика — внизу (до груди).

Аудиальный тип

При взаимодействии больше обращает внимание на тембр, громкость и прочие аудиальные субмодальности, «показывает голосом», хорошо копирует голоса других и интонации. В контакте глазами при разговоре не нуждается, глаза прикрыты.

Обычно держит руки в карманах, редко — «скупые» жесты у груди, прикрывает ладонью глаза, трогает ухо, часто бормочет. Из мимики выразителен только низ лица (рот), а так он амимичен. Движения ритмичны, наклон головы, голова опирается на руку. Речь размеренная, с паузами (для внутреннего диалога). Может рассказывать одну историю много раз одинаково теми же словами. Не прерывайте аудиала, когда он начал рассказывать, иначе он начнет сначала или вовсе откажется говорить.

Несомненно, человек гораздо сложнее, чем какая-либо из моделей деления людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. (а также на другие типы, не рассмотренные в данной статье). Часто встречаются смешанные типы людей. Нужно иметь в виду, что в данный момент стратегия вашего партнера близка к поведению какого-либо из типов, описанных выше.

Особенности функционирования в речи знаков разной природы

Коммуникативная деятельность в жизни человека играет одну из самых важных ролей. Способность речевой передачи сообщения отделяет людей от мира природы, но, оставаясь её частью, мы обладаем уникальной способностью бессознательно и сознательно читать язык тела друг друга: жесты, различные позы, произвольные и непроизвольные движения. В 1963 выдающийся русский лингвист А. А. Реформатский, рассуждая о характере различных знаковых систем, описывал их взаимосвязь в одном коммуникативном акте. Он подчеркивал невозможность моделирования коммуникативных систем и самого мыслительного процесса без исследования, как невербальный текст соотносится с вербальным. А. А. Реформатский пришёл к выводу, что перекодирование информации не является единственно важным процессом в акте устного общения. При коммуникации происходит параллельная обработка знаковой информации различными системами: знаковые системы разной природы «как-то и конкурируют в принципе, но не накладываются друг на друга, а представляют собой более сложное соотношение» (Реформатский 1963). Таким образом, язык тела как невербальная часть коммуникации, а иногда и единственная её часть (в случае искусственных жестовых языков, не соотносящихся с речью: «русский язык глухонемых, амслен — знаковая система, используемая глухонемыми в Северной Америке, америнд — „язык рук“ глухонемых североамериканских индейцев, бритлен — язык глухонемых стран Британского содружества», языки глухонемых Италии, Швеции и многие другие) занимает исключительно важную позицию в истории культуры.

Из истории исследования языка тела

Наукой о языке тела принято считать кинесику, хотя в последнее время принято более узко специализировать объекты её исследования: учение о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Все эти единицы невербального общения объединяются в понятии «жест» — от лат. gestus, означающего делать, носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять и др. Известный исследователь языка жестов А.Кендон, исследуя эволюцию этого термина, отмечал, что в римских трактатах о поведении ораторов, например у Цицерона и Квинтилиана, «жест» определялся как правила использования возможностей своего тела, значимые движения рук, ног, корпуса и лица, что сближает данный термин с современным его употреблением — интерактивный знак повседневного невербального человеческого поведения.

Язык тела, занимая важную позицию в истории культуры, является предметом исследования риторики, медицины, психологии, педагогики, искусства, хирологии (язык линий и бугорков рук), хирономии (искусства мануальной риторики) и физиогномики, учения о проявлении внутренних качеств человека в чертах и выражениях его лица.

Основные работы по исследованию языка тела

  • Дж. Балвер одним из первых написал книгу о языке тела в 1644 г., где язык рук рассматривался как природное естественное образование, в отличие от искусственного придуманного языка слов.
  • И. Каспар Лафатер, пастор из Цюриха, в 1792 г. опубликовал «Эссе по физиогномике», первое систематическое изучение движений тела, где подробно описано соотношение между выражениями лица человека, конфигурациями его тела и типами личностных свойств человека.
  • Г. К. Лихтенберг, выдающийся немецкий ученый и писатель, основной оппонент Лафатера, в 1765 г. написал книгу, в которой критиковал его за слишком упрощенный подход к физиогномике: за стремление объяснить мир, исходя только из сознания, в отрыве от реального мира, от практической деятельности человека
  • Ч. Белл, анатом, нейрофизиолог, художник и хирург, одним из первых заинтересовался выражением эмоций на человеческом лице. В 1844 г. занимаясь исследованием в области функционального анализа нервной системы, он сделал вывод, что все сильные чувства сопровождаются изменением в дыхании и мускульной активности лица и корпуса под действием изменившихся моделей дыхания.
  • Ч.Дарвин и Э. Кречмер в 1920 гг. проводили исследования по описанию связей между эмоциями человека, его характером и типом телосложения, связей между выражениями человеческого лица и смыслами данных невербальных единиц.
  • Д. Бонифацио, Д. Батиста дела Порта и Ф. Бэкон в эпоху позднего ренессанса, время расцвета изучения языка тела, в 1616 г. в своих трактатах о невербальной коммуникации утверждали, что существует универсальный язык жестов, понятный всем народам, язык тела, который также говорит о характере и темпераменте отдельного человека.
  • А. Кендон, Д. Моррис, Г. Крейдлин, современные исследователи языка жестов, которые уделяют больше внимание взаимодействию вербальных и невербальных кодов, а также особенностям языка тела отдельных культур.

Язык тела и естественный язык

Глубинные процессы, лежащие в основании естественного языка и языка тела, в существенных отношениях аналогичны, что делает возможным их параллельное существование в коммуникативном акте. Далее приводятся факты, подтверждающие их сходство.

Классический «шиш» («кукиш», «дуля», «фига»)
  1. Каждый элемент невербального языка, как и элемент естественного языка, может стать единицей конвенционального соглашения и обрести контекстуальное значение, например, помахивание платочком, указательный и большой палец в кольце, приобретающие различные значения в зависимости от культуры стран.
  2. В определенных условиях смысл от одного субъекта другому передается или только с помощью жестов, или только словами, или комбинацией тех и других знаков.
  3. Жесты, как и языковые единицы, в большинстве своем являются символическими знаками, они образуют лексикон языка тела, и жестовые комбинации могут образовывать жестовые семиотические акты подобно речевым актам.
  4. Многие жесты определенного языка могут быть переведены на соответствующий вербальный язык, а также на жестовый язык другой страны. Проблемы перевода, связанные с невербальным языком, в основном такие же, как у естественных языков.
  5. Жестовое поведение людей меняется в пространстве, во времени, а также под действием экономических и культурных условий, что характерно для естественного языка.

Таким образом, параллельное существование жестового и естественного языка прослеживается довольно четко. Более того, исследования в этой области подтверждают, что их взаимодействие обогащает передачу смысла и эмоций, уточняет и усиливает значение информации, создавая яркие образы слов. Но, несмотря на наличие общих свойств, между языком тела и естественным языком имеются фундаментальные различия.

  • Все естественные языки состоят из относительно стабильных и дискретных единиц, что не свойственно языку тела, где нет согласия относительно формы, значения и употребления невербальных единиц.
  • Механизм невербальной референции устроен и действует по-другому: невербальные единицы обычно непосредственно обозначают свой денотат, то есть объект и его признаки — размер, форма, конкретные ситуации и объекты с актуальными пространственными категориями, когда языковые категории обслуживают несравненно большее количество идей, различных абстрактных понятий и категорий.
  • Наконец, жестовые знаки воспринимаются глазами. В основном это зрительные знаки, наделенные особыми функциями: они не только описывают явления, объекты и свойства реального мира, но и изображают эти явления, указывают на них. Жестовые элементы, демонстративные по своей природе, в коммуникативном акте выполняют не только информативную, экспрессивную, регулятивную функцию, но и изобразительную.

Источники

  • Реформатский 1963 — Реформатский А. А. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем // Исследование по структуре типологии. М.: Изд-во АН СССР, 1963, 208—215.
  • Kendon A. 1981b. Introduction: current issues in the study of .nonverbal communication.. In Nonverbal Communication Interaction and Gesture, ed. A Kendon, pp. 1–53.
  • Крейдлин 2002 — Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика // М.: «Новое литературное обозрение», 2002.
  • Morris D. People watching: A guide to body language. London: Vintage, 2002.

Ссылки

ushakov.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *