Фрейд о мотивационных истоках

Считается, что начало серьезной дискуссии на эту тему положил Зигмунд Фрейд (1930/1958), поставивший наиболее важный из всех вопросов: почему люди со­здают ту или иную цивилизацию? Почему они, в отличие от других животных, не живут в простых социальных группах, в которых примитивные потребности в еде, сексе или агрессии удовлетворяются непосредственно и немедленно? Зачем они создают сложные правительственные структуры, нормы межличностных отноше­ний, художественные и интеллектуальные памятники, которыми гордится чело­вечество?

По крайней мере частичный ответ на этот вопрос Фрейд нашел в биологиче­ски детерминированных сексуальном влечении сына к матери и стремлении к уничтожению своего заклятого соперника, собственного отца. Фрейд назвал этот базовый мотивационный конфликт эдиповым комплексом — по имени героя грече­ской мифологии, который совершил непредумышленное убийство отца и вступил в интимную связь с матерью. Поскольку он любит своего отца, да и по другим причинам, каждый сын в конце концов подчиняется табу, наложенному на ин­цест, подавляет сексуальный интерес к матери и ищет иные возможности удовле­творить свои разрушительные сексуальные желания в работе и в создании со­циальной структуры, с помощью которой эти желания могут быть реализованы в дальнейшем и более опосредованно. Сын осознает, что для того чтобы получить желаемое, — предположим, удовлетворить свои сексуальные потребности, — не уничтожив ни себя самого, ни своей семьи, он должен «вырасти», принять прави­ла, на которых настаивают его родители, пойти в школу, получить профессию и следовать правилам ухаживания и супружества.

Согласно Фрейду, миллионы молодых людей, разыгрывая эту примитивную мотивационную драму, преуспели в создании того тщательно сконструирован­ного сооружения, которое мы называем обществом.

С помощью этой цепочки рас- суждений наиболее сложные социальные институты трактуются как создания простых мотивационных побуждений и конфликтов между ними. Например, ка­питализм, который нередко рассматривается как мотивационная сила, действу­ющая за современным экономическим развитием, интерпретировался как ре­ализация потребности «аккумулировать презренный металл», или буквально — экскременты (Рготт, 1947). Сексуальные потребности, или потребности, явля­ющиеся проявлением либидо, сначала удовлетворяются за счет разных частей те­ла, затем мальчики переносят свою привязанность на матерей (см. главу 2). Неко­торые люди останавливаются на «удерживающей» стадии (см. табл. 2.4), когда особое удовольствие приносит аккумулирование экскрементов и игра с ними. Со­гласно некоторым последователям Фрейда, именно такие люди, имеющие особую мотивацию к накопительству, и становятся капиталистами.

Другие теоретики обратили внимание на иные типы мотивации цивилизован­ной деятельности, которые проистекают из раскрытия сексуальных и агрессив­ных инстинктов внутри семьи. Например, Н. О. Браун утверждал, что фундамен­тальным мотивом создания цивилизации является страх смерти, страх индивида перед собственной смертностью (Вго\уп, 1959). Социальные институты становят­ся способом защиты людей от мыслей о смерти или гарантируют им бессмертие. Д. Бакан полагал, что фундаментальные мотивы мужчин и женщин различны: мужчины активны, они стремятся к доминированию и контролю (Вакап, 1966). Женщины, напротив, ищут общения или взаимосвязанности, которые позволяют им успешно воспитывать детей.

zakon.today

Другие взгляды на стадии развития

Цели развития, соответствующие различным этапам развития ребенка, описыва­лись не только психоаналитиками.

Даже разработанную Жаном Пиаже теорию стадий когнитивного развития можно интерпретировать в системе координат пси­хологии мотивации. Обсуждая, каким образом дети играют в шарики, Пиаже (?а- §е1;, 1932) выделяет в качестве первой стадию конформности, на которой дети на­учаются играть. ?х цель на данном этапе — следовать в игре определенным прави­лам, т. е. проявлять конформность. Очень маленькие дети не могут даже понять, что существуют разные варианты одной и той же игры. Во фрейдистской системе этому соответствует стадия инкорпорации (первый этап развития), подразуме­вающая полную зависимость ребенка от внешней заботы (Фрейд) или информа­ции (Пиаже). Однако очевидно, что оба ученых «увязывают» данную стадию с различными возрастами: Фрейд соотносит стадию эмоциональной инкорпорации с первым годом жизни, в то время как Пиаже говорит о возрасте 5-6 лет, когда де­ти начинают играть, и о периоде, сенситивном к развитию умения принимать ин­формацию. Таким образом, задачи, решаемые на одной и той же стадии развития, характеризуются функциональной эквивалентностью и «актуализируются» при­близительно в одинаковом порядке, но в различных возрастных периодах.

Согласно Пиаже, по мере когнитивного созревания дети начинают понимать, что правила игры могут быть изменены. Теперь ребенок уже не послушный ис­полнитель внешних предписаний; он сам создает новые правила или меняет их. С позиций фрейдовского психоанализа он находится на второй и третьей стадиях развития, т. е. обретает автономию и утверждается в своих собственных правах.

Наконец, по Пиаже, дети приобретают интеллектуальную способность к эмпа­тии, т. е. к пониманию позиции другого игрока скорее, чем даже собственной. Способность вставать на место другого подразумевает существование соответст­вующего желания. Теперь дети самостоятельно придумывают себе игры, сюжеты которых отражают интересы всех игроков. Согласно эриксоновскому психоана­лизу, речь идет о четвертой стадии развития, характеризующейся формированием взаимоотношений.

Психоаналитики фрейдистского направления считали, что специфика задач той или иной стадии развития зависит от доминантной эрогенной зоны и специ­фики взаимоотношений с родителями, в то время как Пиаже дал определения стадий развития, основанные на характеристиках интеллектуального созревания. Позднее другие ученые, такие как Левингер (оеут§ег, 1976) и Колберг (КоЫ- Ъег§, 1969), также идентифицировали, определили и исследовали стадии конформ­ности, автономии и взаимности, во многом повторив порядок этапов по Фрейду- Эриксону, но и внеся в них существенные коррективы. Таким образом, теория ста­диального развития Фрейда-Эриксона очевидно имеет значительную ценность как модель иерархии целей развития, преследуемых в рамках процесса созревания.

На самом деле аналогичные идеи существуют также в главных мировых рели­гиях. В каждой из них есть предание, в соответствии с которым первой стадией благопребывания людей был период подчинения стандартам, установленным для них, поскольку ничего лучше они не знали. Но это не отражает идеал зрелости, ибо люди должны свободно выбрать благое существование для себя. Они должны поставить под вопрос правила и стать в той или иной степени автономными и инициативными существами. Только в этом случае они достигают той степени зрелости, при которой возможен свободный и обоснованный выбор в пользу доб­ра. Данный период самоопределения человека в конечном счете приводит к до­стижению высшей степени зрелости, что подразумевает добровольный отказ че­ловека «от своего я», чувство которого приобреталось с таким трудом, ради других. Следовательно, на пути своего развития личность переходит от конформности к самореализации и от самореализации к альтруизму. ? вновь мы видим значи­тельное совпадение в целях, которые связаны с определенными стадиями разви­тия, хотя основания их выдвижения совершенно различаются.

zakon.today

Полное содержание Летят мои кони… Васильев Б.Л. [4/8] :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / Летят мои кони…

    вЂ”В РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ, Эля, РЅРµ имею права. Р’РѕС‚ РєРѕРіРґР° будем переезжать, тогда РїРѕР№РґСѓ РІ С?таб Рё РїРѕРїСЂРѕС?Сѓ разреС?ения.
     — Я РЅРµ пущу СЃ тобой Бориса!
     — А ему-то РЅРµ РІСЃРµ равно, РЅР° чем ехать?
     Р? СЏ поехал РЅР° отце. Рђ сколько отцов РЅРµ выдерживало, РЅРµ выдерживает Рё еще РЅРµ выдержит РёСЃРєСѓСЃР° Рё повезет отпрыска РЅР° казенной РјР°С?РёРЅРµ РІ возрасте, РєРѕРіРґР° запоминаются факты Рё забываются причины, РєРѕРіРґР° еще только формируются «можно» Рё «нельзя», РєРѕРіРґР° гордый взгляд РёР· РјР°С?РёРЅС‹ равнозначен праву РЅР° эту РјР°С?РёРЅСѓ Рё РїРѕСЂРѕР№ способен погубить РґСѓС?Сѓ РЅР° веки вечные. Р? это особенно касается мальчиС?ек, РёР±Рѕ если женщинами рождаются, то мужчинами становятся.

     …Закройте глаза Рё представьте: РїРѕ современному С?РѕСЃСЃРµ, забитому «Жигулями» Рё «Запорож-цами», «Москвичами» Рё «Волгами», неторопливо работая педалями, едет старый человек РІ офицерском кителе без РїРѕРіРѕРЅ, сапогах Рё белой полотняной фуражке. Ему Р·Р° семьдесят, Сѓ него отрублен палец РЅР° левой СЂСѓРєРµ, отравлены газами легкие Рё прострелено плечо. Рђ РѕРЅ — едет. Навстречу потоку.
     Вопреки…
     Р’ Вонлярово можно было проехать больС?аком, можно — РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ С?РѕСЃСЃРµ, РЅРѕ отец избрал третий путь. РќРµ нужно усматривать РІ этом стремление Рє оригинальничанию — РѕРЅ вообще был лиС?ен его начисто, — Р° РІРѕС‚ стремление Рє расС?ирению моего горизонта Сѓ него было всегда. Р? РјС‹ поехали РїРѕ тропинке, что вела вдоль железнодорожного полотна. РћРЅР° была утоптана РґРѕ бетонной твердости, Рё ехать было приятно. РЇ сидел РЅР° раме Рё держался Р·Р° руль, Р° отец неспеС?РЅРѕ вертел педали, Рё РјС‹ катили. РџРѕ СЂРѕРІРЅРѕРјСѓ Рё РїРѕРґ РіРѕСЂСѓ, Р° РІ РіРѕСЂСѓ С?ли РїРµС?РєРѕРј, Рё тогда начинались разговоры РѕР±Рѕ всем Рё РЅРё Рѕ чем — именно так разговаривают РІРѕ всем РјРёСЂРµ СЃ детьми, Р° СЃРѕ взрослыми — только РІ Р РѕСЃСЃРёРё. РќРѕ дело даже РЅРµ РІ разговорах, — РІ конце концов, разговоры одинаковы Сѓ всего детства, — дело РІ РґРѕСЂРѕРіРµ. Р’ том третьем пути, который РјС‹ СЃ отцом РїСЂРѕС?ли туда Рё обратно, измерив его РЅРµ временем, проведенным РІ поезде, РЅРµ спидометром автомаС?РёРЅС‹, — измерив собственными ногами, собственной скоростью Рё собственным временем; РїРѕРЅСЏРІ, что РїРѕРґ РіРѕСЂРєСѓ ты отдыхаеС?СЊ, Р° РІ РіРѕСЂСѓ — задыхаеС?СЊСЃСЏ; ощутив, сколько твоих личных С?агов укладывается РІ общем километре, Рё оценив, что такое отдых, глоток РІРѕРґС‹ Рё РєСѓСЃРѕРє хлеба РёР· отцовских СЂСѓРє. Р? РјРЅРµ РїРѕСЂРѕР№ кажется, что РІСЃРµ те объяснения — что РјР°С?РёРЅС‹ РЅРµ его, что бензин РЅРµ его, что…— были затеяны отцом СЃ единственной целью: показать, что путь между РґРІСѓРјСЏ точками РЅРµ всегда полезно соединять беспощадной прямой…
     РЇ РїРёС?Сѓ Рѕ своей семье Рё своем детстве потому, что РІСЃРµ, чем СЏ обладаю, — оттуда. Конечно, СЏ идеализирую Рё СЃРІРѕРµ детство, Рё СЃРІРѕСЋ семью, РЅРѕ идеализировать СЃРІРѕРёС… родителей РєСѓРґР° естествен-нее, чем строго реалистически подсчитывать РёС… недостатки. РќРѕ поскольку СЂРѕСЃ СЏ РЅРµ только РґРѕРјР°, СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ забыть того, СЃ чем, Рє счастью, незнакомы идущие вослед.
     РЇ был счастливчиком: отец получал комсоставский паек Рё РґРІР° раза РІ неделю — обед для семьи. РўРѕ есть для мамы, Гали Рё меня, РЅРѕ ведь были бабуС?РєР°, Оля, тетя Таня, кто-то еще. Р? РІСЃРµ равно СЏ был счастливчиком, Рё РјРЅРµ завидовали. РЎ той РїРѕСЂС‹ СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ ем РЅР° улице: Р±РѕСЋСЃСЊ СЃРЅРѕРІР° увидеть взгляд РёР· тех, тридцатых РіРѕРґРѕРІ. До ужаса Р±РѕСЋСЃСЊ.
     РЇ стараюсь отвлечься РѕС‚ сегодняС?РЅРёС… лиц Рё вспоминаю лица СЃРІРѕРёС… сверстников тех дней. Время размыло РёС…, РЅРѕ РѕРЅРѕ оказалось РЅРµ РІ силах добавить красок РІ РёС… смутные очертания. Р? СЏ вижу дряблую старуС?ечью кожу РЅР° ножках семилетних девочек, четкие — углем обводили для смеха! — ребра восьмилетних мальчиС?ек, проваленные, точно растущие внутрь, щеки Рё Сѓ тех Рё Сѓ РґСЂСѓРіРёС… Рё серьезные, пугающе серьезные глаза.
     …Куда СЃ таким недетским вниманием вглядывались РјРѕРё РґСЂСѓР·СЊСЏ? Р’ сытость завтраС?него РґРЅСЏ? РћРЅР° РїСЂРёС?ла, РјС‹ отъелись, заулыбались, запели веселые песни и… Р? РїРѕС?ли РЅР° фронт. Р? фаС?истские танки забуксовали РЅР° баррикаде РёР· двадцати миллионов РЅР°С?РёС… тел…
     РЎ какого-то времени — старею, что ли? — жизнь стала представляться РјРЅРµ горбатым мостом, переброС?енным СЃ берега родителей РЅР° берег детей. Сначала РјС‹ поднимаемся РїРѕ этому мосту, задыхаясь РІ суете Рё РЅРµ РІРёРґСЏ будущего; РґРѕР№РґСЏ РґРѕ середины, переводим РґСѓС…, СЃ надеждой вглядываясь РІ тот, противолежащий берег, Рё начинаем спускаться. Р? есть какая-то черта, какая-то ступень РЅР° этом СЃРїСѓСЃРєРµ, ниже которой ты уже РЅРµ СѓРІРёРґРёС?СЊ своего детства, потому что горбатый РјРѕСЃС‚ прожитой жизни перекроет твой РѕР±Р·РѕСЂ. Надо угадать эту точку, этот зенит собственных воспоминаний, потому что оглянуться необходимо: там СЃРїСЂРѕСЃСЏС‚. РќР° том берегу, РіРґРµ РјС‹ — только гости. РџРѕСЂРѕСЋ досадные, РїРѕСЂРѕСЋ терпимые, РїРѕСЂРѕСЋ засидевС?иеся Рё всегда — незваные. РќРµ потому, что дети отличаются невинной жестокостью, Р° потому, что старость только тогда имеет право РЅР° уважение, РєРѕРіРґР° молодость нуждается РІ ее опыте…
     РЇ родился РЅР° перекрестке РґРІСѓС… СЌРїРѕС…, Рё РІ этом РјРЅРµ повезло. Еще судорожно Рё тихо отходила РІ вечность Р СѓСЃСЊ вчераС?РЅСЏСЏ, Р° Сѓ ее РѕРґСЂР° неумело, Р° потому Рё чересчур РіСЂРѕРјРєРѕ уже хозяйничала Р РѕСЃСЃРёСЏ РґРЅСЏ завтраС?него. Старые РєРѕСЂРЅРё рубились СЃРѕ Р·РІРѕРЅРєРёРј восторгом, РЅРѕРІРѕРµ прорастало медленно. Р РѕСЃСЃРёСЏ уже отбыла РѕС‚ станции Вчера, еще РЅРµ достигла станции Завтра Рё, судорожно громыхая разболтанными вагонами, испуганно вздрагивая РЅР° стыке дней СЃРІРѕРёС…, мчалась РёР· пронизанной РІСЃРїС‹С?ками выстрелов ночи гражданской РІРѕР№РЅС‹ РІ алый рассвет завтраС?него РґРЅСЏ. РќР°С? паровоз летел вперед.
     Р? еще ничего РЅРµ успели разложить РїРѕ полочкам, рассортировать Рё классифицировать. Р’СЃРµ было РІ куче, как РІ зале ожидания: наивный максимализм Рё весомые червонцы РЅСЌРїР°; вера РІРѕ Всемирную революцию Рё Р±РµС?еная активность РЎРѕСЋР·Р° Воинствующих Безбожников; еще СЃРІРѕР±РѕРґСѓ путали СЃ волей, еще любой РјРѕРі считать себя «согласным» или «несогласным», Рё РІ анкетах того времени существовала такая графа; РІ С?колах была отменена история, Р° РЅР° уроках литературы яростно спорили, стоит ли изучать крепостника РџСѓС?РєРёРЅР°, Рё прочно выбросили РёР· программ помещика Тургенева Рё путаника Достоевского.
     Сейчас РјРЅРµ представляется, будто тогда РјС‹ наивно Рё хмельно играли РІ жмурки, ловя нечто очень нужное СЃ завязанными глазами. Р? РїСЂРё этом смеялись, хлопали РІ ладоС?Рё, радовались — те, кто стоял РІРѕРєСЂСѓРі. Рђ те, кто метался РІ центре, — те РЅРµ смеялись. РќРѕ РјС‹ ничего РЅРµ замечали: нас распирало ощущение победного торжества.
     Р’ этой «игре» СЃ завязанными глазами СЂСѓС?илась старая культура Рё создавалась новая. Отрицание РїСЂРѕС?лого Рё всего, что хоть чем-то напоминало РѕР± этом РїСЂРѕС?лом, было столь всеобщим, нетерпеливым Рё современным, что РЅРёРєРѕРјСѓ Рё РІ голову РЅРµ могло прийти печалиться РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ разруС?аемой Триумфальной арки, снесенных РїРѕ непонятной прихоти Молоховских РІРѕСЂРѕС‚ или взорванного храма Христа-Спасителя. Нет, РєРѕРјСѓ-то конечно же приходило, кто-то страдал, Р° кто-то Рё действовал (ведь спасли же, РІ конце концов, Триумфальную арку!), РЅРѕ это — РІ стороне РѕС‚ потока, РѕС‚ РіСЂРѕРјР° аплодисментов, рева труб, грохота барабанов Рё торжествующего Р·РІРѕРЅР° песен: «Нам ли стоять РЅР° месте, РІ СЃРІРѕРёС… дерзаниях всегда РјС‹ правы…» Существует атмосфера праздника: РјС‹ выросли РІ климате праздника.
     …А вам РЅРµ кажется, что РІ праздники люди перестают думать? Вспоминать Рѕ потерях, горестях, нехватках, недостатках, болях, печалях? РќРё Рѕ чем таком, естественно, РЅРµ вспоминают РІ праздники, РґР° Рё сами-то праздники, вероятно, возникли, РєРѕРіРґР° люди вырывались РёР· трудностей хотя Р±С‹ РЅР° время. РќРѕ представьте, Рѕ чем думают РЅР° свадьбе, Р° Рѕ чем — РЅР° похоронах: какой простор для размыС?лений, РЅРµ правда ли? Р? это закономерно: трагедия учит, Р° комедия поучает. Нет, СЏ совсем РЅРµ против праздников, РѕРЅРё необходимы, как радость, РЅРѕ давайте РІСЃРµ же помнить, что РІ праздники РјС‹ сентиментальнее, снисходительнее Рё глупее, чем РІ будни…
     РњС‹ спускаемся РІ жизнь СЃ РєРѕРЅСЏ материнских колен.
     Это — так. РќРѕ для чего? Чтобы вступить РІ Р±РѕР№ или попросить пощады? Сорвать цветок для любимой или помочиться РІ СЂРѕРґРЅРёРє? Заслонить СЃРѕР±РѕСЋ РґСЂСѓРіР° или потискать девку?
     Цель, ради которой РјС‹ спускаемся РІ жизнь СЃ РєРѕРЅСЏ материнских колен, определяется отцами. Мать дарует нам силу Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ для этой отцовской цели, если РјС‹ — плод любви, Р° РЅРµ потливой похоти. РќР° этой взаимосвязи любви Рё долга доселе держится РјРёСЂ.
     Без колебаний РїСЂРёРЅСЏРІ Великую Октябрьскую революцию, РјРѕР№ отец был РІСЃРµ же сыном отвергаемой культуры. РЇ СѓР¶ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ бабуС?РєРµ Рё маме — женщины вообще консервативнее, Р° ведь именно РѕРЅРё создают тот особый РґСѓС… семьи, который РјС‹, однажды РІРєСѓСЃРёРІ, РЅРѕСЃРёРј РІ себе РґРѕ последнего часа. Р? так было РІРѕ всех семьях, инерционно стремивС?РёС…СЃСЏ передать нам нравствен-ность вчераС?него РґРЅСЏ, тогда как улица — РІ самом С?РёСЂРѕРєРѕРј смысле — уже победно несла нравственность РґРЅСЏ завтраС?него. РќРѕ это РЅРµ рвало нас РЅР° части, РЅРµ сеяло дисгармонии, РЅРµ порождало конфликтов: это РґРІРѕР№РЅРѕРµ воздействие РІ конечном итоге Рё создало тот сплав, который так Рё РЅРµ смогла пробить крупповская сталь.
     Конечно, воспитывает РЅРµ только РІРЅРµС?РЅСЏСЏ Рё внутренняя среда, Р° СЃСѓРјРјР° самых неожиданных Рё труднопредсказуемых влияний, СЃСѓРјРјР° авторитетов семьи, РґРІРѕСЂР°, улицы, детских Рё взрослых коллективов. Воспитание РЅРµ профессия, Р° призвание, талант, дар божий. Р? этим благородным божьим даром была щедро наделена РјРѕСЏ бабуС?РєР°. Легкомысленная, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ унывающая фантазерка СЃ детской РґСѓС?РѕР№, живостью Рё фигуркой девуС?РєРё.
     …Я сижу РІ больС?РѕР№ комнате Рё, высунув РѕС‚ старания язык, раскраС?иваю командирскими карандаС?ами иллюстрации РІ пухлом комплекте «Нивы». БабуС?РєР° СЃРёРґРёС‚ СЂСЏРґРѕРј, РєСѓСЂРёС‚ длиннейС?СѓСЋ махорочную самокрутку Рё раскладывает больС?РѕР№ королевский пасьянс. Р’С…РѕРґРёС‚ мама СЃ плачем Рё пустой РєРѕСЂР·РёРЅРєРѕР№.
     — Беспризорники вырвали Сѓ меня весь РЅР°С? хлеб!
     БабуС?РєР° невозмутимо выпускает огромный клуб махорочного дыма (РІ ту РїРѕСЂСѓ еще РЅРµ ведали, что курить вредно).
     — Элечка, РІСЃРµ трын-трава, испанский РјРѕС…. Р?нтересно, РєСѓРґР° же РјРЅРµ девать девятку треф?
     — Твое легкомыслие, мама, переходит РІСЃРµ границы. РњС‹ РЅРµ СѓРІРёРґРёРј хлеба РґРѕ завтраС?него РґРЅСЏ!
     — Мы РЅРµ СѓРІРёРґРёРј хлеба РґРѕ завтраС?него РґРЅСЏ, Р° сколько дней его РЅРµ видели эти немытые гавроС?Рё? Перестань лить слезы, Эля, Рё скажи, РєСѓРґР° же РјРЅРµ девать эту несчастную девятку треф?..
     Это — бабуС?РєР°.
     Если выдвинуть РЅР° середину комнаты самую больС?СѓСЋ кровать, Р° РЅР° нее положить кверху ножками обеденный стол, то получится корабль. Рђ если попросить бабуС?РєСѓ стать королевой, то РѕРЅР° через минуту войдет РІ комнату царственной РїРѕС…РѕРґРєРѕР№ Рё СЃ РєРѕСЂРѕРЅРѕР№ РЅР° голове.
     — Кто ты, Рѕ чужеземец?
     — Я СЂРѕРґРѕРј РёР· Генуи, РІР°С?Рµ величество, Рё Р·РѕРІСѓС‚ меня Христофор Колумб…
     Р? тут появляется незапланированная мама.
     — Боже РјРѕР№, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚?
     — Я отправляю РІ великое плавание Христофора Колумба, Эля, — торжественно РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Р?забелла Р?спанская. — Только РЅР° таких каравеллах Рё можно открыть еще РЅРµ открытые Америки.
     Это — бабуС?РєР°.
     …— Эля, РІ Преображенской церкви дают керосин. Где РЅР°С? Р±РёРґРѕРЅ?
     Р?счезли керосин Рё сахар, РєСЂСѓРїС‹ Рё постное масло, спички Рё соль. Рђ хлеб стал выдаваться РїРѕ карточкам. Прекрасный черный хлеб, РѕС‚ запаха которого Сѓ меня Рё сейчас перехватывает горло, тогда распределялся пайками (ударение РЅР° первом слоге). Пайка хлеба — полфунта. Двести граммов.
     БабуС?РєР° берет Р±РёРґРѕРЅ Рё идет стоять РІ длиннющей очереди. Р’ очереди еще полно «бывС?РёС…В» (ныне РѕРЅРё официально именуются «лиС?енцами», поскольку лиС?ены избирательного права), Рё бабуС?РєР° отводит РґСѓС?Сѓ РІ воспоминаниях Рё французском языке.
     Рћ, эти очереди! Р’РѕР·РЅРёРєС?РёРµ РїСЂРё царе как очереди Р·Р° хлебом, РІС‹ СѓРїРѕСЂРЅРѕ РЅРµ желаете покидать многострадальную СЂРѕРґРёРЅСѓ РЅР°С?Сѓ уже как очереди Р·Р° тем, «что дают». НачавС?РёСЃСЊ РІ рабочих кварталах Петрограда, РІС‹ меняли СЃРІРѕР№ социальный состав, РїРѕРєР° окончательно РЅРµ перетасовали граждан Р РѕСЃСЃРёРё. Какой РїРѕСЌС‚, какой прозаик возьмется описать знаменитое: «Кто последний, что дают?»…
     Через РґРІР° часа бабуС?РєР° возвращается без керосина Рё даже без Р±РёРґРѕРЅР°.
     — Эля, нам поразительно повезло. Поразительно! РЇ случайно встретила мадам Костантиади. РўС‹ РїРѕРјРЅРёС?СЊ мадам Костантиади? Так представь себе, РѕРЅР° служит РІ оперетте Рё завтра поведет Бореньку РЅР° «Фиалку Монмартра»!
     — Зачем С?естилетнему ребенку оперетка? Узнать «смотрите здесь, смотрите там»?
     — Пусть РѕРЅ узнает РєСѓРґР° смотреть через искусство, Р° РЅРµ через уличные сплетни. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ РЅРёРј РїРѕР№РґСѓ СЏ.
     — А РіРґРµ Р±РёРґРѕРЅ?
     — Бидон? Какой Р±РёРґРѕРЅ? РђС…, СЃ керосином? РЇ отдала его мадам Костантиади: представляеС?СЊ, РѕРЅР° уже месяц живет без света Рё РїСЂРёРјСѓСЃР°.
     Это — бабуС?РєР°.
     …Мы СЃРёРґРёРј РІ центре Смоленска РЅР° Блонье. РЇ задаю бесконечные «почему», РјРµС?ая бабуС?РєРµ насладиться французским романом. Чтобы СЏ отвязался, РѕРЅР° наруС?ает РѕРґРёРЅ РёР· основополагаю-щих законов РЅР°С?его РґРѕРјР°: ничего РЅРµ есть РЅР° улице. Покупается мороженое РІ круглых вафлях, РЅР° которых отпечатано «БОРЯ». РњС‹ — РІ сладостном предвкуС?ении: СЏ собираюсь заняться мороженым, бабуС?РєР° — наконец-то вцепиться РІ роман. РЇ уже высовываю язык, слизывая растаявС?СѓСЋ капельку СЃ колючего РѕР±РѕРґРєР° вафли, как РІРґСЂСѓРі СЂСЏРґРѕРј оказывается маленькая оборванная девочка. Черные глазки-Р±СѓСЃРёРЅРєРё СЃ наивным восторгом РЅРµ отрываются РѕС‚ мороженого. РЇ ревниво хмурюсь…
     — Какая прелесть! — РіСЂРѕРјРєРѕ объявляет бабуС?РєР°, оставив роман. — Так женщины смотрят РЅР° бриллианты. Рђ как грациозно РѕРЅР° стоит! Боже, боже, Рё ты еще чего-то ждеС?СЊ, Боря? Немедленно отдай этой прекрасной незнакомке мороженое, если ты — настоящий мужчина!
     Это — бабуС?РєР°.
     …Когда-то отец увлекался копированием картин, Рё РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· комнат РЅР°С?его РґРѕРјРёРєР° РЅР° РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРµ висели В«Р?ван-царевич РЅР° сером волке», «АленуС?ка», «Богатыри», что-то еще. Р? РІРѕС‚ Р·РёРјРЅРёРјРё вечерами РјС‹ СЃ бабуС?РєРѕР№ уходили РІ ту комнату. РџСЂРё этом бабуС?РєР° оставляла дверь РІ больС?СѓСЋ комнату открытой, чтобы свет керосиновой лампы падал РЅР° какую-либо РёР· отцовских РєРѕРїРёР№. РњС‹ усаживались перед нею и…
     — Ранним утром три СЂСѓСЃСЃРєРёС… богатыря выехали РЅР° разведку, — приглуС?енно Рё заманчиво начинала бабуС?РєР°. — РћРЅРё ехали долго, Рё РјСЏРіРєРёР№ ковыль бесС?СѓРјРЅРѕ стлался РїРѕРґ копытами РёС… коней…
     Р? васнецовские богатыри оживали РІ мерцающем свете. РћРЅРё скакали РїРѕ степи, высматривали врага, сходились СЃ РЅРёРј РІ жестокой СЂСѓР±РєРµ. Р? свистели стрелы, звенели мечи, ржали РєРѕРЅРё, стонали раненые…
     — Ты РІРёРґРёС?СЊ, РІРёРґРёС?СЊ, пятеро врагов напали РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ АлеС?Сѓ Поповича? — горячо, убежденно СЃРїСЂР°С?ивала бабуС?РєР°. — РћС…, как ему трудно сейчас! Держись, АлеС?Р°, держись!
     — АлеС?Р°! — РІРѕ весь голос кричали РјС‹ РѕР±Р°. — Держись, АлеС?Р°!..
     Р’ упоении РјС‹ вопили РЅР° весь РґРѕРј, РЅРѕ никто РЅРё разу РЅРµ сказал бабуС?РєРµ, что РѕРЅР° забивает голову ребенку какими-то бреднями. Наоборот, РєРѕРіРґР° кончалось РЅР°С?Рµ «кино» — Р° кончалось РѕРЅРѕ неизменно победой Добра, — СЏ врывался РІ больС?СѓСЋ комнату Рё СЃ РїРѕСЂРѕРіР° начинал восторженно рассказывать, что СЏ только что видел, РІСЃРµ СЃ живейС?РёРј интересом Рё соверС?енно серьезно расспраС?ивали меня Рѕ битве трех богатырей или Рѕ чудесном спасении царевны.
     Это — бабуС?РєР°.
     …Мы живем РІ центре, Р° СЏ учусь РІ 1-Рј классе 13-Р№ образцовой С?колы имени Бубнова, что напротив часов. Р? как-то РІС…РѕРґРёС‚ невероятно радостная бабуС?РєР°:
     — Эля, это чудо! РЇ устроилась билетерС?ей РІ пятнадцатую синагогу!
     БабуС?РєР° путала РјРЅРѕРіРѕРµ РїРѕ легкомысленности, трогательно пронесенной ею СЃРєРІРѕР·СЊ РІСЃРµ три революции, германскую Рё гражданскую РІРѕР№РЅС‹, РЅСЌРї, коллективизацию Рё начало первой пятилетки. Р’ помещении бывС?ей синагоги ныне располагался театр, который смоляне называли Пятнадцатым. Р’РѕС‚ СЃ этого бабуС?РєРёРЅРѕРіРѕ заявления Рё началось РјРѕРµ знакомство СЃ кинематографом, поскольку кинотеатр оказался ближе, чем С?кола.
     Каждое утро бабуС?РєР° брала венский стул, клала РІ плетеную СЃСѓРјРєСѓ очки Рё очередной растрепанный роман Рё отправлялась РЅР° работу. Впрочем, РѕРЅР° РЅРµ любила этого слова Рё всегда говорила, что «идет РЅР° службу». Так РІРѕС‚, РїСЂРёРґСЏ «на службу», бабуС?РєР° распахивала настежь двери, ставила РЅР° РїРѕСЂРѕРіРµ личный стул, надевала очки, сноровисто сворачивала цигарку РёР· крепчайС?ей махры, доставала роман, прикуривала и… Р? тут следовало выждать, РїРѕРєР° бабуС?РєР° РЅРµ исчезнет РІ парижских трущобах. Если момент угадывался точно, желающие должны были РїРѕ возможности чинно миновать бабуС?РєСѓ Рё раствориться РІ прохладном сумраке бывС?ей синагоги. Если же какой-либо недотепа слиС?РєРѕРј медлил или слиС?РєРѕРј торопился, бабуС?РєР° строго смотрела РЅР° него поверх очков Рё укоризненно говорила:
     — Пожалуйста, мальчик, РЅРµ С?умите. Р’С‹ РјРµС?аете читать.
     Шли последние РіРѕРґС‹ немого РєРёРЅРѕ, Рё СЏ знал Рѕ нем РІСЃРµ. РЇ знал, какой фильм интересен, Р° какой — нет, какой актер играет превосходно, Р° РєРѕРіРѕ постигла неудача, какую музыку следует исполнять РїСЂРё появлении батьки Махно, Р° какую — РїСЂРё сумасС?ествии Бейдемана. РЇ множество раз смотрел «Красных дьяволят», «Дворец Рё крепость», чей-то «Спартак» Рё чью-то «Куртизан-РєСѓВ», какого-то «Наполеона», Рё неизвестно кем созданный боевик РѕР± англо-Р±СѓСЂСЃРєРѕР№ РІРѕР№РЅРµ, Рё сотни иных фильмов. Среди РЅРёС… плохих, естественно, было несравнимо больС?Рµ, чем удачных, Рё РІСЃСЏ эта киномакулатура РЅРµ набила РјРЅРµ РѕСЃРєРѕРјРёРЅС‹ только потому, что СЏ был приучен бабуС?РєРѕР№ относиться Рє РєРёРЅРѕ как Рє импульсу для личного творчества, как Рє канве, РЅР° которой должна быть РјРѕСЏ РІС‹С?РёРІРєР°. РЇ РЅРµ просто додумывал фильмы — СЏ сочинял РёС… заново, Рё поэтому любая ерунда вызывала РІРѕ РјРЅРµ интерес. Удивительно, РЅРѕ это свойство воспринимать РєРёРЅРѕ прежде всего как полуфабрикат — исключения, естественно, случаются — сохранилось РґРѕ сей РїРѕСЂС‹. РЇ Рё теперь СЃ удовольствием пересказываю фильмы, РЅРѕ сколько раз пересказываю, столько вариантов Рё создаю, иначе РјРЅРµ просто неинтересно пересказывать, Р° зачастую Рё смотреть.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

/ Полные произведения / Васильев Б.Л. / Летят мои кони…


www.litra.ru

Полное содержание Дверь Погодин Р.П. [8/20] :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Полные произведения / Погодин Р.П. / Дверь

    — Так Р·Р° что РІС‹ хотели выпить СЃ Мафусаилом? — спросила Р—РёРЅР°, разливая кофе.
    — Р—Р° цветение СЃРѕРЅРіРѕР№Рё, — РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР» Петров. — Р’ Кении РЅР° РіРѕСЂРµ Элгон расцвела СЃРѕРЅРіРѕР№СЏ. Это похоже РЅР° взрыв, РЅР° лавину. РњРѕСЂРµ нектара, разлитое РїРѕ белым рюмкам цветов. Мириады бабочек, мириады пчел, РѕСЂРґС‹ муравьев Рё жуков. Счастье жизни Рё радость смерти… Давайте, Р·Р° счастье жизни.
    РџРµС‚СЂРѕРІ чувствовал себя необыкновенно легко. Может быть, так легко РѕРЅ РЅРµ чувствовал себя РЅРёРєРѕРіРґР°. РћРЅ РЅРµ ждал никакого РїРѕРґРІРѕС…Р°, никакой РѕР±РёРґС‹, никакой неуклюжей С?утки.
    — Александр Р?ванович, расскажите РјРЅРµ что-РЅРёР±СѓРґСЊ РёР· РІР°С?его детства. Может быть, Рё РјРѕРµ быстрее вернется РєРѕ РјРЅРµ. РќРµ сегодня — сегодня СЏ очень устала.
    Р’ дверях РѕРЅР° положила РѕР±Рµ ладони ему РЅР° РіСЂСѓРґСЊ. Ладони ее были теплые, РѕРЅ почувствовал СЃРєРІРѕР·СЊ СЂСѓР±Р°С?РєСѓ.
    — РЇ вас жду, — сказала РѕРЅР°, — Петров, родненький, РїСЂРёС…РѕРґРё, Р°?
    РќР° следующий день Петров РїСЂРёС?ел Рє Р—РёРЅРµ СЃ тюльпанами.
    РћРЅРё сбегали РІ РєРёРЅРѕ.
    Р’СЃСЋРґСѓ продавали тюльпаны, РЅР° всех углах, РІ подземных переходах Рё спусках РІ метрополитен. РџРѕ восточному календарю С?ел РіРѕРґ РєРѕСЂРѕРІС‹, РЅРѕ назвать его следовало, как полагал теперь Петров, РіРѕРґРѕРј тюльпана. Р? Пугачева Алла пела: «РЎРїРѕСЋ РІ бутон тюльпана…»
    РќР° следующий день Петров уехал РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, РіРґРµ должен был оппонировать РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј библиотечном институте РїСЂРё защите кандидатской диссертации «РњР°СЃСЃРѕРІР°СЏ культура Рё народное творчество — зависимость РѕС‚ тиражирования Рё средств доставки РІ СЌРїРѕС…Сѓ научно-технической революции».
    Р’ ночь после банкета Петрову приснился СЃРѕРЅ РёР· серии «РџСЂРѕРіСѓР»РєР° РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ». Образы СЃРЅР° несколько изменились — РєСЂРѕРјРµ РґРѕРјРѕРІ, тронутых разруС?ением, были еще РґРѕРјР° недостроенные. РћРЅ С?ел РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ РЅРµ РѕРґРёРЅ — СЃ Р—РёРЅРѕР№. Пахло морем. РЎСѓРґСЏ РїРѕ фасадам зданий, РіРѕСЂРѕРґ РІС…РѕРґРёР» РєРѕРіРґР°-то РІ Ганзейский СЃРѕСЋР·.
    Р’ РњРѕСЃРєРІРµ Петров задержался РЅР° целую неделю, устраивая какие-то институтские дела, Рѕ которых, СЃРїСЂРѕСЃРё его, РѕРЅ ничего РЅРµ РїРѕРјРЅРёР».
    РњРѕСЃРєРІР° утопала РІ тюльпанах. Р’ киосках Рё РЅР° голубых столах среди публики тюльпаны лежали снопами. Горожане несли РІ руках С…СЂСѓРїРєРёРµ букеты. Цветы сверкали РІ прозрачной хрустящей обертке Рё, может быть, благодаря ей выглядели птенцами РёРЅРѕРіРѕ РјРёСЂР°.
    Р? солнечный день, Рё РњРѕСЃРєРІР°-столица были сделаны РёР· целлофана. Р? РЅРµ тюльпаны были, РЅРѕ СЃРѕРЅРіРѕР№СЏ, могучий, обильный нектаром стробилянт.
    РџРѕС‚оропится человек, наречет РіРѕРґ РєРѕСЂРѕРІС‹ РіРѕРґРѕРј тюльпана, Р° выйдет так, что РіРѕРґ-то РІСЃРµ равно останется РіРѕРґРѕРј РєРѕСЂРѕРІС‹, потому что вместо прекрасной женщины, РїСЂРё РІРёРґРµ которой затрудняется дыхание, РёР· дверей ее квартиры выйдет мужик. Р? захочется этими тюльпанами этому мужику РґР° РїРѕ роже, РїРѕ роже. РќРѕ мужик тот силен, очень силен: Р±СѓРіСЂС‹ мускулов Рё тугие хрящи РЅР° стальном костяке.
    РњСѓР¶РёРє стоял, привалясь Рє стене. РћРЅ был РІ кофейного цвета остро отглаженных брюках, РІ РЅРѕРІРѕР№ белой футболке СЃ короткими рукавами. Р’ твердых, плотно сомкнутых его губах был зажат лист сирени. Загар Сѓ него был С…РѕСЂРѕС?РёР№. Волосы темно-русые волной Рё седые РІРёСЃРєРё. Лицо СЃ прямым ровным РЅРѕСЃРѕРј, впалыми щеками Рё как Р±С‹ утяжеленной нижней челюстью.
    — Р—РёРЅСѓ, пожалуйста, — сказал Петров. РЈ него было чувство, что, задумавС?РёСЃСЊ, РѕРЅ налетел РЅР° постового милиционера, РїРѕРјСЏР» РѕР± него цветы теперь РЅРµ знает, как быть.
    — РњРЅРµ Р—РёРЅСѓ, — повторил РѕРЅ.
    РњСѓР¶РёРє принялся жевать листик. Медленно двигались челюсти.
    РњРµРґР»РµРЅРЅРѕ перемещался взгляд, задерживаясь РЅР° галстуке, РЅР° руках, РЅР° тюльпанах.
    — Нету ее.
    — Рђ РєРѕРіРґР° будет?
    — РќРµ будет.
    — Может быть, РІС‹ поставите цветы ей РЅР° стол? — Петров протянул цветы. Мужик РІР·СЏР» Рё сломал букет пополам.
    — Петров, РЅРµ С…РѕРґРё больС?Рµ СЃСЋРґР°, — сказал. Протянул сломанный букет Петрову. — РќСѓ, ступай, Петров. Выброси РёР· головы…
    Р? Петров РїРѕС?ел.
    РќР° улице РѕРЅ СЃСѓРЅСѓР» тюльпаны РІ СѓСЂРЅСѓ. Р? долго пытался что-РЅРёР±СѓРґСЊ сообразить: РєСѓРґР° идти, что делать, — может быть, РІ библиотеку, может быть, РІ РїРёРІРЅРѕР№ бар? Рћ Р—РёРЅРµ РѕРЅ РЅРµ думал — РЅРµ думалось. Какие-то С?торки преграждали путь мыслям Рѕ ней.
    — «РќРµ отдавай женщинам СЃРёР» твоих, РЅРё путей твоих губительницам царей», — сказал Петров.
    Р’ Петрове сейчас погибал царь, герой, РґРёРєРёР№ скакун, РїРѕСЌС‚ Рё пахарь. Сердце Петрова ныло. Ему было РіРѕСЂСЊРєРѕ Рё стыдно.
    РџР°РґР°Р» замертво плясун — Рё поплясал-то всего ничего. Праздник цветения СЃРѕРЅРіРѕР№Рё РїСЂРёС?ел Рє заверС?ению. Цветы увяли.
    РќРѕ РІРѕСЂРѕР±СЊРё РІ его РґСѓС?Рµ продолжали чирикать, как будто ничего РЅРµ случилось. Тенькали синицы. Рђ жаворонки РІ выси заливались нескончаемой, как небесный ручеек, трелью.
    Рђ ночью ему снился СЃРѕРЅ РёР· серии «Р’оенные приключения». Будто РѕРЅ, Петров, лежит РЅР° перекрестке РґРІСѓС… улиц РЅР° окраине чужого РіРѕСЂРѕРґР° СЃ ручным пулеметом. РќРёРєРѕРіРѕ нет. Петров прижимается Рє цоколю РґРѕРјР°. Весеннее солнце согревает его, Рё асфальт РїРѕРґ РЅРёРј теплый. РќРѕ тоска Рё страх стиснули ему сердце, Рё РѕРЅ РЅРµ может РїРѕС?евелить РЅРё СЂСѓРєРѕР№, РЅРё РЅРѕРіРѕР№. Кто велел ему занять тут позицию так далеко РѕС‚ СЃРІРѕРёС…?
    РљР°Р¶РµС‚СЃСЏ ему, что жители РґРѕРјР° уже навели РЅР° него какое-то дуло, целятся ему меж лопаток.
    РќРѕ появляются веселые Рё нахальные Каюков Рё Лисичкин.
    — РўС‹ чего тут лежиС?СЊ?
    — Город уже давно РІР·СЏС‚. Вставай, пойдем РЅР° танцы.
    РџРµС‚СЂРѕРІ встает, отряхивает СЃ выгоревС?ей гимнастерки белую тонкую пыль.
    — РќР° какие танцы? Р?диоты, РІ моем-то возрасте…
    Р? РіРѕСЂРѕРґ тут же старится. Дома тронуло разруС?ением. РќР° балконах Рё РЅР° карнизах проросли березки. Стекла сыплются РёР· РѕРєРѕРЅ каменными слезами.
    РњР«РњР Р?Р™
    РџР»СЏР¶ был щебенчатый. Старожилы ходили РІ туфлях-вьетнамках. Новички босые брели РїРѕ острому желтому щебню, припадая РЅР° РѕР±Рµ РЅРѕРіРё. Р СѓРєРё РёС… казались длинными, как Сѓ человекообразных измученных обезьян.
    РљСѓРїР°РЅСЊРµ РѕС‚ жары РЅРµ спасало. РќРµ доставляло радости.
    РџРµС‚СЂРѕРІ сидел СЃРїРёРЅРѕР№ Рє РјРѕСЂСЋ, РїРёР» египетское РїРёРІРѕ, РјСЏРіРєРѕРµ, бледное РІ темных бутылках СЃ белыми пробками. Думал Петров Рѕ своем товарище Женьке ПлоС?РєРёРЅРµ. Рћ вкусных холодных борщах, которые готовила молодая жена ПлоС?РєРёРЅР° Ольга. РџСЂСЏРјРѕ РІ тарелку Ольга РєСЂРѕС?ила РіСЂСѓС?Рё. РЎ Женькой ПлоС?киным Петров учился РІ РѕРґРЅРѕР№ С?коле РІ Свердловске. ПлоС?РєРёРЅ был старС?Рµ почти РЅР° РґРІР° РіРѕРґР°, потому успел повоевать СЃ японцами. Высок был ПлоС?РєРёРЅ. Гибок РІ стане. Делал зарядку СЃ гантелями. Бегал. РџРѕ вторникам голодал. РћС‚ голодания становился надменным. Петров представлял ПлоС?РєРёРЅР° бегущего, как молодой олень. РћС‚ бега ПлоС?РєРёРЅ тоже становился надменным. Массы называли его Евгений Р?льич, Евгений Р?льич… Жена называла ПлоС?РєРёРЅ. Р? только Петров Женькой.
    Р­С‚Рё мысли Рѕ ПлоС?РєРёРЅРµ, похожие РЅР° кинокадры, РЅРµ РјРµС?али Петрову думать еще Рё Рѕ РїРёРІРµ. «РџРёРІРѕ РёР· Египта везут, — думал РѕРЅ. — Полный пароход бутылок. Бутылки брякают Рё звенят. Пароход РїРѕС…РѕР¶ РЅР° клавесин».
    РџР»РѕС?РєРёРЅ прочитал публикацию РІ журнале «Р’РѕРєСЂСѓРі света» Рѕ празднике горных славян Зимнижар. Р? прислал телеграмму: «РџРµС‚СЂРѕРІ приезжай обнимаю ПлоС?РєРёРЅ».
    Р‘елые головки бутылок торчали РёР· щебня, тела РёС… находились РІ пещерках, РІ РІРѕРґРµ. РџРёРІРѕ было прохладным благодаря законам фильтрации Рё испарения.
    РџРµС‚СЂРѕРІ РїРёР» больС?РёРјРё глотками. Каждый глоток С?ел РїРѕ пищеводу ощутимо, как холодный неразжеванный пельмень.
    Р–ара. РњРѕСЂРµ потело. Солнце превращало сад РґСѓС?Рё РІ пустоС?СЊ, проникало внутрь желез Рё железок, разруС?ало чудеса гормональной алхимии, наруС?ало обмен веществ, исцеляло кожу РѕС‚ прыщиков.
    РўРµР»РµРіСЂР°РјРјРµ ПлоС?РєРёРЅР° предС?ествовало событие само РїРѕ себе незначительное, которое стало, однако, для Петрова началом ренессанса.
    Р•РіРѕ самолюбие, дремавС?ее РІ густых киселях благонравных, пробудилось РІРґСЂСѓРі тем холодным РёСЋРЅСЊСЃРєРёРј вечером РѕС‚ хруста тюльпанов, как РѕС‚ хруста С?ейных хрящей, оглянулось встревоженно Рё увидело себя серой цаплей, уставС?ей стоять РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РЅРѕРіРµ.
    РўРµРј же вечером айсберги белых ночей сдвинулись СЃ ленинградской моренной РіСЂСЏРґС‹ Рё поползли Рє Югорскому Шару.
    Р’СЃРµ было так замысловато. Р’СЃРµ было так просто. Отчаянная воля Петрова Рє самоуважению получила неожиданную поддержку РІ лице аспиранта Пучкова Кости.
    Р—аведующая отделом привела длинного прыщавого парня СЃ огненным взглядом. Парень сжимал Рё разжимал кулаки, запаленно РґС‹С?ал, одергивал мятый вельветовый пиджак Рё тянулся Рє Петрову нижней челюстью, словно хотел его укусить. Шея Сѓ парня была жилистая, будто РєСѓСЂСЊСЏ РЅРѕРіР°.
    — Полюбуйтесь, — сказала завотделом Лидия Алексеевна РЇСЂРєРёРЅР°. Аспирант. Пучков Костя. Рљ вам просится.
    РЈ Петрова РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было аспирантов. Праздники вызывали Сѓ молодых людей, умных, энергичных, гастрономические ассоциации Рё танцевальные ритмы, РІ лучС?ем случае — минутное умиление, как щенки беспородных собак Рё желтенькие цыплята, толкущиеся РІ СЂРµС?ете.
    — Р? диплом Сѓ него Рѕ праздниках, — сказала Лидия Алексеевна. — Что-то РѕРЅ там такое наворотил. Наверное, как Рё РІС‹, тоже боится женщин.
    РљРѕСЃС‚СЏ Пучков смутился. Его прыщи заалели свежими ранами.
    — Да, — сказал РѕРЅ. — Р?менно. Р’СЃСЏ человеческая жизнь РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ сначала РІ ожидании праздника, потом РІ воспоминаниях Рѕ нем. Если РѕРЅ, конечно, был. Может, Сѓ вас РЅРµ так?
    — Пожалуй что так, — ответила Лидия Алексеевна; близоруко щурясь, РѕРЅР° разглядывала СЃРІРѕРё красивые СЂСѓРєРё. РћРЅР° РёС… любила.
    — РџРѕ-РІР°С?ему, праздник — СЃРёРЅРѕРЅРёРј счастья? — СЃРїСЂРѕСЃРёР» Петров.
    РљРѕСЃС‚СЏ РєРёРІРЅСѓР»:
    — РЈ детей. — Шея его напряглась, казалось, РІРѕС‚ РѕРЅР° втянет его голову РІ жерло пиджака Рё вытолкнет ее оттуда СЃРѕ страС?РЅРѕР№ силой Рё грохотом, как раскаленное СЏРґСЂРѕ. Р? РѕРЅРѕ взорвется Рё РІСЃРµ разруС?РёС‚. — Нужно усилить роль массовых детских праздников РІ формировании личности. Для ребят праздник модель РёС… безусловно счастливого будущего. Вообще праздник есть модель социально-этической композиции общества. Модель социальной мечты. — Костя Пучков помолчал устраС?ающе Рё добавил: — Р? побед… — Р? сел РЅР° скрипучий стул посреди комнаты.
    — Беру, — сказал Петров.
    Р”СЂСѓРіРёС… сотрудников РІ комнате РЅРµ было, РѕРЅРё толклись РІ РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ, РІ буфете Рё РІ библиотеке.
    Р›РёРґРёСЏ Алексеевна крутила РЅР° пальце кольцо СЃ голубым скарабеем. Глаза Сѓ нее тоже были голубые. Р? серьги. Петров уселся перед ее столом, закинул РЅРѕРіСѓ РЅР° РЅРѕРіСѓ.
    — Р’ детстве РјС‹ тоже мечтали Рѕ РєСЂСѓРїРЅРѕРј. Рћ плантациях РєРѕРє-сагыза. Рћ спасении Сакко Рё Ванцетти…
    Р’СЃРµ голубое Сѓ Лидии Алексеевны нацелилось РЅР° Петрова.
    — РЇ мечтала Рѕ С?елковом платье. РЇ младС?Рµ вас. Позволено РјРЅРµ будет заметить, что Рё РІС‹ мечтали Рѕ РґСЂСѓРіРѕРј. Думаю — Рѕ красавице. Рћ красавице СЃ высокой РіСЂСѓРґСЊСЋ. Р? боялись.
    — Правильно, — сказал Петров. — Рћ РєРѕРє-сагызе СЏ недавно прочитал. — РћРЅ повернулся Рє Косте Пучкову. — Рђ ты Рѕ чем мечтаеС?СЊ?
    — РЈ меня вторая гормональная перестройка, черт Р±С‹ ее побрал, — сказал Костя.
    — Потерпи.
    — Почитать Р±С‹ РІР°С?Сѓ работу. Говорят, РІ ней тысяча страниц. РњРѕСЏ дипломная представляется РјРЅРµ интересной, РЅРѕ легковесной — зерен мудрости РЅРµ хватает.
    — Р’ четверг СЏ тебе принесу.
    РљРѕСЃС‚СЏ встал, выпрямился. Р’СЃРµ его члены наглядно взаимодействовали. Костя напоминал экскаватор СЃ пневмоприводом.
    Р?Р· института Петров СѓС?ел рано. Шагал, насвистывая. Р? РІРґСЂСѓРі завернул РІ «Р•РІСЂРѕРїРµР№СЃРєСѓСЋ» гостиницу РЅР° «С?ведский стол». РљРѕРµ-кто РёР· его коллег-жизнелюбов туда захаживал.
    РџРµС‚СЂРѕРІ Рё ел как Р±С‹ насвистывая, Рё глядел РЅР° обедающих тоже как Р±С‹ СЃ посвистом, думал: РІРѕС‚ РѕРЅРё удивляются — СЃ чего Р±С‹ это среди РЅРёС… РѕРґРёРЅ такой радостный? Может, «Р–игули» выиграл?
    «РќРµС‚, голубчики, — РіРѕРІРѕСЂРёР» Петров. — Трагическое преобразуется либо РІ униженность, либо РІ гордость. Р? то Рё РґСЂСѓРіРѕРµ может лечь РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ праздника. Смикитили? Это вам РЅРµ лампочку пережженную выкрутить. Такие тут бывают пертурбации, технократы РІС‹ прямоточные, что лампочкой РЅРµ осветить».
    Р–енщин красивых или притягательных РЅР° «С?ведском столе» РЅРµ было. Были РґРІРµ девуС?РєРё РІ тусклых джинсах, СЃ тусклыми волосами. Наверное, продавщицы РёР· «Р“остиного РґРІРѕСЂР°».
    «Р­РјР°РЅСЃРёРїРёСЂРѕРІР°Р»РёСЃСЊ, РґСѓС?РєРё, Рё никакой радости РѕС‚ обеда Р·Р° четыре рубля. Рђ РЅР° эти деньги семью накормить можно. Деловые С?РёР±РєРѕ… Рђ, РїРѕС?ли РѕРЅРё…»
    РћРґРЅР° девуС?РєР°, наиболее тусклая, посмотрела РЅР° часы Рё встала.
    РЈС…РѕРґСЏ, сказала РїРѕРґСЂСѓРіРµ:
    — Будь.
    — Буду, — РїРѕРґСЂСѓРіР° кивнула.
    «Р‘ыть как РїСЂРёСЂРѕРґР°, — подумал Петров. — Как РіСЂРёР±С‹ опята. РћРЅРё Р±СѓРґСѓС‚. РћРЅРё РіСЂСЏРґСѓС‚. Нет, почему РіСЂСЏРґСѓС‚ — РѕРЅРё есть всегда». Кто такие «РѕРЅРё», Петров представлял плохо, РЅРѕ настроение его испортилось.
    — Что СЃ вами? — спросила оставС?аяся девуС?РєР°. — Такой жизнерадостный Рё РІРґСЂСѓРі… Попробуйте мысленно закрутить РІРѕРєСЂСѓРі себя прозрачную сферу. Пусть покрутится. РќР° это уйдет часть РІР°С?ей психической энергии, РЅР° это же переключится Рё РІР°С?Р° досада. Р? СЃРЅРѕРІР° РІСЃРµ станет Рѕ’РєСЌР№. — ДевуС?РєР° встала Рё, мило улыбнувС?РёСЃСЊ ему, СѓС?ла.
    «Р?С?СЊ как насобачились, — подумал Петров. — Рђ может, РѕРЅР° права? Наверное, права. Конечно права». Р? РѕРЅ начал закручивать РІРѕРєСЂСѓРі себя сферу. РќРµ получилось… РќРµ получилось… Потом что-то замелькало РІРѕРєСЂСѓРі него синей прозрачной спиралью. «РЎС„ера», — догадался Петров.
    РџРµС‚СЂРѕРІСѓ хотелось дать Косте СЃРІРѕСЋ работу, РІСЃСЋ тысячу страниц, РІ дар. Даже спасибо сказать. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, было жаль. Петров почувствовал РІ себе силы заверС?ить ее.
    — Рћ’РєСЌР№, — сказал Петров.
    РџСЂРёРґСЏ РґРѕРјРѕР№, Петров уселся РІ РєСѓС…РЅРµ перед телевизором. Включил передачу «РЎРµР»СЊСЃРєРёР№ час», посмотрел разнообразные поливальные установки, культиваторы Рё доильные аппараты, Сѓ которых вакуум-стакан меняет диаметр РІ зависимости РѕС‚ сосца. ПослуС?ал певицу Стрельченко Рё углубился РІ мысли Рѕ том, как Р±С‹ так устроить, чтобы Пучков Костя выбрал для диссертации РґСЂСѓРіСѓСЋ тему. Что-то РІ рассуждениях Кости пугало Петрова. Мнились ему факельные С?ествия детей. Неразумные выкрики. Детский авангардизм. Р? ликование над легким тельцем сельского РІРѕСЂРѕР±СЊСЏ — страС?РЅРѕРіРѕ врага зерновых культур Рё фруктовых садов.
    РџРµС‚СЂРѕРІ зачислил Костю РІ меднокрылую фалангу ангелов-битюгов, которые, чтобы взлететь, должны РёСЃРєСЂРѕС?ить копытом жемчуга Рё алмазы охраняемых истин. РћРЅ, конечно, максималист.
    РћРЅ РіРѕСЂСЏС‡ — инфарктоопасен. Надо Р±С‹ ему РґСЂСѓРіСѓСЋ идею какую-РЅРёР±СѓРґСЊ. РќРµ такую оригинальную…
    — Рђ именно? Рђ именно? — пел вполголоса Петров.
    РћРЅ уставился РЅР° экран телевизора Рё РІСЂРѕРґРµ увидел, РІСЂРѕРґРµ там написалось: «РўРµР»РµРІРёР·РёРѕРЅРЅС‹Р№ РјРёСЂ как основная реальность, формирующая психоструктуру ребенка Рё РЅРѕСЂРјС‹ его поведения».
    — Р’Рѕ-первых, РїРѕ профилю, — РїСЂРѕС?ептал Петров. — Феномен! Р’Рѕ-вторых, РІ РґСѓС…Рµ времени. Р’-третьих, интересно, потому что факт.
    РћРЅ принялся мысленно убеждать Костю:
    «РџСЂРµРґСЃС‚авляеС?СЊ, ребенок РІРёРґРёС‚ РїРѕ телевизору зайца. Сначала мультипликационного РІ «РќСѓ, РїРѕРіРѕРґРё!». Затем настоящего «Р’ РјРёСЂРµ животных». РЈ него Рё настоящий заяц такой же примерный негодяй Рё так же неистребим. РќРѕ, что важнее, живой заяц, коли ребенок СЃ РЅРёРј столкнется, РЅРµ вызовет РІ его РґСѓС?Рµ чувства оторопи, восторга Рё ликования, поскольку РѕРЅ уже видел всяческих зайцев, пожирая оладьи. Р? сорвавС?РёР№СЃСЏ СЃРѕ скалы человек вызовет Сѓ него слюну Рё память Рѕ С?околадке, поскольку РѕРЅ С?околадку лизал, глядя РїРѕ телевизору РЅР° умирающего среди скал человека. Р? поруганная РїСЂРёСЂРѕРґР° Рё страдания РґСЂСѓРіРёС… людей оказываются какими-то ирреальными, существующими РІРЅРµ его представлений Рѕ главном. Таким образом, психоструктура ребенка слагается РёР· лжи: РёР· ложных условных рефлексов, ложных побудительных мотивов, ложных чувств Рё сочувствий. Рђ потребность сострадать ближнему, наличествующая как РІРёРґРѕРІРѕР№ инстинкт, сводится Рє нулю. Р’ итоге РјС‹ имеем закрепленного РЅР° веки вечные эгоцентриста. Рђ РѕРЅ, РґСѓСЃСЏ, хочет получить рай РЅР° земле, даже РЅРµ вникая РІ то, что рай РЅР° земле бессмыслен. Р’ итоге РјС‹ имеем трагедию инфантилизации человечества…»
    — ПонимаеС?СЊ, — горячился Петров, то присаживаясь Рє телевизору, то СЃРЅРѕРІР° принимаясь ходить РїРѕ РєСѓС…РЅРµ. — РўСѓС‚ есть над чем думать. РўСѓС‚ можно вскрыть. РўСѓС‚, Костя, феномен. Парадокс…
    Р”алее Петров увидел себя РІ черной мантии Лондонского Королевского общества естествоиспытателей Рё королеву Елизавету Вторую РІ атласе цвета фрез. Между РЅРёРјРё был стол, одетый РІ лунного блеска скатерть. Р? РЅР° скатерти столовое серебро. Пахло трепещущими духами СЃ сильной цветочной нотой.
    РљРѕСЂРѕР»РµРІР°, поигрывая фруктовым ножичком, СЃРїСЂР°С?ивала:
    — Скажите, Александр Р?ванович, чтобы стать таким умным, как РІС‹, нужен аутотренинг, или это святое?
    — Святое, — отвечал Петров. — Р? нужна СЃРІРѕР±РѕРґР°.
    РљРѕСЂРѕР»РµРІР° СЃРєРѕСЂР±РЅРѕ качала прической.
    — Рђ ведь жажда СЃРІРѕР±РѕРґС‹ направлена против культуры. — Лицом королева напоминала Р—РёРЅСѓ.
    РџРµС‚СЂРѕРІ СЃ мудростью человека, который только что РІСЃРµ ей простил, ей отвечал:
    — РќРµ СЃРјРµС?ите, РІР°С?Рµ величество. Культура Рё СЃРІРѕР±РѕРґР° — СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹.
    Р? королева ему отвечала:
    — РќРµ смотрите РЅР° меня так — РІСЃРµ женщины РЅР° РѕРґРЅРѕ лицо. Эта библейская истина РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє Сократу, Р° может, Рё далее — РІ изначальное РїСЂРѕС?лое. Р’СЃРµ РѕРЅРё губительницы царей.
    РЎРѕС„СЊСЏ стояла над РЅРёРј.
    — Шел Р±С‹ спать РЅР° диван. Р?нтересно знать, какую ты песню пел РІРѕ СЃРЅРµ?
    — Военную, — строго сказал Петров. — Р’Рѕ СЃРЅРµ СЏ РїРѕСЋ военные песни. Петров увидел — лежит РЅР° столе телеграмма. РЎРїСЂРѕСЃРёР»: — РћС‚ РєРѕРіРѕ?
    — РћС‚ ПлоС?РєРёРЅР°, — сказала Софья. Села РїРѕ РґСЂСѓРіСѓСЋ сторону стола, положила РЅР° стол СЂСѓРєРё, отяжеленные кольцами, Рё уставилась РІ телевизор.
    РџР»РѕС?РєРёРЅ появился Сѓ РЅРёС… спустя РіРѕРґ, как РѕРЅРё поженились.
    РџРµС‚СЂРѕРІ РїСЂРёС?ел РёР· университета Рё еще РІ прихожей уловил запах тревоги. Р’ РєСѓС…РЅРµ мама, тетя Рё ПлоС?РєРёРЅ пили чай.
    — Привет, Красавчик, — сказал ПлоС?РєРёРЅ. — РҐРѕСЂРѕС?Рѕ сохранился. Рђ СЏ, РІРёРґРёС?СЊ, огрубел. Хотел стать романистом — РЅРµ получилось. Проволокли пару раз РјРѕСЂРґРѕР№ РїРѕ булыжнику. Вижу жизнь исключительно СЃРѕ стороны задворков. Рљ тому же язык С?ерС?ав. СлуС?ай, Р° как это называется, РєРѕРіРґР° РЅР° фасаде гладко, Р° РЅР° задворках гадко?
    Р—апах тревоги усилился.
    — Короче, СЏ СЂРµС?РёР» вознестись РІ артисты. Буду поступать РІ Ленинградский театральный. Выучусь РЅР° Черкасова.


[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

/ Полные произведения / Погодин Р.П. / Дверь


www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *