Адекватность различных методик

Расшифровка содержаний выдуманных историй, которые рассказывают о дости­жении цели, не относится к числу наиболее популярных способов измерения ин­дивидуальных различий в силе мотива.

Данная методика основывается на экспе­рименте Г. А. Мюррея, результаты которого были опубликованы в книге «?ссле­дования личности» (Миггау, 1938). Однако в той же самой книге описывается другая методика оценивания силы мотива. В соответствии с ней испытуемым предлагается выразить степень своего согласия с различными утверждениями (каждое из которых относится к тому или иному мотиву). В табл. 6.5 перечисле­ны некоторые из утверждений, использованных Мюрреем для измерения силы мотивов достижения, аффилиации и власти. Одно из очевидных преимуществ рассматриваемого нами подхода заключается в том, что его применение сопряже­но с меньшими затратами, нежели использование дешифровки содержания тек­стов. Ответы испытуемых (варьирующиеся, скажем, от +3 до -3) можно фикси­ровать и обрабатывать с помощью компьютера (что не требует усилий со стороны экспериментатора). ?менно поэтому количество методик самоотчета, применяе­мых для измерения силы того или иного мотива, постоянно увеличивается. Среди них — Шкала личностных предпочтений Эдвардса (Ейтап Регзопа1 Рге/егепсе 5са1е) (Есуагск, 1957), Модель исследования личности Джексона Цаскзоп Рег$о- паШу Кезеагск Рогт) Оаскзоп, 1966), а также Шкала ориентации на достижение и на аффилиацию Мехрабиана (МекгаЫап 5са1е$ /ог АсЫеьетеп апй А//ШаЫоп ОпепШюп) (МегаЫап, 1969, 1970). Каким же образом они выдерживают конку­ренцию с методиками, основанными на анализе фантазий? Каков же наиболее эффективный способ измерения силы мотива?

Таблица 6.5

Примеры утверждений, использованных Мюрреем для оценивания силы различных потребностей (по Н. А. Миггау, 1938)

Потребность в достижении

1. Я ставлю перед собой сложные цели, которых стараюсь достичь.

2. Я полностью расслабляюсь только тогда, когда успешно заканчиваю существенную часть работы.

3. Я неустанно работаю над любым делом, за которое взялся, пока не буду удовлетво­рен результатом.

4. Я люблю работу не меньше, чем развлечения.

Потребность в аффилиации

1. Я чувствую себя в своей тарелке, если оказываюсь среди людей, получающих от жизни удовольствие.

2.

Я очень привязался к своим друзьям.

3. Я люблю «зависать» с близкими мне по духу людьми и обсуждать с ними всякие вопросы

4. Я могу пожертвовать всем, только чтобы остаться с моими друзьями.

Потребность во власти (влиянии)

1. Я получаю удовольствие от руководства группой людей (спортивной командой, клубом или комитетом).

2. Я ревностно отстаиваю свою точку зрения.

3. Обычно я влияю на других сильнее, чем они на меня.

4. Я считаю, что могу доминировать над другими.

Примечание. В опроснике Мюррея утверждения, относящиеся к одному и тому же мотиву, не сле­дуют друг за другом, а «перемешиваются» с утверждениями иных типов. В модифицированных вер­сиях данного опросника а) предлагается ранжировать степень своего согласия с каждым из утверж­дений (отрицательные ответы тоже указывают на силу мотива) и 6) используются «дублирующие» друг друга утверждения (контролируется фактор социальной желательности ответов).

Мюррей полагал, что лучшим способом измерения силы мотива будет исполь­зование обеих методик, а также любой другой релевантной информации (напри­мер, полученной с помощью интервью или наблюдения за поведением испыту­емых во время ролевых игр). В созданных Мюрреем центрах исследования срав­нительно небольшая группа испытуемых на протяжении определенного времени тщательно исследовалась наблюдателями (экспертами). ?спытуемые проходили интервью и множество разнообразных тестов. Кроме того, эксперты оценивали их участие в выполнении различных видов групповой деятельности. Основываясь на всей доступной для него информации, каждый наблюдатель делал предва­рительные оценки силы мотивов каждого из испытуемых. Затем эксперты соби­рались вместе и проводили диагностический консилиум, на котором подробно обсуждали все полученные сведения, и потом оценивали силу мотивации каждо­го из испытуемых в конкретной области. Окончательный вердикт «диагностиче­ского совета» по поводу, скажем, силы мотива достижения конкретного челове­ка рассматривался как лучший способ исследования мотивационной сферы. Ка­ким образом данный метод измерения индивидуальных различий в силе мотивов (т. е. клинический метод) соотносится с методами самоотчета и расшифровки ма­териала воображения? Какой же из них лучше?

zakon.today

Определение и количественная оценка

Прогресс в понимании мотивов достижений, власти, аффилиации и избегания весьма значителен, но он неизбежно поднимает ряд вопросов.

Почему изучались именно эти, а не другие мотивы? Являются ли эти мотивы самыми важными?

Какие еще мотивы необходимо изучить? Ни на один из этих вопросов нельзя дать определенного ответа.

?зучение мотива достижений началось благодаря исторической случайности: в то время психологи имели некоторый опыт в оказании влияния на деятельность с помощью того, что они тогда называли инструкциями, вовлекающими эго. Вско­ре стало ясно, что эти инструкции ставили перед испытуемыми более высокие це­ли и вызывали изменения в ассоциативном мышлении, которое и было названо мотивацией достижений.

Тем не менее если бы кто-либо захотел закодировать все мысли, которые были в тот момент у всех людей на земле, или те мысли, которые у них появились со временем, то частота появления мыслей, связанных с достижениями, определенно была бы ниже частоты появления мыслей, связанных с властью или с аффилиа- цией. Эмпирическое свидетельство в пользу этого вывода получено на основании обсчетов сотен страниц художественных произведений, детских книг для чтения и церковных гимнов, относящихся к разным периодам истории США (МсС1е1- 1апс1, 1975).

Самыми распространенными были мысли, связанные с властью, следом за ни­ми шли мысли, связанные с аффилиацией; мысли, связанные с достижениями, были наименее популярны. Если посмотреть на эту проблему с другой стороны и закодировать образы в великих легендах или в таких священных текстах, как Бхагавадгита[17] или Библия, то окажется, что более всего в них говорится о власти и о любви.

Заботы о достижениях играют незначительную роль. Это не значит, что заботы о достижениях не важны, ведь они представляются ключевым факто­ром технологического и экономического прогресса, тем не менее для большинство людей они чаще менее интересны, чем заботы о власти или аффилиации.

Что можно сказать о других мотивах? Есть целый ряд мотивов, которые бук­вально «взывают» об изучении: потребность кормить других или быть накорм­ленным, любопытство или просто потребность поддерживать устойчивость и из­бегать диссонанса. В последнем случае психологи идентифицировали то, что представляется сильным природным стимулом, но не разработали способ опреде­ления индивидуальных различий силы мотива, основанный на этом стимуле.

Нет недостатка в мотивах, требующих изучения. ?зучать их с помощью мето­дов, описанных в данной книге, людям мешали лишь недавно преодоленные со­мнения в надежности количественных методов, усилия, необходимые для созда­ния системы оценки мотива с помощью возбуждения в процессе экспериментов, которая в дальнейшем должна быть поведенчески валидизирована, а также тре­нинг и время, необходимые для достижения надежного кодирования ассоциатив­ного мышления, которые значительно превосходят минимальные усилия, затра­чиваемые при оценке ответов на вопросы анкет, мгновенно кодируемые машиной. Тем не менее огромные затраты времени и усилий, без которых невозможно со­здание систем кодирования ассоциативного мышления, представляются оправ­данными, если вспомнить о большей теоретической и практической ценности ко­личественных оценок силы мотива, полученных таким образом.

zakon.today

Разграничение между гневом как

Что вызывает агрессивное поведение? Во-первых, мы получаем естественное удо­вольствие от манипулирования, т.

е. от воздействия на среду Во-вторых (по край­ней мере, так со времен Макдугалла утверждают психологи), угрозы и вмеша­тельства извне, не позволяющие нам воздействовать на среду, повышают интен­сивность наших реакций, вызывая в нас возбуждение и затем — гнев и стремление к насилию. Однако насилие не является агрессией, потому что оно не всегда со­пряжено с намерением причинить вред другому существу. Макклелланд и Апи- келла (МсС1е11апс1 & Ар1се11а, 1945) провели простой эксперимент, в ходе которо­го экспериментатор постоянно критиковал испытуемых (студентов) и угрожал им. ?спытуемые же пытались максимально быстро рассортировать выданные им карты. Первой реакцией на критику стало повышение интенсивности реакций: испытуемые начали очень быстро перемещать карты по столу. Затем эта естест­венная реакция (проявление настойчивости) «разделилась» на несколько инстру­ментальных реакций, таких как агрессия по отношению к экспериментатору, по­пытки получить удовольствие от того, что удалось на данный момент, или отказ от дальнейшей работы. ?так, наиболее примитивной реакцией на угрозу оказыва­ется ненаправленная ассертивность, возбуждение или гнев.

Доллард, Дуб, Миллер, Маурер и Сирс (Оо1ап1, БооБ, МШег, Мош*ег & Зеагз, 1939), авторы «Фрустрации и агрессии», попытались определить детерминант агрессивной реакции. Они утверждают, что любое вмешательство в целенаправ­ленную деятельность вызывает побуждение к агрессии, т. е. к «причинению вре­да организму или суррогату организма». Данная формулировка имеет несколько слабых мест. Во-первых, дети, бросающие предметы, и студенты, разрушающие автомобиль или быстро кидающие карты, судя по всему, получают удовольствие исключительно от воздействия на среду; вред, который может принести такое воз­действие, есть его последствие (а отнюдь не цель).

Во-вторых, из этого определе­ния следует, что агрессия происходит только в результате фрустрации, в то время как на самом деле (см. вышеприведенные примеры) желание агрессии может про­исходить вне ситуации фрустрации. Трудно представить, что разбивающие ма­шину студенты реагировали на какую-либо фрустрацию. В-третьих, еще одно «слабое место» — пренебрежение другими (неагрессивными) реакциями на фру­страцию, такими как отказ от активной деятельности или попытками найти аль­тернативные способы достижения цели. А ведь зачастую обусловленное извне прерывание целенаправленной деятельности не приводит к агрессии, а ведет к дру­гим типам реакции.

Таким образом, представляется научно некорректным столь тесно привязы­вать проявляемый гнев к фрустрации любой потребности. Вместе с тем при оспа­ривании целенаправленного воздействия (что возникает, например, в результате критики или угрозы) наиболее вероятными реакциями действительно будут снача­ла возбуждение, а затем и повышение интенсивности действий и возникновение эмоции гнева. Однако этого не происходит при блокировании любой целенаправ­ленной деятельности. Мальчик, которому не разрешили съесть конфету, может просто решить полакомиться чем-либо еще, не испытывая какого-либо возбужде­ния. Но если ему не мешают активно воздействовать на среду (например, опроки­дывать стул), то он прилагает все больше усилий для достижения своей цели и может прийти в крайнее возбуждение (это выглядит так, словно в результате внешнего воздействия происходит усиление естественного мотива влияния).

zakon.today

ГЛАВА 13 Как взаимодействие мотивов с

С тех пор как психологи заметили, что мотивированные люди и животные науча­ются быстрее, они заинтересовались тем, как мотивы сочетаются с другими пере­менными, увеличивая вероятность появления реакции.

В более общем виде этот вопрос звучит так: какие факторы и в каком сочетании наилучшим образом про­гнозируют, какая последует реакция, а если реакция последует, часто ли это будет происходить и насколько интенсивной она будет?

Все психологи, за исключением нескольких теоретиков из Ассоциации психо­логов США, в частности Гутри (СиЛпе, 1935), согласны с тем, что мотивы, возна­граждения или положительные стимулы — одни из детерминантов интенсивно­сти реакции и что существуют некоторые другие детерминанты, которые также следует принимать во внимание. Во-первых, безусловно, важна внешняя обста­новка. Голодная крыса быстрее побежит по лабиринту или быстрее усвоит пра­вильный маршрут, чем сытая крыса, но только при условии, что в кормушке, ко­торая является ее целью, есть пища и если крыса может попасть в лабиринт. ?ными словами, если человека интересует прогноз интенсивности такой реак­ции, как бег по лабиринту, полезно знать не только насколько голодна крыса, но и был ли у нее доступ в лабиринт и есть ли конце лабиринта пища. Сила ответной реакции определяется сочетанием мотивационной переменной организма и неко­торых средовых переменных.

Аналогичным образом было показано, что индивиды с ярко выраженной по­требностью в достижениях справятся с заданием лучше тех, у кого потребность в достижениях низкая, но только при условии, что это задание — средней трудно­сти (С1агк & МсС1е11апс1, 1956; Ргепс, 1955). Если задание слишком легкое или слишком трудное, они работают не более усердно, чем индивиды с низкой потреб­ностью в достижениях. Чтобы мотив усилил интенсивность ответной реакции, среда должна обеспечить им возможность «сработать» лучше. Как отмечалось в главе 8, мужчины с ярко выраженной потребностью во власти будут работать усерднее (получать более высокие оценки), чем мужчины с низкой потребностью во власти, на тех занятиях, на которых предоставляется много возможностей вы­ступать, в отличие от тех занятий, на которых таких возможностей мало (МсКеа- сЫе, 1961). Сочетание средовой переменной — возможностей для выступлений, предоставляемых педагогом, — с мотивационной диспозицией прогнозирует по­

ведение. Некоторые теоретики личности, в первую очередь Эндлер (Епс?ег, 1981) и Магнуссон (Ма§пиззоп, 1976), подчеркивали, насколько важно, объясняя пове­дение, учитывать взаимодействие человека и окружающей среды.

zakon.today

Почему нужно читать РєРЅРёРіРё. Конспекты уроков

Дополнительные сочинения

В этой статье под чтением книг я буду подразумевать исключительно художественную литературу.

Многие убеждены на полном серьезе, что в жизни можно обойтись без чтения книг. С точки зрения физиологических потребностей они правы. Но на этом их правота заканчивается.

Давайте рассмотрим этот вопрос по возрастным категориям.

Почему нужно читать книги детям?

Психологами Рё педагогами доказано, что чтение удивительным образом развивает воображение человека.В РЈ детей РІРѕ время чтения фантазия проявляется РѕСЃРѕР±Рѕ. Чем раньше РІС‹ начнете читать ребенку РєРЅРёРіРё, тем сильнее раскроете творческий потенциал ребенка. Чтение должно быть максимально выразительным, чтобы ребенку было легче представлять художественные образы произведений. Совсем хорошо после прочтения РєРЅРёРіРё попросить ребенка нарисовать любого понравившегося персонажа. Так РІС‹ закрепите навык фантазии. Еще РѕРґРёРЅ прием для развития творчества РІ ребенке — это предложить продолжить сказку или рассказ. Или поиграть РІ РёРіСЂСѓ: «Рђ что Р±С‹ было, если Р±С‹ ты оказался РІ сказке…» Так РјС‹ учим ребенка мечтать Рё фантазировать. Дети, умеющие фантазировать, намного успешнее. Подтвердит любой учитель начальных классов.  Люди СЃ богатым воображением находят нестандартные решения проблем, неординарно мыслят, легче самовыражаются Рё потому Сѓ РЅРёС… больше шансов стать счастливыми.

Еще РѕРґРёРЅ очень важный плюс РІ чтении РєРЅРёРі — это воспитание нравственности. Р СѓСЃСЃРєРёРµ педагоги еще РІ 19 веке доказали, что самым эффективным средством воспитания моральных качеств РІ человеке является чтение художественной литературы. Практика подтвердила такое заявление ученых. До начала перестройки русская Рё советская педагогика активно пользовалась приемами воспитания детей через художественную литературу. Существовала даже такая наука, как «СЂСѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІРѕ чтением». РќРѕ после перестройки Р РѕСЃСЃРёСЏ взяла РєСѓСЂСЃ РЅР° Запад. Теперь детей пичкают кучей знаний без РІСЃСЏРєРѕР№ нравственной оценки. Р’ РЇРїРѕРЅРёРё переняли русские разработки воспитания РєРЅРёРіРѕР№ Рё активно внедрили РІ СЃРІРѕСЋ систему образования. Пользуются приемами воспитания РєРЅРёРіРѕР№В РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ Рё очень довольны. Отсюда каждый родитель может сделать выводы для себя сам.  Если желаете воспитать порядочного человека, то читайте своему малышу РєРЅРёРіРё.

Почему художественная литература воспитывает нравственность? Дело в том, что книги заставляют сопереживать вместе с главными героями. Зайчика обидела Лиса. Зайчик слабее Лисы и не смог защитить свою избушку. И вот малыш уже знакомиться с чувством несправедливости. Ребенку обидно за Зайчика, словно это его Лиса выгнала из избушки. Малыш может даже расплакаться. Книги удивительным образом лучше других видов искусств умеют проникать в самую душу и заставлять читателя испытывать эмоции героев. В этом и есть самый важный плюс литературы.

Есть Рё РґСЂСѓРіРёРµ важные моменты. Например, развитие речи, расширение РєСЂСѓРіРѕР·РѕСЂР°, развитие интеллекта, умение слушать, эмоциональное развитие, эстетическое развитие Рё С‚.Рґ. Единственное, СЏ Р±С‹ посоветовала родителям РЅРµ перегибать палку. Важно помнить, что насильно любви РЅРµ добиться. Поэтому РєРЅРёРіРё нужно читать РєРѕРіРґР° ребенок  этого желает, РєРЅРёРіРё нужно обновлять Рё давать ребенку право выбора. Если РІС‹ хотите оградить ребенка РѕС‚ какой-то литературы, то предоставьте выбор РёР· того, что считаете желательным. Пусть это Р±СѓРґСѓС‚ 3 — 5 РєРЅРёРі. Так ребенок научится принимать самостоятельно решения Рё будет меньше получать стрессов РїСЂРё выборе.

Почему нужно читать книги взрослым?

       

Здесь самым важным моментом стоит назвать антистрессовое качество художественной литературы. Доказано, что РёР· всех возможных средств РїРѕ снятию стрессов РЅР° первом месте оказалось чтение. РќР° последнем, кстати сказать, компьютерные РёРіСЂС‹. Р’ наш стремительный 21 век РїРѕ-моему это качество крайне важное. Как это работает? Р’ момент сильного возбуждения достаньте томик любимого автора. Лучше СЃ еще непрочитанным произведением. Заставьте себя читать РІ первые 2 — 3 минуты. РќР° 4-РѕР№ минуте выровняется дыхание. РќР° 6-РѕР№ РІС‹ будете уже РІ событиях РєРЅРёРіРё. Возможно только частично. РќРѕ РЅР° 10-РѕР№ минуте чтения РІС‹ точно избавитесь от нервозности Рё сможете увидеть возникшую ситуацию иными глазами. РџРѕ крайней мере проводившие опыты исследователи наблюдали РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ реакцию РЅР° чтение Сѓ 87% исследуемых.

Далее можно назвать все ту же возможность фантазировать, окунаться совсем в другую атмосферу и, таким образом, заставлять работать свой мозг. Тренировка для головного мозга лишней не бывает, особенно для тех, кому за 45. Часто за чтением книг люди мечтают, задумываются о важном, находят решения своих проблем, получают массу разнообразных эмоций, обогащаются интеллектуально и нравственно. Иногда книги являются для читателя моральным подспорьем и помогают выдержать серьезные жизненные испытания.

Еще к важным моментам можно отнести познание себя и психологии. Конечно психологию можно изучать, как научную дисциплину. Однако это изучение даст познание теории, а художественная литература научит психологии через чувства. Чем больше человек читает произведения разных жанров, тем лучше он узнает мир людей, их характеры и поведение. Читающему намного легче предсказать реакцию людей в реальном мире. Ведь книголюб проживает за короткий промежуток времени опыт многих героев в разных ситуациях. Чтение помогает развивать интуицию. Происходит подобное как раз за счет еле уловимого эмоционального состояния самых разных героев. Их опыт накапливается в памяти читателя и в нужный момент выдает версии возможной будущей картинки. Иногда читатель узнает в героях книг себя и видит, как к нему относятся люди, по каким причинам и что ими двигает. Часто похожесть героев заставляет увидеть в себе многое, о чем, возможно, человек до момента чтения никогда не задумывался. Иногда герой книги попадает в проблемную ситуацию, очень похожую на проблему читателя. Такой вариант помогает читателю увидеть и выход из своей проблемы и примерный ход событий в будущем.

Говорить о познавательной стороне вопроса даже не приходиться. Это само собой разумеется. Как и не стоит много говорить про словарный запас, общий уровень грамотности и еще массе самых элементарных вещей.

Если этого материала недостаточно, то РІС‹ можете почитать похожую статью РїРѕ теме «Рћ пользе РєРЅРёРі»

Мне же осталось лишь добавить:

Читайте КНИГИ!

Автор: Дементьева Светлана

dp-adilet.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *