Факторы, влияющие на аффилиативные

Эксперимент, проведенный Константиан (Сопз^апйап, 1981), не только позволил проверить несколько разных идей относительно того, как мотивы, ценности и на­выки влияют на силу реакции, но и имел ряд преимуществ.

Во-первых, ее больше интересовала аффилиация, чем достижения. Это преимущество, потому что пре­дыдущие модели предлагались как общие, хотя все они были выведены из ситуа­ций, связанных с мотивом достижения. Во-вторых, она применила некий способ определения частоты оперантных, или спонтанных, аффилиативных актов во времени, использовав тем самым процедуру, которая является ключевым фраг­ментом модели Аткинсона и Бёрча, хотя они никогда не пользовались ею в своей экспериментальной работе. Способ, примененный Константиан, не был ориги­нальным, о нем сообщалось ранее (агзоп & Сз1кз2еп1;1ша1у1,1978). ?спытуемых, а в этой роли выступали учащиеся летней школы, просили в течение недели но­сить электронные пейджеры такого же типа, как носят доктора. Ежедневно между 9 и 23 часами их семь раз (раз в два часа) «вызывали на связь». Когда это происхо­дило, они должны были заполнить небольшую анкету, указав, что они в это время делали и о чем думали. Критерием оперантной аффилиативной активности было отношение вызовов, пришедшихся на то время, когда испытуемый писал кому- либо письмо или разговаривал с кем-либо, к общему числу вызовов.

Константиан (Сопз1ап1лап, 1981) также разработала и более удобный способ измерения человеческих предпочтений заниматься чем-либо вместе с другими людьми, который мы называем Методом измерения аффилиативного выбора.

?с­пытуемых просили указать на шкале от 1 до 7, насколько бы им понравилось за­ниматься вместе с друзьями пятнадцатью разными делами, в том числе работать, выполнять поручения, ходить в музей, жить в одной квартире и т. д.

Основной вопрос заключается в том, как мотив аффилиации, сочетаясь с дру­гими факторами, определяет силу либо оперантных аффилиативных действий, либо аффилиативный выбор. Константиан разработала способ оценки потребно­сти в аффилиации, основанный на обычной расшифровке рассказов, написанных по шести картинкам (см. Неупз, Уегой & АЙктзоп, 1958). Чтобы измерить, на­сколько ценной испытуемые считают аффилиацию, она просуммировала не­сколько позитивных реакций и вычла несколько негативных реакций на пребы­вание в обществе людей. В дальнейшем это будет называться мерилом ценности аффилиации. ? последнее. Оценка воспринимаемой вероятности успеха в соци­альной ситуации была получена следующим образом. ?спытуемые оценивали се- б я по шкале от 1 до 7, отвечая на ряд таких вопросов, как «Часто ли вы чувствуете, что хорошо держались во время какого-то социального мероприятия?» (по шкале от практически никогда до практически всегда) и «Насколько уверенно вы ощу­щаете себя среди незнакомых людей?» (по шкале от совсем неуверенно до исклю­чительно уверенно). Средняя оценка за ответы на эти вопросы представляет оцен­ку испытуемыми степени владения ими социальными навыками, или восприни­маемую ими вероятность их успеха в социальных ситуациях.

zakon.today

Вклад психологии личности в

Большинство людей стремятся объяснять поведение других, учитывая только их моментальные мотивы. Психологи, изучающие человеческую личность, сумели погрузиться в глубины нашей психики и идентифицировать некоторое количество мотивов человека, а также в целом разграничить их и другие характеристики лич­ности, такие как черты и способности. Главным достижением психологии личности в сфере изучения мотивации является создание списка мотивов взрослых индиви­дуумов. Клиницисты, которые по роду своей деятельности не могли не осмысли­вать причины искажения развития, внесли основной вклад в описание мотивов и мотивационных конфликтов, детерминирующих действия и бездействие чело­века. Среди практиков нет полного согласия относительно классификации клю­чевых мотивов, однако большинство сходятся в том, что таковые зачастую скры­ваются в бессознательном личности и что любой окончательный список базовых мотивов обязательно будет включать в себя мотив агрессии или власти, мотив любви (или сексуальности в широком смысле), мотив освобождения от тревоги и ощущения небезопасности, а также мотив достижения или самоактуализации.

Основное ограничение личностного подхода заключается в том, что он не пред­усматривает экспериментального измерения описываемых мотивов. В результате становится очень трудно (если вообще возможно) оценивать степень верности тех или иных теорий и прояснять связи между мотивами и предположительно связанными с ними видами поведения и симптомами. Как Мюррей, так и Кеттелл «запустили» масштабные программы исследования, целью которых было устра­нение данного пробела. Оба ученых изобрели множество методик сбора инфор­мации о самых разных мотивах. При обработке полученного материала Мюррей использовал метод экспертной оценки, в то время как Кеттелл опирался на фак­торный анализ.

Ни тому ни другому не удалось дать такие определения мотивов, которые стали бы безусловной «точкой отсчета» при любых экспериментах. Од­нако усилия Мюррея и Кеттелла привели к существенному углублению понима­ния проблем, связанных с измерением мотивов, и сделали возможным дальней­ший прогресс в данной сфере исследования.

Наиболее эффективным методом оценивания мотивов в рамках терапевтиче­ского процесса оказался анализ сновидений, фантазий и свободных ассоциаций. По мнению многих психологов, эффективность данного метода объясняется сле­дующими фактами:

а) определенные мотивы, например сексуальное или агрессивное побуждения, отвергаются как «плохие»;

б) поэтому они вытесняются в бессознательное;

в) манифестируют себя только в сновидениях и фантазиях (в отличие от со­знательных мыслей, не подвластных цензуре).

Как будет показано в главе 6, мотивы удается лучше прояснить, обратившись к сновидениям, потому что иные детерминанты поведения оказывают мень­шее влияние на образование фантазий. Это точнее проясняет мотивационные — и только мотивационные — причины того, что делает человек. Как бы то ни было, анализ фантазий обеспечил нас убедительными доказательствами существования базовых человеческих мотивов и стал основой для лучшей на сегодняшний день теории развития мотивов: стадиальной теории мотивации Фрейда-Эриксона.

Попытки экспериментально установить валидность сведений о мотивах, полу­ченных при анализе фантазий, до поры до времени имели лишь ограниченный ус­пех. Прорывом стало недавно проведенное исследование Силвермана. Но незави­симо от результатов такого рода исследований, опыт, накопленный психологией личности, позволяет заявить: лучший метод изучения человеческих мотивов не­пременно связан с тем или иным использованием материала фантазий.

zakon.today

Паттерн имперского мотива власти и

Таблица 11.6

Правительственные расходы (1959-1960) и расходы на оборону (50-е гг. XX в.) стран с синдромом мотива имперской власти и с иными комбинациями мотивов

(1950) (МсС1еНапс1, 1975)

ГруппаСлабое подавление активности3Сильное подавление активности
СтранаПроцент ВНПСтрана

(имперский

синдром)

Процент ВНП
Правитель­

ственные

расходы6

Расходы на обо­рону8Правитель­

ственные

расходы

Расходы на обо­рону
Сильная потреб­ность во власти сильнее потреб­ности в аффи­лиацииБельгия28,93,0Аргентина31,42,6
Канада36,54,4Китай3,6
Финляндия39,52,0Дания31,42,6
?ран5,6Западная

Германия

41,33,8
?талия31,83,0?ндия1,9
Мексика20,60,7?рак38,08,2
Новая

Зеландия

34,22,2Пакистан3,9
?спания25,92,2Швейцария36,82,9
Тайвань29,212,3СССР44,210,4
ЮАР33,40,8США36,39,6
Среднее31,13,62Среднее37,14,95
Слабая потреб­ность во власти или

потреб-

Австралия36,12,7Австрия34,81,5
Чили17,62,8Болгария30,3
Франция33,05,9Англия33,36,7
Венгрия27,1Греция22,25,1

zakon.today

Слушать и подражать?

Глава 16 Хорошее произношение – и как можно быстрее!

Уже на начальной стадии обучения желательно усвоить основы правильного произношения. Переучиваться потом будет сложнее, да и вряд ли имеет смысл с самого начала удивлять собеседников своим страшным акцентом.

С другой стороны, вряд ли стоит впадать в противоположную крайность и «оттачивать» произношение каждого слова до тех пор, пока оно не станет идеальным. Органам речи требуется определенное время для того, чтобы приспособиться к незнакомым способам артикуляции. Не следует их особенно торопить.

 

Существует довольно опасное заблуждение, что можно добиться хорошего произношения исключительно самостоятельными усилиями. Для выработки произношения требуется с самого начала правильно поставить артикуляцию, для того чтобы потом не пришлось переделывать то, что уже вошло в привычку.

Моя позиция состоит в том, что не стоит слепо доверяться заверениям рекламы, в особенности если вам предлагают прослушивать записи правильного произношения и просто подражать им. Даже на родном языке мы произносим многие слова не вполне верно, хотя и слышим их постоянно в эталонной речи дикторов радио и телевидения. К примеру, многие шведы всю жизнь произносят «acceptera» (принимать) как «asäptéra»; «agera» (действовать) как «ajéra», что, безусловно, неправильно.

Для обычного человека мало просто поработать с магнитофоном для правильной постановки произношения. Могу присовокупить сюда мнение норвежского языковеда У. Хультена, с успехом преподававшего начинающим английский, немецкий, французский и другие языки: «В том, что касается новичков, я уже в 1960-х годах прекратил описывать звуки, то есть объяснять их произношение с точки зрения теории. Для начинающих гораздо важнее было имитировать мое произношение, уделяя особое внимание звукам, слогам, интонации, и проверять (по магнитофонным записям) свое впечатление, слушая носителей данного языка. Уже после первых двух-трех уроков у большинства людей произношение в общих чертах было поставлено правильно. Дальше нужно было следить только за тем, чтобы его отдельные составляющие, в первую очередь интонация, не претерпели бы изменений к худшему».



 

studopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *